Миф о Великом потопе. Часть 1. Мнения ученых

Многие россияне полагают, что Земля пережила всемирный потоп.

Согласно соцопросу ВЦИОМ, таких среди респондентов 62%. При этом 23% считают, что Всемирный потоп — миф, в истории Земли его никогда не было.
Я решил провести небольшой опрос своих учеников и священнослужителей. Спросил, верят ли они, что Потоп имел место в истории планеты — так Яхве погубил человечество за грехи.
Можете сами оценить их ответы.

1. Священник: потоп — не историческое событие. Если мы пытаемся подходить к Священному Тексту с позиции науки, то мы проигрываем т.к. представления о мире библейских авторов несравнимо более примитивные, нежели у авторов современных
2. Диакон: было местное наводнение, а не потоп. Позже возник эпос
3. Священник: Нет, конечно
4. Священник: Я думаю историческое, но не думаю, что всего человечества. Утонули, конечно, не все! Библия не является историческим документом
5. Священник: насколько я знаком с археологией, историческое.
6. Священник: это всё метафоры
7. Священник: это миф
8. Священник: Какая история? Ветхий Завет — это сугубо еврейская мифология. Даже если и был какой-нибудь потоп, то не более, чем разлив реки, подобно тому, как Дон затапливает во время паводка Батайск
9. Священник: не знаю
10. Священник: это бред
11. Священник: очень маловероятно
12. Священник: это миф о том, что люди могут вернуться в первоначальный хаос
13. Священник: версии у науки есть. Я склоняюсь к глобальному катаклизму
14. Священник: не знаю. Считать половину Ветхого Завета мифологическим сказанием не грех же? Грубые и злые древние люди приписали Богу жестокость, которая была нормой для них самих
15. Священник: принято понимать, что историческое событие. Но что наступила гибель всего человечества, я сомневаюсь
16. Диакон: это миф
17. Диакон: не историчное
18. Священник: по моему мнению — нет.
19. Священник: связь с грехами не очевидна. Она могла быть домыслена людьми уже позже
20. Священник: я верю. Хотя предполагаю, что мог иметь место подобный природный катаклизм не всемирный, конечно, скорее более-менее локализованный
21. Священник: историческое событие было. Полагаю, это было Божия кара для человечества за грехи
22. Ученик: Потопа не было. Потоп можно отнести к былинному эпосу
23. Ученик: Нет, конечно
24. Ученик: точно не за грехи. Учёные до сих пор не могут доказать этого события.
25. Ученик: не знаю
26. Ученик: нет
27. Ученик: я для себя перевел события книги Бытия в разряд мифов и аллегорий
28. Ученик: я не верю, что потоп — это исторический факт

Потоп имел место в истории — 4 человека = 14%
Отрицают историчность потопа — 22 человека = 78 %
Воздержались — 2 человека = 7%

Получается, что в моем окружении намного больше скептиков, чем среди россиян, не имеющих богословского образования.

Потоп как непостижимое событие

Один из священников написал мне, что

«Библия не является историческим документом».

Я согласен с этим тезисом.

Но в таком случае нам придется рассматривать библейские тексты в категориях мифа, поэмы и легенды. Никому ведь не придет в голову искать историческое зерно в притче о блудном сыне. Жаль, что церковники прямо не называют такие рассказы мифами и сказаниями.

Перечислю несколько попыток представить библейский потоп выше человеческого понимания.
Чтобы читатели не «потерпели кораблекрушение в вере» (1 Тим 1.19), Николай Василиадис в своей книге «Библия и археология» отказывает в доверии современной науке и даже пытается представить в событии потопа как непостижимое чудо Господне:

«конечно, ни геология, ни другие науки еще не изучили всего, что связано с историей потопа. Был ли, например, этот потоп действительно всемирным (т. е. затопило ли всю поверхность земного шара) или местным (т. е. затопило лишь ту область, которая тогда была известна людям – Месопотамию и близлежащие земли) – установить это в полной мере до сих пор не удалось… Всемирный потоп был чудом божественного всемогущества, чудом, целью которого было исключительно назидание и спасение людей. И Бог, будучи Творцом мира, может, когда и как Ему угодно, изменить законы природы, а затем восстановить их во всей своей первозданности».

Председатель Учебного комитета РПЦ и член Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ прот. Максим Козлов также отказывается видеть в Потопе событие человеческой истории. Он полагает, что

«путешествие Ноя во время потопа было не только пространственным перемещением по бушующему океану, но еще и некоторым проникновением через времена, связующим начальные эпохи существования человека на земле с тем периодом истории, о котором мы уже можем судить в точных терминах археологии или других наук» .

Подобные фантазии невозможно комментировать.
Утверждения о чудесном характере Потопа выводят его из сферы исторического познания в категорию исключительно мифического события. К этой теме мы вернемся чуть позже.

Напомню, что участники моего опроса ссылались на археологию и ученых. К археологии апеллируют многие православные публицисты.

Начнем с геологии

В «Догматическом богословии» архимандритов Алипия (Кастальского-Бороздина) и Исайи (Белова) содержится назидательный рассказ оптинского старца Нектария:

«Ко мне однажды пришел человек, который никак не мог поверить в то, что был потоп. Тогда я рассказал ему, что на самых высоких горах, в песке, находят раковины и другие остатки морского дна и как геология свидетельствует о потопе, и он уразумел. Видишь, как нужна иногда ученость».

Это заявление оптинского старца отражает не ученость, а степень его невежества в геологии.

Окаменевшие остатки морских организмов, указывают на то, что этот район когда-то был под морем. При этом морские раковины не находят в отложениях, которые раньше не были покрыты морем.

Если обратиться к современным научным гипотезам, то стоит упомянуть мнение, что прототипом Всемирного потопа могло быть позднеледниковое обводнение в Понто-Каспийском бассейне.


Например, американские геологи В. Питман и В. Райан заявляют, что 12000 лет назад

«Черное море было пресным замкнутым озером, а 7500 лет назад благодаря глобальному потеплению приняло воды Средиземного моря… С напором в 200 ниагарских водопадов поток из Средиземного моря расчистил себе проход между Азией и Европой. Около года здесь стоял невообразимый грохот — вода низвергалась с высоты 120 метров. Озеро, превращаемое в Черное море, вышло из берегов и затопило почти сто тысяч квадратных километров земли, главным образом северо-западное побережье. Рядом с Черным образовалось новое, Азовское, море… Сколько земледельцев было застигнуто потопом в районе Босфора? Приблизительные подсчеты говорят о 200 тысячах».

Свидетельства древнейшего судоходства на Каспии. Наскальные рисунки лодок на побережье Каспия в районе Гобустана: 1,2 — плоскодонные лодки, возраст 8–9 тыс. лет и 3,4 — морские суда 7–8 тыс. лет назад (с сайта www.sciam.ru)

Эта катастрофа, несомненно, отразилась на образе жизни жителей Европы, а также на их преданиях и мифах.
Но рассказ о потопе, содержащийся в Библии, скорее всего, не имеет отношения к событиям на берегах Черного и Каспийского морей.
Кроме того, православные апологеты перечисляют несколько «пунктов разногласий геологических гипотез с библейским сказанием».

«Во-первых, геология смотрит на потоп как на естественное космологическое явление, а не как на специальное явление наказания Божиего людям.
Далее, геология смотрит на потоп не как на внезапную катастрофу, подготовлявшуюся по Библии только сорок дней, а как на громадную по времени продолжения целую геологическую эпоху.
По Библии, потоп был всемирным и в геологическом, и в антропологическом смысле, т. е. весь земной шар был залит водой выше самых высоких гор, и все допотопное человечество, за исключением семьи Ноя, погибло. Большинство геологов склоняется к признанию только местного, хотя и обширного обледенения. Разногласия теологов и геологов невольно приводят к мысли: об одном и том ли явлении они спорят? И не следует ли отличать «потоп» библейский от «ледникового периода» геологов?» («Православная апологетика»).

Соглашусь с Иваном Андреевым, что позднеледниковое обводнение и потоп — это разные события.

Сравнивая эпос об Атрахасисе и эпос о Гильгамеше с библейским рассказом о потопе, можно заметить ряд совпадений (к ним мы вернемся позже).
Не вызывает сомнений, что и в древних ближневосточных сказаниях, и в книге Бытия говорится об одном и том же наводнении.
По всей видимости,

«библейский потоп — это отражение преданий о сокрушительном наводнении Тигра, преданий, долгое время живших в Вавилонском и Ассирийском царствах. Найден клинописный текст о том же событии и в столице Хеттского государства».

Что же случилось в Месопотамии?

Николай Василиадис пишет, что

«археология одарила нас находками, подтверждающими, что всемирный потоп в действительности имел место… В марте 1929 г. англичанин сэр Чарльз Леонард Вулли объявил, что во время проводившихся им раскопок халдейского города Ура он обнаружил слой глинистого ила толщиной 8 футов (240 см). Было очевидно, что этот толстый слой ила остался после большого наводнения. Вулли объявил о своей находке в Месопотамии телеграммой, в которой говорилось: «Мы нашли следы всемирного потопа!»».

Начитавшись подобных публикаций, многие православные СМИ спешат «поведать всему миру» о научных доказательствах реальности Потопа. Например, питерское Радио «ВЕРА» сообщает следующее:

«Тот же слой водных отложений был найден на расстоянии 250 километров на месте шумерского города Киш. Следы наводнения были найдены и в районе других древних городов Ниневии, Урука и Шуруппака. Все они были расположены на значительном расстоянии друг от друга. Если максимальная толщина слоя ила доходит до трех с половиной метров, вода должна была подниматься по крайней мере метров на семь с половиной. Во время такого наводнения на плоской низменности Месопотамии под водой оказалось бы огромное пространство — километров пятьсот в длину и сто пятьдесят в ширину. Таким образом, археология в точности подтвердила данные, приведенные в библейском сказании о Всемирном Потопе, в котором сообщается, что вода поднялась на 15 локтей, которые в переводе на современные меры длины, равны примерно 7 с половиной метрам… Чем не подтверждение библейского рассказа о праведнике Ное, который спасшись от нахлынувших вод, дало начало новой цивилизации в этих краях».

Чтобы убедиться, насколько «археология в точности подтвердила данные» Библии, обратимся к тексту книги Бытия:

«вода поднималась все выше, пока не покрыла самые высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и горы исчезли под водой» (Быт 7.19-20).

Иными словами, пятнадцать локтей нужно отсчитывать не от уровня Сирийско-Месопотамской степи, а как минимум от гор Армянского или Иранского нагорья (4-5 км).

Это характерный пример апологий христианства: умалчивание и домысливание.

Вернемся к рассуждениям Николая Василиадиса. Он пишет, что

«приблизительно в это же время профессор Лангдон объявил об аналогичном открытии в городе Кише, который находится на расстоянии более ста миль к северу от Ура. Следы сильных наводнений были обнаружены и в других областях Месопотамии, например, в Уруке и Шуруппаке. Следы наводнений относятся к разным периодам времени… Слои ила здесь различаются по толщине, и ни одно из этих наводнений нельзя отождествить со всемирным потопом».

Это правда.

Исследования показывают, что илистые отложения в шумерских городах Ур, Киш, Шуруппак, Лагаш и Урук (в каждом из которых имеются слои со следами обитания человека, по меньшей мере, с 2800 г. до н. э.)

относятся к различным периодам и не отражают того, что все они были одновременно затоплены одним масштабным наводнением.

Город Иерихон, заселение которого началось примерно в 7000 г. до н. э., вообще не имеет отложений, связанных с потопом.

Получается, что потоп Юга Месопотамии не затронул даже территорию Древнего Ханаана и Израиля.

Скептические оценки ученых

Скептики заявляют, что для

«затопления планеты до вершин Гималаев, нужен объем воды в три раза больший, чем имеется во всех океанах. Откуда в таком случае она взялась? «Разверзлись все источники великой бездны»,– подсказывает Писание.
Вряд ли вода в таком объеме исходила из гейзеров и подземных источников. А если бы это произошло, то это была бы уже не вода, а болотная жижа, по которой невозможно плавать. Кроме того, затопление всей поверхности планеты привело бы к изменениям в атмосфере Земли. В атмосферу поступило бы так много пара, что человек захлебнулся бы во время дыхания, а давление бы так возросло, что разрывало бы легкие. А еще выбросы гейзеров содержат сернистый газ, поэтому люди задохнулись бы еще до начала потопа».

Следующий аргумент против наводнения планетарного масштаба — произрастание в США таких деревьев, как сосна остистая межгорная «Прометей» (WPN-114). Примерный возраст дерева — 4862 года, а возможно, что Прометею больше 5000 лет.
Кроме этого, на канадском острове Аксель-Хейберг обнаружено

большое количество древесных пней, возраст которых оценивается более чем в 45 миллионов лет. Мумификация произошла настолько удачно, что сохранились не только корни и пни, но и растительный опад, останки животных, и шишки. Пни и корни деревьев Аксель-Хейберга, выросших в эпоху эоцена, возвышаются над землей, как обычные современные пеньки.

Очевидно, что на севере Канады потопа не было на протяжении последних 45 миллионов лет.

Во многих случаях окаменелости находятся в том же положении, в котором они растут при жизни, а не разбросаны, как было бы после переотложения потопом. Это ещё в XVI веке отмечал Леонардо да Винчи (Gould 1998).

Еще одна проблема — путешествие животных к ковчегу и обратно.

«Что касается мелочных вопросов, которые обыкновенно задаются относительно ничтожнейших животных (не только таких, как мыши и ящерицы, но и таких, как саранча, жуки, мухи и, наконец, блохи: дескать, не были ли они в ковчеге в большем количестве, чем то, какое было назначено повелением Божиим), то тем, кого занимают подобные вопросы, нужно напомнить: выражение пресмыкающихся по земле (Быт. 6:20) следует понимать в том смысле, что не было необходимости сохранять в ковчеге не только тех животных, которые могут жить в воде, как рыбы, но также и тех, которые могут жить на воде, плавая на ее поверхности, как многие птицы. Затем, когда говорится: мужеского пола и женского пусть они будут (Быт. 6:19), этим очевидно указывается, как на цель, на возобновление рода. Вот почему в ковчеге не было необходимости находиться таким маленьким животным, которые могут рождаться без полового совокупления — из каких-либо вещей или вследствие их порчи. Если же они там были, как бывают обыкновенно в домах, то могли быть безо всякого определенного числа» (Августин. О граде Божием).

Я попробую пояснить мысль этого святителя.

Отцы Церкви IV-V веков были убеждены, что рыбы и мелкие сухопутные животные могут появляться из неживой природы:

«из каких-либо вещей или вследствие их порчи».

Например, из грязи или из тряпок.

Свт. Василий Великий (+379 г.) верил в самозарождение жизни из материи:

«Повеление сие [производить из себя жизнь (Быт. 1:11)] соблюлось в земле, и она не престает служить Создателю. Одно производится чрез преемство существовавшего прежде, другое даже и ныне является живородящимся из самой земли. Ибо не только она производит кузнечиков … но из себя же дает мышей и жаб. …Видим, что угри не иначе образуются, как из тины. Они размножаются не из яйца, и не другим каким-либо способом, но из земли получают свое происхождение».

На Западе эту идею поддерживал упомянутый блаж. Августин:

«семя присуще как травам и деревьям, так и животным, впрочем, не всем. Ибо наблюдением дознано, что некоторые из них рождаются из воды и земли так, что у них нет пола, а потому семя их заключается не в них самих, а в тех стихиях, из коих они происходят… Ибо многие из них являются или от повреждения живых тел, или от нечистоты, испарений и разрушения трупов, иные — от гниения дерев, а другие — от порчи плодов»

Вера в самозарождение жизни помогала отцам и учителям Церкви не беспокоиться о том, как животные попали на ковчег, как питались и как впоследствии распространились по планете.

Зачем брать на ковчег пары кузнечиков, мышей и жаб, если они размножаются не половым путём, а их непосредственно порождает материя?

Луи Пастер лишь в XIX в. поставил точку в многовековом споре о самозарождении форм жизни, опытным путём доказав невозможность этого. В современной науке активно обсуждаются возможные сценарии возникновения жизни на ранних этапах существования Земли, но речь идет про РНК, ДНК и первые клетки, а не про жаб и мышей.
Святые отцы жили задолго до появления технологии пастеризации.

А еще они не знали о существовании континентов, поэтому воспринимали передвижение животных и птиц к ковчегу как их обычные ежегодные миграции.

«Когда Бог говорит, что животные войдут в ковчег, бесполезно было бы затрудняться исследованием способа, каким бы они совокупились в одном месте из различных стран света. Не могло ли сие быть произведено некоторым тайным внушением природы и предощущением, подобным тому, по которому некоторые животные и ныне ежегодно совершают отдаленные путешествия?» (свт. Филарет (Дроздов). Толкование на Книгу Бытия).

«В тот же самый день начали приходить с востока слоны, с юга обезьяны и павлины, другие же животные собирались с запада, иные же спешили прийти с севера. Львы оставили дубравы свои, лютые звери выходили из логовищ своих, олени и онагры шли из пустынь своих, животные, водящиеся на горах, собирались с гор» (преп. Ефрем Сирин. Толкование на Книгу Бытия).

Дореволюционный библеист А.П.Лопухин полагал,

«что животные эти, гонимые инстинктом ввиду надвигавшейся грозы потопа, сами подходили к ковчегу и искали в нем спасения, что значительно облегчало задачу Ноя».

Российский биолог, палеонтолог, популяризатор науки Александр Марков полностью отвергает такие предположения о передвижениях животных к ковчегу и обратно:

«Если кто-то утверждает, что все современные животные являются потомками особей, спасшихся от Всемирного потопа в Ноевом ковчеге (согласно библейскому преданию), то из этого, несомненно, вытекает ряд проверяемых следствий.
Согласно этой идее, центром расселения современной фауны были окрестности горы Арарат. Следовательно, мы должны ожидать, что чем дальше от Арарата, тем меньше должно быть разнообразие животных, особенно тех, кто медленно и с трудом передвигается. Животные, не умеющие пересекать широкие морские проливы, должны встречаться только в Евразии, Африке и, может быть, на близлежащих островах. Уединенные, изолированные острова и материки (например, Австралия), должны иметь крайне бедную фауну, состоящую преимущественно из очень подвижных животных, умеющих хорошо летать или плавать.
Вряд ли нужно объяснять, что проверяемые следствия «гипотезы Ноева ковчега» — а значит и сама гипотеза — решительно не выдерживают проверки фактами.
Эта гипотеза никоим образом не предсказывает (и не объясняет) существование, например, разнообразной фауны лемуров на Мадагаскаре или кенгуру — в Австралии и Новой Гвинее, притом, что нигде больше в мире эти животные не встречаются. Все лемуры — около сотни ныне живущих видов! — должны были, согласно этой гипотезе, дружно маршировать с горы Арарат прямо на Мадагаскар, нигде не останавливаясь надолго (чтобы не оставить ни одной ископаемой косточки), нигде не потеряв ни одного «отставшего» вида. Они должны были каким-то неведомым образом благополучно пересечь Мозамбикский пролив (наименьшая ширина — 422 км) и поселиться на Мадагаскаре. Причем ни одна из обезьян, живущих в Африке и Азии, почему-то не пожелала переселиться на Мадагаскар вместе с лемурами.
Чем больше для принятия гипотезы нужно сделать подобных маловероятных допущений, и чем меньше известных фактов она в состоянии объяснить (причем объяснить лучше, чем другие, конкурирующие идеи), тем ниже достоверность гипотезы. В случае с гипотезой «Ноева ковчега» научная достоверность практически равна нулю, потому что нет буквально ни одного факта, который объяснялся бы этой гипотезой лучше, чем эволюционной теорией.
Что касается лемуров, то их предками в действительности были древние приматы, близкие к адапидам, которые в эоценовую эпоху (около 55-34 млн лет назад) жили в Евразии, Африке и Северной Америке. Кто-то из представителей этой группы проник на Мадагаскар, дав начало адаптивной радиации лемуров. Нетрудно заметить, что случайный занос нескольких животных или даже всего одной беременной самки на удаленный остров — событие гораздо более вероятное, чем массовое переселение сотни видов. Не встречая конкуренции со стороны более продвинутых приматов, лемуры сохранились на Мадагаскаре, тогда как на «Большой земле» представители этой древней линии приматов вымерли, за исключением некоторых уцелевших в Азии и Африке архаичных форм, таких как долгопяты и лори» («Доказательства эволюции»).

Кроме лемуров можно упомянуть множество других эндемиков, которым было бы весьма проблематично из ковчега направляться к месту обитания.
Как киви и моа, которые не имели крыльев, сумели добраться до Новой Зеландии, а дронт — до Маврикия? Каким способом кенгуру очутились в Австралии, а широконосые обезьяны — в Южной Америке? Это касается и всех броненосцев, включая вымершего гигантского броненосца, шести видов ленивцев, включая вымершего гигантского ленивца, и четырех видов муравьедов, которые «удалились» в Южную Америку.
Кроме того, биологи спрашивают, как было возможно уберечь водных животных, которые неизбежно погибли бы при изменении солености?
Если потоп длился около года, под водой однозначно погибли бы все деревья, включая оливы (оливковое дерево гарантированно гибнет в воде всего за 3 месяца). Поэтому непонятно, как мог голубь вернуться к Ною

«с листом маслины в клюве» (Быт 8.11).

Затопленная трава не способна к восстановлению уже через месяц после ухода под воду. Это означает, что растительность на Земле к моменту завершения потопа должна была погибнуть, а следом за ней — и травоядные животные.

Если вода поднялась выше высочайших гор, значит, обитатели ковчега оказались на высоте почти 9 км. Дышать на такой высоте без кислородного баллона практически невозможно, людей ждет отек легких и мозга, и быстрая смерть

Специалисты сомневаются, что несколько тысячелетий назад люди были способны построить такой огромный корабль, как ковчег Ноя. Даже в XIX в. инженеры не смогли бы построить 137-метровый ковчег из одного дерева. Поскольку дерево не может держать форму, то судно начнет разваливаться в море: швы разойдутся и оно быстро потонет.

Подведем итоги

Геологи утверждают, что нет никаких доказательств, что всемирный потоп был. Более того, всё свидетельствует против этого.

Археология не только не подтверждает всемирного потопа в обозримом прошлом человечества, но и отрицает факт единовременного покрытия водой даже территории Месопотамии.

Раскопки указывают лишь на мощное наводнение, которое затронуло большую часть Нижней Месопотамии.
Спутниковая съемка, подтвержденная геологическими изысканиями, показала, что Евфрат несколько раз менял свое русло, затопляя при этом огромные участки земли.

Биологи считают, что научная достоверность гипотезы «Ноева ковчега» практически равна нулю.

Иван Андреев писал, что

«бессилие науки только «научно» объяснить явление потопа только подтверждают в сознании христианина несомненную чудесность этого события».

В таком случае христианам следовало бы вовсе перестать ссылаться на достижения науки, разъясняя нецерковным людям, что Потоп находится лишь в библейских текстах и в сознании христиан, а не в геологических слоях или в раскопках археологов.

Источники

  1. Александровский Г. Всемирный потоп. Как изменил он жизнь людей. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/6957/ 
  2. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994
  3. Борисов Н.М., Воробьев Ф.Ю., Гиляров А.М., Еськов К.Ю., Журавлев А.Ю., Марков А.В., Оскольский А.А., Петров П.Н., Шипунов А.Б. Доказательства эволюции. Под редакцией А.В.Маркова. 2010 г. URL: https://evolbiol.ru/evidence.htm
  4. Василиадис Николай. Библия и археология. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006
  5. Джон X. Уолтон, Виктор X. Мэтьюз, Марк У. Чавалес. Библейский культурно-исторический комментарий. Ветхий Завет. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejskij-kulturno-istoricheskij-kommentarij-vethij-zavet/
  6. Козлов Максим, прот. 400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни. URL: http://www.pravoslavie.ru/sretmon/izdatel/400vopr.htm
  7. Райт Эрнест. Библейская археология. URL: http://predanie.ru/rayt-ernest-g-ernest-wright/book/67735-bibleyskaya-arheologiya/
  8. Риннекер Фритц, Майер Герхард. Библейская энциклопедия Брокгауза. — Paderborn, 1999. — 1088 с.
  9. Энрико Гальбиати. Алессандро Пьяцца. Трудные страницы Библии. Ветхий Завет. URL: http://agnuz.info/app/webroot/library/334/509/
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 2
  1. Борис

    Александр! Спасибо за то, что делаете. Есть просьба.

    Вот я не верю в значительную часть ВЗ и в значительную часть НЗ (например, в мессианство Иисуса). А в Бога верю. Пробовал отказаться от идеи существования справедливого Бога, но такая жизнь показалась невыносимой.
    Необходимость веры в справедливого Бога — это патология? Или это норма?
    Вы подсказываете, во что верить, вероятно, не стоит. Но умалчиваете, во что стоит. Получается, отнимаете у человека что-то (возможно, и не желая того), но не даете ничего взамен. На мой взгляд, это неправильно и самую малость жестоко.
    Во что верить разуверовавшему в (известного ему) Бога человеку? «Человек с поднятыми руками» в виде буквы Эйч? Или что-то еще?
    Было бы интересно почитать.
    Данке!

    1. Александр

      Если вы верите Бога и не можете без этого жить, продолжайте. Главное в жизни быть счастливым человеком!!! ;-) ;-)

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: