Псевдо-реставрация кафедрального собора Ростова-на-Дону

В первой части нашего анализа храмостроительства речь шла о библейском взгляде на возведение храмов. Сегодня мы рассмотрим перестройку современного храма, где мне привелось служить около 15 лет. 

На сайте кафедрального собора Ростова-на-Дону размещен насколько пафосный, настолько же и лживый текст:

“реставрация Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы, проходившая в 2013-2019 гг., стала историческим событием, аналогов которому Юг России не знал на протяжении всей истории. За семь лет реставрации проведены масштабные изыскательские работы, собран утраченный исторический архив… После завершения реставрации экстерьера собор предстал перед глазами ростовчан во всем величии, утраченном еще в начале ХХ в.”.

Данное “историческое событие” мне хотелось бы рассмотреть с 3-х точек зрения: 

  • соответствие указанной строительной деятельности российскому законодательству;
  • оценка информации о катастрофическом состоянии кафедрального собора и необходимости проведения масштабных изменений;
  • эффективность расходования денежных средств на различных этапах строительных и отделочных работ.

Градозащитное объединение по сохранению исторического наследия Ростова-на-Дону “МойФасад” сообщает, что

“цель любой грамотной реставрации фасада — наиболее точно воссоздать облик здания и/или законсервировать его подлинные элементы. То есть убрать лишние наслоения и поздние искажения, привести здание к его первоначальному облику, восстановить тем самым историческую справедливость. И, само собой, никакой отсебятины — любые искажения внешнего облика запрещены законом”.

Под “законом” здесь подразумевается Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ.

Начнем с терминологии 

Реставрация (лат. restavratio — восстановление) — это укрепление и восстановление поврежденных памятников истории, культуры и искусства. 

В ходе реставрации:

— укрепляется структура памятника с применением материалов, подобных первоначальным, или с применением современных средств, если они не вредят памятнику;

— исправляются деформированные части;

— восстанавливаются или удаляются химически изменившиеся элементы;

— (часто) устраняются позднейшие дополнения.

Реконструкция (от лат. re — снова, опять и constructio — построение) — проведение комплексных строительных и отделочных работ с целью качественного изменения технико-экономических показателей здания. Реконструкция здания предусматривает полную или частичную реорганизацию объекта с изменением габаритных размеров и технических характеристик; проведение дополнительных строительных работ (надстройка, пристройка); реконструкцию или полную замену всех инженерных коммуникаций; усиление несущих конструкций.

Отметим, что в законе об объектах культурного наследия (73-ФЗ) понятие реконструкции отсутствует. Зато там утверждается, что

“в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации… Под государственной охраной объектов культурного наследия… понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда”.

В нашем случае за сохранностью Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы призван следить “Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области”. Он осуществляет

“государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия”.

Что это было?

Митрополит Меркурий однажды сказал следующее:

“тема эта для меня очень болезненная, ведь реставрация собора – это не только обновление росписей и перекрытие куполов. Это огромная научно-изыскательская работа».

Насчет «научной работы» я бы поспорил, а вот “болезненность” — это точное описание результатов строительных и отделочных работ в Ростовском кафедральном соборе, проходивших в 2013-2019 гг.

Во-первых, специалисты-архитекторы были шокированы, когда увидели пару новых и доселе не существовавших пристроек к собору.

В этих пристройках размещена новая ризница собора:

Также встал вопрос о … состоянии ризницы собора — особого помещения, в котором хранятся не только богослужебные одежды, но и памятные дары, которые представляют собой историческую ценность и используются в богослужениях в особых случаях”.

Действительно, облачений священнослужителей в ростовском соборе стало намного больше, чем при архиепископе Пантелеимоне. Ради их размещения внутри собора было принято решение о расширении внутренних пространств соборного храма с помощью незаконных пристроек. 

Почему-то сразу на ум приходят слова свт. Филарета Московского (+1867):

«Если бы надлежало объявить войну какой одежде, то, по моему мнению, не шляпам священнических жен, но великолепным рясам архиереев и священников».

Но вернемся к зданию собора.

Пристройки к собору видны даже из космоса

В обновленном виде основание собора перестало напоминать крест.

Указанные «метаморфозы реставрации» прокомментировал архитектор-реставратор 1-ой категории Виктор Викторович Аксенов, аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы:

“Любые пристройки к объекту культурного наследия запрещены законом, кроме воссоздания ранее разрушенных элементов памятника, но здесь воссозданием не пахнет. В данном случае налицо искажение исторического облика памятника. Более того в границах территории ОКН также запрещена любая строительная деятельность и возведение любых новых построек и пристроек. Это правовой беспредел и прямое нарушение федерального закона 73-ФЗ, и никаких вариантов оправдать это юридически нет”.

Как Комитет по охране объектов культурного наследия мог согласовать подобные противозаконные изменения внешнего облика памятника архитектуры, остаётся загадкой.

Ростовские архитекторы утверждают, что этих пристроек не было и не могло быть в проекте реставрации, потому что в таком случае проект не прошел бы экспертизу.

Вполне возможно, что митрополит Меркурий просто не руководствовался законным проектом.

В таком случае есть смысл провести проверку его действий на соответствие российскому законодательству.

Взглянем на изложенные в законе N 73-ФЗ требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия:

  • “не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
  • обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия”.

Во-вторых, был изменен исторический цвет куполов. Изначально они были покрыты карбонадом меди зеленого цвета.

Единственный серьезный церковный историк Ростовской-на-Дону епархии Алла Валериевна Шадрина в своем исследовании истории кафедрального собора сообщает, что

“по проекту все пять глав соборной церкви… должны были быть покрыты золотом, но по причине отсутствия средств купола покрыли ярь-медянкой” (Шадрина А.В. Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. История. С. 77).

Зелеными купола оставались вплоть до 1988 г., когда их впервые позолотили к празднованию тысячелетия Крещения Руси. Как пел Владимир Высоцкий,

«купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал».

Если бы при митрополите Меркурии проводилась реставрация собора, этот новодел (сусальное золото на куполах) был бы устранен.

Вместо этого был создан ещё один:

“покрытие куполов изготавливалось из нитрид-титановых пластин”.

Покрытие куполов…

А почему никто не упоминает про их конструкции?

Была заменена конструкция всех пяти куполов.

Приведу комментарий знакомого архитектора:

Когда их сняли, у маленьких куполов были видны старые деревянные конструкции, а большой купол был сделан из металла. Разумеется, это тоже артефакты и надо было постараться их сохранить… Всё выкинуть и заменить на нитрид титана — это, конечно, варварство и чудовищный расход средств.

Сколько денег можно было бы сэкономить, если бы старую обшивку куполов обработали сверху?

Ярь-медянка на купола так и не вернулась. Насколько мне известно, золотое покрытие отвергли исключительно из-за дороговизны. А вот нитрид титана приняли на вооружение.

Это реалии современной России:

«Блестит, как золото титан… Прости нам, Господи, обман».

Изделия, покрытые нитрид-титаном, по внешнему виду похожи на золото и могут иметь различные оттенки, в зависимости от соотношения металла и азота в соединении. Интересно, что среди этих оттенков есть и неохром, имеющий радужный градиент по всей поверхности. Гомоэротические пристрастия митрополита Меркурия отразились в подборе изображений для иконостаса (особенно, для петропавловского придела, где евангелисты выглядят весьма женственно). Но до куполов дело почему-то не дошло.

В-третьих, искажение внешнего облика кафедрального комплекса касается и здания епархиального управления Ростовской-на-Дону епархии.

Со 2 ноября 2018 года Ростовское епархиальное управление находится по адресу: улица Портовая, 72. Ранее там размещалась Детская музыкальная школа им. М.И. Глинки.

С чем же был связан переезд епархиального управления в новое здание?

Всё просто: прежнее здание просто снесли.

Дело о сносе здания Ростовского епархиального управления на подворье кафедрального собора 14 июля 2017 г. рассматривал Ленинский районный суд Ростова-на-Дону.

Минкульт инициировал прокурорскую проверку, поскольку счел снос здания нарушением рекомендаций, данных при разработке проекта реставрации собора.

Снос был квалифицирован как административное правонарушение — виновнику грозит наказание за неисполнение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (первая часть статьи 7.13 КоАП РФ).

Странно, что претензии Министерство культуры Ростовской области решило предъявить не к Ростовской-на-Дону епархии или Донской митрополии, а к “завхозу” (на самом деле — к старосте). Председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин так прокомментировал этот инцидент:

«Если бы отвечала епархия, то штраф мог бы составлять пять миллионов рублей. А штраф на завхоза — от 20 тысяч». Он полагает, что выбор ответчика является лучшей иллюстрацией к положению дел в охране памятников Ростовской области: возможное наказание никак не соизмеримо с уровнем преступления».

Кстати, решением митрополита Меркурия на соборном подворье был упразднён храм Иоанна Предтечи, где я многие годы совершал «детскую литургию» по воскресеньям. Этот требный храм превратили в столовую.

Рядом с трапезной находится духовно-просветительский центр при кафедральном соборе.

Реконструкция вообще не затронула это здание, в которое просто стыдно приглашать людей. А ведь там размещается и воскресная школа для детей. «Дерево познается по плоду» (Мф 12.33), а руководитель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (с 2009 по 2020 г.) — по своей воскресной школе.

На подворье кафедрального собора нет ни одного дерева или кустика, ни одной лавочки — пустыня.

Прихожан и священнослужителей также шокировало перезахоронение прот. Иоанна Цариненко. Его могила располагалась возле северной стены собора. Этот священнослужитель уже в преклонным возрасте пострадал во время проведения кампании по изъятию церковных ценностей на Дону. В 1921 г. трибунал присудил ему два года заключения.

Чем прах священнослужителя помешал митрополиту?

Колокольня

“Несмотря на то, что к 2013 году прошло всего 14 лет после строительства колокольни, при ее обследовании была обнаружена значительная деформация грунтового основания колокольни, повреждения несущих конструкций в виде трещин в арках яруса первого звона, дефекты и повреждения элементов отделки. В результате было принято решение о проведении комплекса фундаментальных работ по усилению несущих конструкций и стен колокольни и их реставрации”.

К сожалению, автор заметки умалчивает о причинах “значительной деформации грунтового основания колокольни” и “повреждения несущих конструкций”, возникших спустя всего лишь “14 лет после строительства колокольни”.

Среди духовенства собора ходил слух, что во “время оно” кто-то сэкономил на строительных материалах, после чего построил себе неплохое жилище.

Точно такая же история повторилась в 2013-2019 гг. 

Староста собора Петр Колобаев уже многие годы официально именуется ктитором соборного храма.

Вы думаете, что это ростовский олигарх, который оплатил строительные работы?

Нет, это не так.

В открытом доступе размещена информация, что Колобаев Петр Васильевич является руководителем в следующих коммерческих компаниях:

 — эксплуатирующая компания «Экоэнергодон»; ранее ее руководителем и учредителем был одиозный Звягинцев Дмитрий Васильевич, известный также как иеромонах Гавриил, а еще позже как иеромонах Маврикий (Звягинцев). Посмотритесвязи” этого иеромонаха с юридическими и физическими лицами — чего там только нет….

— ООО Реставрационно-строительная фирма «Купола» (принимала участие в 4-х торгах из них выиграла 4. В судах организация проиграла 100% в качестве ответчика). Эта коммерческая организация имеет лицензию на право заниматься “деятельностью по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации”. Лицензия выдана Министерством культуры Российской Федерации (МКРФ 01443 от 03.02.2014 г.).

Соборяне много раз говорили мне, что на имя Петра Колобаева была оформлена строительная контора для закупки необходимых материалов для реконструкции собора.

Иными словами, Колобаев покупал материалы сам у себя.

Задумайтесь, куда шли проценты и надбавки за продажу материалов для реконструкции собора общей стоимостью 1,2 миллиарда рублей.

В любом случае, через этого человека проходили значительные финансовые потоки. Вот почему он вошел в анналы истории как ктитор Ростовского кафедрального собора. Этот термин происходит от греч. κτήτωρ — хозяин, основатель. В точном смысле так именуется частное лицо, построившее на собственные средства храм или монастырь. В более широком смысле это жертвователь, попечитель храма или монастыря. В исключительных случаях так именуется церковный староста.

Любопытные могут узнать, на каком автомобиле катается сын оштрафованного старосты собора — Петра Васильевича Колобаева. Небезынтересно, сколько объектов недвижимости появилось у Петра Колобаева и завхоза собора Сергея Николаевича в этот период. И куда же исчезла “старая” плитка с соборного подворья?

Кстати, у Вас есть собственный дом? А вот у донского митрополита есть особый “домик для тряпок”, то есть для его платьев и облачений. Проверьте.

Но самое интересное можно обнаружить на участке, примыкающем к дому ростовского деспота (г. Ростов-на-Дону, ул. Одесская, д. 10). То есть на улице Мичуринской.  

Там находится дом викария митрополита Меркурия — епископа Артемия. Строение было куплено за 15 миллионов рублей. Говорят, ранее там была сауна и обитель греха.

Я созерцал это строение снаружи. По словам очевидцев, дом поражает роскошью. Невероятные обои, кованая лестница. Однажды Артемий повелел электрику заменить все “обычные” лампочки в большой люстре на “закрученные”. Электрик тогда удивился и заявил, что это “обойдется в копеечку”. На это Артемий небрежно ответил: “деньги найдутся”.

Жаль, что викарий ростовского деспота не приглашает журналистов и школьников в свой дом (говорят, что после избрания Артемия на Таганрогскую кафедру в Таганроге в срочном порядке был куплен еще один дом). 

Это немедленно бы сделало прозрачной жизнь ростовских епископов. Не зря же апостол сделал такое предписание: 

епископ “должен быть человек безупречной жизни, женатый не больше одного раза… гостеприимный… не падкий до денег; человек, способный хорошо управлять своим домом, отец послушных и достойных детей. Ведь если кто не может управиться с собственными домочадцами, сумеет ли он позаботиться о Церкви Бога?… Нужно, чтобы и вне церкви у него была добрая слава, не то пойдут пересуды и он угодит дьяволу в сети” (1 Тим 3.1-7).

Не думаю, что епископ Артемий был женат, имеет “послушных и достойных детей” или являет пример бессребреника. Всё, чему его научила Русская Церковь — это оформление документов в текстовом процессоре Microsoft Word. 

Отметим, что реконструкция дома настоятеля кафедрального собора иеромонаха Артемия происходила аккурат в период реконструкции соборного храма.

Интерьер собора

Помимо внешнего облика кафедрального комплекса изменению были подвержены и внутренние пространства соборного храма.

“Помимо реставрации монументальной живописи перед художниками-реставраторами была поставлена задача создания на стенах собора новых изображений”.

Это правда. Возникло много новых фресок.

В алтарной части появились не только новые изображения, но и путанные подписи — цитаты из Священного Писания. Изображению хиротонии апостола Тимофея соответствовала цитата из Деяний апостольских про рукоположение Семи служителей. И наоборот. Шрифт был подобран настолько нечитабельный, что разобрать написанное можно было лишь при знании текста наизусть. 

Пространство алтаря при этом было увеличено за счет перемещения алтарной преграды внутрь церкви — помещения для размещения мирян.

Это и понятно: прихожан теперь очень мало, что компенсируется присутствием в алтаре множества церковно- и священнослужителей.

Многие из них молоды и радуют глаз гомо-митрополита.

В алтаре во время реконструкции были обнаружены фрагменты мозаики вокруг икон. Как мы радовались тогда, мечтая, что эта красота будет отреставрирована. Но нет. Оригинальная мозаика скрыта и погребена под слоем штукатурки.

Кстати, новый иконостас тоже придумал митрополит Меркурий.  Подбор изображений для иконостаса, как мне кажется, грешит эклектичностью. Как я уже отмечал, некоторые изображения отражают гомоэротические предпочтения митрополита Меркурия. 

Конструкцию иконостаса можно назвать неудачной. Крест на царских вратах рискует сломаться при каждом закрытии створок. Они почти сразу просели и закрывать царские врата синхронно стало невозможно. Все мелкие элементы иконостаса оказались непрочными и даже хрупкими. У меня даже возникала мысль, что иконостас нужно забраковать и вернуть производителю.

Меркурий утверждает, что “нет ни одной фотографии его [иконостаса] первоначального вида”.

Полагаю, что мне попадались такие фотографии. Возможно, что это не первоначальный облик иконостаса, но точно предшествующий иконостасу 60-х годов ХХ века.

Финансирование реконструкции собора

“Это выразилось и в удивительном единстве жителей Ростова-на-Дону и Ростовской области, внесших на проведение реставрационных работ посильные пожертвования”.

Напомним, что реконструкция собора велась с 2013 года. Первоначально ее планировали закончить в 2015 году, но сроки неоднократно переносились.

Общая стоимость реставрации по словам викарного епископа Артемия составила 1,2 млрд рублей (злые языки поговаривают про 2 млрд рублей).

Один ростовский архитектор говорил, что за такие деньги

“с нуля можно два храма отстроить. Понятно, что реставрация стоит дорого, но не до такой же степени”.

Местные СМИ писали, что

“деньги тогда собирали всем миром. Правительство региона выделило 176 млн рублей на завершение работ. Власти обосновали это тем, что они по закону имеют право финансировать работы на памятниках культурного наследия, коим является собор”.  

Добровольно-принудительные пожертвования тогда вносили и чиновники, и бизнесмены. Я слышал, что в адрес одной из фирм был отправлен факс примерно такого содержания:

“Напоминаем, что в этом месяце Вы не перечислили пожертвование на реставрацию собора”.

Между прочим, это уже становится традицией: храм святого Георгия Победоносца – Главный православный воинский храм Южного военного округа — также строится с использованием добровольно-принудительных взносов военнослужащих ВС РФ.

На стройке работают солдаты, используется военная техника.

Настоятель прихода продвигает такой тезис:

«Давайте вместе строить храм» — этот призыв нужно “воспринимать как слово нашего Господа”.

Личное общение с бизнесменами Ростова-на-Дону привело меня к убеждению, что митрополит Меркурий сделал всё, чтобы отбить у меценатов и спонсоров (от лат. spondeo — ручаюсь, гарантирую) всякое желание финансировать строительство и реставрацию ростовских храмов. В настоящее время любой священник воспринимает указ митрополита с повелением построить новый храм, как проклятье.

Освящение ростовского собора состоялось 27 октября 2019 г. Однако по сей день с зарплат священнослужителей Ростовской-на-Дону епархии производятся отчисления на реставрацию собора.

Это открытый грабеж или верх цинизма?

Почему реконструкция кафедрала обошлась в копеечку? 

Конечно, никто бы не смог со стройки украсть миллиарды рублей. Но есть и иные способы спустить огромные деньги в корыстных интересах.

Закупка избыточных аксессуаров

В соборе размещено огромное количество паникадил, прожекторов и светильников.

На каждом шагу можно встретить жуткие черные “глаза” камер наблюдения.

Они отслеживают не только присевших на лавочки прихожан, но даже исповедников, которые тщетно пытаются в тайне принести покаяние своему Господу.

Многочисленные переделки 

На сайте собора сообщается, что

“процесс реставрации монументальной живописи был непростым и трудоемким. Поскольку формирование утвари алтаря требовало особого внимания, указом митрополита Меркурия древлехранителю Ростовской-на-Дону епархии иеромонаху Гавриилу (Звягинцеву) (после совершения монашеского пострига 26 апреля 2019 г. — Маврикию) была поручена подготовка внутреннего убранства реставрируемого собора”.

Ранее я уже писал про этого одиозного “настоятеля Театра кукол”

Но сейчас я вспомнил соборного содомита по другой причине. Он много раз жаловался мне на катастрофическое положение с реконструкцией собора. И рассказывал, как митрополит Меркурий многократно менял свое мнение относительно уже утвержденных им проектов. Рвал подписанные собой документы и требовал всё переделать. Тогда иеромонах Гавриил (Звягинцев) пошел на хитрость и стал давать в руки ростовского деспота не оригинальные документы, а ксерокопии. Ведь изготовление элементов иконостаса или создание нового живописного изображения в куполе собора требовало не только значительных финансовых затрат, но и нервотрёпки самого иеромонаха.

А теперь оцените проекты росписи купола собора.

Нашему читателю я предлагаю попытаться представить рублевые эквиваленты разработанных, утвержденных и полностью переделанных элементов интерьера собора.

В качестве примера давайте еще рассмотрим напольное покрытие собора

В 2002 г. в храме был настелен мраморный пол. Я слышал правдоподобный рассказ, что когда брат архиеп. Пантелеимона — протоиерей Александр Долганов — принес одному из самых богатых прихожан собора фактуру для оплаты новой плитки, тот не стал бездумно отдавать деньги. Помощники Владимира Мельникова проверили затраты и заявили, что могут самостоятельно заменить покрытие пола, причем потратить в 7-8 раз меньше денег, чем было обозначено в бумагах Долганова. В итоге на подворье появились ящики с плитами, на которых было написано:

«заказчик «Gloria Jeans», Вьетнам».

Все ростовские священники помнят, что отличительной особенностью “братьев” Долгановых были не сексуальные похождения, как у Меркурия (Иванова), а непомерная алчность и жажда денег. А зарабатывать на строительстве храмов священнослужители умеют.

Новый ростовский архиерей совмещает указанные пороки в одном — своем — лице.

Все соборяне знают, как был разработан и оплачен проект создания мозаичного пола в соборе. Его демонстрировали на многочисленных презентациях. В итоге за немыслимые деньги был куплен и привезен в Ростов-на-Дону итальянский мрамор

По обычаю в сознании болезненного митрополита произошла очередная метаморфоза. Весь проект пришлось свернуть и переделать с нуля.

Уже нарезанный итальянский мрамор бесследно исчез. Пол в соборе изготовили из нового материала, причем с немыслимым дизайном. Люди и клирики епархии говорят в один голос: «плитка, как на кухне!»

У священнослужителей, “опускающих очи долу”, т.е. на пол, возникает молчаливый вопрос: “Зачем?”

А у меня зреет другой вопрос: “Куда и почему ушли потраченные деньги?”

Подведем итоги

Номинально “в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)”. Считается, что  “государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления”. 

Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области является уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим функции  по исполнению… государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения.

В 1985 г. постановлением администрации Ростовской области кафедральный собор был взят под охрану как памятник истории. Это памятник истории и культуры регионального значения.

Всё это красиво выглядит на бумаге…

Ростовская общественность выявила многочисленные нарушения, допущенные при произведении реконструкции Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. 

Указанный Комитет не смог защитить объект культурного наследия федерального значения.

Произошло нарушение российского законодательства. Суд выявил лишь одно административное правонарушение и назначил наказание за неисполнение требований законодательства об охране объектов культурного наследия.

Специалисты лишь недоумевают, почему до сих пор не проведена прокурорская проверка всех строительных и отделочных работ, проведенных на подворье кафедрального собора Ростова-на-Дону в 2013-2019 гг. В первую очередь это касается пристроек, материала для покрытия куполов, а также новых изображений в интерьере собора.

Вполне возможно, что Министерству культуры Российской Федерации придется отозвать лицензию на право заниматься “деятельностью по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации” у коммерческой организации ООО Реставрационно-строительная фирма «Купола».

А еще стоит прекратить путаницу в терминах и называть случившееся реконструкцией, а не реставрацией собора.  

Ведь для реконструкции, в отличие от реставрации, первоочередной целью является восстановление функциональных качеств здания, а не его внешнего вида. В процессе реконструкции здание из исходных элементов сохраняет лишь несущие конструкции — стены, перекрытия, лестницы. Меняется все, что только возможно заменить — половое покрытие, перегородки, потолки, коммуникации.  Мы были очевидцами именно таких процессов.

Необходимость капитального ремонта доказывалась с помощью фотографий страшных трещин в стенах собора. Но исследования показали, что эти трещины не увеличивались. Истерика вокруг трещин была вызвана исключительно желанием митрополита избавиться от трамвайных путей возле собора. Каждый, кто изучал архитектурные особенности города Праги, согласится, что ближайшее соседство трамвая с храмами не приносит последним никакого вреда. Эта ложь также остается на совести митрополита Меркурия.

Кстати, что если перекинуть рельсы на ул. Московскую, то они будут проходить мимо здания Ростовского филиала Российской таможенной академии.

А это тоже объект культурного наследия. Но для Меркурия, очевидно, чужие памятники — не памятники.

Мне не понятно, почему не определен список лиц, причастных к возникновению “значительной деформации грунтового основания колокольни”, а также “повреждений несущих конструкций”.

Не хотели “сор из избы выносить”?

Митрополит ограничился лишь фразой, что “при строительстве использовали не соответствующую марку цемента и кирпича”. 

Мне известно, что митрополит Меркурий многократно менял своё мнение и заставлял уничтожать дорогостоящие проекты и начинать всё заново. Это касается икон, фресок и напольного покрытия собора. Отчасти поэтому стоимость реконструкции превысила 1.2 миллиарда рублей. 

Это печальный результат попыток врача-педиатра Игоря Владимировича Иванова (также известен как митрополит Меркурий) вторгаться в работу архитекторов, реставраторов и искусствоведов. 

Излишними затратами я считаю закупку избыточных ламп и видеокамер. На богослужении свет ослепляет глаза. Молитва при этом начинает превращаться в пытку. 

Всё это усугубляется тем, что добровольно-принудительные пожертвования вносили и чиновники, и бизнесмены. А священники до сих пор спонсируют “реставрацию” собора. Если поддержание собора в должном состоянии не подъемно для митрополита Меркурия, то зачем же тогда в проект вносили все эти светильники, газогенераторы и прочее оборудование? 

В этом контексте слова митрополита о псевдо-реставрации собора выглядят как кощунство:

“Бог приветствует намерение воздвигнуть Ему храм и благословляет каждого, кто в этом участвует, обещая … крепкую защиту и благословение”.

Поведение митрополита Меркурия на Донской земле  напоминает мне самоуправство в церкви злой старухи, о которой писал Сергей Фудель:

«Борьбы с ними, кажется, никто не ведет. Впрочем, слышал я, что наместник одного монастыря недавно даже отлучил от причастия одну такую ревнительницу Устава и человеконенавистницу.
«Ты думаешь, что ты здесь хозяйка? – грозно говорил он ей при всех с амвона.
– Не ты, а Матерь Божия».

P.S.

Ростовские батюшки печалятся, что подсветка собора работает лишь по очень большим праздникам.

А окна в пределах треснули, потому что собор начал проседать. Трещины видны и на фасаде здания.

«При Пантелеимоне окна не трескались».

Злоключения постоянно сопутствуют службам в Ростовском кафедральном соборе: то звук исчезнет, то свет не включится.

В этом смысле я внутренне солидарен с митрополитом Меркурием:

“тема эта для меня очень болезненная».

Источники

  1. Бирюкова Ю.А. Донское духовенство и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году. URL: http://shahteparh.ru/blog/donskoe-dukhovenstvo-i-kampaniya-po-izyatiyu-tserkovnykh-tsennostey-v-1922-godu/ 
  2. Во время масштабной реставрации к кафедральному собору Ростова добавили две пристройки. URL: https://rostov.ru/society/vo-vremja-masshtabnoj-restavracii-k-kafedralnomu-soboru-rostova-dobavili-dve-pristrojki.html
  3. Донскую епархию уличили в нарушениях при реставрации главного собора Ростова. URL: https://bloknot-rostov.ru/news/donskuyu-eparkhiyu-ulichili-v-narusheniyakh-pri-re-1150014?sphrase_id=3618590
  4. Звягинцев Дмитрий Васильевич: в каких юридических лицах значится. URL: https://www.audit-it.ru/contragent/fl/616515088521_zviagintsev-dmitrii-vasilevich 
  5. Пристраивайтесь поудобнее. «Под шумок» реставрации в центральный собор города влепили пару новых пристроек. URL: https://moifasad.blogspot.com/2019/10/blog-post_10.html?m=1
  6. Реставрация кафедрального собора обошлась в 1 млрд рублей в Ростове. URL: https://bloknot-rostov.ru/news/restavratsiya-kafedralnogo-sobora-oboshlas-v-1-mlr-960118?sphrase_id=3618590 
  7. Реставрация. URL: https://rostovsobor.ru/about/restavratsiya/
  8. Русская Православная церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. — М.: Издательство Библейско-богословского института св. апостола Андрея, 1996
  9. Снос здания Ростовской епархии признан нарушением закона. URL: https://www.1rnd.ru/news/1725917/snos-zdania-rostovskoj-eparhii-priznan-naruseniem-zakona
  10. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» . URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/
  11. Шадрина А.В. Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. История / А.В. Шадрина; [отв. ред. акад. Г.Г. Матишов]. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2020. – 400 с.
  12. Шадрина А.В. Собор Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону: Новые находки и открытия. К проблеме историко-культурного образа южной столицы // Актуальные проблемы социальной истории и социальной работы. Сборник научных статей. — Новочеркасск: Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Кортунова; ФГБОУ ВО «Донской ГАУ», 2017 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: