21 ноября (8 ноября ст. ст.) Православная Церковь прославляет Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Считается, что в основе учения об ангелах лежит Божественное Откровение. Однако, примечательно, что из личных имен архангелов лишь Михаил и Гавриил упоминаются в канонических библейских книгах (Дан.10 и Иуд.1:9; Дан.8 и Лк.1:19). Рафаил (Товит 3:16), Уриил (3-я книга Ездры 4:1), Салафиил (3-я книга Ездры 5:16) и Иеремиил (3-я книга Ездры 4:36) — в книгах неканонических, а имена Иегудиила и Варахиила “хранятся в церковном предании”, иными словами, они даже не имеют отношения к неканоническим книгам.
Традиция обращения к псевдоэпиграфам и апокрифам возникла еще в среде авторов книг Нового Завета. Так Иуд 1.14-15 прямо цитирует 1-ю Книгу Еноха (1.9). Перед этим в Иуд 1.9 цитируется апокриф о споре архангела Михаила с диаволом. 2 Петр 2. 4 и Иуд 1. 6 опираются на историю о падении ангелов, изложенную в апокрифе 1-я книга Еноха 1-36. В 2 Тим. 3:8 автор ссылается на предание неизвестного происхождения.
Отметим, как в книге Товита “добрый ангел” советует избавляться от нечистой силы:
“если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться… возьми курильницу, вложи в нее сердца и печени рыбы и покури; и демон ощутит запах и удалится, и не возвратится никогда” (Тов. 6:8,9,17,18).
Подобные магические представления больше подходят для классического шамана, чем для ангела, приносящего Божье Откровение.
Упоминаемая 3-я книга Ездры сохранилась только в латинском переводе, она отсутствует в Септуагинте и в современной греческой Библии. Её содержание характеризует религиозные чаяния иудейства в период отделения от него христианской Церкви (конец I в. н.э.). Её автор считал, что смерть Мессии не имеет никакого значения для человечества (7:29).
Почему такие ненадежные источники в Православии не лишены догматической значимости и рассматриваются как голос церковного Предания? Оказывается,
“Церковь не из Писания выводит свои догматы, а имеет оные в готовности” (Послания Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере // Догматические послания православных иерархов XVII- XIX веков о православной вере. CTCЛ, 1995. С. 147).
Получается, не существует никакого критерия истинности, включая Св. Писание, а Церковь может объявить истинным что угодно, как часто и происходило в ее истории.
Поскольку в книге Товита 12:15 упоминаются семь особых ангелов, нужные семь имен были собраны буквально отовсюду. Позже возникла идея, что чинов ангельских — девять. Их наименования также механически собрали из разных книг Библии.
В окончательном виде классификация ангельских сил появляется в «Ареопагитиках» VI века, где девять ангельских чинов разделяются на три триады (по нисходящей): 1) серафимы, херувимы, престолы; 2) господства, силы, власти; 3) начала, архангелы, ангелы.
Странно, что в системе «Ареопагитик» все 3 триады находятся в жестком соподчинении. Поэтому ангелы, занимающие в ней более низкое положение, могут общаться с Богом и получать от Него благодатные дары только посредством вышестоящих ангелов. Соответственно и человек может непосредственно общаться только с последним чином ангелов 3-й триады.
«Ветхозаветная ангелология,- замечает по этому поводу о. Иоанн Мейендорф, — сложна и никак не укладывается в иерархию Дионисия. Так, например, серафим в Книге пророка Исаии является непосредственным посланником Бога. Церковь чтит архангела Михаила как главу небесного воинства… однако в системе Дионисия архангельский чин — один из низших в небесной иерархии» (Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Н.-Й., 1985. С. 291).
Прежде чем приступить к описанию иерархических ступеней духовного мира, свт. Григорий Богослов указывает, что этот мир настолько таинствен и непостижим, что его описание вызывает «кружение в слове» (Or. 28).
Для чего тогда все эти потуги при составлении схем и классификаций, которые не только выглядят искусственно, имеют источники странного происхождения, но и фактически не принимаются Церковью?