Интересен опыт Католической Церкви в распознании беснования и охоты на ведьм.
Систематический труд о ведьмах, об их связях с диаволом, о способах их обнаружения и уничтожения — «Молот ведьм» (Malleus Maleficarum. Speyer, 1487 г.) — был написан доминиканским инквизитором Генрихом Крамером при участи Якоба Шпренгера.
Крамеру удалось свести воедино мифологические образы Св. Писания, канонические нормы и народные представления о силе колдовства. Этот трактат стал учебником для инквизиторов в этой области и впоследствии переиздавался 29 раз в разных странах Европы.
Автор неоднократно пытался доказать реальность силы волшебства, ведь многие люди тогда и сейчас полагают, что колдовство — это шарлатанство и суеверие.
Важно понимать, что кроме католических авторитетов Крамер постоянно опирается на авторитет Св. Писания, где Моисей сражается с кознями египетский волхвов. Крамер цитировал многочисленные сюжеты из житий святых и легендарных сказаний, где колдовство представлено реальной силой, которая может управлять грозой или мешать зачатию ребенка.
Перед тем, как читать этот трактат, читателю стоит вспомнить, что как таковая инквизиция (от лат. inquisitio – расследование), сформировалась в 1215 г. в ответ на появление альбигойских ересей. В этот же период колдовство стало восприниматься как разновидность еретичества, т.е. ведьма — это человек, который как и еретик выступает против ортодоксальной доктрины.
На рубеже XIV-XV веков возник интерес к мистическим вещам, к герметизму, как способу осмысления Иного. Конец XV и весь XVI век это волна потрясений в Европе. Старая картина мира начала расшатываться. Не находя рациональных аргументов для осмысления зла люди задумывались о сверхъестественном.
Почему погибает скот? Откуда приходит эпидемия? Почему девочки массово начинают говорить на непонятном языке?
Для преодоления социальных фобий церковным и светским властям было важно выявлять врагов общественного спокойствия и публично казнить.
В то время “врагами народа” оказались еретики, ведьмы и содомиты.
Между прочим, именно по этой причине казнили христиан в I и II веке истории Церкви. Язычникам тогда казалось, что гнев богов вызван тем, что некоторые жители города не почитают богов, а христиане фактически являются атеистами — не верят в богов.
Некоторые церковные апологеты подчеркивают, что католическая инквизиция не выносила смертных приговоров, поскольку Церковь не должна проливать кровь. И будто бы вся ответственность за казни лежит на светских властях.
Но это заблуждение. У светских властей фактически не было выбора.
Тех, за кем трибунал признавал доказанность совершенного преступления особой тяжести, а также еретиков, упорствующих в своих заблуждениях или вторично впавших в ересь, «отпускали» из лона католической Церкви, т.е. передавали светской власти, которая должна была привести приговор в исполнение (чаще всего это была казнь через сожжение).
К середине XIII в. в каноническом праве оформилось положение о том, что для приведения приговора о смертной казни в исполнение осужденные еретики должны передаваться светским властям, а последние обязаны прилагать все усилия для истребления еретиков, выявленных Церковью. В случае отказа от исполнения этих обязанностей светский правитель отлучался от Церкви, на его владения налагался интердикт, его вассалы освобождались от присяги, а земли передавались тем, кто были готовы преследовать еретиков (3-й канон IV Латеранского Собора; булла папы Григория IX «Excommunicamus» 1231 г.).
Отмечу, что минимальный возраст обвиняемого инквизицией составлял 14 лет для мальчиков и 12 — для девочек (это возраст церковного совершеннолетия).
В ходе расследования дела допрос обвиняемого мог проводиться с применением пыток. Буллой «Ad extirpanda» папа Иннокентий IV узаконил пытки при расследовании дел по обвинению в ереси, приравняв еретиков к разбойникам и грабителям, которых подвергали пыткам в светских судах. Однако при применении пытки запрещались нанесение тяжких увечий (лишение конечности), убийство человека и пролитие крови, поэтому применялись такие пытки, как растяжение тела и разрыв мускулов (дыба), зажимание тех или иных органов (колодки, железный ошейник, тиски для пальцев, «испанский сапожок»), раздробление суставов, а также пытки водой, огнем и каленым железом.
Пытку разрешалось применять лишь единожды, но это указание, как правило, обходили, объявляя каждую новую пытку продолжением предыдущей. Иногда практиковались пытки свидетелей.
Инквизиционными трибуналами рассматривались также дела по обвинению в магии, колдовстве, астрологии, сатанизме и т. п. Отдельные процессы против чародейства регулярно проходили в разных странах, но систематическая т.н. охота на ведьм началась после буллы папы Римского Иннокентия VIII «Summis desiderantes affectibus» (1484 г.), признававшей существование ведьм и возлагавшей их преследование на инквизицию.
В пиренейских королевствах в конце XV в. была введена «новая» инквизиция, которая имела целью прежде всего искоренение криптоиудаизма: в Испании крещеных евреев подозревали в тайном следовании иудаизму. До середины XVI в. они оставляли около 90% всех жертв трибуналов.
Возвращаясь к анализу “Молота ведьм”, хочется отметить явно женоненавистнический характер этого произведения.
Например, Крамер пишет, что
“если еретиком оказалось лицо духовного сана, то оно торжественно лишается сана и передается светской власти для казни. Если же еретик отречется от своих заблуждений, то он бросается в тюрьму на пожизненное заточение. Нельзя считать достаточными эти наказания для ведьм. Ведь они не простые еретики, а отступницы, которые не только отрекаются от веры, но отдаются и телом, и душою демонам. Поэтому, если даже они раскаются и обратятся к вере, они не заточаются в пожизненную тюрьму, а предаются смерти”.
В XIII-XIV веках за ведовство не казнили, а наказывали, например, розгами. В качестве епитимии могло назначаться паломничество. Представлялось, что человека важно вернуть в лоно Церкви. С XV века начались массовые казни ведьм.
Если человек признавался в ведовстве, его имущество конфисковалось. Иногда почти все хозяйство казненного человека переходило в собственность доносчика. Поэтому в колдовстве часто обвинялись купцы и зажиточные люди.
“Прежде преступники, — пишет Крамер, — предавались двоякому наказанию: смертной казни и разрыванию тела пыточными когтями или выбрасыванию на пожирание диким зверям. Теперь же они сжигаются, потому что эти преступники женщины”.
Демонизация женщин дошла до того, что по словам Крамера,
“грех сатаны во многих отношениях меньше греха ведьм”.
Автор размышляет не о “воображаемых воздействиях ведьм”, а о вполне ощутимом ущербе, который ведьмы якобы приносили людям и скоту:
1) они воспламеняют сердца людей к чрезвычайно сильной любви;
2) они препятствуют способности к деторождению;
3) они удаляют органы, необходимые для этого акта;
4) с помощью волшебства они превращают людей в подобия животных;
5) они делают женщин бесплодными;
6) они производят преждевременные роды;
7) они посвящают детей демонам, не говоря уже о других многочисленных порчах, наводимых ими как на животных, так и на полевые злаки.
Рассмотрим эти обвинения более подробно.
Поскольку к моменту написания книги научное знание еще не появилось, все рассуждения автора отражают архаичное мышление и характеризуются сильно выраженной апофенией (греч. apophene – высказывать суждение, делать явным), то есть поиском закономерностей там, где их нет, а также персонализацией зла:
“Бесполезно искать естественного объяснения деяний дьяволов. Ведь когда человек, одержимый нечистым духом, начнет говорить на непонятном языке, то нельзя считать это естественным явлением. Нельзя объяснить этого и искусством некромантов. Надо искать здесь причину в особых существах со злой волей. Этими существами могут быть только демоны”.
Здесь отражено представление, что человек под влиянием сверхъестественного существа может начать свободно говорить на иностранном языке, хотя прежде он его не знал и никогда не учил (ксеноглоссия). Например, в
книге Деяний апостолов описано чудо Пятидесятницы, когда ученики Христа вдруг “заговорили на разных языках — так, как им было дано Духом” (Деян 2.4), хотя скептики утверждали, что «эти люди напились молодого вина!» (Деян 2.13).
Реальная ксеноглоссия навряд ли возможна — убедительных свидетельств наукой не обнаружено.
Поэтому имеет смысл рассматривать такой феномен, как глоссолалия. Это необычное речевое поведение, бормотание, состоящее из бессмысленных неологизмов, которые, как правило, изобретаются говорящим на ходу. Тем не менее она обладает и некоторыми характерными для «нормального» устного высказывания чертами, такими как темпоральный рисунок, ритм, повторяемость сочетаний звуков и отдельных слов. Возможно, именно такую имитацию языка ап. Павел описал в послании к Коринфянам:
“Тот, кто говорит на неведомом языке, обращается не к людям, а к Богу. Ведь когда он силой Духа изрекает таинственное, его никто не понимает” (1 Кор 14.2).
Если сверхъестественные способности человек получил вне церковного контекста, это воспринималось христианами как проявление бесноватости (они полагали, что боги языческого мира являются демонами). Например, Лука описывает некую
“рабыню, одержимую духом (πύθωνα), который предсказывал судьбу” (Деян 16.16).
Вероятно, речь дельфийских жрецов-прорицателей представляла собой глоссолалию. Этот феномен был присущ практически всем языческим религиям, предполагающим общение с духами. А еще глоссолалия напоминает детский лепет — способ доречевого поведения. Она сопутствует некоторым психическим расстройствам (например, шизофрения) и нарушениям работы мозга.
Подобные практики встречаются в традиционных культурах Африки, на Борнео, в Индонезии, а также в шаманизме. Понимание языка животных в древности воспринималось как магическая способность. Для обретения этой чудесной способности, герою сказаний необходимо проникнуть во чрево огромного чудовища. Как здесь не вспомнить сюжет из Библии, где
“Господь послал большую рыбу проглотить Иону. Три дня и три ночи Иона пробыл у нее в утробе” (Ионы 2.1)?
Вообще в языческих мифах сюжет о поглотителе-переносчике является очень популярным. Герой переносится в внутри чудовища по морю, причем поглотитель имеет форму огромной рыбы.
Знание языка птиц, зверей и рыб приобретается не только тем, что герой поглощается и освобождается из утробы Змея, но и тем, что он, наоборот, сам съедает какую-нибудь частицу змеи или рыбы — символов мудрости, исходящей из подземного мира (ср. Мф 10.16).
Этот краткий религиоведческий обзор показывает, что поиск “естественного объяснения деяний дьяволов” не бесполезен, а “говорение на непонятном языке” следует “считать естественным явлением”, а вовсе не “искать причину в особых существах со злой волей”.
Книга “Молот ведьм” изобилует подобными рассуждениями о нечистой силе, многие из которых коррелируют с представлениями современных православных христиан.
Условно их можно разделить на 3 категории.
- К первой категории относятся феномены из мира природы: связь колдовства и грозой и молнией, влияние магии на скот, порча как причина возникновения болезней и эпидемий.
Крамер приводит в пример историю с эпидемией чумы. Молва приписывала распространение болезни одной колдунье, которая к тому моменту уже была похоронена. Магическое мышление допускало, что колдовские чары действуют даже после смерти ведьмы. Биологических причин распространения чумы тогда не знали: чумная палочка была открыта лишь в июне 1894 г. Когда староста поселения отсек голову погребенной женщины и “выбросил из могилы, чума тотчас же прекратилась” (вывод сделан по принципу “после, значит, по причине”).
Даже такие болезни, как эпилепсия и проказа рассматривались как следствие влияния нечистой силы. В этом Крамер следовал ап. Луке, который рассматривал фактически все болезни как результат козней сатаны (Лк 13.16).
Нападения волков также считались бесовским наваждением.
- Воздействие бесов на душу человека
В “Молоте ведьм” признается, что галлюцинации бывают у “страдающих болезнью мозга и других помешанных”. В таком случае они могут “происходить и без участия дьявола”. Однако Крамер не указывает, как различать сумасшедших и людей со сбоем в работе мозга от жертв дьявольского воздействия.
Крамер цитирует любопытные свидетельства представителей светских властей, которые спрашивали ведьм об их опыте общения с бесами:
“часто они днем и ночью нападают на нас, мы не в силах рассказать: то как обезьяны, то как псы и козы, беспокоят они нас своим криком и шумом, особенно ночью, когда мы встаем на усердную молитву; они производят сильнейшие удары по окну комнаты; иногда кажется, стучат над головой”.
Современные психиатры не рассуждают о влиянии бесов, а слуховые галлюцинации рассматривают как проявление шизофрении и ряда других психических расстройств.
Рассказы Крамера о том, как
“демоны могут проникать в головы, не повреждая их” или как “дьявол находится в голове для того, чтобы производить воздействие на образы и силы воображения”
очень напоминают бред воздействия — основной симптом синдрома Кандинского — Клерамбо.
Другая история про ведьму вполне могла быть примером копролалии (др.-греч. κόπρος «кал, грязь» + λαλιά «речь») — болезненного, иногда непреодолимого импульсивного влечения к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. В частности, Крамер пишет:
“мы знаем одну ведьму, которая во время литургии, когда священник приветствует молящихся словами: «Господь да будет с вами», всегда произносила вульгарное выражение: «Поверни мне язык в заднице».
Для инквизитора это было прямое указание на связь с дьяволом. С точки зрения психиатрии копролалия достигает особой выраженности при синдроме Туретта, однако наблюдается и при других заболеваниях — при шизофрении, прогрессивном параличе, реже — маниакальных состояниях. У религиозных людей подобное расстройство называют бласфемией (навязчивое богохульство).
Крамер описывает образованного, скромного священника, страдающего от одержимости:
когда он проходил мимо церкви и преклонял колени для приветствия славнейшей Девы, в этот миг дьявол высовывал свой язык изо рта одержимого и на вопрос, поставленный больному, не может ли он от этого воздержаться, он отвечал: «Я никак не могу противиться этому. Бес владеет всеми моими членами и органами – горлом, языком и грудью чтобы говорить и кричать, когда ему захочется. Я слышу слова, которые он через меня говорит. Но я не могу ему сопротивляться. И чем благоговейнее прислушиваюсь я к проповеди, тем упрямее мучит он меня и при этом высовывает язык.
В соответствии с современной терминологией непроизвольное высовывание языка можно определить как копропраксию — разновидность сложного моторного тика.
Копропраксия была у русского религиозного философа Николая Бердяева. Когда во время дискуссии он нервничал, то непроизвольно высовывал язык, поэтому в компаниях он часто садился спиной к собравшимся.
“Представьте себе ситуацию, — рассказывал митрополит Антоний Сурожский, — я стою на Литургии, и как только батюшка поворачивается к прихожанам и говорит «Мир всем», этот человек показывает язык. Тогда еще я не знал, что это Бердяев и что это проявление болезни. После нескольких раз я с возмущением подошел к старосте и сказал: давайте выведем этого человека из храма вон, он показывает язык. Ты что? — сказал мне староста, — это же Бердяев, он болен. С тех пор я никого не осуждал».
Еще один странный случай, описанный в “Молоте ведьм”, вполне мог быть микроинсультом. Речь идет о семейном конфликте знатного мужчины с его женой. В конце очередного скандала жена требовала, чтобы муж ее ударил.
Когда тот “притронулся вытянутыми пальцами к ее плечу, он тут же упал на пол, потерял сознание и пролежал долгое время больным”.
Эту историю Крамер приводит как пример чародеяния женщины, отмечая, что здесь
“не могло быть заболевания по естественным причинам”.
Некоторые указания автора “Молота ведьм” позволяют сделать вывод, что
“нечистых духов простой народ называет фавнами, лесными богами, а мы призраками, которыми изобилует Норвегия”.
Можно предположить, что эти призраки намного чаще являлись жителям Норвегии, чем жителям Рима. Почему так? В XV веке Норвегия представляла собой огромные пространства, не затронутые цивилизацией. Сегодня мы знаем, что “сенсорная депривация”, т.е. длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству, утере связи с реальностью и галлюцинациям. Это касается как пребывания в Иудейской пустыне, так и в средневековой Норвегии.
Случаи сомнамбулизма в “Молоте ведьм” также связывали с воздействием дьявола:
“рассказывают о таких больных, которые ночью во сне блуждают по крышам высоких зданий, не падая и не разбиваясь. Врачующие считают этих больных находящимися под влиянием злых духов».
- Сексуальность
Репродуктивные способности и вообще сексуальность в “Молоте ведьм” являются чуть ли не главной темой. По словам Крамера,
“Бог попускает из-за отвратительности полового акта и из-за того, что через него размножился первый грех, чтобы этот акт чаще, чем все остальные поступки, подвергался околдованию”.
Инквизитор верил, что “препятствия к исполнению супружеских обязанностей” необходимо искать в магической сфере. Будто бы это влияние колдовской порчи, а вовсе не “воображаемые воздействия ведьм”. По его мнению, колдовство имеет семь видов и касается поражения чарами способности любовного соития и зачатия во чреве матери.
В книге изложена история одного мужчины, желающего иметь сношения с девушкой. Он не мог этого совершить вследствие того, что всякий раз дьявол принимал на себя облик человеческого тела и ложился между ними. Другой похожий сюжет — сексуальная связь женщины с инкубами.
Крамер знал очень простое объяснение возникновения импотенции:
“демон поражает вялостью орган, служащий для оплодотворения”, “околдование происходит в первую очередь в виде наведения полового бессилия”. “Если же орган приходит в движение и становится твердым, но муж не может довести акта до конца, то это признак колдовства”.
К сожалению, импотенция, бесплодие и преждевременные роды в Средние века рассматривались наравне с убийством:
“колдовство заключается не только в том, что акт не доходит до конца, но и в том, что женщина не зачинает или у нее наступают преждевременные роды. Согласно каноническим правилам тот, кто из чувства мести или из ненависти к мужу или жене лишает их способности к деторождению или к зачатию, считается за убийцу”.
В “Молоте ведьм” содержится еще один оригинальный вид колдовского влияния на мужчину: ведьмы
“могут чародейским искусством удалять мужской член, как будто совершенно его вырывая из тела”.
Например, когда один юноша захотел бросить девушку, то
“чародейственным образом потерял мужской член, так что не мог видеть его и чувствовал лишь гладкое тело. Он опечалился”.
Опытный инквизитор поясняет, что “члены скрываются демонами так, что нельзя их ни видеть, ни осязать”.
Похищенные таким образом члены в большом количестве, до двадцати или тридцати членов зараз, ведьмы “скрывают в птичьем гнезде или ящике, где они движутся, как живые, и принимают пищу, что многие видели и что повсеместно известно… Некто рассказывал, что когда он потерял член и обратился за восстановлением своего здоровья к ведьме, та приказала ему подняться на дерево и из находившегося там гнезда, в котором лежало большое количество членов, взять себе один. Когда тот хотел взять из них один побольше, ведьма сказала: «Нет, этот не тронь, – и при этом добавила, – он принадлежит одному попу».
Между прочим, в 1975 году психиатры Нигерии были озадачены вспышкой случаев, когда мужчины стали обвинять друг друга в краже пeниcoв. Эпидемия охватила Нигерию на долгие два года, и закончилась так же резко, как и началась.
Возможно, в этих случаях у мужчин проявлялось такое расстройство, как синдром Коро, при котором мужчины жалуются, что их пенис сжимается и может совсем исчезнуть. Некоторые пациенты жалуются, что у них нет пениса, яичек «и вообще ничего больше нет».
Невролог Рамачандран предполагает, что эта проблема может возникать из-за уменьшенного образа пениса в мозговом центре, отвечающем за образ тела, и располагающегося в правой верхней теменной доле.
Еще в XIX в. французский невролог Жюль Котар описал пациентов с «бредом отрицания». Им кажется, что какие-то части его тела отмирают:
«У пациентов нет внутренностей, мозга, головы, они больше не едят, не переваривают, не одеваются».
Синдром Котара может встречаться в рамках тяжёлых, психотических форм эндогенных больших депрессий (так называемой психотической депрессии, или депрессивного психоза), а также в рамках шизоаффективных расстройств, депрессивно-параноидной формы шизофрении, при прогрессивном параличе, атеросклерозе мозга, старческой деменции и других психических заболеваниях.
В XV в. подобных медицинских теорий не существовало, а подобные приступы тревожности у мужчин приписывали исключительно влиянию колдовства.
По мнению Картера, демоны способны не только препятствовать сексуальной связи мужчины и женщины, но и наоборот,
“возбуждать в мужчинах такую исступленную любовь, что они, несмотря ни на какую погоду и на дальность расстояния, ночью отправляются к своим возлюбленным”.
Семейные неурядицы также воспринимались как результат дьявольского наваждения:
“демон может возбудить ненависть между супругами, т.к. ему доступно влиять на силу воображения”
Подведем итоги.
В XV в. научная картина мира еще не была сформирована. В то время люди рассматривали реальность через призму мифов и суеверий. В некоторых случаях страдание воспринималось как нечто природное, но во многих случаях им казалось, что “болезнь, наведена чарами и не происходит по естественным причинам”.
С целью преодоления сильной тревожности средневековые христиане пытались обнаружить “врагов народа”, к которым тогда относили еретиков, ведьм и содомитов. Этих людей пытали и во многих случаях сжигали. Среди погибших, несомненно, были люди с психическими расстройствами, вольнодумцы и гомосексуалы. Гуманное отношение к таким людям не проявлялось. Инквизиторы полагали, что все они оскорбляют Божье величие и должны умереть:
“весьма недостойно проходить с закрытыми глазами мимо не наказанных оскорблений против Бога, наказывая при этом оскорбления против людей. Ведь оскорбление Божьего величия несравненно преступнее, чем оскорбление человека”.
В учебнике по инквизиции “Молот ведьм” перечисляются такие улики колдовского искусства, как “упорное умалчивание правды”, отсутствие слез и нечувствительность при пытке. В то время инквизиция вынуждала католиков писать доносы на своих ближних, если в их поведении замечалось нечто странное. Особенно, если словам и жестам человека последовало нечто ужасное: болезнь ребенка, гибель скота или сильная гроза.
Зачастую, под подозрение попадали маргиналы (особый образ жизни, необычное поведение) и люди, с которыми происходили необъяснимые события (например, внезапное обогащение, нечувствительность к боли).
Это касалось даже веса женщины.В XVII веке обвиняемые в колдовстве отправлялись в голландский город Аудерватер и помещались на «Ведьмины весы». Если вес признавали нормальным, то человеку выдавали Сертификат, подтверждавший пожизненную непричастность его к дьявольским проискам.
Автор «Молота ведьм» опирался на авторитет Св.Писания, изобилующего сюжетами с участием сатаны, бесов и колдунов. При отсутствии научного знания эта «охота на ведьм» и еретиков унесла жизни многих тысяч человек.
В современной Русской Православной Церкви прослеживаются весьма сходные тенденции. Это касается практики экзорцизма, вопросов гендера и сексуальности. Но в отличие от средневековых христиан современные мракобесы игнорируют и презирают достижения науки, принося тем самим себе и окружающим людям бессмысленные страдания.
Литература
- Анищенко Т.Г., Семячкина-Глушковская О.В., Шорина Л.Н., Игошева Н.Б., Семячкин-Глушковский И.А. Физиология высшей нервной деятельности. — Саратов: Изд-во ГосУНЦ “Колледж“, 2008
- Белорусов С.А. Бесоодержимость // Православная энциклопедия. Т. 4. — М., 2009. С. 693
- Зеленина Г.С. Инквизиция // Православная энциклопедия. Т. 22. — М., 2014. С. 651-659
- Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. — М.: Азбука, 2020
- Рамачандран Вилейанур. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. Карьера Пресс, 2014
- Томсон Хелен. Немыслимое: путешествие по самым странным мозгам в мире. Неврологическая революция от Оливера Сакса до наших дней. — СПб.: Питер, 2019