В научно-фантастическом фильме «Матрица» хакер по кличке Нео во время разговора со старшим Агентом Смитом внезапно теряет способность говорить. Потрясенный Томас Андерсон обнаруживает, что его губы срослись и теперь у него буквально нет рта. Оказалось, что привычный ему с самого рождения мир образца конца XX века является иллюзией, порожденной искусственным интеллектом. Поэтому в фокусе с закрытием рта не было ничего необычного.
От Морфеуса он узнаёт, что в реальности уже наступил XXIII век, вся планета погружена в вечный сумрак, а города лежат в руинах после продолжительной войны с Машинами.
Обратим внимание, что, освободившись из «мира снов» (выйдя из симулированной реальности), Нео не теряет чувство собственной идентичности и постоянство собственного «Я».
Постоянство «Я» подразумевает, что, хотя мы изменяемся и развиваемся, существует некая непрерывная линия самосознания и самоидентификации, которая пронизывает всю нашу жизнь.
Несмотря на изменения во внешних обстоятельствах и внутренних переживаниях, ключевые черты личности Нео остаются стабильными. Он понимает, что его мысли, чувства и действия принадлежат именно ему, а не другому человеку.
Постоянство воспоминаний. Даже после перехода из «мира снов» в реальность, он помнит ключевые события своей взрослой жизни, которые формируют его текущее восприятие себя. Его личная история и воспоминания служат каркасом для постоянства «Я». Несмотря на изменения в жизни, Нео ощущает себя тем же «я», что и пять лет назад.
Социальное постоянство: Отношения с людьми и социальные роли, несмотря на “пробуждение”, также способствуют ощущению стабильности. Он долгие годы являлся холостяком и программистом. В реальности он сохраняет эти социальные роли. Хакер Нео воспринимает свое увлечение как ключевой элемент своего «я», который оказывает значительное влияние на его образ жизни.
Телесное постоянство. Физическое восприятие себя также вносит вклад в постоянство «Я», несмотря на изменения в симулированной реальности.
Нео узнает себя в зеркале и связывает свой текущий облик с предыдущими этапами жизни.
Кроме того, аутоидентичность включает в себя такие аспекты жизни человека, как сексуальность, пищевые предпочтения, отношения с любимыми людьми и другие привычки.
Каждый из этих аспектов вносит свой вклад в общее восприятие человеком себя как уникальной личности. Вот как это выглядит на примере “проснувшегося” Нео:
Пищевые предпочтения и привычки
Предпочтения в еде и пищевые привычки могут сильно влиять на самоидентичность.
Принимающий пищу в Матрице человек получал полное сенсорное впечатление, что это настоящая еда.
Вспомним, как уставший от протеиновой баланды Сайфер отрезает кусок мяса от стейка с кровью, разглядывает его и говорит:
«Я знаю, что на самом деле этого стейка не существует. Когда я положу его в рот, Матрица внушит моему мозгу, что он сочный и вкусный”.
Даже после 9 лет свободы от Матрицы Сайфер рассматривал пищевые предпочтения как важную часть своей идентичности.
Отношения с любимым человеком. Личные отношения Нео и Тринити существенно формируют их самоидентичность как в Матрице, так и в реальности.
Ценностная идентичность. Основные убеждения и ценности человека остаются относительно постоянными. Нео признает значение свободы людей, и это отражается в его поведении.
Эмоциональная идентичность. Способность испытывать и узнавать собственные эмоции как часть своего «Я».
Поскольку сексуальность является одним из ключевых аспектов человеческой личности и самоосознания, устойчивость и непрерывность личной идентичности тесно связаны с сексуальностью человека.
Вот несколько способов, через которые эта связь проявляется:
Сексуальная идентичность.
Сексуальная ориентация и гендерная идентичность являются ключевыми компонентами общей личной идентичности. Они могут быть постоянными или эволюционирующими, но всегда являются значительной частью того, как люди видят себя и относятся к миру.
Например, в Матрице Нео — гетеросексуал. Это формирует его отношения и взаимодействия с Тринити и другими людьми (в игре-симуляции он может оценить красоту “женщины в красном”).
Интеграция сексуальности в личную идентичность. Изменения или развитие в сексуальной идентичности могут повлиять на общее восприятие себя.
Развитие сексуальной идентичности. В процессе взросления и жизненного опыта люди исследуют и уточняют свою сексуальную идентичность, что является частью общего процесса развития личности. Это может включать понимание сексуальных предпочтений, гендерной идентичности и отношения к сексуальности.
Так Нео из холостяка превращается во влюбленного мужчину.
Сексуальное самовыражение и самоактуализация. Уверенность в сексуальной идентичности и способность выражать свою сексуальность конструктивно способствуют общему чувству устойчивости и непрерывности личности.
Влияние социокультурных факторов. Как люди воспринимают и принимают свою сексуальность, частично зависит от внешних ожиданий и стереотипов.
Психологическое здоровье. Устойчивое и положительное восприятие собственной сексуальности связано с общим психологическим благополучием и самоуважением.
После Второго пришествия Христа
Размышления об аутоидентичности главного героя «Матрицы» могут помочь нам оценить оригинальность вести о преображении людей, которое ожидается христианами во время Второго пришествия Иисуса Христа.
Вот как это событие описывает преп. Иустин (Попович):
“В последний день, с пришествием Владыки Христа, будут упразднены грех и смерть… Грех, зло, болезнь, смерть – всё это суть злосмрадные людские наслоения, которыми человек вымазал и обезобразил безгрешное лицо природы. Впрочем, Господь Иисус Христос светом Своего Пришествия смоет всё это с прекрасного лица богозданной и боготканной природы…
Хотя тела станут духовными, однако же они будут теми самыми телами, которые ранее умерли и теперь воскресли. Равно как и у тех, кто при всеобщем воскресении мертвых будет жить на земле, останутся те же самые тела, только из плотских они изменятся в духовные: Петр останется Петром в своем теле, Павел – Павлом также в своем теле, а Марк – Марком, опять-таки в своем теле…
Всё, что против Бога, а не с Богом, всё, что с антихристом, а не со Христом, – всё это будет низринуто в свое вечное царство, в ад….
Бог – всё во всем: всё в наших мыслях, в наших душах, в наших чувствах, в нашей совести, в наших воскресших телах…
Блаженство праведников в вечной жизни будет проистекать от их близости к Богу, от общения с Ним… от участия во свете и славе Господа Иисуса Христа”.
Преп. Иустин утверждает, что в новом мире каждый человек будет тем же, кем он был в земной жизни: “Петр останется Петром в своем теле, Павел – Павлом также в своем теле”. Он также упоминает личность и душу человека: “в этом блаженстве праведники будут участвовать всей своей личностью, то есть и телом, и душой”.
Иными словами, люди вернутся в “золотой век”, где не будет греха и его последствий:
“и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло” (Откр 21.4).
Казалось бы, прекрасная идиллия.
Но возникают вопросы относительно упомянутой “личности”.
В статье “Новозаветные представления о душе и загробной жизни” я пришел к выводу, что новозаветные тексты следуют ветхозаветной традиции и представляют душу человека как его дыхание, жизненные силы или его субъективное Я.
Вот именно с субъективным “Я” человека возникают проблемы идентичности.
Рассмотрим это подробнее.
Предпочтения в еде и пищевые привычки
Посмотрим, как изображается воскресший Иисус:
“Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними” (Луки 24:36-43).
В евангелии от Луки Иисус хочет доказать ученикам, что он не бесплотный дух, а живой человек. Для этого он предлагает им потрогать себя, а также вкушает рыбу и соты меда, на которых остаются следы от его зубов.
Кто из христиан может вообразить, что у воскресшего Иисуса осталась пищеварительная система?
В ней ведь не было никакой нужды.
Но зачем тогда было вкушать рыбу?
Между прочим, Своим ученикам Иисус обещал пир Царства:
“да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем” (Лк 22:30), а на Тайной Вечере сказал: “Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего” (Мф 26:29).
Вполне возможно, что эти сюжеты побудили ранних отцов Церкви ожидать в буквальном смысле великого пиршества и обилия яств. Например, свт. Ириней Лионский во II в. писал, что во
“времена Царства тварь будет плодоносить множество всяческой пищи. Так… Господь учил о тех временах и говорил:
«Придут дни, когда будут расти виноградные деревья, и на каждом будет по десяти тысяч лоз, на каждой лозе по 10 тысяч веток, на каждой ветке по 10 тысяч прутьев, на каждом пруте по 10 тысяч кистей и на каждой кисти по 10 тысяч ягод и каждая выжатая ягода даст по двадцати пяти метрет вина. И когда кто-либо из святых возьмется за кисть, то другая (кисть) возопит: ‘я лучшая кисть, возьми меня; чрез меня благослови Господа’. Подобным образом и зерно пшеничное родит 10 тысяч колосьев и каждый колос будет иметь по 10 тысяч зерен и каждое зерно даст по 10 фунтов чистой муки; и прочие плодовые дерева, семена и травы будут производить в соответственной сему мере» (Iren. Adv. haer. V 33. 3).
Тем не менее, православная Церковь отвергла это мнение. В грядущем Царстве христиане не ожидают пирушек с вином и плодами.
Апостол Павел однозначно утверждал, что у воскресшего человека не будет пищеварительной системы:
“Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое… Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею” (1 Кор 6.13-14).
Блаженный Феодорит Кирский говорит так: «для чрева созданы брашна. Но надлежит тебе знать, что этому будет конец, ибо за гробом излишни для людей брашна, и будущая жизнь не имеет ничего такого; в ней, по слову Господа, как“ ни женятся, ни посягают” (Мф. 22:30), так и не едят и не пьют».
“В будущем веке не будет ни пищи, ни чрева; надо потому позаботиться истребить в душе всякое чревоугодие и пристрастие к яствам чрез строгое воздержание, иначе душа, перешедши в иной век с этими пристрастиями и не находя там ничего удовлетворяющего их, будет томиться и сама в себе носить ад. Если там совсем не будет ни чрева, ни яств, то, приготовляясь к той жизни, надобно в сей доводить их до последней степени малости. Как рационально потому поступают великие постники!” (святитель Феофан Затворник).
Если физическое состояние воскресшего тела будет отличаться от физического состояния тела смертного, то как можно говорить про их тождественность?
Чем же будут питаться новые люди?
В Апокалипсисе упоминается
“древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов” (Откр 22:1-2).
Андрей Кесарийский поясняет нам, что “Древо жизни означает Христа”. В каноне Пасхи мы слышим обращение ко Христу:
“Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего”.
“Истее”, то есть без всякого образа и покрова — не под видом хлеба и вина, не под видом плодов и листьев дерева.
Вот и всё, что можно сказать про пищевые предпочтения. Вечность предоставит новому человеку исключительно непостижимую причастность Иисусу Христу.
Отметим наконец, что блаженный Феодорит связал воедино питание и сексуальность:
«Пищи не будет, чрева не будет, следовательно — и подчревных побуждений, следовательно — и брачных союзов, следовательно — и семейных отношений, следовательно — ничего житейского. Весь строй жизни там будет иной. Если цель жизни настоящей есть приготовление к будущей, то как разумно поступают те, которые отрешаются от всех порядков здешней жизни, чтобы перейти в другую никакими связями не связанными!».
Сексуальная идентичность
В будущем мире брачного сожительства не будет:
“Люди этого века женятся и выходят замуж. Но те, что сочтены достойными воскресения из мертвых и жизни в будущем Веке, не будут ни жениться, ни выходить замуж. И умереть они уже не смогут, а будут подобны ангелам. Они дети Бога, ведь Бог воскресил их” (Лк 20.34-36).
“Когда мертвые воскресают, они уже не женятся и не выходят замуж. Они подобны ангелам на небесах” (Мк 12.25).
В христианском учении ангелы считаются бесполыми существами, поэтому указание, что люди “будут подобны ангелам” можно воспринимать как намек на утрату гендерных отличий.
Хотя в Библии Бог назван Отцом, а Св. Дух в еврейском тексте обозначается в женском роде, Лица Троицы в богословии воспринимаются как бесполые.
Это же относится и к ангельским существам, хотя в Писании ангелы носят исключительно мужские имена, а являются всегда как юноши, но никак как девушки:
“природа Ангелов не допускает разделения на мужеский пол и женский, так как это разделение свойственно смертной природе, чтобы рождением детей в браке пополнять похищаемое смертью”.
И дело даже не в наличии или отсутствии половых органов.
Важнее отсутствие влечения:
“праведники потом будут как бы Ангелами вследствие отсутствия похотей и страстей” (Евфимий Зигабен).
Иными словами, воскресшие люди будут иметь тела, но с ограничением — в невозможности и бесцельности вступления в брак:
“Христос не отрицает, что на небе будут и мужчины, и женщины, а скорее предполагает существование женщин, но так, что своим полом для брака и рождения они не пользуются” (блаж. Иероним).
Церковные толкователи подчеркивают, что
“брак существует по причине смерти, чтобы вместо умерших рождались другие, а где нет смерти, там нет и брака” (Евфимий Зигабен).
И здесь важно
“помнить о том, что древние браки чрезвычайно редко заключались по любви. Главной их целью было продление рода и рождение наследников, которым должно было остаться имущество после смерти отца. Но в новой жизни нет смерти и, следовательно, нет наследства, нет имущественных интересов” (Кузнецова В. Н. Евангелие от Луки. Комментарий. М.: 2004. С. 440).
Итак, в отношении воскресших христиан совершенно теряют смысл понятия о сексуальной ориентации, гендерной идентичности, сексуальном влечении, сексуальных отношениях и рождении детей.
Получается, что у новых людей исчезнут предпочтения и влечения в отношении питания и сексуальности.
Но как будет проявляться их воля и вообще свободный выбор?
Провозглашение значимости свободной воли и выбора человека обычно предшествует стигматизации грешников: «вы могли не красть, но украли!»
Однако в богословском контексте различают два понятия: «воля природная (естественная)» и «воля выбора» = «воля гномическая» (от греч. γνώμη — «выбор, намерение»).
Бог не имеет воли гномической, т. к. не имеет потребности выбирать из различных возможностей.
На уровне гномической воли в человеке происходит выбор и колебание между добром и злом. От такого рода колебаний был изначально свободен Христос.
«Возможность выбора, так называемая гномическая воля, является характерным признаком тварности. В этом, по сравнению с Богом, и выявляется несовершенство природы» (митрополит Иерофей (Влахос)).
Адам в раю обладал естественной волей и ел от древа жизни. Гномическая воля была в нем лишь потенцией. Когда он отведал от древа познания добра и зла, его естественная воля стала гномической.
Гномическая воля не является свойством природы, а составляет принадлежность личности. Именно она, поскольку мы живем в падшем мире, заставляет нас страдать и колебаться в выборе между добром и злом, а потом мучиться в сомнениях, по поводу правильности сделанного выбора.
Максим Исповедник полагал, что
“Христос обладает естественной человеческой волей, но гномической воли у Него нет, поскольку она предполагает неизбежность греха”.
А как же в Вечности?
“Немедленно возникает ряд вопросов и проблем, связанных с происхождением греха. Любое восстание, любой грех всегда носят личный характер. Греха вообще не бывает вне личности, вне ипостаси” (И. Мейендорф).
Адам в раю сделал выбор и согрешил.
А смогут ли согрешить люди после Второго пришествия Христа?
Библия отрицает такую возможность:
“Тот, кто рожден Богом, не совершает греха, потому что в нем живет Его семя; он не может грешить, потому что рожден Богом” (1 Ин 3.9).
Более того, даже в земной жизни принявший крещение христианин не может грешить,
“ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая дождь и произращающая злак, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы — негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение” (Евреям 6:4-8).
Вот почему до III в. Церковь не признавала покаяния в грехах, совершенных после крещения.
В еще большей степени это касается воскресшего праведника:
“причастный обожению не может уже отступать от того, что однажды реально было познано на деле, и прилепиться к чему-либо другому помимо него … А у тех, у кого Святой Дух, приняв при рождении всё их произволение, переместил его всецело от земли на небо и путем действительного и истинного познания претворил их ум … у таких людей произволение явно стало безгрешным, ибо они не могут уже отречься от того, что действенно и опытным путем было ими познано” (преп. Максим Исповедник. «Вопросоответы к Фалассию». Вопрос 6).
«После будущего века, который неподвижен, не ожидай и не воображай себе перемен, превратностей, падений, страхований, рабства людей и тому подобного» (Преп. Нил Синайский. Письма на разные темы. Эконому Диомиду.
Что же будет с привязанностью к другим людям? А вдруг любимый человек праведника попадет в озеро огненное?
Преп. Силуан Афонский сокрушался и плакал о таких грешниках:
“кто носит в себе Духа Святого… тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие, и особенно людей, которые не знают Бога, или противятся ему, и потому идут в огонь мучения”.
Но будет ли святой Силуан продолжать душевно страдать и плакать в Царствии Божием? Может, участник Царского Пира просто забудет о существовании тех значимых для него грешников?
«Помним его беседу с одним монахом-пустынником, который говорил:
— Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне.
Очевидно, ему доставляло удовлетворение, что они будут наказаны вечным огнем. На это Старец Силуан с видимым душевным волнением сказал:
— Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?
— А что поделаешь, сами виноваты, — говорит тот.
Тогда Старец со скорбным лицом ответил:
— Любовь не может этого понести… Нужно молиться за всех».
Подведем итоги
Преп. Иустин (Попович) утверждал, что в грядущем
”блаженстве праведники будут участвовать всей своей личностью, то есть и телом, и душой”.
Однако наш анализ христианских текстов показал, что воскресший человек в телесном плане не будет тождественен себе.
Предпочтения в еде и пищевые привычки сильно влияют на самоидентичность. Горе тому человеку, который воскреснет с “пристрастием к яствам”, но не найдет в Вечности ничего удовлетворяющего их, отчего “будет томиться и в себе носить ад”.
Социальное постоянство исчезнет. Отношения с людьми и социальные роли будут принципиально отличаться от земных.
Сложно что-то сказать про телесное постоянство. Не факт, что воскресший узнает себя в зеркале и свяжет свой текущий облик с предыдущими этапами земной жизни. Есть версия, что все люди воскреснут в 30-летнем возрасте.
Отношения с любимым человеком в Вечности с большой степенью вероятности исчезнут.
В цитатах о браке я увидел значимость рождения детей, но не нашел слов о любви супругов.
В отношении воскресших христиан совершенно теряют смысл понятия о сексуальной ориентации, гендерной идентичности, сексуальном влечении, сексуальных отношениях и рождении детей.
Ценностная идентичность тоже остается под вопросом.
Волевого выбора не будет. Канет в лету то, что заставляет нас страдать и колебаться в выборе между добром и злом, а потом мучиться в сомнениях по поводу правильности сделанного выбора.
Воскресший праведник “не может грешить” (1 Ин 3.9), ведь “у таких людей произволение явно стало безгрешным” (преп. Максим Исповедник).
Эмоциональная идентичность потеряет смысл. Эмоции земных людей отражают субъективное оценочное отношение к ситуациям и объективному миру. Эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного.
Но какие эмоции будут в Царстве Радости? Сплошная радость как на лубочных картинках?
Из всего этого я делаю вывод, что в христианском концепте о “жизни будущего века” человек теряет чувство собственной идентичности и постоянство собственного «Я», причем изменению будут подвержены ключевые черты его личности.
Иными словами, в Царство Божие войдет не Петр или Павел, а совершенно иные личности, имеющие признаки внешнего сходства.
Литература
- Введение в святоотеческое богословие : Конспекты лекций / Прот. Иоанн Мейендорф. – Минск : «Лучи Софии», 2007. – 384 с.
- Кузнецова В. Н. Евангелие от Луки. Комментарий. М.: 2004
- Собрания творений преподобного Иустина (Поповича) Т. 4 Под общ. ред. проф. Моск. Духовн. Акад., д-ра церк. истор. А. И. Сидорова, пер. С. П. Фонова — М.: «Паломник», 2007
Выход фильма Матрицы, совпадал с моими исканиями и выходом из ХВЕ( пятидесятники). Тогда я думал что вышел из неправильной реальности , но оказался в другой неправильной реальности