В этот раз речь пойдет не про разнузданного гомо-митрополита Меркурия, которого и святителем-то назвать нельзя. Одно слово — Венерий.
Обратимся к Древней Руси…
В последние годы в России стал популярен тезис, будто резкое отторжение от экзотических сексуальных практик — самая что ни на есть древнейшая традиция Православной Церкви и жителей Руси в частности. И будто бы снисходительное отношение к этим практикам идут исключительно с бездуховного Запада.
Отметим, что этот тезис чуть ли не первым запостил Максим Горький в 1934 г. Тогда он заявил, что
целью пропагандистской войны фашизма было совращение юношества нации как производительной и военной силы во вред политической системе.
Нарочитое идеологически мотивированное беспокойство о совращенных юношах взывало к излюбленным стереотипам. Максим Горький запустил миф об изначальной чистоте России, чтобы сделать рельефнее утверждения о том, как контрастирует эта страна со сверхцивилизованным Западом. Якобы
“не способный на продуктивную, “интеллектуальную” энергию капитализм нанял фашизм, чтобы мобилизовать физически и морально опустошенных отпрысков буржуазии, сыновей алкоголиков, истеричек и сифилитиков” (Хили Дан. Гомосексуальное влечение в революционной России… С. 231)
Насколько правдив этот тезис мы увидим на примере святителя Нифонта Новгородского († 21.04.1156, Киев).
Не раз замечалось, что чем праведнее человек, тем он снисходительнее к чужим слабостям и “особенностям”.
Вот и Нифонта при поставлении в епископа новгородский летописец характеризовал как «мужа свята и зело боящяся Бога» (НПЛ. С. 22, 207), что говорит о сложившемся к тому времени духовном авторитете будущего святителя. Вклад Нифонта в итоговый этап становления северной православной традиции можно считать уникальным.
Мы знаем, что Нифонт принял постриг в Киево-Печерском монастыре и в нем же был погребен.
Но не только аскетическими подвигами прославился этот епископ — Нифонт имел репутацию знатока канонического права и литургики. Почитание Нифонта как святого существовало в Новгороде уже в середине XV в., общерусское почитание установлено в 1549 г.
Новгородское произведение 40-50-е гг. XII в. «Вопрошание Кирика» («Се есть взпрашание Кюриково, еже взпраша епископа Ноугородьского Нифонта и инех») дает основание предполагать, что Нифонт еще до своей хиротонии бывал в Византии, где познакомился с особенностями богослужебной практики константинопольских и афонских монастырей (ответы на вопросы 10, 19, 37) (ПДРКП. Стб. 27, 29, 32).
«Вопрошание Кирика» — каноническое сочинение в вопросно-ответной форме. Оно состоит из вопросов, которые Кирик (летописец и секретарь Новгородского архипастыря) адресовал архиепископу Нифонту Новгородскому и другим церковным иерархам: Киевскому митр. Клименту Смолятичу, игумену и будущему епископу Аркадию, игуменье Марине (в других списках Марье), «епископскому чернецу» Луке Евдокиму, и их разъяснений, как в том или ином случае должен поступать священник.
По-видимому, вопросы Кирика почти всегда были обусловлены реальной церковной жизнью. Все они относятся к церковно-правовой и обрядовой проблематике.
«Вопрошание…» — ценнейший и редчайший источник сведений о повседневной жизни древнерусского города, о ранней истории русского христианства и пережитках язычества на Руси; оно продолжает практику «вопрошаний» киевского монашества 2-й половины XI в. (преп. Феодосия Печерского, игум. Спасо-Берестовского монастыря Германа, Иакова Мниха), обращенных к греческим митрополитам (Георгию, Иоанну II), отличаясь от них большей тематической широтой.
Большое число списков «Вопрошания…» Кирика (несопоставимое по количеству с другими памятниками этого жанра) и его включение в Кормчие книги различных редакций XIII — XVII вв. свидетельствует о важном практическом значении этого памятника для древнерусского духовенства. Использование «Вопрошания…» прослеживается и в ряде иных памятников (правило «Аще двоженец», «Правило святых апостол о церковном устроении», оба XIV в.).
Таким образом, мы можем воспринимать канонический памятник «Вопрошание Кирика» как источник знаний, отражающий традиционные взгляды русского духовенства на различные аспекты семейной и вообще половой сферы, православной обрядности, проявления суеверий и гендерного неравенства.
Напоминаю, что мы рассматриваем нормы канонического права на Руси XII века.
ЦЕРКОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ — ЕПИТИМИИ
В XII веке свт. Нифонт призывал духовенство к рассудительности, предполагающей умеренность при наложении церковных наказаний на кающихся (ПДРКП. № 2. Стб. 31, 41, 43, 48, 50, 53, 58, 59, 61). Святитель был склонен разрешать спорные канонические и дисциплинарные вопросы в духе икономии (т.е. отступления от безусловного и точного исполнения канонического порядка).
ДЕТСКАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ
Летописец Кирик спросил свт. Нифонта о нравственности подростков, которые практикуют “сексуальные игры”. Мы видим, что в Древней Руси до достижения детьми половой зрелости это не осуждалось:
49. Я сказал ему, а если дети лезут друг на друга, не понимая? В этом, сказал он, мужскому полу до 10 лет нет греха, а о девицах не пытай, могут и раньше испортить себя – таковы у нас юнцы.
Следует отметить, что такое толерантное отношение к лейсбийским играм девочек нельзя называть эксклюзивной особенностью конкретного епископа.
«Лесбиянство не имело в Древней Руси и Московии своего наименования и лишь когда оно переходило в рукоблудие, считалось предосудительным.
Ласки же и поцелуи между девочками составляли, как правило, обязательную часть многих народных игр, так что некоторые церковные деятели, даже в случае лишения участниц этих игр девства, назначали за это очень легкие наказания» (Пушкарева Н.Л.).
Такая толерантность к лесбийской сексуальности прослеживается в России до начала ХХ века.
Царский режим наказывал за мужеложство, а женский однополый эрос игнорировал. Но и приговоры за добровольное мужеложство выносились всё реже и реже. Завуалированная, но ни для кого не являющаяся тайной терпимость последних двух царей к мужчинам, имевшим секс с другими мужчинами, как членам царской семьи, так и придворными, замкнула круг противоречий между гомосексуальностью и законом” (Хили Дан. Гомосексуальное влечение в революционной России… С. 115-116).
С учетом этого церковного правила оцените “новизну” российского законодательства:
“Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей” (Федеральный закон N 135-ФЗ от 30 июня 2013 г.).
Жонглирование понятием о “традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений” навязывает россиянам мысль, будто в Святой Руси (как и СССР) альтернативных форм “секса не было”.
Но церковный канонист XII века отмахивается от рассмотрения однополых отношений девочек (и между мальчиками до 10 лет), полагая, что “традиционные отношения” с мужским полом для девочек значительно опаснее и греховнее.
Сравните с аналогичным мнением из “Вопрошания…” (здесь “семя девицы” — это женский эякулят):
Саввино.
23. Спрашивал и об этом: если девица лезет на девицу, и семя у них будет, легче наказать, если не с мужчиной.
24. И если семя изыдет, но девство цело, и тогда повелел дать епитимью.
Если кто-то из граждан современной России захочет транслировать указанные церковные традиции XII века, ему стоит приготовиться к “наложению административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей”.
Полагаю, что свт. Нифонт в данном случае ориентировался на 11-е правило святого Иоанна Постника, патриарха Константинопольского (582-595 гг.), который предписывал сравнительно простую епитимию при взаимной мастурбации мужчин:
«Когда два, взаимно, сделают малакию, то наказываются, как за двойную малакию, восьмидесятидневной епитимией».
Подобное деяние воспринималось в Византии чуть более серьезнее, чем мастурбация. В Греческой, а затем и в Русской Церквах правила святого Иоанна Постника почитались наравне «с прочими святыми правилами» и номоканон его считался книгой, «принятой всей Православной Церковью». Древнейший перевод его Покаянного номоканона (епитимийника) содержится в «Устюжской Кормчей» ХIII в.
Из русского «Вопрошанья-исповеданья» (XIV в.) видно, что
если «с кумом или с ближним игра до семени — 40 дней сухо есть».
Игра?
СЕКСУАЛЬНОСТЬ ДУХОВЕНСТВА
84. Если белый поп без жены, и случится ему пасть только однажды, спьяну или еще как? – Если бы и мертвых воскрешал – не может быть попом, также и диакон диаконом.
Здесь отражено характерное для святителя строгое отношение к нравам духовенства (но не к детям и подросткам). В то время считалось, что даже однократное падение человека в блудный грех делало его так же неспособным к священническому служению, как разбитый кувшин не может вмещать жидкость.
Кстати, 184-е правило русского номоканона указывает, что сексуальные отношения пассивного юноши с иным мужчиной без проникновения в анус не являются препятствием для хиротонии во священника:
«Аще кто сыи отроча прият от иного истицание в бедра, да запретится первее, потом да освятится, по святому Иоанну Постнику. Зане не бысть совершенное падение, и не вниде педогонон [детородныи уд] в афедрон. Аще ли вниде, да не дерзнет священьство прияти. Не занеже согреши несовершен сыи возрастом, но яко сосуд проседеся, и осквернение пострада, и бысть неключим в священьство».
Здесь цитировалось 30-е правило святого Иоанна Постника:
«Кто, будучи еще ребенком, осквернен был кем либо, тот не может вступить в священнический чин, ибо хотя, как несовершеннолетний, он и не согрешил, все же тело его осквернено и стало непригодно для священнического служения. Если же ему, как ребенку, учинена нечистота в бедра, то ему, после соответствующей епитимии, нельзя воспрещать вступить в священнический чин».
Было бы интересно сравнить такой “дифференцированный подход” со сталинским запретом на мужеложство, когда на суде отказывались отличать анальный секс от иных форм сексуального поведения.
СЕКСУАЛЬНОСТЬ ВНЕ БРАКА
67. Спрашивал: а вот неженатые отроки каются у нас, чтобы блюстись от блуда, и один блюдется сколько-то, а другой – совсем мало. Можно ли им быть в церкви и целовать Евангелие, есть антидор? Он повелел не запрещать всего этого
68. Спрашивал я: можно ли, владыка, один раз им дать причастие, если они хорошо соблюли 40 дней, не ели мяса, не пили меда, воздерживались от блуда? [или ни в коем случае не причащать?] А то вдруг некоторые из них так без причастия и помрут? Возбрани ему, – сказал, – пусть перестанет, и если хочет, то, вытерпев 40 дней, пусть причащается, но если опять на прежнее возвратится, то запрети ему причащаться.
30. Так Клим повелел давать причастие: холостым на Пасху, в чистоте сохранившим Великий Пост. Если иногда согрешали, рассмотри, не с замужней ли женщиной, или какое другое зло, и тогда причащай – если дерзновенно обратится на исправление.
Изначально церковные каноны предписывали отлучать христиан от причащения за блуд на 7 лет. Но канонические нормы смягчались в зависимости от возраста человека, его семейного и иерархического статуса. Здесь мы видим очень мягкое отношение к холостым юношам, которые имели сексуальные отношения с незамужними женщинами.
69. Сказал ему: а вот владыка, некоторые заводят явных наложниц, и рожают детей, и живут, как со своей женой, а другие тайно со многими рабынями – что из этого лучше? Не добро, – сказал он, – ни то, ни другое.
А вот сожительство с несколькими женщинами Церковь никогда не разрешала. Исключение — сожительство с любовницей-конкубиной, с которой мужчина по ряду причин не мог официально заключить брак. Но и в этом случае нельзя было иметь секс с конкубиной при наличии жены.
СЕКСУАЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Поводом к разводу рассматривалось нежелание (неспособность) мужчины к сексуальным отношениям с собственной супругой:
93. Если муж не входит к жене без взаимного на то согласия, то жена не виновата, уходя от него.
Зачатие
В ст. 74 Кирик сослался на некую «заповедь» о том, что ребенок, зачатый в воскресенье, субботу или пятницу, станет вором, блудником, разбойником или трусом. Свт. Нифонт ответил, что книгу, содержащую подобные суеверия, следовало бы сжечь.
Современная параллель этому средневековому суеверию — заявление митрополита Омского и Таврического Владимира в эфире местного телеканала «Благовест» в 2015 году:
«Дети, зачатые во время поста, — из них 70% шизофреники, из них тоже 70% самоубийцы»
Восприятие семейных сексуальных отношений в категории “нечистоты”
С одной стороны, вслед за свт. Афанасием Великим Нифонт отрицает существование нечистоты в религиозном смысле:
34. От своей плоти ничего (буквально: из своей плоти) не становится поганым [ни мокрота, ни кал].
В разделе “Саввино” есть интересное замечание относительно статуса женщины.
Мы знаем, что в Московской Руси после принятия крещения девочку или женщину перестали вводить в алтарь для поклонения Богу. В XII в. автор поучения как будто противостоит этой тенденции:
6. Если приключиться женский платок вшить в облачение священника, можно ли в таком облачении служить попу? И сказал: женщина что ли погана?
Но когда идет речь о женских выделениях, то всё это снисхождение как ветром сносит.
46. В тот храм, в котором мать родит дитя, не следует входить 3 дня, а потом пусть вымоют всюду и сотворят молитву, которую читают над сосудом осквернившимся. Сотворив молитву очистительную, пусть в храм ходят.
Здесь роженица сопоставляется с мерзкой вещью, с “сосудом осквернившимся”.
Точно так же автор рассуждает о ситуациях, связанных с сексуальными отношениями супругов, даже священника со своей женой.
26. А мощи целовать тому, кто был со своей женой, и ел, и пил, но при этом помылся или ополоснулся до пояса.
27. Поп, бывший со своей женой, пусть вне алтаря читает Евангелие и ест антидор.
29. Если поп захочет служить в воскресенье и во вторник, может совокупиться между днями, порану в понедельник быв со своей женой, и в тот день пусть не входит в алтарь.
Полагаю, что такое омерзительное отношение к семейным отношениям разительным образом отличается от провозглашаемых в России “традиционных семейных ценностей”.
В каком же тогда смысле их называют традиционными? Они возникли 70 лет назад или всего лишь 30?
ПАЛОМНИЧЕСТВО В ИЕРУСАЛИМ
12. «А те, – спросил я, – которые идут в Иерусалим (Л. 276б) к святыням, а некоторым я воспрещаю, не велю идти, велю здесь ему жить добродетельно. Нет ли мне, владыка, в том греха?» «Очень хорошо, – ответил он, – поступаешь, если идет для того, чтобы праздно есть и пить, это зло воспрещай».
В ответе другому вопрошателю – Илье – архиепископ Нифонт рекомендовал накладывать епитимию на тех, кто дает клятву посетить святые места (РИБ. Т. 6. М., 1906. Стб. 61–62).
Судя по всему, многие ходили на чужбину вовсе не за благочестием, а что бы по меткой характеристике святителя «праздно есть и пить».
Сдержанное и даже критическое отношение к «паломническому энтузиазму» было характерно не только для Кирика, но и для многих христианских авторов.
Ни в одной новозаветной книге не упоминаются паломничества к святым местам. Апостолы спешили с миссией к язычникам, а также посещали христианские общины. Но их не интересовали святые горы, источники и города. Нет упоминаний о собраниях верных у гробницы Иисуса или возле Голгофы.
Единственное подобное паломничество жен-мироносиц на Гроб Господень было строго прервано словами ангела:
«знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» (Мф. 28:5-6, 8).
В III веке христиане не паломничали к святым местам:
«Ведь всякий, к кому пришел Христос, — писал Ориген, — более не поклоняется Богу ни в Иерусалиме, ни на горе самарян, но, узнав, что Бог — Дух, духовно служит Ему в духе и истине (Ин. 4:24) и уже не образно поклоняется Отцу и Творцу всего» (Ориген. Комментарий на Ин 1:35). В другом своем сочинении Ориген заметил: «Спаситель ответил, что желающий следовать Господу должен оставить предрассудок относительно преимущества мест… В самом деле, те, которые поклонялись Богу в Иерусалиме, служили собственно тени или образу и, следовательно, почитали Бога не истиною и не духом” (Ориген. О началах. I, 1,4).
В IV в. свт. Григорий Нисский обличает зарождающуюся традицию посещать Иерусалим и называет её душевредной:
“Господь не поставил в числе добрых дел хождения в Иерусалим. И там, где возвещает блаженства, такого подвига не называет. Кто имеет разум, пусть размыслит: зачем стремиться совершить то, что не делает ни блаженным, ни управленным в Царстве Небесном? Дело это оказывается еще и приносящим вред душевный… Да и что существенного получит тот, кто побывает в этих местах, как будто Дух Святой обилует между иерусалимлянами, а к нам перейти не может? Перемена места не приближает к нам Бога. Уверовавшие делаются причастниками дарований по мере веры, а не по причине хождения в Иерусалим”.
Даже в XIX в. свт. Феофан Затворник был категорически против паломничества в Святую Землю:
«Не надо думать, что Господь ближе к Киеву или Москве, Афону или Иерусалиму, нежели к другому месту. Место Его – сердце наше!», «Вам представляется Иерусалим покойным местом. Нет, он более шумен и мало удобств дает по делу спасения. Туда надо явиться с крепким духом. Господь же не ближе к тем, кои в Иерусалиме, чем к тем, кои в Пензе».
Позже мотивация запрета Кирика и Нифонта была подтверждена собором 1276 г. и в качестве правила была включена в Кормчую книгу.
Полагаю, современные российские паломники даже не подозревают, что их подвиг в древности воспринимался как нетрадиционный.
ИНДУЛЬГЕНЦИИ
76. Тогда я прочитал ему, как от епитимьи избавляют 10 литургий за 4 месяца, 20 за 8, а 30 – за год. Это, – сказал, – так написано, что выходит, когда царь или иной богач согрешает и подает за себя служить, а сам ни мало не утруждается? Это угодничество!
Здесь новгородский священник задает вопрос относительно практики заказных литургий, характерной для Западной Церкви. Возможно, он ссылался на «Правило» Бонифатия – апостола Германии (+ 755 г.).
Греческие каноны задолго до Лютера не признавали эти положения западного покаянного права, рекомендовавшего замену церковного наказания “заказными” литургиями.
В современной Русской Церкви заказные требы (бесконечные записки с именами на проскомидию, панихиду и на сорокоуст) зачастую оказываются основным источником благосостояния прихода. Поэтому эту практику также можно называть нетрадиционной и разительно отличающейся от обычаев церкви Древней Руси.
Подведем итоги
Заявленный тезис о Святой Руси без экзотических форм сексуальных отношений не имеет отношения к действительности.
В Древней Руси уже после христианизации существовал целый спектр форм сексуального поведения, включая детские гомосексуальные игры, к чему представители духовенства относились весьма снисходительно.
Толерантность прослеживалась и к сексуальным актам холостых юношей с незамужними женщинами.
Как в Византии, так и в Древней Руси духовники различали мужеложство (анальный секс) от других форм сексуального взаимодействия мужчин.
Современное восприятие гомосексуальности как средоточия всех форм мужелюбия не имеет ничего общего с древними традициями византийской и древнерусской Церкви. Его истоки можно проследить в процессах криминализации гомосексуализма при Сталине. Ссылаясь на постановление от 7 марта 1934 г. городской суд отмечал:
“закон направлен против мужеложства не в узком смысле этого термина, а против мужеложства как антиобщественного проявления половых связей между мужчинами, в каких бы формах это ни осуществлялось”.
Канонический памятник ХII века «Вопрошание Кириково» свидетельствует о том, что многие т.н. традиции Русской Православной Церкви являются на самом деле новоделом, возникшим в последнее столетие.
Литература
- Гимон Т.В. Кирик // Православная энциклопедия. — М., 2014. — Т. XXXIV. — С. 167—170. — 752 с.
- Григорий Нисский, свт. О тех, кто предпринимает путешествия в Иерусалим
- Печников М.В. Нифонт, свт. // Православная энциклопедия. – Москва, 2018. – Т. 51. – С. 267–279
- Пушкарёва Н.Л. «А се грехи злые, смертные..»: любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (X — первая половина XIX в.). М.: «Ладомир», 1999.
- Собрание писем святителя Феофана. — М., 1899. Вып. 5. С. 47
- Федеральный закон N 135-ФЗ от 30 июня 2013 г. «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей»
- Хили Дан. Гомосексуальное влечение в революционной России: регулирование сексуально-гендерного диссидентства. — М.: Ладомир, 2008. — 620 с.
Очень интересно,спасибо