- Как это работает
- Благовещение
- Рождество
- Крещение Иисуса
- Пост в пустыне
- Умножение хлебов
- Усмирение бури
- Воскрешение ребенка
- Логии-речения, притчи и хрии
- Преображение Господне
- Царь на осле. Вход Господень в Иерусалим
- Борьба с администрацией Иерусалимского Храма
- Очищение Храма
- 30 сребреников
- Тайная Вечеря
- Прощальная беседа Иисуса с учениками
- Иуда указывает воинам местонахождение Иисуса
- Целование Иуды
- Петр и Малх в Гефсимании
- Просьба Иисуса отпустить учеников
- Бегство нагого ученика
- Издевательства первосвященников над Иисусом
- Распятие
- Сошествие в Шеол
- Вода и кровь из ребра Иисуса
- Смерть предателя
- Воскрешение умерших праведников
- Догмат о воскресении (не оживлении) из мертвых
- Вознесение Иисуса на небо
- Сошествие Духа
- Иисус и Савл
- Израиль — свет народов
- Мессия — священник
- Мессия — Премудрость Яхве
- Подведем итоги
- Литература
Обзор этой статьи можно прослушать в телеграм-канале «Аудиоблог Александра Усатова».
Мы с вами рассмотрели парадоксальную ситуацию, когда претендент на звание Мессии — Иисус из Назарета — не только не исполнил важнейшие пророчества Еврейской Библии о грядущем Помазаннике Яхве, но и действовал вопреки им.
Я придерживаюсь версии, что Иисус из Назарета воспринимался своими последователями в качестве пророка и даже Мессии. Более того, очень вероятно, что он воспринимал свою возможную смерть как важную часть т.н. “мессианских страданий” мира перед его преображением в Царство Божие, когда на землю придет Сын Человеческий. Возможно, он и сам подспудно ждал своей смерти.
В итоге Иисуса казнил на кресте префект Иудеи Понтий Пилат примерно в 29 г. н.э.
Все остальные предания об Иисусе, включая поражающие воображение чудеса и притчи, любой книжник мог почерпнуть из еврейских Писаний по принципу “Иисус — Мессия”, а значит, все эти библейские намеки приложимы к его личности и могут быть представлены в своеобразных рассказах-иконах.
Возможно, авторы таких увертюр и зарисовок составляли эти рассказы как наглядное пособие, помогающее читателям лучше понять главную мысль: Иисус из Назарета — Мессия. К тому же метод толкования Библии, когда цитата Писаний изменялась в соответствии с замыслом автора текста, был очень популярен у иудеев I в. н.э. Им активно пользовался и апостол Павел.
Как это работает
Уже ранние христианские апологеты рассматривали Ветхий Завет как сборник бесчисленных предсказаний о Мессии и его страданиях:
— В тексте упоминается дерево.
— Это намек на древо крестное!
— Тут сказано про копье.
— Еще лучше! Ведь это дерево и металл вкупе! Это яркий прообраз распятия Иисуса!
При таком отношении к Еврейской Библии собрать вдохновляющие цитаты и оформить их в виде рассказов — лишь дело времени.
Более того, такие сборники действительно составлялись еще до рождения Иисуса.
“Среди рукописей Мертвого моря большой интерес вызвал документ 4Q 175, более известный как 4Q Testimonia. Этот так называемый Мессианский сборник. Документ представляет собой собрание цитат мессианско-эсхатологического содержания. Нет достаточных оснований отрицать гипотезу, что в первых христианских общинах ходили подобные документы-“свидетельства”, но нет также оснований утверждать, что подобные документы создавались именно в христианскую эпоху. Евреи, а в особенности ессеи, с большим энтузиазмом ожидали прихода Мессии, и нет ничего удивительного в том, что они по тщательном изучении Танаха пытались выделить из текста важнейшие пророчества о грядущем Спасителе в отдельные сборники. И, конечно же, нет ничего невозможного в том, что в дальнейшем эти сборники могли быть в ходу у первых христиан и даже в той или иной степени влиять на те или иные новозаветные стихи” (Руслан Хазарзар. Мессианский сборник 4Q Testimonia (4Q 175)).
Христиане поиск мессианских цитат довели до крайности. Как писал епископ Ириней Лионский во II в.,
«даже невозможно перечислить случаи, в которых Моисей изображал Сына Божия» (Против ересей. Кн. IV, гл. X, 1).
Современный американский проповедник Джош Макдауэлл более осторожно заявляет, что
“в Ветхом Завете содержится более трёхсот предсказаний о мессии, исполнившихся в Иисусе Христе” (Макдауэлл Джош. Неоспоримые свидетельства).
Полагаю, что многие предания о Христе были оформлены в христианском сообществе “задним числом”, а затем были зафиксированы в канонических евангелиях.
Давайте посмотрим, как мог проходить этот процесс.
Благовещение
Для первых последователей Иисуса его воскресение подтвердило, что невзирая на то, что Иисус не одержал победу над своими политическими противниками (как это ожидалось от Мессии), Бог удостоил его особой милости, подняв из мертвых. Иными словами, Иисус был вознесен и прославлен именно в момент своего воскресения: в Деян 2.38 указано, что он станет Господом, только когда воскреснет.
При этом христиане считали, что поскольку Бог вознес Иисуса до божественного статуса, то Он не только дозволял, но даже требовал оказывать Иисусу божественные почести. Посмотрите, как про это пишет апостол Павел, цитируя текст Еврейской Библии про поклонение Яхве:
“Который, будучи в образе Божием (ὃς ἐν μορφῇ θεοῦ ὑπάρχων), не счёл для Себя хищением быть равным Богу, но уничижил Себя, приняв образ раба, быв в подобии человеческом и по виду став как человек. Он смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной. Потому и Бог превознёс Его и даровал Ему Имя, которое выше всякого имени, чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос – Господь, во славу Бога Отца” (Флп 2.5-11).
Сравните это с текстом Исайи:
“Я — Бог, и другого нет. Я поклялся Собой, уста Мои изрекли правдивое слово — оно непреложно: предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык даст клятву Мне!” (Ис 45.22-23).
Поздние богословы считали «низкую» или «адопционистскую» христологию недостаточной. В какой-то момент христиане пришли к мысли, что возвышение Иисуса имело место до его общественного служения: он должен был стать Христом еще при крещении (Деян 10.37-38).
Позже евангелист Матфей провозгласил, что Иисус стал Сыном Божьим не в момент своего воскресения или крещения, но уже в момент зачатия. Лука, по всей видимости, хотел подчеркнуть, что Иисус был Сыном Божьим на всех значительных стадиях своей жизни: при рождении, крещении и воскресении.
Точка зрения, что Иисус был зачат девственницей и потому в буквальном смысле слова был Сыном Божьим, представляет собой род “христологии возвышения”, но отодвинутой назад до крайнего предела — к моменту зачатия.
Вот почему двум евангелистам (но не раннему Марку!) понадобилось явление ангелов еще до рождения Иисуса.
Интересно, что в Ветхом Завете ангел посылается с вестью непосредственно к женщине лишь дважды: к Агари (Быт 16:7-14) и к матери Самсона (Суд. 13:2-5). В обоих случаях, как и в Евангелии от Луки, ангел возвестил рождение у женщины ребенка.
Отметим, что у Матфея нет рассказа о Благовещении Марии. И Иосиф как будто ничего про это не знает.
Замечая, что Мария беременна, Иосиф начинает сомневаться и подозревать Марию в прелюбодеянии, но даже в это время она молчит про чудесное зачатие от Духа Святого.
В книге Судей есть похожий сюжет.
Там неплодная жена Маноя получает от ангела добрую весть о рождении сына, после чего она сразу же «пришла и сказала мужу своему» про явление вестника (Суд 13.2-8).
Но в изложении Матфея всё происходит иначе — Дева ничего не рассказывает Иосифу. Все откровения Иосиф получает от ангела сам, причем, именно во сне.
Интересно, что у Матфея рассказ о Рождестве содержит пять откровений во сне, пять исполнений пророчеств во сне, пять женщин в родословной Христа. Да и все его евангелие состоит из пяти частей, будто это новое Пятикнижие.
Замечены у Матфея и другие аллюзии на ветхозаветных праотцов, например, на патриарха Иосифа (Быт 37-50). Напомню, что отца Иосифа звали Иаковом (в Мф 1.16 «Иаков родил Иосифа»), он был связан со сновидениями (Быт 37.5,9,19; 40.5, 41.1), достиг величия в Египте и участвовал в спасении евреев от голодной смерти (Быт 45.1-15). А теперь, вернувшись из Египта, “Иисус спасет народ Свой от грехов их” (Мф 1.21).
Теперь обратимся к рассказу Луки. Здесь не Иосиф, а Мария рассматривается как активный персонаж: «и наречешь Ему имя: Иисус». Матфей эту роль отводил Иосифу: «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус» (Мф 1.21).
Ничто не говорит о том, что Лука был знаком с Евангелием от Матфея.
У Матфея и Луки откровение о рождении Иисуса Иосиф и Мария получили оба, хотя и раздельно.
Добавлю, что в Еврейской Библии есть еще один очевидный прототип:
«Ангел говорил, патриарху в сени его: в сие время будет Сарре сын (Быт 18.10). Ангел сказал Марии: се родит Сына благодатная (Лк 1:28,31).
Рассмеялась Сарра, видя своё неплодство, смотря на омертвение, не поверив слову. Как этому быть, – говорит она, – когда я и Авраам не способны уже к плодоношению (ст. 12). Недоумевала и Мария, видя своё девство, и печати его храня нерушимыми: „како будет сие мне, которая мужа не знаю” (Лк 1,34), ибо обетование было странно для естества» (Ефрем Сирин. Творения. стр. 136).
Рождество
Смысл рождественской увертюры по Матфею таков: Иисус — новый Моисей и Мессия.
В увертюре Луки отражены важнейшие темы его богословия: женщины, отверженные люди и Святой Дух. Иисус у Луки — это новый Адам, начало нового творения. Матфей и Лука сходятся в том, что Иисус — новый Давид.
Библейские повествования о зачатии, рождении и младенчестве Иисуса представляют собой богословскую метафору и притчу, а не описание исторических фактов.
Звезда и восточные волхвы
Историю о Вифлеемской звезде и волхвах излагает лишь Матфей. Для этого он использовал несколько фрагментов Еврейской Библии.
В Ветхом Завете пророк и чародей Валаам произнес пророчество:
«Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ 24.17).
Это место понималось и евреями, и христианами как мессианское пророчество. Символика звезды прилагалась как к древним, так и поздним претендентам на звание Мессии.
Например, преп. Ефрем Сирин думал, что «звезда от Иакова – это Зоровавель, спаситель иудеев, образ Иисуса, Спасителя всех народов» (Творения. Ч. 6. С. 565).
Зоровавель действительно был выдающейся личностью и многие видели в нём Мессию:
«Скажи наместнику Иудеи Зоровавелю: сотрясу Я небо и землю, низвергну престолы царств, сокрушу царства народов. Тогда, — говорит Господь Воинств, — Я возьму тебя… и ты будешь для Меня, словно Моя печать, ибо Я избрал тебя» (Агг 2.23, ср. Зах 4.6-10).
Зоровавель был наследником престола из династии Давида и занимал пост правителя Иудеи в период царствования персидского царя Дария I. Несомненно, некоторые ожидали, что он установит обетованное царство и освободит народ от персидского господства.
Спустя столетия — в 132-135 гг. н.э. — предводителем восстания евреев против римлян стал Симон Бар-Косиба. Он был объявлен царём и даже стал чеканить собственную монету.
Один из самых авторитетных еврейских законоучителей — рабби Акива — полагал, что на Симоне исполнилось мессианское пророчество Валаама, отчего и прозвал Симона “Бар-Кохба” — с арамейского «сын звезды»:
«Акива указывал, что пророчество «взойдет звезда от Иакова» (Числ 24.17) осуществилось в том, что взошел Косба от Иакова. Рабби Акива, когда видел Бар-Козбу, говорил: «Вот он, царь-Мессия» (Иерусалимский Талмуд. Таанит 4.68d).
Однако Симон был убит римлянами, а абби Акиву подвергли мучительной казни.
Подобным образом и евангелист Матфей решил связать историю рождения Иисуса с чудесной звездой. Кстати, у Исайи содержится предсказание, что
“не солнце будет светить тебе днем, не луна тебе будет сиять: Сам Господь для тебя станет светом вечным” (Ис 60.19).
Христианам этот образ очень понравился. В Апокалипсисе сам Иисус говорит:
“Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя” (Откр 22:16).
Мессия из Вифлеема
Вифлеем (евр. Бет-лехем, «дом хлеба») – небольшой городок примерно в 10–12 километрах к юго-западу от Иерусалима. Согласно 1 Цар 16.1-13, здесь жил и помазан на царство пророком Самуилом Давид.
Важным компонентом иудейского царского мессианизма являлась вера в то, что Мессия должен происходить из рода Давида:
«Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид» (Ин 7.42).
Посмотрите, как Матфей меняет текст Еврейской Библии, чтобы добиться своей цели. В своем евангелии он приводит слова пророка Михея не по еврейскому подлиннику и не по Септуагинте. Такое цитирование является родом истолковательного перевода:
«и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше правителей Иудиных» (Мф. 2:6 перевод еп. Кассиана).
Сравним этот текст с пророчеством Мих 5:2:
– «и ты, Вифлеем Ефрафа, мал ты, чтобы быть среди племен Иуды» (буквальный перевод с еврейского);
– «и ты, Вифлеем, дом Ефрафа, самый малый, чтобы быть в тысячах Иуды (Септуагинта).
Подобная вольность с текстами Ветхого Завета позволяет думать, что Матфей и в других случаях цитирования довольно вольно обращался с ветхозаветными текстами.
Интересно, что
“в Четвертом Евангелии происхождение Мессии из Вифлеема и от Давида упоминается лишь как аргумент против признания Иисуса Мессией (Ин 7.42). Иудеи, обсуждающие, является ли Иисус Мессией или нет, не знают ни про Его рождение в Вифлееме, ни про Его происхождение от Давида; ничего не говорится про это и в самом повествовании Евангелия от Иоанна” (Мессия // Православная энциклопедия. С. 37).
Волхвы-цари
Рассказ Матфея о волхвах строится на драматическом развитии эпизода из Исайи, где говорится:
цари придут к «восходящему над тобою [над Иерусалимом] сиянию [Бога]» (Ис 60:3).
Эти цари прибудут верхом на верблюдах из Савы и привезут с собой золото и ладан (Ис 60.6). Вот ядро истории волхвов, которые “преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну” (Мф 2.11).
Как же тогда туда попала смирна (мирра — ароматическая камедь аравийского мирта), которой у Исайи явно нет? Но у него есть другая деталь: цари прибывают из Савы. Слово «Сава» могло напомнить еврейским толковникам еще один эпизод их священной истории, когда царица Савская посетила Соломона. Сказано, что она «прибыла в Иерусалим с огромным караваном верблюдов, груженных благовониями, несметным количеством золота и драгоценными камнями” (3 Цар 10.2).
Видимо, так мирра и проникла в историю волхвов. Но как “цари” из текста Исайи стали волхвами-волшебниками (μάγοι)?
Вероятно, их прообразами были “тайноведцы, и гадатели, и чародеи, и халдеи (вавилоняне)” (Дан 1.20, 2.20, 4.7, 5.7), которые выступали противниками Даниила, но в рассказе Матфея они на стороне Иисуса.
Противостояние чудо-младенца и старого царя
Сюжет о рождении Иисуса в царствование злобного царя Ирода Матфей мог вполне позаимствовать из книг Исхода и Екклесиаста:
«Лучше бедный, но разумный юноша, чем старый и глупый царь, не желающий внимать советам. Юноша вышел из темницы и стал царем, хотя и родился бедняком в царствование того» (Еккл 4:13-14).
В истории Матфея Ирод выступает как “новый фараон”, который пытается погубить “нового Моисея” — Иисуса.
“Ирод, увидев, что он обманут волхвами, весьма разгневался и послал истребить всех младенцев в Вифлееме” (Мф 2.16).
Сравним с текстом из Исхода:
“Египетский царь велел повитухам–еврейкам: «Когда будете принимать роды у евреек, смотрите, кто родится. Если мальчик — убивайте, а если девочка — пусть живет»” (Исх 1.15-16).
Матфей повествует, что Иосиф “встал, взял ребенка с матерью и ночью отправился в Египет. Там он оставался до смерти Ирода. Это произошло, чтобы исполнилось то, что сказал Господь через пророка: «Из Египта призвал Я Сына Моего»” (Мф 2.14-15).
Здесь он цитирует текст Еврейской Библии
“когда Израиль был ребенком, Я полюбил его, из Египта призвал Своего сына” (Ос 11.1).
Почему же Матфей не воспользовался здесь греческим переводом книги Осии?
Ему это было удобнее, ведь в Септуагинте вместо «сына Моего» (τὸν υἱόν μου) стоит «детей его» (τὰ τέκνα αὐτοῦ).
Через пару строк Матфей цитирует книгу Исхода теперь уже из Септуагинты, чтобы грекоязычный читатель мог на слух отождествить события Исхода и рождество Иисуса:
— “и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца (γὰρ οἱ ζητοῦντες τὴν ψυχὴν τοῦ παιδίου)” (Мф 2.20);
— “И сказал Господь Моисею в земле Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей (γὰρ πάντες οἱ ζητοῦντές σου τὴν ψυχήν)” (Исх 4.19).
“Хотя было сказано о смерти одного Ирода, евангелист употребил множественное число, как в Книге Исхода” (Кузнецова В.Н. Евангелие от Матфея. Комментарий).
Полагаю, это хорошая иллюстрация моего тезиса, что евангелиста Матфея мало интересовал контекст Еврейской Библии. Он искал в Писании (и в его греческом переводе) те тексты, которые содержали нужные ему — евангелисту — слова.
Крещение Иисуса
Практически нет сомнений, что Иисус начал свою общественную деятельность с омовения (крещения) у Иоанна Крестителя.
Рассказ о схождении Духа на Иисуса при крещении напоминает ветхозаветные сцены призвания пророков: Иисусу, как и пророкам, даны видения (Мф 3. 13-17; Мк 1. 9-10; Лк 10. 18); Он пророчествует о будущем (Мк 13).
Пост в пустыне
Как “новый Моисей” Иисус повторяет события Исхода: уходит в пустыню и пребывает там в силе Духа без пищи.
«И Моисей, и Спаситель постились 40 дней и ночей», – замечает блаж. Иероним (Творения. Т. XI. С. 31).
“Моисей пробыл с Господом сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил. Он записал на табличках условия договора — Десять Заповедей” (Исх 34.28).
Лука повторяет это кроме упоминания о воде:
“Иисус же, полный Духа Святого, возвратился с Иордана и водим был Духом в пустыне в течение сорока дней, искушаемый диаволом, и не ел ничего в дни те. И по окончании их, ощутил голод” (Лк 4.1-2).
Сорокадневный пост пророка Илии, по мнению свт. Амвросия Медиоланского и блаж. Иеронима (Творения. Т. 11. С. 31; Т. 13. С. 236), также служил предуказанием на такой же пост Иисуса Христа в пустыне:
“И встал он (Илия), поел и напился, и, подкрепившись тою пищей, шёл сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива” (3 Цар 19.8).
После этого Илия получает Божье Откровение.
Кто-то спросит, а почему такой акцент сделан евангелистами на искушении Христа от диавола, ведь в событиях Исхода евреи искушали Господа (Втор 6.16), а про сатану там ничего не сказано.
Здесь нам придется вспомнить, что по замыслу авторов евангелий Иисус является еще и “новым Адамом”. Поэтому Иисусу приходится выдержать соблазны, которые Змий предложил Еве:
“Женщина увидела, что плоды этого дерева годятся в пищу, приятны взору и сулят знание” (Быт 3.6).
В Апокалипсисе Змий из книги Бытия отождествлен с диаволом:
“древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную” (Откр 12.9).
А в Первом послании Иоанна тройное искушение Евы представлено как
“похоть плоти, похоть очей и гордость житейская” (1 Ин 2.16).
Такое же тройное искушение диавол представляет Иисусу в пустыне.
У Марка Иисус как новый Адам представлен в короткой заметке:
«И тотчас Дух уводит Его в пустыню. И был Он в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями, и ангелы служили Ему”.
Здесь пустыней названо ненаселенное, безлюдное место, в отличие от городов и селений. Таким же безлюдным был и райский сад. Восстановление Рая предполагает мирные и гармонические отношения между людьми и природой, которую олицетворяют звери.
Возможно, у Марка здесь скрыта аллюзия на Исайю, предсказавшего, что во времена Мессии
«волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе. И малое дитя будет водить их» (11.6).
“И ангелы служили Ему” — это очень важное замечание Марка, подчеркивающее, что одиночество Иисуса кажущееся, ведь с ним был сам Бог и ему служили ангелы Божьи.
Умножение хлебов
По мнению преподобного Нила Синайского, пророк Елисей тем, что напитал двадцатью хлебами сто человек и ещё осталось, предызобразил чудесное насыщение Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч человек, так что
«чудо раба предварило и проложило путь к приятию Владычнего чуда» (Творения. Ч. 1. С. 128).
Евангелистам (или авторам их источников) было важно показать, что Иисус — не менее значимый посланник Божий, чем великие пророки Ветхого Завета — Илия и Елисей.
Посмотрим, как накормил народ Елисей:
“Один человек пришел и принес человеку Божьему хлеб нового урожая : двадцать ячменных хлебов и колосья со спелым зерном. Человек Божий велел: «Раздай людям, пусть едят». Слуга спросил: «Как? Раздать вот это на сто человек?» — «Раздай, — отвечал тот. — Пусть едят. Так говорит Господь: наедятся, и еще останется!» Слуга раздал. Все наелись, и даже еще осталось — так исполнилось слово Господа” (4 Цар 4, 42-44).
Сравним этот текст с сообщением Марка:
“Снова собралась в те дни большая толпа, а еды никакой у них не было. Иисус, подозвав учеников, говорит им: «Мне жаль людей. Вот уже три дня, как они со Мной, а есть им нечего. Если Я отпущу их голодными, они ослабеют в дороге, а ведь некоторые пришли издалека». «Откуда взять здесь, в пустыне, столько хлеба, чтобы всех накормить?» — ответили ученики. «Сколько у вас хлеба?» — спросил Он. «Семь хлебов». Тогда Он велел людям сесть на землю. Взяв семь хлебов и произнеся молитву благодарения, Он разломил хлеб и дал ученикам, чтобы они раздали народу. Те раздали хлеб. У них было и несколько рыбок. Произнеся над рыбами благодарение, Иисус велел раздать и их. Люди ели и наелись и еще набрали семь больших корзин оставшихся кусков. А было их около четырех тысяч человек” (Мк 8.1-9).
Елисей накормил 100 человек 20-ю хлебами, а Иисус семью хлебами накормил 4000 человек, после чего осталось 7 корзин. Вывод: Иисус — более великий чудотворец, чем пророк Елисей.
Усмирение бури
В евангелии Матфея дважды приведено высказывание Иисуса, что иудеям его времени
«знамение не дастся, кроме знамения Ионы пророка» (Мф 12:39, 16:4).
Оно касалось грани жизни и смерти.
А еще в книге Ионы Бог повелевает всеми силами природы: морем, морским зверем, растением. Но не еврейским пророком!
«Господь наслал на море большой ветер, и начался сильный шторм. Корабль был готов разбиться. Страх охватил моряков. Каждый стал взывать к своему богу, моля о спасении. Чтобы облегчить корабль, груз побросали в море. А Иона, спустившись в трюм, лег и крепко уснул. Капитан подошел к нему и сказал: «Что ж ты спишь? Вставай, призови своего Бога! Может быть, Он вспомнит о нас, и мы не погибнем»» (Ион 1.4-6).
Показать Иисуса, как владыку моря и бури было очень важно для евангелистов. Ведь в Еврейской Библии на это способен лишь Бог:
«Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими» (Пс 28.3). «В вихре и в буре шествие Господа, облако — пыль от ног Его. Запретит Он морю, и оно высыхает, и все реки иссякают» (Наум 1.3-4). Он «укрощает шум морей, шум волн их» (Пс 64.7). Перед Яхве трепещут воды: «Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны… Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы» (Пс 76.17,20). Во власти Яхве успокоить воды: «Остановит воды, и все высохнет; пустит их, и превратят землю» (Иов 12.15).
Поэтому знамение было оформлено в виде чуда усмирения бури.
И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?» (Мк 4.37-41).
Иисус обращается к ветру и волнам теми же словами, что и при изгнании нечистого духа в Мк.1:25. Говорит «молчи», далее несколько грубоватое πεφίμωσο — «закрой рот», «заткнись».
У евангелиста все основные элементы рассказа совпадают с деталями из книги Ионы: сильный шторм, угроза гибели, сон главного персонажа, его пробуждение, божие вмешательство, внезапное прекращение бури, великий страх очевидцев.
В каком-то смысле в этом эпизоде Иисус выступает не только как «новый Иона», но и в качестве самого Бога Еврейской Библии.
Воскрешение ребенка
Многие чудеса Иисуса напоминают ветхозаветные сказания о пророках.
Например, сцена воскрешения Иисусом единственного сына Наинской вдовы во многом схожа со сценой воскрешения пророком Елисеем единственного сына Сонамитянки:
“Елисей припал к мальчику, и тот чихнул — раз, другой… семь раз. Потом открыл глаза. Елисей подозвал Гиезия и велел ему: «Зови шунамитянку!» Тот позвал ее, и она вошла. «Забирай своего сына», — сказал Елисей” (4 Цар 4.35-36).
Вот как описывает чудо Лука:
когда Он подходил к городским воротам, из города выносили покойника, единственного сына у матери, а она была вдова. С ней из города шла многочисленная толпа. Когда Господь увидел ее, Ему стало ее жалко. «Не плачь», — сказал Он и, подойдя, прикоснулся к гробу. Люди, несшие гроб, остановились. «Юноша, говорю тебе, встань!» — сказал Иисус. Умерший сел и заговорил. Иисус вернул его матери” (Лк 7.12-15).
После этой сцены люди именуют Иисуса «Великим пророком».
Логии-речения, притчи и хрии
«Скорее сборщики податей и продажные женщины войдут в Царство Бога, чем вы!»
При взятии Иерихона И.Навин сказал:
“Лишь Раав, публичную женщину, оставьте в живых” (И.Нав 6.16).
«Иисус Навин, говорящий: «Блудница Раав да будет жива», – по мнению св. Иоанна Златоуста, – был прообразом Господа Иисуса, Который говорит: „Любодейцы и мытари” предварят вас в Царстве небесном (Мф 21, 31)» (Творения. Т. 2. С. 366).
Птицы в тени дерева
В пророчестве Иез 17. 22-24 повествуется о том, как Бог возьмет ветвь кедра и посадит ее на горе Израиля, где птицы будут жить в ее тени, когда она вырастет:
“Так говорит Господь Бог: Я возьму самую верхушку кедра и посажу ее в землю. Нежную ветвь посажу. Она даст побеги, принесет плоды и станет могучим кедром. Птицы крылатые будут обитать на нем, в тени ветвей его будут жить. И все деревья земные поймут, что Я, Господь, унизил дерево высокое и возвысил дерево низкое, что по воле Моей цветущее дерево засохло, а дерево сухое дало побеги. Я — Господь. Так Я сказал и так Я сделаю!”».
Из контекста 17-й гл. становится ясно, что этот образ относится к будущему идеальному царю, который противопоставлен Седекии, нарушившему завет и уведенному в вавилонский плен.
Эта притча почти без изменений была использована Матфеем:
“Иисус рассказал им еще одну притчу: «Чему подобно Царство Небес? Вот горчичное зернышко, человек его взял и посеял на поле. Оно меньше всех семян на земле, а потом, когда вырастет, станет больше огородных растений, станет как дерево, и птицы к нему прилетят и в ветвях его будут вить гнезда» (Мф 13.31-32).
Образ «овец, не имеющих пастуха»
“Так говорит Господь Бог: Я иду против пастухов! Я призову их к ответу за Мое стадо. Я больше не дам им пасти Моих овец… Так говорит Господь Бог: Я сам отыщу Моих овец, всех их пересчитаю! Как пастух пересчитывает своих овец, когда они разбредутся, так и Я пересчитаю Мое стадо. Я вызволю их отовсюду, куда их забросило в день бури и тьмы. Я уведу их из владений чужих народов, соберу их из разных земель и приведу назад в их страну. Я буду пасти их на горах Израилевых… Отбившуюся овцу Я отыщу, заблудшую — возвращу, раненую — перевяжу, ослабевшую — поддержу… Одного пастуха Я поставлю над ними, чтоб он пас их, — раба Моего Давида. Он будет пасти их, он будет для них пастухом! Я, Господь, буду их Богом, а раб Мой Давид будет их вождем. Я заключу с ними договор, который принесет им благоденствие” (Иез 34.9-16,23-25).
Полное развитие как мессианский образ это речение получило в евангелиях:
“Он сжалился над ними, потому что они были изнурены и полегли, как овцы без пастыря” (Мф 9:36), “Пастырь добрый душу свою полагает за овец. Я – пастырь добрый, и знаю Моих, и знают Меня Мои. И другие овцы есть у Меня – не из этого двора, и тех Мне надлежит привести, и голос Мой они услышат, и будет одно стадо, один Пастырь” (Ин 10.11-16).
Суд над народами
“Я соберу все народы в долину Иосафата и буду их там судить за то, как они поступили с Моим народом — Израилем” (Иоил 3.2)
“Вы — стадо Мое! — так говорит Господь Бог. — Я Сам буду разбирать тяжбы между овцами стада Моего, между баранами и козлами!” (Иез 34.17).
Эти образы использовались в беседе Иисуса о Страшном суде:
“Когда же придет Сын Человеческий, тогда сядет Он на престоле славы Своей, и будут собраны перед Ним все народы; и Он отделит их друг от друга, как пастух отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, козлов же по левую” (Мф 25.31-33).
Насытятся, и еще останется
В Еврейской Библии есть такие фразы:
“Так говорит Господь: „Они насытятся, и еще останется“» (4Цар 4.43);
“и до сытости будете есть и насыщаться” (Иоил 2.26).
Они были перефразированы и дополнены в заповеди Нагорной проповеди: «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» (Лк 6.21) и в рассказах о насыщении множества: “Все ели и насытились; и тем, что осталось, наполнили двенадцать корзин” (Мф 14.20; Лк 9.17; Ин 6.12).
Жатва
Призыв Иоиля пустить «в дело серпы» (Иоил 3. 13) для снятия жатвы в пришествие дня Господня перефразируется в евангельской притче о посеве и всходах (Мк 4. 29; Откр 14. 14-16).
Тайное становится явным
«Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Лк 8.17).
Похожая фраза содержится в Еврейской Библии:
«Ты поступил тайно, а Я сотворю это перед всем Израилем при свете дня” (2Цар 12.12).
Иисус и самарянка
Российский исследователь И.С. Вевюрко увидел связь беседы Иисуса с самарянкой и истории грехопадения:
“В Евангелии от Иоанна «около шестого часа» Христа приговаривают к смерти, а несколькими главами ранее в это же время Он беседует с женщиной из города Сихарь — и эта беседа перекликается с эпизодом грехопадения из книги Бытия, выступая как его антитеза. Развязка события грехопадения начинается голосом «Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» (Быт 3:8). В евангельском эпизоде мы находим усталость от пути и зноя, просьбу «дай Мне пить». Слова «если бы ты знала дар Божий» перекликаются со словами змия: «но знает Бог…» — в обоих случаях речь идет о знании Бога, утаенном от человека. Слова «Он дал бы тебе воду живую» параллельны искусительным: «Нет, не умрете». Насмешливый ответ: «тебе и почерпнуть нечем… откуда же у тебя вода живая?» — показывает, что потомки Евы все же извлекли урок из ее легкомыслия.
Тогда самарянка, подобно Сарре, скептически смеясь, «поддается» «соблазну» и просит дать ей этой воды, обрисовав прозаическую цель: «чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Услышав этот ответ, Иисус завершает параллелизм ситуации, вместе с тем сводя начало и конец: веление «пойди, позови мужа твоего и приди сюда» соответствует вопрошанию «Адам, где ты?», грозно прозвучавшему «во время прохлады дня». Змий не взывает к мужу, но Бог взывает. И как Адам притворяется отсутствующим, так муж самарянки не может прийти с ней за «живой водой», потому что у нее «нет мужа».
Ситуация беседы Иисуса с самарянкой зеркально отражает ситуацию беседы Евы со змием. Евангелист как бы дает понять читателю, что Бог поворачивает вспять все то, что произошло в ходе грехопадения. Между Евой и самарянкой можно усмотреть примечательные различия: у Евы есть муж, у самарянки нет мужа; Ева доверчива, самарянка недоверчива и поначалу даже насмешлива; Ева ничего не ожидает, а самарянка ожидает Мессию, который «придет и возвестит нам все» (ст. 25). Христос противопоставляется змию: Он не предлагает женщине есть, а просит у нее воды; не ссылается на Бога, обещая бессмертие, а от своего лица предлагает просить у Него воды живой; не стремится к доходчивости, а говорит иносказательно и богословски; не льстит, а указывает на заблуждение самаритян — «Вы не знаете, чему кланяетесь» (ст. 22)” (Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета в истории религиозной мысли / И.С. Вевюрко. — М.: Изд. Московского университета, 2013. С. 750).
Ловцы людей — рыбаки
Напоследок рассмотрим используемый в евангелии положительный образ, который в Еврейской Библии представлял собой угрозу для грешных иудеев.
“Проходя близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним” (Мк 1.16-18).
В Ветхом Завете обещание Яхве послать рыбаков для ловли людей вызывало жуткий ужас:
“Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со всякого холма, и из ущелий скал. И воздам им прежде всего за неправду их и за сугубый грех их” (Иер 16.16,18);
“Клялся Господь Бог святостью Своею, что вот, придут на вас дни, когда повлекут вас крюками и остальных ваших удами” (Ам 4.2).
Итак, в евангелии использовались тексты Еврейской Библии, которые были переосмыслены с точностью до наоборот. Но о какой же тогда преемственности заветов можно говорить?
Очевидно, что подобных речений и притч Еврейской Библии, использованных в текстах евангелий очень много. Интересующиеся могут обратиться к соответствующей литературе. Я лишь хотел показать, что ничего уникального в речениях Иисуса нет. При необходимости его учение можно оформить, видоизменяя цитаты из Ветхого Завета.
Мы же тем временем вернемся к евангельским событиям, после которых последовало распятие Иисуса из Назарета
Преображение Господне
Повествование Еврейской Библии об Исходе подчеркивает, что
“Господь шёл днём в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днём и ночью (Исх 13.21).
В церковных песнопениях сказано, что
“Столп огненный весьма ясно предуказал Христа преобразившегося, а облако – явственно – благодать Духа, осенившую на Фаворе” (Преображение Господне. Канон 2. П. 6. Тропарь 3).
Более того, Лука прямо называет смерть Иисуса новым Исходом: во время преображения Моисей и Илья говорили с Иисусом «об исходе, который предстоит Ему совершить в Иерусалиме» (Лк 9.31).
Иисус здесь предстает новым Моисеем, который ведет народ Божий из вражеского рабства.
Сказано, что на Синае “спустился Господь в облаке, стал перед Моисеем и провозгласил имя Господне. Моисей поспешно склонился, простерся ниц… Моисей не знал, что после разговора с Господом от его лица исходят лучи” (Исх 34.5,29).
“Тогда лицо Моисея сияло такою славою, что израильтяне не могли смотреть на него; а в Новом Завете гораздо больше просияло лицо Христово” (свт. Иоанн Златоуст. К молодой вдове, 1).
Отмечу важную деталь. Про Моисея написано, что многие “сыны Израилевы видели, как от его лица исходят лучи” (Исх 34.35). Моисею даже пришлось набрасывать на лицо покрывало, чтобы скрыть сияние от народа. Однако Иисус не хочет, чтобы свет Преображения видели хотя бы его ближайшие двенадцать учеников.
Он “берет Петра, Иакова и Иоанна, и отдельно от других возводит на гору высокую, их одних. И преобразился Он перед ними” (Мф 9.2).
Вот почему у меня возникает впечатление, что чудеса Иисуса были подозрительно “скрыты”, ибо это “в углу происходило” (Деян 26.26).
Полагаю, что в некоторых случаях евангелисты озвучивали очень ранние предания, которые возникли, например, через 10 лет после смерти Иисуса. В то время было неудобно возвещать про тысячу свидетелей чудес Иисуса, а вот трех апостолов было вполне достаточно с точки зрения ветхозаветного права: “при устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово” (2 Кор 13.1).
После смерти ближайших учеников Иисуса эта проблема исчезла и в конце I в. н.э. новозаветные авторы уже без стеснения писали про 5000 и про 4000 человек, участвующих в чудесах Иисуса и его апостолов:
“Евших же было около четырех тысяч” (Мк 8.9).
“Их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти. И ели, и насытились все” (Лк 9.14-17)
“Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч” (Деян 4.4).
К тому моменту опровергнуть такие гиперболы было уже некому.
Царь на осле. Вход Господень в Иерусалим
“Во 2-й части Книги пророка Захарии (главы 9-14), которая обычно рассматривается исследователями как более поздняя, то есть относящаяся к IV или даже III в. до н.э., возвеличивается будущий царь, который въезжает в Иерусалим на осле: «Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли» (Зах 9. 9-10). Кто именно подразумевается в этих главах, не вполне понятно. Некоторые исследователи считают, что здесь имеется в виду один из еврейских лидеров эллинистического времени (Collins. 2010. P. 39; Blenkinsopp. 1996. P. 23), по мнению других (Mason. 1998. P. 351; Hengel, Bailey. 2004. P. 85), этот образ может относиться к Мессии” (Мессия // Православная энциклопедия. С. 37).
Согласно Мф 21.2-7, Иисус въехал в Иерусалим, сидя одновременно на осле и на осленке, в соответствии с Зах 9.9:
«Се, царь твой грядет к тебе, кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9.9).
Но в других евангелиях Иисус въезжает в город лишь на одном осле:
“Они привели осла к Иисусу, положили на осла свою одежду, и Иисус сел на него” (Мк 11.7).
Матфей прочел пророчество Захарии слишком уж буквально, не учтя поэтических особенностей отрывка. Дело в том, что параллелизм — основная особенность литературного стиля Библии, при котором одна и та же мысль выражается дважды, нередко — по-разному, составляя, таким образом, своего рода поэтические пары.
Например,
“Он привязывает к виноградной лозе ослёнка своего
и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей;
моет в вине одежду свою
и в крови гроздов одеяние своё” (Быт 49.11).
Таким, образом, можно сделать вывод, что Матфей описывает это событие, опираясь на пророчество, а не на исторические факты.
Рассмотрим контекст пророчества Захарии:
«Уничтожу колесницы Ефрема, конницу Иерусалима, боевых луков не будет. Он мир объявит народам, будет властвовать от моря до моря, от Реки до краев земли» (Зах 9.10)
Этот царь, приехавший верхом на осле, изгонит войну с земли — не будет более колесниц, боевых коней, или луков.
К сожалению, после въезда Иисуса в Иерусалим обещанный мир так и не наступил. Последние 2000 лет Иерусалим остается местом войн и кровопролитий. Так что пророчество не сбылось.
В Еврейской Библии есть еще один прототип Входа Господня Иерусалим — воцарение Соломона.
“И пошли Садок священник и Нафан пророк и Ванея, сын Иодая, и Хелефеи и Фелефеи, и посадили Соломона на мула царя Давида, и повели его к Гиону” (3 Цар 1.38).
«Соломон, объявленный царём, воссел на коня и въехал во град, – по мысли св. Ефрема Сирина, – в образ Иисуса Христа, Который как царь воссел на осля и взошёл в Иерусалим».
Отметим, что мул — это результат скрещивания осла и кобылы.
Борьба с администрацией Иерусалимского Храма
Пророк Михей предсказывал, что
“из жилища Своего придет Господь, сойдет, попирая земные вершины. Это все — за вину Иакова, за грехи дома Израилева. Иерусалим — вот капище Иудеи!” (Мих 1.3,5).
В пророчестве Захарии перед текстом о царе на осле содержится такое предсказание:
“Я стану на страже у Своего Храма: посторонним не дам войти, притеснителям путь закрою. Час пришел: Я взор обратил на вас!” (Зах 9.8).
Точно также “Бог велел пророку Иеремии стоять перед Храмом и противостоять тем, кто входит в него (Иер 7.2).
Он возвещал иудеям об их ложном чувстве безопасности.
«Вот он, Храм Господень, Храм Господень, Храм Господень!» (Иер. 7: 4) указывает, что они принимают это как должное, что присутствие Бога в Храме гарантирует безопасность Иерусалима и их собственной безопасности” (Борг. Последняя неделя).
И далее мы слышим очень знакомую фразу:
“Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь. Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля. И ныне, так как вы делаете все эти дела… то Я так же поступлю с домом [сим], как поступил с Силомом. И отвергну вас от лица Моего” (Иер 7.11-15). Если народ не отвернется от «зла» и не «прислушается к словам» пророка: «тогда Бог разрушит этот храм подобно Силому» (26:1-6).
“Силом, который позже был разрушен Филистимлянами. Угроза очевидна: если Божий храм используется в качестве места, где поклонение заменяет правосудие, Бог разрушит этот храм, поскольку он стал убежищем для лиц, совершающих несправедливость, и логовом для грабителей”. В ответ от священников Иерусалимского храма последовала яростная реакция, которая почти стоила Иеремии жизни:
“Тогда священники и пророки так сказали князьям и всему народу: «смертный приговор этому человеку!” (Иер 26.11).
Сравните это с текстом из евангелия Марка:
“И вот приходят они в Иерусалим. Войдя в храмовый двор, Иисус выгнал вон тех, кто продавал и покупал в Храме, опрокинул столы менял и скамьи торгующих голубями. И никому ничего не позволял проносить через храмовый двор. Он учил их и говорил: «Разве не сказано в Писании: „Дом Мой будет назван домом молитвы для всех народов ”? А вы превратили его в разбойничий притон!» Когда это услышали старшие священники и учителя Закона, они стали искать способ расправиться с Ним” (Мк 11.15-18).
Важно, что царь Иоаким велел казнить одного из единомышленников Иеремии, пророка Урию (Иер 26.23) (напомню, что перед распятием Иисуса был казнен его Предтеча — пророк Иоанн Креститель).
Полагаю, что трагическая история пророка воспринималась как прототип противостояния Иисуса первосвященникам и властям Иерусалима.
Не зря ведь на вопрос Иисуса “за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?” апостолы ответили: “одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию” (Мф 16.13-14).
Позволю себе процитировать еще один важный отрывок из Иеремии и сопоставить с фрагментами из евангелия от Иоанна:
“а что до меня, вот — я в ваших руках; делайте со мною, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым. Только твердо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей и на жителей его” (Иер 26.14,15).
“Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе” (Ин 19.11)
“Тогда князья и весь народ сказали священникам и пророкам: «этот человек не подлежит смертному приговору, потому что он говорил нам именем Господа Бога нашего»” (Иер 26.15).
“После этих слов Пилат стал добиваться Его освобождения.… говорит им Пилат. — Я нахожу, что Он ни в чем не виновен»” (Ин 19:12,6).
Складывается впечатление, что некоторые события и диалоги в 19-й главе евангелия оформлены под копирку из 26 главы Иеремии, стих за стихом.
Очищение Храма
Пророк Малахия предсказывал, что Иерусалимский Храм будет очищен и облагорожен:
“и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий” (Мал 3.1-2).
Как мы помним, Иеремия предсказывал разрушение храма, поэтому “пророческое действие” Иисуса по очищению двора язычников означало символическое «закрытие» храма во исполнение Божьей угрозы в Иеремии 7 и 26.
Но у Малахии сказано не только про посещение Храма Господом (это мог совершить любой иудей), но про преображение священнослужителей (“очистит сынов Левия”), чтобы они “стали Господними, и возносили приношения праведные. И приятны будут Господу приношения Иудеи, приношения Иерусалима, как во дни древние, в годы прежние” (Мал 3.3-4).
Полагаю, что это пророчество в лице Иисуса не сбылось.
30 сребреников
Преподобный Ефрем Сирин подмечал, что
«Христа предал ученик Иуда, как Иосифа – брат Иуда, а купили Его – ненавидевшие Его первосвященники и старейшины, как Иосифа – измаильтяне-„богоненавистники”» Творения. Т. 4. С. 655–656; Т. 6. С. 953).
А вот сребреники упоминаются в 11-я главе книги Захарии. Этот текст, несомненно, мессианский: он говорит о стаде и о пастыре. Стадо — видимо, Израиль, а пастырь — сам пророк, который принимает эту роль по воле Божьей.
Пастырь высказывается повсюду от первого лица. Это, конечно, имеет мессианский смысл, что от читателей не могло укрыться.
В Зах 11 пастырь терпит в каком-то смысле неудачу, и его отвергает стадо; упомянуты также 30 сиклей в качестве его платы/цены.
В предании об Иисусе Мессия отвергается Израилем и предается за 30 сребреников.
У Захарии пастырь бросает деньги в храме, и еврейский текст добавляет: «для горшечника». Это можно объяснить ссылкой на Книгу Иеремии с ее известными отрывками про горшечника и покупку поля как пророческий акт. В предании об Иисусе Иуда бросает 30 сребреников в храме, и те идут на покупку поля горшечника.
Остальное — дело ловкости рук: детали одного рассказа можно более или менее точно подогнать под детали другого рассказа.
В данном случае автор использует следующую технику:
приписывает некоторые действия разным лицам; пренебрегает отдельными нюансами (скажем, Иуда в цитате-пешере отсутствует — вводить его в повествование значило бы слишком все запутать); включает в Захарию кое–какие элементы из Иеремии (в результате чего образуется единое целое); оставляет некоторые детали некоррелированными («как сказал мне Господь»).
На протяжении всей Книги Захарии действующим лицом является пророк («я»); 30 сиклей составляют его плату; он бросает их в дом Господа.
У Матфея «я» превращается в «они» (священники) и «него» (Иисуса), — хотя евангелист почему-то сохраняет «мне» в конце, в результате чего возникает несообразие.
Тридцать сребреников становятся деньгами за кровь, уплаченными Иуде.
И если в первоначальном отрывке пророк бросает свою плату в доме Господа, то у Матфея священники покупают поле горшечника.
Мф 27:9, пожалуй, представляет собой самый яркий образец ветхозаветного текста, процитированный вариант которого больше обусловлен богословской интенцией новозаветного автора, чем любым из существовавших тогда переводов” (Данн Джеймс Д. Единство и многообразие в Новом Завете).
Тайная Вечеря
Тело Иисуса названо в евангелии Иоанна “истинным хлебом с неба”:
«Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с неба и дает жизнь миру… Я – хлеб жизни… Я сошел с неба… Отцы ваши ели в пустыне манну и умерли. Этот хлеб с неба сходит, чтобы человек от него вкусил и не умер. Я – хлеб живой, с неба сошедший: если кто вкусит от этого хлеба, жив будет вовек, и хлеб, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я дам за жизнь мира” (Ин 6.33,35,38,48-50).
В описании Тайной Вечери Иисус называет евхаристический хлеб своим телом, а вино — своей кровью:
“И когда они ели, Он, взяв в руки хлеб и произнеся над ним благословение, разломил, и раздал ученикам Своим, и сказал: «Возьмите! Это есть Тело Мое». И взяв чашу… Он сказал им: «Это Кровь Моя, Кровь Завета, за многих изливаемая” (Мк 14.22-24).
Указанная евхаристическая символика уходит корнями в Еврейскую Библию:
“и сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день” (Исх 16.4).
Сходившая с неба манна, по толкованию свт. Григория Нисского, согласному со словами Самого Спасителя (Ин 6, 31–50), предызображала сошедшего с неба Сына Божьего Иисуса Христа (Творения. Ч. 1. С. 305)
Свт. Иоанн Златоуст тоже утверждал, что
«мы получили вместо манны тело Господне» («Толкование на 2 Кор.» стр. 157–158; «Беседы на Евангелие от Иоанна», ч. 1, стр. 532).
Сравнение крови с вином также является традиционной чертой Еврейской Библии:
“Ты пил вино, кровь виноградных ягод” (Втор 32.14).
Позже этот же образ был использован в Апокалипсисе:
“И были растоптаны грозди в давильне вне города, и перелилась кровь через край давильни, и поднялась до высоты конской узды” (Откр 14.20).
Еще одна важная деталь: евхаристия роднит христиан с Иисусом, а также друг с другом:
— “Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем” (Ин 6.56). — “Так как хлеб – один, то мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба” (1Кор 10.17).
— “мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его” (Еф 5.30).
Схожие фразы мы встречаем в Еврейской Библии:
— “И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей” (Быт 2:23);
— “Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя. И жил у него Иаков целый месяц” (Быт 29.14)
— “вспомните, что я кость ваша и плоть ваша” (Суд 9.2)
— “Вы братья мои, кости мои и плоть моя — вы” (2 Цар 19.12).
— “И собрались все Израильтяне к Давиду в Хеврон и сказали: вот, мы кость твоя и плоть твоя” (1 Пар 11.1).
Еще позже этот образ был использован Киплингом в “Книге джунглей”:
«мы с тобой одной крови — ты и я!».
Прощальная беседа Иисуса с учениками
“Пришло Давиду время умирать, и вот что завещал он своему сыну Соломону: «Я ухожу в путь, который всем предстоит, а ты будь тверд, будь мужчиной. Соблюдай все, что велел соблюдать Господь, твой Бог; иди путем, который Он заповедал. Исполняй Его законы, повеления, постановления и предписания” (3 Цар 2.1-3).
Преп. Ефрем Сирин полагал, что
“в этом предсмертном завещании Давида как бы предызображена прощальная беседа Иисуса Христа с учениками, которым Он говорил, что Он должен вскоре умереть и идти ко Отцу Своему (Ин.14:12, 28) (Толкования святых отцов на мессианские места Библии).
“И во время вечери… говорит Иисус: Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога и в Меня веруйте…. Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите… Имеющий заповеди Мои и соблюдающий их, тот и есть любящий Меня… Да не смущается сердце ваше и да не робеет“ (Ин 13.2, 14.1,15,21,27).
Иуда указывает воинам местонахождение Иисуса
Чтобы схватить Иисуса и не спутать его с кем-либо из учеников, храмовой страже понадобился предатель. Свт. Григорий Нисский видел его прообраз в Ветхом Завете
“Доик Идумей, возвестивший Саулу о месте пребывания Давида, изобразил в себе Иуду предателя, возвестившего иудеям о месте пребывания Спасителя в саду Гефсиманском” (Поликарпов). Вот как это описано в Еврейской Библии: “И отвечал Доик Идумеянин, стоявший со слугами Сауловыми, и сказал: я видел, как сын Иессея приходил в Номву к Ахимелеху, сыну Ахитува” (1Цар 22.9).
Сына Давидова — Иисуса — предал Иуда, а самого царя Давида — Доик.
Целование Иуды
Как известно, условным знаком для предательства Иуда выбрал приветственный поцелуй в щеку своего Учителя:
«Предатель заранее условился с ними о знаке, он сказал: «Кого я поцелую, тот и есть Иисус, берите Его и уводите под надежной охраной». Иуда направляется прямо к Иисусу. «Рабби!» — говорит он. И крепко поцеловал Иисуса» (Мк 14.44-45). Греческий термин в этом тексте происходит от глагола καταφιλέω — «целую нежно», что подчеркивает чрезвычайную эмоциональность его жеста” (Братчер Р. Найда Ю. Комментарии к Евангелию от Марка).
Характерный эпизод с поцелуем встречается и в рассказе про предателя Давида — Авессалома:
«позвал царь Авессалома; он пришел к царю, пал лицем своим на землю пред царем; и поцеловал царь Авессалома» (2Цар 14:33).
Второй текст из Еврейской Библии:
“и сказал Иоав Амессаю: здоров ли ты, брат мой? И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его” (2Цар 20.9)
По мнению св. Климента Александрийского,
«двойником сего древнего льстеца, т.е. Иоава, был лицемер Иуда со своим предательским поцелуем» («Педагог» кн. 2, гл. 8. С. 174).
Петр и Малх в Гефсимании
В том, что Давид запретил Авессе убить Семея, ругавшегося Давида, когда тот бежал из Иерусалима от Авессалома, св. Ефрем Сирин видел предвидение того, как ап. Пётр, видя опасность, угрожавшую Иисусу Христу в саду Гефсиманском, прибегает к оружию для защиты Его, но удержан Им от кровопролития (Мф 26, 51–54; Мк 14, 47; Лк 22, 49–51; Ин 18, 10–11).
“И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мёртвый пёс господина моего царя? пойду я и сниму с него голову… И сказал Давид Авессе и всем слугам своим… оставьте его, пусть злословит” (2Цар 16.9,11).
Просьба Иисуса отпустить учеников
В Еврейской Библии написано:
“И сказал Давид Господу, когда увидел ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я [пастырь] поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего” (2Цар 24.17).
Подобным образом и Иисус отвечал:
“Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут” (Ин 18.8).
Бегство нагого ученика
Марк описал юношу, завернувшегося по нагому телу в покрывало и следовавшего за арестованным Иисусом (Мк 14:5). Автор Евангелия от Марка мог приурочить этот эпизод к стиху из книги пророка Амоса:
«И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день» (Ам 2.16).
Издевательства первосвященников над Иисусом
Преп. Ефрем Сирин считал, что Семей, восставший против Давида, проклинавший несчастного царя и бросавший в него камнями прообразовал иудейских первосвященников и книжников, хуливших Господа, изнемогшего под бременем креста и распятого на нём (Мф 27.42).
Слова хулений евангелист Матфей взял из Псалтири:
“Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему” (Пс 21.9).
Посмотрите, что получилось:
“первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему” (Мф 27.41,43).
Распятие
Свт. Иоанн Златоуст в жертвоприношении Исаака видел прообразование креста Христова.
«Потому и Христос говорил Иудеям: „Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел, и возрадовался” (Ин 8.56). Как это видел человек, живший за столько лет прежде? В прообразе. Там сын единородный, и здесь Единородный. Там возлюбленный и истинный сын, и здесь возлюбленный и Единородный Сын (Мф 3.7). Исаак приносим был отцом во всесожжение, и Христа „предал Отец за всех нас” (Рим.8, 32) (Творения. Т. 4, стр. 523–524).
«Авраам с готовностью предал в жертву Богу единородного и возлюбленного сына своего, дабы и Бог благоволил за всё семя его представить Своего Единородного и возлюбленного Сына в жертву для нашего искупления» (Св. Ириней Лионский. Против ересей. кн. IV, гл. V, 4. С. 417).
Сошествие в Шеол
“Господь послал большую рыбу проглотить Иону. Три дня и три ночи Иона пробыл у нее в утробе. Из рыбьей утробы он молился Господу, Богу своему: В беде призывал я Господа — и Он мне ответил, кричал из чрева Шеола — Ты услышал меня!” (Ион 2.1-3).
Интерпретация «чрева китова» как метафоры преисподней лежит, очевидно, в основе сравнения смерти Христа со «знамением Ионы пророка»: “род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи” (Мф 12.39-40).
Рассмотрим еще один текст из Еврейской Библии:
“А узников твоих отпускаю из подземной темницы, ради крови той, что скрепила союз между Мной и тобой” (Зах 9.11).
Христианам первых веков казалось, что это изумительное пророчество про изведение узников из преисподней во время смерти Иисуса:
“Мы утверждаем, что этим Он указывает на самый ад, не имеющий жизни. А что Христос умерши опустошил ад и находившимся под стражею духам отворил врата преисподней, – это ясно для всякого” (Кирилл Александрийский. Толкование на пророка Захарию).
Однако, контекст пророчества не позволяет сделать такой вывод:
“А узников твоих отпускаю из подземной темницы, ради крови той, что скрепила союз между Мной и тобой. Вернитесь в оплот ваш, узники, надежды не потерявшие! И еще обещаю сегодня: за страданья вдвойне воздам тебе. Я, как лук, натяну Иудею, Ефрем — словно тетиву: твой народ, о Сион, Я подниму против сынов Явана, превращу тебя в меч боевой. Господь явится над ними, пустит молнию, как стрелу; Владыка Господь затрубит в Свой рог, шествуя в южном вихре. Господь Воинств их защитит, они станут камнями в Его праще. Будет крушить праща: наестся она, напьется, разгуляется, как от вина; как чаша для жертв наполнится, как роги жертвенника. Тогда Свой народ, словно стадо, избавит Господь, их Бог, и они, словно камни в короне, на Его земле засверкают: как прекрасны, как хороши! Будет в поле хлеб, даст юношам силу, виноград уродится, будут девы цвести” (Зах 9.11-17).
Странно, что евангелисты, цитируя пророчество о царе на осле, проигнорировали слова Захарии про кровавую месть иудеев в отношении “сынов Еллинских” (преп. Ефрем Сирин). В еврейском тексте Греция представлена Ионией, областью на западном побережье Турции и на островах Эгейского моря. Вероятно, Иония служит здесь символом языческих народов, ведущих войну против народа Божия.
И что же Иисус сделал в отношении этих “языческих народов”? Ничего.
Христиан это не сильно смущало, ведь пророчество всегда можно истолковать в ином, духовном смысле. Например, св. Кирилл разумел здесь другого рода победы: «какие чада Сиона восстали против чад эллинских, если не божественные ученики и впоследствии ставшие предстоятелями церквей?.. Подвизаются же они против сынов еллинских и воюют против заблуждающихся».
Вода и кровь из ребра Иисуса
И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь (Исх 7.20)
«Начало знамений Моисеевых – кровь и вода, – замечает св. Кирилл Иерусалимский, – и то же самое было окончанием всех знамений Иисусовых. Прежде всего, Моисей превратил реку в кровь, а Иисус после всего испустил из ребра воду с кровью (Ин.19, 34)» («Огласительные поучения» XIII, 21; стр. 258).
Смерть предателя
Согласно Евангелию от Матфея 27.3-10, Иуда возвратил первосвященникам и старейшинам тридцать сребреников, которые он получил за предательство Иисуса, а затем вышел и покончил с собой, повесившись.
В Деян 1:18 «представлена альтернативная традиция» (Иуда Искариот // Православная энциклопедия. Т. 28. 2016. С. 390).
По словам Луки, Иуда успел купить поле, а затем упал и умер.
В Евангелии от Матфея, Иуда — это самоубийца; в Евангелии от Луки он погибает иначе, не обрекая себя на смерть.
Отметим, что поскольку Иуда умер на своей земле, это значит, что он не раскаялся и не вернул деньги книжникам, как сказано у Матфея:
«Когда Иуда, предатель, узнал, что Иисус приговорен к смерти, он раскаялся и вернул тридцать серебряных монет старшим священникам и старейшинам со словами: «Согрешил я, предал невинного». — «Что нам до того? — ответили они. — Это твое дело». Иуда швырнул деньги в святилище, ушел и повесился» (Мф. 27:3-5).
И еще. В одном из самых ранних текстов Нового Завета Павел сообщает нам, что Воскресший Иисус явил себя двенадцати апостолам. Почему Матфей пишет про 11-ть апостолов (Мф.28:16), а Павел про 12-ть?
«Христос воскрес в третий день, и явился Кифе, потом двенадцати» (1Кор.15:3-5).
Неужели Павлу не было ничего известно о смерти предателя?
Заодно отметим, что смерть Иуды, описанная у Матфея, подозрительно напоминает ужасную кончину предателей царя Давида.
Первый из них — Ахитофел — советник Давида. Его совет ценился так же высоко, как если бы он был испрошен у Бога (2Цар 16.23). Во время восстания Авессалома он перешел на сторону восставших и предложил убить Давида. Разуверившись в победе Авессалома, «Ахитофел удавился» (2Цар 16.15–23; 2Цар 17.14.23).
Второй предатель — третий сын Давида Авессалом. Уже в молодости он попытался за спиной отца склонить израильтян на свою сторону (2Цар 15.1–6). Но «не стал царь Давид преследовать Авессалома» (2Цар 13.39). В итоге Авессалом стал «заговорщиком». Царь Давид хотел сберечь жизнь своего «отрока Авессалома» (2Цар 18.5). Но вышло так, что «Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба и повис между небом и землею, а мул, бывший под ним, убежал» (2Цар 18.9), после чего сын Давида погиб.
По всей видимости, Матфей описал кончину ученика-предателя, черпая вдохновение из этих ветхозаветных текстов про Давида и заговорщиков Авессалома и Ахитофела.
Воскрешение умерших праведников
Оживление мертвецов пророками Ветхого Завета — Ильей и Елисеем — было предметом пристального внимания ранних христиан. Не “воскрешения” (чтобы уже не умирать), а именно “оживления мертвых” на какое-то время:
“И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своём коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои” (4 Цар 13, 21).
Свт. Иоанн Златоуст, сопоставляя с этим происшедшее в час смерти Спасителя, говорит: «
Во время Елисея один мертвец, коснувшись мертвеца (т.е. Елисея), воскрес. Теперь глас Иисуса Христа перед смертью возбудил мертвецов, тогда как тело было пригвождено ко кресту (Мф 27, 50–53). Так то было прообразованием настоящих происшествий; для того и происходило оное, дабы верили настоящему» (Беседы на Евангелие от Матфея. Ч. 3. С. 501).
Догмат о воскресении (не оживлении) из мертвых
Вечная жизнь и воскресение — эти идеи проникли в ветхозаветную религию от древних хананеев. Представление о воскресении из мертвых впервые было зафиксировано в Книге Даниила (гл. 12). Более того, книга Даниила представляет собой единственное ветхозаветное свидетельство воскресения из мертвых. Отметим, что вторую редакцию книги Даниила датируют 168 г. до н.э.
Вознесение Иисуса на небо
В Еврейской Библии на небо возносится единственный персонаж — пророк Илья:
“Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо” (4 Цар 2.11).
В том, что Илия взят живым на небо в глазах Елисея, свт. Епифаний Кипрский видел прообраз того, что Иисус Христос вознёсся на небо в глазах учеников Своих (Деян 1:9, 10).
Сошествие Духа
Святитель Григорий Палама в сюжете про вознесение пророка Илии заметил прообраз Сошествия Духа на учеников Иисуса:
“в видении Бога, бывшем во время его поста (3 Цар 19:12), Илия восприял также силу для помазания пророка вместо себя и дарования ему вдвойне той благодати, которая обитала в нем самом, и для того, чтобы быть взятым ввысь от земли, конечно, как очевидный прообраз бывшего впоследствии Вознесения Христа на небо” (Омилия 6).
В Деяниях апостолов приведен другой текст из Еврейской Библии:
“Петр же, став с одиннадцатью, возвысил свой голос и возгласил им: мужи Иудейские и все, живущие в Иерусалиме! Да будет вам это известно и вслушайтесь в слова мои… Это то, что сказано чрез пророка Иоиля: «И будет в последние дни, говорит Бог: изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения. И старцам вашим будут сниться сны, и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего, и будут пророчествовать. И дам чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и клубы дыма. Солнце превратится в тьму, и луна в кровь, прежде чем придет день Господень великий и блистающий. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, будет спасен» (Деян 2.14-21).
На самом деле эта цитата была кем-то (Петром? Лукой?) искажена. В Еврейской Библии написано иначе. Вместо “в последние дни” — “а после наступит время”, а ведь это совершенно разные смыслы. Изменился и адресат этих слов:
“И тогда все, кто призывает Господа, уцелеют: на горе Сион в Иерусалиме сохранится остаток жителей, как обещал Господь. Выживут те, кого Господь призовет” (Иоил 2.32).
Иными словами, Бог спасет не жителей римской империи или вообще всей планеты Земля, а конкретно горстку обитателей Иерусалима — иудеев.
Иисус и Савл
“Слова мудрых — что острые палки для волов (ὡς τὰ βούκεντρα) и что вбитые гвозди, а для сложения они даны от Единаго Пастыря” (Еккл 12.11 LXX пер. Юнгерова).
Лука в Деяниях апостолов употребил этот образ применительно к Савлу-Павлу:
“Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна” (Деян 9:5).
“Еврейский подлинник говорит здесь не о простых иглах, а о тех остриях, которые находятся на палках, употребляемых погонщиками и пастухами. LXX верно перевели βούκεντρα (слав. – «остны воловии»)” (Толковая Библия А.Лопухина).
“Думаю, что этим-то рожном прободенный на пути заблуждения не Павел, а еще Савл, услышал: «жестоко ти есть противу рожну прати» (Деян. 9:5)” (блаженный Иероним Стридонский ).
Израиль — свет народов
В первой песне раба Второго Исайи рассказывается, что Израиль — «свет народов»:
«Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы» (Ис 42.6—7).
Эту склонность к «универсализму» (то, к чему призывает Господь Израиль, должно возыметь эффект повсюду) не найти у всех авторов Еврейской Библии, но она является традиционной для Второго и Третьего Исаии. Последний говорит о сыновьях иноплеменников, «присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его» (56.6). Именно из-за таких людей, язычников, обратившихся к почитанию Яхве, «дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (56.7).
Тенденция к универсализму у Второго и Третьего Исаии была подхвачена ранними христианами, такими как апостол Павел. Он верил, что иноверцы (неиудеи, язычники) могут стать частью народа, избранного Господом. Для придерживающихся этой точки зрения христиан Завет был заключен не просто с фактическими потомками Авраама, но со всеми людьми, готовыми почитать Бога иудеев. Для христиан это стало возможным только через уверование в божественного Мессию — Иисуса (Эрман Барт. Библия. Историческое и литературное введение в Священное Писание. — М., 2015. С. 233).
Мессия — священник
Единственный текст, в котором присутствует образ Иисуса как Первосвященника,- это Послание к Евреям, где Иисус сравнивается с Мелхиседеком. В Ветхом Завете Мелхиседек упоминается только два раза: в Быт 14.18-20 и в Пс 110.4. В первом случае Мелхиседек назван царем Салимским и «священником Бога Всевышнего». Ничего не говорится о его происхождении и о том, как он стал священником. Это объединяет священство Мелхиседека со священством Иисуса: оба они получили священство не по наследству, а как дар Бога. Пс 110 — один из псалмов Ветхого Завета, который с раннего времени воспринимался как мессианский. В этом тексте будущий правитель назван «священником по чину Мелхиседека». В «Послании к Евреям» несколько раз встречаются аллюзии на Пс 110 — в Евр 5. 6, 10; 6. 20; 7. 17 (Мессия // Православная энциклопедия. С. 37).
Мессия — Премудрость Яхве
В новозаветных книгах Иисус был назван Премудростью Божией и тем самым осмыслен как «начало создания Божия» (Откр 3.14). Выходит так, что Бог не только распоряжается Премудростью, но и ничего не делает без нее.
«Господь Премудростью основал землю» (Прит 3:19).
«Премудрость построила себе дом и утвердила столпов семь; заклала свои жертвы; растворила в чаше своей вино и приготовила свою трапезу» (Притч 9:1-2).
Здесь обращает на себя внимание тема жертвы: Премудрость не требует жертв от приходящих, а приносит их сама.
Подведем итоги
Претендент на звание Мессии — Иисус из Назарета — не только не исполнил важнейшие пророчества Еврейской Библии о грядущем Помазаннике Яхве, но и действовал вопреки им.
Все иудеи знали, что Христос-Витязь перевернет мир вверх дном: соберет евреев из диаспоры в Иудею и сокрушит главного врага Израиля — римскую империю. Ничего этого не произошло, после чего Иисус погиб от рук язычников.
Поскольку жители иудеи не увидели восстановление славы Израиля собственными глазами, христианские лидеры стали учить, что Иисус сознательно скрывал свое мессианство, а важнейшие атрибуты Мессии имели право созерцать лишь избранные ученики, а остальные жители земли должны теперь им просто верить на слово.
В итоге вместо фактического описания реализации четких пророчеств о Христе-Витязе, вернувшем иудеям величие и собирающим их со всех краев земли, в четырех канонических евангелиях появились многочисленные истории-лоскутки и логии-речения, призванные убедить жителей римской империи, что распятый префектом Рима Иисус из Назарета действительно был истинным Мессией.
Все необходимые предания об Иисусе, включая поражающие воображение чудеса и притчи, любой книжник мог почерпнуть из еврейских Писаний по принципу “Иисус — Мессия”, а значит, все эти библейские намеки приложимы к его личности и могут быть представлены в своеобразных рассказах-иконах.
Метод толкования Библии, когда цитата Писаний изменялась в соответствии с замыслом автора текста, был очень популярен у иудеев I в. н.э. Им активно пользовался и апостол Павел.
Евангелистов тоже мало интересовал контекст Еврейской Библии. Они искали в Писании (и в его греческом переводе) те тексты, которые содержали нужные им слова. Неудобные пророчества при этом попросту отбрасывались.
При таком отношении к Еврейской Библии собрать вдохновляющие цитаты и оформить их в виде рассказов — лишь дело времени.
На составление этого списка я потратил несколько дней. Выводы делайте сами.
Продолжение следует…
Литература
- Борг Маркус. Кроссан Джон Доминик. Первое Рождество. Что на самом деле говорят евангелия о рождении Иисуса. — М.: Эксмо, 2009. С. 127
- Братчер Р. Найда Ю. Комментарии к Евангелию от Марка. Пособие для переводчиков Священного Писания. – М., РБО, 2001. С. 489
- Данн Джеймс Д. Единство и многообразие в Новом Завете. Исследование природы первоначального христианства. — М.: ББИ св. апостола Андрея, 2009
- Кузнецова В.Н. Евангелие от Матфея. Комментарий. – М.: Общедоступный Православный Университет, основанный протоиереем Александром Менем, 2002. 567 с.
- Макдауэлл Джош. Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства. — ХНАЦ, 2011. – 380 с.
- Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета в истории религиозной мысли / И.С. Вевюрко. – М.: Изд. Московского университета, 2013
- Толкования святых отцов на мессианские места Библии : Книги законоположительные и исторические / Прот. Димитрий Поликарпов. – М.: Изд. Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000.
- Эрман Барт Д. Библия. Историческое и литературное введение в Священное Писание. — М., 2015
- Юровицкая М.М., Селезнев М.Г., Шуляков Л.В. Мессия // «Православная энциклопедия». – М., Т.45. С. 37-53