В приёмной донского митрополита Меркурия висит огромная икона преподобного Иосифа Волоцкого. Сегодня день памяти этого русского святого, а значит, есть повод обсудить, насколько его опыт актуален для современной России.
Фигура Иосифа Волоцкого ассоциируется у нас с идеологией иосифлянства и гонением на ереси.
Стяжательство одержало полную победу в Русской Церкви. Патриарх Алексий I прямо писал об архиереях ХХ века: «нарождается новый класс капиталистов».
Поэтому обратим свой взгляд к теме борьбы с инакомыслием.
Иосиф Волоцкий в XV веке противостоял ереси жидовствующих. Пусть нас не смущает этот термин. Он указывает на то, что представители этого движения вольнодумцев во многом ориентировались на установления Ветхого Завета. Во многом, но не во всем.
В своем сочинении «Просветитель» преп. Иосиф раскрывает убеждения жидовствующих. И не только их идеи, но и практику. Например, относительно деяний митрополита Зосимы Иосиф Волоцкий писал следующее:
«Гнусный идолопоклонственный волк, облачившийся в пастырскую одежду, напоял ядом жидовства встречавшихся ему простолюдинов, других же этот змей погибельный осквернял содомским развратом».
Последнее замечание, конечно, не отражает предписания Закона Моисея.
Что же касается вероучения жидовствующих, оно включало в себя идеи о том, что Христос не Бог, что крест и иконы не являются объектами почитания. В своей книге «Просветитель» преп. Иосиф утверждает, что эти еретики не ожидали второго пришествия Христа и воскресения мертвых. «Если кто умер, значит — совсем умер». А еще будто бы еретики
«учили различным измышлениям и звездочетству: как по звездам определять и устраивать рождение и жизнь человека» (Иосиф Волоцкий. Просветитель. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994).
Какое отношение всё это имеет к современной России?
Давайте спросим обычного россиянина про его отношение к христианским доктринам.
Как его расспросить?
Единственный способ — проанализировать данные социологических опросов в религиозной сфере.
Среднестатистический россиянин ничего не понимает в догмате о Святой Троице, не читает Св. Писание, игнорирует таинства Церкви (Исповедь, Причащение), обращается к услугам гадалок и астрологов. Он не верит в реальность адских мук, воскрешение мертвых и не ожидает Второго пришествия Христова. Для многих россиян православие — это основа национальной идентичности, сокровищница русской культуры и средоточие традиционной нравственности. При этом в конкретных случаях россиянин скорее всего вспомнит цитаты из Ветхого Завета, а не евангельские наставления или слова ап. Павла.
Интересно, как бы охарактеризовал религиозное состояние россиян преподобный Иосиф Волоцкий, и что бы он посоветовал правителям для исправления ситуации?
Князь Иван III колебался и спрашивал у Иосифа Волоцкого, не грех ли казнить еретиков. Иосиф убеждал князя, что это не только не грех, но даже обязанность светских властей — преследовать еретиков и предавать их «лютым казням».
Иосиф как будто отрицал возможность преследования только за инакомыслие, но если мыслепреступление пытались пропагандировать, он полагал, что такие действия необходимо пресекать самыми жёсткими мерами.
В 1504 году преп. Иосиф Волоцкий потребовал у князя Ивана III физического истребления еретиков даже при условии покаяния:
«Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла и ненавидеть, когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку… Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям — всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням» (Просветитель. Слово тринадцатое).
В 1484 г. во архиепископы Великого Новгорода и Пскова был поставлен преосвященный Геннадий. Воодушевлённый примером испанской инквизиции, о которой он знал от посланника германского императора Фридриха III Георга фон Турна и монаха-доминиканца Вениамина, владыка стал добиваться самых суровых мер в отношении еретиков.
Иосиф Волоцкий с восторгом описывал рвение свт. Геннадия:
«как свеча на подсвечнике был он поставлен Божиим судом. Словно лев, бросился он на злодеев-еретиков, выпрыгнув из чащи Св.Писания, и своими когтями разорвал их скверные утробы, напоенные ядом жидовства, своими клыками растерзал и сокрушил их, разбивая о камень».
Современного россиянина святые пастыри XV века скорее всего причислили бы к движению жидовствующих. Что же могло его ожидать за вольнодумство?
Пытка через сожжение в срубе.
Иосиф Волоцкий подробно описывает еще один изощренный способ борьбы с ересью:
«Некоторых князь послал в Великий Новгород к архиепископу Геннадию. Тот же за сорок поприщ (60 км.) от города повелел посадить их на коней, на вьючные седла, спиной к голове коня, чтобы смотрели они на запад, в уготованный для них огонь, одежду же их повелел надеть задом наперед, а на головы повелел надеть им заостренные берестяные шлемы, будто бесовские; (значки на темени шлема) были из мочала, венцы — из соломы вперемешку с сеном, на шлеме была надпись чернилами: “Вот сатанинское войско”. И приказал архиепископ водить их по городу, и всем встречным приказал плевать в них и говорить: “Это враги Божии и хулители христиан”. После же повелел сжечь шлемы, бывшие у них на головах. Так поступил этот добрый пастырь, чтобы устрашить нечестивых и безбожных еретиков — и не только их устрашить, но и всем показать зрелище, исполненное ужаса и страха, чтобы видевшие его укрепились в правой вере. Других же еретиков князь сослал в заточение и в изгнание».
Возникает серьезное сомнение, что современная Церковь вполне отвергла описанные средневековые привычки и доброжелательно относится к сторонникам вольнодумства и вообще свободы слова.
Вряд ли её прославленные святые помогут россиянам и их правителям терпимо относиться к тем, кто по их мнению совершает какие-либо мыслепреступления.
P.S. В 2019 году патриарх Кирилл установил преподобного Иосифа Волоцкого небесным покровителем войск материально-технического обеспечения.