Библия — собрание ошибок и несуразностей

Содержание
  1. Творение растений
  2. Сотворение животных и человека
  3. Потоп
  4. Завет с Авраамом
  5. Авраам и Яхве
  6. Верблюды
  7. Филистимляне
  8. Арамеи
  9. Книга Бытия про царей Израиля
  10. Кадеш
  11. Египет боится вторжения
  12. Иаков или Израиль?
  13. Раамсес и Гесем
  14. Эдом
  15. Казни египетские
  16. Гибель египетского войска
  17. Мадиам
  18. Эцион-Гевер
  19. Арад
  20. Хешбон
  21. Израильская семья из 27 мужчин
  22. Иерихон и Гай
  23. Сага о гаваонитянах с их просьбой защиты
  24. Города Ханаана
  25. Асор
  26. Гибель всех жителей Иерусалима
  27. Смерть жителей города Газер
  28. Амалекитяне
  29. Когда впервые Саул узнает о Давиде и встречает его?
  30. Кто убил Голиафа?
  31. Бог или Сатана?
  32.  Соломон не принуждал к работам израильтян?
  33. Династия Иуды и Давида
  34. Триста девяносто лет наказания Израилю
  35. 70 лет гибели Иерусалима
  36. Дева зачнет
  37. Есфирь и Мардохей
  38. Дарий Мидянин
  39. Иона и храм
  40. Родословные Иисуса
  41. Вифлеем
  42. Откуда были родом Иосиф и Мария?
  43. Нет времени на побег в Египет
  44. «Соль обуевает»
  45. Назорей
  46. «Второе чудо сотворил Иисус»
  47. Та сторона моря
  48. Гибель всех пророков в Иерусалиме
  49. Апостолы идут в Галилею
  50. «Господи! куда Ты идешь?
  51. Версии про смерть Иуды
  52. Зачем жителям Галилеи чудесная способность говорить на языке иудеев? 
  53. Корнелий
  54. Ученики Савла
  55. Стефан
  56. 400 или 430 лет пребывания в Египте?
  57. 450 лет до периода Судей
  58. “Гугнивый Моисей”
  59. Явление Иисуса Савлу
  60. Отношение апостола Павла к идолослужению
  61. Павел за обрезание или против?
  62. Первосвященник Скева
  63. Пророчество Агава
  64. Павел не узнал первосвященника?
  65. Саддукеи не верили в существование ангелов
  66. Клавдий Лисий спасает Павла
  67. Переход в 60 км за одну ночь
  68. Убитые христиане до обращения Савла
  69. Литература

Творение растений

В соответствии с 1-й главой Бытия растения были созданы на третий день, а на шестой — люди. Однако согласно 2-й главе:

«И создал Господь Бог человека из праха земного» до того, как появились растения и травы (2: 4,7).

Сотворение животных и человека

В главе 1 Бытия говорится о создании всех животных до человека, на пятый и шестой дни. Однако, по словам следующей главы, сначала появился «человек» (2.7), а затем в помощь ему — животные (2.19). Обратите внимание: только после человека «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных». Не существовало никого до сотворения человека.

Согласно главе 1 Бытия, мужчина и женщина были созданы в одно и то же время, как кульминация всего творения (1.26—27).
Однако в последующей главе очевидно, что сначала Бог сотворил мужчину (Адам), затем всех животных для мужчины. Когда же никто из них не подошел, тогда и только тогда Господь соделал женщину из ребра, взятого от мужчины.

Потоп

Согласно Быт 6.19, Бог сказал Ною взять с собой в ковчег по паре «из всех животных», но в Быт 7.2 читаем:

«Всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского».

Завет с Авраамом

В Быт 17.2 Бог обещает ему завет и множество потомков. Внимательного читателя должен удивить такой поворот событий, ведь в Быт 15.18 Господь уже заключил завет с Авраамом и уже пообещал ему множество потомков.

Авраам и Яхве

В одной из первых встреч Моисея с божеством, Бог говорит ему: «Я Господь (Яхве). Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий» (Эль-Шаддай), а с именем Моим «Господь» (Яхве) не открылся им» (Исх 6.2,3). Здесь Бог говорит, что патриархи Бытия не знали личного имени Бога, Яхве, они только знали Его как Бога Всемогущего, Эль-Шаддай.

Для внимательного читателя такое заявление может показаться странным, ведь совершенно ясно, что в Бытии Бог являлся патриархам как Господь (Яхве), но и что они называли Его этим именем.

Рассмотрим Быт 4.26: «Тогда начали призывать имя Господа (Яхве)».

Или более красноречивый отрывок: «Аврам поверил Господу (Яхве), и Он вменил ему это в праведность. И сказал ему: Я Господь (Яхве), Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Он сказал: Владыка Господи! (Адонай Яхве) как мне узнать, что я буду владеть ею?» (Быт., 15: 6—8).

Согласно Исходу, Бог никогда не показывался Аврааму как Яхве, но, по словам Бытия, Он являлся ему именно как Яхве.

***

Верблюды

Библия упоминает верблюдов среди скота фараона (Исх 9.3), а также в рассказе о продаже в рабство Иосифа его братьями (Быт 37.25).

Однако “одомашнивание верблюдов произошло приблизительно между XI и X веками до н. э. и они использовались в этом качестве на Ближнем Востоке только после 1000 года до н.э.”.

В истории об Иосифе упоминается верблюжий караван, везущий «стираксу, бальзам и ладан» (Быт 37.25), которые были основными продуктами аравийской торговли, процветавшей в VIII-VII вв. до н. э.

Раскопки указывают на резкое увеличение числа верблюжьих останков в VII веке до н. э. Именно в это время ассирийские источники описывают верблюдов, используемых в караванах в качестве вьючных животных. Только тогда верблюды стали рядовым, обычным явлением ландшафта, которое было отражено как случайная деталь литературного повествования.

***

Филистимляне

Они упоминаются в связи с встречей Исаака с «Авимелехом, царем филистимским» в городе Гераре (Быт. 26:1). Филистимляне — это группа переселенцев из Эгейского или Средиземноморского побережья, но с указанного в Библии времени еще около 1200 лет они не создавали своих поселений вдоль прибрежной равнины Ханаана. Их города процветали в XI и Х веках до н. э. и продолжали доминировать в регионе именно в ассирийский период. Упоминание о Гераре как филистимском городе (Быт. 20:1) предполагает его особое значение. Но раскопки показали, что в первом железном веке — ранней фазе филистимской истории — он был не более чем маленькой, совсем незначительной деревней. А вот в конце VIII — VII веке до н. э. он стал хорошо укрепленной административной крепостью на юге, что служит очевидным хронологическим ориентиром.

***

Арамеи

«Предательские анахронизмы». В историях женитьбы Иакова с Лией и Рахиль, и его отношений с дядей Лаваном доминируют арамеи (сирийцы).

«Так Иаков обманул Лавана–арамея: ничего ему не сказав… Но той же ночью, во сне, Бог явился Лавану–арамею и сказал: «Смотри, ничего не делай Иакову!»» (Быт 31.20,24).

Арамеи не упоминаются как отдельная этническая группа в текстах древнего Ближнего Востока до 1100 года до н. э. Они стали доминирующим фактором на северных границах израильтян в начале IX века до н. э., когда на территории современной Сирии образовался ряд арамейских царств.

***

Книга Бытия про царей Израиля

«Вот цари, которые правили в Эдоме, еще до того как появились цари у израильтян» (Быт 36.31).

Настоящий стих предполагает, что автору знакомо то время, когда Израилем правили цари. Однако оно наступило лишь через два столетия после смерти Моисея. Таким образом, Бытие должно было быть написано в период монархии — или даже позже.

***

Кадеш

В пустыне Негев на границе Синайского полуострова и Ханаана (Южный округ Израиля) располагался оазис Кадеш. 

Повествования о Лоте, племяннике Авраама: «Оттуда они повернули к Эн–Мишпату (что ныне называется Кадеш)» (Быт 14:7).

Во Второзаконии и Числах говорится о длительной остановке евреев Исхода в Кадеше (Числа 34). В Кадеш евреи попали через 11 дней пути от горы Синай, однако оставались в этом месте около 38 лет.

Раскопки и исследования по всему району не предоставили даже малейшего доказательства деятельности в позднем бронзовом веке, ни даже единственного черепка, оставленного крошечной группой испуганных беженцев.

Археологические раскопки обнаружили там следы поселений только X-VII вв. до н.э.

***

Египет боится вторжения

«Иосиф сказал: «Вы лазутчики. Пришли разведать, где наша страна уязвимее всего»» (Быт 42:9).

Странно выглядит опасение египтян вторжения с востока, ведь до нападения Ассирии в VII веке, Египет никогда бы не подвергся вторжению с этой стороны. В рассказе об Исходе фараон опасается, что израильтяне будут сотрудничать с врагом (Исх 1.10). Эти драматические штрихи будут иметь смысл только на фоне вторжения в значительно ослабленный Египет ассирийцев, вавилонян, персов в VII и VI вв до н.э.

***

Иаков или Израиль?

Имя праотца Иакова было изменено на Израиль (Быт 32.28) навсегда:

«И тогда Тот сказал: «Отныне ты будешь зваться не Иаков, а Израиль»

Однако затем (Быт 33:1) он снова фигурирует как Иаков:

«Иаков поглядел и увидел: навстречу ему идет Исав, и с ним четыреста человек».

Интересно, что сюжет о переименовании из Иакова в Израиль встречается также и позже :

«После возвращения Иакова из Паддан–Арама Бог вновь явился ему, благословил его и сказал: «Имя твое Иаков, но впредь не будут тебя звать Иаковом. Отныне твое имя — Израиль!» Так Он дал ему имя Израиль» (Быт 35:9-10).

***

Раамсес и Гесем

Анахронизм в Исх 1.11 связан с Быт 47, где

“в пределах одного повествования земля, отданная евреям при Иосифе, названа вначале Гесем (gosen — Быт 47.3-6), а затем — ra’amses (Быт 47.11).

На то, что в Исх 1.11 имеет место анахронизм, указывает форма библейского названия ra’amses для передачи египетского звука ś, характерная для поздней традиции письма, приблизительно VIII-VII вв. до н. э.

Гесем — территория, где в восточной дельте поселились израильтяне (Бытие 45:10) — не египетское название, а семитское. Начиная с VII века до н. э. арабы-кедариты расширили границы оседлых земель Леванта, а в VI веке они достигли дельты. Позже, в V веке, они стали доминирующим фактором в дельте. Название Гесем происходит от Гешем — династического имени царской семьи кедаритов.

***

Эдом

«Вот сыновья Исава, и вот старейшины их. Это Едом» (Быт 36.19).

«Моисей отправил послов, передать царю Эдома: Разреши нам пройти по твоей земле! Эдомитяне ответили: «Вы не пройдете по нашей земле!  И, собрав большое и сильное войско, они вышли навстречу сынам Израилевым» (Чис 20.14,17,18,20)

«При Иораме эдомитяне восстали и вышли из–под власти Иудеи и поставили себе собственного царя. Иорам разбил эдомитян, окруживших его, вместе с его колесничными отрядами, но после этого иудейское войско разбежалось по домам. С тех пор и доныне Эдом не подчиняется Иудее» (4 Цар 8.17-22).

Иорам правил в 849/848-841 гг. до н.э.

В то время в Эдоме не было царей, которые могли бы встретить израильтян. По археологическим данным, территория Эдома в бронзовом веке была скудно населена кочевыми племенами, а эдомское государство впервые появилось в VII веке до н.э. Из ассирийских источников мы знаем, что никакого государства Едом не было до конца VIII–го века до н. э. Едом появляется в древних записях как отдельное образование только после завоевания региона Ассирией. И он стал серьезным соперником Иудее только с началом прибыльной аравийской торговли. Археологические свидетельства очевидны: первая крупномасштабная волна заселения в Едоме сопровождается созданием крупных поселений и крепостей.  Возможно, она началась в конце VIII–го века до н. э., но достигла пика только в VII–ом веке и начале VI–го столетия до н. э. До этого периода он был малонаселенной отдаленной местностью, населенной в основном пастухами и кочевниками.

***

Казни египетские

Во время пятой казни Господь уничтожил «весь скот Египетский» (Исх 9.6). Итак, можно подумать, что весь скот действительно погиб. Однако затем, когда Моисей наслал седьмую казнь, ужасный град убил «по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота» (9.9,20,25).

***

Гибель египетского войска

«Фараон велел приготовить свою колесницу и собрал свое войско. Он взял с собою шестьсот отборных колесниц, все колесничное войско египетское. На каждой колеснице стояли опытные воины. И Господь сделал так, что фараон, царь египетский, упорствуя, погнался за сынами Израилевыми.

И Господь сказал Моисею: Я сделаю так, что египтяне, упорствуя, устремятся за вами следом, — и вот тогда Я восторжествую над фараоном и его войском, над его колесницами и всадниками! Узнают египтяне, кто такой Господь, — когда Я восторжествую над фараоном, над его колесницами и всадниками!»

И вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех — и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами Израилевыми. Ни один египтянин не уцелел! (Исх 14.6-8,15-18,27-28).

До сих пор сохранилась мумия Рамзеса II и многое известно о его правлении из других источников. Он никогда не терял 2 миллиона своих рабов и всю армию. Его тринадцатый сын и преемник, Мернептах, успешно правил и обладал огромной армией, способной подчинить другие народы. В середине XIII в. до н. э. Египет по-прежнему являлся доминирующей мировой силой.

Нет никаких археологических свидетельств Исхода как такового. Не найдены сотни колесниц, покоящихся на дне любого из водоемов, похожего на Чермное море; нет египетских свидетельств о массовом исходе 2 и более миллионов человек, нет
никаких археологических следов в пустыне о любом из возможных маршрутов к или от горы Синай.

***

Мадиам

Пятикнижие упоминает, что израильтяне при Моисее победили пять царей мадианитян и разграбили их города:

Господь сказал Моисею: «Отомсти мидьянитянам… И отобрали двенадцать тысяч воинов… Моисей отправил их в поход. Они напали на мидьянитян, как повелел Господь Моисею, и перебили всех мужчин этого племени. Они убили пять мидьянских царей. Сыны Израилевы захватили в Мидьяне женщин, малых детей, и весь скот, и все стада; все их имущество они разграбили, а все города, в которых жили мидьянитяне, и все их становья сожгли».

Моисей был в гневе на возвращающихся из похода военачальников. Он сказал им: «Вы оставили всех женщин в живых? Убейте всех мальчиков и убейте всех женщин, которые познали мужчину! А девиц, еще не познавших мужчину, оставьте в живых, для себя!»

Добыча — то, что осталось от захваченного воинами — составляла тридцать две тысячи пленниц — девушек, еще не познавших мужчину» (Числ 31.1-35).

Но если все это произошло на самом деле, то трудно объяснить эпизоды в Книге Судей, когда израильтяне были под властью как раз мадианитян:

«Израильтяне стали творить дела, ненавистные Господу, и Господь на семь лет отдал их в руки мидьянитян. Тяжким было иго мидьянитян… Мидьянитяне, амалекитяне и восточные племена расположились в долине — многочисленные, как саранча…

Израильтяне и пустились в погоню за мидьянитянами. Были схвачены два мидьянских вождя — Ворон и Волк.

Гедеон сказал жителям Суккота: «Я преследую Зеваха и Цалмунну, мидьянских царей!»… Зевах и Цалмунна стояли в Каркоре с пятнадцатитысячным войском. (Это было все, что осталось от воинства восточных племен. Сто двадцать тысяч воинов уже пали в бою)… Израильтяне сказали Гедеону: «Правь нами… Ведь ты спас нас от мидьянитян!» (Суд 6.1-8.22).

Откуда во времена Судей взялись тысячи воинов-мидьянитян, включая несколько царей?

Кроме того, урбанизация земли Мадиам не известна до VII века до н.э.

***

Эцион-Гевер

Здесь становились лагерем сыны Израиля (Чис 33:35). Раскопки в период между 1938–1940 гг. обнаружили выразительные останки позднего железного века, но никаких бы то ни было следов пребывания позднего бронзового века.

***

Арад

Библейское повествование рассказывает, как ханаанский царь Арада, «который жил в Негеве», напал на израильтян и некоторых взял в плен, что вызвало их гнев, и они обратились за божественной помощью, чтобы уничтожить все ханаанские города (Чис 21:1–3). Почти двадцать лет интенсивных раскопок показали, что в позднем бронзовом веке город Арад просто не существовал. Селения на севере пустыни Негев не были заселены с ранней бронзы до VIII века до н. э.

***

Хешбон

Странствующие израильтяне были вынуждены принять бой к востоку от Иордана в городе Хешбоне, столице Сигона, аморрейского царя (Числа, 21:21–25, Втор. 2:24–35, Судей 11:19–21). Раскопки в Телль-Хесбане к югу от Аммана на месте погибшего древнего Хешбона, показали, что в период поздней бронзы там не было города, даже маленькой деревни.

***

Израильская семья из 27 мужчин

Итоги переписи сынов Израилевых, по родам.

В лагере «было шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят человек; при этом левиты не были включены в перепись сынов Израилевых» (Чис 2.32-33).

Однако в пересчете первенцев-мальчиков от месяца и старше оказывается 22 273 человека (Чис 3.43). Получается, что каждая израильская семья должна была состоять из 27 мужчин, не считая первенцев.

В книге Иисуса Навина сообщается, что народ Израиля располагал лишь 40 тысячами мужей, вооруженных к войне (И. Нав 4.13).

***

Иерихон и Гай

Археологические исследования показывают, что в конце бронзового века на месте многих из упоминаемых в Библии городов ещё не было поселений, либо же к этому времени они уже давно лежали в руинах.
Иерихон, как рассказывает Библия, был первым городом Ханаана, захваченным евреями (И.Нав 6.1-20):

«Господь сказал Иисусу: «Я отдаю в твои руки Иерихон, и его царя, и могучих воинов… когда затрубит рог — когда вы услышите зов трубы — пусть все ваше войско издаст громкий боевой клич. Тогда стены Иерихона рухнут и вы войдете в город, сразу со всех сторон»… Громкий боевой клич издали израильтяне, когда услышали звук рога, — и стены города рухнули! Воины ворвались в город со всех сторон и овладели им».

В случае Иерихона, не было никаких следов заселения какого-либо рода в XIII веке до н.э., а более раннее селение поздней бронзы, датируемое XIV веком до н. э., было маленьким и бедным, незначительным и неукрепленным. Не существовало также никаких признаков разрушения. Таким образом, знаменитая сцена шествия вооруженных сил израильтян вместе с Ковчегом Завета вокруг защищенного стеной города, в результате чего могучие стены Иерихона разрушаются при дутье на них боевыми трубами, была, проще говоря, романтическим миражом.

Город Гай, согласно библейскому повествованию, был захвачен вторым (И.Нав 8.1-29). На месте древнего Гая не было извлечено ни одного глиняного черепка или любого другого признака селения позднего бронзового века. Раскопки показали, что он был полностью разрушен около 2250 г. до н.э., и лежал в руинах около тысячи лет, вплоть до возникновения на этом месте еврейской деревни около 1200 г. до н.э.

***

Сага о гаваонитянах с их просьбой защиты

«жители Гаваона, услышав, что Иисус сделал с Иерихоном и Гаем, употребили хитрость… Они пришли к Иисусу в стан [Израильский] в Галгал и сказали: из весьма дальней земли пришли мы; итак, заключите с нами союз» (И. Нав 9:3-6).

Раскопки раскрыли останки из средней бронзы и железного века, но никаких останков из поздней бронзы. Бесплодные археологические изыскания на местах трех других «гаваонитянских» городов Кефиры Беерофа и Кириаф-Иарима показали ту же картину: ни на одном из этих мест не было какихлибо останков позднего бронзового века. 

***

Города Ханаана

Библия говорит, что города Ханаана были укреплёнными и «высокими до небес». Но в реальности Ханаан в конце бронзового века был провинцией Египта, находился под его полным контролем; египтяне намеренно не допускали наличия укреплённых городов, и не было стен, которые можно было разрушить, как это описано в истории с Иерихоном. Отсутствие стен во всех городах Ханаана конца бронзового века подтверждается археологическими данными.
В полностью контролируемом египтянами Ханаане по всей стране стояли гарнизоны египтян, и кочевники евреи, просто не смогли бы завоевать страну, в которой везде стояли египетские войска. Но Библия не упоминает о присутствии египтян в Ханаане в конце бронзового века.

Эти и другие анахронизмы предлагают интенсивный период написания этих повествований в VIII и VII веках до н.э. Сюжеты патриархальной истории не имеют ничего общего с реалиями XVIII в. до н. э.

***

Асор

Силы израильтян полностью уничтожили город Асор:

«Иисус взял Асор и царя его убил мечом (Асор же прежде был главою всех царств сих); и побили все дышащее, что было в нем, мечом, предав заклятию: не осталось ни одной души; а Асор сожег он огнем» (И. Нав 11.10-11).

Если это было бы правдой, то почему в следующей книге, Книге Судей, хананеи вполне еще проживают и контролируют Асор, под управлением их царя Иавина, чья мощная армия сокрушила и раздавила израильтян?

«Когда умер Аод, сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа. И предал их Господь в руки Иавина, царя Ханаанского, который царствовал в Асоре. И возопили сыны Израилевы к Господу, ибо у него было девятьсот железных колесниц, и он жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет» (Суд 4.1-3).

***

Гибель всех жителей Иерусалима

«Сыны Иуды напали на Иерусалим и захватили его. Всех жителей они перебили, а город сожгли» (Суд 1.8).

Это простая мысль: Иерусалим был разрушен и местное население убито. Но затем мы читаем, лишь спустя несколько стихов, что Иерусалим все еще стоял и местное население на самом деле в нем проживало:

«Сыны Вениамина так и не отобрали Иерусалим у евусеев. Евусеи живут в Иерусалиме, вместе с сынами Вениамина, и по сей день» (Суд 1.21).

***

Смерть жителей города Газер

Согласно Книге Иисуса Навина, войска Иисуса Навина встретили царя Горама города Газер, и «Иисус поразил его и народ его мечом так, что никого у него не оставил, кто бы уцелел» (10.33). Если это было бы правдой и не было выживших в городе Газер, тогда трудно объяснить следующий отрывок: «И Ефрем не изгнал Хананеев, живущих в Газере; и жили Хананеи среди их в Газере» (Суд 1.29).

***

Амалекитяне

«Саул нанес поражение амалекитянам, громя их от Хавилы до самого Шура, что у границы Египта. Ага’га, царя Амалека, он взял в плен живым, а весь его народ предал заклятью и истребил мечом» (1Цар 15.7-8).

Были ли амалекитяне уничтожены?

«Тем временем амалекитяне успели совершить набег на Негев и Циклаг. Они захватили и сожгли Циклаг, а потом вернулись к себе. Женщин и всех, кто оставался в городе, от мала до велика, угнали в плен — убивать никого не стали» (1Цар 30.1-2).

***

Когда впервые Саул узнает о Давиде и встречает его?

«Саул приказал: «Разыщите для меня человека, который хорошо играет на лире, и приведите ко мне». Один из слуг сказал: «Я знаю такого… Давид пришел к Саулу и стал служить ему. Саул очень полюбил его и назначил своим оруженосцем» (1Цар 16.17-22).

Давид был самым младшим из братьев. Трое старших ушли с Саулом, а Давид время от времени отлучался от Саула в Вифлеем, чтобы пасти отцовское стадо. Иессей сказал своему сыну Давиду: «Возьми эти десять хлебов и поскорее отнеси к твоим братьям в стан. А эти десять кусков сыра поднеси командиру их тысячи. Твои братья, вместе с Саулом и остальными израильтянами, сражаются в долине Дуба с филистимлянами»… Элиав, его старший брат, рассердился на Давида и сказал: «Зачем ты пришел сюда? На кого ты оставил в пустыне наших овец, маленькое наше стадо? Я знаю, какой ты наглец и что за скверный у тебя характер. Ты пришел только затем, чтобы поглазеть на сражение»…

Видя, как Давид идет на поединок с филистимлянином, Саул спросил Авнера, своего военачальника: «Авнер, чей сын этот юноша?» Авнер отвечал: «Клянусь твоей жизнью, царь, я не знаю». Царь сказал: «Так узнай же, чей сын этот мальчик». И когда Давид победил филистимлянина, Авнер подвел его к Саулу. Давид держал в руке голову филистимлянина. Саул спросил его: «Чей ты сын, юноша?» И Давид ответил: «Сын раба твоего Иессея из Вифлеема»» (1Цар 17.14-58).

***

Кто убил Голиафа?

«Из рядов филистимлян выступил единоборец, по имени Голиаф из Гата… Древко его копья было как ткацкий навой… Пока филистимлянин приближался к Давиду, тот быстро побежал к месту поединка, навстречу ему. Опустив руку в сумку, он достал из нее камень, метнул его из пращи и попал филистимлянину прямо в лоб. Камень проломил череп, и филистимлянин рухнул лицом наземь. Так, без меча, только пращой и камнем, Давид одолел филистимлянина, сразил его и убил. Затем он подбежал к филистимлянину, встал возле него и, вытащив у него из ножен меч, добил его и отрубил ему голову» (1Цар 17.7,48-51).

«Было сражение с филистимлянами в Гове. Элханан, сын Яира, из Вифлеема убил Голиафа из Гата — а древко копья Голиафа было как навой ткацкого станка» (2Цар 21.19).

***

Бог или Сатана?

Согласно Первой книге Паралипоменон, сделать счисление войска Давида подтолкнул Сатана. Бог разгневался за это на Давида и покарал его:

«Сатана напал на Израиль и стал подстрекать Давида устроить в Израиле перепись. Давид сказал Иоаву и другим предводителям народа: «Ступайте, пересчитайте всех израильтян… Богу была ненавистна перепись, и Он навел беду на Израиль… Господь навел мор на Израиль, и погибли семьдесят тысяч человек.» (1Пар 21.1-14).

Во Второй книге Царств сам Господь подталкивает Давида исчислить народ Израиля — и затем наказывает его за это!

«Снова разгневался Господь на израильтян и стал подстрекать Давида действовать против них. Он дал такое повеление Давиду: «Иди, пересчитай Израиль и Иуду!» Царь сказал Иоаву: «Обойди все племена Израиля, от Да’на до Беэ’р–Ше’вы, и проведите перепись, чтобы я знал сколько у меня народа». После того как Давид пересчитал народ, его стала мучить совесть. Давид обратился к Господу: «Тяжко согрешил я своим поступком! Сними, Господь, вину с раба твоего — ведь я совершил это по большой глупости!» Господь навел мор на Израиль. Он начался с утра и продолжался до конца назначенного срока. Из всего народа, от Дана до Беэр–Шевы погибли семьдесят тысяч человек» (2Цар 24.1-15).

***

 Соломон не принуждал к работам израильтян?

«Соломон построил все, что задумал. На всех, кто еще оставался из аморе’ев, хе’ттов, периззе’ев, хивве’ев и евусе’ев — на всех неизраильтян, потомков тех, кто остался в этой стране, из–за того что израильтяне не смогли истребить их, — Соломон возложил трудовую повинность. Эту трудовую повинность они несут и поныне. А израильтян Соломон не принуждал к работам: они были у него воинами, приближенными, чиновниками, начальниками стражи, начальниками колесничного войска и конницы» (3Цар 9.19-22).

«Царь Соломон заставил весь Израиль нести трудовую повинность: собрал для работ тридцать тысяч человек и отправлял их посменно на Ливанские горы, по десять тысяч человек каждый месяц. Один месяц проводили они на Ливанских горах, и два месяца — у себя дома. Надзирателем за трудовой повинностью был Адонирам. Кроме того, у Соломона было семьдесят тысяч носильщиков и восемьдесят тысяч каменотесов в горных каменоломнях. И еще у Соломона было три тысячи триста распорядителей работ, которые руководили рабочими» (3Цар 5.13-16).

«там должны были собраться все израильтяне… Иеровоам был в Египте — он бежал туда от царя Соломона и жил там. Но за ним послали и позвали его. Иеровоам пришел туда вместе со всей общиной Израиля, и они сказали Рехаваму: «Твой отец придавил нас тяжким ярмом. Сделай нашу работу полегче, облегчи ярмо, что наложил на нас твой отец, — и мы будем служить тебе»» (3Цар 12.1-4).

***

Династия Иуды и Давида

“Скипетр не покинет Иуду, и потомки его всегда будут держать жезл правителей, пока не придет Тот, Кому он принадлежит, Тот, Кому покорятся все народы” (Быт 49.10 Новый русский перевод Biblica).

Передай Давиду, рабу Моему: „Так говорит Господь Воинств: Твоя династия и царство твое никогда не поколеблются, и трон твой вечно будет стоять передо Мной!”» (2Цар 7.8,16).

«Но ради договора, заключенного с Давидом, Господь решил не губить Иудею: ведь Господь пообещал Давиду, что светильник его рода не угаснет вовек» (2 Пар 21.7).

Скипетр отошел от Иуды после разрушения Иерусалима Навуходоносором (586 г до н.э.) в правление Седекии – последнего иудейского царя из рода Давида. После этого евреи находились под властью других народов.

Осуждение постигло и царя Иехонию:

“этот человек, Иехония… Так говорит Господь: никто из его потомства не будет больше восседать на престоле Давида и править в Иудее” (Иер 22.28-30).

Интересно, что этот Иехония представлен как предок Иисуса из Назарета:

“После выселения в Вавилон и до рождения Иисуса: Иехония, Шеалтиэл, Зоровавель… Иаков, Иосиф, муж Марии, матери Иисуса, называемого Христом” (Мф 1.12-16).

***

Триста девяносто лет наказания Израилю

«Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их. И Я определил тебе годы беззакония их числом дней: триста девяносто дней ты будешь нести беззаконие дома Израилева» (Иез 4:4-5).

«Кара Северного государства Израиль продлится 390 лет». Это, конечно, неправда, так как Израиль не был восстановлен.

***

70 лет гибели Иерусалима

В 520 г. до н. э.

ангел Господа сказал: «Господь Воинств, когда же Ты наконец помилуешь Иерусалим и города Иудеи? Уже семьдесят лет прошло с тех пор, как Ты обрек их проклятью!» (Зах 1.12).

С исторической точки зрения это абсолютно неверно, ведь Иерусалим не был уничтожен до 586 г. до н.э.

***

Дева зачнет

«Господь Сам даст вам знак. Смотрите, Юная зачала — и родит сына, и назовет его Эммануил. И еще до того, как он научится отличать хорошее от плохого, земли тех двух царей, которых ты боишься, станут безлюдны» (Ис 7.14,16).

«даст Господь Сам вам знамение; вот дева в утробе будет иметь и родит сына, и назовёшь имя ему Эммануил» (LXX. Подстрочный перевод с греческого А. Винокурова).

Свт. Василий Великий признавал, что

“иудеи оспаривают издание Семидесяти, говоря, что в еврейском стоит не дева, а отроковица”.

Свт. Кирилл Иерусалимский также опрометчиво обвинял иудеев:

“иудеи противоречат сему (ибо они издревле имеют обыкновение злобно противиться истине) и говорят: написано, не «Дева», но «младолетна» (νεᾶνις)”.

Указанную трудность признавал великий библеист древности блаженный Иероним Стридонский:

“знаю, что евреи обыкновенно возражают, что на еврейском слово ‘almǎ означает не девственницу, а молодую женщину. И действительно, девственница называется собственно bǝtûlǎ, но молодая девица или девушка называется не ‘almǎ, а nа‘ãrǎ”.

Чтобы оценить эту версию, достаточно посмотреть в кумранскую рукопись 1Q Isa – самое древнее на сегодняшний день зафиксированное свидетельство того, какое же слово, переведенное в Синодальном издании как “Дева”, значится в стихе 14 седьмой главы Книги Исайи. Это слово — העלמה, то есть артикль + “альма”.

Итак, «пророчество» о рождении Христа от Девы не содержит упоминания ни Мессии, ни девственницы.

***

Есфирь и Мардохей

«Сообщение о том, что Мардохей «был переселен из Иерусалима вместе с пленниками, выведенными с Иехониею, царем Иудейским, которых переселил Навуходоносор, царь Вавилонский» (Есф 2.6) в 597 г. до н.э., предполагает, что во время описываемых событий ему было более 115 лет, а Есфирь, «дочь дяди его» (Есф 2. 7), вряд ли могла по возрасту подходить для роли царской невесты. То, что Есфирь была царицей с 7-го по крайней мере до 12-го года правления Ксеркса I (Есф 2. 16; 3. 7), противоречит сообщениям Геродота: согласно его «Всемирной истории», царицей в это время была Аместрида (Herod. Hist. VII 114; IX 112), которая должна была происходить из влиятельной персидской семьи. Персидские историки не упоминают о массовом избиении евреями их врагов» (Лявданский А.К., Барский Е.В. Есфири книга // Православная энциклопедия. — М. Т. 18, С. 718-736).

***

Дарий Мидянин

«Царь, упоминаемый только в Книге пророка Даниила (Дан 5.31; 6.1,6,9,25,28; 9.1; 11.1), для которого нет прямых параллелей во внебиблейских источниках. По этой причине некоторые исследователи ставят под сомнение историческую достоверность библейских свидетельств.

Книга пророка Даниила говорит о царствовании Дария между царствованием Валтасара и Кира I Персидского. Как греческие, так и вавилонские источники ясно показывают, что именно Кир I Персидский, а не Дарий был завоевателем Вавилона и стал реальным преемником вавилонских царей (2 Пар 36.20). Нет исторических свидетельств о мидийском вторжении в Вавилон или мидийском доминировании в этом ареале» (Свящ. Димитрий Юревич. Даниил // Православная энциклопедия. — М., Т. 14. С. 195-197).

***

Иона и храм

Автор псалма больше всего озабочен тем, чтобы иметь возможность снова лицезреть святой Храм, то есть был
озабочен вещью несущественной для Ионы в этой истории:

«В бездну, в глубь моря Ты меня вверг, меня уносят потоки; все валы и волны Твои ходят надо мной. И думалось мне: я изгнан прочь с Твоих глаз. Но нет, я еще увижу Твой Храм святой!» (Ион 2.4).

Ионе, сыну Амиттая, не пришлось увидеть Храм, так как Иерусалимский храм был разрушен в 568 г. до н.э.

***

Родословные Иисуса

«Матфей и Лука предоставляют разные родословные Иисуса. Годами читатели пытались объяснить эти различия — например, заявляя, что Матфей указывает родословную Иосифа, в то время как Лука — родословную Марии (именно поэтому указаны разные отцы, дедушки, прадедушки и т. д., вплоть до Давида). Проблема в том, что обе родословные ясно определены — они обе принадлежат Иосифу» (Эрман Барт Д. Библия. Историческое и литературное введение в Священное Писание. — М., 2015).

***

Вифлеем

– «и ты, Вифлеем Ефрафа, мал ты, чтобы быть среди племен Иуды» (Мих 5:2 буквальный перевод с еврейского);

– «и ты, Вифлеем, дом Ефрафа, самый малый, чтобы быть в тысячах Иуды (Мих 5:2 Септуагинта).

Матфей приводит слова пророка Михея не по еврейскому подлиннику и не по Септуагинте:

«и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше правителей Иудиных» (Мф. 2:6 перевод еп. Кассиана).

***

Откуда были родом Иосиф и Мария?

Наверное, вы подумали: из Назарета. Теперь прочитайте Евангелие от Матфея внимательнее. В нем нет ничего указывающего на то, что они отправились в Вифлеем откуда-то еще. Волхвы, проведшие в пути долгое время, находят их в доме, в Вифлееме. Это происходит примерно спустя
несколько месяцев или даже больше года после рождения Иисуса, так как Ирод приказывает своим войскам убить всех младенцев мужского пола, возраста двух лет и младше. Если Иисус родился на прошлой неделе, не было бы никакой нужды в убийстве двухлетних младенцев (обратите внимание: согласно Матфею, Ирод отдает приказ «по времени, которое выведал от волхвов»).

«И войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и павши поклонились Ему» (Мф 2.11).

Волхвам потребовалось много времени, чтобы добраться туда, так что, скорее всего, этот дом был местом, где Иосиф и Мария жили. Доказательством этому служит решение Иосифа переселиться в Назарет, когда они возвращались из своего бегства в Египет. Его первой мыслью было вернуться в Иудею, где находится Вифлеем, но он не смог этого сделать, так как царь Архелай оказался еще более жестоким правителем, нежели его отец Ирод. Так что им приходится переселиться в Галилею, на север. Таким образом, родиной Иосифа и Марии был Вифлеем — в Евангелии от Матфея. Но не в Евангелии от Луки» (Эрман Барт Д. Библия. Историческое и литературное введение в Священное Писание. — М., 2015).

***

Нет времени на побег в Египет

Лука пишет, что Иосиф и Мария жили в Иудее чуть больше месяца после того, как Мария совершила жертвоприношение в Храме, чтобы соблюсти обряд очищения после родов. Согласно Торе, это произошло на 32-й день (Лев 12). После чего они вернулись домой, в Назарет. Но если это правда, как может быть достоверным их побег в Египет, о котором говорится в Евангелии от Матфея? Если они возвращаются в Назарет, тогда путешествие волхвов в Вифлеем не имеет смысла и не остается времени на побег в Египет (Эрман Барт Д. Библия. Историческое и литературное введение в Священное Писание. — М., 2015).

***

«Соль обуевает»

Как быть со странными колебаниями предания в начинающихся с εάν предложениях между «если соль не солона (άναλον) станет» (Мк 9,50) и «если соль глупа (μωρανθή) станет» (Мф 5,13; Лк 14,34)? Здесь основа tpl имеет два значения: 1) «быть несоленым» и 2) «глупо говорить». Значит, у Марка (άναλον γένηται) дается правильный перевод, a μωρανθή (Матфей / Лука) — это ошибка перевода (Иеремиас Иоахим. Богословие Нового Завета. Провозвестие Иисуса).

***

Назорей

“придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется” (Мф 2.23).

Получившийся вариант назарянин возник в результате игры слов назорей и отрасль (Ис 11:1). При этом Иисус не был назореем. Еврейское назир (назорей) не имеет никакого отношения к слову Назарет и корневые буквы этих слов на еврейском различны. Отождествление Назорея (Ναζωραίος) с «жителем Назарета» (ναζαρηνός), сделанное составителями канонических евангелий на основе народной этимологии (Мф 2:23), абсолютно некорректно (Мацух, 2002. С. 45–52).

***

«Второе чудо сотворил Иисус»

В Евангелии от Иоанна сказано, что Иисус дал Свое «первое знамение» (2.11), а 4-й в главе сказано, что Он сотворил «второе знамение» (4.54). Логично. Но в главе 2  сказано, что Он сотворил много других знамений (2: 23). Как Он мог сотворить много других знамений до того, как сотворил второе? (Эрман Барт Д. Библия. Историческое и литературное введение в Священное Писание. — М., 2015).

***

Та сторона моря

В главе 5 евангелия от Иоанна Иисус приходит в Иерусалим, совершает там чудо, оставшуюся часть главы занимают Его рассуждения о нем. Затем автор сообщает:

«После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады» (Ин 6.1).

На ту сторону? Иисус не был рядом с морем, Он был куда южнее, в Иерусалиме.

***

Гибель всех пророков в Иерусалиме

«пришло несколько фарисеев. «Тебе надо уйти отсюда, — сказали они. — Уходи, Ирод хочет Тебя убить!» «Ступайте и скажите этому хищнику , — ответил им Иисус: — „Я буду изгонять бесов и исцелять сегодня и завтра, а на третий день завершу Свое дело. Но и сегодня, и завтра, и в последующий день Я должен продолжать Свой путь, потому что такого не может быть, чтобы пророка убили не в Иерусалиме. Иерусалим! Иерусалим, убивающий пророков и побивающий камнями тех, кто послан к нему!» (Лк 13.31-34).

Утверждение, что евреи убили всех пророков, предсказавших пришествие Мессии, является риторическим преувеличением мученика Стефана:

“Кого из пророков не гнали ваши отцы? Они убили тех, кто возвестил о приходе Праведника, а теперь вы стали Его предателями и убийцами!” (Деян 7.52).

Смерть пророков, как правило, не описывается в Ветхом Завете, и у нас нет никаких исторических подтверждений тому, что все они подвергались гонениям и были убиты.

***

Апостолы идут в Галилею

У Луки Иисус недвусмысленно приказал ученикам не отлучаться из Иерусалима (Деян 1.4). В версии Матфея ученикам следовало передать, чтобы шли в Галилею, где встретят Иисуса, и они немедленно подчинились.

***

«Господи! куда Ты идешь?

В Ин 13:36 Петр спрашивает: «Господи! куда Ты идешь?» Несколькими стихами ниже Фома говорит: «Господи! не знаем, куда идешь» (Ин 14:5). А через несколько минут, на все той же трапезе, Иисус укоряет учеников словами:

«А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: „Куда идешь?“» (Ин 16:5).

***

Версии про смерть Иуды

Новый Завет содержит два разных рассказа о смерти Иуды:

— согласно Мф 27:3–10 Иуда повесился.

— согласно Деян 1:18–19 Иуда упал и лопнул, и его внутренности вывалились наружу.

Согласовать эти истории очень сложно, а может, и невозможно. В Деян 1:18–19 нам объясняют, что сам Иуда, а не иудейские первосвященники, купил «землю неправедною мздою» на деньги, полученные за предательство. О повешении не упоминается: вместо этого мы узнаем, что он рухнул на землю вниз головой (πρηνὴς ) и распорол живот. У Луки поле получает свое название, «земля крови», потому, что на нем пролилась кровь Иуды.

Кроме того, противоречие наблюдается еще по двум пунктам: кто купил землю (первосвященники, как у Матфея, или Иуда, как в Деяниях) и почему ее назвали «землею крови» (потому что она куплена на деньги, запятнанные кровью, как пишет Матфей, или потому, что на нее пролилась кровь Иуды, как говорится в Деяниях)?

Интересно, что апостол Павел вообще не знал о гибели Иуды:

Христос умер … был похоронен, на третий день воскрешен… явился Кифе, потом двенадцати» (1 Кор 15.3-5)

***

Зачем жителям Галилеи чудесная способность говорить на языке иудеев? 

Все они изумлялись, слыша, что те говорят на языках их стран. «Ведь все эти люди, которые говорят сейчас, галилеяне. Разве не так? — удивлялись они. — А почему же мы слышим, что каждый говорит на языке той страны, откуда мы родом? А среди нас есть и парфяне, и мидийцы, и эламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии и Рима, и критяне, и арабы… И все мы слышим, как они говорят о великих деяниях Бога на наших языках!» Все поражались и в недоумении спрашивали друг друга: «Что бы это значило?» (Деян 2.6-12).

Представьте себе, что иудеи, жившие в Иерусалиме, скажут:

«А среди нас есть и жители Иудеи… И все мы слышим, как они говорят о великих деяниях Бога на наших языках!»

В то время жители Иерусалима говорили на западной разновидности арамейском языке, равно как и жители Галилеи.

Различия в произношении, конечно, были, но они были минимальными:

И снова Петр клятвенно отрицал это: «Не знаю я этого человека!» Вскоре подошли к нему стоявшие там люди. «А ты и вправду из тех, — сказали они. — Слышно по говору» (Мф 26.73).

Вот характерный пример из Ветхого Завета:

«Галаадцы преградили ефремлянам путь, захватив броды через Иордан. Когда кто–нибудь из беглецов–ефремлян говорил: «Мне на тот берег!» — галаадцы у него спрашивали: «А ты не из племени Ефрема?» Он отвечал: «Нет!» Ему говорили: «Тогда скажи: „шибболет”». А он не мог правильно выговорить и произносил: «сибболет». Его хватали и убивали — у брода через Иордан» (Суд 12.5-6).

***

Корнелий

“Когда я начал говорить, на них сошел Святой Дух, как раньше на нас” (Деян 11.15).

Этот рассказ Петра противоречит описанию происшедшего в Деян 10:44:

“И я немедленно послал за тобой, и ты был так добр, что пришел. И вот мы все здесь собрались перед лицом Божьим, чтобы услышать от тебя то, что повелел тебе сказать Господь».

«Вот теперь я действительно понял, что у Бога нет пристрастий, — заговорил Петр. … 

Петр еще говорил это, как вдруг на всех, кто слушал Весть, сошел Святой Дух.

И все верные из числа иудеев, пришедшие с Петром, были поражены тем, что Святой Дух был дарован язычникам” (Деян 10.33-45).

Если Дух Святой сошел на Корнелия и его домочадцев в начале проповеди (согласно Деян 10:44, это произошло в конце), то произнести бы ее Петр уже не смог — его слушатели, получившие дар глоссолалии, вряд ли были бы способны одновременно и говорить на языках, и слушать проповедь.

***

Ученики Савла

“В Дамаске он пробыл с учениками несколько дней и сразу стал проповедовать в синагогах, что Иисус — Сын Божий.
С тех пор прошло немало дней. Иудеи сговорились его убить, но Савлу стало известно об их заговоре. День и ночь иудеи караулили его у городских ворот, чтобы убить.
Но ученики Савла ночью спустили его в корзине через отверстие в стене .
Придя в Иерусалим, Савл попытался примкнуть к ученикам. Но все его боялись, потому что не верили в то, что он действительно ученик” (Деян 9.19-26).

Христиане Дамаска, помогавшие Павлу бежать, в Деяниях апостолов названы его учениками. Это представляется маловероятным: у Павла в этот период еще не могло быть собственных учеников. В соседних стихах словом «ученики», употребленным абсолютно, называются христиане.

***

Стефан

“Когда наш отец Авраам жил в Месопотамии, еще до переселения в Харран , ему явился Бог в сиянии славы и сказал: „Оставь свою страну, родных и ступай в землю, которую Я укажу тебе” (Деян 7.2-3).

“ Терах покинул Ур Халдейский и направился в ханаанскую землю, вместе со своим сыном Аврамом. Они дошли до Харрана и там поселились… Господь сказал Авраму: «Оставь свою страну, родных, отчий дом — иди в землю, которую Я укажу тебе. И Аврам пустился в путь, как повелел ему Господь. Авраму было семьдесят пять лет, когда он покинул Харран… Они прибыли в Ханаан” (Быт 11:31—12:5).

Слова, которые цитирует Стефан, были сказаны Богом Аврааму после, а не до его поселения в Харране.

***

400 или 430 лет пребывания в Египте?

“Так говорил Бог: „Потомки твои будут пришельцами в чужой земле, и обратят их в рабство и будут угнетать четыреста лет” (Деян 7.6).

“Сыны Израилевы жили в Египте четыреста тридцать лет” (Исх 12.40)

“Закон, который появился четыреста тридцать лет спустя” (Гал 3.17).

***

450 лет до периода Судей

“Истребив в земле Ханаана семь языческих народов, Он отдал им во владение их земли. Так прошло четыреста пятьдесят лет. Потом Он дал им судей , и судьи были вплоть до времен пророка Самуила” (Деян 13.19-20)

“Это летосчисление периода Судей несколько несогласно с указанием 3 кн. Царств (3 Цар. 6:1), где 4-й год царствования Соломонова — год построения им храма — называется 480-м от исхода евреев из Египта (по LXX — 440-й), причем на период Судей придется собственно лишь 331 год” (Толковая Библия А.П. Лопухина)

***

“Гугнивый Моисей”

Стефан утверждал, что “Моисей был искусен и в слове, и в деле” (Деян 7.22), что явно противоречит Исх 4.10, где Моисей говорит о себе:

“Я не красноречив. И прежде не умел я ладно говорить. Никогда не был я красноречив, не красноречив я и сейчас. Я не искусен в слове и косноязычен».

***

Явление Иисуса Савлу

Когда Иисус является Павлу в главе 9, спутники Павла «слышали голос, но никого не видели» (Деян 9.7). Но, рассказывая об этом в главе 22, он заявляет, что они «свет видели, но голоса не слышали» (Деян 22.9).
В главе 9 спутники Павла остались стоять, тогда как он простерся до земли (Деян 9.7). Но согласно главе 26 они все пали на землю (Деян 26.12).
В первом рассказе Павлу приказано идти в Дамаск и получить наставление от ученика Иисуса по имени Анания. В последнем рассказе он не был послан к Анании, но наставлен самим Иисусом (Деян 26.16—18).

Если Лука изменил по литературным соображениям два рассказа, то почему бы не предположить, что он (или его источник) изменил все три?

***

Отношение апостола Павла к идолослужению

«В прошедшие времена Он допускал, чтобы все народы шли своими путями. Но и тогда Он свидетельствовал о Себе благими деяниями, посылая вам с неба дожди и времена плодоношения, подавая пищу и наполняя сердца ваши весельем» (Деян 14.16-17).

«Павел, представ перед Ареопагом, заговорил: «Афиняне, я вижу по всему, что вы люди, в высшей степени почитающие богов. Когда я ходил и осматривал ваши святыни, я обнаружил алтарь, на котором написано: НЕИЗВЕСТНОМУ БОГУ. Именно этого Бога, которого вы, не зная, уже почитаете, я возвещаю вам… Он сделал это, чтобы люди искали Бога, чувствуя, что Он совсем недалеко от каждого из нас, и могли Его найти… Бог все это прощал в те времена, когда о Нем не знали. Но теперь Он повелевает всем людям везде, где бы они ни жили, раскаяться» (Деян 17.22-30).

В оригинальном послании Павла к Римлянам высказана противоположная идея: язычники виновны перед Богом и не имеют прощения, поскольку все, что можно знать о Боге, было им явлено, а они не пожелали этого увидеть:

«Нисходит гнев Божий с небес на всякий грех и зло людей, удерживающих истину в плену греха. Ведь знание о Боге у них есть, Бог дал им о Себе знать. Зная о Боге, они не воздали Ему хвалу и благодарность как Богу, а вместо этого погрязли в пустых рассуждениях, и их неразумное сердце объяла тьма. Называя себя мудрыми, они превратились в глупцов и вместо поклонения бессмертному Богу поклоняются образам, подобным смертному человеку, птицам, четвероногим и пресмыкающимся» (Рим 1:18-23).

«Различие между Деян 17:16-34 и Рим 1:18 слл. с точки зрения богословия:

во-первых, в разнице настроений: Деян с надеждой смотрят на возможность того, что люди наконец обретут Бога, который был во все времена для них доступен (ст. 27-29), в то время как в Рим 1:18 слл. Павел видит, что человеческое общество находится в безнадежном состоянии умышленного незнания Бога;

во- вторых, в Деян 17:30 человеческая греховность идентифицируется с невежеством, которое состоит в почитании культовых предметов, сделанных человеческими руками, а в Рим 1:23 сл., 25 сл., 28 идолопоклонство интерпретируется как глубоко укорененное извращение;

в-третьих, в Деян 17:28-29 родство с Богом рассматривается как врожденное качество человечества, а в Рим люди рассматриваются как сыновья Адама по природе, и божественное сыновство является осуществляемым через веру во Христа даром избранничества» (Левинская И.А. Деяния Апостолов. Главы 9-28. Историко-филологический комментарий. — М., 2008).

***

Павел за обрезание или против?

«И вот некий ученик был там по имени Тимофей, сын верующей Иудеянки, но отца Еллина. Павел пожелал, чтобы он отправился в путь вместе с ним, и, взяв, обрезал его, ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали, что отец его был Еллин» (Деян 16.1-3).

То, что Павел, провозгласивший, что во Христе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание (Гал 5:6), и сравнивший подчинение закону, который должен исполнять каждый обрезывающийся, с подпаданием под иго рабства (Гал 5:1-4), совершает обрезание христианина Тимофея, кажется невероятным. Это находится в вопиющем противоречии с Гал 2:3-5:

«Но и Тит, бывший со мною, хотя и Еллин, не был принужден к обрезанию: а из-за вкравшихся лжебратьев, которые проникли выследить нашу свободу, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы нас поработить: им мы не уступили и не подчинились ни на час, чтобы истина Евангелия сохранилась у вас» (Гал 2.3-5).

***

Первосвященник Скева

«И даже некоторые иудеи, бродячие заклинатели, изгоняя из одержимых злых духов, стали произносить Имя Господа Иисуса. «Заклинаю вас Иисусом, которого проповедует Павел!» — говорили они. Сделали это и семь сыновей некоего Скевы, иудейского первосвященника» (Деян 19.13-14).

В период от Ирода Великого до Иудейской войны мы знаем имена 28 первосвященников, но первосвященник с таким именем неизвестен.

***

Пророчество Агава

«Пришел из Иудеи некий пророк по имени Агав. Он явился к нам и, взяв пояс Павла, связал им себе руки и ноги. «Вот что говорит Святой Дух, — сказал он. — „Так свяжут иудеи в Иерусалиме того человека, кому принадлежит этот пояс, и выдадут его язычникам ”» (Деян 21.10-11).

Пророчество Агава не исполнилось: арест Павла был спровоцирован действиями евреев, однако они не связывали Павла — он был закован (= связан) римлянами — и не передавали его в руки язычников, римляне сами арестовали Павла, спасая его от разъяренной толпы.

***

Павел не узнал первосвященника?

Первосвященник Анания приказал служителям ударить Павла по лицу. «А тебя ударит Бог, ты, побеленная стена ! — сказал ему Павел. — Ты сидишь здесь, чтобы судить меня по Закону, а сам нарушил Закон, приказав меня бить!» «Ты оскорбляешь первосвященника Божьего?!» — возмутились служители. «Братья, я не знал, что он первосвященник, — ответил Павел. — В Писании сказано: „Не говори дурно о правителе народа ”» (Деян 23.3-5).

Даже если бы Павел никогда не видел Анании и тот не носил бы подобающего ему по должности платья, то все равно удивляет, что Павел не догадался о должности человека, окруженного прислужниками и отдающего приказания. В любом случае, тот, кто председательствовал на заседании Синедриона, был в силу этого правителем, а говорить дурно о правителе было запрещено Писанием, о чем Павел вспомнит в конце этого стиха.

Непосредственно перед этим инцидентом Павел «устремил взор на синедрион» (Деян 23.1). Здесь Άτενΐσας = «напряженно посмотрев». Версия о слепоте Павла не работает.

***

Саддукеи не верили в существование ангелов

«Саддукеи утверждают, что нет ни воскресения, ни ангелов, ни духов, а фарисеи все это признают» (Деян 23.8).

Это утверждение не согласуется с тем, что саддукеи признавали Писание, поскольку в последнем многократно
упоминаются ангелы и духи.

***

Клавдий Лисий спасает Павла

«Этот человек был схвачен иудеями, и они собирались его убить. Но я с отрядом воинов отбил его, узнав, что он римский гражданин» (Деян 23.27).

«трибун велел отвести его в крепость и там бичевать, чтобы дознаться, чем вызван такой крик против него. Но когда Павла привязали ремнями к столбу, он сказал дежурному центуриону: «Разве вам позволено бичевать римского гражданина, причем без суда и следствия?» Услышав это, центурион подошел к трибуну и сказал: «Что ты делаешь?! Этот человек — римский гражданин!» «Скажи, ты правда римский гражданин?» — спросил трибун, подойдя к Павлу. «Да», — ответил Павел» (Деян 22.24-27).

Лисий утверждает, что он спас Павла, потому что узнал, что тот был римским гражданином; это не соответствует Деян 22:24, где говорится, что Лисий сначала вмешался в конфликт, а уже затем выяснил, что Павел был римским гражданином.

***

Переход в 60 км за одну ночь

«Воины, в соответствии с полученным приказом, взяли Павла и ночью доставили в Антипатриду» (Деян 23.31).

Расстояние между Иерусалимом и Антипатридой было не меньше 60 км.
***

Убитые христиане до обращения Савла

«Я тоже считал своим долгом делать все, что в моих силах, выступая против имени Иисуса Назарянина. Этим я и занимался в Иерусалиме. Множество христиан я бросил в тюрьмы, получив на это полномочия от старших священников. Когда решался вопрос о смертном приговоре для них, я всегда подавал голос за казнь» (Деян 26.9-10).

άναιρουμένων τε αυτών (и когда их убивали) — в предыдущем изложении упоминается лишь двое убитых христиан — Стефан и Иаков, брат Иоанна; причем к моменту убийства Иакова (Деян 12:2; 8:1) Павел уже сам был христианином. Из этого не следует, впрочем, что больше никто из христиан не был убит, Лука мог и не упомянуть об остальных убийствах, хотя это было бы странно: автор Деян уделяет много внимания преследованиям раннехристианских общин. Кроме того, если считать, что совершались убийства христиан, то это неизбежно привело бы к вмешательству римских властей, и опять-таки странно, что Лука, для которого очень важны доказательства того, что римляне в конфликтных ситуациях так или иначе оказывались на стороне христиан, а не иудеев, об этом не упоминает. При этом слова о том, что Павел подавал голос против христиан, казалось бы, могут означать, что решение о смертной казни принималось Синедрионом, что противоречит тому, что Синедрион не имел права выносить смертные приговоры (ius gladii) без утверждения их римлянами.

***

Продолжение следует…

Литература

  1. Эрман Барт Д. Библия. Историческое и литературное введение в Священное Писание. — М., 2015
  2. Левинская И.А. Деяния Апостолов. Главы 9-28. Историко-филологический комментарий. — М., 2008
  3. Финкельштейн И., Зильберман Н.А. Раскопанная Библия. Новый взгляд археологии на Древний Израиль и происхождение его священных текстов. 2001

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 3
  1. Философ Фома

    Очень интересная статья. :idea: :!:

  2. Александр

    Самыми умными и адекватными созданиями на территории Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы являются 🐈‍⬛ котики.

    1. alex (автор)

      ааааа! Видел там котят лет 10 назад

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: