Иисус был проповедником из низших слоев общества, жившим в глубинке сельской Галилеи, осужденным за нарушение закона и распятым за преступления перед римским государством.
Однако вскоре после его смерти его последователи стали утверждать, что Иисус был божественным существом. Впоследствии они заявили, что Иисус был не кем иным, как самим Богом, Творцом неба и земли.
У нас нет евангельских рассказов, написанных сразу после распятия Иисуса. Канонические евангелия были написаны спустя 40-65 лет после его смерти.
Ряд пассажей в Новом Завете представляют собой остатки более древних традиций, относящихся к первым десятилетиям христианского движения.
Данные “долитературные традиции” передавались в устной форме до того, как были записаны авторами. Они отражают эволюцию христологических представлений в I веке.
Если кто-то говорит, что Иисус – Бог или Сын Божий, или божественное существо, важно спросить – «в каком смысле?».
Посмотрим, какие ответы находили первые христиане.
I ступень христологии: Воскресение было вознесением Иисуса до божественного статуса
В Послании к Римлянам ап. Павла пишет о Сыне Божием,
“родившемся от семени Давидова по плоти, поставленном Сыном Божиим в силе, по духу святости, в воскресении из мёртвых, об Иисусе Христе, Господе нашем” (Рим 1:1–3).
В этом “символе веры” в отличие от иных посланий Павла, подчеркивается земное мессианство Иисуса как потомка царя Давида.
Для первых последователей Иисуса его воскресение подтвердило, что невзирая на то, что Иисус не одержал победу над своими политическими противниками (как это ожидалось от Мессии), Бог удостоил его особой милости, подняв из мертвых. Вторая особенность этого символа веры – Иисус был вознесен в момент своего воскресения.
Фраза «по духу святости» представляет собой семитизм. В семитских языках, сочетание существительного с прилагательным передается сочетанием двух существительных. Например, если вы хотите сказать «праведный путь», то скажете «путь праведности», а вместо «Святой Дух» – «Дух святости». Скорее всего, этот “символ веры” восходит к самым первым годам христианства и был принят как выражение стандартного христианского взгляда на то, кем был Иисус: земным Мессией, произошедшим от Давида, и небесным Сыном Божьим, вознесенным в момент своего воскресения.
Следующий пример древнейшей христологии — Деян 13.29, где предполагается, что Иисус был погребен членами еврейского Синедриона (а не одним только Иосифом из Аримафеи).
«И мы вам благовествуем обещание, которое дано было отцам, что Бог его исполнил, воскресив Иисуса, как и написано в псалме втором: «Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя»» (Деян 13.32–33).
Стих Пс 2:7 изначально указывал на день интронизации царя, когда его помазывали елеем. Царь-помазанник воспринимался как усыновленный Богу вождь. Исполнение этого псалма, заявляет Павел, имело место «сегодня» — в день воскресения Иисуса. Именно тогда Бог объявил, что «родил» Иисуса как своего Сына. Бог вознес Иисуса до положения своего Сына, воскресив его из мертвых.
Еще примеры:
«Итак, твердо знай весь дом Израилев, что и Господом и Христом сделал Его Бог, Того Иисуса, Которого вы распяли» (Деян 2.36);
«Бог отцов наших воздвиг Иисуса… Его Бог вознес десницей Своей, как Начальника и Спасителя» (Деян 5.30–31).
Эта точка зрения именуется адопционистской христологией (от лат. adoptio — «усыновлять»), поскольку Иисус не рассматривается в ней как божественное существо «по природе».
Поздние богословы считали «низкую» или «адопционистскую» христологию недостаточной, но для первых сторонников Иисус вовсе не был «всего лишь» приемным сыном Бога. Это было самой фантастической вещью, какую кто-либо вообще мог сказать о Христе – что он получил место рядом с Богом Всемогущим. Такое понимание Христа отнюдь не принижало и не умаляло его – оно было поистине удивительной, захватывающей точкой зрения.
Говоря об усыновлении, следует помнить, что означало быть приемным сыном в Римской империи. Сегодня мы склонны думать, что приемный ребенок – не «настоящий» ребенок своего родителя и не принадлежит приемному родителю «по-настоящему». Если Иисус – «всего лишь» приемный сын, тогда он не «по-настоящему» Сын Божий, просто ему был предоставлен более высокий статус, чем остальным из нас.
Но в римской империи усыновление воспринималось иначе.
Например, у Цезаря был сын Цезарион и приемный сын — племянник.
И кто же из них оказался важнее? Цезарион так и остался лишь примечанием на полях истории. А Октавиан? Он был усыновлен благодаря своим достоинствам и выдающемуся потенциалу.
Как приемный сын Цезаря, он унаследовал всю его собственность, статус и власть.
Нам он лучше известен как Цезарь Август – первый император Римской империи.
Когда первые христиане утверждали, что Иисус стал Сыном Божьим в момент воскресения, они говорили о нем нечто весьма примечательное.
Он был поставлен наследником всего, что принадлежало Богу. Он получил всю власть и привилегии Бога. Он мог победить смерть. Он мог прощать грехи. Он мог стать будущим судьей всей земли. Он мог править от имени Бога. Таким образом, он был во всех отношениях Богом.
При этом христиане считали, что поскольку Бог вознес Иисуса до божественного статуса, то Он не только дозволял, но даже требовал оказывать Иисусу божественные почести.
Христиане настаивали на том, что они верили в единого Бога, и тем не менее почитали Иисуса как божество и поклонялись своему «Господу Иисусу» наравне с Богом.
“Для нас лишь один Бог — Отец… и один Господь — Иисус Христос” (1 Кор 8.6).
II. Иисус стал божественным в момент принятия Крещения в Иордане
Самая ранняя христология может быть обнаружена в традициях, доминирующих у Павла и в книге Деяния апостолов, однако эта точка зрения не представлена ни в одном из евангелий.
В какой-то момент христиане пришли к мысли, что возвышение Иисуса имело место до его общественного служения: он должен был стать Христом при крещении (Деян 10.37-38).
Вот почему Иисус мог творить такие поразительные вещи, как исцеление больных, изгнание демонов и воскрешение мертвых; вот почему он мог прощать грехи как представитель Бога на земле; вот почему он мог время от времени показывать себя во славе – он уже стал приемным Сыном Бога с начала своей проповеди, с момента его крещения.
Именно такой взгляд представлен в Евангелии от Марка, в котором нет ни слова о предсуществовании Иисуса или о его рождении от девственницы.
Если бы его автор верил в то или другое, то без сомнения упомянул бы об этом; в конце концов эти взгляды весьма важны.
У Марка он божественный в том смысле, что был усыновлен Богом при крещении, а не позже, в момент воскресения.
В евангелиях от Луки и Марка при крещении Иисуса разверзаются небеса и Дух в виде голубя нисходит на Иисуса, а с небес слышится глас. У Луки Бог произносит те же слова, что и в евангелии от Марка:
«Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Мк 1.11; Лк 3.22).
Но в одном раннем греческом манускрипте манускрипте и в нескольких латинских глас говорит совсем иное:
«Ты Сын Мой, сегодня Я родил тебя».
Сегодня Я родил тебя! Разве не значит это, что день крещения и был днем, когда Иисус стал Сыном Божьим?
Этот стих процитирован множеством ранних отцов церкви, причем это было сделано раньше, чем переписаны упомянутые манускрипты. В II-III веках этот текст цитировали повсюду — в Риме, Александрии, Северной Африке, Палестине, Галлии, Испании. Есть веские основания думать, что именно такими были первоначальные слова Луки в этом пассаже (Лк 3:22). Когда спустя века переписчики копировали текст Луки, точка зрения, что Иисус стал Сыном Божьим при крещении, уже считалась не просто недостаточной, но еретической. Поэтому ряд протоортодоксальных переписчиков внес в текст изменения, приводя его в полное соответствие с текстом Мк 1:11.
Подобная правка была внесена в текст 1 Тим 3:16, где в большинстве поздних манускриптов сказано о Христе как о «Боге, явившемся во плоти» (θεος εφανερωθη εν σαρκι), а в раннем манускрипте говорится о Христе, ὃς ἐφανερώθη ἐν σαρκί — «кто явлен во плоти». На греческом языке это незначительное расхождение: оно заключается в разнице между очень похожими буквами — тэтой и омикроном (ʘΣ и ΟΣ). Поздний переписчик изменил оригинальное чтение, в результате вместо «кто» появилось слово «Бог» (явлен во плоти). Иначе говоря, текст был отредактирован так, чтобы он подчеркивал Божественность Христа.
С первых веков христианства праздник Крещения Господня назывался Богоявлением.
Но в каком смысле Бог явил Себя в тот момент?
Вот современный перевод этого места:
«Да, бесспорно, велика тайна нашего богопочитания: это Тот, кого Бог явил в человеческом теле, кого Дух оправдал, кого видели ангелы, о ком возвестили народам, в кого поверили в мире и кто вознесен был во славе» (1 Тим 3:16, РБО 2011)
III. Иисус — божественный с начала своей человеческой жизни
Матфей верил, что Иисус стал Сыном Божьим не в момент своего воскресения или крещения, но уже в момент зачатия. Лука, по всей видимости, хотел подчеркнуть, что Иисус был Сыном Божьим на всех значительных стадиях своей жизни: при рождении, крещении и воскресении. То же самое справедливо для представлений Луки об Иисусе как о Господе. О нем говорится как о родившемся Господе в Лк 2.11; его при жизни называют Господом в Лк 10.1, но в Деян 2.38 указано, что он станет Господом, только когда воскреснет.
Точка зрения, что Иисус был зачат девственницей и потому в буквальном смысле слова был Сыном Божьим, представляет собой род христологии возвышения, но отодвинутой назад до крайнего предела — к моменту зачатия.
Иисус отныне – Сын Божий в течение всей земной жизни.
Вместе с тем, рассказы Матфея и Луки не имеют ничего общего с представлением, будто Иисус существовал еще до своего зачатия.
IV. Иисус – предвечное божественное существо
Взгляд на Христа в Евангелии от Иоанна отражает позднюю стадию развития христологической традиции. Это не то, чему учил сам Иисус, и не то, что можно найти в других евангелиях.
У Иоанна Иисус – божественное Логос-Слово, которое “стало плотью и обитало среди нас” (Ин.1:14).
Самые первые христиане не разделяли этого верования.
Здесь Иисус понимается не как человек, возвышенный до божественного статуса; напротив, он – небесное существо, снизошедшее до того, чтобы стать человеком.
В межзаветный период иудеи признавали существование «божественных мужей».
Смерть Моисея описана в Библии в загадочных выражениях: мы узнаем, что он умер в одиночестве, и никто так и не узнал, где находится место его погребения (Втор 34:5–6). Более поздние авторы полагали, что он был взят на небо, чтобы пребывать там. Так, в апокрифической Книге Сираха сказано, что Бог «сравнял его (Моисея) в славе со святыми и возвеличил его » (Сир 45:1–5). Таким образом, он стал равен ангелам. Некоторые авторы считают Моисея стоящим даже выше ангелов.
В некоторых иудейских кругах «как бы Сын человеческий» из книги пророка Даниила стал считаться будущим избавителем и судьей всей земли, который обрушит свою месть на врагов Божьих. Эта личность стала известна, как (единственный в своем роде) «Сын человеческий». Нигде он не описывается более полно, чем в Первой книге Еноха. В Книге Подобий много говорится о величии и славе этой личности, предстающей теперь скорее как божественное существо.
Говорится, что «прежде чем солнце и знамения были сотворены, прежде чем звезды небесные были созданы, Его имя было названо пред Господом Духов» (1 Еноха 48.2–3). В конце времен, когда все мертвые будут воскрешены, именно он, «Избранник», воссядет на престоле Бога (51.3). С этого «престола славы» он будет «судить все деяния святых ангелов на небе и взвесит их поступки на весах» (61.8). Он сам вечен: «И отныне не будет там ничего тленного, ибо Он, Сын Мужа, явился» и «всякое зло исчезнет и прейдет пред Его лицом» (69.79). В одном месте этот космический судья всей земли назван Мессией. Здесь правитель, помазанный Богом, не простой смертный, но божество, существующее предвечно и восседающее на престоле рядом с Богом – тот, кто будет судить грешников и праведников в конце времен.
Другими словами, он возвышен до статуса Бога и действует как божественное существо, осуществляющее правосудие Божье на земле. Это и в самом деле очень высокий статус, по сути самый высокий из возможных после самого Господа Бога.
По всей видимости, подобные представления о “Новом Моисее” и Сыне Человеческом, как о божественном существе, повлияли на формирование поздней христологии воплощения.
Подведем итоги
Последователи Иисуса не называли его Богом при жизни. И он сам никогда не ссылался на себя как на божественное существо, сошедшее с небес. Если бы дело обстояло иначе, то такие взгляды играли бы весомую роль в самых ранних записях его слов – то есть в синоптических евангелиях и их источниках (Марк, Q, М и L).
Ранние христологии вознесения исповедовали Иисуса потомком Давида, который приобщился к божественности в момент воскресения из мертвых. Любопытно, что эта идея отражена даже в самом позднем евангелии, где ученик называет Иисуса Богом впервые только после воскрешения Учителя:
“Господь мой и Бог мой!” (Ин 20.28).
Но не будем забывать о разнице между “быть Богом” и “принимать почитание, подобающее Богу”.
Христология возвышения очень быстро трансформировалась в один из вариантов христологии воплощения.
Самое раннее из всех евангелий, от Марка, предполагает, что Иисус стал Сыном Божьим в момент крещения. Следующие по порядку евангелия, от Матфея и от Луки, указывают, что Иисус был Сыном Божьим от рождения, а самое позднее евангелие, от Иоанна, представляет Иисуса как предвечного Сына Божьего, существовавшего еще до сотворения мира.
Эта хронологическая последовательность могла в действительности соответствовать тому порядку, в котором христиане формировали свои взгляды. Но взгляды на Христа отнюдь не развивались по прямой линии в одно и то же время во всех частях христианского мира. Христиане из разных церквей и регионов придерживались различных взглядов на Иисуса почти с самого начала.
При этом существовали две радикально противоположные христологические точки зрения: первая рассматривала Иисуса как существо «снизу», которому предстояло быть «возвышенным», а вторая – как существо изначально «сверху», которое спустилось на землю из Небесного царства.
Литература
- Барт Д.Эрман. Как Иисус стал богом. — М.: Эксмо, 2016
- Барт Д. Эрман. Искаженные слова Иисуса: Кто, когда и зачем правил Библию. — М.: Эксмо, 2009
- Мецгер Брюс M., Эрман Барт Д. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ББИ, 2018
- Радостная весть. Новый Завет. Современный русский перевод. Учебное издание. – М.: Российское библейское общество, 2012