Сегодня православные молитвенно вспоминали мученика Арефу. Он был предводителем христиан йеменского города Награн, пострадавший вместе с 4299 награнскими мучениками осенью 523 г. На сайте Православие.ру уклончиво сообщается, что все они были
“христианами”.
На самом деле эти христиане не принимали вероопределение Халкидонского собора и с точки зрения Византийской Церкви были еретиками-монофизитами. Когда император Юстин I (518–527) устроил гонение на монофизитских епископов, некоторые из них отправились сначала в аль-Хиру, а затем южнее – в Награн. Известно, что двух награнских епископов рукоположил сирийский Филоксен Маббугский — видный представитель монофизититства.
После кончины второго награнского еп. Павла главой местной общины христиан-монофизитов стал богатый и знатный старец Арефа, не имевший духовного сана (Французов С.А., Лосева О.В., Никифорова А.Ю. Арефа // Православная энциклопедия. Т. 3. — М., 2009. С. 214).
В критический момент Арефа отказался отречься от своей веры и по приказу царя вместе с другими награнцами был отведен в одно из вади (пересохшее русло реки), где им отсекли головы мечом. И когда они пришли в ущелье, то протянули руки к небу и сказали:
“Христос, Бог наш, приди нам на помощь! Христос Бог наш, поставь епископа в этом городе вместо святого мара Павла” (Послание Симеона Бетаршамского о гонениях на христиан).
О мученичестве Арефы повествуется в письме монофизитского епископа Симеона Бет-Aршамского, где Арефа в речи к царю говорит о «кресте Бога», отражая монофизитское представление. Конечно, не следует забывать, что
“Симеон в уста своих героев нередко вкладывает те же выражения, которые характерны для его собственных сочинений”, но совокупность имеющихся данных позволяет утверждать, “что религией награнитов являлось христианство монофизитского толка” (Аржанов Ю.Н. К истории христианства в доисламской Аравии).
Мученичество христиан Награна описывает также агиографический памятник «Мученичество Арефы», который возник под влиянием «Книги химьяритов», написанной в монофизитском духе. Важным свидетельством о преследовании христиан в Награне служит послание к ним, написанное одним из монофизитских авторов Иаковом Саругским в то время, когда царь Зу Нувас начал гонения на химьяритов-христиан и попытался занять Награн, однако судьба его жителей еще не была решена.
Итак, в Награне в то время правили монофизитские епископы, к христианам этого города направляли послания авторы-монофизиты, и даже во время своих страданий мученики в молитве вспоминали своего наставника-монофизита.
Кроме того, преследования христиан в Южной Аравии в этот период затронули только монофизитов, в то время как несториане выступили практически союзниками иудеев.
Как же монофизиты-мученики могли попасть в православные святцы?
Во-первых, это не единственный пример подобной непоследовательной политики Православной Церкви, когда церковная практика не совпадает с догматикой.
Во-вторых,
“связи с абиссинцами, а также пример кооперации с монофизитом Симеоном показывают, что император Юстин I проявлял гибкость в отношениях к монофизитам, в особенности за пределами Византийской империи”. Отчасти “эта толерантность была вызвана политическими соображениями” и “была связана с попыткой Византии добиться лояльности правителей на Аравийском полуострове ввиду надвигавшейся войны с персами” (Аржанов Ю.Н. К истории христианства в доисламской Аравии).
P.S. Неужели Церковь может проявлять толерантность исключительно по «политическими соображениям»?
Список литературы
- Аржанов Ю.Н. К истории христианства в доисламской Аравии. Послание Симеона Бетаршамского о гонениях на христиан // Богословский Вестник, № 8–9 (2008–2009). С. 155–221
- Французов С.А., Лосева О.В., Никифорова А.Ю. Арефа // Православная энциклопедия. Т. 3. — М., 2009. С. 214
еще пост про готских мучеников!)
поскольку там замешана проповедь арианского еп. Ульфилы, который создал готскую азбуку и переводил Писание, например, то получается мученики — ариане.