Циничная демагогия патриарха Кирилла о демографии и абортах

13 мая 2021 г. в своем обращении к участникам X Общецерковного съезда по социальному служению патриарх Кирилл обозначил отношение РПЦ к проблеме абортов.

“Церковь непрестанно свидетельствует о страшной проблеме — это проблема абортов, решение которой не только поднимет уровень личной и общественной нравственности, уровень ответственности за детей, но и, несомненно, увеличит продолжительность жизни и численность нашего населения. Мы большая страна, мы нуждаемся в том, чтобы нас было больше, и нет другой более эффективной возможности повлиять на демографию, кроме как радикально сократить количество абортов. К этому призывает Церковь, исходя из того, что, во-первых, аборт — это грех, а во-вторых, что отказ от абортов или их значительное сокращение меняет саму природу нашего государства.

Если женщина хочет сохранить свое дитя, в Церкви ей обязательно помогут, как я в свое время сказал: «Если вы не можете воспитать ребенка, но вы его родили или готовы родить, — не убивайте ребенка, родите и отдайте нам, Церкви, и мы сделаем все, чтобы воспитать и поднять на ноги ваше дитя».

Выделим в словах патриарха важнейшие тезисы для анализа и оценки.

  1. Законодательный запрет абортов поднимет уровень личной и общественной нравственности

С точки зрения христианства не существует “животворящих заповедей”. Это было сутью учения ап. Павла:

“если бы люди получили Закон, способный давать жизнь, их оправдание, конечно же, полностью зависело бы от исполнения Закона” (Гал 3.21).

Запрет абортов приводит не к увеличению рождаемости, а к всплеску женской смертности. Женщины не станут больше рожать, а пойдут на подпольные аборты, рискуя собственными жизнями.  

Статистика женской смертности сталинских времен поражает. Так, только в 1955 от абортов умерло 819 женщин. Уже в 1965 году этот показатель составил 165, в 1975 г. — 135, из которых 129 женщин умерли в результате криминальных абортов. В начале 90-х годов показатель женской смертности от абортов составлял 31 человек (1991 г.). В 2009 г. он составил 12 женщин, из которых 4 случая стали результатом криминальных абортов.

В двадцатилетней перспективе запрет на аборты приведет к росту преступности и количества сирот. Ведь сначала никому не нужные, неблагополучные дети отправятся в детские дома, а затем, не получив должного родительского тепла и воспитания, будут вести не самый благопристойный образ жизни. 

На такое молодое поколение рассчитывает патриарх Кирилл?

В 1973 году в США на федеральном уровне были легализованы процедуры искусственного прерывания беременности, и спустя двадцать лет власти констатировали спад преступности. «Нежеланные дети», которые пополняют ряды преступников, просто не родились.

  1. Увеличение рождаемости — благо для России и россиян

Основной довод патриарха Кирилла в поддержку запрета абортов — необходимость улучшения демографической ситуации в стране — безнадежно устарел. Такими категориями мыслили политики в Республике Корея в середине 50-х и партийные деятели в СССР в конце 30-х годов прошлого века. Когда в 1936 году Коммунистическая партия СССР ввела запрет на аборты, звучали призывы мыслить

«не узко личными интересами, а жизнью коллектива».

На фоне резко возросших показателей рождаемости вырастут и показатели материнской смертности и детоубийств.

В СССР за четыре года с момента принятия нового закона количество смертей от абортов выросло почти в 5 раз, а доля убийств детей в возрасте до года в общем числе зарегистрированных убийств увеличилась более чем в 2 раза. Начала бурно развиваться система подпольных абортов: только 10% абортов были первоначально сделаны по медицинским показаниям, а остальные 90% начали делать вне медицинского учреждения.

В итоге просуществовавший почти двадцать лет запрет на аборты был признан неудачной инициативой и был снят при Никите Хрущёве.

Уже давно экономическая мощь страны, ее социальное развитие и политический авторитет определяются не численностью населения, а его интеллектуальным потенциалом, реализацией современных инновационно-технологических возможностей для развития и др.

В медицинском циркуляре, действующем в СССР до 1936 года, были четко прописаны социальные условия, при которых был разрешен аборт: наличие в семье ребенка до 2-х лет, антисанитарные условия проживания, один кормилец в семье, отсутствие отца, безработица матери, учеба обоих будущих родителей, развод, безработица обоих родителей.

Для увеличения рождаемости необходимо улучшение социальной инфраструктуры, системы здравоохранения, качества образования. Должны быть возможности обеспечить ребенка, гарантировать его дальнейшее благополучие и так далее.

Вместе с тем, социально-экономическое благополучие в стране в долгой перспективе приведет к снижению рождаемости.

На демографические процессы в XX-XXI веках влияет уровень смертности, гигиены и медицинского обслуживания в конкретной стране.

Весь мир проходит через четыре стадии демографического перехода. Развитые страны уже прошли через это. В то время как развивающиеся страны проходят прямо сейчас.

Европа была на первом этапе демографического перехода в XVIII веке. Тогда рождалось много людей, но значительная их часть умирала, поэтому прироста населения практически не было. У женщин было 4-6 детей, но обычно только двое из них доживали до зрелости. Затем в Великобритании наступила промышленная революция. Массово производились промышленные блага, которые стали широкодоступными. Наука процветала, что привело к развитию транспорта, связи и медицины. Со временем этот процесс не только создал средний класс, но также повысил планку уровня жизни и здравоохранения для бедных слоев населения.

Начался второй этап перехода. Благодаря улучшению продуктов питания, гигиены и медицины, уровень смертности понизился, особенно в младшем возрасте. Результатом стал демографический взрыв, удвоивший население Великобритании в период с 1750 до 1850 гг. Основная причина многодетности в семье — высокая детская смертность. Теперь эта угроза исчезла.

Начался третий этап перехода. Рождалось меньше детей и рост населения замедлился. В итоге установился баланс. Люди стали меньше умирать, но понизилась также и рождаемость.

Уровни смертности и рождаемости стабилизировались. Великобритания достигла четвертого этапа перехода.

В этих переходах нет никакой мистики и чудес.

Дети, рожденные во время демографического взрыва 70-80 гг. ХХ века сейчас сами выращивают детей. В среднем у них значительно меньше детей, чем у их родителей. Сегодня среднее значение — 2.5, а 40 лет назад этот показатель достигал 5. Так происходит во всех странах.

Допустим, что рождаемость в России резко увеличилась. Но где эти люди будут жить, учиться и работать?

Сырьевая, структурно отсталая экономика России не способна трудоустроить такое количество людей, это приведет к резкому усугублению всех социальных проблем, в том числе к скачку преступности и стихийным бунтам.

Повышение рождаемости — благо, если новые россияне смогут достойно жить в деревнях и небольших городах европейской России, Сибири и Дальнего Востока.

В настоящее время население России сконцентрировано в крупных городах, причем постоянно мигрирует из менее крупных в более крупные. Всплеск рождаемости приведет к увеличению населения именно крупных, уже перенаселенных городов.

Нынешний экономический курс ведет к деградации малых городов и сел, и сколько бы там ни родилось людей, они все уедут в перенаселенные города.

В большинстве своем это будут социально неблагополучные люди.

В России малые города и села приходят в упадок. Там нет школ и больниц, даже нет газа (газа нет у 30% жителей городов и 40% жителей деревень; самый низкий уровень газификации в Сибирском федеральном округе — 16,8%).

Многие малые города центральной России, такие как Вышний Волочек и Серпухов — зона социальной катастрофы

Но патриарх Кирилл об этом молчит.

  1. Радикальное сокращение количества абортов является наиболее эффективным способом улучшения демографической ситуации в стране

Подобные запреты в Польше с 1993 года не привели к росту населения, зато породили массовый абортный туризм в страны, где аборты разрешены.

Примерно сто тысяч полек ежегодно делают подпольные аборты или едут за этой услугой в соседние страны Евросоюза.

В Румынии запрет абортов (1966 г.) привел к росту материнской смертности из-за абортов с 16,9 на 100 тыс. живорожденных (1965 г.) до 151,3 (1982 г.), что в 10 раз больше, чем в любой европейской стране, где аборты являются легальными. В 1989 г. Румыния легализовала аборты и контрацепцию, что привело к снижению материнской смертности на 50% в первый год после легализации. В ЮАР после снятия запрета абортов материнская смертность, связанная с ними, снизилась на 91% за 7 лет (с 1994 по 2001).

  1. Церковь должна заботиться об увеличении численности населения

Евангелисту Иоанну или игумену VII века (например, авве Дорофею) в голову бы не пришло полемизировать о чадородии и стимулировать рождение младенцев, ведь Церковь и христианство совершенно не об этом. Исторически христиане об этом вообще не заботились.

Когда Христос говорил о рождении свыше, почтенный фарисей воспринял это в биологическом смысле: как предложение «войти в утробу матери своей и родиться» (Ин 3.4). Но задача Церкви изначально была совершенно иной: помогать людям из плоти и крови стать

«чадами Божими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1.12,13).

Более того, Иисус прямо предписывал своим ученикам оставить жен и детей:

“всякий, кто оставит дома, братьев, сестер, отца, мать, детей или поля ради Меня, получит во сто крат больше и обретет вечную жизнь” (Мф.19:29).

Вопреки ожиданиям своих родственников и ближних, Иисус не вступил в брак и в возрасте около 30 лет вдруг бросил работу ремесленника/разнорабочего и покинул родную деревню. Родственники подумали, что Иисус сошел с ума (Мк 3.21).

А еще ранее свою проповедь начал Иоанн Креститель, который не только не женился, но и вопреки традиции не стал священником.

Вокруг Иисуса образовался круг последователей. Некоторые из них по его призыву оставили жен и детей, как Симон Петр и иные апостолы. Прекратив рыбную ловлю, они оставили свои семьи в двусмысленной ситуации — без развода и материального обеспечения.

Представим себе на секунду, что современный проповедник скорого Конца света предлагает своим адептам бросить обучение в университете, уволиться с работы и оставить семью ради великой духовной миссии. Как это оценит обычный россиянин или патриарх Кирилл? Вряд ли они будут восхищаться этим поступком как воплощением традиционных ценностей. Напротив, они назовут это сектантством и изуверством.

Неспособных к семейной жизни мужчин (скопцов) Иисус не отвергал, а сознательно отказавшихся от брака — восхвалял:

“есть люди, которые не могут жениться, потому что они такими родились. Других евнухами сделали люди, а есть и такие, кто не женятся ради Царства Небес. Тот, кто может принять, пусть примет!» (Мф 19.12).

  1. Аборт — это грех и убийство человека

“С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

 «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства… Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», – сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого.  При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII. Проблемы биоэтики).

“Консенсус патрум” в отношении статуса эмбриона отсутствует. 

Между прочим, тот же Василий Великий (+379 г.) придерживался древнего учения Церкви о том, что человеком следует называть эмбриона, принявшего вид человека:

««сын» и «чадо» суть имена приличные существам одушевленным, а слово «порождение» редко к ним прилагается. Порождением можно назвать и выкидыш, еще не получивший образа; но он не достоин называться чадом».

Более четко это учение о “бесформенном зародыше” выразил блаженный Августин Иппонский (+430 г.):

«Итак, относительно того, что [Писание] не пожелало, чтобы [гибель] еще не сформировавшегося плода считалась убийством человека, – это, разумеется, [связано с тем, что] оно не считало человеком то, что в таком состоянии бывает носимо в утробе… Поэтому, если этот бесформенный зародыш уже был одушевлен, однако неким образом бесформенно… закон не пожелал, чтобы это считалось убийством человека на том основании, что еще не может быть признана живой та душа, которая пребывает в лишенном чувства теле, если таковая и есть в плоти, которая еще не сформировалась и потому еще не обогатилась чувствами».

Напомню, что на V Вселенском Соборе он был назван в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви.

Среди латинских отцов Церкви не менее известен блаженный Иероним Стридонский (+420 г.). Он отказывался гибель эмбриона отождествлять с убийством человека:

«Ибо, как семена во чреве принимают образ постепенно, и до тех пор не вменяется [в вину] человекоубийство, пока смешавшиеся элементы не получат собственные формы и члены: так и чувство, зачатое душой, если не проявится в делах, носится еще во чреве, и быстро погибает от преждевременных родов».

Восточные отцы Церкви также отрицали статус человека у эмбриона.

Согласно преп. Макарию Великому (+391 г.),

«зародыш в матерней утробе не вдруг делается человеком, но постепенно принимает человеческий образ, и рождается, впрочем, несовершенного еще возраста человеком, но сперва многие годы растет, и потом становится мужем».

Блаженный Феодорит Кирский (+457 г.) размышлял о заповеди из Закона Моисеева (Исх 21.23), которая непосредственно касается рассматриваемой темы:

«Говорят, что когда тело совершенно образуется во чреве, тогда уже зародыш делается одушевленным. Ибо и Творец образовал сперва тело Адамово, а потом уже вдунул душу. Посему законодатель повелевает, что если имеющая во чреве жена в драке выкинет и младенец выйдет изображен, т. е. совершенно образовавшийся, то называть сие убийством и кто причиною сего, того подвергать равному с убийцей наказанию, а если выйдет еще не образовавшийся младенец, то не вменять сего в убийство, потому что младенец еще не одушевлен».

Из более поздних богословов можно привести мнение преподобного Феодора Студита (+826 г.):

«то, что еще совсем не получило образа, и не есть человек, а какой-то недоносок”.

Отметим, что указанное учение древних отцов Церкви нашло отражение в известном труде митр. Макария (Булгакова) “Православно-догматическое богословие”:

«Когда же именно творятся человеческие души и соединяются с телами? Образование тела, как вещественного, происходит во утробе матерней постепенно; а душа, существо простое, может твориться только мгновенно, и действительно творится и дается от Бога, по учению Православной Церкви, «в то время, когда тело уже образуется и соделается способным к принятию оной» (Православное Исповедание. Ч. 1, отв. на вопр. 28). Так учили и древние учители Церкви: Кирилл Александрийский, Августин, Феодорит, Геннадий и другие, и в доказательство своих слов указывали на слова св. пророка Моисея: Исх. 21, 22-24. Вот как, например, раскрывает мысль свою блж. Феодорит: «тот же пророк (Моисей) в законах своих еще яснее учит, что сперва образуется тело, а потом вливается душа. Ибо, говоря о том, кто поразит беременную женщину, он дает такой закон: аще кто поразит жену непраздну, и изъидет младенец ея неизображен: тщетою да отщетится. Аще же изображен будет, да даст душу за душу, око за око и проч. Этим самым он дает разуметь, что неизображенный или необразовавшийся младенец еще не имеет души, а образовавшийся имеет душу» (Краткое изложение Божественных догматов, IX )».

Патриарх Кирилл — один из самых образованных архиереев РПЦ. Он с отличием окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия, а впоследствии стал ректором Ленинградской духовной академии и семинарии.

Полагаю, что он прекрасно разбирается в богословских тонкостях антропологии и сознательно выбрал путь борьбы с абортами для создания имиджа РПЦ как оплота нравственности. Недавно он озвучил предложение исключить аборты из системы обязательного медицинского страхования, а позже подписал обращение за полный запрет абортов в России.

Патриарх Кирилл известен как борец с гомосексуальностью и педофилией, хотя Церковь традиционно венчала девочек 12+.

  1. Русская Церковь готова выполнять функции детских домов, то есть принимать на попечение и воспитание тех детей, которых не могут вырастить биологические родители.

Опыт показывает, что структуры РПЦ не способны воспитывать подростков в условиях пансиона. 

В последние годы российское общество сотрясают скандалы о ситуации в православных монастырях и семьях с приемными детьми. Патриарх прекрасно об этом знает.

В 2020 г. появилась информация о жестоком обращении с воспитанниками Свято-Боголюбского монастыря во Владимирской области. Там

«творился полный правовой бардак, у детей не было документов, они были оформлены на одну опекуншу, которая даже не имела права быть опекуншей, нельзя было даже пустить к ним проверяющих».

Детей туда отдавали на воспитание, но как рассказали потом сами воспитанники, их использовали в качестве бесплатной рабочей силы, жестоко наказывая за любую провинность. Детям запрещали общаться с родителями.

В Среднеуральском женском монастыре, основанном экзорцистом игуменом Сергием (Романовым), больше 15 лет жили не только монахини, но и дети.

За многие годы в монастыре побывали сотни детей и подростков. Детей заставляли строго поститься, называли бесноватыми и избивали. 

“Пощечины, приватная порка, публичная порка, палками по пяткам, стоять на горохе… Так там ломают людей».

Проблемы с воспитанием детей возникают не только в монастырях.

Протоиерей Николай Стремской с 1990 г. возглавлял Свято-Троицкую Симеонову обитель милосердия в селе Саракаш Оренбургской области, где в разное время воспитывались 70 детей-сирот, усыновленных священником и его женой. 

В сентябре 2019 года прот. Николая Стремского арестовали вместе с зятем и дочерью. Стремского обвиняли по семи статьям Уголовного кодекса, в том числе в изнасиловании, истязании, жестоком обращении и ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Как установил СК, священник также вовлекал малолетних в распитие алкоголя.

В 2018 г. суд приговорил священника Глеба Грозовского к 14 годам колонии строгого режима за сексуальное насилие над несовершеннолетними.

Грозовский известен тем, что был заместителем председателя отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, занимался организацией детских православных лагерей. Кроме того, он тренировал мальчиков в детском доме «Детская деревня SOS-Пушкин».

Подобные примеры можно умножать.

P.S. Большинство россиян не одобряют введение полного запрета на аборты и не поддерживают идею исключить их из системы обязательного медицинского страхования (ОМС), сообщает фонд «Общественное мнение». По данным социологов, 72% россиян не поддерживают предложение полностью запретить сейчас аборты, 11% — его одобряют, 17% затрудняются ответить.

Подведем итоги.

Политика патриарха Кирилла относительно абортов в России — пример циничной демагогии. Для увеличения рождаемости российские женщины должны ощущать уверенность в будущем и иметь возможность планировать жизнь. Но патриарх Кирилл все проблемы сводит к эгоизму и желанию жить в свое удовольствие. Он игнорирует социальные проблемы в России, чтобы избежать критики государственной власти.

Запрет абортов не ведет к усилению уровня личной и общественной нравственности. Напротив, легализация абортов ведет к снижению уровня преступности.

В настоящее время увеличение рождаемости не является благом для России и россиян — увеличение рождаемости само по себе не решит проблемы общества, а только усугубит их. Необходимы другие социально-экономические условия, чтобы новые граждане России смогли  достойно жить и заниматься созидательным трудом.

Анализ демографической ситуации в мире показывает, что при благоприятных условиях жизни в стране (доходы населения, уровень медицины) сначала происходит демографический взрыв, а затем рождаемость закономерно снижается. 

Сокращение количества абортов не только не является наиболее эффективным способом улучшения демографической ситуации в стране, но и ведет к росту женской смертности.

Патриарх Кирилл извращает сам смысл существования Церкви, выраженный Иисусом, апостолами и отцами первых веков христианства. Церковь не призвана заботиться об увеличении численности населения. Ее задача — помочь людям родиться заново в Духе Святом (Ин 3.3,5) и стать гражданами Царствия Небесного.

Самые авторитетные отцы Церкви утверждали, что после зачатия в утробе матери “сперва образуется тело, а потом вливается душа”, поэтому эмбрион нельзя называть человеком до тех пор, “пока пока смешавшиеся элементы не получат собственные формы и члены”, пока “плоть не сформировалась и не обогатилась чувствами”. Гибель такого эмбриона  отцы Церкви отказывались отождествлять с убийством человека.

Анализ деятельности организаций РПЦ, имеющих отношение к воспитанию подростков, показывает, что в настоящее время доверять детей Русской Церкви нельзя. Патриарх Кирилл не способен контролировать священников и монашествующих, работающих с молодежью. Канонически монашествующие не имеют права быть крестниками, совершать таинство крещения детей, а также обучать детей и подростков.

Общеизвестно, что к снижению числа абортов ведет пропаганда контрацепции, которую Церковь как раз отвергает, фактически борясь с единственным реальным способом предотвращения абортов. Это обнажает царящую в РПЦ раздвоенность сознания и цинизм.

Источники

  1. Августин Иппонский. блаж. OPERA OMNIA — editio latina — PL 34 — Questionum in Heptateuchum libri septem — Liber 2, 80. 
  2. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия.
  3. Герасименко Олеся. «Хочешь в царство небесное? Падай на колени, кайся!» Как жили дети в монастыре схиигумена Сергия. URL: https://www.bbc.com/russian/features-53250902
  4. Иероним. Письма 121,4 [Hieronymus, Epistula 121.4 ad Algasiam]
  5. Иоанн Дамаскин. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. — Краснодар, 2006. С. 164-165
  6. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 443
  7. Макарий Египетский, преп. Духовные беседы (беседа 15)
  8. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к участникам X Общецерковного съезда по социальному служению. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5808471.html
  9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html
  10. Перенаселение. Объяснение демографического взрыва. URL: https://youtu.be/QsBT5EQt348
  11. Феодорит Кирский, блаж. Толкование на книгу Исход / Бл. Феодорит Кирский. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М., 2003. С. 10
  12. Шевцова Полина. Аборты: право выбора. Стимулировать рождаемость нужно пряником, а не кнутом. URL: https://rg.ru/2020/12/24/stimulirovat-rozhdaemost-nuzhno-prianikom-a-ne-knutom.html
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: