Обзор истории древнего Израиля до нашествия Навуходоносора

Обзор этой статьи можно прослушать в телеграм-канале «Аудиоблог Александра Усатова».

Происхождение и верования Древнего Израиля

Бог Яхве был богом пустынного ветра кочевого народа шасу, обитавшего на территории Эдома, к югу от современного Израиля. Словом «шасу» называли кочевников, имевших давнюю историю противоборства с Египтом.

Культ Яхве был перенесен на землю Ханаана, где проживало семитское население, и слился с культом верховного семитского бога Эля. 

Изначально Израиль объединился вокруг земель, где поклонялись Эль (отсюда такие топонимы, как Вефиль), а бога Яхве принял позднее, когда к нему присоединились южные колена. 

В 32-1 главе Второзакония сообщается, что

“когда Вышний разделял человеческий род, народам наделы Он определил по числу Божьих сынов. Удел Яхве — Его народ! Ему Иаков принадлежит”.

Иными словами, самый верховный бог Эль разделил народы мира на этнические группы и отдал по одной каждому из своих сынов. И Яхве, одному из этих сынов, достался народ Иакова. В тот момент истории Израиля Яхве был не верховным Богом, а сыном Эля, одним из многих.

С XIII  в. до н.э. вплоть до вавилонского пленения в VI в. до н.э. евреи  были обычными язычниками, поклонялись Яхве и его жене Анат (или Ашере), а также Элю, Ваалу, другим ханаанским богам. 

Слева направо: бог Эль, его жена Ашера и сын Ваал

Древнееврейские божества были объединены в Совет богов, который возглавлял Яхве:

«Бог (’elohim) встал в Совете Эла («adat ’el); среди богов (bəqereḇ ’elohim) произнёс суд» (Пс. 81, 1–7).

Псалмы называют Яхве главой над богами:

«Бог богов (’el ’elohim), Яхве возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада» (Пс 49, 1); «Ибо бог (’el) великий есть Яхве и царь великий над всеми богами («alkol-’ elohim)» (Пс 94, 3); «Славьте бога богов (’elohe ha-’elohim), ибо вовек милость его. Славьте господа господов (’adone ha-’adonim), ибо вовек милость его» (Пс. 135, 2–3).

Яхве более велик, чем прочие боги, которые, однако, не перестают от этого быть богами:

«Нет подобного тебе среди богов, господь» (’en kamoḵa ba-’elohim ’adonay) (Пс 85, 8); «…Ибо велик Яхве и достохвален, страшен он паче всех богов («al-kol-’elohim)» (Пс. 95, 4); «Поклонитесь перед ним, все боги (kol-’elohim). Ибо ты, Яхве, Вышний («elyon) над всей землёй, возвышен над всеми богами («al-kol-’elohim)» (Пс 96,7,9); «Я познал, что велик Яхве, господь наш (’adonenu), превыше всех богов (mikkol-’elohim)» (Пс. 134, 5).

Еврейская Библия зачастую называет богов «святыми» (qədošim). Подобное именование имеет ханаанейское происхождение.

Иудейский пророк конца VIII в. до н. э. Михей предсказывал, что

даже «в конце дней», когда «гора дома Яхве поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы («ammim)» (Мих 4,1), тем не менее «все народы (kol-ha‘ammim) будут ходить (yeləḵu) каждый во имя бога своего (’elohaw), а мы (т.е. Израиль) будем ходить (neleḵ) во имя Яхве, бога нашего (’elohenu), во веки веков» (Мих 4,5), т. е. связь между богами и их народами сохранится навсегда.

Все тексты Еврейской Библии, осуждающие богиню Ашеру и её символы, являются по происхождению пленными или послепленными, что предполагает отсутствие враждебного отношения к культу Богини-матери в допленной еврейской религии.

Даже унаследовав гены Эль, Яхве, каким-то образом приобрел гены наиболее осуждаемого из всех ханаанских богов — Ваала. Многие «псалмы Давида» — это немного переделанные гимны Ваалу. В Книге пророка Исайи дано обещание, что Яхве в конце концов «поглотит» бога смерти Мота «навечно», — это явное утверждение превосходства Яхве не только над Мотом, но и над Ваалом.

Рельеф с изображением хеттского бога Ваала. Х в. до н. э.

Всё, что умел Ваал, Яхве мог делать еще лучше. Как бог бури Ваал вызывал дождь, отсюда все атмосферные явления в некоторых описаниях Яхве — его голос, подобный грому, его копье-молния. Отсюда и описания Яхве как бога «летящего на облаках», ведь один из ханаанских эпитетов Ваала — «всадник облаков».

Так вокруг поклонения Яхве в XIII в. до н.э. сформировался еврейский этнос. Название ханаанейского племени Израиль произведено от имени первопредка (Yiśra’el — «Эл правит»). 

На стеле, описывающей кампанию фараона Мернептаха (сына Рамсеса II) в Ханаане в самом конце XIII века, есть самое раннее упоминание Израиля в небиблейском тексте.

Стела Мернептаха. Каирский египетский музей

Какая-то группа, известная как Израиль, к тому времени уже была в Ханаане (вероятно, в нагорьях удела Ефрема). 

Это «новое течение» в земле Ханаанской росло, здесь формировались истории о лидерах колен (позже известных как судьи), о том, как они пришли на эту землю (рассказы о Завоевании), о том, откуда они пришли (их рабство в Египте), и о том, как они вообще пришли в этот мир (рассказы предков в Бытии). Такие истории циркулировали в устной форме столетие за столетием, пока они не стали записываться.

Эти легенды имеют мало общего с историей Древнего мира. Описанного в Еврейской Библии Исхода евреев из Египта не было. Нет никаких археологических свидетельств Исхода как такового. 

Если люди одной группы помнят, что среди них находились две акушерки, то их вероятная численность может оцениваться в несколько сотен человек. Таким образом, был вполне возможен побег небольшой группы рабов — во главе с кем-то по имени Моисей? — которая пересекла пустыню и затем осела в Ханаане. Позже свои приключения они воспринимали как чудо. Много веков спустя мы читаем о 600 тысячах мужчин, не считая женщин и детей, спасавшихся пешком, во главе с великим пророком Моисеем, покаравшим египтян и разделившим Красное море на две части, что привело к уничтожению египетской армии.

Нет никаких отсылок в любом другом древнем источнике о массовом уничтожении городов Ханаанской земли. Археологи показали, что лишь немногие из упомянутых городов имели стены в то время. Многие из определенных городов, отмеченных как завоеванные, видимо, вообще не существовали как города в это время. В особенности это касается Иерихона, который был необитаем в конце XIII в. до н.э., как окончательно продемонстрировали археологи. То же самое применимо к городам Гаю и Гаваону. Эти города не были ни осаждены, ни завоеваны, ни снова заселены во времена Иисуса Навина. Более того, нет свидетельств сдвига в структуре культурного развития, имевшего место в конце XIII в. до н.э. в Ханаане.

Для многих израильтян события Исхода стали объяснением их богоизбранности, ведь Бог действовал во благо Своего народа.

Израильтяне могут быть слабыми, но их Бог всемогущ. Он может защитить их, а они в свою очередь должны Ему повиноваться. Бог Израиля показал себя гораздо сильнее любой нации, даже величайшей силы того времени: народа Египта и его могущественного фараона. 

По всей видимости, в XII в. до н.э. в ханаанейское племенное объединение Израиль влилось некоторое количество семитских выходцев из Египта, считавших себя потомками гиксосского царя XVII в. до н.э. Иаков-Хара («Да укрепит Ваал!»). Образы двух праотцов слились в один, а новое объединение помимо Израиля стало называться и Иаковом. 

Эта группа беженцев (не более 3000 человек) составила ядро последующих израильских племён Иосифа и Левия. Намеки на Исход и блуждания по пустыне содержатся в книгах пророков Амоса (2:10; 3:1, 9:7) и Осии (11:13). О египетском прошлом колена Левиева свидетельствуют египетские по происхождению имена ряда его представителей.

Если не считать этих привнесенных извне египетских преданий, народ Израиля оставался по своей культуре и религии ханаанейским и продолжал говорить на наречии ханаанейского языка, из которого со временем развился еврейский язык.

Те же семиты, которые пустынного Яхве не приняли и продолжали поклоняться самому сильному семитскому богу Ваалу, стали называться финикийцами. 

Отметим, что древние евреи отличались кулинарными запретами: в израильских поселениях не обнаружено признаков разведения свиней. 

Возвышение яхвизма

В Еврейской Библии повествуется о гражданской войне, произошедшей после смерти Соломона, которая привела к отделению 10 северных колен. Они и  образовали государство Израиль. Два южных колена стали известны как государство Иудея. 

В VIII в. до н. э. Ассирия укрепила свое могущество на противоположном конце Плодородного Полумесяца, что привело к конфликту с Северным государством Израиль.

К 772 г. до н. э. относят разрушение ассирийцами столицы Самарии и опустошение страны. Многие израильтяне были высланы в разные части Ассирийской империи, некоторые смешались с местным населением, что привело к исчезновению десяти северных колен народа Израиля. Тысячи беженцев устремились с Севера (Ефрема) на юг и поселились возле Иерусалима. 

В конце VIII–го и в VII веке до н.э. иудеи выработали уникальное чувство собственной важности и божественного предназначения. Они видели свое выживание как доказательство Божьих намерений, что именно племя Иуды должно господствовать на всей земле Израиля. Нужен был мощный способ выразить это понимание как народу Иудеи, так и рассеянным ассирийцами израильским общинам. Так родилась пан-израильская идея с центром в Иудее. 

При этом библейские тексты преувеличивают силы древних южан (иудеев). Иудея была изолированным и малонаселенным царством вплоть до VIII века до н.э. Оно было не сопоставимо по территории, богатству и военной мощи с царством Израиль на севере. 

Иерусалим, бывший до того лишь одним из множества еврейских религиозных центров, после разрушения Северного царства стал главным центром яхвизма.

Тогда Иудея безмерно выросла в численности населения, развивая комплекс государственных институтов, и стала значимой силой в регионе.

Усиление Иудеи привело к повышению статуса Яхве. Этот бог, поначалу стоявший на второй ступени пантеона, в конце концов слился с верховным богом Эль и даже потеснил его.

Так, в 6-й главе книги Исход сообщается, что Бог вдруг меняет имя и теперь зовется не «Бог всемогущий» («Эль Шаддай»), а «Яхве». 

Инцидент с пророком Илией на горе Кармил можно воспринимать как веху в эволюции монолатрии, промежуточной станции дороги к полноценному монотеизму. Илии не обязательно было утверждать, что Ваала не существует (монотеистическая позиция) — достаточно и того, что Ваал не заслуживает поклонения израильтян. 

Реформы царя Иосии

В 640 г. до н.э. Иосию 8-летним ребенком посадила на трон фракция «антиассирийских националистов». 

В это время в Иерусалиме были впервые кодифицированы законы Второзакония и рассказы об истории раннего Израиля, написанные священниками на севере Израиля в середине VII в. до н. э., то есть примерно через 600 лет после времен Моисея. 

При этом предписания Второзакония поразительно схожи с текстами мирных договоров ассирийского царя Эсархаддона, правившего в 681–669 гг. до н. э., то есть за несколько лет до появления Второзакония. Позже книга редактировалась на юге и осталась на хранение в Иерусалимском храме. 

Примерно в 612 г. до н. э. упоминается реставрация Иерусалимского храма и как бы случайное обнаружение книги Второзакония (4 Цар 22.8). 

Тогда царь Иосия “приказал убрать из Храма Господнего все, что было предназначено для служения Ваалу, Ашере и воинству небесному. Он убрал жрецов, что приносили жертвы Ваалу, Солнцу, Луне и созвездиям. Он велел вынести Ашеру из Храма Господнего и уничтожил и помещения для «посвященных», бывшие при Храме” (4 Цар 23.4-7).

Сообщается, что всё это практиковали предшествующие поколения иудеев, иными словами, многобожие было легальным с появления Израиля на исторической сцене. Основная масса израильтян, в том числе и иерусалимские священники, считали этих богов неотъемлемой частью семейства Яхве, а не чужаками, вторгшимися в пределы Иуды.

В надписях 800 г. до н.э. представлено благословение именем не только Яхве, но и «его Ашеры». Это уточнение «его» показывает в другом свете отрывок из 4-й книги Царств, в котором сообщается, что ближе к концу VII века Ашера (Астарта) находилась в храме Яхве.

Археологи обнаружили женские статуэтки, изображающие женское божество в домах достаточно позднего периода VII века, так что многобожников в то время было очень много. 

Правление Иосии стало водоразделом на пути к монолатрии, а призыв “поклоняться одному лишь Яхве” стал проникать в книги Еврейской Библии. 

Во времена Иосии возникло убеждение, что лишь одно место на земле достойно для поклонения Господу: Храм в Иерусалиме. 

Отметим влияние геополитической ситуации на религиозную пропаганду. Молодой лидер Иудеи был готов столкнуться с великим фараоном, и древние традиции из разных источников создали единый эпос, который укрепил Иосию в его политических целях. Противостояние между Моисеем и фараоном отражало важное противостояние молодого царя Иосии и недавно взошедшего на трон фараона Нехо.

В этом смысле значительная часть библейского повествования стала продуктом надежд, страхов и амбиций, достигших кульминации в Иудее в конце VII века до н.э. 

Именно в это время (2-я пол. VII в. — нач. VI в. до н.э.) достигло своей окончательной формы повествование об Исходе — спустя шесть веков после предполагаемых событий Исхода. Его многочисленные ссылки на конкретные места и события в этот период достаточно четко показывают, что автор или авторы интегрировали в рассказ многие детали времен царя Иосии.

Книга Бытия, как и все Пятикнижие, была собрана из более ранних источников и соединена в одно повествование в VI в. до н. э. Сочетание верблюдоваравийских товаров, филистимлян и их города Герара, также как других мест и народов, упоминаемых в историях о патриархах в Бытие — все эти ключи указывают на время составления на много веков позже того времени, в котором размещает патриархов Библия. 

Вспомним про опасение египтян вторжения с востока. Египет никогда не подвергся бы вторжению с этой стороны до нападения Ассирии в VII веке. В рассказе об Иосифе он обвиняет своего брата в шпионстве, который «пришел высмотреть наготу земли сей» (Быт. 42:9). И в рассказе об Исходе фараон опасается, что уходящие израильтяне будут сотрудничать с врагом. Эти драматические штрихи будут иметь смысл только на фоне вторжения в значительно ослабленный Египет ассирийцев, вавилонян, персов в VII и VI веках до н. э.

Версии патриархальных повествований необходимо рассматривать в первую очередь как благочестивую «предысторию» Израиля и литературную попытку переопределить единство народа Израиля, а не как точный отчет о жизни исторических личностей, живущих более чем за тысячелетие до того.

Сказания о патриархах ясно отражают отношения Израиля и Иудеи с их восточными соседями. В течение VIII и VII столетий до н. э. их контакты с царствами Аммона и Моава зачастую были враждебными; Израиль фактически доминировал над Моавом в начале IX столетия до н. э. Поэтому имеет существенное значение, как восточные соседи унижены в патриархальной родословной. Бытие 19:30–38 информирует о том, что эти нации были рождены от кровосмесительного союза.

Не было в VII веке иудея, который, глядя через Мертвое море в сторону соперничающего царства, мог бы сдержать презрительную улыбку, вспоминая историю такой сомнительной репутации их предков.

Сказания Бытия также обнаруживают безошибочное знакомство с расположением и репутацией ассирийской и вавилонской империй IX–VI в. до н.э.

При этом некоторые из самых известных событий в Библии, по-видимому, никогда не происходили. Например, рассказы о патриархах, Исходе, завоевании Ханаана и повесть о славной объединенной монархии Давида и Соломона. Хотя эти рассказы могут основываться на историческом ядре, они в первую очередь отражают идеологию и мировоззрение своих авторов. 

С определенностью можно сказать, что существовали реальные исторические фигуры Саул и Давид. Упоминание «дома Давида» найдена в надписи IX в. до н. э.

Предания о них кажутся легендарными повествованиями, которые передавались столетиями до того, как они были записаны и окончательно собраны в первых двух Книгах Царств.

Реформа Иосии полностью провалилась, равно как рухнула и новая концепция, будто Яхве защитит верный ему народ и укрепит династию царя Давида.

Царя Иосию убили египтяне. 

После очищения Храма и Иудеи от идолов последовали два десятилетия унизительного подчинения сначала Египту, затем Вавилону.

Когда царь Иуды Седекия в 586 году до н.э. взбунтовался против вавилонян, его схватили, на глазах у него закололи его сыновей, ослепили Седекию и дотла сожгли храм Яхве. Затем был завершен процесс, начавшийся несколькими годами ранее, — переселение высших классов Израиля в Вавилон.

В споре о причинах бед мнения евреев расходились. Пророк Иеремия утверждал, что Яхве покарал израильтян потому, что слишком многие среди них поклонялись другим богам. Но сторонники традиционного многобожия утверждали, что беды начались с прекращения жертвоприношений древним израильским богам и богиням.

Подведем итоги

Культ Яхве был принесён в Ханаан в конце II тыс. до н.э. из Мидиана (Мадиама). В Сиро-Палестине бронзового века Яхве не был известен. Его нет в угаритском пантеоне, он не упоминается ни в каких других ханаанейских источниках.

Придя из Мидиана, Яхве начал постепенно сливаться с ханаанейскими богами и поглощать их. Если экстатические элементы ваалистского культа были отвергнуты яхвизмом, основные функции Ваала были, напротив, присвоены Яхве. Это касается образа «скачущего по облакам» громовержца (Пс. 67.5) и воскресения из мёртвых. В древнейшем слое 67-го псалма речь идёт о возвращении Ваала из загробного мира после победы над его обитателями:

«Да воскреснетъ богъ, и расточатся врази его!»

«Учитывая, что образ «бога Израилева» по большей части состоит из заимствованных ваалистских мотивов, не будет большим преувеличением назвать Яхве в том виде, как он представлен в Еврейской Библии, иудейской разновидностью Ваала» (Петров С. «Вот б-ги твои, Израиль!» Языческая религия евреев).

Точно так же некоторые черты богини Ашеры после её изгнания из официального иудаизма присвоил сам Яхве. Он стал также и подателем «благословения сосцов и утробы» (Быт 49, 24–25). За Яхве закрепился «женский» эпитет raḥum (утроба). Он не означает, что Яхве превратился в женщину. «Бог Израилев» приобрёл лишь определённые черты андрогинного божества (Втор 32, 18; Ис 46, 3; 49, 13–15; 66, 9; Иер. 31, 19–20).

История Древнего Израиля показывает, как племенное божество бури постепенно вытесняло и поглощало других ханаанских богов. Политические потрясения послужили переходу древних евреев от классического политеизма сперва к монолатрии, а затем и к монотеизму.

Относительно Еврейской Библии традиционно считалось, что Моисей написал Тору в XIII в. до н.э. Последние книги Еврейского Писания должны были быть созданы, как полагали, около IV в. до н. э. 

Многие исследователи пришли к убеждению, что обе даты неверны. Маловероятно, что Моисей написал Тору. Самые древние книги в Библии — тексты пророков Амоса и Исаии, чьи работы берут свое начало в VIII в. до н. э.

Никаких доказательств предполагаемого Исхода в XIII веке до н. э. не существует. Самые памятные и согласующиеся географические детали рассказа об Исходе исходят из VII века до н. э, во времена великой эпохи процветания Иудейского царства.

Сага об освобождении из Египта не была скомпонована как оригинальное произведение в VII веке до н. э. Это было сделано почти таким же способом, как европейские раскрашенные манускрипты средневековья, изображающие Иерусалим европейским городом с башнями и зубцами для того, чтобы усилить непосредственное впечатление на современных читателей.

Вполне возможно, что рассказ о переходе евреев через Чермное море представляет собой историзацию ханаанейского мифа о победе Ваала над морской стихией.

Существование державы Давида и Соломона опровергается данными археологии, которая не обнаруживает на Иудейском нагорье никаких следов развитой государственности в Х в. до н.э.

«Объединённое царство» Давида и Соломона является не более чем вымыслом поздних иудейских авторов, стремившихся с его помощью обосновать претензии Иерусалима на власть над всеми еврейскими землями.

Ранние книги Библии и ее известные рассказы об истории раннего Израиля были впервые кодифицированы или даже составлены в определенном месте и времени — в Иерусалиме VII века до н. э.

На формирование библейских рассказов сильно влияли геополитические и социальные условия.

Это было время царя Иосии. Идея того, что Яхве выполнит обещания, данные патриархам, Моисею и царю Давиду, была одной из политически и духовно мощных идей для Иосии. В тот момент царь предпринял честолюбивую попытку воспользоваться крахом ассирийцев и объединить всех израильтян под своей властью.

Процесс составления библейского корпуса текстов растянулся на сотни лет. При этом большинство из Писаний, по-видимому, были составлены гораздо позже разрушения Иерусалима, с V по II века до н. э., в персидский и эллинистический периоды. Последняя книга Еврейского Писания (пророка Даниила) относится к 165 г. до н. э.

В течение всего времени существования Иудейского царства вплоть до его падения в 586 г. до н.э. его официальной религией оставалось иконическое многобожие. Отметим, что древние иудеи не верили в бессмертие души, всеобщее воскресение мертвых и величие злобного Сатаны («сатаной», т.е. противником, называется в рассказе о пророке Валааме посланец Яхве (mal’aḵ yhwh)). Указанные богословские концепции проникли в иудейскую догматику значительно позже. Начало превращения «сатаны» в самостоятельную злую силу можно заметить в Книгах Паралипоменон, датируемых эллинистическим временем.

Литература

  1. Петров С. «Вот б-ги твои, Израиль!» Языческая религия евреев. — М: Издательские решения, 2017. — 556 с.
  2. Петров С. «Завет народу и свет племенам». Ахеменидская Персия в судьбах иудаизма. — М: «Издательские решения», 2020
  3. Райт Роберт. Эволюция Бога. Бог глазами Библии, Корана и науки. — М.: Эксмо, 2017
  4. Финкельштейн И., Силберман Н. А. «Раскопанная Библия». Новый взгляд археологии, 2001
  5. Эрман Барт Д. Библия. Историческое и литературное введение в Священное Писание. — М., 2015
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: