13 декабря по новому стилю совершается память апостола Андрея Первозванного.
Об апостоле Андрее мы знаем очень мало, ведь более или менее достоверные сведения о брате Петра сводятся к скудным упоминаниям в Евангелиях и к его появлению в начале «Деяний апостолов».
Последнее, что известно об Андрее Первозванном из Нового Завета, — это его участие вместе со всеми в выборе 12-го апостола вместо Иуды Искариота и присутствие при схождении Св. Духа на праздник Пятидесятницы (Деян 2. 1).
Для создания хоть сколь либо историчной — даже не исторической! — реконструкции его биографии абсолютно недостаточно данных: по сути, все они обрываются на палестинской части его жизни.
Следующие рассказы об апостоле Андрее относятся уже ко II веку и имеют ярко выраженный легендарный характер. Это краткое упоминание о проповеди апостола неким скифам (эта версия отражена Оригеном в 3-м томе «Толкования на Бытие» около 200—254 гг.), а также датирующиеся II в. апокрифические «Деяния Андрея», написанные сирийским или египетским автором.
Последний даже не бывал никогда в Патрах Ахейских, где он помещает смерть апостола, — весь сюжет его произведения представляет собой вымышленную рамку для проповеди раннехристианского энкратизма (радикального учения о воздержании); они имеют окраску неоплатонического влияния.
Примерно в III в. они были включены наряду с деяниями Петра, Павла, Иоанна и Фомы в т.н. корпус Левкия Xаpинa, который многие церковные писатели осуждали как несомненно еретический.
Проповедь Андрея в “Деяниях” начинается на южном берегу Чёрного моря и затем апостол движется по побережью на запад через Понт и Вифинию.
Но и от этих «Деяний» до нас дошла только заключительная часть, да и то не в первоначальном виде: Acta Andreae реконструируется на основании «Книги о чудесах» Григория Турского (591-592 гг.).
Возникшая в начале IX века новая житийная традиция Первозванного апостола почти полностью отказалась от материала апокрифических «Деяний», сконструировав вместо этого собственную, но столь же далёкую и от реальности, и от правдоподобия картину.
Между 815 и 843 гг. Епифаний Монах создал «Житие Андрея». Он опирался на известную ему церковную традицию («Список апостолов» Псевдо-Епифания, «Псевдо-Клементины», «Житие Панкратия Тавроменийского»), и на переработанный материал апокрифов, и на местные предания причерноморских городов. Весь маршрут Андрея сконструирован Епифанием во многом по образцу собственного путешествия вокруг Чёрного моря, на берегах которого он отыскивал следы памяти об апостоле.
По Епифанию, Андрей Первозванный совершил из Иерусалима 3 путешествия вдоль берегов Чёрного моря, причем всегда по маршруту юг — восток — север.
Епифаний Монах ввёл в жития Андрея упоминание о его проповеди на Кавказе (Лазика, Абхазия, Сванетия) и — впервые — в Крыму (Боспор, Феодосия, Херсон).
На «Житие» Епифания опирались все последующие авторы.
Симеон Метафраст, использовавший 1-ю редакцию «Жития» Епифания, распространил область проповеди Андрея Первозванного до Дуная и присоединил рассказ о перенесении мощей апостола в Константинополь.
По мнению профессора А.В. Карташева, с помощью развития легенды об Андрее византийская церковь решала две задачи:
- Оградить свою независимость от притязаний Рима и доказать свою равнозначность Риму (Андрей был старшим братом апостола Петра).
- Обеспечить себе господство над всеми по возможности церквями Востока.
Дальнейшее развитие византийская традиция получила в Грузии и на Руси
Уже в X-XI вв. в Грузии была широко распространена легенда, повествующая о проповеди ап. Андрея в Юго-Западной Грузии во время его 3-го путешествия.
Согласно жребию Грузия досталась в удел Богородице, но в видении Ей явился Христос, поручивший послать туда Андрея Первозванного. Получив из рук Богоматери Ее нерукотворную икону, апостол Андрей вместе с ап. Симоном Кананитом отправился сначала в Трапезунд, где проживали мегрелы. Крестив их, Андрей Первозванный пошел в Аджарию, явил там многие чудеса (в частности, при помощи иконы Богородицы он извел источник целебной воды) и заложил церковь во имя Пресв. Богоматери, где оставил нерукотворную копию с Ее образа, приложив его к обычной доске. Затем апостол продолжил свою проповедь в Тао, Кларджети, Мегрелии, Абазгии и Сванети, после чего направился на север проповедовать христианство осетинам и джикам (греч. аланы и зихи); дойдя до г. Фостафор в Осетии, он совершил много чудес и крестил осетин. После этого апостол направился в Скифию.
Проповедническая деятельность Андрея Первозванного на территории Грузии считалась Грузинской Церковью неопровержимым фактом.
На основании этого грузинские богословы неоднократно защищали автокефальные права Грузинской Церкви в спорах с Антиохийским Патриархатом.
К XI в. относится рост почитания ап. Андрея на Руси.
Основой преданий о посещении Русской земли Андреем Первозванным является свидетельство Оригена о Скифии как об апостольском уделе ап. Андрея (Евсевий. Церк. ист. III 1). В результате анализа упоминаний Скифии в произведениях Публия Овидия Назона (43 до н.э.- 18 н.э.) можно очертить ее пределы в то время. Она занимала территорию севернее Понта Эвксинского (Чёрное море), простирающуюся от гор Кавказа, Меотиды (Азовское море) и р. Танаис (Дон) до р. Гипанис (Юж. Буг) на западе и включающую в себя Крымский п-ов, а на севере ограниченную Скифскими, или Рифейскими, горами неопределенной локализации.
Отметим, что свт. Григорий Богослов (IV век) писал, что Андрею жребий выпал на Индию.
На Руси было создано оригинальное сказание о посещении Андреем Первозванным русских пределов, сохранившееся в составе Повести временных лет.
Согласно этому тексту, Андрей Первозванный, прибывший из Синопы в Корсунь (Херсонес), узнал о близости Днепровского устья и «въсхотѣ поити в Римъ»; поднявшись вверх по Днепру, он благословил место будущего Киева, а затем отправился на север, в землю словен, где позднее возник Новгород; подивившись местным банным обычаям, апостол отбыл в Рим, а оттуда вернулся в Синопу. Римские христиане «слышаще, дивляхуся» рассказу про бани, где люди любят бить себя «молодыми прутьями», обливаться квасом и студеною водой (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 7-9).
Однако, первый список «Повести временных лет» — так называемый Древнейший свод 1039 года, а также Начальный свод 1095 года и «Чтение о Борисе и Глебе» Нестора Летописца прямо заявляют, что
на Русь апостолы «не ходили» и что они в наших землях «не быша».
Со времени свт. Макария, в 1526-1542 гг. бывшего архиеп. Новгородским, стали известными местные новгородские предания о проповеди Андрея Первозванного в земле Русской, дополняющие ПВЛ.
Во 2-й пол. XVI в. было составлено сказание, повествующее о посещении апостолом острова Валаам (ТОДРЛ. Т. 47. С. 135-147).
Таким образом, начальное киевское сказание о путешествии Андрея Первозванного по Днепру и Волхову обратилось в традицию об апостольской проповеди по всей Русской земле. Теперь он почитается в Соборе Карельских святых.
Со времен царя Иоанна Грозного об этом заявлялось в случаях, когда требовалось защитить самостоятельность России в церковных делах.
На Руси почитание апостола Андрея носило также в большей степени политический, чем народный характер. Греческие монахи несколько раз привозили в XVII в. в Москву частицы мощей апостола, однако никакого их значительного почитания не было. Лишь при Василии Шуйском и патриархе Ермогене была переведена с греческого полная служба апостолу, который до этого находился в разряде шестеричных святых. Характерно, что в 1656 г., всего лишь через двенадцать лет после привоза руки апостола, всенощной апостолу не служили, а патриарх Никон в день его памяти отдыхал.
P.S.
- Первозванным можно называть не только Андрея, но и Любимого ученика Спасителя: “Андрей, брат Симона Петра, был один из двоих, услышавших от Иоанна и последовавших за Ним” (Ин. 1. 40-41).
- Отца Андрея Первозванного звали Иона (Мф 16. 17; Ин 1. 42), но некоторые древние рукописи Евангелия от Иоанна предлагают иной вариант его имени — Иоанн. Иона или Иоанн?
- По преданию Андрей Первозванный принял мученическую кончину — распятие на кресте. Однако его X-образный или косой крест («crux decussata») впервые появился в юго-западной Франции в X веке. Средневековые художники изображали Андрея Первозванного рядом с обычным крестом.
Шотландский флаг с X-образным крестом в 1606 году вошёл в качестве составляющей во флаг Великобритании, а через него во флаги Австралии, Новой Зеландии и других государств Британского содружества. При имп. Петре I андреевский крест стал изображаться на флагах Российского флота. При подготовке Устава Пётр I дал такое описание флага:
«Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».
Литература:
- Виноградов Андрей, Грищенко Александр. Андрей Первозванный. Опыт биографического жизнеописания. — М.: Молодая гвардия, 2013. С. 6, 378-379, 403-403
- Виноградов А.Ю. , Сургуладзе М., Анохина Т.В., Лосева О.В. Андрей Первозванный // Православная энциклопедия. Т. 2. — М., 2008. С. 370