6 сентября 2023 г. митрополит Меркурий заявил:
«Сегодня благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ковчег с частью мощей святого великомученика Георгия Победоносца принесен на Дон, чтобы жители имели возможность помолиться святому, икона которого помещена в самый центр герба России, и попросить его, чтобы Бог так же был в центре нашей жизни. Мы должны особенно усердно молиться, иметь силу и упование на то, что по молитвам святого великомученика Георгия Победоносца Господь преклонит Свою милость к нам и к нашему Отечеству».
Плачевные «результаты» этой молитвы ростовчане ощутили уже в ночь на 7 сентября.
Ковчег был принесен «благословением»? Хм!
Но сейчас я бы хотел отметить невежество митрополита в «богословии иконы», нумизматике и российском законодательстве.
Во-первых, согласно Федеральному конституционному закону «О Государственном гербе Российской Федерации», герб России представляет собой: «геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».
Икона Георгия Победоносца помещена в самый центр герба России? Нет!
Во-вторых, не каждый образ может именоваться иконой.
Иконы пишутся по православным канонам. На иконе всегда указывается имя святого. Иначе это религиозная живопись и вообще что угодно…
Русские монеты с изображением всадника с копьем известны с конца XIV века. Сын Дмитрия Донского, князь Московский Василий Дмитриевич повелел чеканить денгу с конным воином и драконом в период с 1393 по 1403 год. Его брат Юрий Звенигородский, заняв великокняжеский престол в 1433, продолжил эту традицию. На крошечной серебряной денге, относящейся к периоду его правления, четко виден всадник с копьем, поражающий змея. Но с точностью утверждать, что это св. Георгий нельзя.
Всадник на московской монете — вовсе не святой, а князь.
В 1497 г. изображение всадника, поражающего копьем дракона, появляется на печати Иоанна III.
Всадник символизирует государя-триумфатора. Это подтверждается многочисленными свидетельствами современников.
В пользу этого говорит и описание времен правления Ивана Грозного, в котором летописец недвусмысленно указывает на это:
«князь велики Иван Васильевич учини знамя на денгах князь велики на коне, а имея копьё в руце, оттоле прозвавшееся деньги копейные».
В XVII вв. Григорий Карпович Котошихин писал, что на печати Московского княжества «царь на коне победил змея».
В XVI-XVII вв. иностранцы воспринимали данное изображение как герб Московского государства (С. Герберштейн, Д. фон Бухау, А. Мейерберг и др.).
Подведем итоги
На гербе России изображен «всадник на коне, поражающий копьём опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».
На копеечных монетах «всадник не имеет нимба и надписания имени ипостаси».
Назвать эти эмблемы иконами невозможно.
Еще во времена Ивана Грозного монеты стали называть копейками. На копейках изображался всадник с копьем как символ князя или царя.
Копейки были, а Георгия Победоносца на них не было!
А митрополит Меркурий точно удостоен ученого звания кандидата богословия?
Добрый день. Посмотрите, пожалуйста, на трансформацию нарратива, возникшую намного ранее упоминаемого 1393 г.:
1) Печать Ярослав Владимировича (около 1010-1054 гг., http://www.siegel.ru/book/s002a.html), с изображением св. Георгия со щитом у левого плеча и с копьем у правого. Там же приведена и булла Ярослав Владимировича (http://www.siegel.ru/book/s031a.html), с поясным изображением св. Георгия с копьем в правой руке и со щитом в левой.
Обратите внимание на нимб и явное указание имя святого.
2) Цитата с англоязычной википедии, демонстрирующая переход патрона Св. Георгия от Ярослава Мудрого к Юрию Долгорукому
Yaroslav the Wise (died 1054) was the ruler of Kievan Rus with an image of Saint George on his seal. Saint George was his personal patron saint; he was baptised George. Saint George was also the patron saint of Yaroslav’s great-grandson, Yury Dolgoruky, who — according to tradition — founded the city of Moscow shortly before his death in 1157. (The name «Yury» is a Russian-language equivalent of «George».)
3) Использование на печати Александра Невского изображения св. Феодора ( Saint Theodore), поражающего дракона (https://en.wikipedia.org/wiki/File:Seal_of_Alexander_Nevsky_1236.png). Известно, что св. Феодор идет в списке нарративных смешений к св. Георгию.
4) У Дмитрия Донского судя по всему, традиция помещала на печати святого покровителя — Дмитрия Солунского в разных вариантах, в том числе на коне, с нимбом.
То, что на последующем историческом этапе традиция использования убрала нимб и подпись, вряд ли отменяет факт трансформации символов от смешанных св. Георгий — св. Феодор — св. Дм. Солунский, а тех в свою очередь от еще более ранних образов … «I doubt much of the whole story of Saint George is anything more than one of the many versions of the old-world story of the conflict between Light and Darkness, or Ra and Apepi, and Marduk and Tiamat, Horus killing a metamorphosed Setekh.» // Charles Clermont-Ganneau, «Horus et Saint Georges, d’après un bas-relief inédit du Louvre». Revue archéologique, 1876.
Изображения по ссылкам
— В.Л.Янин, П.Г.Гайдуков «Актовые печати Древней Руси X-XII вв.» Изд.: М., ИНТРАДА, 1998 (http://www.siegel.ru/book/knarch.html)
— https://en.wikipedia.org/wiki/Coat_of_arms_of_Moscow
— https://en.wikipedia.org/wiki/Saint_George_and_the_Dragon
— https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%94%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9
— ПЕЧАТЬ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА ДОНСКОГО И РУССКИЕ ФОБИИ XIV ВЕКА (Лаврентьев А.), см. резюме