На первой неделе Великого поста в православных храмах на вечернем богослужении читают одно из самых ярких произведений византийской церковной поэзии — покаянный Великий канон. Он состоит из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в библейской истории (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.)
Великий канон читается также в четверг 5-й седмицы Великого поста.
Считается, что пост перед Пасхой — это время особых покаянных подвигов, а чтобы по-настоящему оплакать свои грехи, нужны добротные образцы покаяния. Уже более тысячелетия в православной традиции в качестве такого пособия для возбуждения покаянных чувств используется Великий канон.
Кроме гимнографических особенностей это произведение отличается гипертрофированным переживанием поврежденности человеческой природы.
Проиллюстрирую свой тезис некоторыми фрагментами Великого канона.
“Согреши́х па́че всех челове́к, еди́н согреши́х Тебе́ [Согрешил я более всех людей, один я согрешил пред Тобою]…
Не бысть в житии́ греха́, ни дея́ния, ни зло́бы, ея́же аз, Спа́се, не согреши́х умо́м и сло́вом, и мы́слию, и дея́нием согреши́в, я́ко ин никто́же когда́ [Нет в жизни ни греха, ни деяния, ни зла, в которых я не был бы виновен, Спаситель, умом, и словом, и мыслью, и делом так, как никто другой никогда]…
Запале́ния, я́коже Лот, бе́гай, душе́ моя́, греха́: бе́гай Содо́мы и Гомо́рры, бе́гай пла́мене вся́каго безслове́снаго жела́ния [Беги, душа моя, от пламени греха; как Лот; беги от Содома и Гоморры; беги от огня всякого безрассудного пожелания]”.
Мы знаем, что Андрей был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру с титулом архиепископа Критского. На Крите св. Андрей строил церкви, устраивал приюты и богадельни.
На Соборе, созванном для возобновления монофелитства (712 г.), преп. Андрей был в числе подписавших анафему VI Вселенскому Собору. Впоследствии он раскаивался в том, что подписал еретическое определение; традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона.
Даже с учетом упомянутого проступка сложно понять, как мог такой достойный человек искренне применять к себе уничижительные обороты. Не думаю, что святитель действительно был виновнее “всех людей” или что он “один согрешил пред Богом”.
А что, если истоки такого острого ощущения собственной поврежденности стоит искать не “свыше”, а “глубже”, т.е. в особенностях состояния психики автора?
Заодно стоит понять, насколько современному читателю данного произведения полезно воспроизводить уникальный опыт автора. Ведь сказано, что если слепой ведет слепого, то они оба упадут в яму. Про слепых пастырей Иисус сказал: “Оставьте их!” (Мф 15.14).
В своем учебнике для студентов факультетов теологии и православных семинарий “Основы психиатрии” Борис Аркадьевич Воскресенский отмечает, что
Великий покаянный канон Андрея Критского “является своеобразной параллелью синдрома Котара. В этом тексте — преимущественно в первых Песнях — представлены картины телесно-психических страданий, достигающих вселенски-нигилистических масштабов. Психиатр не может не задуматься об истоками этого опыта. Имеются указания на то, что в детско-подростковом периоде психическое развитие преподобного характеризовалось существенными особенностями”.
Действительно, до 7 лет Андрей был немым.
По мнению Воскресенского, психически нездоровые лица встречаются в церковной ограде по крайней мере ничуть не реже, чем в атеистической среде.
Упомянутый синдром Котара или меланхолическая парафрения — это особая разновидность парафренного синдрома, сочетающая в себе идеи величия и самоуничижения. Он характерен для психозов позднего возраста (средний возраст пациентов с данной клинической картиной равен 56 годам).
Кстати, некоторые строки Великого канона дают основание считать, что он был написан преподобным в старости.
Такой больной считает себя величайшим грешником во Вселенной (бред самообвинения).
Синдром Котара встречается в структуре многих заболеваний, таких как депрессивное расстройство, послеродовая депрессия, биполярное расстройство, деменция, шизофрения, послеоперационная депрессия. Депрессивный вариант характеризуется тем, что к бреду громадности присоединяются идеи вины, пациенты называют себя «преступниками, которых раньше не знала история». Выдающийся русский психиатр Корсаков С.С. называл этот феномен идеями величия с отрицательным знаком.
А еще описаны случаи синдрома Котара при длительном голодании, что является плохой новостью для любителей строгих постов.
Не только Великий канон навязывает читателю самообвинение и гиперкритику. Подобное можно обнаружить и в текстах молитв перед Св. Причащением. Напомню, что данные тексты читают не только взрослые христиане, но и подростки.
“Кое убо не содеях зло? Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в души моей? Уже бо и делы содеях: блуд, прелюбодейство… пиянство… беззаконие; всякое мое чувство и всякий уд оскверних, растлих, непотребен сотворих, делателище быв всячески диаволе… Аз бо есмь пучина греха, и несмь достоин, ниже доволен воззрети и видети высоту небесную, от множества грехов моих, ихже несть числа: всякое бо злодеяние и коварство, и ухищрение сатанино, и растления, истицания, рукоблудия, деторастления… скоктания и иные тьмочисленныя страсти не оскудеша от мене. Киими бо не растлихся грехи? Киими не содержахся злыми? Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою” (молитва святого Симеона Метафраста, 4-я).
Хорошо, что в современных молитвословах эта молитва часто опускается, но это не отменяет вопроса к самой православной традиции. Вместо обучения адекватной саморефлексии подобные тексты сотнями лет вплоть до настоящего времени провоцируют у впечатлительных прихожан РПЦ нездоровые психические состояния.
Литература
- Воскресенский Б.А. Основы психиатрии. Учебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений. Часть 1: Понятие психического расстройства. Расстройства ощущений и восприятий. Расстройства мышления. — М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2016
- Горина Е.А. Синдром Котара. История и современный взгляд // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. № 2, 2019
- Лукашевич А.А. Великий канон // Православная энциклопедия. Т. 7. — М., 2009. С. 453
- Правдолюбов Сергий, прот., Никифорова А.Ю., Лосева О.В., Романенко Е.В. Андрей, архиеп. Критский // Православная энциклопедия. Т.2. — М., 2009. С. 352