Для начала я кратко опишу жизненный путь человека, а Вы постараетесь отгадать, кого я имею в виду.
Жил был человек. С детства он воспитывался в религиозном контексте.
В детстве он был замкнут, малообщителен и предпочитал общество взрослых.
Юношеский период характеризовался постепенным снижением работоспособности, сужением круга интересов. Он менял места работы, предпочитая все менее квалифицированную.
Утрата прежних чувств к близким, к друзьям сочеталась с появлением несвойственных ранее интересов и увлечений. Возникал интерес к философской и религиозной сфере, к богоискательству, к мистическим явлениям.
Забросив собственные дела, даже семейные, он совершал паломничества по святым местам, становился завсегдатаем всевозможных встреч с проповедниками.
В какой-то момент он начал бродяжничать, уходил в безлюдные места молиться Богу и получать от Него указания, нередко приставал к случайным прохожим с рассказами о своей миссии.
Однажды под влиянием откровения свыше он осознал, что является не просто 30-летним мужчиной, а обладателем сверхъестественных божественных полномочий. Вполне возможно, что он стал воспринимать себя фактически божественной персоной.
Нередко во время молитвы у него возникало ощущение, что в его тело вселился Святой Дух. Голос Божий внушал, что он является посредником между Богом и людьми, он должен их объединить, стать сверхчеловечески сильным целителем, заботиться о сиротах и нищих.
При этом у него формировалось убеждение о необходимости уничтожения диавола.
Стало ясно, что Бог возложил на него особую миссию борьбы со злом, установления божественного порядка и спасения человечества.
Ему казалось, что он избранник Божий и мессия. Он стал совершать публичные проповеди и приобретать сторонников.
Как многие люди, он верил в силу нечистой силы, в то, что бесы вредят, вызывают болезни и негативно влияют на жизнь.
При этом он был убежден в наличии у него необычных способностей и полномочий воздействия на одержимых людей: изгонять бесов и исцелять болезни.
Получая откровение свыше в отдельных случаях он совершал агрессивные действия, будучи уверенным, что Его направляет Божья воля.
В мистических видениях он видел Себя библейским героем, сражающимся с драконом. Идеи конца света сочетались с видениями на небе надвигающихся бедствий. Будущее он воспринимал в эсхатологическом смысле. Себя он воспринимал как посланника Божия, созидающего новую вселенную, новый мир.
Своим ученикам в ярких образах он рассказывал о своих представлениях о конце света и борьбе миров.
Он предчувствовал, что в будущем ему суждено участвовать в управлении миром, соединить в себе все умершее и живое человечество, отделить хорошее от плохого, уничтожить зло во время катастрофы космического масштаба.
Угадали, о ком идет речь?
Это Иисус из Назарета?
А вот и нет.
Это обобщенный портрет человека с “мессианским комплексом” или “комплексом Христа”.
Не думайте, что безбожные психиатры XIX-XX веков решили таким образом высмеять Иисуса из Назарета. Вовсе нет.
Речь идет о пациентах, которые имеют расстройства осознания собственного опыта личности, нарушение механизмов аутоидентификации. В их числе и женщины.
Присущий им религиозный бред отражает религиозную тематику, сложившиеся в последние годы и включает не только библейские (Иисус Христос, дева Мария, антихрист, дьявол, конец света), но и эзотерические представления (великие маги, колдуны, спириты, экстрасенсы, космические силы, инопланетяне).
Наиболее часто комплекс мессии отмечается у пациентов с биполярным расстройством и шизофренией.
Приведенное описание целиком взято из клинического руководства, в котором изложены современные представления о психических расстройствах, ассоциированных с религиозно-архаическим фактором…
Выводы сделайте сами…
P.S.
В 2011 году группа психиатров, поведенческих психологов, неврологов и нейропсихиатров из Гарвардской медицинской школы опубликовала исследование, в котором предлагалось разработать новую диагностику категории психических расстройств, связанных с религиозным бредом и гиперрелигиозностью. Они сравнили мысль и поведение самых важных личностей в Библии (Авраама, Моисея, Иисуса Христа и Павла из Тарса) с пациентами, страдающими расстройствами из кластера психотических расстройств американской психиатрической классификации DSM-IV-TR, и пришли к выводу, что
эти библейские фигуры «могли иметь психотические симптомы, которые способствовали их откровениям», страдать такими расстройствами, как шизофрения, шизоаффективное расстройство, биполярное расстройство, бредовое расстройство, паранойя, синдром Гешвинда, или испытывать болезненные переживания, связанные с височной эпилепсией.
Кроме того, авторы предположили, что Иисус сам искал повода умереть («опосредованное самоубийство»).
Литература
- Пашковский В.Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями. Краткое руководство для врачей. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2006. — 144 с.
- Пашковский В.Э. О клиническом значении религиозно-архаического бредового комплекса // Социальная и клиническая психиатрия, 2012. Т. 22. №2. С. 43-48
А как быть с чудесами?
Чудеса приписали Иисусу через 50лет якобы видевшие это его ученики
А в других мировых религиях (буддизм, ислам, например) тоже много чудес (я не знаток других религий)?
Много ли психически больных создали мировые религии?
Я задаю вопросы для себя, не для спора.