Библия, Церковь и квир-сексуальность. Часть 2. Новый Завет

Содом и грехи Израиля

В неканонической Третьей Маккавейской книге (середина II в. до н.э.) в соответствии с пророческой традицией Еврейской Библии Содом представляется как образец порока, но без пикантных подробностей:

“Ты сожег огнем и серою Содомлян, поступавших надменно, явно делавших зло, и поставил их в пример потомкам” (3 Мак 2.5).

Евангельский Иисус также сравнивал грехи народа Божия с нравами содомлян. Важно, что греховность отвергающих его иудеев в его словах представлена более тяжкой, чем ошибки древних жителей Содома.
Вспомним, как пророк Иезекииль обличал Израиль:

«Твоя меньшая сестра, что обитала к югу, — Содома и ее дочери. Разве не так же, как они, ты поступала? Разве не такие же мерзости ты совершала? Но мало того, ты стала поступать еще хуже, чем они! Клянусь Самим Собою, — говорит Господь Бог, — ни Содома, сестра твоя, ни дочери Содомы не совершали того, что совершала ты и твои дочери!… Стыдись! Твои грехи еще отвратительнее, чем их грехи; твои сестры кажутся праведницами по сравнению с тобой. Я переменю к лучшему их участь — и участь Содомы, сестры твоей, с ее дочерьми, и участь Самарии с ее дочерьми” (Иез 16.46-48,52-53).

Весьма похожую мысль озвучивает и евангельский Иисус:

“в тот День Содому будет легче, чем этому городу” (Лк 10.12);
“в день, когда Лот покинул Содом, пролились на землю сера и огонь — и все погибли. Так будет и в день, когда явит себя Сын человеческий!” (Лк 17.29-30);
Содому и Гоморре будет легче в День Суда, чем этому городу” (Мф 10.15);
“Иисус стал укорять города, где было совершено большинство Его чудес, за то, что они не покаялись: Горе тебе, Капернаум… Если бы в Содоме свершились те чудеса, какие свершились у вас, он бы стоял и поныне… земле содомской будет легче в День Суда, чем тебе!” (Мф 11:21-24).

Речь идет об упертости людей, которые отказываются слышать не только голос совести, но и весть Божьих посланников.
А ведь методы Яхве перед концом мира поменялись: “если бы в Содоме свершились те чудеса (δυνάμεις), какие свершились у вас, он бы стоял и поныне”. Здесь греческое «δυνάμεις» означает «силу, мощь», а не просто чудные и дивные события.
«Силы» Иисуса свидетельствуют о том, что Бог в лице Иисуса со всей своей мощью врывается в земной мир, но грешники не только не “отвратились от грехов” (дословно: «не раскаялись»), но в ярости пытаются уничтожить вестников Яхве.
Жители Содома в своем ожесточении приняли двух ангелов Яхве за чужаков и шпионов, после чего решились их замучить до смерти.
Сравните: по мнению фарисеев, Иисус одержим Сатаной (Мф 12.24) и должен умереть. В этом смысле они хуже жителей Содома:

“Фарисеи же, выйдя, приняли против Него решение, чтобы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда” (Мф 12.14).

Здесь нет смысла вдаваться в рассуждения, какая смерть является более мучительной и позорной: распятие или групповое гомо-изнасилование. Просто отметим, что в этих цитатах из евангелий и Откровения Иоанна Богослова вообще нет речи о сексуальных девиациях.


В Апокалипсисе отвержение Благой вести Иисуса и его распятие рассматривается как величайший грех жителей Иерусалима. Иоанн даже называет столицу Иудеи Содомом:

“на улице великого города, где и их Господь был распят, города, который символически назван Содомом и Египтом” (Откр 11.8).

Одно дело пытаться совершить групповое изнасилование ангелов Яхве, но отвержение и требование казни Сына Яхве — Иисуса — это самая страшная ошибка жителей Иудеи.

Сексуальная революция в Церкви: секс не нужен

По всей видимости, на грани I-II веков н.э. раннюю Церковь постиг богословский кризис. Второе пришествие Иисуса откладывалось. Именно в это время небиблейские идеи о загробной участи души проникли в книги Св. Писания, а впоследствии и в книги апологетов и отцов Церкви. В Апокалипсисе Петра уже описаны муки блудников и прелюбодеев в аду:

«24. Но были там и иные: женщины, повешенные за волосы над этим кипящим илом. Это были те, которые наряжались для прелюбодеяния. А те мужи, которые сошлись с ними и запятнали себя прелюбодеянием, были подвешены за ноги, и головы их были в иле, и громким голосом кричали они: «Не думали мы, что попадем в это место».

32. Другие мужи и женщины, которых сбрасывали с высокого обрыва, падали вниз, после чего мучители их вновь заставляли их подниматься наверх, а затем вновь сбрасывали их вниз, и не было им отдохновения от этой муки. Это были те, которые осквернили тела свои, отдаваясь как женщины. А женщины среди них были те, которые вступали друг с другом в связь как мужи с женщинами».

Наряду с этим стали распространяться тексты с претензией на кардинальное изменение образа жизни христиан. Их авторы выражали негативное отношение к браку и вообще к сексуальности.
Например, Татиан, сирийский автор середины II в., считал, что

сексуальное совокупление происходит «ради сатаны и из-за невоздержанности» и является «служением дьяволу» (Strom. III, 81, 2). Брак, с точки зрения Татиана, принадлежит «ветхому» человеку и Ветхому Завету, а «новый» человек должен жить по Евангелию и оставаться в безбрачии (Strom. III, 82, 2).

Татиан основал секту энкратитов, отвергавших брак и употребление мяса и вина (Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. С. 57-58).

Многие из них полагали, что девственники праведнее семейных христиан, так как брак — это зло (см. 10-е правило Гангрского Собора). Или вот еще требование: христианка должна отрицать свою принадлежность к женскому полу путем использования мужской одежды (см. 13-е правило Гангрского Собора) или стричь волосы, как принято у мужчин (см. 17-е правило Гангрского Собора). В конце концов, христианка должна бросить своего мужа, ведь брак — это мерзость (см. 14-е правило Гангрского Собора). Такие “аскеты” бежали от мира и стремились достичь максимальной свободы от своих телесных желаний, воздерживаясь от половой жизни, пищи, сна и т.п.
В апокрифических «Деяниях Павла и Феклы» отражены антисемейные (асексуальные?) тенденции некоторых христианских течений конца I и начала II века.
Здесь говорится о том, что проповедь Павла привлекает девушку Феклу, невесту юноши Фамарида.

“И говорил Павел так:
— Блаженны в непорочности плоть свою соблюдшие, ибо они храмом Божиим сделаются.
— Блаженны воздержанные, ибо им глаголет Бог.
— Блаженны жен имеющие, как бы не имея, ибо они Бога наследуют.
— Блаженны тела девственные, ибо они Богу благоугодят и не лишаться воздаяния непорочности своей».

В апокрифе Павел представлен как принципиальный противник семейной жизни. Как будто все христианство заключается в борьбе со сладострастием.
Про Павла в это время говорят, что он внушал юношам и девушкам,

«чтобы они браков не творили, но в девстве пребывали… что-де нет вам иного воскресения, если не пребудете чистыми, соблюдая плоть свою от осквернения».

Эта фраза сближает апокриф с Апокалипсисом Иоанна, где также прославлены девственники, не осквернившиеся с женами (Откр 14.4).
Даже на суде Павла обвиняют не в противлении власти кесаря, а в пропаганде против традиционных семейных ценностей:

“— Проконсул! Не ведаем, откуда явился человечишка сей, что воспрещает девам в брак вступать”.

Согласно апокрифу, Павел настроил очень многих женщин против интимных отношений с мужьями. Павел согласился с таким обвинением. В итоге уже засватанная невеста Фекла отказалась вступать в брак.

Первомученица Фекла

По всей видимости, автор 1-го послания к Тимофею (ап. Павел к тому времени давно умер) замечал такой перекос и пытался этому противостоять от лица Павла:

«Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; ибо некоторые уже совратились вслед сатаны» (1Тим 5.14-15).

В 4-й главе этого послания «запрещающих вступать в брак» автор называет лжецами и отступниками от веры.

Неестественные грехи содомлян в послании Иуды и во Втором послании Петра

Итак, уже в начале II века христиан отличала чрезвычайная зацикленность на вопросах пола и секса.
Поэтому не стоит удивляться, что в двух поздних книгах Нового Завета грех содомлян стал рассматриваться в сексуальном контексте, причем особо выделялись те, “кто идет на поводу у грязных желаний своей плотской природы”:

“И города Содом и Гоморру осудил на разрушение, обратив их в пепел — в назидание будущим нечестивцам. Но Он спас праведного Лота, изнемогавшего от беспутства развратных людей, — ведь для этого праведника, для его праведной души было каждодневной пыткой видеть и слышать, что они творят” (2 Пет 2.6-8).

По всей видимости, это была самая поздняя книга Нового Завета, написанная около 120 г. н.э. Не совсем понятно, откуда автор черпал информацию о ежедневных мучениях Лота (догадался?). Ведь согласно книге Бытия, Лот самостоятельно принял решение кочевать возле Содома:

“Лот увидел, что Иорданская Долина орошена водой, словно сад Господень (это было еще до того, как Господь уничтожил Содом и Гоморру). Лот выбрал Иорданскую Долину” (Быт 13.10-12).

К тому же, если в Содоме всё было настолько ужасно, зачем же тогда жена Лота обернулась?

Лейнвебер Роберт. Гибель Содома и Гоморры. 1897 г.

К чему она там сердечно привязалась? К грехам содомитов? Вряд ли.

Библеисты полагают, что 2-е послание Петра является вторичным произведением по отношению к Посланию Иуды, и заимствует из него идеи и цитаты. При этом существует богословская связь текстов 2 Петра 2.4 и Иуды 1.6, где речь идет об ангелах, которые согрешили и лишились своего благословенного жилища.
Получается, что именно апостол Иуда в конце I века первым заговорил о сексуальных девиациях у содомлян:

“Содом и Гоморра и окрестные города, которые подобным образом предались блуду и пошли за плотью иною” (Иуд 1.7).

Но в данном тексте сексуальные связи Иуда упоминает исключительно в религиозном контексте.

В греческом σαρκὸς ἑτέρας — буквально «другая плоть», что может означать «неестественная». В таком случае выражение «подобно им» может означать, что ангелы и люди вступали в сексуальные сношения друг с другом, ведь по отношению к людям ангельские тела — «иная плоть» (Библейский культурно-исторический комментарий).

Кстати, автор послания Иуды прямо цитировал апокрифическую книгу Еноха (Иуд 1.14-15).
Так что и попытку мужчин Содома изнасиловать ангелов апостол Иуда вслед за автором 1-й книги Еноха напрямую сопоставлял с желанием падших ангелов вступить в сексуальную связь с женщинами (Быт 6.1–4).
Большинство других иудейских и христианских толковников древности под «сынами Божиими» в этом тексте разумели ангелов.

«И это случится в те дни, когда избранные и святые дети сойдут с высоких небес и их семя соединится с сынами человеческими» (1 Енох 7.8) .
«Когда сыны детей человеческих начали умножаться и у них родились дочери, ангелы Господни увидели, что они были прекрасны на вид. И они взяли их себе в жены; и они родили им сыновей, которые сделались исполинами… И на Ангелов Своих, которых Бог посылал на землю, Он весьма разгневался, так что решил истребить их… И вот они были связаны в них и разобщены» (Книга Юбилеев 5).

Получается, что в I веке н.э. никто не считал сексуальное соитие небесных и земных существ невозможным.

Это мнение в первые века христианской эры пользовалось такой широкой известностью, что его разделяли многие из отцов и учителей Церкви (Иустин Философ, Ириней, Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Амвросий и др.).
Христианский апологет Иустин Философ писал следующее:

«Бог, сотворивший весь мир, вверил попечение о людях ангелам. Но ангелы преступили это назначение: они впали в совокупление с женами и родили сынов, так называемых демонов».

Климент Александрийский был согласен с этой версией: «некоторым ангелам случалось утратить контроль над своими плотскими желаниями, что привело их к падению на землю».

Итак, 6-10 стихи послания Иуды — пассаж связанный единой мыслью — недопустимость нарушения границ между человеческим и ангельским миром. Эту границу переступили «ангелы, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище» (Иуд 6), эту границу пытались переступить жители Содома (Иуд 7; Быт 19. 1-5), так поступают еретики, злословящие небесные силы (δόξα — слава; здесь: “славные существа”, ангелы) (Иуд 8).

Мужеложество и лесбийские отношения в посланиях апостола Павла

Самые ранние тексты в Новом Завете принадлежат апостолу Павлу. И у него мы находим оригинальное учение о гомосексуальных практиках.

“Нисходит гнев Божий с небес на всякий грех и зло людей, удерживающих истину в плену греха. Ведь знание о Боге у них есть, Бог дал им о Себе знать… Зная о Боге, они не воздали Ему хвалу и благодарность как Богу, а вместо этого погрязли в пустых рассуждениях, и их неразумное сердце объяла тьма… Потому и ОТДАЛ их Бог во власть нечистоты, чтобы, следуя похоти сердец, они бесчестили свои тела… ОТДАЛ их Бог во власть позорных страстей: их женщины заменили естественные сношения на противоестественные, равно как и мужчины, отвергнув естественные сношения с женщинами, пылают похотью друг к другу: мужчины с мужчинами творят постыдные дела. И так как они не пожелали постичь Бога, Бог ОТДАЛ их во власть их развращенного ума, побуждающего делать то, чего делать нельзя” (Рим 1.18-28).

Рассмотрим логику ап. Павла (заодно и святителя Сильвестра (Малеванского)) относительно действия Промысла Божия:
Все люди знают о Боге.
Бога они не прославили.
Язычники стали воздавать божественное поклонение идолам и обожествлять иных людей и животных.
ЭТО БЫЛ ИХ ВЫБОР. Они могли поступить иначе.
ЗА ЭТО Бог их предал по власть страсти мужеложества и лейсбиянства:

“за свое отступление от истинного Богопочитания (заблуждение ср. ст. 21-23, 25) язычники получили от Бога должное возмездие или наказание, состоявшее именно в предании язычников Богом таким противоестественным порокам” (А.П.Лопухин. Толковая Библия).

Таким образом, указанные “особые сексуальные отношения” — это лишь последствия, причем выбора у этих людей УЖЕ нет. Ведь если Сам Бог передает грешников “во власть позорных страстей”, то назад дороги не существует. Апостол Павел пишет, что мужеложники это “заслужили, сбившись с пути”. Святитель Сильвестр (Малеванский) в своём “Опыте православного догматического богословия” утверждал, что

“Господь направляет всю судьбу человека, до бесконечности разнообразя и согласуя ее то с нравственными потребностями человека, то с требованиями Своей милости и правды”. Это проявление “промыслительной заботы” Господа. В частности, Бог “ненавидит всех, делающих беззаконие”. Над ними открывает с неба Свой гнев, предавая их превратному уму – делать непотребства (Рим. 1, 18–24–28)”.

Получается, что нетрадиционные сексуальные отношения (не путаем с эмоциональной привязанностью Давида и Ионафана) — это прямое следствие потери богообщения. А еще это результат Промысла Божия:
“Бог отдал их во власть их развращенного ума, побуждающего делать то, чего делать нельзя”.
Вот почему, по логике ап. Павла, язычники такие падкие до мужеложества, жадные и злобные, а ещё безжалостные (Рим 1.29-32). Эти мужеложники и сплетники знают, что Бог их уничтожит, но уже ничего не могут сделать.

А теперь озвучим вопросы и замечания.

Приведенные рассуждения напоминают христианскую логику осуждения самоубийц. Якобы эти люди отвергли помощь Божию и сознательно поддались страсти уныния и отчаяния. В результате мы видим их отвратительные и постыдные мучения в петле: жуткие конвульсии и мочеиспускание.

Фу! Но на этих физиологических проявлениях страдания не заканчиваются. Бог осуждает самоубийц, поэтому они продолжат свои мучения в аду.
Апостол Павел обычно осуждает мужеложников вместе с идолопоклонниками, а также людьми жадными, завистливыми, коварными, злобными, клевещущими, сплетниками, гордецами, не подчиняющимся родителям, бессердечными и безжалостными.
Для сравнения приведу списки грешников из других посланий ап. Павла:

“если будете грызть и рвать друг друга на части, смотрите, как бы вам не истребить себя! Дела плотской природы у всех на виду. Это разврат, грязь, распущенность, идолопоклонство, колдовство, вражда, раздор, ревность, гнев, своекорыстие, распри, расколы, зависть, попойки, оргии и тому подобное… никто из тех , кто так поступает, не будет иметь наследия в Царстве Бога” (Гал 5.15-21);
“Не обманывайте себя: ни развратники, ни идолопоклонники, ни распутники, ни гомосексуалисты (ложись они снизу или сверху) (οὔτε μαλακοὶ οὔτε ἀρσενοκοῖται), ни воры, ни хапуги, ни пьяницы, ни клеветники, ни грабители не имеют доли в Божьем Царстве” (1 Кор 6.9-10 пер. А. Десницкого).

Получается, гомофобам-христианам следует гнушаться всеми этими грешниками, а не только мужеложниками. Обратите внимание, что этого фактически не происходит.

А еще по логике ап. Павла мужеложество в среде христиан принципиально невозможно. Хвали Бога, участвуй в “благодарении”-евхаристии, и тогда Бог не предаст тебя “во власть позорных страстей”.

Всё это в прошлом: “гомосексуалисты… и среди вас были точно такие же, но теперь вы омыты Духом нашего Бога и приняты как святые и праведные во имя Господа Иисуса Христа” (1 Кор 6.9-11 пер. А. Десницкого).

Этой идее соответствует и наставление из Первого послания к Тимофею (написанного каким-то обманщиком от имени Павла в 100-120 гг. н.э.):

“Закон не положен для праведного, но для беззаконных и непокорных, для нечестивых и грешных, для неблагоговейных и далеких от Бога, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников (ἀρσενοκοίταις), человекохищников, лжецов, клятвопреступников и для всего иного, что противно здравому учению” (1Тим 1.9-10).

Автор подразумевает, что такого рода поступки свойственны тем, кто совсем далек от Закона Моисеева. А для христиан подобные “подпорки” и вовсе не нужны.

Полагаю, что попытки навязать этот «закон» нецерковным людям натолкнутся на запрет опять-таки апостола Павла:

«мое ли дело судить посторонних? Их будет судить Бог!» (1Кор 5.12).

Подведем итоги

Иисус подобно ветхозаветным пророкам сравнивал грехи народа Божия с нравами содомлян. Важно, что греховность отвергающих Благую весть иудеев в евангелиях представлена более тяжкой, чем ошибки древних жителей Содома. В Апокалипсисе отвержение Иисуса и его распятие рассматривается как величайший грех жителей Иерусалима. Иоанн даже называет столицу Иудеи Содомом, не приводя никаких пикантных подробностей.
Нет смысла вдаваться в рассуждения, какая смерть является более мучительной и позорной: распятие или групповое гомосексуальное изнасилование. Просто отметим, что в цитатах из евангелий и Откровения Иоанна Богослова вообще нет речи о сексуальных девиациях.
На грани I-II веков н.э. церковные авторы стали выражать резко негативное отношение к браку и вообще к сексуальности. Поэтому не стоит удивляться, что в двух поздних книгах Нового Завета грех содомлян стал рассматриваться именно как разврат.

Тем не менее, цитаты из Второго послания Петра и соборного послания Иуды следует рассматривать в религиозном, а не сексуальном контексте: 6-10 стихи послания Иуды — пассаж связанный единой мыслью — недопустимость нарушения границ между человеческим и ангельским миром. Эту границу переступили «ангелы, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище» (Иуд 6), эту границу пытались переступить жители Содома (Иуд 7; Быт 19. 1-5), так поступают еретики, злословящие небесные силы (Иуд 8).
В посланиях апостола Павла мы находим его оригинальное учение о гомосексуальных практиках: все люди знают о Боге, но некоторые (язычники) Бога не прославили. Они стали воздавать поклоняться идолам. ЭТО БЫЛ ИХ ВЫБОР. Они могли поступить иначе. ЗА ЭТО Бог их предал по власть страсти мужеложества и сексуальных отношений между женщинами. Вот почему, по логике ап. Павла, язычники такие падкие до мужеложества, жадные и злобные, а ещё безжалостные (это как наказать людей безумием). Эти мужеложники и сплетники знают, что Бог их уничтожит, но уже ничего не могут сделать.
А еще по логике ап. Павла мужеложество в среде христиан принципиально невозможно. Хвали Бога, участвуй в “благодарении”-евхаристии, и тогда Бог не предаст тебя “во власть позорных страстей”.

Но мы знаем, что это не так. И мы это проследим в истории христианской церкви.
Логика ап. Павла и свт. Сильвестра (Малеванского) не работает.
Но, с точки зрения Библии… пропаганда гомосексуальности невозможна. Мужеложество — это результат потери богообщения, а не просмотра гомо-порнофильмов.

Продолжение следует…

Литература

  1. Витковская М.Г., Витковский В.Е. Апокрифические апокалипсисы. – СПб.: Алетейя, 2001. – 279 с.
  2. Библейский культурно-исторический комментарий : в 2 ч. / Крейг Кинер. Ч. 2: Новый Завет. — 2005 (ГУП Тип. Наука). — 732 с.
  3. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001
  4. Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) архимандрита Сильвестра, доктора богословия, профессора Киевской духовной академии. – в 5 томах. / — СПб.: О-во памяти игумении Таисии, 2008
  5. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. — Изд. 4-е. — М.: Даръ, 2009. / Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. — 1296 с
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: