42 аморийских новомученика-еретика

В 829–842 гг. правил ви­зантийский им­пе­ра­тор Феофил. Нам он интересен тем, что по­слан­ные им ар­хи­тек­то­ры воз­ве­ли кре­пость Сар­кел на До­ну (ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с го­ро­ди­щем в 4 км от г. Цим­лянск Рос­тов­ской области). В Крыму при нем была заново создана фема Херсон.
В религиозном плане Феофил был ярым ико­но­бор­цем: за­пре­тил по­читание ико­н, пре­сле­до­вал ико­но­по­чи­та­те­лей и унич­то­жал хра­мо­вые рос­пи­си.
Феофил происходил из столицы крупнейшей византийской фемы Анатолик — г. Амория.

Весной 837 года 100-тысячное византийское войско вторглось в пределы Халифата. Среди взятых и разрушенных им городов была Запетра — родина тогдашнего халифа аль-Мутасима. Взятие Запетры было отмечено неслыханным даже по средневековым меркам насилием над мирным населением. Узнав о разорении родного города, халиф аль-Мутасим решил мстить. Главной целью правителя «правоверных» стал город Аморий, родина византийского императора Феофила.

В 838 г. во время осады в его родном городе сосредоточились крупные силы, возглавляемые высшими военными чинами, включая 7 стратегов — правителей фем.

Город был взят благодаря предательству, большая часть жителей и гарнизона подверглась истреблению, а остальные уведены в плен в Сирию. По дороге арабы из-за недостатка продовольствия и воды перебили почти всех пленных. Оставшиеся в живых были доставлены в столицу халифата г. Самарру и брошены в темницу.

Среди них была группа византийских высокопоставленных военачальников и чиновников (в т.ч. муж сестры императрицы Феодоры): магистр, придворный евнух, патриции, стратеги, турмарх (командир воинского подразделения) и секретарь.
Мы знаем о попытке императора Феофила выкупить этих пленников. Значит, они были для него очень значимы. И дело не в родственных связях, ведь император имел ре­пу­та­цию спра­вед­ли­во­го пра­ви­те­ля, вер­шив­ше­го суд, не­взи­рая на чи­ны и лич­ные при­стра­стия (в ча­ст­но­сти, он каз­нил спод­виж­ни­ков сво­его от­ца).
Всё это приводит нас к выводу, что у императора-иконоборца были чиновники-иконоборцы, иными словами, еретики.
В Византии падение Амория и смерть мучеников были восприняты как наказание императору за иконоборчество.
P.S.
Сообщается, что халиф, убедившись в непреклонности узников и раздраженный их проклятиями в адрес Мухаммада, приказал предать их казни.

Исходя из этого, указанные мученики в каноне преп. Иосифа Песнописца прославляются как «звезды сияющие, души верных просвещающие и тьму заблуждения рассеивающие» (I,1), а также «как нежные цветы на луге мистическом… благоухания исполненные, зловонное заблуждение отгоняющие» (VI, 3).

Не стану здесь цитировать канон Аморийским мученикам, написанный песнописцем Игнатием, который находится в богослужебном употреблении у славянских Поместных Церквей.

Чему же житие указанных 42-х аморийских мучеников призвано научить россиян? Иконоборчеству? Религиозному экстремизму?

Литература
Афиногенов Д.Е., Лосева О.В., Никифорова А.Ю. Аморийские мученики // Православная энциклопедия. М. Т. 2. С. 179-181

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: