Телеканал СПАС провёл сегодня Пасхальный телемарафон.
Ведущий: “Схождение Благодатного огня! Всё-таки такое событие”.
Митрофан, митрополит Мурманский и Мончегорский: “Без него мы пропадем… Надеюсь, не накажет таким страшным гневом Господь, так что лишит нас Благодатного огня. Я молюсь, что мы останемся с этим удивительным чудом, которое так укрепляет нашу веру и утверждает православие по всему миру”.
В 2009 г. этому архиерею была присвоена ученая степень кандидата богословия за защиту диссертации в ПСТГУ. Более того, он включен в состав Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви и является членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Вместе с тем митр. Митрофан, видимо, не в курсе, что Русская Церковь несколько лет назад фактически открестилась от веры в благодатность и сверхъестественность Пасхального огня в Иерусалиме:
«Совершенно не обязательно веровать в схождение благодатного огня, чтобы быть православным христианином», — сказал митр. Иларион (Алфеев) в апреле 2018 г.
При этом, по замечанию митрополита Илариона, нигде в Символе Веры не сказано, что христиане должны верить в благодатный огонь.
«Мы в течение многих лет в советское время праздновали Пасху без всякого благодатного огня, и до сих пор, хотя благодатный огонь прибывает в Москву и другие крупные города, но во многих городах и деревнях Пасха празднуется без благодатного огня, и от этого праздник не становится меньше».
Полагаю, что такое прохладное отношение к пасхальному обряду Иерусалимского патриарха было озвучено в 2018 г. совершенно не случайно. Патриарху Кириллу уже тогда было понятно, что т.н. греческие церкви поддержат Вселенского патриарха в вопросе о предоставлении автокефалии Православной Церкви Украины.
Поэтому заявление митр. Илариона (Алфеева) с одной стороне готовило россиян к возможному разрыву отношений с Иерусалимским патриархатом, а с другой стороны было скрытой угрозой патр. Феофилу Иерусалимскому, ведь украинские и российские паломники составляют значительную часть паломнического бизнеса для Иерусалимского патриарха.
В октябре 2018 г. секретарь Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Никон (Головко) рассуждал о возможности встречи Благодатного огня паломниками из России:
«Все будет зависеть от того, как поведет себя Иерусалимский патриархат. Если он воспримет сторону Константинопольского патриархата и разрешит раскольникам из числа филаретовцев служить на Гробе Господнем и в остальных своих церквях, то тогда нам придется сослужение прекратить, и, соответственно, наши паломники просто в таком случае не будут иметь канонического права даже причащаться на этих богослужениях».
Насколько это болезненный вопрос для патр. Феофила видно из событий 2011-2014 гг., когда на заседании Синода Иерусалимской Церкви было принято решение о разрыве евхаристического общения с Румынской Церковью. Причиной разрыва стало строительство на канонической территории Иерусалимского Патриархата румынского храма и паломнического центра, осуществленное без согласования с Патриархом Иерусалимским Феофилом.
Кстати, проблему паломничества митр. Иларион (Алфеев) затронул и при обсуждении финансирования святынь Афона. Тогда он призвал российских меценатов обратить свои стопы к российским и украинским монастырям. Отныне Русская Церковь не интересуется греческими святынями:
Би-би-си: Российские жертвователи пожертвовали на Афон свыше 200 миллионов долларов. Это частные пожертвования. Вам известно про это?
Митр. Иларион (Алфеев): Да… А что касается наших бизнесменов, которые жертвуют на Афон, то я бы посоветовал им переключить свое внимание на российские монастыри и вкладываться туда. У нас есть свои святыни, свой Афон: Соловецкий монастырь, Валаамский монастырь, Псково-Печерский, Киево-Печерская лавра, Троице-Сергиева Лавра. То есть если есть желание свои средства пожертвовать на богоугодное дело, то у нас есть не меньше святынь, а на самом деле гораздо больше, чем на Святой горе.
Казалось бы, ничто не могло поколебать единство мнений иерархов и священноначалия РПЦ об Афоне и схождении Благодатного огня в Иерусалиме. Но вдруг повторился эпизод из романа-антиутопии Оруэлла «1984»:
«Речь продолжалась уже минут двадцать, как вдруг на трибуну взбежал курьер и подсунул оратору бумажку. Тот развернул ее и прочел, не переставая говорить. Ничто не изменилось ни в голосе его, ни в повадке, ни в содержании речи, но имена вдруг стали иными. Без всяких слов по толпе прокатилась волна понимания. Океания с Евразией не воюет. Война идет с Остазией. Евразия — союзник. Ни о какой перемене, естественно, и речи не было. Просто стало известно — вдруг и всюду разом, — что враг — Остазия, а не Евразия. Задним числом Уинстон поразился тому, как оратор сменил линию буквально на полуфразе, не только не запнувшись, но даже не нарушив синтаксиса».
Удивляет, что ораторы РПЦ не способны коррелировать свои идеи с мнением главного спикера РПЦ — патриарха Кирилла. Главный первосвященник РПЦ в разгар пандемии коронавируса не смог добиться адекватной реакции значительной части епископата и духовенства на требования врачей. Это касается не только административных вопросов, но и богословских проблем. РПЦ становится окончательно неуправляемой.
P.S. В евангелии повествуется, как Иисус запретил своим ученикам сводить огонь с неба (Лук 9:54-56), а в Апокалипсисе содержится предсказание, что искусством низведения огня на землю будет обладать не Иерусалимский патриарх, а Антихрист:
“Зверь, которого я увидел, походил на леопарда, ноги у него были как у медведя, а пасть как у льва. Дракон дал ему свою силу, престол и великую власть. Вся земля в восторге пошла за зверем. И было ему дано право сразиться со святым народом Божьим и победить его. Затем я увидел другого зверя, выходящего из земли. У него было два рога, как у Ягненка, но он говорил, как дракон. Он совершает великие знамения: низводит на глазах у людей огонь с неба на землю и вводит жителей земли в обман знамениями, которые ему дано совершать от имени зверя” (Откр 13.2-14)