1. Почему на территории Иерусалимского храма не росли деревья?
- Иерусалимский Храм располагался на Храмовой горе. На этой голой скале не могли произрастать деревья и кустарники
- В иудаизме запрещено “рядом с жертвенником Господа сажать дерево Ашеры”, а заодно и “никакого дерева”
- Ежегодное явление огненной славы Яхве над крышкой Ковчега Завета в День искупления (Йом-Кипур) совершенно истребляло любую растительность вокруг Иерусалимского храма
- Все деревья Храмовой горе изначально были срублены, чтобы использоваться в качестве строительных материалов. Это были кедры, кипарисы и акации
2. Что постановил в 36-м правиле Эльвирский Собор относительно изображений на стенах церквей?
- «писати иконописцем иконы с древних переводов, како греческие иконописцы писали, и как писал Андрей Рублев и прочие иконописцы, а от своего замышления ничтоже предтворяти»
- “решено, что живописи в церквах не должно быть и чтобы не изображалось на стенах то, что служит предметом почитания или обожания”
- «определяем: подобно изображению креста полагати в церквах, на стенах и на досках святыя иконы, написанные красками и из камений…. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати первообразных им, и чествовати их лобзанием и почитательным поклонением»
- “повелеваем отныне образ агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхаго агнца”
3. Указание Типикона относительно приема святой воды
- “святую воду принимают утром с молитвой и натощак”
- “Крещенскую и богоявленскую можно пить только натощак, а воду, освященную на молебне — в любое время”
- “отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят. И где же разум у тех, кто не пьет ее по причине вкушения пищи?”
4. Кому принадлежит афоризм: «Не бойся никакого греха, даже блуда, а бойся поста и молитвы»?
- Григорий Распутин
- Лев Толстой
- преп. Амвросий Оптинский
- прот. Александр Мень
5. Кто написал новозаветное Послание к Римлянам?
- апостол Павел
- авторство послания точно не установлено
- Тертий
- Аполлос
6. Как святители Древней Руси относились к детским однополым играм?
- “она бесчестит отца своего; огнем должно сжечь ее”
- “если девица лезет на девицу – легче наказать, если не с мужчиной. Мужскому полу до 10 лет нет греха”
- “не согрешил ни он, ни родители его”
7. Как церковные каноны относятся к ранним бракам?
- брачный возраст составляет 18 лет. В некоторых случаях — 16 лет
- норма брачного возраста: для юношей — 15 лет, для девочек — 12-13 лет
- брачный возрастной ценз для невест — 10 лет
8. Каноническая оценка сожительства мужчины и женщины
- “имеющий наложницей женщину и делающий это открыто, по-видимому, имеет её как жену”
- “блуд соединяет людей, но для того, чтобы осквернить их тела и души”
- “при невозможности государственной регистрации брака обязательно необходимо совершение венчания”
- “лучше не жениться”
9. Что говорит свт. Игнатий (Брянчанинов) о молитве к Богу
- “долговременным сохранением памятования о Боге душа по временам приводится в изумление и удивление”
- “не нужны Богу наши молитвы”
- “любовь больше молитвы, так как молитва есть добродетель частная, а любовь объемлет все добродетели”
- “которые сильнее налегают на молитву, те подвергаются более страшным и свирепым искушениям”
10. Как свт. Григорий Нисский описывает рождение детей в семейном контексте?
- брак и семья представляют собой изначальную форму «соборного» бытия, к которому человек призван Самим Творцом
- “всячески следует избегать женщин и епископов”
- “семья есть школа любви, школа благочестия и человеческого счастья”
- “способ размножения… скотский и бессловесный”
11. Почему на иконах Иисуса Христа изображают с длинными волосами?
- В евангелии говорится: “Он Назореем наречется” (Мф 2.23). На табличке, прибитой к кресту Христа, было написано: «Иисус Назорей» (Ин 19.19). По закону назореями назывались те, кто посвятил свою непорочность Богу и дал необычный обет, отращивая волосы на голове
- В XIX в. это был аргумент для обоснования обычая носить длинные волосы в среде православного духовенства. Тогда мнимое назорейство Иисуса стали сопоставлять с внешностью православных священников.
- На самых ранних изображениях Иисус Христос представлен с бородой и длинными волосами
12. Почему Николай Зимний (Холодный) изображается в митре — в шапке епископа, а Никола Летний — с непокрытой головой?
- Митра составляет неотъемлемое головное украшение епископов во время богослужений. Вместе с тем, на древних иконах Свт. Николай часто изображен без митры
- Это анахронизм. Епископы в IV веке во время богослужения не носили головных уборов. Митра у архиереев впервые упоминается в XV в., но получает распространение только в XVI-XVII вв.
- Это фольклорное отражение идеи о суровости русской зимы
13. Какая икона Богородицы считается более сильной и благодатной?
- Смоленская
- Казанская
- Владимирская
- иконы Богородицы не различаются по “силе”
14. Когда апостол Павел ожидал Второе Пришествие?
- еще при своей жизни
- “доколе не окончатся времена язычников”
- апостола Павла не интересовала тема Второго Пришествия
- через 2000 лет (“А тот, хотя бы прожил две тысячи лет” — Еккл 6.6)
15. О какой «Царице Небесной» писал пророк Иеремия?
- “женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба” — это ошибка переводчиков. Пророк предсказывал изготовление богородичных просфор
- пророк осуждал приготовление жертвенного хлеба (печенья или сладких пирожков) для богини плодородия Ашеры (Иштар и Астарта)
- пророк Иеремия был проповедником строго единобожия, поэтому не упоминал иных богов, кроме Яхве
16. Какие слова обращает ап. Павел к епископу г. Коринфа?
- «всем святым во Христе Иисусе с епископами и диаконами»
- в Церкви Коринфа во времена ап. Павла не было главы (епископа)
- «обвинение на пресвитеров не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях»
- «делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволу»
17. Какой сан имели Семь избранных мужей по мнению свт. Иоанна Златоуста?
- служение «семи мужей» не было диаконским, ибо в то время степени диаконов не было в Церквах
- “эти “Семь мужей” были первыми диаконами”
- “Семь мужей” несли служение хозяйственное: попечение о столах (Деян 6.2–4)
- они имели звание благовестников: “мы пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа, благовестника, одного из семи, остались у него” (Деян 21.8)
18. Как блаж. Феофилакт Болгарский предлагал почитать священников?
- “их должно почитать, как Бога”
- “достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь”
- “Что это за высокое лицо — священник? Постоянно у него речь с Господом и постоянно отвечает на его речь Господь; что ни треба, что ни молитва — то речь с Господом; что ни треба, что ни молитва — то ответ на нее Господа… Священник — ангел, не человек”
- “священник должен быть то же в мире духовном, в кругу своей паствы, что солнце в природе: он должен быть светом для всех, живительною теплотою, душою всех”
19. Что пишут о Богородице её приемные сыновья: апостолы Иаков и Иуда?
- апостолы именуют ее “Матерью Господа”
- апостольские чтения вообще не содержат имени Матери Иисуса
- они указывают, что “когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было”
- апостол Иаков сообщал, что во время вознесения Богородица сбросила ап. Фоме Свой пояс, которым была опоясана
20. Как свт. Иоанн Златоуст обосновал необходимость общения архангела Гавриила и Девы Марии?
- их диалог произошел для того, чтобы предотвратить суицид или психическое расстройство у Девы Марии
- “поэтому-то к Деве Марии посылается не простой Ангел, но Архангел Гавриил. Потому что на это высшее служение подобало идти высшему Ангелу, так как он возвещал о том, что выше всего”
- “к Марии Ангел пришел, дабы показать, что Сын ее есть Господь Ангела”
- “когда Божественная Мариам изрекла Свое кроткое и послушное: буди, едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось: слово твари низводит в мир Творца!”
21. Какие были аргументы у стяжателей-иосифлян?
- иосифляне доказывали полезность монастырского землевладения необходимостью украшать храмы фресками и иконостасами. Крайне негативно относясь к личному обогащению, его последователи поддерживали богатство монастырей как источник социальной благотворительности и православного образования
- у монахов могут быть личные сбережения, недвижимость и дорогие колесницы (автомобили)
- богатство необходимо, чтобы «отражать общественный престиж Церкви». «Люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были бы максимально видимыми и отражали бы то место Церкви в жизни общества, которое любой верующий человек считает центральным»
22. Что канонизированные в лике святых члены Святейшего Синода 9 (22) марта 1917 г. заявили в «Обращении ко всем чадам Православной Российской Церкви по поводу отречения Императора Николая II»?
- “Николай II как никто другой из его венценосных предшественников, понимал жизненную необходимость восстановления соборного единства русской жизни”
- “Историей ему давно был вынесен смертный приговор. Своими преступлениями Николай Кровавый прославился на весь мир. Все свое царствование он безжалостно душил рабочих и крестьян, расстреливал и вешал их десятками и сотнями тысяч”
- “Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия. Доверьтесь Временному Правительству”
- “Николай II является царём — искупителем греха неверности своего народа”
23. Какое условие для развода указано в евангелии от Матфея?
- прелюбодеяние, т.е. нарушение супружеской верности: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует» (Мф 19.9).
- «продажная любовь, блуд». В Мф 19.9 описана ситуация не измены супругу(-ге) (греч. μοιχείᾳ), а беспорядочное распутство (греч. πορνείᾳ)
- «Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь»
- “противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом”
24. Что каноны Церкви говорят о посте в субботу?
- «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен».
- “По субботам и воскресеньям можно вкушать постное масло, вино и есть два раза в день (кроме субботы на Страстной седмице)”
25. Какое наставление давал свт. Игнатий (Брянчанинов) о посте для больных людей?
- “Скудно питаемое тело — добре объезженный конь, который никогда не сбросит всадника. Пресыщение пищею питает помыслы, а упившийся напоевает сон мечтою”
- “Непременно кушай говяжий бульон и другую нужную мясную пищу. Удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями, оцеживающими комара и пожирающими верблюда”
- Он часто говорил: «Монаху полезно болеть».
- “Пусть чрево твое горит от скудости яств, и сердце утесняется воздержанием языка; и твои силы — вожделевательные и раздражительные — всегда будут у тебя находиться в услужении добру”
26. Что церковные писатели IV в. сообщали о появлении Нерукотворного Образа Иисуса Христа на убрусе (плате)?
- “Иисус, омыв лицо, отер его плащаницей, на которой чудесным образом запечатлелся его лик”
- В сирийском предании больной царь Эдессы послал слугу Ананию с письмом к Иисусу, приглашая исцелить его. В текстах III-IV вв. вообще не упоминается изображение Спасителя
- “Нерукотворное изображение Иисуса Христа появилось на платке, который благочестивая Вероника подала Спасителю, когда Он нёс свой крест на Голгофу”
- отпечаток лица Иисуса появился на полотенце, которым Он отер кровавый пот после молитвы в Гефсимании пред своими крестными муками — его-то и передал Фаддей царю Авгарю, чтобы того исцелить.
27. Какие есть канонические обоснования для изображения на иконах Бога Отца?
- В “Ерминии” Дионисия Фурноаграфиота (1730-1733) содержится указание: «изображаем и Безначального Отца, как Ветхого денми, согласно с видением Даниила»
- Их нет. Московский Собор 1667 г. осудил какие-либо изображения Бога-Отца: «отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых к неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти»
- В пророчестве Иезекииля Господь Саваоф описан в подобии человека (Иез 1.26)
28. Как относился к паломничеству на Св. Землю Григорий Нисский?
- “молитвы на святых местах имеют большую силу”
- “с паломниками пребывает благодать Божия, причем начиная уже с момента появления у них только намерения совершить свое паломничество и далее в продолжении всего пути до возвращения домой”
- “Господь не поставил в числе добрых дел хождения в Иерусалим. Дело это для избравших строгую жизнь оказывается еще и приносящим вред душевный”
29. Кого Бог любит сильнее: архистратига Михаила или диавола?
- Сатана — враг Господа. Бог его не любит
- Бог это абсолютная любовь. Он относится ко всем с любовью
- Бог любит святых ангелов больше, чем согрешивших
30. Какое из иерархических служений возникло первым?
- епископ
- пресвитер
- диакон
- диаконисса
31. Что такое гульбище в храме?
- детская игровая площадка во дворе храма
- открытая терраса, устроенная вокруг здания храма
- изобретение большевиков для осквернения бывшего православного храма: помещение с пианино и залом для танцев
- подземный ход между храмами мужского и женского монастырей.
32. Как Вы понимаете термин деисис?
- «деисис» в переводе с греческого – два Иисуса. Это изображение Христа Спасителя и Антихриста;
- деисис обычно имеет композицию, центральное ядро которой — стоящие в молитвенных позах по сторонам от Христа Богоматерь и Иоанн Предтеча;
- «деисис» по-русски значит «моление». Это икона моления Иисуса Христа на камне в саду Гефсиманском;
- Деисус — это искаженная форма от греческого «прошение». Это записки о здравии и заупокой для поминовения в алтаре.
33. Кого в Древней Церкви именовали клиниками?
- христиане, которые безвозмездно лечили больных, «безмездные врачи» (от др.-греч. κλινικός — «врач, посещающий лежачих больных»);
- члены иудейской общины, проживающие возле Александрии (Египет) в I веке н.э. Второе их название — терапевты (от др. греч. θεραπευτής — «врачеватель; почитатель; <священно-> служитель»);
- в Византийской империи так называли персонал в столовых, где греки обедали, возлегая на лежанках. Ими руководил архитриклин (др.-греч. ἀτρικλίνης) — придворный чиновник, отвечавший за организацию царских приемов, званых обедов (от греч. άρχι — начальник, τρι — три, κλινος — ложе). В книге Сираха упоминается «старший на пиру» (Сир 32.1);
- оглашенные IV в., которые откладывали Крещение и в момент смертельной опасности принимали Крещение не через погружение в водоеме, а через обливание, пребывая на ложе (др.-греч. κλῑνη — «кровать»).
34. Почему пророка Захарию именуют Серповидцем?
- Своим прозванием «Серповидец» Захария обязан одному из бывших ему откровений, в котором он видел летящий по воздуху угрожающий серп;
- Прозвание Серповидца пророк Захария получил из-за неточного перевода в Септуагинте: «Я опять взглянул и увидел: летит свиток» (Зах 5.1);
- У пророка Захарии есть пророчество: «и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».
35. Какое наименование казанской святыни соответствует догмату об иконопочитании?
- «Казанская икона Божией Матери»;
- «Икона Казанской Божией Матери»;
- «Явленная икона Казанской Божией Матери».
36. С какой целью имп. Юстиниан II в 695 г. пожелал снести церковь Богородицы — один из главных городских соборов — и заставил патриарха Каллиника прочесть “молитву на разрушение церкви”?
- император Юстиниан желал построить собор Святой Софии, который должен был показать мощь Византийской империи и укрепить его позиции на троне. Свыше 1000 лет собор Св. Софии оставался самым большим христианским храмом в мире;
- это место потребовалось для строительства фонтана и здания для “голубых”;
- в царствование имп. Юстиниан II Трулльский Собор принял 82-е правило, предписывающее “Христа на иконах представлять по человеческому естеству вместо ветхаго агнца”. По этой причине храм с изображениями Христа в виде Агнца был разрушен.
37. В честь какого святого был освящен построенный имп. Юстинианом Софийский собор в Константинополе?
- в честь святой Софии Римской (матери мучениц Веры, Надежды и Любови);
- в честь Божией Матери. Мозаика “Богоматерь с Младенцем” расположена в апсиде храма;
- в честь Иисуса Христа.
38. Какой совет относительно причащения Тела и Крови Христовых давал неофитам архиеп. Кирилл Иерусалимский?
- принимая Причащение с помощью св. лжицы, необходимо внутреннее сказать “Аминь”;
- сложив руки крестообразно, будем подходить к чаше, которая будет в руках у священника. Причастившись, необходимо вкусить просфору и принять “запивку”;
- краску от чудотворных икон можно соскабливать и добавлять в Причастие. Тем самым Тело и Кровь Христовы становятся более чудотворными;
- после причащения Крови Христовой, когда еще влага находится на устах твоих, прикасаясь руками, освяти и очи, и чело, и прочие чувства.
39. Кого апостол называет законником в послании к Титу и почему?
«Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка» (Тит 3.13).
- речь идет об образованной женщине Зинаиде, которая выступала адвокатом-юристом в защиту общин ранней Церкви;
- это христианин-законовед Зинас, а Зина — это пример неверного перевода;
- Зинаида была первой христианкой, которая выдавала себя за мужчину с аскетической целью (как преп. Мария Вифинская и блаж. Ксения Петербургская);
- в Библии законник — это книжник и знаток Закона Моисеева. Законник Зенас (Ζηνᾶν) — это старый друг апостола Павла из числа неверующих во Христа иудеев.
40. Какую “вселенную” имел в виду пророк Агав, предсказывая “великий голод”?
- Ойкумена (ἐφ᾽ ὅλην τὴν οἰκουμένην) является страдательным причастием к oikeo — «обитаю, населяю, живу». Вселенная буквально значит «обитаемая», населенная людьми планета Земля: “голод сильный готовится быть на всю обитаемую [землю]” (Деян 11.28 подстрочный перевод с греческого А. Винокурова)
- В латинском переводе “in universo orbe terrarum”. В метрической надписи 163 г. из Фригии также речь шла о голоде, охватившем весь мир-космос (κόσμον πάντα). Свт. Феофан Затворник писал, что на других планетах могут обитать существа, причастные Искупительному подвигу Христа. Поэтому пророк Агав предсказывал бедствия в том числе на других планетах: “Агав предсказывал Духом, что голод великий будет по всей вселенной” (Деян 11.28 перевод еп. Кассиана)
- Под “вселенной” здесь следует понимать территорию Римской империи — освоенную человечеством часть мира.
- Пророк Агав имел в виду лишь “вселения”, то есть поселения Иудеи.
41. Как святитель Феофан Затворник относился к Синодальному переводу Библии?
- епископ Феофан активно протестовал против «новомодной Библии» и считал, что её нужно довести до «сожжения на Исаакиевской площади».
- свт. Феофан Затворник писал: «В библейских книгах вся наука богословская, и все нравоучение христианское. А между тем большая часть из сих – совсем непонятны. Вследствие сего новый перевод книг неотложно необходим. Ныне-завтра надобно же к нему приступить, если не хотим нести укора за эту неисправность и быть причиною вреда, который от сего происходит»
- Феофан Затворник жил в XIX в. и не застал Синодального перевода Библии на русский язык
- будучи в Иерусалиме, еп. Феофан (Говоров) прекрасно изучил греческий язык, занимался еврейским и арабским языками. Поэтому он с энтузиазмом принимал участие в переводе Библии на русский язык и перевел евангелие от Иоанна, за что в 1851 году он был пожалован «кабинетным золотым наперсным крестом».
42. Поясните происхождение термина Трансиордания
- поскольку Преображение по-латински звучит как “трансфигурация” или “трансформация” (transfiguratio, transformatio), вся область, где расположена гора Преображения Господня называется Трансиорданией
- так пророк Моисей назвал регион Заиорданья, где обитали трансвеститы. В связи с этим в книге Второзакония запрещено ритуальное переодевание: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор 22.5)
- происходит от латинского trans iordanen, где iordania — «Иордания», а trans — указание на транслитерацию — детальное воспроизведение символов с одного языка на другой
- Трансиордания — это земли к востоку от реки Иордан.
43. Почему пророка Иеремию называют Великим, а пророка Амоса — малым?
- пророк Иеремия пророчествовал о Христе, а в книге Амоса не содержится мессианских предсказаний и даже не упоминается имя Божие (Яхве)
- сочинения “малых” пророков отличаются краткостью по сравнению с сочинениями “великих” пророков, к которым причисляют Иеремию
- пророк Амос отрекся от пророческого служения, заявив Амасии: “я не пророк” (Ам 7.14)
- книга Амоса располагается в конце раздела «Поздние пророки» после книг пророков Исаии, Иеремии и Иезекииля. На соборе в Ямнии (ок. 90 г. н.э.) статус книги Амоса как богодухновенного текста подвергался сомнению.
44. Как в Маккавейских книгах описывается Гимнасий?
- Иерусалимский фитнес-клуб невдалеке от Храма, где с подачи иудейского первосвященника Иасона мужчины и юноши упражнялись обнаженными (по-гречески gymne — быть обнаженным), в отличие от «варваров», стесняющихся наготы и не исповедовавших культа физической подготовки
- Гимнасий — один из 49 персидских воинов, которые видели чудо спасения мученика Каллистрата и объявили себя христианами
- Гимнасий — это древнегреческое учебное заведение (др.-греч. γυμνασία — «упражнение, практическое учение, практика»), которое вообще не упоминается в Маккавейских книгах
- Апостол Павел часто сравнивал жизнь христиан со спортивными состязаниями в гимнасии (1Кор 9:24-27; Гал 2:2; Гал 5:7; Флп 1:30; Флп 2:16).
45. Что изначально означало понятие “Маккавей”?
- Слово «маккавей» произошло от арамейского «makkaba» — «молот» (как оружие на врагов).
- В русской крестьянской культуре имя «Маккавей» связывается с маком, который к этому времени созревает. В кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствовал мак, а также мёд
- Иуда Маккавей был предателем Закона Моисея, так как заключил договор дружбы с Римом: “Иуда услышал о славе Римлян… Тогда избрал Иуда Евполема и Иасон, и послал их в Рим, чтобы заключить с ними дружбу и союз… Итак, они отправились в Рим и вошли в собрание совета и, приступив, сказали: “Иуда Маккавей и братья его и весь народ Иудейский послали нас к вам, чтобы заключить с вами союз и мир и чтобы вы вписали нас в число соратников и друзей ваших”. И угодно было это слово перед ними” (1Мак 8.1,17-21)
- Православный способ изгнания из жилища нечистой силы. Предполагает рассыпание по углам дома освященного в церкви мака
46. Как величайший библеист древности блаж. Иероним Стридонский оценивал Септуагинту — древнегреческий перевод Ветхого Завета?
- Иероним Стридонский был уверен, что 72 толковника были простыми переводчиками, а не пророками. По его мнению, переводчики Септуагинты многое добавляли и убавляли от себя
- Для блаж. Иеронима Септуагинта – это боговдохновенный текст, а толковники – это «не переводчики, но иерофанты и пророки» (Иероним Стридонский. Жизнь Моисея 2:40)
- Иероним Стридонский жил на латинском Западе и не знал греческого языка
- На Тридентском Соборе Иероним Стридонский заявил, что единственно авторитетным текстом Библии считается ее перевод на латинский язык в издании 1592 г. (Вульгата Клементина).
47. Почему благоверные князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) в богослужебных текстах названы супругами?
- Осознав, что «двоим лучше, нежели одному» (Еккл 4. 9), Борис и Глеб совершили церковный чин братотворения. Такое побратимство, совершённое по церковному чину, ставилось на одну линию с родством и внешне было сходно с совершением Таинства Брака. Чин братотворения включал молитвы о совершенной любви, «неразлучном житии», при этом побратимы держали друг друга за руки, священник обводил их вокруг аналоя с пением того же тропаря, что и на венчании. В конце чина побратимы целовали Евангелие и друг друга, после чего их именовали «супругами».
- слово «супруги» является интерполяцией (вставкой в текст), появившейся в униатских текстах XIX в.
- Борис и Глеб были гомосексуалами. При этом у князя Бориса еще был «любимый отрок», некий Георгий Угрин (то есть венгр), которого князь любил «паче всякой меры» и даже подарил ему золотую гривну (шейный обруч). Когда Бориса убили, Георгий заявил следующее: «Когда же красота тела твоего увядает, тогда и я сподоблен буду жизнь свою окончить» (Успенский сб. XII-XIII вв. С. 48).
- церковнославянское слово «супругъ» означает пару или упряжь.
48. Поясните библейскую фразу «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр 1.3)
- поскольку в античный период слово “ипостась” означало “отстой” (жидкости)
или «выделения животных», этот термин остался единственным в синодальном тексте Св. Писания, оставленным без перевода - свт. Афанасий Великий полагал, что ипостась — это всякое творение Божие: «Совершенно необходимо… чтобы Бог был Создателем всякого существа (πάσης ὑποστάσεως)» (Athanas. Alex. Or. contr. gent. 40). Противостоя ереси тритеитов, святитель считал, что выражение “Сей, будучи образ ипостаси Его” указывает на тварность бытия Сына Божия
- преп. Иоанн Дамаскин писал, что “[слово] «ипостась» в собственном смысле означает индивид и отдельное лицо» (Ioan. Damasc. Dialect. 30). Соответственно, “образ ипостаси Его” означает, что Сын Божий является образом личности Бога-Отца
- автор послания к Евреям имел в виду, что “Сын — точнейшее и совершеннейшее отображение сущности Отца”. Переводчики Синодального текста напрасно оставили слово ипостась без перевода.
49. Каких людей в Московской Руси называли “мирскими”?
- В древнерусском языке “мирский” — это мерзкий человек. Так называли “поганых еретиков”.
- Мирянами именовали членов Церкви, не являющихся священниками или диаконами, т.е. не принадлежащих к клиру;
- Так звали православных христиан и священнослужителей, живущих в миру, то есть женатых, в отличие от монашествующих;
- В Московской Руси мирянами называли селян-земледельцев (хрестьян) в противоположность аристократам и горожанам: «В Диканьке… миряне качали головами и даже подымали его на смех» (Н. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»)
Правильные ответы
1.2 «Рядом с жертвенником Господа, твоего Бога, который ты воздвигнешь, не сажай дерево Ашеры — никакого дерева не сажай» (Втор 16.21)
2.2 36-е правило поместного Собора (Эльвирского) ок. 305 г.
Canon 36: «Placuit picturas in ecclesias esse non debere, nequod colitur aut adoratur in parietibus depingatur»
3.3
“Известно же буди всем о святей воде, яко нецыи суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради, не добре творят: ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру, и всей твари. темже во всяких местех и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть: и где есть сих разум, еже не пити сея? но да увеси, яко не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду” (Глава 48. Месяцеслов. 6 января / Типикон сиесть устав. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви 2002).
4.3 Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. 2. — Сергиев Посад, 1909. С. 40
5.3
“Приветствую вас в Господе я, Тертий, писавший это послание” (Рим 16.22)
6.2
«Спрашивал и об этом: если девица лезет на девицу, и семя у них будет – легче наказать, если не с мужчиной. Я сказал ему, а если дети лезут друг на друга, не понимая? В этом, сказал он, мужскому полу до 10 лет нет греха, а о девицах не пытай, могут и раньше испортить себя – таковы у нас юнцы» («Вопрошание Кириково архиепископу Нифонту». XII в.)
7.2
В «Эклоге» императоров Льва Исавра и Константина Копронима определен возраст вступающих в брак: 15 лет для мужчин и 13 — для женщин. Стоглавый Собор установил норму брачного возраста: для мужчин — 15 лет, для женщин — 12. В 40-м правиле номоканона сексуальные отношения с девочкой младше 12 лет рассматриваются как растление ребенка: «Деторастление женска пола, сиречь, нижае двенадесять годищ, Матфей дванадесять лет, по святому Иоанну Постнику запрещает”.
Святейший Синод в XVIII в. повысил брачный возрастной ценз для невест до 13 лет.
8.1
«Имеющий наложницею честную женщину и делающий это открыто, по-видимому, имеет её как жену; а в противном случае грешит по отношению к ней блудом» (Матфей Властарь. Синтагма. П. гл.17). «Тот, кто не имеет жены, но имеет вместо жены конкубину, не должен отлучаться от причастия; однако, да будет довольствоваться он союзом с одной женщиной, будь она женой или конкубиной – что его больше устраивает» (Решение 1-го Толедского Собора 400 г. н.э.).
9.2
«Не нужны Богу наши молитвы: Он знает и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся; Он, Премилосердый, и на непросящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более он упражняется в молитве, тем более приближается к Богу» (Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Том 1. – СПб., 1886. С. 140)
10.4
«примышляет для естества способ размножения, сообразный для поползнувшихся в грех, вместо того, что прилично ангельскому величию, насадив в человечестве скотский и бессловесный способ взаимного преемства” (свт. Григорий Нисский. Об устроении человека, гл. 17)
11.2 В 1878 г. священник Василий Яхонтов связал мнимое назорейство Спасителя с внешностью православных священников:
«Для священника, сознающего свое назоретство пред Богом, наша грива — дорогой для нас символ» (Макарова Вероника. Облик русского священника: к истории длинных волос // Теория моды. Одежда. Тело. Культура, №4, 2007)
Иисус никогда не принимал обряда назорейства (Чис 6.2-21). Назореям было запрещено касаться мёртвых и пить вино. Его именовали «Иисус Назарянин».
Отождествление Назорея (Ναζωραίος) с «жителем Назарета» (ναζαρηνός), сделанное составителями канонических евангелий на основе народной этимологии (Мф 2.23), абсолютно некорректно (Мацух Р. Истоки мандеев // Мандеи: история, литература, религия. СПб., 2002. С. 45–52).
12.2
“Митра, как головное богослужебное украшение православных епископов, явление позднейшего времени и древнехристианской практике совершенно неизвестное” (Дмитриевский А.А. Архиерейские митры).
Лишь “после падения Константинополя у греч. патриархов появляются митры-венцы (короны), наподобие короны визант. императора. Еще в нач. XVII в. они были исключительно патриаршими инсигниями, но постепенно распространились и среди митрополитов. На Руси в XVI в. появляются митры в виде шапки с меховой опушкой, вероятно напоминающие великокняжеские головные уборы. Они появились сначала как внебогослужебные облачения или уборы для совершения служб вне храмов, крестных ходов и т. п., что было связано с климатическими условиями” (Ткаченко А.А. Митра // Православная энциклопедия. Т 45. М., 2021. С. 421).
13.4
“Почему некоторые иконы бывают чудотворными? — Потому что Богу так угодно. Чудотворение ни от кого, кроме Бога, не бывает. Сила тут не в иконах и не в людях прибегающих, а в Божией милости… Как Владыка всего, Бог всякую вещь может обратить в орудие Своей милости” (свт. Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни. Вып. 5, пис. 935).
14.1
“Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших Бог приведёт чрез Иисуса с Ним… Мы живые, остающиеся до пришествия Господа, отнюдь не опередим усопших, потому что Сам Господь сойдет с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; затем мы живые, оставшиеся, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи с Господом в воздух, и так всегда с Господом будем” (1 Фес 4.14-17).
15.2
“Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня” (Иер 7.18).
“Богиня неба — точнее с евр.: царица небесная. Это — вавилонско-ассирийская богиня Астарта. В честь ее в Ассирии и Вавилонии приготовлялось особое печенье, называемое по ассир. каттани, по евр. — kawan; имело оно вид кружочков, что напоминало о луне (Астарта была богиней, собственно, луны)” (Лопухин А.П. Толковая Библия).
16.2
“Павел не пишет главам церкви Коринфа, чтобы они привели в порядок своих прихожан. А почему? Потому что не было никаких глав церкви в Коринфе. Не было ни епископов, ни диаконов. Не было пастырей. Была группа лиц, каждое из которых имело дар Духа в это краткое время перед наступлением конца” (Эрман Барт Д. Великий обман. Научный взгляд на авторство священных текстов. — М.: Эксмо, 2013)
17.1
“А какой именно сан имели они и какое получили рукоположение, это необходимо рассмотреть. Не диаконское ли? Но эти распоряжения в церквах предоставляются не диаконам, а пресвитерам; притом, тогда не было еще ни одного епископа, а только апостолы. Потому, кажется мне, наименования диаконов и пресвитеров тогда не различались ясно и точно” (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния Апостолов / Творения. Т. 9. Книга 1)
18.1
«Примечай, пожалуй, достоинство священников, оно Божественно. Ибо отпущать грехи — дело Божие. Таким образом, их должно почитать, как Бога» (Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский. Толкование на Евангелие от Иоанна)
19.2 В самой древней книге Нового Завета — послании к Галатам — апостол Павел именует матерь Иисуса просто женщиной:
«послал Бог Сына Своего, родившегося от женщины (γυναικός), родившегося под Законом» (Гал 4.4).
Нигде более в апостольских посланиях Дева Мария не упоминается
20.1
«Не зная дела ясно, Она естественно могла бы прибегнуть к петле или к мечу. Дева могла бы от печали лишиться ума, представив стыд и не видя надежды, чтобы кто-нибудь поверил Ее словам, что Ее беременность не следствие прелюбодеяния» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 4)
21.1 В сочинениях Вассиана (Патрикеева) есть высказывания против украшения церквей, использования золотых и серебряных богослужебных сосудов; он не признавал святых, владевших селами.
“Желай благ, которые на Небе, а о земных благах не заботься: над ними растянута сеть – как птица увязнешь… Оставь земное, чтобы получить Небесное. Пребывай в нищете на земле, чтобы разбогатеть на Небесах” (Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель).
22.3 Обращение Священного Синода ко всем чадам Православной Российской Церкви по поводу отречения Императора Николая II и отказа Великого Князя Михаила воспринять власть до решения Учредительного Собрания. 1917 г. / Цыпин В.А., прот. История Русской Православной Церкви, 1917-1990: Учебник для православных духовных семинарий. М.: Издательский дом «Хроника», 1994
23.2
“В самом деле, если бы Он позволил мужу держать в своем доме и такую жену, которая жила со многими, то опять вышло бы прелюбодеяние” (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея Беседа 17, § 4)
24.1
“Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен” (64-е правило Святых Апостолов)
25.2 Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал своей заболевшей сестре:
“Письмо твое, Любезнейшая Сестра, я получил, и пишу, чтоб доставить тебе при твоем лечении и совершенном уединении какое-нибудь развлечение… Непременно кушай говяжий бульон и другую нужную по требованию твоего тела мясную пищу… Вот истинное понятие о учении Христовом!…
Преданнейший брат Архимандрит Игнатий. 24 ноября 1847” (Игнатий (Брянчанинов), еп. Ставропольский и Кавказский. Полное собрание сочинений. Т. 7. Избранные письма. Письмо 402)
26.2
“Основной сюжет о чудесном исцелении иноверного царя и обращении его в христианство позднее включил в себя ряд дополнительных эпизодов, из которых самым известным является предание о Нерукотворном Образе Спасителя. В ранних вариантах сказания посланец Авгаря Ханнана рисует красками образ Иисуса, но в VI в. в греко-визант. лит-ре появляется новый мотив о нерукотворном происхождении образа: Иисус, омыв лицо, отер его плащаницей, на к-рой чудесным образом запечатлелся его лик. Впервые предание о Нерукотворном Образе встречается у визант. церковного историка Евагрия Схоластика (кон. VI в.)” (Мещерская Е.Н., Панченко К.А. Авгарь // Православная энциклопедия. Т 1. М., 2007. С. 88).
27.2 Решение Большого Московского собора 1666–1667 годов. В 43-й главе «Об иконописцах и Саваофе» говорится следующее:
«отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении». И еще: «Господа Саваофа (сиречь Отца), брадою седа, и Единородного Сына во чреве Его писати на иконах, и голубь между ими, зело нелепо и неприлично есть, зане кто виде Отца по божеству; Отец бо не имать плоти, и Сын не во плоти родится от Отца прежде веков».
28.3
“Поелику есть люди, которые считают делом благочестия посетить места иерусалимские, то хорошо бы им посмотреть на правило, и если требует этого руководительство заповедей, то делать это дело, как повеление Господне. Если же нет этого в заповедях Владыки, то не знаю, где бы заповедано было желать делать что-либо, ставя себя самого законом в выборе доброго. Но поелику это дело по тщательном рассмотрении оказывается приносящим и вред душевный избравшим строгую жизнь, то оно должно быть предметом не ревности особой, но величайшей осторожности, чтобы решившийся жить по Богу, не испытал какого-либо вреда” (свт. Григорий Нисский. Письма. №2. О тех, которые предпринимают путешествия в Иерусалим)
29.2
“Бог, по преп. Исааку, есть прежде всего любовь; каждое Его действие исполнено любви. По любви Бог сотворил вселенную; по любви Бог непрестанно заботится о ней и о каждом живом существе. Бог равно любит праведников и грешников, ангелов и демонов, друзей истины и врагов истины. В любви Божией нет «больше» или «меньше», нет «раньше» или «позже»: Он никого не предпочитает, никого не отвергает” (Исаак Сирин, преп. О божественных тайнах и о духовной жизни. Перевод с сирийского, примечания и послесловие игумена Илариона (Алфеева). — М.: Издательство Зачатьевского монастыря, 1998)
30.4
“А я представляю вам Фиву, сестру нашу – она же и диаконисса церкви Кенхрейской” (Рим 16.1)
31.2 Гульбище в русской храмовой архитектуре — открытая терраса, устроенная вокруг здания или его части обычно на столбах или аркадах на уровне 2-го, иногда 1-го этажа или яруса.
32.2 Де́исус [греч. δέησις — моление], образ, в котором разные святые предстательствуют перед Христом за род человеческий. Деисис обычно имеет фризовую композицию, центральное ядро которой — стоящие в молитвенных позах по сторонам от Христа Богоматерь (по правую руку) и св. Иоанн Предтеча (по левую руку).
33.4
«Недостаток веры естественно предполагать в том, кто обратился к ней в исключительных обстоятельствах, например из-за страха смерти в случае тяжкой болезни – в так называемых «клиниках». 12-е правило Неокесарийского Собора гласит: «Аще кто в болезни просвещен крещением, то не может произведен быти во пресвитера: ибо вера его не от произволения, но от нужды; разве токмо ради после открывшияся добродетели и веры, и ради скудости в людях достойных» (прот. Владислав Цыпин. Каноническое право).
34.2 В Зах 5.1-2 еврейское слово (meghilla) — «свиток» перевели греческим словом δρέπανον — «серп» (евр. — maggal)
35.1
«Честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и покланяющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней» (Догмат 367-ми святых отец VII Вселенского Собора, Никейского)
36.2
Имп. Юстиниан II пожелал снести церковь Пресвятой Богородицы «тон Митрополиту», располагавшуюся у Большого дворца, чтобы соорудить на ее месте фонтан и помещение для приема представителей цирковой партии венетов — Синих (Theoph. Chron. P. 368)).
37.3 Полное название храма – собор Святой Софии Премудрости Божией (Ναός tῆς ‘Αγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας). По-гречески Σοφία — «мудрость». Апостол Павел в своем послании прямо говорит об Иисусе Христе как о Божьей Премудрости (1 Кор 1.24).
38.4
“Потом, по причащении Тела Христа, приступи и к Чаше Крови: не простирая руки, но наклонясь и в образ поклонения и почтения говоря: аминь, освятися и Крови Христовой причастись. И когда еще находится влага на устах твоих, прикасаясь руками, освяти и очи, и чело, и прочие чувства” (Поучения огласительные и тайноводственные / Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. — Москва : Благовест, 2010)
39.2 Ζηνᾶν τὸν νομικὸν — это Зинас законник или, точнее, «законовед». В диаспоре этот термин скорее относится к юристу, специалисту по римскому праву. Такие юристы слыли хорошими ораторами и были людьми выдающихся способностей. Имя «Зинас» встречается в надгробных надписях, так что его профессия не отрицает его возможной этнической принадлежности к евреям; не исключено, что и он, и Аполлос происходили из среды образованной элиты Александрии.
40.3 Греческое слово οικουμένη обозначает весь обитаемый мир, однако во время империи его употребляли также в более узком значении: “Римская империя”, то есть “цивилизованный мир”.
Во время правления римского императора Клавдия (41-54 гг. н.э.) произошло несколько серьезных локальных продовольственных кризисов в Египте, Сирии, Иудее и Греции, что могло отложиться в памяти населения как «голод на территории всей империи».
41.1 Феофан Затворник прекрасно понимал серьезность проблемы и утверждал, что перевод Библии с еврейского текста “не может не колебать веры. Потому – или еврейская Библия говорит право, – и тогда ей надо следовать; или греческая, – и тогда еврейскую надо бросить. Кто, склоняясь к переводу, станет думать, что в церковной Библии нет истины, тот не может освободиться от соблазна, что Церковь истине не учит, что истину сию надо искать инуды, – и бросит Церковь. А кто порешительнее – и всякую веру бросит!» (Феофан (Говоров), еп. Собрание писем. Вып. 7. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1900).
42.4 Название Трансиордания является искусственным. Иордания — это «территория вдоль реки Иордан». Прибавление приставки транс- («через», «за») добавляло дополнительный смысл – «территория за рекой Иордан».
43.2 Название «Малые пророки» впервые засвидетельствовано у блаж. Августина Гиппонского, который поясняет, что «малыми» эти пророки называются по причине того, что их сочинения отличаются краткостью (…quia sermones eorum sunt breves) по сравнению с сочинениями великих (maiores) пророков, к которым он причисляет Исаию, Иеремию, Иезекииля и Даниила (Aug. De civ. Dei. XVIII 29).
44.1 Во времена Селевкидов первосвященник подкупил правителя Антиоха IV, чтобы получить разрешение на открытие училища в Иерусалиме.
“Некоторые из народа изъявили желание исполнять установления языческие. Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому и установили у себя необрезание, и отступили от святаго завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло” (1Мак 1.13-15).
Воспитание в молодежи «греческого духа» провозглашало необходимость эмоционально-физического общения между мужчинами как одной из основных ценностей древнегреческого общества.
45.1 Иуда Маккавей был “крепким орешком”. Эта семья стала известна как Маккавеи, а само восстание получило название Маккавейская война.
46.1 «Долго рассказывать теперь, сколько 70-т прибавили от себя, сколько опустили» (Иероним Стридонский. Письмо к Паммахию о наилучшем способе перевода). 72 толковника были простыми переводчиками (interpretes), а не пророками (non prochetae), т.е. не богодухновенными авторами.
47.4 Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы – M.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2008.
48.4 ύπόστασις — суть, сущность, природа, реальность
49.3 В Стоглаве цитируется послание митрополита Фотия “о вдовствующих попех”:
“Слышание мое, что де суть в вас, которые попы и дияконы вдовцы тако и пребывают в мирских и священствуют. Ино священником мирским, докогда Богу благоволившу, во временной их жизни с их подружии быти, и тогда священству их бысть. А егда Богу вземшу их подружия… должни суть таковии в монастыри отходити и во иноческая одеяния от настоятеля духовного игумена острищи собе. И тогда да священствуют таковии в монастырех, а не в мирских”.