Источники христологии. Мессия в апокрифах и псевдоэпиграфах межзаветного периода

Так называемый «межзаветный период» охватывает «поздний период Второго храма» (III в. до н.э. – II в. н.э.). В это время были созданы иудейские религиозно-исторические тексты, относящиеся к разным жанрам: (а) исторические, (б) легендарные или беллетристические, (в) дидактические, (г) апокалиптические. 

а) Исторические книги. Около 100 года до н.э. была написана 1 Книга Маккавейская – источник информации о маккавейском восстании и последующих событиях. Здесь раскрыто учение о Божественном Промысле и воздаянии, а также о воскресении умерших.
б) Легендарные или беллетристические книги. Здесь особенно заслуживают упоминания Книги Товита (190–170 гг. до н.э.) и Иудифи. Товит высказывает Золотое Правило (в его негативной формулировке): «Чего ненавидишь, того не делай никому» (Тов 4.15).
в) Дидактические книги. Книга Премудрости Соломона и Книга Иисуса, сына Сирахова (180 г. до н. э.).
г) Апокалиптические книги имели своей целью рассказать о грядущем конце истории. Типичный пример – 3 Книга Ездры (I в. н.э.).

С I в. до н.э. до II в. н.э. были созданы и другие псевдоэпиграфы (т.е. книги, получившие хождение под ложными названиями). Сюда входят, например, Успение Моисея, Оракулы Сивиллы, Псалмы Соломона, Завещания 12 Патриархов, Книга Юбилеев, Истории Адама и Евы, Вознесение Исайи.

1-я книга Еноха была создана несколькими авторами, жившими между 200 г. до н. э. и 100 г. н.э. Её цитировал в своем послании “апостол Иуда”, равно как и апокриф “Вознесение Моисея”. Сирийский апокалипсис Варуха написан в 110-120 г. н.э.

Важность этих межзаветных апокрифов и псевдоэпиграфов состоит в информации, которую они дают о развитии иудейской жизни и мысли на рубеже нашей эры. Благодаря межзаветной литературе многие библейские темы открываются в новом свете: возникновение «нормативного» иудаизма; бурный рост народной веры в существование ангелов и бесов; разработка учения о первородном грехе; расцвет апокалиптических упований на грядущего Мессию, воскресение тела и оправдание праведников” (Брюс Мецгер).

Статус Мессии

Если у пророка Исайи “Слуга Яхве” представлен как олицетворение всего Израиля, то в книге Еноха “Подобный Сыну Человеческому” из Дан 7.13 во всех случаях без исключения понимается не в собирательном смысле, а как отдельное лицо. Автор книги Еноха усваивает Мессии наименование «Сын человеческий» исключительно при изображении его особенной славы и величия. 

Этот «Человек» в апокалиптике стал титулом спасителя (Книги Сивилл (70-100 гг. н.э.); 3–я книга Ездры (94 г. н.э.); в «Диалоге с Трифоном» Иустина Философа 32.1 (до 165 г. н.э.). Важнейший источник для нас — это «Притчи» эфиопской книги Еноха 37–71 (40–39 гг. до н.э., ср. Енох 56,5–7).

Иеремиас отмечает, что в эфиопской Книги Еноха и 3-й книге Ездры на «человека» “переносятся атрибуты Служителя Божьего из Второисайи. В книге Еноха он именуется «светом народов» (48,4, бесспорный атрибут Служителя Божьего, Ис 42,6; 49,6), «избранным» (39,6; 40,5; ср. Ис 42,1), «праведным» (38,2; 53,6; ср. Ис 53,11); его имя до сотворения мира «названо Господом духов» (48,3 ср. Ис 49,1); он был «Им (Богом) сокрыт» (48,6, также 62,7; ср. Ис 49,2); вновь и вновь изображается, как цари и властители поднимаются перед ним и падают ниц (46,4; 62,1; ср. Ис 49,7; 52,13–15) и т. д. В 3 Езд «человек» называется «моим (Божьим) Служителем» (13,32.37.52; 14,9), и о нем сказано, что он «хранится» (13,26 ср. Ис 49,2)” (Иоахим Иеремиас. Богословие Нового Завета). 

Мессианские чаяния иудеев дохристианского времени также представлены в Псалмах Соломона (2-й пол. I в. до н.э.). Здесь грядущий царь трижды назван “Помазанником Божиим” (χριστὸς κυρίου — Пс Сол 17. 32, 18. 5, 7).

«Вот каково достоинство царя Израилева, которого познал Бог, восставить его над домом Израилевым, чтобы наставить его. Речи его очищены огнем сильнее золота наилучшего, в собраниях он рассудит племена народа священного, слова Его как слова святых (οἱ λόγοι αὐτοῦ ὡς λόγοι ἁγίων) среди народа священного» (Пс Сол 17:42-43). 

Сравнение царя Израилева со “святыми” и со “святыми ангелами” подсказывает, что в иудейской среде на него смотрели как на существо, подобное ангелам:

«лице которого было подобно одному из святых ангелов… ибо Господь духов избрал его, и жребий его пред Господом духов превзошел все благодаря праведности в вечность» (1 Ен. VIII. 46).

Можно считать, что «Сын человече­ский» в 1-й книге Еноха — это существо, превышающее всех дру­гих людей как своей близостью к Богу, так и своими особенными полномочиями. От обыкновенных людей его отличает невнятно описанное предсуществование и образ “шествия с облаками”.

Предсуществование Помазанника Господня

Указание на предсуще­ствование Мессии можно обнаружить в словах Бога к Ездре, что тот будет взят от людей и будет общаться с Мессией и другими праведниками до скончания времен (3 Езд 14,9).

Эта мысль представлена и в рассказе Еноха о своем взятии на небо:

«Вот имя Еноха было вознесено при жизни к тому Сыну человеческому от жи­вущих на тверди; и там я видел первых отцов и праведных, от древней­шего времени живущих в том месте» (Енох 70,1.4).

Итак, до явления людям Мессия пребывает в сверх­чувственном мире, откуда он в предопределенное время сойдет на землю. До своего явления Мессия сокрыт (Енох 62.6).

«Это — тот, которого Всевышний хранит многие времена (3 Езд 13.26); это — Помазанник, которого Всевыш­ний сохранил к концу» (3 Езд 12,32).

Вспомним, что подобное сказано о сокрытом Служителе Божьем в Ис 49.2:

“укрыл меня тенью руки Своей, в стрелу заостренную меня превратил и спрятал в Свой колчан”.

Про Мессию сказано, что

«судьба его пред Господом духов благодаря честности превзошла всё в вечности» (эф. Енох 46.3).

Возможно, что предсуществование имени указывает на предвечный замысел Яхве о задачах Мессии:

«Прежде чем солнце и знамения были сотворены, имя Сына человеческого было названо пред Господом духов. Он был избран и сокрыт пред Ним (Господом), прежде чем создан был мир, и Он бyдет пpед Hим до вечности» (Енох 48,3.6-7).

Отождествление Мессии с героями древности

В Книгах Сивилл Сын Человеческий — это Иисус Навин или Моисей. Претенденты на роль Мессии — Февда (Иосиф Флавий, Древн. 20,97–99) и Египтянин заявляли, что повторят чудеса Иисуса Навина.

В межзаветной литературе представлены разные версии, каким образом Мессия должен появиться в земном мире. В 3-й книге Ездры Мессия является под образом мужа, неожиданно выходящего из моря: “вот, поднялся ветер с моря… и вот, вышел крепкий муж с воинством небесным” (3 Ездр 13.2-3). В некоторых произведениях Мессия — это «Сын мужа и жены». Один раз Мессия назван Сыном Давидовым (Пс. Сол. 17, 23).

Обратим внимание, что иногда Мессия называется “Сыном жены”: «тогда грешники устрашатся, когда они увидят Сына жены на престоле своей славы» (Енох 62.5). Полагаю, что этот образ связан с книгой Бытия, где

“Господь Бог сказал змею: Тебя и женщину Я сделаю врагами, и дети ваши будут врагами друг другу: сын ее голову тебе разбивает, а ты жалишь его в пяту» (Быт 3.14-15).  

Важно понимать, что наименование “Сын жены” говорит только о естественном рождении от мужа и жены. Речь не идет о девственном зачатии, ведь Мессия в этих же текстах называется и “Сыном мужа”.

В сочинении псевдо-Филона «Библейские древности» Псевдо-Филона (конец I в. н.э.) рассказана история зачатия Моисея. Вот важнейшие вехи этой истории: 

Расторжение брака: Тогда старейшины народа сказали: «Установим же правило, чтобы мужчина не прикасался к своей жене… пока не узнаем, что может сделать Бог». И Амрам ответил им и сказал… «Я пойду и возьму жену себе и не подчинюсь повелению царя».

Откровение: И угоден был Богу замысел Амрама. И сказал Бог… «Родившийся от него будет служить мне вечно».

Восстановление брака: И пошел Амрам из колена Левиина и взял себе жену из своего колена. И когда взял он ее, другие последовали за ним и взяли себе жен…

Второе Откровение: И были у того мужа один сын и одна дочь, имена их были Аарон и Мириам. И Мириам увидела сон… вот, муж в льняных одеждах предстал предо мной и сказал: «Пойди и скажи родителям твоим: Вот, рожденный от вас брошен будет в воду… И Я сотворю через него знамения и спасу народ Мой” (9:1–10).

Эту историю передал и Иосиф Флавий:

«еврей Амрам заботился об участи своего народа, боясь, как бы он не исчез с лица земли, при этом жена его была беременна. Господь Бог в ответ на его мольбу явился ему во сне… говоря, что… ребенок, из-за которого египтяне решили убивать всех рождающихся израильских мальчиков, будет [его] сыном. Он останется скрытым от лиц, подстерегающих его с целью загубить его, необычайным образом будет воспитан и освободит народ еврейский от египетского ига. Этим он на вечные времена оставит по себе славную память не только среди евреев, но и у иноплеменников».

Полагаю, что в I в. н.э. эта легенда о рождении Моисея рассматривалась как прототип для истории о рождении Мессии — “нового Моисея”.

Нравственное совершенство Мессии

Автор Псалмов Соломона приписывал Мессии са­мые высокие нравственные свойства, наделяя его совершенной свято­стью и безгрешностью. К этой святости будут приобщены и “сыны Божии” из народа:

“И не позволит он поселиться среди них неправедности, и не будет с ними никакой человек, ведающий зло. Ибо он будет знать, что все они — сыны Бога их… И нет неправедности во дни его среди них, ибо все святы, а царь их — помазанник Господень (Χριστός κύριος). И сам он чист от согрешения, дабы править народом великим” (17-й псалом).

Аспекты служения Мессии

С личностью Мессии со­единялось представление не только как о царе и могущественном завоевателе, но и как пророке и отчасти священнике.

Слова из Исхода “а вы будете у Меня царством священников” (Исх 19:6) в иудейской среде породили толкования, предполагающие два мессианских служения в качестве равноправных. В ряде межзаветных текстов исходное выражение переформулировано как «царство и священство»: в эфиопской книге Юбилеев (Юб 16. 18), во второй книге Маккавеев (2 Мак 2:17) и у Филона Александрийского (Трезв. 66). 

Отметим, что  в апокрифическом тексте «Заветы двенадцати Патриархов, сыновей Иакова», найденном при раскопках пещер Кумрана, встречается тема двух Мессий (Ааронова и Израилева). Здесь статус Мессии-царя представлен ниже, чем Мессии-священника.

Мессия-пророк 

Мессианские ожидания древних иудеев были связаны с обетованием из Второзакония:

«Я дам им пророка, подобного тебе. Если кто–нибудь не послушает слов, сказанных пророком от Моего имени, — Я Сам покараю такого человека!» (Втор 18.18-19).

В Кумранских рукописях наряду с мессианскими фигурами первосвященника и царя упоминался и пророк эсхатологических времен

При этом в памятниках послемаккавейского периода Мессии нигде не усваивается прямое наименование пророка. Можно было бы указать на 1 Маккавейскую книгу, где отражено ожидание пришествия верного пророка (1 Мак 4,46; 14,41), однако под пророком здесь можно понимать скорее Илию, чем Мессию. Приведем также свидетельство книги Еноха, где говорится, что в Сыне человеческом «живет дух мудрости, и дух Того, Кто дает проницательность, и дух учения и силы, и дух тех, которые почили в правде» (49,3). Это место можно понимать в смысле указания на пророческий дар Мессии. Мессия явится как духовный пастырь сво­его народа, «пасущий стадо Господне в вере и правде» (Пс. Сол. 17, 45); все тайны мудрости будут истекать из его уст; он сделается жез­лом для праведных и святых, чтобы они, опираясь на него, не могли дойти до падения (Енох 48,4; 51,3; Пс. Сол. 17,45).

Интересно отметить, что во II в. н.э. Иустин Фило­соф принимал иудейскую точ­ку зрения, заявляя, что Бог при жизни Моисея взял от духа, который был в Моисее, и перенес на Иисуса Навина, точно так же, как Он мог перенести пророческий дар с Илии на Иоанна Предтечу (Диалог с Трифоном иудеем. Гл. 49).

Зачем же мог понадобиться “пророк верный” при наступлении времени Мессии?

Иустин Философ описывал ожидания, что

“Христос будет человеком от человеков и что, когда придет, будет помазан Илиею”, “что же касается Христа, если Он родился и находится где-нибудь, то Он не имеет никакой силы, доколе не придет Илия, не помажет и не объявит Его всем» («Диалог с Трифоном-иудеем» глл. 49 и 8).

2.2 Мессия — священник. Царское священство

В иудейских апокалипсисах крайне слабо представлено верование в первосвященническое служение Мессии. В книге Сираха «протомессианским» местом, где речь идет о священническом служении, является описание первосвященника Симона Праведного, в котором дана идеализированная картина, «носящая все приметы грядущего Мессии».

2.3 Мессия-Царь 

Царское достоинство Мессии было центральной темой в произведениях межзаветного периода. 

Так автор Псалмов Соломона скорбел, что недостойные потомки Хасмонеев не по праву присвоили себе царский титул. Он обращался к Богу с молитвой:

“Ты, Господи, избрал Давида царем над Израилем, и Ты клялся ему о семени его навеки, да не угаснет пред Тобою царство его. И в согрешениях наших восстали на нас грешники… пустым сделали они трон Давидов. Призри на них, Господи, и восставь им царя их, сына Давидова, в тот час, который Ты  знаешь, Боже, да царит он над Израилем, отроком Твоим” (Пс. Сол 17.5,8, 23).

В книге Еноха Мессия — это «царь царей» или «царь над всеми царями» (Енох 63,4). Автор Сивиллиных книг ожидал исключительно Мессию-победителя, т.е. Царя-Витязя (III, 652-654)

2.4 Мессия — чудотворец

“С именем пророка иудеи почти обязательно соединяли представ­ление о совершителе необычайных знамений и чудес; поэтому, ве­роятно, они и в лице Мессии хотели видеть чудотворца». 

Но в иудей­ских апокрифах это чаяние выражается очень слабо. Это верование, очевидно, не занимало выдающегося места в кругу мессианских чаяний и представлений; для иудеев нужен был главным образом Мессия-царь, который сокрушил бы не­навистную силу язычества и помог бы Израилю занять первенствую­щее положение в среде других народов; все остальное было не так уж важно” (Смирнов Александр, прот. Мессианские ожидания и верования иудеев…).

По всей видимости, совершение чудес понималось как атрибут пророческого служения, а не конкретно Мессии. 

Когда явится Мессия?

В книге Еноха (89,59-90,14) вся история иудеев от вавилонского плена (с 589 г. до н.э.) до явления Мессии изображается как период правления семидесяти пастырей или «анге­лов наказания» (Енох 56,1; 53,3; 62,11), получивших полномочие направлять ход иудейской истории (Енох 89,59-63). Прав­ление каждого пастыря продолжается 7 лет, так что этот период обнимает 70 седмин (как у пророка Даниила). По истечении этого времени начинается суд над язы­ческими народами, т.е. время Мессии (Енох 90.15). Следова­тельно, автор книги Еноха ожидал пришествие Мессии примерно в 100 г. до н.э. (Смирнов Александр, прот. Мессианские ожидания и верования иудеев…С. 257)

В апока­липсисе Псевдо-Ездры пророчество Даниила о четырех монархи­ях превратилось в туманное видение о трехглавом орле:

«Орел, которого ты (Ездра) видел восхо­дящим от моря, есть царство, показанное в видении Даниилу, брату твоему; но ему не было изъяснено то, что ныне Я изъясню тебе» (3 Езд 12.11-12).

Здесь речь идет о времени рим­ского владычества, после гибели которого Псевдо-Ездра надеялся увидеть спа­сение Израиля и явление Помазанника (3 Езд 12,31-34).

«Оно победило всех преж­де бывших, и держало век в большом трепете и всю вселенную — в лютом угнетении и с тягостнейшим утеснением подвластных, и столь долгое время обитало на земле с коварством. Ты (четвер­тое царство) судил землю не по правде; ты утеснял кротких, обижал миролюбивых… Поэтому, исчезни ты, орел, со страшными крыльями твоими, со злыми головами твоими, с жестокими когтями твоими, чтобы отдохнула вся земля и освободилась от твоего насилия, и надеялась на суд и милосердие своего Создателя» (3 Езд 11,40-46).

Таким образом, Псевдо-Ездра ожидал при­шествия Мессии непосредственно после погибели Рима. Во многих местах 3 книги Ездры говорится, что конец мира так близок, что, возможно, Ездра доживет до него (3 Езд 4,45.50-51;5,4).

«Когда назнаменуется век, который начнет проходить, — говорит Господь Ездре, — то вот знамения, которые Я покажу» (3 Езд 6,20); «всякий, кто после исчисленных знамений останется в живых, увидит конец вашего века» (3 Езд 6,25; 8,50; 9,5-6). Те же самые знамения считаются в 3 книге Ездры предвестниками и блаженного Царства Мессии: «Вот придет время,— говорит Господь,— когда придут знамения, которые Я пред­сказал тебе, и всякий, кто избавится от прежде исчисленных зол, сам увидит чудеса Мои; ибо откроется Сын Мой» (3 Езд 7, 26-28). Или еще яснее: «Когда явятся знамения, которые Я показал тебе прежде, тогда откроется Сын Мой» (3 Езд 13,32; 9,1 -8 ). 

В апока­липсисе Варуха делается попытка описать эти знамения в хронологической после­довательности:

«на двенадцать час­тей, — говорится здесь, — разделено то время, и на каждую из них соблюдается то, что предназначено… будет начало смя­тений… убийства знатных… гибель многих от смерти… опустошение… голод и удержание дождя… коле­бание земли и ужасы… падение огня… беззаконие и невоздержание… И тогда начнет открываться Мессия» (Вар 27-28,1-2; 29,3).

Умножение беззаконий и бедствий на земле (“начало мук”)

По верованию иудеев, перед пришествием Мессии будут наблю­даться перемены не только в жизни людей, не только в их нравственном состоянии и во взаимных отношениях, но и во всей природе.

Развращение людей обнаружится в полном забвении Закона Божия. Евреи не будут хранить ни новолуния, ни субботы, ни других законных установлений (Юбил. Гл. 1 и 23). В среде сынов Израиля распространится идолопоклонство: они будут приносить в жертву своих детей и поклоняться демонам или нечистым духам и идолам (Енох 80,7; 99,7.9; Юбил. Гл. 1); будут осквернять Святое Святых мерзостью (Юбил. Гл. 23; Пс. Сол. 1,8; 2,3; 8,12-13). 

Перед временами Мессии люди отвергнут заповеди во взаимных отношениях; узы родства и дружбы порвутся, так что друзья и братья будут враждовать между собой как враги; дети станут злословить родителей; во всех отношениях людей будет проявляться вражда и злоба: юноши восстанут против старейшин, а старейшины — против юношей; бед­ные будут враждовать с богатыми, приниженные — со знатными и нищие — с князьями (3 Езд 6,24; Юбил. Гл. 23; Енох 100,2). Каж­дый будет расхищать чужую собственность (Юбил. Гл. 23). Под влиянием страшных бедствий люди растерзают собственных детей (Енох 99,5). «Страсть обоймет самого смиренного, и многие подвигнутся на гнев, чтобы вредить многим» (Вар 48,37).

Не только в среде язычников, но и в самом Израиле будут господст­вовать грубый разврат, страшное корыстолюбие и жестокость; дочери иерусалимские будут осквернять себя всякой мерзостью; сын будет смешиваться с матерью и отец — с дочерью (Пс. Сол. 2,14-15; 8,10-11).

Во всех иудейских апокрифах положение Израиля перед наступлением избавления описывается самыми мрачными красками: бедствия иудеев достигнут крайней степени; все народы земли вооружатся против них и до­ведут до отчаяния (Енох 90,1-14); сыны Израиля будут умолять об освобождении, но не найдется никого спасающего (Юбил. Гл. 23). Язычники своими нечистыми ногами взойдут на жертвенник Господень; Иерусалим будет обесславлен как пору­ганная дева, сыновья и дочери Израиля станут пленниками народов, и как рабы и преступники будут заклеймены печатью рабства (Пс. Сол. 2,2-6.20-24). (Смирнов Александр, прот. Мессианские ожидания и верования иудеев…С. 275).

Предмессианский период рисовался в вооб­ражении иудеев как время общей бедственности, как «день гнева и ярости» (Юбил. Гл. 24), которому подвергнутся все народы земли. 

Из числа бедствий чаще всего указываются кровопролитные войны между народами земли (Енох Гл. 90 и 100; 3 Езд 6,24; Вар. Гл. 48, 70). От утренней зари до захода солнца будет продолжаться взаимное ис­требление; кровь будет течь такими потоками, что конь будет ходить в ней по самую грудь, и колесница погрузится до верха (Енох 100,1-3).

“Период меча”

Перед самым явлением Мессии наступит “период меча”, когда совершится отмщение всем врагам теократии. О периоде меча говорится в символической книге Еноха (90,19.34), а также в седминном апокалипсисе: в восьмую седмину Израилю дан будет меч, чтобы суд и правда совершились над теми, которые поступают насильственно, и грешники (т.е. язычники) будут преданы в руки праведных (Енох 91.12).

Катастрофы

Перед явлением Мессии бедствия превзойдут все несчастья, постигшие ранее человече­ский род. В апокалипсисах опи­сана гибель людей от страшного голода, землетрясений, моровой язвы и т.д. (Вар. Гл. 27 и 70; 3 Езд 6; Сивилл. III, 489-572; Юбил. Гл. 23); от этих бедствий населенные страны пре­вратятся в пустыню; даже Святая Земля будет представлять совер­шенно разоренную страну, в которой будут обитать дикие звери, приводя в ужас оставшихся в живых жителей. Голод достигнет того, что люди будут есть человеческое мясо, а за голодом по­следуют невыразимая нищета, болезни и рабство.

Псевдо-Енох видел в этих бедствиях не только наказание людей за нечестие, но и как бы свидетельство самой природы против грешников.

«Тогда, — говорится в Вознесении Моисея, — поколеблется земля и потрясется до своих пределов; солнце не даст света и обра­тится во тьму; рога луны обломятся, и вся она обратится в кровь, и звездный круг придет в смятение; и море уйдет в бездну, и источни­ки вод иссякнут, и реки иссохнут» (Вознес. Моисея 10,4-6).

Затем вострубит труба с шумом, и когда услышат ее, все внезапно ужаснутся; и устрашится земля с живущими на ней, и жилы источников остановятся и три часа не будут течь» (3 Езд 6,20-24).

Предтечи Мессии

Явление Мессии будет предварять пришествие его предтеч или вообще тех ветхозаветных пророков, имя которых связано с личностью Мессии. В иудейских памятниках не определено, явятся ли эти ветхозаветной праведники раньше Мессии или будут сопутствовать ему.

Чаще всего предтечей Мес­сии считался пророк Илии, пришествия которого ожидали, начиная с пророка Малахии (4,5-6). Это ожидание отражено в книге Сираха:

«Ты предназначен на обличение в свои времена, чтобы ути­шить гнев, — прежде нежели он обратится в ярость, — обратить сердце отца к сыну и восстановить колена Иакова» (Сир 48.10).

В книге Еноха отражено ожидание пришествия этого патриарха: перед наступлением суда ангелы возьмут Еноха и перенесут его в среду народа Бо­жия (Енох 90,31); хронологическая последовательность описывае­мых здесь событий заставляет относить это пришествие Еноха ко времени, предшествующему явлению Мессии, о котором в символи­ческой истории говорится чуть ниже, через пять стихов (Енох 90, 37). 

Обращение (покаяние) Израиля 

В некоторых неканонических и апокрифических книгах высказывается мысль, что явлению Мессии должно предшествовать обращение Израиля на путь законной праведности (Смирнов Александр, прот. Мессианские ожидания и верования иудеев…С. 283).

В книге Варуха говорится, что после про­тивления Богу и после рассеяния между народами сыны Израиля

«обратятся к сердцу своему в земле переселения сво­его и познают, что Я — Господь Бог их; и отвратятся от упорства своего и от злых дел своих. И Я возвращу их в землю, которую с клятвой обещал отцам их, и умножу их, — и не уменьшатся; и поставлю с ними вечный завет в том, что Я буду их Богом, а они будут Моим народом, и более не изгоню народа Моего Израиля из земли, которую дал им» (Вар. 2,30-35; ср.: Товит 13,5-6 ; Юбил. Гл. 23).

О покаянии Израиля перед явлением Мессии часто говорится и в Заветах 12 патриархов:

«После жестоких наказаний вы вспомните о Господе и совершите покаяние, и Он избавит вас» (Заветы Завулона. Гл. 9; Иссах. Гл. 6; Нефтал. Гл. 4.).

Подробную картину обращения Израиля на путь законной праведности рисует автор книги Юбилеев, который влагает в уста Бога к Моисею следующие слова:

когда сыны Израи­ля познают свои грехи, они «обратятся ко Мне во всей праведности и от всего сердца, и от всей души: и Я обрежу крайнюю плоть их сердца и крайнюю плоть сердца их семени, и созижду в них дух свя­тый, и очищу их, чтобы они более не отвращались от М еня с того дня и до века. И их душа прилепится ко Мне и ко всем Моим заповедям, и они будут исполнять Мои повеления; и Я буду их Отцом, и они будут Моими сыновьями, и все будут именоваться сынами Божии­ми и сынами духа» (Гл. 1).

Деяния Мессии

Само явление Мессии рисовалось в представлении иудейских книжников как событие необычайно торжественное: Мессия высту­пит на дело служения как могущественный царь и посланник Божий в сопровождении небесного воинства (3 Ездр. 13,3); всё будет тре­петать пред ним, как пред судьей и владыкой всемирного царства (Енох. Гл. 46,48 и др.)

Спасение Израиля

Главным и исключительным центром мессианских чая­ний иудеев был Израиль. Для авторов 3-й книги Ездры или апокалипсиса Варуха весь мир замкнулся в одном народе Божием. В этом смысле грядущее блаженное Царство лучше назвать царством Израиля: перед величием этого Израи­ля стушевывается и умаляется личность самого Мессии, который всю свою деятельность должен посвятить на служение своему наро­ду, на прославление и возвышение его могущества, на приобретение ему благ и почестей.

Первым и самым высшим благом мессианского времени иудей, ко­нечно, считал полное освобождение Израиля от языческого гнета и от всех врагов теократии. Эта политическая самостоятельность казалась иудеям основой и залогом всех других благ мессианского Царства. 

В будущей всемирной израильской монархии роли из­менятся: Израиль сделается полновластным владыкой, а язычники будут испытывать, только в большей мере, все страдания, горести и унижения, которые некогда были уделом иудеев

Мессия примет непосредственное участие в поражении врагов на­рода Божия. Об этом говорится не только в литературе из Иудеи, а именно в 3 книге Ездры (13,5-11.32-38), апокалипсисе Варуха (Гл. 39-40) и Псалмах Соломона (17,23-27), но и в александрийских произведениях. По Сивиллиным книгам, Мес­сия достигнет установления мира на земле через умерщвление непокорных (III, 652). Даже у Филона, старающе­гося придать отвлеченный и этический харак­тер мессианскому Царству, Мессии приписывается роль всемогу­щего победителя над врагами: перед открытием своего Царства он выходит в поле и побеждает здесь бесчисленные отряды врагов сво­его народа.

Во многих апокрифических про­изведениях дело иногда представляется таким образом, что Мессия не будет нуждаться ни в мече, ни в копье для победы над врагами своего народа; подобное представление заимствовано у проро­ка Исайи, который говорит о великом Отпрыске от корня Иессеева, что он жезлом уст своих поразит землю и духом уст своих убьет не­честивого (11,4). На этом воззрении особенно настаивает автор Псал­мов Соломоновых, который деятельности Мессии приписывает более духовный характер  (17,27.39.41.48; ср.: Енох 52 ,8-9 ).

4.2 Возвращение иудеев из диаспоры

Дальнейшим моментом в устроении мессианского Царства долж­но служить возвращение в отечество рассеянных сынов Израиля

Трудно указать хотя бы один иудейский памятник за время от Маккавейских войн до разрушения Иерусалима римляна­ми, в котором не выражалось бы это чаяние.  В мессианские времена рассеяние иудеев должно прекратиться, как прекратится и вообще власть язычников; при этом теокра­тические мечтания иудеев связывались со Святой Зем­лей: ее Бог обещал Аврааму и его потомству на вечные времена, на ней началась гражданская и религиозная жизнь евреев, поэтому и в благодатные времена Мессии теократия должна также восстановиться в Палестине, куда соберутся ото всех стран света рассеянные потомки Израиля. 

Возвращение иудеев рассеяния было обещано ветхозаветными пророками: 

“И теперь говорит Господь (Тот, кто создал меня в утробе, чтобы я был рабом Ему, чтобы вернул я к Нему Иакова и собрался бы к Нему весь Израиль) — говорит Он: «ты — раб Мой, что ты возродишь племена Иакова, приведешь назад остаток Израиля… Так говорит Владыка Господь: «Я рукою подам народам знак, подниму Свое знамя для племен — и они принесут твоих сыновей на руках, дочерей твоих на плечах принесут! Будут они простираться перед тобой на земле, у ног твоих пыль лизать!» (Ис 49,5-6, 22-23).

Эти пророческие образы повторяются и в позднейшей иудейской письменности. 

В книге Варуха возвращение иудеев из рассеяния изображается в самых восторженных выраже­ниях (4,23.36-37; 5,5-9); но еще с большим вооодушевлением это описал автор Псалмов Соломо­новых:

«Трубите в Сионе трубою знамения святых! Возвещайте в Иерусалиме глас благовествующего! Поднимись, Иерусалим, на высоту и воззри на сынов твоих, от востока и запада собираемых Господом! От севера идут они в радости Бога своего, с островов издалека собирает их Бог. Высокие горы понизились, что­бы уравнять им путь; холмы убежали на их пути, дубравы давали им тень при проходе их; всякое благовонное дерево произрастил для них Бог, чтобы Израиль переселился в славе Бога своего» (Пс. Сол. 11).

Согласно книге Еноха, это будет шествие на крыльях ветра, которое будет сопровождаться страшным смятением и шумом, так что столпы земли подвинутся со своих мест (Гл. 57).

Возвращение рассеянных иудеев будет естественным результа­том освобождения их от власти языческих народов; а так как пораже­ние язычников должно совершиться через Мессию, то и собрание рассеянного Израиля представляется в иудейских апокрифах как дело Мессии, который

«соберет народ святый и будет предводи­тельствовать им в правде» (Пс. Сол. 17, 28; ср.: 3 Езд 13, 12-13).

Иногда возвращение Израиля представляется таким обра­зом, что сами языческие народы придут в мессианские времена от пределов земли видеть славу обновленного Иерусалима и принесут вместо даров истомленных сынов Израиля (Пс. Сол. 17,34). 

По воз­зрению Филона, язычники без всякого внешнего понуждения сами придут к сознанию необходимости освободить иудеев, видя их пре­успеяние в добродетели и святой жизни и стыдясь господствовать над лучшими себя (Филон Александрийский. Opera omnia).

Возвращение рассеянных обставляется в иудейских памят­никах необычайными и чудесными обстоятельствами. Оно совершит­ся внезапно и в продолжение одного только дня (Филон; Енох. 57, 2). Все рассеянные иудеи одновременно двинутся из всех стран — и в тот же день соберутся в Иерусалиме. 

Противостояние Мессии нечистым духам

В литературе межзаветного периода представлен новый взгляд на силу сатаны и его клевретов. Считалось, что власть злых духов простиралась не только на отдельных лич­ностей и даже на таких великих праведников, как Авраам и Моисей (Юбил. Гл. 17-19,48 и др.), но и на целый избранный народ и даже на всю природу (Енох. 89,59 — 90,17; 82,11-20).

Если при современном положении вещей на всех сторонах жизни обнаруживается влия­ние злых духов, то в мессианское время их власть совершенно пре­кратится:

«тогда все духи соблазна будут преданы на попрание и люди будут царствовать над лукавыми духами» (Завет Сим. Гл. 6; Юбил. Гл. 23).

В апокрифических писаниях очень часто говорится о поражении злых духов (особенно в книге Юбилеев и у Псевдо-Еноха), причем это поражение относится ко времени открытия блаженного Царства (Возн. Моис. 10,1).

«И сказал опять Господь Рафаилу: «Свяжи Азазела (одного из начальников падших стражей) по рукам и ногам и положи его во мрак; сделай отверстие в пустыне… и опусти его туда… и покрой его мраком, чтобы он оставался там навсегда, и закрой ему лицо, чтобы он не смотрел на свет! И в великий день суда он будет брошен в жар»» (1 Ен 2:35-37). 

В 10-й главе книги Еноха Гос­подь говорит ангелу Михаилу, посланному к падшим «стражам»:

«Свяжи их (злых духов) под холмами земли на семьдесят родов до дня суда над ними и до конца (жизни мира), когда совершит­ся последний суд на всю вечность. В те дни их бросят в огненную бездну; на муки и в узы они будут заключены на всю вечность. И не­медленно Семияза (начальник злых духов) сгорит и погибнет вместе с ними» (Енох 10,12-13).

В притчах книги Еноха право суда над греховными ангелами предоставляется, хотя и не всегда (54,5-6), Мессии, который

«ся­дет на престоле славы и будет судить Азазела, и все его сообщество, и все его отряды, во имя Гос­пода духов» (55,4; ср.: 69,27—28).

4.4 Воскресение умерших

О воскресении мертвых говорится во многих апокалипсисах, прежде всего в «Книге образов» (1 Енох 37-71); самое раннее свидетельство — во «2-й Книге Варуха», в 3-й Книге Ездры. 

В книге Сираха содержится восхваление пророка Илии, который воскресил умершего ребенка:

«Ты воздвиг мертвого от смерти и из ада словом Всевышнего» (Сир 48:5). Важно, что названо конкретное орудие воскрешения — «слово Всевышнего».

Сам термин “воскресение” присутствует только в книгах Маккавеев и 3-й Ездры. Тут описано «воскресение в жизнь» (2Мак 7.14), дающее возобновление жизни навеки:

“Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной” (2Мак 7.9).

Четвертая книга Маккавеев содержит тезис, практически совпадающий с евангельским аргументом в пользу воскресения:

«Богу не умирают, как не умерли праотцы наши Авраам, Исаак и Иаков, но Богу живут» (4 Макк 7:19, Ср. Мф 22:32, Мк 12:27, Лк 20:38).

Первоначально иудеи признавали воскресение мертвых только для участия в благах мес­сианского Царства, и притом воскресение только тех иудеев, кото­рые заслужили себе право быть членами этого Царства.

«Погибель грешника навек; и Бог не вспомнит о нем, когда посетит праведных; таков жребий греш­ников навек. Боящиеся же Господа восстанут для жизни вечной; и жизнь их будет во свете Господнем, и не прекратится более» (Пс Сол 3,13-16). «Святые Господа будут жить вовек; наследие грешников— преисподняя, и мрак, и погибель; и они не обретут­ся в день милости праведных» (Пс Сол 14,2.6-7).

Но впослед­ствии появилось учение о воскресении всех людей для суда, который должен определить последнюю участь каждого человека:

“многие из спящих в прахе зем­ли пробудятся; одни— для жизни вечной, другие — на вечное поруга­ние и посрамление» (Дан. 11, 45; 12, 1-3).

Семь маккавейских братьев-мучеников говорят только о своем собственном воскре­сении для вечной жизни (2Мак 7,9.23.29.36). 

Обратим внимание на замечание автора по поводу молитвы Иуды Маккавея для согрешивших воинов:

«Если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то из­лишне и напрасно было бы молиться о мертвых» (2 Мак 12.44).

Возможно, что автор книги признавал воскресение и грешников для вечного осуждения, от которого может освободить молитва. 

Слова одного из братьев-мучеников к царю: «Для тебя не будет воскресения в жизнь» (2 Мак 7.14), могут иметь тот смысл, что гонитель Антиох воскреснет не для вечной жизни, а для вечного осуждения.

Таким об­разом, появилось учение о двойном воскресении: первое должно со­вершиться перед открытием мессианского Царства, когда восстанут одни только иудейские праведники, а второе будет иметь место при кончине настоящего века, когда все умершие люди выйдут из земли, чтобы предстать на суд. 

С личностью Мессии воскресение мертвых связывается в книге Еноха; здесь говорится, что

«земля, царство мертвых и преисподняя возвратят вверенных им, и Господь из числа воскресших изберет праведных и святых, которые получат спасение; и Избранный в те дни сядет на престоле, и все тайны мудрости будут истекать из его уст» (54,1-3; ср.: 61,5).

Избрание праведников из среды всех воскресших предполагает восстание всех лю­дей; следовательно, здесь идет речь об общем воскресении. Если в нравоучитель­ном отделе книги Еноха говорится о восстании от сна праведных (91,10; 92,3), то этим вовсе не исключается воскресение и грешников, потому что в этом же отделе говорится о великом суде над всеми людьми при кончине мира, причем души грешников «сойдут во мрак, в сети и в пылающее пламя» (103,8).

В 3 книге Ездры и в апокалипсисе Варуха общее воскресение мерт­вых с полной определенностью относится к кончине мира и отделяется от мессианской эпохи. Автор 3 книги Ездры пред­ставляет себе дело так, что после царствования Мессии, которое будет иметь ограниченную продолжительность, все умершие, как грешники, так и праведники, восстанут и явятся на окончательный суд (7, 32); а в апокалипсисе Варуха воскресение мертвых рассмат­ривается как переходная ступень к блаженной вечности, когда праведники уподобятся ангелам и сравняются со звездами (Гл. 50-52).

4.5 Суд над народами

Суд Мессии в смысле юриди­ческого разбирательства изображается в книге Еноха. Сказав о том, что суд над народами принадлежит Самому Богу (62,2-4), автор этой книги в тех же притчах и даже в той же самой главе (62,5) права судьи всецело усвояет также и Мессии:

«Сын человеческий сел на престоле славы, и весь суд был предан ему; чрез него прейдут и погибнут с лица земли все грешники и всякое зло» (69,27.29; 62,5); Избранный произведет разбирательство относительно дел грешников (45,3).

«И вот Он идет с мириадами святых, чтобы совершить суд над ними, и Он уничтожит нечестивых, и будет судиться с всякою плотью относительно всего, что грешники и нечестивые сделали и совершили против Него» (1 Енох 1:9). 

Свет для всех народов 

В книге Еноха встречается такое выражение: «Он (т.е. Сын человеческий) будет светом народов» (48,4). Иными словами, свет Мессии будет просвещать и язычников:

“собери рассеяние наше, освободи порабощенных язычниками, призри на уничиженных и презренных, и да познают язычники, что Ты Бог наш” (2 Мак 1.27).

Некоторые считают, что это выражение противо­речит другим текстам притчей книги Еноха, где выражено ожидание полного уничтожения всех язычников, доселе гос­подствовавших над Израилем (48,9). Однако это противоречие лишь кажущееся, ведь гибель враждебных Израилю язычников не должна коснуться вообще всех живущих на земле иноплеменников. Например, в апокалипсисе Варуха сказано, что когда наступит время Мессии,

«он призовет всех язычников, и некоторым из них даст жизнь, а не­которых предаст смерти: все, которые властвовали над иудеями, будут преданы мечу» (2 Вар 72, 2-6). В видениях Варуха Мессия предстанет как судия, карающий земных правителей (2 Вар 39.7-40.2), уничтожающий одни народы (39.7-8; 40.1-72.2) и милующий другие (70.9-72.2). 

В мессианские времена в новый Иерусалим соберутся не только все иудеи, включая рассеянных между чужеземцами, но даже оставшиеся в живых язычники (Енох 90,29.33.36).

Период мессианского царства

В 1-м и 3-м видениях сирийского апокалипсиса Варуха выражается надежда на время изобилия, которое наступит после явления Мессии (29.4-7; 73.2-74. 4). 

С поражением языческих властителей и уничтожением вла­сти злых духов для Израиля прекратятся все причины вражды, Цар­ство Мессии есть Царство ничем не нарушаемого мира; если даже в среде животных прекратится всякая вражда (Сивилл. III, 787-794; Вар. 73,6), то тем более люди оставят все войны и раздоры, стыдясь быть кровожадней зверей, по крайней мере, так будет с людьми благочестивыми, но если бы кто и вздумал нарушить мир избранников, то постыдное бегство прекратило бы войну в самом начале, так как против нарушителей мира восстанут даже дикие звери (Филон. De praemiis, 16), «на всей земле будет господствовать великий мир и до конца веков все цари будут в дружбе между собою» (Сивилл. III, 754— 755; Вар. 7 3 ,4-5; Завет Сим. Гл. 6), тогда не будет нужды ни в оружии, ни в воинских доспехах (Енох. 52,8; Пс. Сол. 17,17). При таком все­общем мире между членами блаженного Царства будет господство­вать взаимная любовь, правда и верность (Сивилл. III, 371-380; Вар. 7 3 ,1 -4 ; Юбил. Гл. 1).

Для членов грядущего блаженного Царства будет великим уте­шением и радостью постоянное общение со своим царем-Мессией; как дети одной общей семьи, они будут жить вместе с Сыном челове­ческим, будут вместе с ним «и есть, и ложиться в постель, и вставать» (Енох. 62,14).

Все дикие звери станут подчиняться людям; даже аспиды и драконы выползут из ям и подчинятся ребен­ку (Вар. 73,6; Сивилл. III, 787-794; Philo. De praem. 15; Таргум на Ис. 11, 6).

«В те дни вся земля будет обработа­на в справедливости, и на ней будут насаждены всякие деревья, и она исполнится благословения; всякие деревья веселья и виноград­ники насадят на ней; виноградник принесет плод в изобилии; и от всякого семени, которое будет посеяно на ней, одна мера принесет десять тысяч, и мера маслин даст десять прессов елея» (Енох 10,18-19). 

Та же картина с небольшими изменениями повторяется и в апока­липсисе Варуха:

«Каждый плод земли будет давать десять тысяч пло­дов; на каждой виноградной лозе будет тысяча ветвей, и одна ветвь даст тысячу кистей, и одна кисть даст тысячу ягод, и одна ягода даст кору вина» (29,5).

Как широко были распространены в иудействе подобные представления, можно видеть из того, что они перешли и в христианство: как известно, эти описания повторяются во II в. н.э. Папием Иерапольским при изображении тысяче­летнего Царства Христа, причем он приписывает это учение Самому Иисусу.

«Пресвитеры, видевшие Иоанна, ученика Господня, помни­ли слышанное от него, как Господь учил о тех временах и говорил: грядут дни, в которые будут расти виноградные деревья, имеющие по десяти тысяч лоз, и на одной лозе будет десять тысяч ветвей, и на каждой ветви по десяти тысяч отпрысков, и на каждом отпрыске по десяти тысяч кистей, и в каждой кисти по десяти тысяч ягод, и каж­дая выжатая ягода даст двадцать пять метретов вина. И когда кто- либо из святых возьмет одну кисть, другая будет взывать: я — луч­шая кисть, возьми меня и через меня благослови Господа! Подобным образом и одно пшеничное зерно родит десять тысяч колосьев, и каж­дый колос будет иметь десять тысяч зерен, и каждое зерно даст пять билибров (двухфунтовиков) чистой наилучшей муки» и т. д. (Ириней Лионский. Против ересей. V, 33, 3).

По книге Ено­ха, благодатным средством для поддержания необыкновенного долго­летия будет служить древо жизни, которое сохраняется до известного времени в южной стране:

«К этому древу с драгоценным запахом не позволено прикасаться ни одному из смертных до дня, когда оно будет отдано праведным и смиренным; от его плода будет дана жизнь из­бранным; оно будет пересажено на север в святое место, ко храму Гос­пода, вечного Царя; тогда они (участники мессианского блаженства) будут обонять запах этого древа, который проникнет в их кости, и (благодаря этому) будут наслаждаться долгою жизнью подобно пра­отцам; и в те дни их не коснется ни печаль, ни горе, ни труд, ни мучение» (Енох. 2 5 ,4 -6 ).

Мессия будет начальствовать над своим народом «вовек, пока не окончится мир тления, и пока не исполнятся предреченные времена» (Вар 40.1-3). В другом месте говорится, что блаженное Царство Мессии есть «конец того, что разрушается, и начало того, что не разрушается» (Вар 74.2).

Окончание мессианского периода и смерть Мессии

Учение о временной ограниченности гря­дущего мессианского Царства встречается не только в 3 книге Ездры (7,28; 12,34), но и в седминной истории Псевдо-Еноха (91, 12-17). В сирийском «Апокалипсисе Варуха» правление Мессии

“будет длиться вовеки, пока поврежденный мир не закончится и пока времена, о которых было сказано, не исполнятся” (40,3).

При этом автор Псалмов Соломона подчеркивал отсутствие страданий Мессии:

“Вот, Господи, и воздвигни им царя их, сына Давидова. И он не будет болеть во дни свои, потому что Бог создал его сильным в святом духе и мудрым в воле гармонии с силой и справедливостью… и благословение Господне с ним в силе, и он не будет болеть” (Пс Сол 17, 21-25. 39).

В отличие от Мессии, страданиям и смерти могли быть подвержены другие праведники:

“души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную. Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю. Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать вовеки” (Прем. Сол. 3.1-8). 

Отметим, что в этом тексте страдания и смерть праведника описаны в дискурсе ветхозаветной жертвы.

Однако в литературе межзаветного периода нет представлений об искупительных страданиях Мессии. Смерть Мессии в 3 книге Ездры является лишь неизбежным ре­зультатом того, что Мессия по своей природе есть обыкновенный смерт­ный человек, который должен подвергнуться общей участи всех людей. До­пуская смерть Мессии, автор 3 книги Ездры, совершенно не признаёт страданий Мессии, которого он представляет в состоянии только славы и необычайного могущества.

Например, автор 3 книги Ездры предлагает модель двух веков, настоящего и грядущего, при этом пришествие Мессии относится к нынешнему времени, которое должно завершиться его 400-летним правлением, вслед за чем последует смерть Мессии и всех людей: 

“Ибо откроется Сын Мой Иисус с теми, которые с Ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет. А после этих лет умрет Сын Мой Христос и все люди, имеющие дыхание. И обратится век в древнее молчание на семь дней, так что не останется никого. После же семи дней восстанет век усыпленный, и умрет поврежденный. И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души. Тогда явится Всевышний на престоле суда, и пройдут беды (3 Езд 7.28-33).

Небесный Иерусалим

По воззрению Псевдо-Ездры, этот мессианский город, украшенный как невеста : «Явится невеста, скрываемая ныне землею» (7,26). В арабском переводе вместо «невеста» употреблено прямо слово «город». Интересные подробности отно­сительно небесного Иерусалима сообщаются также в апокалипсисе Варуха: перед разрушением Иерусалима халдеями Господь сказал Варуху:

«это тот город… то здание, которое откроется у Меня и которое при­готовлено здесь с того дня, как Я намеревался сотворить рай; и Я по­казал его Адаму, прежде чем он согрешил; когда же он преступил запо­ведь, он был вознесен от него, также как и рай; и после сего Я показал его рабу Моему Аврааму … а затем Я явил его также Моисею на горе Синае, когда показал ему изображение скинии и все сосуды ее; и вот теперь он сохраняется у Меня, как и рай» (Вар 4,1 -7); этот-то небесный Сион, или новый Иерусалим, и «должен во времена Мессии возобновиться на земле в славе и увенчаться навечно» (Вар 32,4); он уже никогда не подверг­нется разрушению или уничтожению (Енох 91,13).

Новый Храм

В Псалмах Соломона сказано, что Мессия должен принять непосредственное участие в деле восстановления Иерусалима и Храма. Существовало предание, что пророку Иеремии удалось спрятать святыни Храма, которые будут снова явлены “во время оно”: «

Пророк Иеремия, по бывшему ему Божественному откровению… нашел жилище в пещере и внес туда скинию, и ковчег, и жертвенник ка­дильный, и заградил вход… это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма наро­да. И тогда Господь покажет, и явится слава Господня, и облако, как явилось при Моисее» (2 Мак 2.4-8).

Новое творение

В седминном апокалипсисе книги Еноха времена Мессии отделяются от будущего века. Мессианский период обнимает собою восьмую седмину.

Но это не конец настоящего века; этот конец вы­падает уже на девятую и десятую седмины, когда над всем миром совер­шится праведный суд: нынешний век будет предназначен к погибе­ли, прежнее небо исчезнет, а на место его явится новое, вечное небо, на котором светила будут сиять в семь раз ярче прежнего (Енох 91,14-17). В притчах Еноха блаженное царство Израиля под влады­чеством Мессии относится к нынешнему веку, но деятельность Мес­сии, как судии и носителя высшей мудрости и правды, переносится и в будущий век. (Смирнов Александр, прот. Мессианские ожидания и верования иудеев…С. 255-256).

«Отныне на земле не будет ничего тленного, ибо он, Сын мужа, явился и сел на престо­ле своей славы; и всякое зло исчезнет и прейдет пред его лицом; сло­во ж е того Сына мужа будет иметь силу пред Господом духов» (Енох 69,29).

Автор 3 книги Ездры считает началь­ными моментами будущего века воскресение мертвых и соверше­ние всеобщего суда: «День суда, — говорит он, — будет концом вре­мени сего и началом времени будущего бессмертия, когда прейдет тление, прекратится невоздержание, пресечется неверие, а возрас­тет правда, воссияет истина» (3 Езд 7, 43).

Иногда в апокрифах присутствует мысль, что участники Царства Мессии уподобятся ангелам (Енох 51,4) и облекутся в вечную одежду жизни (Енох. 62, 15-16).

Усопшие праведники восстанут из праха (2Вар 21. 23; 31. 1-2) и больше не подвергнутся тлению (2Вар 40. 3; 85. 5). Их внешний облик изменится (2Вар 50. 51), они станут подобными ангелам (2Вар 51. 10) и даже прекраснее их (2Вар 51. 12). 

Позже в Талмуде будет оформлена идея, что во дни Мессии не должно быть ни пищи, ни питья, ни рождения детей, ни купли и продажи, ни зависти, ненависти и борьбы, и что праведные будут сидеть на престолах с венцами на головах, наслаждаясь сиянием Шехины.

Подведем итоги

В текстах межзаветного периода Мессия выступает как земной царь, иногда он описан как носитель пророческого дара. В «Завещании двенадцати патриархов» описаны 2 мессианские фигуры: царь и первосвященник. 

Мессия описан как предсуществующий в сверхъестественном мире. Его явление в земном мире последует через рождение от мужа и жены.

Явлению Мессии должны предшествовать природные катаклизмы и нравственное развращение как иудеев, так и остальных народов. Также ожидалось появление Предтеч Мессии, например, пророка Илии.

Начало мессианского царства ознаменуется поражением всех враждебных Израилю народов и возвращением иудеев из диаспоры в Землю Обетованную.

Эпоха правления Мессии представлена в межзаветной литературе как период изобилия и величия Израиля. Воскресшие иудеи будут радоваться в общении с Мессией до окончания определенного времени, после чего Мессия умрет вместе со всеми людьми и наступит кончина мира. Смерть Мессии здесь представлена как удел всех смертных людей, при этом Мессию не коснутся страдания и болезни.

После этого наступит воскрешение всех людей, включая грешников, всеобщий Суд и сотворение нового неба.

Мессия в указанных произведениях описан как подобный ангелам. Такими же станут и воскресшие праведники в вечности.

Продолжение следует…

Литература

  1. Иеремиас Иоахим. Богословие Нового Завета. Часть 1. Провозвестие Иисуса. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. — 367 с.
  2. Иустин-философ и мученик: Творения. — М.: Паломник : Благовест, 1995. — 484 с.
  3. Лявданский А.К., Барский Е.В. Ездры третья книга // «Православная энциклопедия». – М., Т. 18. С. 81-92
  4. Мецгер Б.М. Новый Завет. Контекст, формирование, содержание. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2013. — 360 с.
  5. Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета в истории религиозной мысли / И.С. Вевюрко. — М.: Изд. Московского университета, 2013. – 976 с.
  6. Смирнов Александр, прот. Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа (от Маккавейских войн до разрушения Иерусалима римляна­ми) — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2010. — 536 с.
  7. Сомов А.Б., Ткаченко А.А. Еноха первая книга // «Православная энциклопедия». – М., Т. 18. С. 468-475
  8. Юровицкая М.М., Селезнев М.Г., Шуляков Л.В. Мессия // «Православная энциклопедия». – М., Т. 45. С. 37-53
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: