1. Первоначально Воздвижение Креста было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий основное торжество в честь Обновления (освящения) иерусалимского храма Воскресения, аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.
2. Легенды о том, как нашли Крест Господень, прекрасно иллюстрируют общую тенденцию формирования церковных преданий: от простого к сложному, от обыденного к сверхъестественному. Подобное произошло с легендами про царя Авгаря, про перевод Писаний на греческий язык, с Житиями святых в редакции митр. Димитрия Ростовского. Эту же тенденцию мы наблюдаем в истории составления канонических евангелий.
Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)),
св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди.
Отметим, что табличка Пилатова оказалась отделенной от крестов. Возникает сомнение, что после распятия преступников их кресты в целости бросались в яму.
А вдруг вертикальный столб использовался многократно и лишь перекладину осужденный нес на себе к месту казни? Но и перекладину для чего выбрасывать?
Есть свидетельства, что тела распятых уносили дикие животные. В таком случае орудия казни могли использоваться вторично.
Но даже если удалось найти табличку Пилата, из этого совсем не следует, что обнаруженные рядом три «креста» имеют отношение к распятию Иисуса из Назарета.
Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский еп. Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.
Возможно, в то время исцеление женщины казалось небесным откровением и указанием на святыню, но полагаю, что исцеление любого рода не может учитываться при рассмотрении загадок истории.
2-я версия легенды об обретении св. Креста, возникшая в кон. IV — нач. V в., начинаются со сказания о явлении Креста на небе императору Константину накануне его сражения с варварами на р. Дунай. После обращения в христианство император отправил Елену на поиски св. Креста.
Царица Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, угрожала сжечь их живьем, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры.
После ИСТЯЗАНИЙ! Якобы царица приказала бросить его на 7 дней в безводный колодец и не давать пищи.
Впрочем, не будем забывать, что это всего лишь легенда и её составители, видимо, не представляли себе иного отношения христианского правителя к неверующим во Христа евреям.
Истоки такого антисемитизма видны уже в канонических и апокрифических евангелиях, а в Древней Церкви пренебрежение к иудеям открыто высказывали многие отцы Церкви.
Царица Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
Впоследствии Кириак нашел гвозди Креста Господня и передал их императрице, а она повелела сделать из них уздечку для коня имп. Константина.
Можно предполагать, что в конце IV в. тексты об обретении св. Креста, о Кириаке и о смерти имп. Юлиана представляли собой единый рассказ, в центре которого была идея богоизбранности Римской империи и судьба символов этого избрания, главным из которых был св. Крест.
3-я версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к I в. и говорит о том, что
Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой имп. Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV в.
Эту версию сложно даже комментировать. Она отражает желание автора приблизить супругу римского императора к тайне Искупления человечества (как и в евангелии от Матфея в судебный процесс вмешивается жена Пилата, именуя Иисуса праведником).
Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки (напр., Феофан), в поздневизантийскую эпоху более распространенной стала 2-я версия.
Это легко объясняется законами распространения «религиозных мемов» (мемы — это «единицы культурного наследования», подобные генам). В своей книге «Бог как иллюзия» Ричард Докинз пишет, что
«победа достанется мемам, наилучшим образом приспособленным для воспроизведения. Мемы выживают благодаря их универсальной привлекательности для человеческой психики… многие религии содержат объективно невероятные, но субъективно желанные доктрины о сохранении нашей духовной сущности после физической смерти».
Если в сюжете явлена грань жизни и смерти, описаны жуткие страдания, это вызовет сильную эмоциональную реакцию у слушателей/читателей, вследствие чего такой сюжет лучше запомнится и будет воспроизводиться вновь.
В 5-й главе «Корни религии» указанной книги Докинз приводит перечень религиозных мемов, среди которых в данном контексте можно выделить следующие:
- Вы переживете собственную смерть
- Еретиков, богохульников и богоотступников нужно убивать (или наказывать другим образом)
- Вера в бога является высшей добродетелью. Если она пошатнулась, необходимо приложить все усилия для ее восстановления
- Приняв мученическую смерть, вы попадете в самую лучшую часть рая
Отметим, что во 2-й версии легенды о Кресте Господнем
- мертвый воскрес (Вы лично наблюдали оживление мертвеца от соприкосновения со святыней?)
- по приказу царицы еврея Иуду, истязая голодом, заставили сказать истину
- под впечатлением от чуда Иуда обратился в христианскую веру, принял имя Кириака («Господень») и стал епископом
- при Юлиане Отступнике св. Кириак принял мученическую кончину.
Возникает очередной вопрос: откуда Иуда мог знать место, где были закопаны кресты? Ведь Иерусалим был дважды разрушен римлянами в 70 и 135 г. н.э. И был даже перекопан.
Как иудеи IV века могли узнать о месте распятия непризнанного ими Мессии?
К тому же это место, вообще-то, должны были почитать не иудеи, а христиане.
Но мы знаем, что до IV века христиан не интересовали святые места.
Ни в одной новозаветной книге не упоминаются паломничества к святым местам. На вопрос римского судьи о месте собрания христиан, мученик Иустин Философ в 165 г. ответил:
«Каждый выбирает то место, какое ему угодно; отчего ты полагаешь, что мы встречаемся в каком-то определенном месте? Это не так, ибо Бог христиан не ограничен местом» (Мученичество Иустина и других, 2).
В III веке христиане не паломничали к святым местам:
«Ведь всякий, к кому пришел Христос, — писал Ориген, — более не поклоняется Богу ни в Иерусалиме, ни на горе самарян… желающий следовать Господу должен оставить предрассудок относительно преимущества мест… Те, которые поклонялись Богу в Иерусалиме, служили собственно тени или образу и, следовательно, почитали Бога не истиною и не духом» (Комментарий на Ин. 1:35. О началах. I, 1, 4).
В IV в. свт. Григорий Нисский обличал зарождающуюся традицию посещать Иерусалим и называет её душевредной:
«Господь не поставил в числе добрых дел хождения в Иерусалим… по тщательном рассмотрении дело это оказывается еще и приносящим вред душевный…уверовавшие делаются причастниками дарований по мере веры, а не по причине хождения в Иерусалим» («О тех, кто предпринимает путешествия в Иерусалим»).
Подозрительно и то, что имя мучимого еврея совпало с именем предателя Христа — Иуды Искариота.
А кто подтвердит, что в Иерусалиме был епископ с именем Кириак?
Древние списки Иерусалимских епископов первых веков не содержат этого имени. В «Церковной истории» Созомен пишет, что Елена узнала о местонахождении Креста посредством божественных знамений и видений, а не от иудея (Sozom. Hist. eccl. II 1. 4). Созомену в V веке была известна легенда, связанная с Кириаком, однако он не принимал ее.
3. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как дня праздника Обновления (и соответственно 14 сентября как дня праздника Воздвижения) окончательно не решен. Александр Монах писал, что
праздники Воздвижения и Обновления установлены отцами по повелению императора.
4. В основу иконографии Воздвижения Креста на раннем этапе легла не историческая сцена с патриархом Макарием, а изображение чина воздвижения Креста в соборе Св. Софии в Константинополе. Обряд воздвижения Креста c участием императора подробно описан в трактате «О церемониях византийского двора» сер. X в., однако изображения императора в этой сцене появляются только в палеологовскую эпоху. В сербской церкви Успения Богородицы (ок. 1320 г.) изображен на амвоне святитель с Крестом в руках, справа от амвона стоит император с Крестом на длинном древке, за ним — певцы и люди.
В заключение отметим, что при анализе преданий о Кресте сложилось впечатление, что исторически праздник Воздвижения Креста был больше связан с культом императорской власти, чем с Иисусом из Назарета.
Легенды цитируются по статье:
Диак. М. С. Желтов, А. А. Лукашевич, Н. В. Квливидзе. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 160-171