Для начала перечислим факты
1. Несмотря на молодые годы, Димитрий Иоаннович обнаруживал черты характера своего отца:
«Он (говорят) находит удовольствие в том, чтобы смотреть, как убивают овец и вообще домашний скот, видеть перерезанное горло, когда течёт из него кровь (тогда как дети обыкновенно боятся этого), и бить палкой гусей и кур до тех пор, пока они не издохнут» (Флетчер Дж. О государстве Русском. СПб., 1905. С. 21).
2. По словам голландца И. Массы, царевич говорил:
«Плохой какой царь мой брат. Он не способен управлять таким царством».
Димитрий Иоаннович выражал желание «ехать в Москву», чтобы помешать деятельности дурных советников царя (О начале войны и смут в Московии. М., 1997. С. 35-36). Царевич Димитрий приказал приготовить из снега фигуры, названные именами советников царя, и стал отрубать им руки и ноги, приговаривая: «С этим я поступлю так-то». У фигуры, изображавшей Годунова, он отсек голову (Буссов К. Московская хроника, 1584-1613. М.; Л., 1966. С. 80).
3. На иконах XVIII-XIX вв. Димитрий Иоаннович изображается
«млад, в венце царском, в багрянице, руки молебны»
(Большаков. Подлинник иконописный. С. 99; ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 161).
В тропаре к нему обращаются как к «Богомудрому мученику», а в молитве — как к страстотерпцу.
4. Царевич Димитрий Иоаннович погиб 5 мая 1591 г. в Угличе.
5. В Углич для расследования этого дела 19 мая 1591 г. прибыла комиссия, в состав которой входил митр. Геласий.
6. Материалы следствия были представлены на рассмотрение совместного заседания Боярской думы и Освященного Собора 2 июня 1591 г., где председательствовал патриарх св. Иов.
7. В соответствии с заключениями следствия Боярская дума и Освященный Собор констатировали, что смерть Димитрия Иоанновича была результатом несчастного случая.
8. Версия про убийство царевича по приказу Бориса Годунова появилась в 1606 г. В «Повести 1606 г.» и «Житии Димитрия Иоанновича» говорилось о том, что по наущению Годунова царевичу давали яд, но он не действовал. Тогда Годунов послал в Углич М. Битяговского и Качалова, поручив им убить царевича. Эта версия была признана церковью как официальная.
9. Краткая и пространная версия Жития расходятся между собой в деталях.
10. Сорок лет спустя после трагедии в окружении патриарха Филарета ок. 1630 г. был составлен «Новый летописец», содержащий подробный рассказ об убийстве царевича. Он не сохранил точных сведений о всех участниках и отличается легендарными сообщениями. Рассказ «Нового летописца» был использован при создании «Жития Димитрия Иоанновича,» дошедшего в составе Четьих-Миней И. Милютина
11. Свт. Димитрий Ростовский в 1703 г. создал «Житие Димитрия Иоанновича». В нем приведены сведения о чудесных исцелениях. Люди исцелялись от слепоты, хромоты, глухоты, гнойных язв, бесовской одержимости. Большая часть исцелившихся — женщины.
12. Сын Ивана Грозного канонизирован в 1606 году как благоверный царевич Димитрий, «угличский и московский и всея Руси чудотворец»
13. Официальное сообщение о переносе останков Димитрия Иоанновича в Москву и его прославлении содержит грамота царя Василия Шуйского от 6 июня 1606 г. Для этого в Углич направилась делегация во главе с Ростовским митр. Филаретом (впоследствии патриарх). На самом деле побуждением к этому было желание, по выражению царя,
«уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей»,
ввиду появления самозванца, объявлявшего себя истинным царевичем.
14. 28 мая в Москву пришло сообщение, что при открытии гробницы царевича в Угличе Спасский собор наполнился благоуханием, а останки оказались нетленными («власы целы черны, и на костех плоть цела» — РИБ. Т. 13. Стб. 83).
15. Голландец И. Масса отмечал, что тело царевича сохранилось «столь же свежим, как если бы его только что положили в гроб». Немец К. Буссов свидетельствовал, что не только тело, но и орешки, зажатые в руке мальчика, и его платье , сам гроб, в котором он лежал, — всё это сохранилось нетленным или выглядело как новое. Дьяк И. Тимофеев добавляет к этому новую подробность: платье царевича и орешки в его руке были испачканы свежей кровью. Конрад Буссов был уверен, что
«Шуйский приказал сделать новый гроб, убить девятилетнего поповича, надеть на него дорогие погребальные одежды, положить в этот гроб и увезти в Москву»
16. В более поздних текстах сказано, что решение о переносе тела царевича принимали совместно царь и сщмч. патриарх Ермоген, они вместе встречали останки царевича в столице и учреждали праздник в его честь. Однако свт. Ермогена в то время не было в Москве, он прибыл в конце июня и был возведен на Патриарший престол 3 июля 1606 г.
17. Возникнув в Смутное время, почитание Димитрия Иоанновича рассматривалось как средство противостояния самозванцам и консолидации русского общества.
18. По благословению патриарха Кирилла «День царевича Димитрия» приобрел в 2011 году статус Всероссийского православного детского праздника.
Подведем итоги
1. Слова тропаря «яко бо агнец незлобив, от раба заколен еси» не имеют исторических подтверждений. Достоверных данных об обстоятельствах смерти мальчика нет. Существует даже версия, что он ранил себя, но не погиб.
2. Дифирамбы, изложенные в кондаке, не соответствуют историческим данным. Мальчик не отличался кротким и добрым нравом. «Яко бо доброрасленный грезн, прозябл еси». Любопытно, что грезн — это кисть винограда или гроздь орехов.
3. Падучая болезнь царевича (эпилепсия) не коррелирует с фактом пребывания грозди орешков в руке мальчика, чье тело было выставлено на обозрение в 1606 г. Во время приступа эпилепсии человек всегда выпускает из рук предметы.
4. В каком смысле царевич назван мучеником и страстотерпцем? Его принуждали отрекаться от Христа? Он имел выбор страдать или мстить своим обидчикам?
5. Нет никаких оснований ассоциировать «день царевича Димитрия» с детским праздником
6. В Угличском деле были замешаны высшие представители Русской Церкви. В первый раз они официально на соборе заявили про смерть царевича от несчастного случая (митр. Геласий, св. Иов), а позже митр. Филарет (будущий патриарх), а также св. патриарх Ермоген говорили про убийство мальчика по заказу Годунова. Вторая версия отражена в богослужебных текстах и Житии. Когда же Церковь ошибалась? А вдруг она допустила ошибку дважды?
7. Различные варианты Жития царевича основаны на поздних и легендарных материалах
8. Канонизация Димитрия Иоанновича имела политический характер
9. Характерно, что сообщения о чудесных исцелениях большей частью касаются женщин. Это особый Божий промысел или проявление т.н. психосоматических исцелений или истеричности?
10. Если прав Конрад Буссов и в 1606 г. народу было показано тело убитого 9-летнего мальчика, то зачем эти мощи лобызают православные христиане? Чьё тело покоится в Кремлевском Архангельском соборе?
Источники:
1. Баринов Е.Х., Бураго Ю.И., Мальцев С.В. Одна из версий продолжения Угличской трагедии // Суд. мед. эксперт. — 1996. — №1. С. 43-44
2. Буссов К. Московская хроника. 1584-1613. — М. — Л., 1961. — 400 с.
3. Флетчер Дж. О государстве Русском. СПб., 1905
4. Флоря Б.Н., Турилов А.А. Димитрий Иоаннович // Православная энциклопедия. Т. 15. — М., 2009. С. 132-146
5. Цветков С.Э. Царевич Дмитрий. Сын Грозного. 1582-1606: Марина Мнишек. — М., 2005. — 445 с.