Покойный прот. Дмитрий Смирнов утверждал, что
слова гендер нет в русском языке. В нашей культуре такого понятия нет»
Священнику хотелось бы, чтобы пол и гендер у людей совпадали — так проще ориентироваться.
Он ошибался. Как говорится, всё сложно…
С древнейших времен существовала обрядовая и культовая практика переодеваний мужчин в женскую одежду (и наоборот), «перемены пола».
Например, фигура шамана может объединять в себе оба начала – мужское и женское. Это связано с представлениями об устройстве мира, в которых в небесной сфере правит Бог-Отец, а подземный мир принадлежит Богине-Матери. Для того, чтобы иметь возможность действовать в обоих мирах, шаман с помощью переодевания объединял в себе качества обеих сфер.
В сибирском шаманизме шаман соединяет в себе оба пола символически: его одежда украшена женскими символами и в некоторых случаях он пытается подражать поведению женщин. Мы знаем в шаманизме примеры, когда бисексуальность является ритуальной, то есть, реализуется на конкретном уровне: шаман ведет себя подобно женщине, носит женскую одежду, а иногда даже берет себе мужа. Эта ритуальная бисексуальность, или асексуальность, считалась как бы знаком духовности, общения с богами, духами и источником сакральных сил. Ибо шаман соединяет в себе два противоположных принципа; и так как его собственная личность сложилась в результате священного брака, он символически восстанавливает единство Земли и Неба и тем самым обеспечивает связь между богами и людьми
У чукотских шаманов существует понятие «мягкие люди» («ирка-ляули»). Эрккальяольтэ — так чукчи называют мужчин, которые “переродились” в женщину. Такие члены племени не только носили женскую одежду и украшения. Большая часть женских забот также возлагалась на их плечи. Подобные “превращения” выполнялись по приказу духов, которых местные называют “кэлэ”, и происходили с уже половозрелыми мужчинами.
В своей книге «Чукчи» этнограф В.Г. Богораз рассказал о пожилой вдове, у которой было трое детей-подростков, когда духи велели ей превратиться в мужчину. Как именно шаманка получила такой приказ неизвестно, ведь общение с духами непостижимо непосвященным, но
«она обрезала волосы, начала носить мужскую одежду, усвоила мужское произношение и даже в короткое время научилась владеть копьем и стрелять из ружья».
Среди эскимосов существует обычай наречения младенца именем недавно умершего родственника, который как бы проживает жизнь заново через этого ребенка. При этом нередко ребенка называют в честь лица другого гендера, он носит соответствующую одежду, копирует прическу и т.д.
Ритуальная смена пола встречается во многих культурах. В частности, подобное в различных вариациях практикуют шаманы некоторых племен Северной и Южной Америки, индонезийские маги.
Среди североамериканских индейцев исстари жили мужчины, перенимающие женский образ, и женщины, одевавшиеся и охотившиеся, словно мужчины: «бердаче», что переводится как «люди с двумя душами».
В корейской традиции мужчины-шаманы чтобы получить доступ к возможностям шаманок, переодеваются в их традиционный наряд: яркую длинную юбку и короткую блузу. Также они вооружаются всеми ее атрибутами: веером, плоским барабаном и цимбалами, мечом и увешанным лентами и погремушками жезлом, к которому прикреплен гонг.
В древних ближневосточных текстах примеры переодевания в одежду противоположного пола, или трансвестизма, чаще всего встречаются в материалах культового или правового характера. Например, после убийства угаритского героя Акхата его сестра Пагату надевает мужскую одежду, чтобы в отсутствие мужской родни выступить в роли кровного мстителя. Возможно, это описание ритуала плодородия или часть религиозного представления в честь какой-то богини. Очевидно, именно из-за связи с другими религиями трансвестизм назван в Книге Второзаконие «мерзостью», хотя причиной такого неприятия могло послужить и стирание различий между полами. Хеттские тексты описывают использование одежды и связанных с полом предметов в различных магических ритуалах, направленных на повышение собственного сексуального статуса и на понижение или изменение сексуального статуса соперника. «Женскими» предметами были зеркало и прялка; «мужскими» – различные виды оружия.
Это ритуальное переодевание запрещалось в книге Второзакония:
«На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5).
Индийские мыслители постоянно обращались к проблеме абсолютной реальности, Единого Бытия, скрытого за покровом множественности и изменчивости.
В настоящее время хиджры в Индии признаны представителями «третьего пола», имеют культовый статус и считаются обладающими сверхъестественными способностями.
Они поклоняются богине Бахучара Мата — одной из многих форм матери-Богини (одно из женских воплощений Шивы). Многие, но далеко не все хиджры решаются на оскопление или кастрацию.
Невзирая на статус неприкасаемых, их охотно приглашают на свадьбы и другие торжества.
Считается, что хиджры — создания не совсем от мира сего, что судьба, обделив их, подарила им взамен некое странное могущество. Они благословлены и прокляты одновременно, и сами могут благословлять и проклинать.
Они благословляют родившихся младенцев мужского пола, а на свадьбах благословляют новобрачных на рождение сыновей.
Считается, что они отгоняют злых духов от детей и новобрачных.
Операция по удалению гениталий истолковывается ими как радикальный аскетический акт, связанный с концепцией тапас, общепринятой в шиваизме идеи о концентрации энергии, получаемой в результате аскетизма или сексуального воздержания. Иными словами, здесь
аскетизм ведет к накоплению резервов магических сил.
Амбивалентность божества — тема, постоянно дающая о себе знать на протяжении всей религиозной истории человечества.
Двуполость фигурирует среди атрибутов божеств именно в качестве парадигматического выражения творящей силы.
Например, Зевс «родил» Диониса из бедра, а Афину из головы.
Египетский бог Сет, после того как Гор вырос, предложил ему гомосексуальную связь, желая таким образом подчинить его своей воле:
«Желает Сет соединиться со Мной», — говорит Гор матери.
Исида в ответ его предостерегает и предлагает военную хитрость, которую молодой бог с успехом применяет против дяди. Исида, взяв семя своего сына, с помощью садовника подмешивает его в пищу Сету, в итоге Гор побеждает в этом странном противостоянии: Сет, вкусив собственное семя, забеременел.
Важный вывод: в мифологии преодоление гендерных границ — это атрибут божественности.
Гера одна порождает Гефеста и Тифона, таким образом
«эта богиня-покровительница брака первоначально выступает как андрогин».
В Лабранде (Кария) почитали бородатого Зевса с
«шестью грудями, образующими треугольник.»
Геракл, самый мужественный из героев, меняется одеяниями с Омфалой.
При совершении таинств, посвященных италийскому Геркулесу Победителю, и статуя бога, и иерофанты, были одеты в женское платье. Целью отправления этого ритуала было
«возвращение юности, обретение здоровья, силы и долголетия, а, может быть, и бессмертия».
На Кипре существовал культ бородатой Афродиты, называемой Афродитос, а в Италии почитали лысую Венеру.
Что до Диониса, то он — самый бисексуальный из всех богов.
В одном из фрагментов Эсхила встретивший Диониса восклицает:
«Откуда пришел ты, мужчина-женщина? Из какой ты страны? Что за одеяние на тебе?»
Во времена архаики Диониса изображали полным бородатым человеком, чей пол двойственен в силу двойствености природы самого бога. Позже, в эллинистическую эпоху, искусство сделало Диониса женоподобным.
Во многих случаях андрогинность подразумевается, когда юношей одевают в девичьи наряды, а девушек — в мужские. Этот обычай распространен у некоторых африканских племен, однако с ним можно также столкнуться в Полинезии.
Плутарх упоминает ряд обычаев, которые кажутся ему странными.
«В Спарте, — пишет он — женщина, опекающая невесту, выбривает ей голову, одевает ее в мужское платье и обувь, затем возводит на ложе и оставляет одну, без света. Муж же входит тайно, чтобы с ней соединится» (Плутарх. Ликург, 15).
В Аргосе невеста в брачную ночь прикрепляет фальшивую бороду (Плутарх. О доблести женской, 4.).
В Косе муж облачается в женские одежды, чтобы познать жену (Плутарх. Греческие вопросы, 58).
Религиовед Мирча Элиаде отмечает, что
ритуальное переодевание подразумевало символическое «опрокидывание» обычной манеры поведения — отсюда и карнавальные проказы, и двусмысленные выходки во время Сатурналий. Перед нами — отмена законов и обычаев, ибо поведение полов прямо противоположно «нормальному» . Это реверсия поведения подразумевает тотальное смешение ценностей, — характерную черту всех оргиастических ритуалов.
С появлением христианства людям было трудно отказаться от подобных обрядов.
Во время празднества в честь Диониса (вакханалии или оргии) люди переодевались в одежду лиц противоположного пола. Именно эти обряды обличаются в 62-м правиле Трулльского Собора:
«Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических: при давлении винограда в точилах, не возглашати гнуснаго имени Диониса, и при вливании вина в бочки не производити смеха, и по невежеству, или в виде суеты не делати того, что принадлежит к бесовской прелести. Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делати что либо из вышесказаннаго, аще суть клирики, повелеваем извергати из священнаго чина, аще же миряне, отлучати от общения церковнаго».
В «Алфавитной Синтагме» византийского канониста Матфея Властаря сказано, что это правило направлено против экстатического культа Диониса и
«запрещает мужчинам надевать женскую одежду или женщинам — одежду, свойственную мужчинам, как это делали на праздниках в честь Диониса».
В среде христианских подвижников проявлялся иной мотив к перемене одежды. Так 13-е правило Гангрского Собора гласит:
«Аще некая жена, ради мнимаго подвижничества, переменит одеяние, и, вместо обыкновенной женской одежды облечется в мужскую: да будет под клятвою».
В комментарии на это правило еп. Никодим (Милош) отмечал:
«Считая, как известно, брак делом грешным, евстафиане не делали различия между мужчинами и женщинами, но признавали всех равными. Для внешнего проявления этого они рекомендовали своим женщинам, ради мнимого подвижничества, носить вместо женского мужское одеяние».
Вопреки этому правилу Собора в церковной среде ношение женщинами мужской одежды не расценивается как грех.
Известно множество преподобных дев и жен, которые по тем или иным причинам подвизались в мужском одеянии и в мужских монастырях.
Преподобная Мария-Марин и отец ее преподобный Евгений жили в начале VI века в Вифинии (северо-западная область Малой Азии). Овдовев, преподобный Евгений решил уйти в монастырь, но дочь его не пожелала с ним расстаться и сопутствовала ему, переодевшись мужчиной. Они вместе вступили в обитель, недалеко от Александрии, где преподобная получила имя Марин. «Брат» Марин весьма преуспевал в добродетелях, отличаясь смирением и послушанием. Когда через несколько лет отец святой Марии скончался, она не перешла в женский монастырь, но еще больше усилила свои подвиги в мужской обители.
В «мужском образе» подвизались, например, преподобные Анастасия Патрикия (10 мар. ст. стиля), Анна Вифинская (13 ин., 29 окт.), Аполлинария (5 янв.), Евгения Римская (24 дек.), Евфросиния Александрийская (15 февр., 25 сент.), Матрона Константинопольская (9 нояб.). Подобные примеры есть и в относительно недавнее время (старец Досифей, подвизавшийся в Киеве и благословивший преп. Серафима Саровского на иноческий подвиг, был в действительности девицей, в миру Дарьей Тяпкиной). Блаженная Ксения Петербургская, начав свой подвиг, стала называться именем своего умершего мужа и носить мужскую одежду.
На закономерный вопрос читателей можно ответить так:
трансвестизм, как стремление к переодеванию в одежду противоположного пола, не обязательно является признаком транссексуала, так как человек, который одевается в одежду другого пола, не всегда идентифицирует себя с противоположным полом.
«А мы знаем некоторых (женщин), принявших сей вид ради истинного подвижничества, а не по лицемерию, которые совершили подвижнические подвиги и достигли высоты добродетели. Эти преподобные жены не осуждаются. Ибо многие жены совершили весь путь подвижничества в мужском одеянии и достигли высоты спасения, как св. Мелания, св. Евгения и другие» — говорит Матфей Властарь.
Более уместно в данном случае говорить о кроссдрессинге (англ. cross-dressing) — это ношение одежды или аксессуаров, которые в обществе ассоциируются с противоположным полом. Термин «кроссдрессинг» означает действие или поведение без указания каких-либо причин или мотивов для такого поведения.
С учетом этого, можно отметить, что современные травести-артисты создают китч на сцене, но крайне редко в повседневной жизни эксплуатируют женский образ.
Литература
- Никодим (Милош), еп. Правила Святой Православной Церкви с толкованиями
- Уолтон Джон X., Мэтьюз Виктор X., Чавалес Марк У. Библейский культурно-исторический комментарий. Ветхий Завет
- Элиаде Мирча. Мефистофель и андрогин, или мистерия целостности