Русская Православная Церковь как франшиза

Жил был в N-ской епархии школьник Ваня. Ему нравилось ходить с мамой в храм, переставлять свечи на подсвечнике у иконы «Всех скорбящих Радосте с грошиками». Настоятель это видел и предложил Ване прислуживать в алтаре.

Шло время.

Перед окончанием школы Ваня задумался о будущей профессии. Идти в шахтеры или дальнобойщики он не хотел. К тому же, он уже смекнул, что служение с кадилом не такое уж и пыльное, как кажется. 

Ваня понимал, что на любом месте работы ему придется вникать в суть происходящего и долго ждать карьерного роста. А в Церкви он увидел возможности стремительного социального лифта, когда выпускник семинарии без каких-либо предварительных заслуг  сразу получает высокий статус. 

Поэтому поступил наш Ваня в духовную семинарию. Формально для этого требуется свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Но в провинциальной семинарии N-ской епархии есть свои «ноу-хау» для решения подобных проблем. 

А еще обязательно нужна рекомендация духовника (для заочников — заверенная епархиальным архиереем) на официальном бланке прихода (монастыря). 

Так что случайный человек в семинарию не поступит.

Не зря же церковный “ставленник” синонимичен французскому слову “протеже”, а также таким терминам, как “фаворит, любимец, избранник”.

Рекомендация духовника — это своеобразный фильтр в церковной среде. Если ставленник “пойдет ва-банк”, то спросят с того священника, который писал ему рекомендацию. Всё это призвано гарантировать стабильность “кадров индустрии”. Церковному руководству не хочется разбираться с ситуациями, когда священник выпал с балкона после скандала с супругой, застрелился или объявил себя гомосексуалом. В этом смысле самые стабильные ставленники — это сыновья маститых священников, а не милиционеров. Они прекрасно разбираются в “церковной кухне” и морально не способны подставить своего родного отца и вообще всю большую семью. 

В РПЦ затраты на обучение персонала (семинаристов и регентш) почти всегда берет на себя владелец бизнеса (франчайзер). 

После обучения будущий батюшка хорошо представляет себе технологию работы, а также получает навык чтения текстов на мертвом языке.

Это важная составляющая российского бренда РПЦ:

“в обязанности настоятеля входит забота о правильном и благоговейном чтении и пении в храме” (Устав РПЦ).

Поскольку Церковь именует себя лечебницей, а не “духовной булочной”, мы можем сравнить обучение семинариста и хирурга. 

Будущий хирург учится 5,5-6 лет в университете и 2 года в ординатуре. В итоге стать хирургом можно минимум за 7,5 лет. Перед самостоятельным проведением операций доктору нужно набраться опыта и освоить как можно больше навыков.

Патриарх Русской Церкви полагает, что для подготовки будущего пастыря  достаточно всего лишь степени бакалавра.

… После 4-х лет обучения нашему Иоанну (в Церкви имена приобретают архаическое звучание) вручили документ о получении образования теолога (48.03.01 Теология. Профиль «Практическая теология»). 

Конечно, он хотел принять рукоположение от самого патриарха, но ему пояснили, что Святейший Патриарх является правящим архиереем Московской епархии. И что он рукополагает священников только для своей епархии. А чтобы попасть в их число, нужно заплатить заоблачную сумму с шестью нулями или переспать с викарием патриарха — такая опция предоставлялась несколько лет назад.  

В церковной среде взятка с целью рукоположения во священники именуется грехом симонии (Деян 8.17-24), за что подобает лишать сана и ставленника, и епископа (29-е правило святых апостолов). Но в бизнес-сообществе это называется “паушальный взнос”, то есть платеж за возможность присоединиться к франшизе. “Вносится он единоразово, а его размер зависит от того, что именно франчайзер предоставляет по договору, насколько сильный у него бренд, отлажен ли бизнес и технологии. 

Примеры паушальных взносов во франшизах:

  • сеть экспресс-студий маникюра и педикюра 4hands — от 620 000 Р;
  • детское такси с мобильным приложением «Автоняня» — 490 000 Р;
  • клинико-диагностическая лаборатория ДНКОМ — 250 000 Р” (Как открыть бизнес по франшизе // Тинькофф Журнал).

Не имея средств для “паушального взноса” в кассу патриарха, Иоанн смирился и решил принять хиротонию в своей N-ской епархии. 

Региональный франчайзер, то есть

“епархиальный архиерей рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает всех сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги” (Устав РПЦ). 

Кстати, епархия (греч. ἐπαρχία) — это не библейское понятие, а региональный округ Римской империи. То есть Церковь его заимствовала из административного устройства государства. 

В нулевые годы N-скому архиепископу за рукоположение во священника было необходимо заплатить 25000 рублей (формально это была оплата за обучение ставленника в кафедральном соборе). Некоторые ставленники тогда ворчали, что за такие-то деньжищи к ним за время практики ни разу не подошел кафедральный диакон с советом или замечанием.

Времена менялись. Новый архиерей N-ской епархии предпочитал “паушальный взнос” вообще не взимать. У него были свои бизнес-модели и предпочтения.

Следует понимать, что

“Русская Православная Церковь — централизованная религиозная организация и имеет иерархическую структуру управления” (Устав РПЦ).

Владелец церковного бизнеса (распорядитель общецерковных финансовых средств)  — патриарх Московский и всея Руси. Личное состояние нынешнего патриарха составляет несколько миллиардов долларов.  

Будучи франчайзи по отношению к патриарху Московскому и всея Руси, архиерей N-ской епархии является региональным дистрибьютором церковной франшизы.

Иными словами, за назначение на N-скую кафедру он обязан ежемесячно перечислять патриарху сумму с шестью нулями. В то же время он собирает налог с каждого настоятеля N-ской епархии, даже если храм существует лишь на бумаге.

В бизнес-кругах это называется роялти (на языке РПЦ — “епархиальный взнос”) – регулярный платеж за франшизу.

Его необходимо оплачивать в период действия договора франшизы (например, до смерти батюшки или лишения сана). Порядок расчета роялти определяет владелец бизнеса (зачастую, окончательное решение принимает отец-благочинный):

“приход в обязательном порядке отчисляет через епархию средства на общецерковные нужды в размере, установленном Священным Синодом, и на епархиальные нужды в порядке и размерах, установленных органами епархиальной власти” (Устав РПЦ).

Между тем для нашего Иоанна настал вожделенный день хиротонии. 

Региональный франчайзер (архиерей) выдал ему право ношения спецодежды (черного халата-рясы) и металлического украшения (креста из белого металла), а также удостоверение о рукоположении во пресвитера и указ о назначении на приход (договор коммерческой концессии). 

Многие говорят, что “сравнение с франшизой очень верное — кто в рясе, тот и поп”.

Батюшка Иоанн получил право работать в РПЦ (до 1943 г. — «Российская православная церковь» и «Греко-восточная Российская церковь») и использовать этот бренд (вывеска на храме о принадлежности Московскому Патриархату, крест на куполе храма и проч.).

“Символы РПЦэто важные элементы бренда. Они отлично справляются со своей главной задачей: маркировать религию, делая ее образ уникальным и узнаваемым для друзей и врагов. Так Бог превращается в основу для франшизы”.

Кстати, бренд может быть известным или неизвестным, с хорошей или плохой репутацией.

В России бренд РПЦ очень раскручен и популярен, в отличие от иеговистов и прочих мормонов. В преамбуле федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается

“особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры”.

Защита от конкурентов — это тоже важный плюс франшизы.

Например, “употребление в храмах свечей и иных предметов церковного обихода, приобретенных и произведенных вне Церкви, не допускается”  (Устав РПЦ).

И наоборот, если священник или приход покидает ЗАО РПЦ, далее работать под вывеской Московского Патриархата он уже не сможет:

“В случае принятия приходским собранием решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, приход лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что лишает его права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви” (Устав РПЦ).

Итак, Иоанн стал пресвитером Иоанном, а в народе его кликали и того интереснее — отец Иоанн. 

Он получил назначение в полуразрушенный храм св. Фёклы, где не было даже купола.

Архиерей (региональный франчайзер) в беседе намекнул, что поможет с разработкой проекта купола, а также с процессом обучения персонала и консультациями епархиального юриста.

Иерею Иоанну повезло. Ему не нужно было изобретать велосипед и открывать Америку. И это удобно.

На старте предпринимателю или организации обычно помогает управляющая компания франшизы. В одних случаях она просто отвечает на вопросы франчайзи, в других есть команда запуска, которая выезжает на точку открытия. Например, команда кофейной франшизы может подобрать помещение, найти персонал и выехать на запуск проекта, чтобы научить готовить кофе собственников и нанятых бариста” (Как открыть бизнес по франшизе // Тинькофф Журнал).

В Церкви всё происходит зеркально: надзор и контроль за проектными и строительно-монтажными работами на приходах N-ской епархии осуществляется руководителем епархиального архитектурно-строительного отдела.

Ибо так написано:  “архиерей дает благословение на постройку и ремонт храмов, молитвенных домов и часовен и заботится, чтобы их внешний вид и внутреннее убранство соответствовали православной церковной традиции” (Устав РПЦ).

Только не подумайте, что эта помощь осуществляется безвозмездно: проект строительства или реконструкции храма стоит больших денег, которые новоначальный настоятель возьмет у спонсоров и внесет в кассу епархии, иначе никто не разрешит ему возводить какую-то “избушку на курьих ножках”. 

Отметим, что “франчайзер несет риски при передаче бренда: неопытный бизнесмен может испортить репутацию компании. Поэтому нельзя вести бизнес как попало: франчайзер следит за соблюдением стандартов и может расторгнуть договор” (Франшиза. Способ открыть бизнес под брендом действующей компании). 

Поэтому епархия не только предлагает помощь, но и осуществляет контроль за происходящими на приходе процессами: строительными, финансовыми, образовательными и т.д.

Приход в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности подчинен и подотчетен епархиальному архиерею. Избрание и назначение священно- и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею… Органом контроля за деятельностью прихода является ревизионная комиссия (Устав РПЦ). 

Чтобы обеспечить свой приход стабильным доходом, отец Иоанн решил не отставать от самых продвинутых бизнес-проектов России. В своей деятельности его приход совместил все возможные виды франшиз. Здесь продавались книги с грифом Издательского отдела РПЦ, православные иконы, просфоры собственного изготовления, а также свечи, ладан, лампады и лампадное масло.

Особо отметим реализацию золотых и серебряных украшений (крестики, цепочки, кольца). Приход предоставлял такие популярные в народе культовые услуги, как обряд крещения, венчания, освящение квартиры или автомобиля. 

Кстати, во многих российских регионах в День знаний (1 сентября) и в День защиты детей (1 июня) запрещено продавать алкоголь в магазинах. Соответствующие ограничения на оборот алкогольной продукции были введены региональными законами. Важно понимать, что эти ограничения распространяются только на магазины. Бары и рестораны в эти дни работают в обычном режиме… Как и православный храм св. Фёклы, где в свободной продаже всегда был предложен кагор.

После консультации в епархиальном отделе катехизации отец Иоанн решил ежегодно пользоваться финансовой поддержкой Международного грантового конкурса «Православная инициатива»: то он воскресную школу откроет, то устроит с детьми поход на Эльбрус.

Каждый раз он получал от 300 тысяч до миллиона рублей. А ведь копейка рубль бережет!

В одиночку справиться с приходскими проектами батюшка не мог, поэтому вокруг себя он собрал помощников. В N-ской епархии был давно налажен процесс подготовки “кадров индустрии”. Здесь обучали регентов церковных хоров, директоров и учителей воскресных школ, а также иконописцев.

Были разработаны четкие рекомендации по кадрам, должностные инструкции для каждой категории персонала.

“Обязанности членов причта определяются канонами и распоряжениями епархиального архиерея или настоятеля” (Устав РПЦ).

Помощь с подбором персонала — это важный элемент трансляции франшизы.

Для восстановления купола храма отец Иоанн обратился к знакомым меценатам-спонсорам. Не зря же у них наколки в виде куполов сделаны! Каждый из них прекрасно помнит знаменитые слова из песни:

“А над Доном золотые купола, золотые купола да медный звон”.

Вот он — символ бренда! 

Ни иерею Иоанну, ни его друзьям-спонсорам было невдомек, что исторически купола покрывались карбонатом меди зеленого цвета. 

Важно совершенно другое — узнаваемость бренда. 

Золотые купола в современной России все помнят по упаковке шоколада и по тексту той самой песни в стиле кабаре. 

Чтобы сэкономить деньги, иерей Иоанн решил заказать в соседней R-ской епархии изготовление покрытия куполов из нитрид-титановых пластин.

«Блестит, как золото титан… Прости нам, Господи, обман».

“Я вам так, завистники, скажу: это бизнес — ничего личного”, — так парировал наш батюшка Иоанн выпады любителей любопрений и дерзких критиков Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

Батюшка ошибался: в этой франшизе деловые отношения тесно связаны с личными.

Его завистники не успокоились. В результате их интриг успешный бизнес-проект иерея Иоанна закрылся спустя несколько лет после окончания реставрации храма св. Фёклы. 

Прибывший в N-скую епархию новый архиерей на ключевые посты стал ставил молодых ставленников, многие из которых были его любимцами. Он считал себя не просто продавцом церковной франшизы, а фактическим хозяином каждого прихода N-ской епархии.

В конце концов, “епархиальному архиерею принадлежит высшее управление приходом” (Устав РПЦ).

Приход отца Иоанна преобразовали в “архиерейское подворье”, то есть он перешел в непосредственное подчинение архиерею. Все доходы стали напрямую уходить к епископу, за чем следил прибывший в храм новый бухгалтер. Отец Иоанн стал получать лишь небольшую зарплату. 

Спустя некоторое время ради “церковной целесообразности” батюшка был отстранен от занимаемой должности и  переведен на другой приход. 

Его цветущий церковный проект был передан в управление новому фавориту архиерея. 

Подведем итоги

Проанализировав деятельность Русской Православной Церкви как франшизы, мы увидели 

  • высший уровень владельца бизнеса (патриарха Московского), 
  • регионального франчайзера (епископа, архиепископа или митрополита), а также 
  • формат деятельности конкретного прихода (настоятеля, клириков и сотрудников).

Осталось упомянуть обычных прихожан российских храмов, а также захожан, которые направляются в храм редко и обычно на колесах (на детской коляске, в свадебном кортеже или на катафалке). 

Патриарх РПЦ признает, что

«Церковь людьми воспринимается как своего рода бюро по оказанию духовных услуг… комбинат по производству благодати».

Как ни странно, Русская Церковь официально требует от них пожертвований в виде волонтерской работы и в денежном выражении:

“каждый прихожанин имеет своей обязанностью содействовать благосостоянию прихода. На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма” (Устав РПЦ).

В этом смысле всю церковную действительность можно представить в виде львов (патриарха и архиереев), которые имеют пропитание от антилоп (настоятелей-священников). Антилопы же питаются травой (финансами прихожан). Это очень тонкое сравнение, ведь архиереи не пытаются “доить” церковных овец. Как и все львы, они довольствуются лишь тем, что траву можно топтать, а временами — просто возлежать на ней.  

P.S.

РПЦ является скрытой франшизой. Потребительские свойства ее товаров и услуг требуют сокрытия коммерческой сути предприятия. Здесь всё обставлено так, будто всё это — Дом Божий, воплощенная духовность и бескорыстная любовь. 

На самом деле в Русской Православной Церкви

“благочестие служит для прибытка” (1Тим 6.5).

Любой настоятель обязан соблюдать стандарты, приносить деньги, лебезить и плясать под дудку архиерея. Но даже это не дает гарантий того, что в один прекрасный момент не произойдет расторжение договора франшизы по инициативе регионального церковного франчайзера.

Источники

  1. Как открыть бизнес по франшизе. Что учесть при выборе и как не потратить деньги зря. URL:  https://journal.tinkoff.ru/guide/franshiza/ 
  2. «Кто в рясе, тот и поп». Почему священники считают РПЦ франшизой. URL:  https://lenta.ru/articles/2015/09/26/churchfranchise/ 
  3. Религиозное образование стало качественнее. Интервью Святейшего Патриарха Кирилла журналу «Православное образование». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3966661.html
  4. Устав Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/document/133114/ 
  5. Франшиза. Способ открыть бизнес под брендом действующей компании. URL:  https://secrets.tinkoff.ru/glossarij/franshiza/
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 2
  1. Aлександр

    Все верно и придраться не к чему.

    1. alex (автор)

      Спасибо

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: