— Представляешь, сказал я своему другу, — я нашел русский перевод известной молитвы. Узнаёшь откуда она?
Он охотно согласился угадать.
— О, святейшая, человеческого рода избавительница вечная, смертных постоянная заступница, что являешь себя несчастным в бедах нежной Матерью. Ни день, ни ночь одна, ни даже минута краткая не протекает, твоих благодеяний лишенная: на море и на суше ты людям покровительствуешь, в жизненных бурях простираешь десницу спасительную, зловещее светил течение укрощаешь. На зов твой откликаются звезды, ты чередования времен источник, радость небожителей, Госпожа стихий. Мановением твоим огонь разгорается, тучи сгущаются, всходят посевы, подымаются всходы. Силы твоей страшатся птицы, в небе летающие, звери, в горах блуждающие, змеи, в земле скрывающиеся чудовища, по волнам плывущие. Но я для воздаяния похвал тебе — нищ разумом, для жертв благодарственных — беден имуществом; и всей полноты речи не хватает, чтобы выразить чувства, величием твоим во мне рожденные, и тысячи уст не хватило бы, тысячи языков и неустанного красноречья потока неиссякаемого!
— Сам текст не припомню, но что-то знакомое. Какой-то акафист, — так отреагировал на русский перевод молитвы мой друг.
И, конечно же, он ошибся. Это был не акафист Божией Матери, а обращение к египетской богине Исиде, описанное в книге Луция Апулея Сатурнина «Метаморфозы».
— Как же так, — не унимался мой друг. Ведь в этой молитве я ощущаю характерные черты православного акафиста.
И в этом есть доля правды. Но акафист представляет собой очень позднее явление. Посмотрим, что о Богородице говорится в Новом Завете.
Если рассматривать исторические источники, о матери Иисуса из Назарета мы знаем очень мало.
По всей видимости, Иисус рос в большой семье. У него были, скорее всего, старшие братья и сестры (Мар.3:32). Среди них особо выделялся Иаков, который впоследствии возглавил Иерусалимскую церковь.
Но так было не всегда. В евангелиях сохранились отголоски семейной трагедии. Ведь когда Иисус бросил работу ремесленника и покинул свою семью, жители Назарета восприняли это как нечто неслыханное. В то время это было небольшое поселение: в нем проживало не более 400 человек. Скажем прямо — это просто деревня.
Большинство жителей Назарета были так или иначе связаны с семьей Иисуса. Многие были его родственниками. В евангелиях его матерь носит самое распространенное имя в Иудее того времени — Мария, а относительно отца мало чего известно. Во время общественной деятельности Иисуса про его отца говорится только в прошедшем времени. Например, в Иоан.1:45 сказано: «мы нашли Иисуса, сына Иосифова, из Назарета».
Как мы уже говорили, в возрасте 30 лет Иисус, пренебрегая всеми ожиданиями родни, так и не вступив в брак, вдруг оставил свою работу и ушел к границе Набатейского царства, где Иоанн Креститель совершал погружение кающихся иудеев в иорданские воды. Отметим, что Иоанн не только не вступил в брак, но и отверг сан священника. Его обряд погружения в воду вызвал значительные нарекания у религиозной элиты того времени, ведь большинство иудеев были уверены, что прощение грехов может быть получено только в Иерусалимском храме, причем путем принесения в жертву животных. Но он предлагал иудеям иной путь, «крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк.1:4).
Иисус примкнул к ученикам Иоанна Крестителя, а после расправы над Предтечей во время дня рождения царя Ирода, возникла собственная община Иисуса, по сути — его новая духовная семья.
Наш обзор по ряду причин не содержит красочных вифлеемских историй про рождение Иисуса от Девы. Самые ранние слои предания ничего об этом не упоминают. В самой древней книге Нового Завета — послании к Галатам — апостол Павел именует матерь Иисуса просто женщиной: «послал Бог Сына Своего, родившегося от женщины (γυναικός), родившегося под Законом» (Гал.4:4). Нигде более в апостольских посланиях Дева Мария не упоминается, поэтому на богородичные праздники апостольские чтения вообще не содержат её имени. О ней не пишут даже якобы её приемные сыновья: Иаков и Иуда.
— Погоди, нетерпеливо перебивает меня друг. — Мы же каждый день слышим во время богослужения: «Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию».
— Слышим, соглашаюсь я. Но такие эпитеты Церковь прилагала к ней не всегда.
— А как же «благословенная между женами» (Лук.1:28)? И предсказание, что «отныне будут ублажать Меня все роды» (Лук.1:48)?
— Этот оборот напоминает ветхозаветный текст: «Да будет благословенна между женами Иаиль, между женами в шатрах да будет благословенна!» (Суд.5:24). Заметь, что никакого культа Иаили из этого не возникло. А «ублажать» по-русски означает «называть счастливой».
Любопытно, как пояснял необходимость благовещения свт. Иоанн Златоуст (+407 г.). Он полагал, что диалог архангела Гавриила и Девы Марии произошел для того, чтобы предотвратить суицид или психическое расстройство у Девы Марии: «Не зная дела ясно, Она естественно могла бы прибегнуть к петле или к мечу. Дева могла бы от печали лишиться ума, представив стыд и не видя надежды, чтобы кто-нибудь поверил Ее словам, что Ее беременность не следствие прелюбодеяния»[1].
Когда Иисус стал путешествовать по галилейским деревням с проповедью наступления Царства Божьего, его стали окружать весьма странные люди с точки зрения благочестивых иудеев. Некоторые галилеяне бросили свою работу, перестали обеспечивать свои семьи и стали «бродягами» (традиция рассматривает среди ближайших учеников Иисуса двенадцать таких мужчин), наряду с ними за Иисусом ходило несколько женщин, в том числе незамужних, как Мария Магдалина. Вдобавок к этому Иисус не просто приближался к самым отверженным людям галилейских деревень (города он обходил), но и совершал изгнания бесов — экзорцизмы.
Всё это привело родню Иисуса к мысли о том, что он просто сошел с ума.
— Но причём тут родня Иисуса, — не унимался мой друг. Мы же собирались поговорить о Пречистой Богородице.
— Потерпи. Мы совсем подошли к этой теме, — утешал я своего собеседника.
В евангелиях очень мало упоминаний о Матери Иисуса. После уникальных первых двух глав евангелия от Луки, которые выглядят диковинными на фоне остальных антропоцентричных (то есть сосредоточенных на значении мужчин) текстов Библии, Мария упоминается очень редко.
Как мы только что упомянули, матерь Иисуса является одним из важнейших персонажей в первых главах евангелия от Луки. Здесь она названа «благословенной» и «Матерью Господа».
— Вот видишь, это почти что Богородица, — пояснил мой товарищ.
— Да, почти что. Значимость женщины в ветхозаветное время оценивалась в первую очередь через функцию чадородия. В Ветхом Завете ангел посылается с вестью непосредственно к женщине лишь дважды: в Быт. 16:7–14 к Агари, а в Суд. 13:2–5 к матери Самсона. В обоих случаях, как и в Евангелии от Луки, ангел возвещал рождение у женщины ребенка.
В рассказе про Сретенье старец Симеон предсказал ей сильные страдания, связанные с Иисусом (Лук.2:35). Из католической традиции православные переняли икону «Семистрельная», где в сердце Богоматери направлены семь мечей. Суеверные люди обычно вешают такую икону над дверью, желая оградить дом от врагов видимых и невидимых.
«Благочестивые» толкования подсказывают, что пронзающий душу Марии меч — это её переживания во время страданий её сына — Иисуса.
Но из IV века мы слышим совершенно иную версию. Святитель Василий Великий вслед за Оригеном (+254 г.) полагал, что оружием здесь названо искушение, которое постигнет саму Деву Марию. Он говорит о волнении в её душе, о мысленной борьбе и вообще о её человеческой немощи. Предсказание «все вы соблазнитесь о Мне» (Мф.26,31) он относит не только к апостолам, но и к Матери Иисуса. Слово «соблазн» здесь указывает на сомнения в мессианском достоинстве Спасителя. По мысли свт. Василия Великого, как и любой человек, Дева Мария нуждалась в «уврачевании от Господа»[2].
— Погоди, изумился мой собеседник. — во всех книгах сказано, что от рождения Дева Мария была безгрешной даже в помыслах.
— Как видишь, так сказано не во всех книгах, — парировал я. Величайшие святые Древней Церкви придерживались совершенно иного убеждения: Дева Мария была причастна греху, но Бог помогал ей преодолевать обычные человеческие немощи.
— А о каких немощах кроме упомянутых «сомнений» ты говоришь?
— Помнишь, мы говорили о том, что Иисус вышел на проповедь и стал изгонять бесов? Его родственникам это не просто не понравилось. Когда «близкие» Иисуса услышали о первых успехах проповеди Иисуса, они «пришли, чтобы силой Его увести, решив, что Он сошел с ума» (Мк.3:21). Далее текст напоминает двойную матрешку: один эпизод находится внутри другого. Поэтому их надо рассматривать вместе.
Внешние рамки указывают на отношение к Иисусу его «близких» (как к безумцу), а внутренние — на враждебные высказывания книжников, будто Иисус одержим дьяволом. Как родственники, так и фарисеи в итоге слышат слова о хуле на Духа Святого. Не удивительно, что обычный перевод приглушает этот момент и меняет «семью» на «людей». Иными словами, когда Иисус выдвигает обвинение в том, что «всякий, кто богохульствует против Святого Духа, не может иметь прощения, но виновен в вечном грехе» (3:29), оно направлено как против его семьи из Назарета, так и против книжников из Иерусалима»[3].
В следующем стихе Марк продолжает рассказывать, как Христу мешают проповедовать его Матерь и братья (Мк. 3:31). При таком толковании «внешними» в Мк. 3:31-35 оказываются Матерь и братья Иисуса, символизирующие тех, кто должен был откликнуться на слово Иисуса, но не сделал этого[4].
— Не может быть, чтобы Богородица мешала Своему Сыну. Скорее всего, речь идет о старших братьях Спасителя — детях Иосифа. А она просто не смогла им перечить.
— Это поздневизантийские толкования текста. А святые отцы IV века прямо указывают на греховные мотивы Божией Матери в этом сюжете.
Толкование свт. Иоанна Златоуста (+407 г. н.э.) неприятно режет слух. Он жил в период, предшествующий III Вселенскому Собору. В те времена такое высказывание еще можно было себе позволить. После Собора подобных изречений мы уже не встретим[5].
Он отмечает, что Мать могла подождать окончания беседы Иисуса с народом, и умерить свою властность. Вмешиваясь в дела своего Сына, она проявила излишнюю ревность к своим правам как матери и «неосмотрительность». Златоуст поясняет, что Матери Иисуса «хотелось показать народу свою власть над Сыном, о Котором она еще не думала высоко; а потому и приступила не во время». В то время Дева Мария и братья Иисуса «думали о Нем как о простом человеке» [6].
По мнению Иоанна Златоуста в данном библейском тексте евангелист с укоризною говорит о поступке Матери Иисуса и братьев, ведь «они делали это по одному тщеславию». Возможно, это была попытка Матери подчинять поведение Иисуса своей воле. Этот «аргумент к авторитету» часто используется в повседневной жизни (например, в семье), в процессе обучения, в религиозных практиках и других сферах человеческой деятельности. Многие люди пытались подобным образом чисто по-человечески манипулировать и влиять на Иисуса (Пётр, Марфа, Пилат и другие), но он стойко продолжал действовать так, как считал нужным.
Итак, Мать и братья «желали показать, что они с большой властью повелевают Им». Как же Христос реагирует на это? «Он исторгает этот недуг, не оскорбляя их, но исправляя». В евангелии от Матфея Иисус говорит: «кто Матерь Моя? и кто братья Мои? Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12: 46-50). Он не хотел оскорбить их, но избавить их от мучительной страсти». Златоуст полагал, что указанный в Евангелии «упрек» был «полезен Матери», ведь «требование ее было неуместно».
Христос «этим желал показать, что нет ей [Деве Марии] никакой пользы, если Она не исполнит всего должного». Итак, по мысли свт. Иоанна Златоуста у Богородицы были немощи, заблуждения и грехи. Ей предстояла борьба со своими страстями и духовное совершенствование, ведь «без добродетели нет никакой пользы и Христа носить в чреве и родить этот дивный плод».
Разве это похоже на позднее учение о том, что Дева Мария от рождения не имела личных грехов даже в мыслях и достигла такого духовного совершенства, что превзошла в этом все небесные силы?
— Да, всё именно так, — согласился мой собеседник. Церковь учит, что в своем величии никто не может сравниться с Девой Марией.
— А с каких пор, Церковь так учит? — переспросил я. Вот Христос говорит о духовном родстве с Ним: «Таковой для Меня и брат, и сестра и мать». Размышляя над этим словами, Златоуст с восторгом говорит:
«Какая честь! Как велика добродетель! На какую высоту возводит она идущего ее путем! Сколько жен ублажали эту святую Деву и чрево ее, и желали быть такими матерями, и все отдать за такую честь! Что ж препятствует? Вот Христос показал нам пространный путь, и не только женам, но и мужам можно достигнуть столь великой чести, и даже еще гораздо большей». По мнению Иоанна Златоуста христианин может достичь «чести гораздо большей», чем у Девы Марии.
Точно такие же выводы Златоуст сделал относительно просьбы Богоматери на свадьбе в Кане Галилейской: «То же самое делает Он и на браке. И там Он сделал упрек матери Своей, которая безвременно просила Его»[7].
По словам одного из первых Отцов Церкви, ведущего богослова II века свт. Иринея Лионского (+202 г.),
«когда Мария побуждала Его совершить дивное знамение вина, то Господь устраняя Ее неблаговременную поспешность, сказал: “что Мне и Тебе, Женщина? еще не пришел час Мой”, ожидая того часа, который предуведен Отцом»[8].
По словам свт. Иоанна Златоуста, «Она хотела и гостям угодить, и Себя прославить чрез Сына», то есть «желая приобрести себе славу Его чудесами. Поэтому-то и Христос так сильно отвечал Ей». Мать, продолжает Златоуст, хотела «как мать, всякий раз первенствовать» и «приказывать Ему во всем, по обычаю всех матерей», то Он так и отвечал. Иначе Он и не мог бы возвести Ее от такого уничижительного представления о Нем к более возвышенному, если бы Она всегда ожидала от Него почитания, как от сына, но не признала Его Господом»[9]. Христос «тогда сделал упрек Матери, имея попечение о Ее душевном спасении»[10].
Таким образом, у отцов Древней Церкви «нет учения о безгрешности Божией Матери. Слова Иоанна Дамаскина «низошел Дух Снятый на чистую Деву и еще Ее очистил»[11] показывают нужду в очищении. «Чуждая всякой скверны» еще не означает «безгрешная»».
Какой же мы можем сделать выводы?
Святитель Иоанн (Максимович) Шанхайский подчеркивает, что у святых отцов
«нельзя найти учения, что Божия Матерь каким-то образом оказалась свободной от греха или победительницей его без борьбы. Это есть новое учение, не имеющее корней в святоотеческих творениях и православном богословии. Называя Богородицу Непорочной и даже Пренепорочною, Церковь указывает на Ее преданность закону Господнему и отсутствие в Ней какого-либо порока, а отнюдь не на отсутствие у Нее грехов. Также нельзя видеть указания на безгрешность Богородицы в словах «Нескверная», «Чистая», «Нетленная». «Неблазная», так как здесь говорится лишь о Ее высокой нравственности, а не об отсутствии какого-нибудь греха. Учение о безгрешности Богоматери учению православному не только чуждо, но и противно. Имея много свидетельств против себя, оно не имеет никаких за себя»[12].
P.S. В Библии упоминается «Царица Небесная», а также особое печенье с ее изображением, но там не идет речь про Деву Марию.
В культе богини Иштар (Астарты) вавилоняне использовали сладкие пирожки. Пророк Иеремия так обличал этот языческий культ:
«Не видишь ли, что они делают? Женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба (буквально с евр. «царицы небесной») и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня» (7:17-18).
Под «богиней неба» здесь понимается Иштар, хотя есть основания полагать, что это некая безымянная богиня-мать или Ашера. Отметим, что авторы Синодального перевода не смогли точно передать смысл еврейского текста (Иер. 7:18; 44:17-19, 25), чтобы читатели не соблазнились созвучием с церковным титулом Богородицы.
[1] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 4
[2] Василий Великий. Письмо 252 (260). К епископу Оптиму
[3] Маркус Борг, Джон Доминик Кроссан. Последняя неделя. Хроника последних дней Иисуса в Иерусалиме. — М, 2006
[4] Клайн Снодграсс. Притчи Иисуса. Полный путеводитель по притчам Иисуса Христа. — СПб.: Мирт, 2014. С. 252
[5] Фаст Геннадий, прот. Кто Она для нас? — М.: Никея, 2010. С. 98
[6] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 44
[7] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 44
[8] Ириней Лионский. Против ересей 3, 16, 7. (SC 211, 314). Рус. пер.: С. 280
[9] Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна 21, 2. Т. 8. Кн. 1. С. 138–139
[10] Там же. С. 140
[11] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. III. Гл. II
[12] Иоанн (Максимович) Шанхайский и Сан-Францисский, свт. Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской религиозно-философской мысли. URL: http://ivashek.com/ru/research/spor-o-sofii/886-pochitanie-bogoroditsy-i-ioanna-krestitelya-i-novoe-napravlenie-russkoj-religiozno-filosofskoj-mysli-svyat-ioann-maksimovich
Добрый день. Вопрос: перевод какой именно молитвы приведен в начале статьи?
спасибо
Дорогой брат Александр,мир тебе.Хочу посоветовать тебе найти на Ю — Тубе блог под названием: » Загадочная Библия». Ведущий его пастор Василий убедительно на основании свящ.Библии утверждает, что Богородица и Ее дети, братья и сестры Иисуса Христа неверили в Него, как в Мессию, как в Сына Божьего. Почитание, а затем уже и поклонеие Ей появилось гораздо позже, когда в Церковь Христову хлынул мутный поток бывших язычников, не возрожденных от Духа Святого. Вот они то и принесли с собой все эти языческие взгляды в св. Церковь Христову и тем самым исказив , извратив апостольское вероучение, иложенное в свящ.Писании.А произошло это так: 313 году св.Церковь Христова по миланскому эдикту из гонимой,преследуемой Церкви стала на ряду с другими законной, последующих временах стала государственной, цезарепапистской. Как сказал один из императоров: моя воля и будет для Церкви каноном. И этого момента в св. Церковь стали проникать чуждые Ее духу и букве языческие вероучения, как то: молитва за усопших; молитва к усопшим; крещение младенцев; приснодевство Марии матери по плоти Господа нашего Иисуса Христа; почитание Ее перерослр в поклонение; Она стала именоваться царицей небесной, хотя Царицей Небесной является св. Церковь Христова; Заступницей, Ходатайницей и еще много других заблуждений проникли в св.Церковь, исказив,извратив Ее апостольское вероучение.Все эти вероучения должны были бы пойти через фильтр под названием: » Консенсум Скриптура», что означает: Согласие со Свящ.Писанием,.но к большому сожалению этого не произошло, по причине Ее полной зависимости от решения императоров. Еще очень много можно было бы сказать по этому поводу,но как- нибудь в другой раз, если, конечно, это будет угодно Господу Богу. И да благословит вас всех Господь. [ с глубоким уважением, мгр.рб.Божий Михаил Ортодокс]
Интересную инфу узнал из передачи Юлии Латыниной, она говорит что особое почитание Марии возникло при одной сестре императора, которая создала культ девственности.
Культ девственности и вообще проповедь энкратизма (радикального учения о воздержании) восходят к рубежу 1 и 2 веков