Рассуждая о мессианских ожиданиях в Еврейской Библии, следует помнить, что Мессия представлен там как Царь-Витязь или Великий Первосвященник. А вот способность грядущего Мессии творить чудеса в пророчествах Ветхого Завета прослеживается слабо. А точнее, вообще не прослеживается. Ведь никто же не ожидал, что царь Давид станет исцелять больных или воскрешать мертвых.
Как же так, спросит наш читатель?
Ведь в евангелиях ясно сказано, что современники Иисуса ожидали от Мессии совершения множества чудес.
Например, когда “многие из народа уверовали в Него, говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?” (Ин 7.31).
В Мф 12.22-23 говорится: «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?»
Эта же идея повторяется в Мф 15.22; 9.27; 20.30-31; 21.9,14-15.
Евангельский Иисус предсказывал, что
“восстанут лжехристы и сотворят знамения и чудеса, чтобы вводить в заблуждение, если возможно, избранных” (Мк 13.22).
Иными словами, самые ревностные иудеи I в. н.э. ожидали чудес от грядущего Мессии.
И это действительно было так!
В 3-й книге Ездры (I в. н.э.) сказано, что
“откроется Сын (Господа) как муж восходящий” и “станет на верху горы Сиона”. “Он защитит народ Свой. И тогда покажет им множество чудес” (3 Езд 13:33,35,49,50).
И тем не менее, в “Православной энциклопедии” мы читаем изумительное признание:
“Чудеса, которые совершает Мессия (Христос), — мотив, совершенно нехарактерный для еврейских мессианских ожиданий периода Второго храма”.
Вспомним, что Иисус велел передать находящемуся в темнице Иоанну Крестителю такие слова:
«Пойдите и сообщите Иоанну все, что вы видели и слышали: слепые снова видят, калеки ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвых воскрешают, бедным возвещают Радостную Весть» (Мф 11:4–5, Лк 7:22).
Такой ответ подразумевает, что Иисус — “Тот, кто должен прийти” и нет смысла “ждать другого” Мессию.
Кстати, разве это не цитата из пророка Исайи о чудесах грядущего Христа Господня?
Нет.
Эти слова необходимо соотнести с кумранской рукописью 4Q521 (“Мессианский апокалипсис” Fragment 2, column 2, 1-14) :
«Небо и земля будут слушать Помазанника …
Он освободит пленных,
Он откроет очи слепых,
Он выпрямит согбенных. …
Он исцелит убитых,
и мертвых оживит Он;
нищим возгласит Он благую весть».
Это не цитаты из Еврейской Библии, а мессианские ожидания иудеев межзаветного периода, в которых отразились идеи 35-ой, 42-ой и 61-ой глав книги Исайи, а также переосмыслены в мессианском смысле образы 145-го псалма и 26-ой главы книги Исайи.
Филологический анализ кумранской рукописи 4Q521 позволяет утверждать, что ее автор рассматривал в качестве мессианского фрагмента псалом 145:7–8:
«Господь освобождает узников, Господь дает зрение слепым, Господь поднимает согбенных до земли».
Автор кумранского манускрипта дословно воспроизводит из псалма первые три деяния Господа и относит их к Мессии.
А еще автор кумранской рукописи обращался к т.н. «Апокалипсису Исайи» (это 24-27 главы книги пророка Исайи), датируемый большинством исследователей временем Маккавейской войны (160-е гг. до н. э.).
Как и во 2-й Маккавейской книге и пророчестве Даниила здесь упоминается воскресение мертвых. Утверждение рукописи, что Мессия будет «мертвых воскрешать» (מתים יחיה) находится в непосредственной филологической связи с со стихом Ис 26.19:
«оживут (воскреснут) мертвые» (יִחְיוּ מֵתֶיךָ) и «восстанут мертвые тела» (נְבֵלָתִי יְקוּמוּן).
Здесь же упоминаются рефаимы — обитатели загробного мира. Сначала автор «Апокалипсиса Исайи» отрицает способность возвращать к жизни мёртвых и синонимичных им рефаимов за кем-либо кроме Яхве. Текст Ис 26.19 можно восстановить следующим образом:
“Оживут мёртвые твои, тела их восстанут! Пробудятся и возликуют обитатели праха… и земля извергнет рефаимов” (Ис 26.14,19).
С.Ю. Петров поясняет, что автор “Апокалипсиса Исайи”
предсказывал не телесное воскресение, а лишь возвращение Израиля из изгнания: “В тот день воспоют в Иудее: «Откройте ворота, пусть войдет народ праведный, верный! Ты покарал их бедой — изгнаньем… И будет в тот день: вы будете собраны, все до одного, о сыны Израиля!… и придут те, кто затерялся в Ассирии, и те, кто был изгнан в Египет, и поклонятся все они Господу на святой горе, в Иерусалиме” (Ис 26.1-2; 27.8,12-13). Необходимо помнить, что кроме книги пророка Даниила во всех остальных случаях, когда иудейские пророки используют образы воскресения из мёртвых, они подразумевают под ним лишь национальное возрождение Израиля” (Петров С. «Вот б-ги твои, Израиль!» Языческая религия евреев).
Таким образом, фрагмент кумранской рукописи 4Q521 указывает на переосмысление иудеями хасмонейского периода метафору Исайи о восстановлении Израиля (Ис 26.19) как предсказание о физическом воскрешении мертвых во время пришествия Мессии.
Теперь подошло время рассмотреть пророчества Исайи 35:5–6; 42:7 и 61:1.
Здесь нас тоже ждут сюрпризы: ключевой фрагмент из книги Исайи соотносился с автором книги, но не с Мессией. Речь идет о тексте Ис 61:1,4,7:
“На мне — дух Владыки Господа, Господь меня избрал! Он отправил меня — нести радостную весть обездоленным, исцелять сокрушенных сердцем, пленникам возвещать свободу, узникам — освобождение… Они отстроят города на месте древних развалин, вновь возведут то, что разрушено в древности, восстановят города, лежащие в руинах, разрушенные в былое время… За прошлый позор вы получите двойное воздаянье… Пережив униженье, они будут ликовать о своей земле, получат они в своей стране двойной надел, вечная радость их ждет”.
Здесь пророк Исайя описывает цель своего пророческого служения — ободрять и вдохновлять иудеев-переселенцев, которые после Великого плена пребывали в унынии и даже отчаянии.
“«Утешайте же, утешайте Мой народ ! — велит Бог ваш. — Ласково говорите с Иерусалимом, возвестите ему, что отбыл он свою повинность, что искуплена его вина»” (Ис 40:1-2).
Давайте прочтем текст Исайи еще раз! Здесь не идет речь об исцелении физических недугов.
Сейчас мы бы это назвали эмоциональной поддержкой при посттравматическом стрессовом расстройстве. Похожие слова поддержки высказывал пророк Иезекииль, который так же предсказывал восстановление (воскрешение) израильского народа:
“Эти кости — народ Израилев, который говорит: Кости наши иссохли, погибла надежда, мы обречены! Но так говорит Господь Бог: Я выведу вас из могил, о народ Мой, и приведу вас на землю Израилеву!… Мой дух Я вложу в вас, и вы оживете. Я дарую вам мирную жизнь на вашей земле, и вы поймете, что Я — Господь Бог” (Иез 37.11-14).
Более того, указанный фрагмент из книги Исайи в Таргуме Ионафана не воспринимался в мессианском смысле. Здесь содержится пояснение, что пророк Исаия говорит о самом себе:
“Пророк сказал: дух пророчества от лица Господа Бога на мне, потому что Господь помазал меня благовествовать кротким; Он послал меня укреплять сокрушенных сердцем, возвещать пленным свободу и узникам освобождение!”
В Септуагинте еврейское слово “узники” было переведено как “слепые”: “κηρύξαι αἰχμαλώτοις ἄφεσιν καὶ τυφλοῖς ἀνάβλεψιν“ = “проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение” (перевод Юнгерова). Но даже в такой форме этот фрагмент не указывает на возвращение зрения слепцам, а лишь на “проповедь прозрения”.
Интересно, что многие толкователи Древней Церкви в самом построении фразы видели указание на духовную слепоту.
Например, свт. Кирилл Александрийский полагал, что здесь Бог
“слепым дает прозрение; ибо, служащие твари (и не знающие) истинного Бога, – неужели они не слепы? и душа их неужели не лишена света божественного и духовного?”.
Подобно и свт. Григорий Палама подмечал, что в тексте шла речь о духовной слепоте:
“Почему же пророк не сказал, что Он послан даровать слепым прозрение, но проповедать слепым прозрение? – Потому, что Господь пришел на землю не для того, чтобы отверзать телесные очи, но душевные глаза, которые через евангельскую проповедь приобретают прозрение” (Омилия XXX).
Остается рассмотреть тексты Исайи 35:5–6 и 42:7.
Говорится ли здесь о чудесах Мессии?
Нет. Здесь снова содержится ободрение немощных иудеев и утверждается, что Яхве отомстит врагам Израиля.:
“Тогда узрят славу Господа, величие нашего Бога! Руки ослабевших поддержите, коленям тех, кто едва бредет, силу придайте! Скажите боязливым: «Держитесь, не бойтесь! Ваш Бог придет — и свершится отмщенье, свершится воздаяние Божье. Он придет — и спасет вас». Тогда прозреют слепые, и глухие слух обретут, и станет хромой скакать, как олень, и немой будет радостно петь” (Ис 35.2-6).
По всей видимости, слова о прозрении слепых и пении немых — это метафоры спасения Израиля, т.е. возвращения пленных иудеев в Иерусалим:
“избавленные Господом вернутся, с ликующими криками взойдут на Сион, и вечная радость увенчает головы их. Они обретут веселье и радость, а скорбь и вздохи прочь улетят” (Ис 35.10).
А еще здесь вообще не упоминается грядущий Мессия!
Но, по всей видимости, Мессия подразумевается в тексте Ис 42.1,5-8,16:
“Вот раб Мой — Я с ним, это избранник Мой — тот, кто угоден Мне! Я ниспослал на него Мой дух, чтобы он явил народам правый суд… Так говорит Бог, Господь: «Я, Господь, призвал тебя, чтобы свершить избавление… Ты — Мой договор с народом и свет для всех племен; пусть откроются глаза слепых и выйдут узники из темницы, пусть сидящие во мраке выйдут из своей тюрьмы! Хвалу, что подобает Мне, идолам не отдам! Поведу Я слепых по пути, которого не знали они, дорогами, которых они не знали, их поведу! Тьму перед ними Я сделаю светом, неровную землю — ровной. Все это совершу Я, не отступлюсь».
Мы видим, что Христос как “свет для язычников” должен открыть народам истину о тщетности идолослужения. В последующих стихах речь так же идет исключительно о духовной слепоте:
“«Слушайте же, глухие, смотрите, слепые, глядите! Кто, как не раб Мой, слеп? Кто так глух, как посланник, отправленный Мною? Кто так слеп, как раб Господа? Ты многое видишь, но ничего не замечаешь! Слушает он, но не слышит»” (Ис 42.18-20).
Получается, что автор “Мессианского апокалипсиса” буквально воспринял цитаты из Еврейской Библии (Ис 35:5–6; 26:19; 42:7 и 61:1, Пс 145.7-8) и оформил пророчество так, будто грядущий Мессия будет оживлять мертвецов и давать зрение обычным слепцам.
Поскольку рукопись 4Q521 палеографически датируется хасмонейским периодом, мы можем сделать вывод, что во II-I веках до н.э. палестинские иудеи действительно ожидали Мессию-Чудотворца, хотя их внимание, конечно же, было приковано к изменению статуса всего Израиля, а физические недуги конкретных иудеев рассматривались как вторичная проблема.
Следует учитывать, что указанная функция чудотворения могла приписываться не столько фигуре Мессии, сколько обещанной в книге Малахии фигуре пророка Илии, который также рассматривался как помазанник Божий. Кроме того, роль глашатая заключается в том, чтобы «приносить хорошие новости бедным», что наводит на мысль о фигуре пророка, а не царя-воина.
В таком случае становится понятным, почему описание чудес Иисуса в евангелиях часто сопровождается упоминанием “Великого Пророка”, а не Мессии:
«И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк 7.16).
Чудеса — атрибут пророков:
«люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир» (Ин.6:14).
Между прочим, в евангелиях Иоанн Креститель представлен как носитель духовных даров пророка Илии:
«Все пророки и Закон до Иоанна говорили о Царстве Небес. Он, если знать хотите, и есть сам Илия’, который должен вернуться» (Мф 11.13-14).
В таком случае фраза евангелиста Иоанна, что “Иоанн не сотворил никакого чуда” (Ин 10.41) входит в исключительное противоречие с описанием деятельности пророка Илии в Еврейской Библии и ожиданиями чудес от пророка, помазывающего Мессию, представленными в текстах межзаветного периода.
Подведем итоги
Представления, будто грядущий еврейский Мессия должен творить чудеса, не отражены в книгах Еврейской Библии.
Подобные мессианские ожидания стали распространяться в иудейской среде межзаветного периода, что нашло отражение в религиозной литературе того времени — кумранском «Мессианском апокалипсисе» и 3-й книге Ездры.
Ссылки евангелистов на чудеса Иисуса из Назарета, как на исполнение пророчеств Еврейской Библии (ср. Мф 8.16-17), не соответствуют действительности и отражают попытки евангелистов представить Иисуса как ожидаемого иудеями Мессию.
P.S.
В проповеди в синагоге Назарета (Лк 4.18-22) евангельский Христос говорил об исполнении в Его служении пророчества Ис 61.1-2. Проблема заключается в том, что в Назарете не было синагоги, как и вообще любых общественных зданий:
“Сегодня большинство археологов скажут, что найдены остатки восьми или девяти синагог, построенных до 70 года н. э. Они были обнаружены в Капернауме, Гамале, Иродиуме, Магдале, Масаде, Модиине, Кирьят-Сефере и Шуафате”. Однако “немногочисленные остатки частных жилищ I века в Назарете показывают, что это были простые и грубо построенные дома. Здесь не было найдено следов общественных зданий” (Крег Эванс).
Обратим внимание, что посылая ответ Иоанну Крестителю, Иисус почему-то умолчал про упомянутую в Библии обязанность Мессии «пленникам возвещать свободу, узникам — освобождение». Впоследствии узник Иоанн был убит по приказу царя Ирода Антипы…
Литература
- Иисус. Все мировые исследования / под редакцией Джеймса Чарлзворта с участием Брайана Ри и Петра Покорны. — М.: Эксмо, 2021. — 1056 с.
- Петров С. «Вот б-ги твои, Израиль!» Языческая религия евреев. — М: Издательские решения, 2017. — 556 с.
- Эванс Крейг. Иисус и Его мир: новейшие открытия. – М.: Эксмо, 2015
- Юровицкая М.М., Селезнев М.Г., Шуляков Л.В. Мессия // «Православная энциклопедия». – М., Т. 45. С. 37-53