Жизнеописание Иакова
О нём мы имеем совсем мало достоверной информации. Но Иаков — вполне исторический персонаж, как и его брат — Иисус.
В своем раннем послании к Галатам Павел утверждает, что после обращения в христианство он
«другого из Апостолов не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня» (Гал. 1:19).
В другом письме Павел упоминает Иакова как очевидца воскресшего Христа: Он «явился Иакову» (1Кор.15:7).
В отличие от Иакова-рыбака, сына Зеведея, этот Иаков называется братом Иисуса. Существует мнение, что он являлся двоюродным братом Господа, сыном Марии, сестры Богоматери. Согласно второй версии, упоминаемые в Мк. 6:3 и Мф 13:55 братья Иисуса Христа “Иаков, Иосия, Симон и Иуда” являются детьми Иосифа Обручника от 1-го брака (впервые встречается в апокрифическом «Протоевангелии Иакова»). Имя второго брата в рукописях представлено по-разному (Ἰωσὴφ, Ἰωσῆτος), но относительно Иакова разночтений нет.
На внутрисемейный конфликт во время проповеди Иисуса указывают несколько новозаветных источников.
Когда «близкие» Иисуса услышали о первых успехах проповеди Спасителя, они «пришли, чтобы силой Его увести, решив, что Он сошел с ума» (Мк. 3:21). Далее текст напоминает двойную матрешку: один эпизод находится внутри другого. Поэтому их надо рассматривать вместе.
Внешние рамки указывают на отношение к Иисусу его «близких» (как к безумцу), а внутренние — на враждебные высказывания книжников, будто Иисус одержим дьяволом. Как родственники, так и фарисеи в итоге слышат слова о хуле на Духа Святого. Не удивительно, что обычный перевод приглушает этот момент и меняет «семью» на «людей». Иными словами, когда Иисус выдвигает обвинение в том, что «всякий, кто богохульствует против Святого Духа, не может иметь прощения, но виновен в вечном грехе» (3:29), оно направлено как против его семьи из Назарета, так и против книжников из Иерусалима» [Маркус Борг, Джон Доминик Кроссан. Последняя неделя. Хроника последних дней Иисуса в Иерусалиме. — М, 2006].
В следующем стихе Марк продолжает рассказывать, как Христу мешают проповедовать его Матерь и братья (Мк. 3:31). При таком толковании «внешними» в Мк. 3:31-35 оказываются Матерь и братья Иисуса, символизирующие тех, кто должен был откликнуться на слово Иисуса, но не сделал этого [Клайн Снодграсс. Притчи Иисуса. Полный путеводитель по притчам Иисуса Христа. — СПб.: Мирт, 2014. С. 252].
Евангелист Иоанн вторит, что
“и братья Его не веровали в Него” (Ин. 7:5).
Трудно представить, чтобы младшие братья могли насмехаться над Иисусом. Вероятно, речь идет о старших братьях (аналогичная история про Иосифа и старших братьев описана в книге Бытия).
Воскресение Иисуса многое изменило. Пасхальный Христос явился своему брату. По словам Луки, одиннадцать апостолов
“единодушно пребывали в молитве и молении, с [некоторыми] женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его” (Деян. 1:14).
Постепенно Иаков занял место лидера в иерусалимской общине христиан. Удаляясь из Иерусалима “в другое место”, ап. Петр попросил “уведомить о сем Иакова и братьев”. Так Иаков, брат Иисуса, стал первым епископом Иерусалима. Во время Апостольского собора, по всей видимости, председательствовал Иаков и его слово стало решающим (Деян. 15:13-29).
Иаков был убит в 62 году. У Иосифа Флавия об этом есть очень короткое сообщение:
«И потому Ананий, полагая, что ему предоставлялась хорошая возможность, потому что Фест был мертв, а Альбин еще не прибыл, назначил судебное заседание и поставил перед ним брата Иисуса, которого называли Христом – по имени Иаков – и некоторых других по обвинению в нарушении закона и передал их, чтобы их побили камнями» («Иудейские древности» 20,9.1).
У церковного историка Евсевия есть более пространное пояснение:
«Руководство Церковью перешло к брату Господа Иакову, совместно с апостолами, тому, которого все со времени Господа и до наших дней называли Справедливым. И он был святым от чрева своей матери; он не пил вина и крепких напитков и не ел мяса; бритва ни разу не касалась его головы; он не помазывался маслом (для помазывания) и не принимал ванны. Он один мог войти в Святое, потому, что носил не шерстяные, а полотняные одежды. И лишь он один входил в Храм и его можно было видеть там распростертым на коленях, молящимся за прощение людей, так что колени его были мозолистыми, как у верблюда, вследствие постоянного преклонения в молитвах к Богу” («История Церкви» 2,23).
Это сообщение Евсевия можно признать легендарным. Сложно представить, что иерусалимская религиозная элита позволила бы входить в Храм человеку, не имеющему священного сана. По всей видимости, отцом Иакова считался ремесленник Иосиф.
Павел и Иаков
Взаимоотношения ап. Павла и Иакова являются одной из самых сложных и обсуждаемых проблем в библейской науке. Конфликт, описанный в Гал 2 и Деян 15, породил множество теорий о его истинных причинах и значении решения Иерусалимского Собора апостолов.
Главной проблемой в связи с личностью Иакова является вопрос о том, в каком отношении к нему находились «лжебратья» из Гал 2. 4-5 и те, кто «прибыл от Иакова» в Гал 2. 12, и насколько верно они отражали его точку зрения.
Павел считал, что человек оправдывается перед Богом не следованием иудейским законам (например, законам о чистой пище), а благодаря вере в смерть и воскресение Иисуса. Похоже, что Петр принимал это мнение, по крайней мере временно. Но затем пришли “некоторые от Иакова” (Гал. 2:12), то есть представители иерусалимской церкви, посланные самим Иаковом, и Петр задумался над своими действиями: чтобы не оскорбить прибывших, он перестал вкушать пищу с язычниками. Павел пришел в ярость и публично назвал Петра лицемером.
«Так же двулично, как он, повели себя и остальные евреи. Двуличию этому поддался даже Варнава» (Гал. 2:13).
Эта тема была поднята теми, кого Павел называет, довольно скверно, ложными братьями:
«добивались этого лишь некие лжебратья, которые вкрались к нам, как лазутчики, чтобы разведать о нашей свободе, которая есть у нас благодаря Христу Иисусу, и вернуть нас в рабство» (Гал. 2:4).
В любом случае, Иаков Иерусалимский придерживался иного мнения, чем Павел, который утверждал, что
“человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа” (Гал. 2:16).
“Послание Иакова”
Он полагал, что вера должна проявляться в деятельности, ибо “вера без дел мертва” (Иак. 2:26), а еще отвергал представление о том, что вера сама по себе оправдывает человека перед Богом. Согласно Иакову, верно только обратное:
“человек оправдывается делами, а не верою только” (Иак. 2:24).
Как Павел использовал пример Авраама, доказывая, что человек оправдывается верой, так и Иаков обращается к Аврааму, чтобы показать, что “человек оправдывается делами” (Иак. 2:24).
Еще не доказано, что послание Иакова действительно противоречит позиции Павла. Сам Павел тоже считал, что вера в смерть и воскресение Христа имеет прикладное этическое значение.
Сегодня большинство ученых признают, что суть проблемы в том, что Павел и Иаков, используя одни и те же слова, говорят о разных вещах. Когда Павел говорит о “делах”, он явно имеет в виду “соблюдение законов”, то есть иудейских предписаний об обрезании, субботе, чистой пище и т.п.
Иаков же, говоря о делах, подразумевает что-то вроде “дел милосердия”. Но Павел не утверждал, что человек может быть верующим, не совершая добрых дел.
Слова Павла некоторые люди истолковали так, что будто бы имеет значение только то, во что ты веришь, а не образ жизни. Они решили, что можно жить так, как хочется, раз уж все людские грехи искуплены смертью Иисуса. Утверждение, что дела не имеют значения, соблазняло некоторых людей на ужасные поступки. Именно в ответ на это было написано послание Иакова — либо человеком по имени Иаков, либо кем-то другим, назвавшимся именем брата Иисуса, чтобы усилить его авторитетом свое утверждение о том, что “без дел вера мертва”.
Самый веский аргумент против авторства ап. Иакова — язык Послания, который приближается к некоторым образцам греческой прозы и свидетельствует о большом словарном запасе автора. Теории арамейского оригинала признаны несостоятельными. Стиль Послания характеризуется как литературный койне. В тексте использована эллинистическая и ветхозаветная образность. К типичным для греко-римской литературы относятся такие выражения, как «насаждаемое слово» (Иак 1.21), «круг жизни» (3.6), а также употребляются образы коня и корабля (3.3-4), упоминаются 4 разряда живых существ (3.7).
Используются формулы, характерные для греч. риторики, напр. «теперь послушайте» (ἄγε νῦν) (4.13; ср.: 5.1). В Иак 5.12 при клятве правильно употреблен аккузатив (тогда как у евангелиста Матфея (5. 34-36) используется семитская калька). Встречается целый ряд уникальных для Нового Завета и Септуагинты слов. Используются аллитерация, гекзаметр, при этом имеется множество септуагинизмов.
В связи с этим многие исследователи сомневаются в том, что Иаков из Назарета имел достаточное образование для написания такого текста.
Автор ничего не говорит о земном служении Христа, хотя, по словам ап. Павла, Иаков был одним из свидетелей Воскресения Христова (1 Кор 15:7). Кстати, Иаков также ни разу не упоминает Богородицу.
Он не пользовался текстами Евангелий, но цитировал по памяти либо опирался на предание.
Послание столь авторитетного лидера оставалось без внимания вплоть до конца II в. Трудно объяснить, почему «Пастырь» Ермы во II-III вв. был известен гораздо лучше. Послание Иакова не было включено в “Мураториев канон” (170 г. н.э.). Тертуллиан, писавший в середине III в., 7258 раз цитировал Новый Завет, но при этом ни одного раза Послание Иакова, даже говоря о споре в Гал 2. Ипполит Римский, Киприан Карфагенский (III в.) также не знали о существовании Послания Иакова.
Ориген оказывается не только первым, кто упоминал Послание Иакова, но и первым, кто цитировал его как Св. Писание. Он называл автора Послания просто Иаковом или ап. Иаковом, не уточняя, о каком именно Иакове идет речь.
Евсевий, еп. Кесарийский, относил Послание Иакова к числу спорных в связи с определением авторства.
Официальное признание Послания Иакова на Востоке произошло лишь в IV в.
Литургия ап. Иакова
Чинопоследование «Литургии ап. Иакова» сложилось к IV веку и не может восходить к ап. Иакову. В раннехристианских литургико-канонических памятниках ап. Иакову, брату Господню, составление литургии отнюдь не усваивается.
Евхаристическая литургия Иерусалима, в какой-то момент своей истории получила имя «Литургии апостола Иакова» — но не в смысле непосредственного авторства ап. Иакова, а в смысле принадлежности этой литургии к кафедре, которую он некогда основал.
Древнейшие сохранившиеся литургические рукописи, употребляющие наименование «Литургия апостола Иакова», относятся к VIII-IX вв. Впервые это наименование засвидетельствовано в 32-м правилом Пято-Шестого (Трулльского) Собора 691 г.:
«…Иаков, Христа Бога нашего по плоти брат, коему первому вверен престол Иерусалимской Церкви, и Василий, Кесарийской Церкви архиепископ, письменно передав нам таинственное священнодействие, положили в Божественной литургии из воды и вина составлять святую чашу…»
Из этого правила следует, что отцы Собора усматривали в наименовании «Литургия апостола Иакова» уже не только указание на принадлежность этой литургии Иерусалимской кафедре, но и на буквальное авторство ап. Иакова.
С течением времени подобное понимание наименования «Литургии апостола Иакова» привело к появлению легенды, согласно которой ап. Иаков записал текст литургии непосредственно со слов Господа Иисуса Христа, а в IV в. Василий Великий и затем Иоанн Златоуст сократили этот текст из пастырских соображений (чем и объясняется возникновение литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста соответственно). Впервые эта легенда зафиксирована в знаменитом византийском агиографическом памятнике X в. — Синаксаре Константинопольской церкви, который сообщает об ап. Иакове, что он
«был рукоположен Господом во епископа Иерусалима и первым письменно изложил [последование] Божественной литургии — научившись ему от Христа,- которое позднее сократил Василий Великий, а после него — [и] Златоуст, по причине немощи [молящихся] людей»
Главное противоречие этой легенды фактам состоит в том, что по внутренней логике и композиции евхаристические молитвы литургий Василия и Иоанна Златоуста, несмотря на тождество большинства священнических возгласов и аккламаций народа, различаются настолько, что их текст не может совпасть даже при сокращении или расширении.
Канонист патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон еще в XII в. высказывал сомнения в том, что «Литургия апостола Иакова» действительно принадлежит ап. Иакову [Желтов Михаил, иерей. Литургия апостола Иакова // Православная энциклопедия. Т. 41.- М., 2020. С. 244-253].
Подведем итоги
Иаков Праведный был историческим персонажем. Он самый известный из братьев Иисуса Христа. Все они не признавали в Иисусе иудейского Мессию, однако, в какой-то момент видение Иисуса привело Иакова к убеждению, что Бог воскресил его брата. Авторитет Иакова был настолько велик в иерусалимской общине, что он стал вторым предстоятелем (епископом) Иерусалима после Петра. Около 62 г. н.э. Иаков был убит.
Вошедшее в канон Библии “Послание Иакова”, а также чинопоследование «Литургии апостола Иакова» не принадлежат перу Иакова, брата Иисуса (отцы Трулльского Собора ошиблись).
Список литературы
- Барт Д. Эрман. Петр, Павел и Мария Магдалина. Последователи Иисуса в истории и легендах. — М.: Весь мир, 2009
- Борг Маркус, Кроссан Джон Доминик. Первый Павел: Воссоздание радикального провидца из-под иконы консервативной Церкви, 2018
- Борг Маркус, Кроссан Джон Доминик. Последняя неделя. Хроника последних дней Иисуса в Иерусалиме. — М, 2006
- Желтов Михаил, иерей. Литургия апостола Иакова // Православная энциклопедия. Т. 41.- М., 2020. С. 244-253
- Клайн Снодграсс. Притчи Иисуса. Полный путеводитель по притчам Иисуса Христа. — СПб.: Мирт, 2014
- Ткаченко А.А. Иаков // Православная энциклопедия. Т. 20.- М., 2009. С. 443-454
- Ткаченко А.А. Иакова послание // Православная энциклопедия. Т. 20.- М., 2009. С. 559-567
Сплошной обман
Не сплошной. Элементы истины присутствуют.
Вот сколько ещё, таких ошибок в Церкве?
Мы стараемся некоторые из них описать ))