Источники христологии (Мессия в Еврейской Библии. Христос-Царь и смерть Помазанника)

Мессия и помазанники Яхве

Термин «помазанник» в Еврейской Библии употребляется применительно к царям, священникам и, возможно, пророкам, над которыми был совершен обряд помазания.

Самуил помазывает Саула на царство

“Обычай помазывать царей на царство существовал у многих народов древнего Ближнего Востока. Египтяне и хетты считали, что помазание защищает человека от происков богов подземного мира. Большая часть сведений об этом ритуале содержится в хеттских документах, посвященных церемониям возведения на престол.
Елей символизировал дары Бога народу и ответственность, возлагаемую этой церемонией на предводителей народа. У израильтян помазание было знаком избранности и часто ассоциировалось с дарами Духа. Кроме того, в Древнем мире помазание повсюду означало повышение личного правового статуса” (Библейский культурно-исторический комментарий).

В большинстве текстов Ветхого Завета этот термин не имеет эсхатологических коннотаций, поэтому нельзя назвать их в строгом смысле слова мессианскими. Тем не менее то, как этот термин употреблялся в Ветхом Завете, оказало значительное влияние на последующее развитие образа Мессии в иудейской и христианской среде.
Персидский царь Кир II Великий, уничтоживший в 539 г. Вавилонское царство и сделавший возможным возвращение евреев в Палестину, также назван помазанником Бога:

«Так говорит Господь Своему Помазаннику, Киру (Я держу его за руку, подчиняю ему народы, с царей облаченье срываю, распахиваю перед ним все двери, и ворота не остановят его): Ради раба Моего, Иакова, ради Израиля, избранника Моего, Я призвал тебя по имени, дал тебе почетное имя, хотя ты Меня и не знаешь» (Ис 45.1,4).

Иисус как Мессия-Царь?
Какие же задачи был призван выполнить Мессия-Витязь?
После Великого Плена подавляющее большинство евреев жило не в Палестине. Когда вавилоняне были побеждены персами и персидский царь Кир разрешил иудеям в изгнании вернуться на родину, многие из них вместо этого решили остаться в Вавилоне.
Впоследствии иудеи ожидали особого посланника от Яхве, который будет Царем по образу Давида, соберет всех иудеев рассеяния в Землю Обетованную и избавит их от власти язычников.
Например, пророк Захария возвестил, что в Иерусалим должно вернуться все иудейское население Вавилона:

“Эй, из северной страны убегайте! — говорит Господь, — ведь Я, словно по ветру, вас развеял на все четыре стороны, — говорит Господь. Спасайся, дева Сион, загостившаяся у Вавилона! Пой и радуйся, дева Сион: Я приду, чтобы жить у тебя, — говорит Господь. Господь будет владеть Иудеей как Своим наделом на Святой земле, и вновь изберет Иерусалим” (Зах 2.6,7,10,12).

Пророки предсказывали, что враги Израиля будут побеждены:

«И тогда Я стану уничтожать все народы, что вышли против Иерусалима» (Зах 12.9).
“И растопчете нечестивцев, и будут они прахом под вашими копытами в день, который Я назначил, — сказал Господь Воинств” (Мал 4.3).
«И господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Втор 15.6).
“Вот слова, которые сказал Господь об Израиле и об Иуде… В тот день, — говорит Господь Воинств, — Я разобью ярмо, что у тебя на шее, разорву оковы! Тогда не будут больше служить чужеземцам, служить будут Господу, своему Богу, и царю своему — Давиду, которого Я поставлю над ними. А ты, раб Мой Иаков, не бойся, — говорит Господь, — не страшись, Израиль! Я спасу тебя, верну из страны далекой, потомков твоих — из страны плена. Вернется Иаков, будет жить безмятежно и мирно, и врагов у него не будет. Ибо Я с тобою, — говорит Господь, — Я спасу тебя! Я уничтожу все народы, среди которых тебя рассеял” (Иер 30.4,8-11).

Пророк Иеремия несколько раз предсказывал пришествие такого Царя:

“Так говорит Господь, Бог Израиля… Я соберу остаток Моих овец из всех стран, куда Я изгнал их, и верну их в родную обитель, они будут плодиться и размножаться… Грядут дни, — говорит Господь, — когда Я возвышу потомка Давидова, Ветвь праведную! И воцарится царь, будет он мудр и будет вершить на земле справедливый суд. В дни его Иудея спасется, Израиль будет жить безмятежно” (Иер 23.2-6).
“В те дни, в то время по воле Моей произрастет праведная Ветвь, потомок Давида, и будет он вершить на земле справедливый суд. В те дни Иудея спасется, Иерусалим будет жить безмятежно. И зваться он будет так: «Господь — оправдание наше». Ибо так говорит Господь: род Давида не пресечется на престоле Израиля… не будет расторгнут Мой договор с рабом Моим Давидом, и потомки его будут править на его престоле” (Иер 33.15-21).

Иеремия в пророчестве определенно намекает на последнего иудейского царя Седекию, чье еврейское имя Цидкийя означает «Господь – оправдание», «Господь – моя правда». О царе Седекии говорится, что «делал он неугодное в очах Господа, Бога своего» и «не смирился пред Иеремиею пророком, пророчествовавшим от уст Господних» (2 Пар 36.12), поэтому пророчества о царе из потомков Давида касаются другой личности, грядущей “во время оно”.
Заметим, что после царя Седекии евреи находились под властью других народов.

Персидское завоевание. Персидские наместники Иудеи (539-331 гг. до н. э.).
Иудея в составе державы Александра Македонского (332—312 гг. до н. э.).
Иудея в составе Сирийского царства (312—152 годы до н. э.).
Царская власть евреев была восстановлена при Маккавеях, но династия Хасмонеев происходила из колена Леви (152—37 годы до н.э.)
Ирод Великий не был потомком Иуды, а происходил из обращенных в иудаизм идумеев. Его отец Антипатр также был идумеянином. Он был римским прокуратором и фактически правителем Иудеи.

Между прочим, не менее резкое осуждение Иеремии постигло и царя Иехонию:

“этот человек, Иехония… Так говорит Господь: никто из его потомства не будет больше восседать на престоле Давида и править в Иудее” (Иер 22.28-30).

Этот Иехония представлен как предок Иисуса из Назарета:

“После выселения в Вавилон и до рождения Иисуса: Иехония… Иаков, Иосиф, муж Марии, матери Иисуса, называемого Христом” (Мф 1.12-16).

Обещанное царское достоинство потомков Иуды не распространяется на потомков Иехонии, следовательно, Иисус из Назарета не может “восседать на престоле Давида и править в Иудее”. Дореволюционный библеист А.П.Лопухин признавал, что

толкование стиха Мф 1.11 “представляет непреодолимые и почти неразрешимые трудности”.

Но вернемся к пророчествам об уничтожении врагов Израиля.
Пророк Михей предсказал, что Вождь-Пастырь, великий “до края земли”, не только придет из Вифлеема (это была серьезная проблема для Матфея и Луки, и они решили ее по-своему), но и сокрушит враждебную Иудеи империю, а непокорным народам будет мстить в ярости:

“А ты, Вифлеем–Эфрата, наименьший из всех родов Иуды! Из тебя, по воле Моей, выйдет Тот, который должен быть владыкой над Израилем. Тогда–то явится пастырь… И они станут жить не скитаясь, ибо до края земли Он будет велик, и настанет мир. Если ж замыслит Ассирия вторгнуться в нашу страну, топтать наши города, Ассирию мечом усмирят, страну Нимрода — кинжалами. Будет остаток Иакова среди племен словно лев: нагрянет он к ним — растопчет, разорвет, никто не поможет. Пусть рука твоя врагов одолеет, все недруги твои да погибнут! Буду мстить непокорным народам в ярости и во гневе” (Мих 5.2-15).

Евангелисты Матфей и Лука создали зарисовки о рождении Иисуса в Вифлееме, однако, все последующие пророчества в его лице не сбылись.
Относительно Мессии иудеи могли ожидать, что

“во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится … , и царство это… сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно” (Дан 2.44).

Однако Иисус из Назарета ничего не изменил в политическом статусе Иудеи. Он не собрал рассеянных иудеев в Землю Обетованную, не уничтожил врагов Иудеи. В его дни иудеи продолжали “служить чужеземцам”, а Иерусалим не жил безмятежно. Иисус не собирался “уничтожать все народы, среди которых рассеял” Яхве иудеев.
Евангелисты сообщают, что иудеи однажды пытались провозгласить Иисуса царем, но он сознательно уклонился от этого (Ин 6.15), а также наивно спрашивали Его: «Господи, не в это ли время восстанавливаешь Ты Царство Израилю?» (Деян 1.6).

Префект Иудеи Понтий Пилат казнил Иисуса из Назарета как последнего раба и преступника на кресте, а ведь это была самая отвратительная форма казни для иудеев.

Все мечты об установлении Царства Божия рухнули.
Вполне понятно, что образ Иисуса как Мессии не был связан с темой победоносной войны. Поэтому жители Иудеи в соответствии с Законом Моисея решили, что Иисус — лжепророк и самозванец:

“Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его” (Втор 18:22).

Иудеи рассеяния также отрицали мысль, будто Иисус из Назарета — Мессия. В конце концов, пророчества относительно иудейской диаспоры не сбылись!

Чтобы избежать очевидной неувязки действий Иисуса с предсказаниями о Мессии-Царе, ранние христиане ввели понятие о “Царстве не от мира сего… Царстве не отсюда” (Ин 18.36). То есть Иисус, конечно же, Царь, но в другом смысле. И пророки будто бы имели в виду совсем другое — “духовное”.
В итоге Иисус стал главой невидимого и грядущего Царства (Деян 17.7, Ин 1.49. Откр 1.5).

Страдания и смерть Мессии

Около 80-85 гг. н.э. в евангелии от Луки и Деяниях апостолов было оформлено мнение, будто ожидание страдающего и казненного Мессии присуще буквально всем книгам Ветхого Завета:

««Какие же вы бестолковые! — сказал им Иисус. — Как туго дается вам вера во все, о чем говорили пророки! Разве Помазанник не должен был претерпеть все эти страдания, чтобы достичь Своей Славы?» И Он разъяснил им все места в Писаниях, относящиеся к Нему, начав с Моисея и всех пророков” (Лк 24.25-27);
“Бог же как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил” (Деян 3.18);
“о чем пророки и Моисей говорили, что это будет, то есть, что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых…” (Деян 26.22-23).

Вопреки утверждениям авторов Нового Завета в “Православной энциклопедии” отмечается, что

“иудаизм того времени, насколько можно судить по сохранившимся текстам, не знал образа страдающего Мессии…

в дохристианском иудаизме нет ни одного текста, в котором говорилось бы о страданиях Мессии. Напротив, в иудаизме Мессия ассоциировался с триумфальной победой, а никак не со страданием и смертью. При этом в Ветхом Завете и в текстах эпохи Второго храма распространена тема «страдающего праведника». Однако ни в одном тексте до Нового Завета не подразумевается, что «страдающий праведник» — это и есть Мессия. Таким образом, центральный для христианства образ Мессии как обреченного на смерть праведника не является продолжением иудейской мессианской традиции” (Мессия // Православная энциклопедия. С. 37).

Вот почему евангельские иудеи не понимают, о чем им толкует Иисус:

«Мы из Закона знаем, что Помазанник всегда будет с нами, — ответил народ. — Как Ты можешь говорить, что Сын человеческий должен быть вознесен?» (Ин 12.34).

По этой же причине даже ученик Иисуса Петр противится предсказанию о смерти Мессии:

“Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!” (Мф 16:21-22).

Авторы новозаветных книг конца I — начала II веков довели эту идею до крайности. Им казалось, что отвержение иудеями Иисуса из Назарета обусловлено не только “бестолковостью”, “ослеплением разума” (2Кор 3.14) под влиянием сатаны (2Кор 4.4), но и сознательной порчей иудеями библейских текстов.
Мученик Иустин Философ (+165 г.) так спорил с иудеями:

“я не согласен с вашими учителями… они из перевода, сделанного старцами при Птоломее, совершенно уничтожили многие места Писаний, ясно свидетельствующие о том, что было предсказано о божестве, человечестве и крестной смерти этого Распятого… я знаю, что все из вашего народа отвергают их”.

Сразу отметим, что доказательств этому просто нет. Христиане на протяжении столетий последовательно демонизировали иудеев, но на самом деле порчей текстов греческих Писаний занимались христианские апостолы, монахи и другие переписчики текстов Нового Завета.

Итак, мысль о страданиях Мессии для иудеев I в. н.э. была камнем преткновения, буквально скандалом (σκάνδαλον — крючок в западне, к которому прикрепляется приманка; преткновение, предмет досады или отвращения).

Павел писал, что “проповедь Христа распятого для Иудеев — соблазн (σκάνδαλον)” (1 Кор 1:23), вследствие чего “церкви Божии в Иудее выстрадали от Иудеев, которые убили и Господа Иисуса и воздвигли на нас гонение” (1 Фес 2.14,15).

В итоге мы читаем про оппозицию деятельности Павла со стороны еврейских общин в Деян 13.50 (Антиохия Писидийская); 14.2 (Иконий); 14.19 (Листра); 17.5 (Фессалоника); 17.13 (Бероя); 18.12; 20.3 (Коринф).

Евреи пытались Павла буквально убить:

“Вы видите перед собой человека, по поводу которого ко мне обращаются все иудеи, как иерусалимские, так и здешние. И все они кричат, что его нельзя оставлять в живых” (Деян 25.24).

Сам Павел поясняет, что проблема мессианства Иисуса была еще глубже из-за способа, которым он был казнен. Его пригвоздили к кресту. Это было особенно проблематично, поскольку сказано во Второзаконии 21.23:

«Проклят всякий повешенный на дереве».

Павел позднее, в Послании к галатам, процитирует этот стих (3.13). До того как стать последователем Иисуса, он не принимал его всерьез, полагая, что всякий, висящий на дереве, то есть распятый, проклят пред Богом.
Таким образом, называть Иисуса Мессией было не просто смешно, но богохульно.
Возможно, именно поэтому Павел столь яростно противостоял этой маргинальной иудейской секте.


В конце концов Савл однажды увидел Иисуса как живого и воскресшего Господа (Гал 1.16) и ему пришлось признать, что Мессия был распят и затем оправдан Богом:

“Христос умер за грехи наши по Писаниям, и что Он был погребён, и что Он воздвигнут в третий день по Писаниям, а после всех явился и мне, словно недоноску” (1Кор 15.3,4,8).

Возможно, это было следствием припадка височной эпилепсии или же малярии, мы точно не знаем. Но в результате Савл-Павел переосмыслил свои представления о Мессии и впоследствии его идеи стали главенствующими во всей христианской церкви.

Поиск пророчеств о распятии Мессии

Мы знаем, что Понтий Пилат велел распять Иисуса из Назарета около 29 г. н.э.
Такие лидеры ранней Церкви, как апостол Павел, пытались понять, где же в текстах Ветхого Завета Бог предсказал жестокую и бесчестную смерть Своего Возлюбленного Сына.
Обратим внимание, что Еврейская Библия — это сборник многочисленных текстов, где можно обнаружить самые разные идеи относительно служителей Яхве.

Здесь и страдающий Иов, и избегающий убийства Давид, и многочисленные помазанники Яхве, то есть, цари, священники и пророки, которые претерпели множество поруганий за свое служение.

Но речь идет ведь не о них, а конкретно о фигуре эсхатологического Мессии-Царя, который призван возвеличить иудеев и сокрушить врагов Израиля в День Господень.
Такого предсказания о Мессии Еврейская Библия не содержит.
И тогда пытливый ум христианских книжников обратился к страдающим помазанникам Ветхого Завета и вообще к любым намекам на смерть служителя Яхве.

«Будут смотреть на Того, Кого пронзили»

Посмотрите, как это было представлено в евангелии от Иоанна, который связал исполнение ветхозаветного пророчества Захарии с действиями воина, который Иисусу

“копьем пронзил бок” (Ин 19.34).

У прор. Захарии говорится иначе:

“они вспомнят о том, кого они закололи” (Зах 12.10).

Это указание на убийство человека ножом или копьем.

А в рассказе Иоанна Иисус умер от разрыва сердца. Околосердечную сумку (перикард) воин пронзил, дабы удостовериться в его смерти.
Посмотрим внимательно на текст пророчества:

“И тогда Я стану уничтожать все народы, что вышли против Иерусалима.
Я изолью на дом Давида и на жителей Иерусалима дух миролюбия и смирения, и они вспомнят о том, кого они закололи. Будут скорбеть о нем, как о единственном сыне, горевать о нем, как о первенце” (Зах 12.9-10).

О ком идет речь? Где здесь упоминание о Мессии? Смерть единородного сына?

Но это трагедия для любой семьи с подобной потерей. Вспомним про вдову наинскую. Она оплакивала своего сына именно так: «скорбела о нем, как о единственном сыне, горевала о нем, как о первенце».

Преподобный Ефрем Сирин (+373 г.) полагал, что это пророчество сбылось в лице героя Маккавейских войн Иуды Маккавея, погибшего в 160 г. до н.э.:

“В историческом смысле слова: восплачутся о Нем плаканием, яко о возлюбленном (первенце), и воззрят Нань, Егоже прободоша, означают то, что любившие Иуду Маккавея возрыдают и восплачут, когда пронзят и умертвят его язычники, и будут плакать о нем, как об единородном. Восплачутся, говорит Пророк, и поболят о нем болезнию, яко о первенце, то есть восплачутся подобно матери, сокрушающейся о первенце и притом единородном”.

Обратите внимание: Захария писал о человеке, которого закололи (зарезали?) представители “дома Давида и жители Иерусалима”. Даже учитывая требование членов синедриона распять Иисуса, следует признать, что смертный приговор вынес префект Иудеи, равно как процесс распятия и пронзения ребра Иисуса проводили воины Пилата (возможно, сирийцы), а не жители Иерусалима.
А что же должно предшествовать этому событию, согласно пророчеству?

“И тогда Я стану уничтожать все народы, что вышли против Иерусалима. Я изолью на дом Давида и на жителей Иерусалима дух миролюбия и смирения, и они вспомнят о том, кого они закололи”.

Иудейское царство было захвачено римскими войсками под командованием Помпея Великого в 63 г. до н.э. Если указанное пророчество сбылось в момент смерти Иисуса из Назарета, то уже перед его распятием (примерно 29 г. н.э.) Яхве начал бы “уничтожать все народы, что вышли против Иерусалима”, то есть Римскую империю. Но вместо этого иудеи много раз подвергались насилию со стороны солдат Рима и в конце концов потерпели поражение в Иудейской войне.
Святитель Кирилл Александрийский (+ 444 г.) полагал, что поражение иудеев было следствием распятия Иисуса:

“Когда же обрушилась на них римская война, причем страна их подвергалась опустошению, города сожигались, дома опустошались и даже самый Иерусалим был уже в осаде, а внутри свирепствовал голод, тогда некоторые едва стали приходить к сознанию совершенных над Христом дерзостей и наконец познали причины бедствия и то, что виною их страдания были их нечестия в отношении к Нему. Итак, поелику они надругались, то «восплачутся о нем плаканием, яко о возлюбленнем, и поболят о нем болезнию, яко о первенце»”.

Это была месть Яхве?
К 70 г. н.э. Храм и Иерусалим были полностью разрушены. Иудея потеряла остатки автономии, а на развалинах Иерусалима был разбит лагерь X-го римского легиона.
Жители города были убиты, а выжившие проданы в рабство.
Где же была обещанная через Захарию помощь Яхве раскаявшимся иудеям: “Я стану уничтожать все народы, что вышли против Иерусалима”?
Полагаю, что попытка евангелиста Иоанна соотнести казнь Иисуса с пророчеством Захарии терпит фиаско.
Но задержим свой взгляд на Иудейской войне. В евангелии от Луки сказано, что Иисус просил Отца Небесного простить своих распинателей и врагов.
Неужели этого было мало?

И последний вопрос. Говорят, что в 70 г. н.э. в Иерусалиме проживало от 600 000 до миллиона человек. Если взятие Иерусалима было местью Яхве за распятие Иисуса, то зачем было ждать 40 лет?
Ведь за эти годы умерли почти все непосредственные участники и виновники смерти Иисуса, а в Иерусалиме жили их дети и внуки, совершенно не причастные к той трагедии.
Это такая педагогика и милосердие Яхве?

Подведем промежуточные итоги
Пророчество Захарии возвещает вмешательство Яхве с целью уничтожения врагов Иерусалима. В его рассказе иудеи зарезали какого-то мужчину или юношу. Впоследствии они одумались и оплакали его как единственного сына матери. Упоминание “скорби на равнине Мегиддо” указывает на смерть благочестивого царя Иосия от руки фараона Нехо II в 609 г. до н.э., что стало тяжелым потрясением для всех иудеев и поводом для размышлений пророков.
Во всех этих положениях трудно найти корреляции с судьбой Иисуса из Назарета.
Ведь никакого уничтожения врагов Иудеи в связи с его смертью не произошло. Жители Иерусалима не зарезали и не пронзили Иисуса. Это сделали язычники. Впечатления Иоанна Богослова от пронзенного ребра Иисуса были восприняты как исполнение пророчества о пронзении. Но Захария писал про убийство холодным оружием, а Иоанн про посмертное пронзение.
В пророчестве обещано раскаяние иудеев после убийства какого-то человека, а в реальности I в. н.э. иудеи претерпели ужасы войны, были убиты и проданы в рабство. Это совершенно иная причина для скорби.
В отличие от Иосии, погибшего на равнине Меггидо (древнегреческое Армагеддон), Иисус не был вождем или царем иудеев и не вел войны с врагами Израиля. Его протест против агрессии и богословия Римской Империи был ненасильственным.
Мнение отцов Церкви, что уничтожение Храма, Иерусалима и остатков автономии Иудеи в 70 г. н.э. были возмездием от Господа за распятие Его Сына воспринимаются мной как одобрение геноцида и представление Яхве как мстительного Бога, наказывающего детей вместо родителей.

Песни о Рабе Господнем из книги пророка Исайи

Пророка Исайю принято называть ветхозаветным евангелистом. И в самом деле, христианам, знакомым с Новым Заветом, трудно читать такие отрывки, как Ис 52:13 — 53:12, не думая об Иисусе:

«Раб Мой преуспеет, возвысится он, вознесется, взойдет высоко!
Многие поражались, глядя на него: он был изуродован, на человека не похож, вида он был не людского.
Но вот, многие народы удивятся, глядя на него, цари перед ним умолкнут! Увидят они то, о чем никто не рассказывал им, постигнут то, о чем и не слыхали».
Кто поверил вести, которую мы принесли? Кому явилась рука Господня?
Пред Господом он поднялся, как росток, как корень из сухой земли. Вида лишен и величья — мы на него и не смотрели; не было в его облике такого, что привлекало бы нас.
Он был презираем, отвергнут всеми — человек, познавший страданья, изведавший боль. От такого отворачиваются — его презирали. Ни во что не ставили мы его.
Но это нашу боль на себя он принял, на себя страданья наши взял! Мы думали, на него обрушилась кара, мученье, наказанье от Бога, а он был изранен за наши грехи, терпел удары за нашу вину. Муки его принесли нам благо, его раны нас исцелили.
Мы все заблудились, как овцы, разбрелись кто куда, но за наши грехи Господь покарал его.
Угнетаемый, униженный, он оставался безмолвен. Как влекомый на убой ягненок, как овца, что безгласна, когда ее стригут, так и он оставался безмолвен.
Был он схвачен, под суд отдан… Кто о судьбе его размышляет? От земли живых он был отторгнут, пала на него кара за грехи моего народа.
Со злодеями он похоронен (рядом с богатым могила его) — хотя не совершал он преступлений и в устах его не было лжи.
Господь пожелал послать ему страданья и обрек его на муку. Если Ты сделаешь его жертвой за грех, то узрит он потомство свое, будет жить долго и волю Господа сумеет исполнить.
После бедствий он узрит свет и насытится. «Он, праведник, раб Мой, своей мудростью оправдает многих, на себя вину их примет.
Поэтому Я ему долю дам средь великих, и вместе с сильными будет он делить добычу. Ведь он на смерть себя отдал, к преступникам был причислен — он принял на себя грехи многих людей, за преступников он был ходатаем».

Для понимания Второ-Исайи важно понимать, что народ Израиля, оказавшийся в изгнании, несколько раз называется «моим рабом» (Ис 41:8). Как говорит пророк: «Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь» (Ис 49:3). Это персонификаци всего народа в лице одного Раба Яхве.
Второ-Исайя писал в 550 г. до н.э. Этот отрывок был заимствован ранними христианами и отнесен ни к кому иному, как к Мессии — Иисусу, который, как считалось, пострадал за других, принеся искупление. Отметим, как этот текст представлен в качестве мессианского пророчества в Деяниях апостольских:

“И подбежав, Филипп услышал, что он читает Исаию пророка, и сказал: да понимаешь ли ты, что читаешь? А он сказал: как мне понять, если кто не наставит меня? И попросил Филиппа подняться и сесть с ним. А место Писания, которое он читал, было такое: Как овца на заклание Он был приведен, и как агнец пред стригущим Его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В унижении Его, было отказано Ему в правосудии. Род Его кто изъяснит? Ибо жизнь Его изъемлется от земли. И обращаясь к Филиппу, евнух сказал: прошу тебя, о ком пророк говорит это: о себе или о ком-нибудь другом? Филипп же отверз уста свои и, начав от этого писания, благовествовал ему Иисуса” (Деян 8.30-35).

Далее я предлагаю читателю размышления библеиста Барта Эрмана:

“Не напоминает ли это историю Иисуса? Разве это не пророчество о том, что случится с мессией?
В ответ на эту распространенную христианскую интерпретацию необходимо сказать следующее:
1. Нужно помнить, что пророки Еврейской Библии не предсказывали заранее то, что должно произойти спустя сотни лет; они пророчествовали, опираясь на современные им исторические обстоятельства, и передавали весть для современных им людей об их непосредственном будущем.
2. В этом случае автор вовсе не предсказывает, что некто будет страдать в будущем за грехи других людей. Многие читатели не обращают внимания на то, какими грамматическими временами пользуется автор. Они не указывают на то, что некто неожиданно возникнет в отдаленном будущем и будет страдать. Они
указывают на уже прошедшие страдания. Раб Божий уже пострадал, хотя он «будет» реабилитирован. Поэтому это не касается будущего мессии.
3. Термин «мессия» ни разу не встречается в этом пассаже. Он не предсказывает появление будущего мессии.
4. Кого Второй Исаия сам считает рабом Божиим? Внимательное прочтение отрывка позволяет легко его идентифицировать: «А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал» (44: 1); «Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой» (44: 21); «И сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь» (49: 3).
Сочинение Второго Исайи само указывает на то, кто является рабом Божиим. Это Израиль, народ Господа. В главе 53, когда автор описывает прошедшие страдания раба, он говорит о муках, которые претерпел народ во время разрухи и изгнания, учиненных вавилонянами. Эти страдания обрушились на них из-за грехов.Но страдания эти будут возмещены, потому что Бог восстановит Израиль, и приведет народ обратно на его землю, и начнет с ним новые отношения.
Справедливо будет возразить, что раб Божий, как нам сказано, страдал за «наши» грехи, а не за «свои».
Исследователи предложили несколько вариантов решения этой проблемы. Возможно, автор считал, что люди, уведенные в Вавилонский плен, пострадали за грехи оставшихся на своей родине, некоторые пострадали за общие грехи. Те, кого увели в плен, претерпели депортацию, лишения и изгнание за грехи всего народа. Но теперь раб, Израиль, будет возвышен и восстановлен в своих близких отношениях с Господом. С его помощью Бог наведет порядок на земле.
С такой интерпретацией могут возникнуть сложности (они возникают, когда имеешь дело с любой интерпретацией), но остается фактом, что страдающий раб никогда не представлял мессию, его страдания изображаются как уже прошедшие, а не предстоящие, и он совершенно четко обозначается как Израиль. Позднее читатели принимали этот пассаж за отсылку к мессии и считали, что именно личность Иисуса «наполняет» его смыслом (или «исполняет» свое предназначение), таким образом придавая новое значение отрывку, которого у него раньше не было” (Эрман Барт Д. Библия. Историческое и литературное введение в Священное Писание. С. 232).

Другими словами, логика этого отрывка коренится в классическом понимании страдания: грех требует наказания, а страдание наступает из-за непослушания.
При этом в Вавилоне страдали не только беззаконники, но и праведные иудеи:

«праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии» (Еккл 7.15).

У прор. Иезекииля эта мысль выражена особенно ярко. Возмездие Божие коснулось не только изменников Господа, но и «раба Яхве»:

«Человек! Обрати свой взор против Иерусалима, произнеси речь против Святилища, изреки пророчество против страны Израилевой! Скажи стране Израилевой: „Так говорит Господь: Я иду на тебя! Я обнажаю Свой меч, чтобы уничтожить у тебя и правых и виноватых. Я уничтожу у тебя и правых и виноватых» (Иез 21.2-4).

Персонификация Израиля в лице одного человека — обычный прием в пророческих книгах.
Например, Господь сказал Осии:

«Иди, возьми себе блудную жену и блудных сыновей, ибо блудом блудит эта страна, изменив Господу» (Ос 1.2).

Пророк Иезекииль сравнивал столицу Израиля с девушкой и проституткой:

Скажи: „Так говорит Господь Бог Иерусалиму, столице: корень твой, родина твоя — страна ханаанеев, отец твой — аморей, а мать — хеттянка.
Когда ты родилась, тебя отвергли с брезгливостью и бросили в чистом поле.
Я проходил мимо и взглянул на тебя, брошенную под ноги прохожим, всю окровавленную, и сказал тебе, окровавленной:, Ты будешь жить!’ Я сказал тебе, окровавленной:, Ты будешь жить!’ И стала ты у Меня расти… выросла. Ты стала прекрасна, достойна звания царицы. Но ты возгордилась из–за своей красоты, ты славу свою поставила на службу распутству. Ты отдавалась всякому прохожему.
И тогда Я занес над тобой Мою руку, и долю твою сделал скудной, и отдал тебя на произвол врагам, — на произвол дочерей филистимских, даже им были противны твои мерзости. Распутничала ты безудержно со страной торгашей — Халдеей, но и этим ты не насытилась» (Иез 16.2-29)

Упоминание Халдеи — страны торгашей — помогает понять, что значит метафора Исайи о гибели иудеев во время нападения Навуходоносора на Иерусалим в 586 г. до н.э., а также депортации иудеев в Вавилон, где многие умерли и были похоронены на чужбине:

“Со злодеями он похоронен (рядом с богатым могила его) — хотя не совершал он преступлений и в устах его не было лжи”.

«Богатый» и «злодей» — это Вавилон, столица халдеев.
В Апокалипсисе есть образ

«Великой Развратницы, у которой на лбу написано имя: ВАВИЛОН, ВЕЛИКАЯ СТОЛИЦА» (Откр 17.1,5).
Развратная женщина — это великая столица, которая царствует над царями земли» (Откр 17.18). «Вином своего разврата она опоила все народы, и цари земли развратничали с ней, и купцы нажили свое богатство от избытка ее роскоши» (Откр 18.3).

Поэтому «богатый» — это символ Вавилона.
Восстановление Израиля после депортации в Вавилон прор. Иезекииль изобразил с помощью поля с сухими костями:

«Могут ли эти кости ожить? Так говорит Господь этим костям: Я вложу в вас дух, и вы оживете… И они ожили. Встали они, и было их несметное полчище. Тогда Он сказал мне: «Человек! Эти кости — народ Израилев, который говорит: Кости наши иссохли, погибла надежда, мы обречены! Но произнеси пророчество, скажи им: „Так говорит Господь Бог: Я открою ваши могилы и выведу вас из могил, о народ Мой, и приведу вас на землю Израилеву! И поймете вы, что Я — Господь, когда открою ваши могилы, когда выведу вас из могил, о Мой народ! Я дарую вам мирную жизнь на вашей земле, и вы поймете, что Я — Господь Бог. Так Я сказал и так Я сделаю! — говорит Господь Бог”» (Иез 37.1-14).

Итак, страдание, унижение, погребение у богатого и восстановление (воскрешение из мертвых) — все эти предсказания касались израильского народа, а не конкретного человека. И уж точно это не имело отношения к фигуре грядущего славного Мессии.
Подведем промежуточные итоги
Если просто прочитать написанное 53-й главе Исайи, там нет слова «Мессия».
Это выражение надежды, что народ Божий сможет вернуться к нормальной жизни после Великого Плена и уничтожения государственности. Олицетворение народа с помощью образа «раба Яхве» или даже «супруги» Господа Бога — обычный прием пророков времен Исайи.
Иудейские читатели межзаветного периода не считали, что эти отрывки говорят о Мессии. Они могли говорить о ком-то, кто дорог Богу и кто ужасно пострадал, но это не был Мессия.
Почему? Потому что Мессия должен был не страдать и умирать, а в окружении славы править миром.
Интересно, что мнению апостола Филиппа (или Луки) противостоит “Православная энциклопедия” под редакцией патриарха Кирилла:

“против мессианской интерпретации говорит то, что в этом пассаже отсутствуют политические мотивы, характерные для мессианской тематики в Ветхом Завете: Раб Господень нигде не называется царем из рода Давида. В этом тексте раб Яхве не назван Мессией” (Мессия // Православная энциклопедия. С. 37).

Смерть “Христа” в книге пророка Даниила

«С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет» (Дан 9. 25-26).

В традиционной христианской интерпретации «Христос Владыка» из 25-го стиха отождествлен с «Христом» из 26-го, и все откровение в целом относится к Иисусу из Назарета.

“Следует отметить, что здесь использовано нарицательное существительное «помазанник» (в русском переводе – «Христос»), а не «Мессия». В пророческих писаниях это слово еще не утвердилось как специальное понятие, обозначающее грядущего идеального царя из династии Давида (кроме этой главы оно используется только в Ис. 45 по отношению к Киру и в Авв. 3 как общее понятие). В Израиле священники и цари помазывались на служение.
Некоторые исследователи полагают, что двукратное упоминание «помазанника» в этих стихах указывает на двух различных персонажей.
Первый помазанник появится через сорок девять лет (скорее всего, это мог быть Кир, поскольку он уже получил статус помазанника в пророческих писаниях, хотя нельзя исключить и таких вождей народа, как Зоровавель или Иисус, сын Иоседеков), а второй помазанник будет предан смерти перед окончанием последней седмины. Эта точка зрения подтверждается пунктуацией в еврейском тексте, которая указывает на то, что некий временной интервал должен находиться между двумя указанными числами, а не после шестидесяти двух седмин. Это были сорок девять лет между падением Иерусалима (586 г. до н. э.) и указом Кира (538 г. до н. э.) (Библейский культурно-исторический комментарий).

В масоретском тексте между словами «семь седмин» и «шестьдесят две седмины» стоит знак «атнах», разделяющий эту фразу на 2 части; текст можно было бы понять следующим образом: «…с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин. И еще шестьдесят две седмины: возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена…».
Современные экзегеты полагают, что в первоначальном понимании этого стиха «Христос Владыка» из 25-го стиха и «Христос» из 26-го были разными личностями и отождествляют первого помазанника с первосвященником Иисусом, который вступил в свою должность вскоре после возвращения из Вавилонского плена. Эта идентификация встречается и у раннехристианских писателей, в частности у Ипполита Римского.

Во втором помазаннике (в русском переводе – «Христос»), о котором говорится, что он будет предан смерти по прошествии 62 седмин, современные интерпретаторы узнают первосвященника Онию III, который был казнен Антиохом Епифаном в 171 г. до н. э. ок. 171 г. до н.э. (2 Макк 4. 32-38), причем, “убит безвинно”.
Многие исследователи находят эту гипотезу неоспоримой, поскольку казнь Онии положила начало семилетнему периоду гонений в Иерусалиме, включая осквернение храма в 167 г. до н.э. (Библейский культурно-исторический комментарий).

А вот как толковал это якобы мессианское место блаж. Иероним Стридонский:

“мы в словах “до Христа Вождя” разумеем под Христом Вождем не иного кого-либо, как тех начальников, которые после этого пророчества и по возвращении из плена управляли иудейским народом, то есть архиереев (ἀρχιερεῖς) и первосвященников, которых Писание называет христами, потому что они были помазываемы, из которых первым был Иисус, сын Иоседеков, великий священник…
Первым… был, как мы уже прежде сказали, Иисус, сын Иоседеков, великий священник, и Зоровавель, сын Салафиала, которые положили основания храма… был еще другой Ония, во время которого Антиох принуждал иудеев приносить жертвы языческим богам. И во все это время народом иудейским управляли первосвященники, которые, как я теперь полагаю, называются христами – вождями” (Творения блаженного Иеронима Стридонского. Часть 12. Киев, 1894. С. 79-96).

Иероним также приводит мнение Евсевия, что в книге Даниила была предсказана смерть христа, то есть Гиркана II:

“Евсевий с шестого года Дария, царствовавшего в Персии после Кира, до Ирода и Цезаря Августа насчитывает семь и шестьдесят две седмины, которые составляют четыреста восемьдесят три года, когда был умерщвлен Иродом Христос, то есть Гиркан, последний первосвященник из рода Маккавеев, и прекратилось преемствование первосвященников по закону Божию” (Творения блаженного Иеронима Стридонского. Часть 12. — К., 1894. С. 79-96).

Господень помазанник в ловушке

“Господень помазанник — дыхание наше — в ловушку их пойман! А мы о нем говорили: «Под его защитой устоим средь народов!»” (Плач 4:20 РБО)

В 597 г. до н. э., когда Навуходоносор предпринял свой карательный поход на Иерусалим, Египет был главным союзником, на которого рассчитывала Иудея. В том же году Навуходоносор посадил на иудейский престол Седекию. Он почти незамедлительно начал переговоры с малыми западными государствами, стремясь объединить силы против Навуходоносора. В 595 г. до н.э. египетский престол занял новый фараон Псамметих II. Ему вскружили голову успехи в победах над нубийцами на юге, и в одном папирусе сообщается, что он совершил поездку в Палестину, чтобы отпраздновать там свой военный успех. У Иудеи были основания ожидать от него помощи против Вавилона. Египетское войско выступило против Вавилонии в 588 г. до н.э., и если полагаться на Пс 136:7, то союзники Иерусалима эдомитяне предали его, перейдя на сторону Вавилона, когда стало ясно, что Иерусалим не выдержит осады.

Итак, указанный текст относится к конкретному иудейскому царю.

Однако святые отцы Древней Церкви видели здесь пророчество об Иисусе из Назарета.

«В то время после царей согрешивших перед Богом вся надежда народа была в Иосии и после убиения его в граде поднялся великий вопль, — как мы читаем в Еврейском тексте: Дыхание уст наших Помазанник Господь взят во грехах наших, ему мы говорили: Под тению Твоею мы будем жить среди народов (пусть другие относят это место соответственно духовному значению к Господу Иисусу)» (блаж. Иероним Стридонский. Толкование на пророка Захарию, 12).

Итак, пророчествуя о Христе, Иеремия говорит: «Дыхание жизни нашей, помазанник Господень пойман в ямы их» (Плач. 4:20), указывая в этих кратких словах, что Христос — Господь наш и что Он пострадал за грехи наши» (блаж. Августин Иппонийский. «О граде Божием». Глава XXXIII).

«Дух лица нашего Помазанный Господь ят бысть в растлениях наших» Пусть скажут Иудеи, кого пророческое слово называет Помазанным? и кто из называемых у них по­мазанными, царь ли, пророк ли, священник ли, именовался Господем? но не в состоянии будут они показать, сколько бы ни выдумывали лжи. Посему ясно, что Пророк предвозвестил Спасителя и Господа нашего, ятаго ими по растлению нечестия их» (блаж. Феодорит Кирский).

К указанному месту Еврейской Библии прекрасный комментарий содержится в «Толковой Библии» А.П. Лопухина:

«некоторые древние церковные толкователи считали это место мессианским пророчеством. Конечно, контекст речи совершенно противоречит такому толкованию».

Помазанник Яхве в стыде и опасности

В Еврейской Библии Божьи помазанники — цари и священники — часто терпели поругания от своих врагов. Псалмы с жалобами иудеев к Богу по этому поводу не имеют отношения к грядущему Мессии, даже если иудейский царь в них представлен как сын и даже первенец Яхве (символ близости и значимости для Бога):

“Ты сказал: «Я возвысил витязя, которого избрал из народа. Я нашел Давида, раба Моего, и святым елеем Моим помазал его.
Он будет звать Меня: „Ты мой отец, Ты мой Бог и скала спасительная”. И Я сделаю его Своим первенцем, он будет выше всех царей земных… Но Ты пренебрег, возненавидел, отверг помазанника Своего; расторг договор с ним, рабом Твоим, его корону втоптал в пыль. Ты позволил врагам над ним руку занести, и обрадовал всех его противников дни его юности сделал короткими, как одеждой, покрыл его стыдом… Вспомни, Господь, как смеются враги Твои, как бесславят Твоего помазанника на каждом шагу” (Пс 88:20,21,27,28,39,40,43,46,52).

Авель как прообраз смерти Христа

«Каин сказал своему брату Авелю: «Выйдем в поле». В поле Каин бросился на Авеля и убил его» (Быт 4.8).

Этот образ праведного страдальца вдохновлял многих отцов Древней Церкви, но в Еврейской Библии такой связи с Мессией нет:

«Возбудив к себе зависть добродетелью, он (Авель) смерть претерпел и, став прообразом Владыки Христа, упокоевается во веки веков» (Ефрем Сирин. Беседы на Евангелие от Иоанна. т. 4, стр. 354).

«Каин представляет народ иудейский, Авель – Христа. Каин, водимый ненавистью за то, что Господь призрел на Авеля и на дары его, убил его. Подобным образом и Иудеи, видя знамения, творимые Христом, убили Того, Который был братом их по плоти» (Амвросий Медиоланский. Толкование на Апокалипсис» 3, 650).

Агнец Божий, Адам, первородный грех и Искупление во Христе

Одно из важнейших отличий христианства от ветхозаветной религии заключается в подмене жертвоприношения животного жертвой человеческой.

В первую очередь обратим внимание на «козла отпущения»:

«Аарон … возьмет двух козлов, поставит их пред Господом, и укажет, какой жребий выпал каждому: один предназначен для Господа, другой — для Азазе́ла. Пусть Аарон возьмет козла, который по жребию предназначен для Господа, чтобы принести очистительную жертву. А козел, который по жребию предназначен для Азазела, пусть стоит пред Господом, живой, для совершения искупительного обряда, — чтобы отправить его в пустыню для Азазела» (Левит 16:6-10 Российское Библейское Общество, 2011).

Два козла, согласно догадкам святых отцов, указывали на тайну боговоплощения во Христе. Это символы Божества и Плоти, страдающей на Кресте. Такую версию поддерживал блаж. Феодорит Кирский:

«это были прообразования Владыки Христа, и сих двух животных должно принимать за образ не двух лиц, но двух естеств. Поелику козел смертен и невозможно было одним козлом изобразить во Христе и смертное, и бессмертное, то закон постановил приводить двух, чтобы закалаемый в жертву прообразовал удобостраждущую плоть, а отпускаемый изображал бесстрастие Божества».

Второй важнейший пример — агнец / ягненок.
Агнец считался жертвенным животным (Быт 4:2; Быт 22:7). Закон устанавливал принесение в жертву годовалых барашков во время Пасхи (Исх. 12:3.5).
Бог, испытывая Авраама, потребовал от него принести сына в жертву всесожжения:

“Бог сказал: «Возьми своего сына — единственного, любимого — Исаака, и иди с ним в землю Мориа. Там, на горе ты принесешь его в жертву всесожжения»… И Авраам увидел барана, запутавшегося рогами в зарослях. Он подошел, взял барана и принес его в жертву всесожжения вместо сына” (Быт. 22.2,18).

По сравнению с обычаями Ветхого Завета в христианском учении всё вышло с точностью до наоборот: там вместо юноши в жертву был принесен барашек, но теперь вместо барашка жертвой стал человек — Иисус.

«Исаак приносим был отцом во всесожжение, и Христа „предал Отец за всех нас”» (Рим.8, 32) (Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. С. 523–524)

«Иудейская Пасха есть образ, а христианская – истина. Та избавляла от телесной смерти, а эта прекратила гнев Божий, которому подпала вся вселенная» (Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 677–678).

«Христос Сам становится, как овча, принося Отцу Себя Самого в жертву и приношение» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. Т. 1. С. 166)

«Как ветхий завет имел овнов и тельцов, так и новый имеет кровь Господню… Кровь ветхого завета была изливаема во спасение первородных, a сия Кровь изливается во оставление грехов всего мира…» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея». Ч. 3. С. 410).

А «закалается всем обществом, ибо Он, Иисус Христос, умер за всех, чтобы они, приводя агнца на заклание ради своего спасения, знали, что они „куплены ценою” (1Кор.6, 20; 2Кор.5, 15)» (Кирилл Александрийский. Творения. Ч. 3. С 240).

«Созерцай как бы в тельце опять Еммануила, закалаемого за нас, избавляющего нас от греха, изъемлющего от суда и отводящего от наказания, входящего „большею и совершеннейшею скиниею” не с помощью тельцов и козлов, но „Своею кровию” (Евр.9, 11–12) и единожды вкусившего смерть» (Кирилл Александрийский. Творения. Ч. 2. С. 160)

«Иисус Христос Сам принёс Себя в жертву как бы в виде и образе вола молотящего и соделался всесожжением и жертвой примирительной» (Кирилл Александрийский. Творения. Ч.1. стр. 166).

«Когда воздвигнут был жертвенник, на котором возложены примирительная жертва и жертва всесожжения, то печаль прекращена, ибо внял Господь земли, и истребление было остановлено. Так и тогда, как Христос принёс Себя за нас в жертву, смерть была упразднена и тление уничтожено, так как всемогущий Бог приклонил ухо, как бы уже готовое к мольбам всех» (Кирилл Александрийский. Творения. Ч.1. стр. 167–168).

Павел писал, что отождествление казни Иисуса с принесением пасхальной жертвы было основой проповеди ранних христиан:

“я передал вам то, что и принял: что Христос умер за грехи наши по Писаниям” (1Кор 15.3). “Наш пасхальный ягненок (τὸ πάσχα), Христос, уже принесен в жертву” (1Кор 5.7).

Посмотрите, как это воспринимали древние христиане:

“ибо Пасха наша не агнец убитый, но заклан Христос” (преподобный Ефрем Сирин).

«агнец, которого велено было изжарить всего, был символом страдания крестного, которым имел пострадать Христос, ибо когда жарят ягнёнка, то его располагают наподобие фигуры креста: один вертел проходит чрез него прямо от нижних оконечностей к голове, а второй поперёк плечных лопаток, на котором держатся передние ноги ягнёнка» (Иуcтин Мученик. Разговор с Трифоном Иудеем. гл. 40. С. 208).

Авторы Нового Завета пишут об этом с восторгом:

— “Человек Христос Иисус, давший Себя как выкуп за всех” (1Тим 2.5-6),
— “Иисус стал для нас от Бога искуплением” (1Кор 1.30)
— “Один умер за всех… Всё же – от Бога, примирившего нас с Собою чрез Христа” (2Кор 5.14,18)
— “в Возлюбленном мы имеем искупление кровью Его, отпущение согрешений” (Еф 1.6,7)
— “послал Бог Сына Своего, чтобы искупить подзаконных” (Гал 4.5).

В некоторых текстах авторы специально делают акцент на замену барашка человеческим жертвоприношением:

— “Иоанн видит Иисуса, идущего к нему, и говорит: вот Агнец Божий, Который берет грех мира” (Ин 1.28-29).
— “Христос же, придя как Первосвященник… не чрез кровь козлов и тельцов, но чрез собственную кровь, – вошел раз навсегда во святилище, приобретя вечное искупление… кровь Христа, Который принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел” (Евр. 9:11-14).

Ранние христиане рассматривали эту последнюю Жертву с очевидным облегчением, ведь в результате им сам Бог говорит:

“грехов их и беззаконий их не вспомню более. А там, где отпущение грехов, нет уже и приношения за грех… Итак, братья, имея дерзновение входить во святилище кровью Иисуса, будем приступать с искренним сердцем в полноте веры, кроплением очистив сердца от лукавой совести” (Евр 10.17-19,22).

При таком видении истории спасения Сын Божий был предопределен к воплощению и смерти еще до сотворения мира. В Апокалипсисе Иисус представлен как “Агнец, закланный от создания мира” (Откр 13.8). Иными словами, люди искуплены Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена” (1 Пет 1.18-20).

Но есть одна загвоздка: в Ветхом Завете об этом нет ни слова.
Есть и еще одна проблема.
В отличие от современных апологетов христианства авторы новозаветных книг прекрасно понимали, что казнь Иисуса была жертвой Богу, жертвой угодной Яхве…
Полагаю, сама эта идея является бесчеловечной и омерзительной. Это плохая идея.
И так прямо написано в Еврейской Библии, что Яхве порой даёт “повеления пагубные, законы, несущие гибель”. Он может заставить людей “приносить в жертву первый плод всякого материнского чрева”. Яхве так поступает, “чтобы обречь их на гибель, — чтобы поняли они, что Я — Господь!” (Иез 20.25-26).

Подведем итоги

В Ветхом Завете посылаемый Богом Мессия представлен в образе Царя и Освободителя Израиля (Деян 1.6). Мессия должен был утвердить превосходство иудеев над язычниками. По всей видимости, христианские представления о страдающем Мессии сформировались уже после распятия Иисуса, когда его последователям пришлось переосмыслить соблазн “слабости” Иисуса как претендента на роль Мессии в глазах Израиля.
Мессианские пророчества Ветхого Завета — это произвольные попытки соотносить события из жизни и страстей Иисуса с историями и образами Ветхого Завета. Пророчества о Мессии создавались христианами «задним числом», путем придания тексту нового смысла. Авторам таких изысканий (например, ев. Матфею) приходилось даже идти на подлог и порчу текста Ветхого Завета.

Литература

  1. Библейский культурно-исторический комментарий / Джон Х. Уолтон, Виктор Х. Мэтьюз, Марк У. Чавалес. — СПб. : Мирт, 2003.
  2. Юровицкая М.М., Селезнев М.Г., Шуляков Л.В. Мессия // Православная энциклопедия. — М., Т. 45. С. 37-53
  3. Древнегреческо-русский словарь / Сост. И. Х. Дворецкий; Под ред. чл.-кор. Акад. наук СССР проф. С. И. Соболевского. — М.: ГИС, 1958.
  4. Вейсман А.Д. Древнегреческо-русский словарь. 5-е изд. — СПб.: Издание автора, 1899. — 694 с.
  5. Эрман Барт Д. Библия. Историческое и литературное введение в Священное Писание. — М., 2015
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: