Святые отцы Церкви о традиционных семейных ценностях

Ранее я писал немного о том, что вопреки распространенному стереотипу Иисус и его ученики не поддерживали традиционные ценности своего народа.

Сегодня пришло время обратиться к драгоценному сокровищу православия — трудам святых отцов и к каноническому корпусу Церкви.

Начнем с определений и терминов. 

Пишут, что “традиционные семейные ценности — это набор убеждений, взглядов и представлений касаемых брака в целом и методов построения межличностных взаимоотношений в частности. Сюда относится как сама концепция семьи, так и инструменты реализации базовых потребностей, то есть выбор партнёра, гендерная роль, обязательства перед спутником и государством. Проще говоря система ценностей, совокупность прав, обязанностей и возможностей”.

Считается, что утрата обществом семейных ценностей и традиций приводит к падению рождаемости, увеличению количества гомосексуалов, абортов, разводов и других важных для государства показателей. 

Обыватель, скорее всего, скажет, что традиционные семейные ценности бытовали испокон веков, а духовенство истово стимулировало деторождение и порицало семейное насилие.

Попробуем в этом разобраться.

Возраст вступления в брак

Древние традиции могут повергнуть нашего читателя в шок, но так сложилось исторически. 

В Византии и на Руси считалось недопустимым отдавать замуж девочку допубертатного возраста. И сейчас в России влечение к детям до 11–12 лет именуется педофилией. 

А вот дальше начинаются отличия. 

Для обозначения полового влечения взрослого человека (старше 18 лет) к подросткам существует термин «эфебофилия». 

В Уголовном кодексе Российской Федерации сказано, что

“половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказывается … ограничением свободы на срок до четырех лет…” (статья 134).

Но у древних были иные представления о нравственности. Они понимали, что девушки достигают половой зрелости раньше, чем юноши. В крестьянской среде дополнительные руки помощницы считались за благо, а у аристократов браки помогали заручиться поддержкой соседнего феодала, наладить выгодные торговые связи и заключать военные союзы.

Так что ранние браки бытовали и у античных греков, и в средние века в Византии, а также на Руси.

В 40-м правиле номоканона сексуальные отношения с девочкой младше 12 лет рассматриваются как растление ребенка: «Деторастление женска пола, сиречь, нижае двенадесять годищ…”.  

Стоглавый Собор установил в качестве нормы брачного возраста для парней — 15 лет, для девочек — 12. Святейший Синод Русской Церкви в XVIII в. повысил брачный возрастной ценз для невест до 13 лет.

Просто представьте себе венчание 13-летней девочки на юноше или мужчине, и Вы поймете, как отличаются православные семейные ценности от современной морали и норм права.

Условия заключения брака

В «Семейном кодексе Российской Федерации» сказано, что “для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста” (статья 12). 

Но традиционная модель брака предусматривает обязательное одобрение (благословение) вступления в брак родителями. 

А если конкретнее, то

“брак без благословения родителей — это блуд, то есть это преступная связь”.

Это указано в канонах Церкви, которые действуют до сих пор в православии:

“Отроковицы, без соизволения отца посягшия, блудодействуют. Но примирением с родителями дело сие мнится имети врачевание. Впрочем, они отлучаются от причащения на 3 года” (38-е правило свт. Василия Великого).

На основании этого правила Константинопольский Синод в 1038 г. признал недействительным брак дочери, заключившей его без согласия отца. 

Выше мы указывали, что условием вступления в брак является достижение женихом и невестой брачного возраста.

Но в церковном брачном праве установлен еще и высший возрастной предел для вступления в брак. Свт. Василий Великий указывает такой предел для вдов — 60 лет, для мужчин — 70 лет (Васил. 24, 88).

В 1744 г. Святейший Синод признал недействительным брак, заключенный 82-летним старцем, обосновав свое решение так:

«Брак установлен Богом ради умножения рода человеческого, чего от имеющего за 80 лет надеяться весьма отчаянно; в каковые лета не плотоугодия устраивать, но о спасении души своей попечительствовать долженствовало».

Синод тогда запретил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак.

Для христиан существует еще одно важное условие для вступления в брак — чистота православной веры.

Эта норма отражена в 72-м правиле Трулльского Собора:

«Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаться. Аще же усмотрено будет нечто таковое,  брак почитати не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Аще же кто постановленное нами преступит, да будет отлучен».

Отношение супруги к изменам мужа

Искони верность супруги своему мужу рассматривалась как традиционная семейная ценность. 

В древности помолвка (обручение) порой предусматривала пол­ный за­пре­т на кон­так­ты жениха и невесты до свадь­бы. Таким образом отец жениха мог удостовериться, что его невестка не носит ребенка от другого мужчины. 

Пред­став­ле­ние об обя­зательном ха­рак­те­ре помолвки было ут­вер­жде­но Цер­ко­вью не позд­нее IV в., а древ­ней­шее письменное из­ло­же­ние чи­но­пос­ле­до­ва­ния цер­ков­но­го об­ру­че­ния от­но­сит­ся к VIII в. Лишь в 1775 г. Си­но­дом бы­ло пред­пи­са­но со­вер­шать цер­ков­ное об­ру­че­ние в один день с вен­ча­ни­ем.

При этом Церковь довольно снисходительно относилась к изменам супруга, отдавая дань народным обычаям: 

9-е правило свт. Василия Великого предписывает супругам сохранять брак с мужем, который изменяет ей с другой женщиной или вообще открыто развратничает:

“женам же обычай повелевает удерживати мужей своих, хотя они прелюбодействуют и в блуде суть”.

Святитель предписывает супруге терпеть избиения, а также растрату мужем её приданого: “и сей предлог не достоин уважения” для развода. 

А если супруга по указанным причинам оставит своего мужа и уйдет к другому мужчине, указанное церковное правило повелевает воспринимать ее как прелюбодейку, а её “муж оставленный, достоин снисхождения, и сожительствующая с ним не осуждается”.

Толкователь канонов Зонара поясняет, что такая супруга

“должна сносить и не разлучаться от мужа, хотя бы терзалась ревностью в виду того, что муж ея совокупляется с другою”.

В 21-м правиле свт. Василий Великий повторяет своё убеждение о не одинаковой ответственности за измену: 

соблудивший не отлучается от сожительства с женою своею, и жена должна принять мужа своего, обращающегося от блуда: но муж оскверненную жену изгоняет из своего дома”.

Указанные правила свт. Василия Великого были утверждены Вселенским Собором и все православные христиане в настоящее время обязаны их соблюдать до изменения или отмены следующим Вселенским Собором. 

Развод

Современная снисходительная практика РПЦ идет в разрез с требованиями евангелия и канонов Церкви и собственных официальных документов.

В евангелии от Марка вообще не указаны причины для развода. Матфей упоминает лишь измену, причем, в греческом тексте сказано “по причине блуда (ἐπὶ πορνείᾳ)” (Мф 19.6-9) и “по причине блуда (λόγου πορνείας)” (Мф 5.31-32). Понятно, что речь шла не об однократной измене, а развратном образе жизни.

Древнейшее правило в Новом Завете изложил апостол Павел: “Жена не должна покидать мужа, а если покинет, пусть живет одна или же мирится с мужем. И муж пусть не разводится с женой” (1Кор 7.10-11).

В официальном документе Русской Православной Церкви — Основах социальной концепции — утвержденном на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года, сказано, что “Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Развод осуждается Церковью как грех” (ОСК РПЦ Х.3).

Жена не может оставить мужа по причине отвращения к брачной жизни

Церковь категорически против развода из-за гнушения браком:

«Аще которая жена оставит мужа, и отыти восхощет, гнушаясь браком: да будет под клятвою» (4-е правило Гангрского Собора).

Это правило было направлено против еретических идей последователей Евстафия Севастийского (+377 г.), например, отвращения к интимным отношениям супругов. 

Но на практике женщина может гнушаться собственным мужем без какой-либо связи с указанной ересью.  

Отвращение к мужу бывает связано с неприятным запахом его пота или стать результатом изнасилования в подростковом возрасте. 

В церковном правиле такие нюансы не учтены и развод такой женщине не позволителен.

Уклонение от исполнения семейного долга

Свт. Иоанн Златоуст: “Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж (не должен воздерживаться) против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство” (Беседы на первое послание к Коринфянам, 19 // Творения. Т. 10. СПб., 1904. С. 178-179).

“Тем же, кто вступив в брак, теперь жалеет о том, что нельзя уклониться от исполнения супружеского долга против воли другого, ради личного сугубого подвига, Златоуст дает короткий ответ: об этом надо было думать раньше, еще до принятия решения вступить в брак” (Книга о девстве, 48. С. 337).

Второй брак

Апостол Павел писал, что вдовица может выйти замуж за кого хочет, «только в Господе» (1Кор 7.39, ср. Рим 7.2-3). Иными словами, ее мужем может стать только христианин.

Для всех остальных случаев второй брак фактически запрещен.

Про это ясно написано в евангелии (Мк 10.11-12, Лк 16.18).

Церковь грозит за это отлучением: “Если который мирянин, изгнав свою жену, поимет иную, или иным отринутую: да будет отлучен” (48-е апостольское правило).

Если женщину бросил муж, она по букве церковного закона “должна пребыти безбрачною” (48-е правило Василия Великого).

Если муж и жена перестали вместе жить, у них есть два варианта: “или тако да пребывают, или да примирятся между собою” (115-е правило Карфагенского Собора).

Если женщина бросит своего мужа и “пойдет за инаго”, то брошенный муж останется в “общении с Церковью”, а его виновной супруге полагается эпитимия за прелюбодеяние. Точно также и супруг, который  бросает законную жену и берет себе другую женщину, также “повинен суду прелюбодеяния”. “Постановлено  таковым год быть в разряде плачущих, два года слушающих чтение писаний, три года в припадающих, и в седьмый стоять с верными, и тако сподобиться причащения, если со слезами каяться будет” (87-е правило Трулльского Собора).

Этот канон Вселенской Церкви применим к тем случаям, когда супруги разводятся по причине несходства характеров, наступления новой влюбленности и вступают в новый брак. Виновная сторона в таком случае отлучается от причащения на 7 лет. Этому супругу запрещено вступать в новый брак: по действовавшим в Русской Церкви до 1904 г. положениям, виновный в расторжении брака осуждался на пожизненное безбрачие.

В “Основах социальной концепции РПЦ” указано, что

“Церковь дает им возможность исправления и готова после покаяния вновь допустить их к Таинствам.

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами”.

Здесь Русская Церковь продублировала Указ Синода от 14.07.1904 г., где было разрешено таковым лицам просить правящего архиерея о дозволении на вступление в новый брак, при этом новый брак был возможен только после канонически предусмотренной за прелюбодеяние 7-летней епитимии (Трул. 87; Анкир. 20; Васил. 77). 

Рассмотрим это на конкретном примере.

Мужчина и женщина вступили в законный брак и обвенчались. Впоследствии супруг изменял своей жене и заболел СПИДом. Выяснив это, супруга подала на развод в ЗАГС и написала прошение епископу о признании церковного брака утратившим силу. Епископ удовлетворит ее прошение и она сможет обвенчаться со вторым мужем. А вот виновник развода должен со слезами каяться в своем прегрешении 7 лет, после чего Церковь позволит ему снова вступить в церковный брак. 

Гендерные роли в семье

Мысли о равноправии супругов никогда не посещали церковных авторов. 

Во время венчания в церкви читается отрывок из послания к Ефесянам, где апостол повелевает: “а жена да боится (своего) мужа”.

Вот как толкует это место свт. Иоанн Златоуст: «Жена – вторичная власть; значит не должна требовать равенства (с мужем), так как стоит под главой… Нет ничего лучше такого супружества. Но какая, скажут, может быть, любовь там, где страх? Там-то собственно она и будет. Которая боится, та и любит… Где равенство, там не может быть мира, народное ли то будет управление, или все будут повелевать, – необходимо, чтобы было одно начальство” (Гомилии на Послание к Ефесянам).

Из V века мы слышим аналогичное мнение свт. Кирилла Александрийского (+444 г.): «мужеский пол более способен к предводительству, чем женский, ибо женский пол всегда находится в подчинении и занимает второе место сравнительно с мужеским, как поистине обладающий меньшим и низшим достоинством» (Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит).

В XIX в. в понимании гендерных ролей ничего не изменилось: “Что же это за страх? — Чтобы она не противоречила, чтобы не выходила у тебя из послушания, чтобы не стремилась к первенству. Управляй женою, и дом твой будет благоустроен” (свт. Феофан Затворник. Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном).

Последние 2000 лет церковники утверждают, что женщины должны быть молчаливы, покорны и беременны.

Секс в браке всегда должен иметь целью зачатие ребенка

На протяжении всей церковной истории епископы убеждали мирян, что благословение Церкви на сексуальные отношения в семье не является поводом для бесцельного удовлетворения друг друга.

Климент Александрийский (+215 г.): “Поскольку люди, несомненно, – участники Божественного Промышления, они не имеют права выбрасывать и оскорблять свое семя. Если даже в браке целью становится наслаждение без естественного последствия – рожать детей, то эта цель, и, значит, брак, – беззаконный, несправедливый и не имеющий логики. Брак установлен и предназначен для других вещей, законных. Господь хочет, чтобы род человеческий размножался. Но Он нигде не говорит, чтобы люди предавались неистовым страстям с целью избежать появления детей.

Ведь брак предполагает желание иметь детей, а не беспорядочное разбрасывание семени…  Но не хочет она (природа), чтобы и в браке люди всегда предавались физической близости, ибо она связана со стремлением к рождению сыновей и не представляет собой беспорядочное выбрасывание семени, совершенно противоестественное и противоразумное.

Совокупляться, если не ради рождения детей, это значит обижать природу; учительница эта сама указала, какому возрасту свойственно это и устранила от этого отроков и старцев; первых – за неспособность к этому, последних – через погашение в них и желаний” (Педагог, том II, глава X).

Свт. Григорий Богослов (+389 г.): «Когда брак есть собственно брак и супружеский союз и желание оставить после себя детей, тогда брак хорош, ибо умножает число благоугождающих Богу. Но когда он разжигает грубую плоть, обкладывает ее тернием и делается как бы путем к пороку, тогда и я скажу: «то лучше не жениться» (Мф 19,10)» (Слово 37).

Свт. Иоанн Златоуст (+407 г.): «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени» (Книга о девстве, 19 // Творения. СПб., 1895. Т. 1. С. 307).

Иероним Стридонский (+420 г.) подчеркивал, что Церковь в его время осуждала любое излияние спермы вне брачного союза: «Авнана, умерщвленного за то, что не хотел семени брату, как будто мы одобряли какое бы то ни было пролияние семени без произведения детей».

Блаж. Августин (+ 430 г.): “даже и себе принадлежащим не следует обладать, пребывая во власти недуга телесного вожделения… человек, вступая в плотскую связь, не побежден пороком похоти лишь тогда, когда пылающее вожделение он обуздывает и смиряет; и заботясь о продолжении рода это вожделение смягчает и употребляет только для того, чтобы плотским образом произвести на свет тех, кто должен духовно возродиться” (О супружестве и похоти, VIII). 

Преп. Исидор Пелусиот (+449 г.): “многие имеют общение с женами, думая, что жена сотворена для удовольствия, а не для чадородия”.

Преп. Максим Исповедник (+ 662 г.): «правильное суждение о совокуплении целью его поставляет деторождение. Но кто имеет при этом в виду одну сласть похотную, тот погрешает в суждении, недоброе почитая добрым. И таковой, совокупляясь с женой, злоупотребляет сим» (Четыре сотни глав о любви, II, 17).

Евфимий Зигабен (+1120 г.): “брак существует по причине смерти, чтобы вместо умерших рождались другие”.

Жена нужна мужчине для деторождения, а не для искреннего общения или преодоления одиночества

Блаженный Августин никак не мог взять в толк, зачем Богу вообще понадобилось создавать женский пол:

А если не для вспомоществования при рождении детей сотворена жена, то для чего же она сотворена? Если для того, чтобы вместе обрабатывать землю, то обрабатывание земли не было еще таким трудом, чтобы нуждалось в работнике, а если бы это было нужно, то помощником скорее бы дан был мужчина; то же можно сказать и об утешении, если допустить, что муж скучал от одиночества. Ибо в интересах сожительства и собеседования гораздо сообразнее было жить вместе двум друзьям, чем мужчине и женщине. 

Поэтому я не нахожу, для какой помощи жена сотворена мужу, если устранить причину деторождения” (Августин Иппонский. О Книге Бытия буквально 9.5. Сl. 0266, 9.5.273.8).

Исключение секуальных отношений супругов накануне праздников и во время постов

“Должно воздерживаться (от совокупления друг с другом) в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу” (13 правило Тимофея Александрийского).

Необходимо «от жен воздержатися весь святый Великий пост. Аще ли падется с женою во святой пост, весь пост обезчествова» (Требник. Гл.26).

По подсчетам доктора исторических наук Пушкаревой Н.Л., если бы русский человек соблюдал все церковные предписания, то он не мог бы заниматься сексом более пяти раз в месяц.

Церковный взгляд на физиологию зачатия и деторождения

Гангрский Собор запретил гнушение браком, но пренебрежительное отношение к супружеским отношениям было свойственно христианам на протяжении всей истории Церкви. 

Вот как свт. Григорий Нисский описывает рождение детей в семейном контексте:

Бог придумал для людей “способ размножения, сообразный для поползнувшихся в грех, вместо того, что прилично ангельскому величию, насадив в человечестве скотский и бессловесный способ взаимного преемства… Ибо подлинно стал скотен принявший природу свою по наклонности к вещественному этот текучий способ размножения»” (свт. Григорий Нисский. Об устроении человека, гл. 17)

Блаженный Августин отмечал, что

“мы рождаемся между калом и мочой”  (Inter faeces et urinam nascen tur).

Этот святитель отмечал, что во время зачатия

“вожделение сопровождается беспорядочными и непристойными движениями” (О супружестве и похоти, VIII).

Преп. Максим Грек (+1556 г.) писал, что

первым людям «Создатель придал такие скотские уды и вложил в них сильное ражжение скотской похоти, чтобы они и против воли совокуплялись друг с другом и рождали детей. Иначе мы не хотели бы совокупляться друг с другом, имея в виду, каждый пол, множество несносных страданий деторождения и воспитания рождаемых, — женский пол, имея в виду девятимесячное тягостное рождение во чреве и те пакости и огорчения, какие впоследствии, по рождении, приходится терпеть… Такое постыдное и скотское безобразие и скверное смешение. Неправильно, поэтому, утверждать, что человек если и бы сохранил заповедь Создавшего его, имел умножаться посредством такого сквернаго и скотскаго совокупления. Ибо при скотском совокуплении по необходимости должно быть скверное истечение, без которого зачатие быть не может» (Догматико-полемические сочинения, XXVII).

Свт. Игнатий (Брянчанинов) (+1867 г.) предполагал, что до грехопадения Адам и Ева имели иной способ размножения:

«Вместо наслаждения плотского, скотоподобного долженствовало быть наслаждение святое, духовное… Настоящий способ размножения есть горестное следствие нашего падения, есть знак отвращения Божия от нас. Зачатия в беззакониях и рождения во грехах не может быть установителем Бог» (Слово о человеке, Тело и душа).

В результате таких антисемейных проповедей древнерусский человек начинал воспринимать как греховные не только какие-либо отклонения от сексуальной нормы, но и интимные отношения вообще. На это указывает и негативно-оценочная лексика, используемая в отношении супругов («грешил», «согрешил», «сквернил», «сосквернил») гораздо чаще, чем нейтральная («соединение», «имел дело»).

Сексуальные табу

На Руси полагали, что

«грех есть целоваться, язык в рот воткнув жене или другу. Епитимья – 12 дней, поклонов – по 60 на день» (Из «Правила святых (отец) о епитимьях»).

К категории содомского греха относилась поза “наездницы”: “блудила всяким содомским блудом, на них взлазила”. Наказывалось подобное длительным (от 3 до 10 лет) покаянием, при этом с многочисленными ежедневными земными поклонами. 

В этом случае подвергалась пересмотру сама основа семейного порядка — господство мужчины. 

О многочисленных запретах в интимной сфере можно прочесть в статье “Сексуальные запреты Церкви неприемлемы для большинства россиян”.

Подведем итоги

С самого появления христианской Церкви властям не импонировал нигилизм христиан, отрицавших все прежние ценности и призывавших отречься от освященной веками веры отцов. Это касалось и семейных ценностей.

Иисус не вступил в брак, не имел детей, а Иоанн Креститель кроме этого отверг сан священника, хотя был к этому призван как сын священника. Иисус призывал своих учеников оставить жен и детей (Мф.19:29), а апостол Павел советовал супругам жить как брату с сестрой (1Кор 7.29). Ранняя Церковь проповедовала значимость девства и безбрачия. Впоследствии это оформилось в институт монашества. 

Контроль над мельчайшими проявлениями сексуальности — важная характеристика деятельности Церкви не только в эпоху средневековья, но и в настоящее время.

Современные сторонники патриархальности и церковных традиций в сексуальной сфере игнорируют всё многообразие и сложность нравственного учения Древней Церкви, а также личностные особенности и потребности обычного человека.

Перед тем, как усиливать клерикализацию в России, сторонникам “традиционных семейных ценностей” следовало бы сначала разобраться, какими они были в Византии и на Руси.

Традиционное отношение Церкви к семейной нравственности можно описать в кратких тезисах: 

— разрешение на вступление в брак обязательно дают родители

— канонический возраст для вступления девочек в церковный брак — 13 лет

— пенсионерам вступление в брак запрещено

— супруга не имеет права оставить своего мужа, даже если тот ей открыто изменяет, избивает ее и просаживает семейное имущество

— второй брак разрешен только для вдовцов

— Церковь не  может давать согласие на расторжение церковного брака ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода

— виновный в разводе супруг не имеет права приступать к Таинствам, включая Венчание, в течение 7 лет

— муж является главой семьи. Жена должна бояться своего мужа

— для совместной работы и искреннего общения мужчине нужен другой мужчина. Жена необходима только для деторождения

— супружеская близость без цели зачатия – греховна. Это противоестественно и противоречит разуму.

— существующий способ размножения “скотен”, т.е. не отличается от размножения скота 

— супруги должны воздерживаться от супружеских отношений согласно церковному календарю

— Церковь запрещает любые сексуальные позы, кроме “миссионерской”. Позиция “женщина сверху” греховна и воспринимается как содомский грех 

— как древние, так и современные епископы воспринимают способ зачатия ребенка как мерзкий и скотский.

 Литература

  1. «А се грехи злые, смертные…»: Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (Х — первая половина XIX в.). — М.: Ладомир, 1999
  2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви  
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: