Уроки из жития св. Спиридона

Cвятой Спиридон умер 12 декабря в возрасте 78 лет. Этот день — по новому стилю 25 декабря.

Представим себе обычного епископа и сопоставим этот образ с жизнеописанием Спиридона. 

Во-первых, Спиридон тримифунтский, епископ кипрский, был поселянин, имел жену и детей, но от этого не стал хуже в делах божественных. Как епископ, святой Спиридон являл пастве пример добродетельной жизни и трудолюбия: пас овец, убирал хлеб. 

Второй сюжет из жития Спириона обычно преподносится как иллюстрация или пояснение к догмату о Св. Троице:

“На Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, — сказал тогда святитель Спиридон, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино». 

Всё бы хорошо, да только указанный образ совершенно не соответствует православному учению о Троице. В качестве иллюстрации используются неличностные “стихии”. Это касается и других образов Троицы в тварном мире (река, солнце и т.д.). В этом смысле удачнее сравнение с семьей прародителей, где Адам нерожден, Авель — сын, а Ева “изведена” из Адама. По крайней мере, здесь три личности отражают тайну трех Ипостасей. Но в указанном рассказе кирпич (плинфа) распался на три “стихии”: огонь, воду и глину. Как эти стихии могут соотноситься с Лицами Троицы, не понятно.

Ни у кого из древних агиографов и историков Церкви нет никакого упоминания об этом чуде.

Тем не менее, эта история столетиями преподносится как назидание для православных христиан.  

Еще один сюжет из жития Спиридона свт. Игнатий (Брянчанинов) приводит как аргумент против неразумной строгости поста во время болезни и вообще в сложной жизненной ситуации.

«Надобно знать и то, как он принимал странников», — пишет Созомен. Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлён, святой Спиридон сказал дочери: «Обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему поесть». Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе солёное свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, «убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, — тот прибавил: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: Вся чиста чистым» (Тит. 1:15)».

Свт. Игнатий так комментирует рассказ про свиное мясо в письме к больной инокине:

«Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями, оцеживающими комара и пожирающими верблюда» (Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание писем. Письмо 402 (528). С. 647).

Обзор древних рассказав о Спиридоне хотелось бы завершить рассказом про собор кипрских епископов, на котором культурный и красноречивый Трифиллий из Ледры, цитируя текст “Встань, возьми постель свою и ходи”, заменил разговорное слово на койне κράβαττόν (соломенный тюфяк, соломенная циновка), стоящее в Ин.5:8, изысканным аттическим словом σκίμπουν.

“Спиридон, вознегодовав на это, сказал: «ужели ты лучше Того, Кто произнес: одр, что стыдишься употребить Его выражение?»”.

Это событие Брюс Мецгер описывает как свидетельство из древности о внесении в Св. Писание сознательных изменений:

“мы на этом примере поймем, что переписчики, возмущенные действительными или мнимыми ошибками в написании, грамматике или изложении исторического факта, сознательно изменяли то, что переписывали… Порой “думающие” переписчики представляли большую опасность для текста, чем те, единственной целью которых было точное копирование того, что лежало перед ними”.

Учитывая, что у нас нет ни одного оригинала библейских книг, можно сделать определенные выводы о надежности имеющихся копий книг Св. Писания и степени его богодухновенности. 

А еще на многих православных сайтах можно найти современную историю о заступничестве свт. Спиридона. Сообщается, что

“наш незадачливый соотечественник умудрился потерять кошелек, где были не только все его деньги, но также паспорт и билеты. Местные жители посоветовали ему обратиться к святому Спиридону. Турист был человеком довольно скептичным, однако в храм все-таки пошел. Поначалу кошелек не нашелся. Туристическому агентству едва удалось договориться с властями, чтобы туриста посадили на самолет, но как он будет по прилете в Россию разбираться с нашей таможней без паспорта, было непонятно. И вдруг за час до отлета ему позвонили на мобильный и сказали, что нашли кошелек и уже везут в аэропорт. Курьер приехал за десять минут до конца регистрации. В кошельке в целостности и сохранности были билеты, паспорт и деньги”.

Описанное событие на самом деле является чудным, то есть удивительным. Но относится к так называемой “ошибке выжившего”. Иллюстрацией «ошибки выжившего» является античный рассказ о пользе клятв богам, потому что есть множество

«изображений о спасении людей, которые попадали в шторм и давали клятву богам совершить какой-либо обет».

Цицерон приводит слова Диагора Мелосского:

«Однако отсутствуют любые изображения тех, кто погиб в море в результате кораблекрушения».

Точно также некий человек обратился в молитве к Спиридону и получил просимое (нашлись документы, получил квартиру у т.д.). А миллионы страждущих молились, ждали, но так и не получили необходимого. Их документы не нашлись, им не нашлось места для проживания или денег на пропитание. Про негативный опыт обращения к святым не пишут на православных сайтах, поэтому это классическая “ошибка выжившего”.

Подведем итоги. 

В Древней Церкви епископ мог быть реальным примером для своей паствы. Он хорошо разбирался в перипетиях семейной жизни, знал, как воспитывать и кормить детей. В то время пост был для человека, а не человек для поста. Это касается и длительности богослужения.

Рассказы про Спиридона свидетельствуют, как в древности возникали искажения в библейских текстах, причем, из благих побуждений христиан. 

В то же время мы видим, что житие Спиридона как литературное произведение также претерпело множество влияний и правок. В него попал недостоверный рассказ, содержащий еретические представления о Троице. 

Рассказы о чудесах Спиридона следует отнести к удачной версии «религиозного мема», а современные версии таких историй — к “систематической ошибке выжившего”, когда учитываются лишь удачные события, а негативные не упоминаются.

Возможно, самое величайшее чудо из жития Спиридона — это описание епископа, который работал собственными руками, пас овец и выращивал пшеницу.

Литература

  1. Бугаевский А.В. Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский. Его жизнь, подвиги и чудотворения, изложенные по греческим рукописям. М, 2005. 
  2. Ермий Созомен. Церковная история
  3. Мецгер Брюс M., Эрман Барт Д. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ББИ, 2018
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: