Вопросы о догмате Троицы

Так совпало, что сегодня празднуется начало лета в Нидерландах, Всемирный день гуманизма и день Св. Троицы (вернее, день Св. Духа). О догмате Св. Троицы написано много и очень много. Поэтому сегодня я ограничусь лишь несколькими аспектами тринитарного богословия, чтобы показать, что здесь всё сложно. Заодно вспомню про «князя гуманистов» — Эразма из Роттердама.

«Иоаннова вставка» (лат. Comma Johanneum)

Самое яркое описание Троицы в Синодальном переводе Библии находится в 1 Ин 5.7:

“Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино”.

А.П.Лопухин отмечает, что

“весьма важный в вероучительном, догматическом отношении стих 7-й не читается ни в одном из древних греческих кодексов Нового Завета: ни в таких авторитетных уникальных кодексах, каковы: Синайский, Александрийский, Ватиканский, ни в древнейших курсивных греческих манускриптах, ни в лекционариях. В творениях древних греческих отцов, в своей полемике против ариан, имевших постоянный повод говорить о троичности Лиц в Боге и Их единосущии, данный стих не цитируется. И блаженный Феофилакт в толковании своем послания ап. Иоанна опускает ст. 7-ой. Нет этого стиха и в древнейших переводах Нового Завета — Пешито, арабских и др.; только в некоторых, и то не древних, списках латинского перевода Вульгаты спорный стих читается”.

Приведу несколько примеров: 

“Дух, что есть жизнь, и вода, что есть возрождение и вера, и кровь, что есть познавание, и сии три суть едино. В Спасителе, без сомнения, есть эти приносящие спасение добродетели, и сама жизнь в самом Сыне Его возникает” (свт. Климент Александрийский. Заметки на Кафолические послания).

“Итак, Дух освящения, и кровь искупления, и вода крещения — эти три суть одно и остаются нераздельными, и ничто из них не отделяется от соединения своего, потому что кафолическая Церковь этой верой живет, этой верой действует” (свт. Лев Великий. Послания).

“Что же истекло из Его ребра, кроме таинства, которое принимают верные? Дух, кровь, вода. Дух, который Он испустил, и кровь и вода, которые Он пролил. От этой крови и воды, как на то указывается, родилась Церковь” (Блаж. Августин. Проповеди).

Великие отцы Восточной и Западной Церкви ничего не знали про «Иоаннову вставку» (лат. Comma Johanneum).

Как же этот стих попал в наши Библии?

Приведу описание происходящего из книги Брюса Мецгера “Текстология Нового Завета”:

Эразм Роттердамский

“Возможно, Comma появилась как аллегорическое истолкование трех упомянутых свидетелей и могла быть написана как комментарий на полях латинской рукописи, содержащей Первое послание Иоанна, откуда и была перенесена в Старую латинскую Библию в V в.  С 1506 г. Эразм из Роттердама мечтал об издании греческого текста Нового Завета, но он не мог найти рукопись, которая содержала бы полный Новый Завет на греческом языке, он использовал несколько источников для подготовки разных частей Нового Завета. Большую часть текстов Эразм взял из двух довольно посредственных в научном отношении рукописей XII в. Некоторые стихи Эразм сам перевел на греческий язык с латинской Вульгаты. В результате в издании Эразма 1516 г. можно было встретить чтения, которые не содержала ни одна из известных греческих рукописей, но которые и по сей день продолжают печатать в так называемом Общепринятом тексте (Textus Receptus) греческого Нового Завета. Это издание Нового Завета стало первым в своем роде и заложило основы новейшей библейской критики.

В издании Эразма отсутствовало место, где апостол рассуждает о Святой Троице: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Снятый Дух; и сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле…» (1 Ин 5:7—8). Эразм объявил, что ни в одной греческой рукописи он не обнаружил этих слов, хотя кроме двух основных рукописей в процессе подготовки текста изучил еще несколько документов. Эразм пообещал, что в том случае, если такая рукопись будет найдена, то в последующих изданиях он вставит так называемую Comma Johanneum. 

В конце концов такая рукопись нашлась (или, собственно, была подделана). Она была написана в Оксфорде около 1520 г. членом францисканского ордена по имени Фрой (или Рой), взявшим этот отрывок из латинской Вульгаты. Эразм выполнил свое обещание и вставил отрывок в третье издание (1522 г.), однако в примечании к нему выразил сомнение в подлинности данной рукописи.

Выражение, близкое к «Иоанновой вставке», встречается в середине III века у священномученика Киприана Карфагенского, в сочинении «О единстве Церкви» (De unitate ecclesiae),  хотя его текст не тождественен: “Господь говорит: Аз и Отец едино есмь. И опять об Отце, Сыне и Святом Духе написано: и сии три едино суть”.

Древнейшее цитирование Comma встречаем в латинском трактате IV в. Liber apologeticus (гл. 4), авторство которого приписывается либо Присциллиану, либо его последователю, испанскому епископу Инстантию: “три имеются, которые свидетельствуют на земле: вода, плоть и кровь, и эти три есть едино; и три имеются, которые свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Дух, и эти три есть едино в Иисусе Христе”. 

К сожалению, в 385 г. Присциллиан вместе с четырьмя последователями был казнен.

Это был первый пример вмешательства светского правосудия в церковные дела и первый случай казни еретиков, произведший громадное впечатление и вызвавший особенно сильное негодование со стороны святых Амвросия Медиоланского и Мартина Турского.

“Бог явился во плоти”

Такой фразы в Библии нет.

Она возникла как ошибка переписчика, возникающая из-за неправильного зрительного восприятия.

Писцу, страдавшему астигматизмом, было достаточно трудно различать схожие по написанию греческие буквы, особенно если предыдущий переписчик недостаточно аккуратно выполнил свою работу. Так, в унциальном письме часто смешивались сигма (которая обычно изображалась как сигма-“полумесяц”), эпсилон, тэта и омикрон (C, E, Θ, O). Например, в 1Тим 3.16 ранние рукописи имеют чтение ОС (ὃς — “тот кто”), в то время как многие поздние – ΘC (обычное сокращение для Θεός — “Бог”).

И по сей день в Синодальном издании мы читаем “Бог” вместо аутентичного местоимения ὃς: “И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе”.

Вот как это место выглядит в критическом (научном) издании:

“καὶ ὁμολογουμένως μέγα ἐστὶν τὸ τῆς εὐσεβείας μυστήριον· ὃς ἐφανερώθη ἐν σαρκί, ἐδικαιώθη ἐν πνεύματι, ὤφθη ἀγγέλοις, ἐκηρύχθη ἐν ἔθνεσιν, ἐπιστεύθη ἐν κόσμῳ, ἀνελήμφθη ἐν δόξῃ”.

Современный перевод РБО следует критическому тексту:

“Да, бесспорно, велика тайна нашего богопочитания: это Тот, кого Бог явил в человеческом теле , кого Дух оправдал , кого видели ангелы , о ком возвестили народам, в кого поверили в мире и кто вознесен был во славе”.

Людей называют богами

Несомненно, что в 1Тим 3.16 Иисус не именовался Богом, однако, есть множество мест Нового Завета, где он именуется божественным или же причастным божественности Бога-Отца. 

Но не будем обольщаться: новозаветные книги не содержат учения о Троице единосущной и нераздельной.

Богами в Библии названы Иисус, сатана (2Кор 4.4), а также судьи Израиля (Пс 81.6 и Ин 10.34):

“Я сказал: вы — боги”.

Ранние христианские писатели также придерживались идеи о божественности личностей, причастных славе Яхве:

“Писания никого иного не называют Богом, кроме Отца всего и Сына и тех, которые получили усыновление” (Ириней Лионский. Против ересей, кн. IV, предисловие, 4).

И еще:

“не вначале сотворены мы богами, но сперва людьми, а потом уже богами, хотя Бог по чистой благости Своей сделал это для того, чтобы кто не почел Его завистливым или скупым. «Я сказал, – говорит Он, – вы все боги и сыны Вышняго», но так как мы не могли вынести силы Божества, то прибавляет: «впрочем вы умрете, как люди» (Пс.81:6–7)” (Ириней Лионский. Против ересей, кн. IV, глава XXXVIII, 4).

P.S.

Фактически все христианские писатели I-III веков принадлежали учению субординализма.

Это учение о неравнозначности и соподчинённости ипостасей Троицы, согласно которому Сын-Логос и Дух Святой происходят от Бога-Отца и подчинены Ему.

Например, согласно св. Иустину Философу, ипостаси Троицы находятся в состоянии иерархического подчинения:

“Иисус Христос… Он Сын Самого истинного Бога, и поставляем Его на втором месте, а Духа пророческого на третьем” (мч. Иустин Философ. Апология первая, 13).

Только в IV веке было оформлено учение о Троице. В Библии этой идеи не было.

Источники

  1. Болотов В.В. Иустин философ. Раскрытие учения о Св. Троице в христианской письменности до Оригена
  2. Брюс М. Мецгер, Барт Д. Эрман. Текстология Нового Завета = The Text of the new testament : рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала.  – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Изд-во ББИ, 2013. – 405 с.
  3. Иустин Философ. Апология первая. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/apologia/
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 3
  1. Divan

    Но ведь могут привести как пример о почитании Троицы стих из Матфея в конце и дидахе

    1. alex (автор)

      Могут. Приводят. Но перечисление лиц не указывает на их единосущие и равное величие. Павел указывает в послании к Галатам трех столпов Церкви: Петра, Иакова и Иоанна. Или в Библии сказано, что Бог стал в сонме богов.

  2. Александр

    Разве не достаточно для выведения сформулированного тезиса о троицы — Мф 28:19 или Апостольское Приветствие: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь»(2 Кор 13:13). Ну а далее правильно, как и делается, можно уже подводить догмат о Троицы к ветхому завету,к преданию и т.д

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: