В четверг нижняя палата парламента Испании одобрила законопроект, регулирующий проведение эвтаназии в стране. Ожидается, что закон вступит в силу уже через три месяца.
В 2002 году Нидерланды стали первой страной, легализовавшей эвтаназию. В настоящее время эвтаназия является законной лишь в Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Канаде и Колумбии.
Испанский закон разработан с целью регулирования права на эвтаназию для неизлечимо больных людей или страдающих от серьезного, хронического и приводящего к потере трудоспособности заболевания, которое вызывает «невыносимые физические или психические страдания» без возможности излечения или улучшения.
Это решение должен принять только сам пациент, причем он должен будет подтвердить свое желание не менее четырех раз в течение процесса рассмотрения запроса. Кроме того, в любой момент человек сможет отозвать свое заявление или попросить отсрочки.
Испанские епископы уже назвали рассмотрение подобного законопроекта «плохой новостью». «Человеческая жизнь вне чьего-либо распоряжения», — полагают они.
В 2020 г. председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев) заявил, что легализация в ФРГ эвтаназии является возрождением идеологии и решений, принятых при Гитлере:
“именно Гитлер был «пионером эвтаназии», когда еще в довоенное время подвел идеологическую базу под этим вопросом и инициировал проведение соответствующих опытов. В частности, по его приказу эвтаназии подвергались престарелые граждане Германии, имевшие увечья либо тяжелые психические заболевания».
Очевидно, митрополит вводит слушателей в заблуждение, ведь эвтаназия по определению — «хорошая смерть» (от греч. εὖ — хорошо + θάνᾰτος — смерть), совершаемая по воле страждущего человека. А «опыты Гитлера» — это евгеническая программа немецких национал-социалистов по стерилизации, а в дальнейшем и физическому уничтожению людей с психическими расстройствами, умственно отсталых и наследственно отягощённых больных (Программа «Т-4»).
В 1920 году была опубликована книга «Разрешение на уничтожение жизни, недостойной жизни». Её авторы, профессор психиатрии Альфред Хохе и профессор юриспруденции Карл Биндинг, писали, что
«идиоты не имеют права на существование, их убийство — это праведный и полезный акт».
Хохе обосновывал утверждение, что некоторые люди — просто балласт, создающий неприятности для других, а также, что немаловажно, и экономические издержки. Карл Биндинг предлагал государству учредить специальные комиссии по умерщвлению людей, недостойных жизни.
В начале 1920-х годов А. Гитлер глубоко впечатлился текстами немецких евгеников. Цель программы «Т-4» выразил заместитель министра внутренних дел в нацистской Германии Гютта:
«Мы все страстно желаем, чтобы наступило время, когда на всем свете не будет ни психически больных, ни слабоумных, ни в больницах, ни вне их, и как было бы прекрасно жить в таком мире, в котором и все остальное было бы так же совершенно».
По мере осуществления нацистской концепции «расовой гигиены» категории лиц и групп, считавшихся «биологически угрожающими здоровью страны», были существенно расширены, иногда в них включали даже лесбиянок как не дающих потомства.
Полагаю, что современные представления об эвтаназии весьма отличаются от идей Гитлера о необходимости принудительной эвтаназии для тяжёлых больных и практики массовых убийств.
По мнению митрополита, который в жизни не держал в руках ничего, тяжелее книги,
«если человек страдает, то это страдание ему посылается Богом для того, чтобы он духовно очистился, и никто не вправе прекращать жизнь человека».
Вряд ли митрополит понимает, что происходило с контр-адмиралом Вячеславом Апанасенко, который застрелился из наградного пистолета в феврале 2014 года. Причина — непреодолимая онкологическая боль, отсутствие адекватного обезболивания. Еще одна трагедия — суицид генерал-лейтенанта ВВС в отставке Анатолия Кудрявцева. В своей предсмертной записке он просил никого не винить в его смерти и пояснил, что уходит из жизни добровольно, так как не может терпеть сильную боль.
На самом деле пионером в эвтаназии является как раз Православная Церковь.
В требнике есть особый “чин, быва́емый на разлуче́ние души́ от те́ла, внегда́ челове́к до́лго стра́ждет” (Тре́бник. В дву́х частя́х. – Москва́: Синода́льная типогра́фия, 1906).
Во время совершения этого чина православные христиане просят Бога исцелить страждущего или просят, чтобы свершилась воля Божия? Вовсе нет.
В молитвах этого чина выражена просьба священника и родственников страдающего человека, чтобы Бог поскорее прекратил его боль и завершил его жизнь. Иными словами, чтобы его убил.
Начиная этот чин, священник произносит изумительные слова: “Благослове́н Бо́г на́ш”. Ну, конечно, благословен. Ведь Бог — виновник всего происходящего с людьми.
От лица страдальца священник произносит очень странные слова о том, что тело умершего недостойно погребения в земле — его стоит выбросить на растерзание собакам:
“Се́ ны́не разлуча́ется с боле́знию душа́ от окая́ннаго моего́ телесе́: не у́бо те́ло мое́ погребе́те в земли́, не́сть бо досто́йно: но извле́кше во́н, псо́м пове́рзите”.
И далее про то, как собаки станут пожирать этот труп:
“оста́вите непогребе́но, я́ко да снедя́т пси́ се́рдце мое́”.
Мотив этого также проясняется:
“Не́гли мимоходя́щии, стра́ннии, ви́дяще ко́сти от псо́в влеко́мыя, умили́вшеся воззову́т от души́: помози́ Влады́чице, души́ окая́ннаго сего́ те́ла”.
На русский язык это можно перевести так: “Вдруг идущие мимо странники увидят, как собаки влачат кости моего трупа, и, растрогавшись от увиденного, помолятся, чтобы Бог помог душе несчастного трупа”.
Во время совершения этого чина священник от лица умирающего человека выражает мысль, что Богу, ангелам и святым небожителям до него нет никакого дела:
“Бо́г не ктому́ мене́ помяне́т, ниже́ мно́жество а́нгелов, арха́нгелов собо́р, проро́ков. Апо́столов собра́ние, мно́жества же му́чеников, все́х же пра́ведных: еди́н у́бо почерплю́ зла́я, я́же собра́х”.
В самом конце чина священник просит Бога предать смерти страждущего человека:
“повели́ у́бо Влады́ко, разреши́тися в ми́ре души́ раба́ твоего́, [или́: рабы́ твоея́] и поко́итися в ве́чных твои́х селе́ниих со все́ми святы́ми твои́ми”.
И в последующей молитве говорит:
“мо́лимся тебе́ безнача́льному и безсме́ртному Отцу́, и единоро́дному Твоему́ Сы́ну, и пресвято́му Твоему́ Ду́ху, да от те́ла разреше́ние [и́мярек], во упокое́ние сотвори́ши… Влады́ко Го́споди Бо́же разреши́ раба́ Твоего́ [или́: рабу́ Твою́] [и́мярек], нестерпи́мыя сея́ боле́зни и содержа́щия его́ [или́: ю́] го́рькия не́мощи, и упоко́й его́ [или́: ю́] иде́же пра́ведных ду́си”.
Конечно, эти просьбы к Богу имеют существенное отличие от эвтаназии. В православной традиции никто не решается брать на себя ответственность за смерть человека, перекладывая это действие на милостивого Бога. В отличие от подобных идеологов инфантилизма министр здравоохранения Испании Каролина Дариас считает, что легализация эвтаназии является важным шагом для людей, которые страдают серьезными заболеваниями:
«Мы делаем еще один шаг на пути прогресса, в направлении к более справедливому и порядочному обществу, которое заботится о том, чтобы избежать страданий всех его членов».