Молодой священник: боль и трудности

Сейчас много говорят о проблемах Русской Православной Церкви. Одни пишут про несметные богатства священнослужителей, другие про их преступления против нравственности, третьи указывают на невежество духовенства и деструктивные отношения в православных общинах и приходах. Некоторые критики отмечают очевидные противоречия между учением и практикой в православии. 

Полагаю, что не помешало бы рассмотреть жизнь рядового российского священнослужителя. Не архиерея, не приближенного к епархиальной кассе, не даже настоятеля, а обычного клирика, который осуществляет большую часть послушаний и служений в Церкви. С ним встречаются обычные люди, ему на исповеди рассказывают о своих проблемах и ожидают помощи. Эти священники приступили к своему служению при действующем патриархе Кирилле, но их мотивация закладывалась задолго до его интронизации (недавно отмечалась 12-я годовщина).

Сейчас они ощущают разочарование: юношеский энтузиазм и эйфория сменяются другими эмоциями и чувствами. Это касается общения с архиереем, с коллегами-пресвитерами и мирянами. Некоторым кажется, что Церковь движется в неверном направлении, а вместе с ней и их собственная жизнь. 

В опросе участвовали 12 священнослужителей РПЦ из разных регионов России и Украины. Я попросил этих священников описать тезисно те проблемы, которые реально мешают им жить и осуществлять свое пастырское служение. По ряду причин несколько священнослужителей отказались участвовать в опросе. Кто-то не чувствует особых сложностей в служении священника, другие признались, что “в это сложное время лучше промолчать”.

Ответы священников я распределил по нескольким разделам, отражающим разные стороны их служения, обобщив формулировки в краткие тезисы.

Представленные отзывы могут сформировать неверное впечатление, будто для опрошенных священников жизнь превратилась в беспросветный ад.

Это не так. Современный священник — это значимая фигура в российском обществе. Как правило, такого человека называют “батюшкой”, люди уважают его священный сан и искренне пытаются помочь ему и его семье. В этом смысле само принятие священного сана является серьезным продвижением по социальной лестнице. Я бы назвал это  “социальным лифтом”. Обычно священники способны обеспечивать свою семью, имеют автомобиль. В их семье несколько детей. 

Служение священника совмещает два измерения: молитвенно-богослужебное и социальное. Эти люди всегда имеют возможность

“торжествуя во Христе, чтению Божественных Писаний внимать, и Святыми Таинами наслаждаться”.

Общение с людьми также является для священника источником вдохновения и радости. Возвещая человеку о прощении его ошибок, принимая самых отверженных, священник и сам становится причастным к внутреннему свету и ощущению полноты бытия. 

И всё же служение священника сопряжено с определёнными трудностями.

Какие-то из них можно отнести к сфере внутренней жизни человека (идеализация образа Церкви, завышенные ожидания или явные проявления инфантилизма) и его личной ответственности, однако многое определяется условиями его пребывания в т.н. “системе” — так многие семинаристы называют свою духовную школу, а впоследствии и всю религиозную организацию — Русскую Православную Церковь.

Надеюсь, что анализ отзывов молодых священников поможет представителям духовенства заново оценить  происходящее в церковной среде, а тем, кто лишь принимает решение о принятии священного сана — сделать правильный выбор.

Отношения с епископом, настоятелем и иными церковными руководителями

Приятно, когда руководитель поощряет и поддерживает сотрудника. Это касается не только финансового вознаграждения, но и таких элементарных форм поддержки, как улыбка и доброе слово на рабочем месте. 

Если “большим” плевать на проблемы “маленьких”, у последних неизбежно формируется неуверенность в себе и другие комплексы. При этом теряется ощущение осмысленности происходящего. Производительность труда резко падает

  • Тотальная зависимость священников от начальства   
  • Отсутствие правового поля. Власть епископа не регулируется церковным законодательством
  • Отсутствие церковных структур, способных защитить права священника от самоуправства архиерея 
  • Атмосфера страха, недоверия и цинизма мешает священнику сохранять верность евангельским идеалам
  • Открыто высказывая свое мнение, священник рискует быть наказанным от епископа по доносу людей
  • Архиерей и настоятели не воспринимаются как духовные отцы,  вдохновители и харизматические лидеры. Это административно-управленческие должности
  • Церковное начальство некомпетентно в вопросах богословия и церковной жизни
  • Епископ формирует круг фаворитов, а также неблагонадежных священников и “врагов”
  • Несправедливые отношения между начальниками и подчиненными, которых редко поощряют, но часто наказывают
  • Настоятель не доверяет своим клирикам и позволяет себе унижать людей
  • Епископ заставляет священников решать свои проблемы

Краткие выводы

Практические поручения епископа (организовать, приобрести, посетить и т.д.) почти не воспринимаются священниками как нечто неприятное. 

Отторжение вызывают “ролевые игры”, когда архиерей воспринимает священника не как младшего собрата в общем деле, а как слугу или даже раба.

Священников возмущает беззаконие и несправедливость. “Игра в одни ворота” подразумевает, что решения епископа не ограничиваются рамками церковных канонов или общечеловеческой морали. И наоборот, дела и слова священника епископ оценивает как волюнтарист. Многим это напоминает феодальные отношения при формальном провозглашении ценности любви и свободы.

Описанная здесь “кухня” отношений епископа и священников не видна посторонним людям. Церковный юноша может ощутить подобное отношение к себе только после хиротонии, когда назад дороги у него уже нет. 

Психолог и психотерапевт Наталия Скуратовская

Комментарий Натальи Скуратовской: 

Священноначалие в массе своей — это люди с искалеченной психикой, еще более подневольные и компенсирующие свои унижения за счет подчиненных (что закономерно: большинство абьюзеров — и сами жертвы абьюза)

Взаимоотношения с коллегами-священниками и монашествующими

В России коллег называют соратниками, что указывает не просто на общее дело, а на совместное служение в условиях военных действий. В таком случае соратник — это человек, которому хочется и приходится доверять, с которым нужно идти в разведку. Слово друг также означает «спутника, товарища».  

Человеку важна не столько фактическая помощь товарищей, сколько уверенность в том, что друзья обязательно помогут, не предадут.  

Сложно работать в коллективе, где вместо профессионализма и высокой производительности ценится доносительство и угодничество руководителю, где каждый носит маску и твою доверчивость сможет впоследствии использовать против тебя. 

Если в обществе существует кредит доверия к целому институту (например, доверие врачам или летчикам), то любой “прокол” коллеги сразу переносится в социуме на репутацию всех его соратников. Христианам приходится нести на себе позор всей Церкви. 

А еще людям свойственно чувство справедливости. Их не устраивает ситуация, когда сосед получает более ценное вознаграждение за те же усилия. 

  • Отсутствие адекватного общения и ощущения единства между священниками. Вместо добра и поддержки священники могут из-за зависти причинить вред 
  • Отсутствие искренности и открытости. Священники лгут и лицемерят, из страха носят “маски”
  • Карьеристы не дают раскрываться талантам перспективных собратьев
  • Фаворитизм — предоставление привилегий родственникам или друзьям, независимо от их профессиональных качеств
  • Невежество, недостаток образованности
  • Маргинальные представители духовенства беспрепятственно распространяют псевдоправославные и раскольнические идеи и практики 
  • Популярность магической практики требоисполнительства, когда  превалирует значимость обряда, а не духовного усилия
  • Отсутствие у представителей духовенства способности адекватно общаться со светскими людьми в неформальной обстановке или на официальных мероприятиях 
  • Священники не готовы подать окружающим личный пример подвига и добровольного лишения благ и комфорта

Краткие выводы

Священников поражают “токсичные” отношения между представителями духовенства. Им неприятно и стыдно, что приходится отождествлять себя с маргинальными, но весьма заметными в обществе священниками и “старцами”, возвещающими псевдо- и антихристианские идеи.

Комментарий Натальи Скуратовской: 

Отсутствие адекватного общения между священниками и с мирянами во многом является следствием невротической раздвоенности между декларируемым и реальным

Общение с мирянами

Работнику социальной сферы, то есть общающемуся с обычными людьми, важно понимать, что его компетенции и советов достаточно, чтобы “причинить” этим людям добро и пользу. 

  • Отсутствие у обращающихся к священнику людей элементарных знаний о православии и церковном этикете
  • Риск доноса на священника епископу со стороны неадекватных прихожан

Краткие выводы

Рано или поздно, священник понимает, что люди воспринимают его как особого шамана в церковных облачениях. Намного больнее становится, когда к священнику приходит осознание, что он на самом деле выполняет функции не пастыря, а шамана: договориться с духами, проводить душу умершего в мир иной.

С одним отличием: шаман не может брать за свои услуги вознаграждение.

Если каждый первый проситель ожидает от священника магических услуг и одобрения собственной глупости, пастырское служение может превратиться в мучение. 

Реальность доноса делает священника скрытным и безынициативным: лучше ничего не делать, чем позже быть наказанным.

Пастырская практика

  • Сфера компетенции священника не определена. Нет понимания, относительно каких тем и вопросов духовенству не стоило бы высказываться
  • Священники перегружены административными и хозяйственными вопросами, поэтому на пастырское служение у них порой не остается сил и времени 
  • Система духовного образования выделяет крайне мало времени на подготовку семинариста как будущего пастыря  
  • Не имея образования психолога или психотерапевта, священники вынуждены проводить “психологическое консультирование” пасомых
  • Отсутствие руководящих принципов для душепопечения мирян с учетом достижений современной психологии  (советы древних наставников для монахов не работают)

Краткие выводы

Практика духовничества со временем может обернуться “отравлением” священника, ведь классическая исповедь — это раскрытие проблем человека, а не его прекрасных сторон. Совет «не брать близко к сердцу» здесь не работает: священники тоже люди.

В какой-то момент “духовник” начинает понимать, что он не вправе давать советы взрослым людям, порой превосходящим его по возрасту в 3 раза. И что он не имеет необходимого психологического образования.

А еще ему становится ясно, что в большинстве случаев люди говорят, исходя из своего видения ситуации (семейной, рабочей), поэтому дать совет вообще не представляется возможным.

Со временем исповедь священника превращается в молчаливое выслушивание монологов кающихся: священники боятся навредить людям своими советами.

Комментарий Натальи Скуратовской: 

Упущен момент травмирования мирян неадекватным духовным руководством.

Тут тоже ловушка: от священника ждут, что он будет прорекать божественные истины, и он невольно стремится оправдывать ожидания, чтобы «не уронить авторитет».

А потом, чтобы скрыть неловкость от себя самого, убеждает себя, что вещает не от «ветра главы своея», а исключительно то, что «Господь на сердце положил» (ведь только самые эмоционально зрелые  могут сказать пастве «я не знаю»).

А если у» всезнающего батюшки» еще и невроз присутствует, то на выходе получаем очередного лжестарца (пусть и в масштабах прихода)

Внутренние психологические конфликты, связанные с верой

  • Внутренний конфликт из-за того, что предписанное церковью поведение несовместимо с внецерковной действительностью
  • РПЦ контролирует личную жизнь в отличие от других организаций
  • Неуважение к свободе личности человека. Отсутствие возможности выражать свое мнение
  • Вынужденное лицемерие, шаблонное мышление, “стертые личности” 
  • Отсутствие надежд на карьерный рост при наличии необходимых качеств и значимых трудов
  • Риск превращения духовной жизни священника в профессию. В церковных таинствах он участвует не по потребности, а по необходимости
  • Формализм и казенный подход в церковной жизни подрывает способность священника к мистическим переживаниям, в результате чего встреча со «сверхъестественным» не происходит
  • Однообразие и выполнение бессмысленных вещей, вроде выслушивания потока эмоций на исповеди, приводит к эмоциональному выгоранию
  • Отсутствие профилактики профессионального выгорания за счет сбалансированного дополнения служения другими аспектами личной жизни (хобби, самообразование, семья). Священник всегда, везде и во всём — священник
  • Низкий уровень культуры духовенства, включая культуру взаимоотношений  
  • Психологическое утомление от пафосности богослужения и церковной поэзии 

Краткие выводы

Священник — не робот. У него есть собственные убеждения, связанные с деятельностью Церкви. Как у всякого человека, у священника с детства формируются представления о семье священника и о пастырском служении. А еще у него есть суждения об ошибках священнослужителей, а также о мере собственных “падений”.

Когда представления о церковности вступают в конфликт с реальностью, в душе священника возникает когнитивный диссонанс. 

Священникам неприятен формализм и обезличенность, царящие в современной Церкви. Но еще страшнее осознание, что их пребывание на высоте священного сана делает их максимально несвободными в Церкви — “стертыми личностями”.

Рамки “системы” для многих священников становятся невротизирующей средой. Это мешает жить и приносить пользу людям.

Комментарий Натальи Скуратовской: 

Внутренние конфликты, связанные с верой, бывают не только психологическими, но и богословскими — поскольку ни катехизис Филарета Дроздова, ни «Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина не дают молодым священникам ответов на вопросы, которые реально волнуют, но при этом многие усвоили запрет на самостоятельные богословские размышления, что порождает массу внутренних конфликтов.

Например, когда я преподавала в семинарии, то как-то взяла в качестве материала для развития навыков ведения дискуссий тему теодицеи. Выяснилось, что практически никто не считает убедительными стандартные ответы, поэтому стараются об этом не думать, чтобы не мучиться (и в результате мы до конца пары обсуждали, во что на самом деле они верят, и искали честные ответы — а это был 3-4 курс, некоторые через пару месяцев собирались принимать хиротонию). А на другом занятии обнаружилось, что 2/3 группы предпочли бы, чтобы Бог их не видел, и вообще опасаются вступать с Ним в какие бы то ни было отношения…

Если чуть копнуть наше вероучение, то вскрываются такие бездны, на фоне которых несоответствие церковной эмпирики евангельскому идеалу кажется не самой большой проблемой. И не только у молодых священников. Нередко вытеснение этих вопросов десятилетиями в результате приводит к полному краху прежнего мировоззрения

Оценка соответствия предназначения Церкви и её современного положения

  • Цель существования Церкви изменилась. Вместо познания Бога целью стали деньги. Соответственно все формы церковной жизни не достигают первоначальной цели
  • Руководство РПЦ — антицерковные и антихристианские люди
  • Церковь превратилась в светскую организация, далёкую от евангельских идеалов
  • Основы духовной и монашеской жизни в Церкви уничтожены
  • Церковные люди больше думают о «Табели о рангах», нежели о духовном опыте 
  • Отсутствие высоких богословских течений в РПЦ. Слабый интерес к богословской и светской науке
  • Церковная организация стимулирует распространение суеверий, обрядоверия, магизма. Всё это преподносится как истина от Бога
  • Отсутствие внутрицерковной потребности в осуществлении миссии и катехизации
  • Расхождение между декларируемыми лозунгами и поступками. Отсутствие проявлений любви между людьми
  • Церковная деятельность превратилась в бюрократию и “ярмарку тщеславия” в виде фото-отчетов на Интернет-сайтах
  • Бесперспективность: Церковь не интересна для молодежи, поскольку своими неуместными действиями она себя полностью дискредитировала
  • Закрытость церковной организации от взглядов “внешних”
  • Отсутствие института внутренней критики и самокритики
  • Семинарии не способны выпускать адекватных, ярких священников, которые не причиняли бы людям вреда
  • Сознание представителей духовенства развращёно. Их интересуют сплетни и  скабрезные подробности из жизни священнослужителей

Краткие выводы

Соотношение человека со своей группой во многих случаях является определяющим в его жизни и деятельности. В большей степени это касается людей молодого  возраста. На этапе формирования личности человеку крайне важно обрести общность людей, соответствующую его идеалу социума.

Например, подросток рад, что ребята с его улицы или района лучше представителей иных сообщностей (ребят не из “южного централа”). Им кажется, что чужих можно и стоит ненавидеть и бить. Они — другие, мерзкие и ненавистные.

Этот группоцентризм свойственен и церковным людям.

Им кажется, что не только иеговисты и католики чужды их общества, но и раскольники заслуживают ненависти и отчуждения. Если человек по ряду причин покинул Русскую Церковь, его рассматривают как сына диавола и отщепенца.

Адептам РПЦ кажется, что их группа — самая лучшая и святая, а все свидетельства “против” рассматриваются как влияние диавола или иностранных спецслужб. Будто происходящее в РПЦ — это самое лучшее, а в православном мире вне РПЦ — это ужас и признак апостасии.

Но если возникает впечатление, что “своя” группа не соответствует предназначению, не является “лучшей из лучших”, это резко снижает работоспособность участника группы. Его способность к подвигам и самопожертвованию в таком случае снижается.

Опрошенные священники отмечают, что

Церковь потеряла свою идентичность по всем параметрам: в вероучении, в характере отношений старших и младших, в содержании помыслов церковных людей и их разговоров. Церковь стала восприниматься как бюрократическая структура, в которой умерло всякое проявлением человеческой жизни.

Характерно ощущение бесполезности происходящего и отсутствие перспектив в будущем.

Церковная экономика 

  • Непрозрачная экономика
  • Формально всеми финансовыми потоками прихода обладает епископ 
  • Неоправданная роскошь высших церковных начальников
  • Осознание того, что вся Церковь работает на то, чтобы денежные массы перетекали в руки епископата и патриарха при полной профанации социальной деятельности
  • Корысть стала целью любой церковной деятельности, вплоть до продажи Таинств 

Краткие выводы

Церковного юношу перед принятием священства чаще всего мотивирует желание послужить Христу и Церкви. Финансовая часть вопроса его волнует в меньшей степени.

Войдя в пресвитериум, он видит, куда направляются финансовые потоки (взятки управляющему делами РПЦ МП, элитная обстановка в доме викария, VIP-бани для архиереев, эксклюзивный портфель для документов митрополита и т.д.). Недоумение со временем перерастает в возмущение происходящим.

Если священник задумал социальный проект, он обязан самостоятельно искать спонсоров. Неспособность добывать деньги от меценатов рассматривается архиереем как признак профнепригодности священника. 

Церковь и государство

  • Высшее церковное руководство контролируется государственными органами 
  • Церковь находится в прямой зависимости от поддержки со стороны власти спонсоров 
  • Сращение Церкви и государства 
  • Церковь не может быть даже доброжелательным критиком чиновников 
  • Русская Церковь более не является голосом совести российского общества

Краткие выводы

Церковь воспитывает будущего священника в рамках патриотизма и концепции Святой Руси.

В какой-то момент молодой священник понимает, что его деятельность неминуемо будет связана с компромиссами при общении с представителями власти и бизнеса. Некоторые священники осознают, что вся церковная система — это детище антицерковных реформ Петра I, Сталина и Хрущева.

Возникло даже сравнение РПЦ с  франшизой в религиозной сфере.

Опрошенным священникам неприятно осознавать себя не глашатаями истины, а рупорами государственной пропаганды.

Социальное положение священника и его семьи

  • Отсутствие всех социальных гарантий 
  • Нет рабочего жилья
  • Ощущение нестабильности. Священника в любой момент могут перевести в село или на нищий приход с обязательным проживанием на месте нового служения. В итоге дети священника либо бросят место учебы и друзей, либо глава семьи будет жить отдельно
  • Нехватка кадров. Молодой священник порой совершает 20-40 литургий подряд
  • Священники непрестанно осуществляют поиск материальных средств 
  • Семейные священники ощущают нехватку средств к существованию 
  • С прекращением служения по болезни или другим уважительным причинам священник становится никому не нужен
  • Священникам запрещают работать на светской работе. При этом теряется возможность реализации талантов священника вне стен Церкви

Краткие выводы

Мало кто знает про социальное положение обычного российского священника и его семьи. 

Слухи, будто все “попы катаются на мерседесах”, ошибочны. Доходы и расходы священника зависят от множества факторов. У некоторых из опрошенных священников нет собственного автомобиля.

Обывателю кажется, что бытие священника — это безбедное существование от пожертвований за требоисполнение. Но в большинстве случаев деньги за требы уходят “наверх”. Реальные участники богослужения часто остаются с “носом”. 

Семейный священник легко становится заложником архиерея и весьма уязвимым для манипуляций со стороны супруги. Необходимость кормить семью и угроза перевода в нищий приход исключает возможность критики положения Церкви и, тем более, ситуации в государстве. Отсутствие светской профессии не позволяет оставить священное служение даже в случае полного разочарования в Церкви.

Если у священника родной отец — протоиерей, то он находится в тройных тисках несвободы: любое его действие и даже слово скажется на его родственниках. 

Нежелание настоятеля отчислять деньги в пенсионный фонд приводит к тому, что клириков оформляют как совместителей. Иногда они вовсе не числятся в штате прихода. Многие священники помногу лет не могут позволить себе отпуск. Загруженность делами прихода не дает им полноценно общаться с супругой и своими детьми.

Комментарий Натальи Скуратовской: 

Более самостоятельные в экономическом плане священники чувствуют себя иначе. Но это предполагает наличие светской профессии, которая может обеспечить дистанционные подработки, либо стать основным занятием в случае ухода за штат или снятия сана.

Подведем итоги

Российскому священнику, как говорится, грех жаловаться на жизнь. Он обладает высоким социальным статусом и занят любимым делом, не сопряженным с тяжелым физическим трудом. В последнее время достаток рядового священника значительно снизился. Это связано как с последствиями пандемии, экономическим кризисом и обнищанием россиян, так и значительным увеличением количества священников. 

Но не хлебом единым жив человек. 

Опрошенных священников волнуют идеологические и нравственные темы, им важно чувствовать смысл происходящего в Церкви и значимость собственного участия в жизни людей.

Анализ ответов показывает, что священники фактически не критикуют обычных людей: прихожан и захожан. Именно рядовые россияне помогают священнику выжить, поддерживают его, благодарят и дают “денежку” для его семьи.

Многих участников опроса мучает кризис идентичности Русской Церкви, а также собственный когнитивный диссонанс. 

Один из священников предложил назвать эту статью так:

“Прочти перед рукоположением”.

Действительно, о подробностях жизни священника многие из опрошенных не могли знать до хиротонии, они ожидали совершенно иного и искренне хотели служить Богу и людям. На возможные трудности они тогда закрывали глаза, ведь это так свойственно максимализму молодых людей. 

Сейчас этих молодых священников многое возмущает в церковной действительности, но они вряд ли смогут здесь что-то принципиально  изменить. 

Хочется пожелать им обретения внутреннего покоя и выхода из мнимых и реальных тупиков. Чтобы они вместо “стертых личностей” стали обычными живыми людьми.

P.S. Если служение Сыну Человеческому имеет такие бесчеловечные последствия даже для священников, разве это не самое сильное обвинение против Церкви из всех возможных?

Комментарий Натальи Скуратовской: 

Это не полная картина (хотя бы потому, что многие из респондентов отвечают изнутри созависимых отношений, не осознавая, что позицию жертвы во многом подпитывают сами). И практически все перечисленные проблемы являются более системными

Приложение. Оригинальные ответы священнослужителей 

  • Отношения с епископом, настоятелем и иными церковными руководителями

Тотальная зависимость от начальства.

Феодальное бесправие священников

Служение архиереев перестало быть харизматическим и стало в подавляющей массе — лишь административно-управленческое. Это уже настигает и духовенство высшего звена (например настоятелей) и пока не касается остальных в силу их близости к народу

Некомпетентное начальство. У епископа всегда есть любимцы и ненавидимые 

Незащищенность священника от любых решений архиерея.

Отношения на уровне «барин и холоп».

Раздрай старших и младших по всей вертикали. Маленькие мало получают корысти, но много биты

Недоверие настоятеля

Приходиться разрываться между епископом и людьми. Не можешь говорить правду, потому что люди донесут до епископа и тебя уничтожат 

Унижают людей

Безнаказанность епископов

Священник в всегдашней опасности

У каждого начальника, как показывает опыт, есть такое качество как самодурство. Церковное священноначалие не является исключением. И самодурство может весьма сильно отравлять жизнь простому священнику.

Беспредел епископов

Беззаконие. Власть имеет больше значения, чем каноны

Заботы и попечения со стороны епископа

Священник = раб епископа

Атмосфера страха, недоверия и цинизма. В такой атмосфере довольно сложно оставаться вне игры и быть просто хорошим христианином. Потому, что идеалы Евангелия (пусть даже понимаемые не аутентично, а в нашем традиционном истолковании) зачастую вступают в конфликт с желаниями сослужителей и начальства.

Послушание и страх перед епископом

  • Взаимоотношения с коллегами-священниками и монашествующими

В рясе один, в гражданской одежде другой. Постоянные маски 

Поп попу — волк

Ложь и лицемерие

Невежды карьеристы не дают раскрыться

Если священник мало-мальски перспективный, то высока вероятность подставы со стороны менее талантливого, но более амбициозного собрата сослужителя.

Невежество, недостаток образованности. Харизматические безумия. “Кушать землю”. 

Постоянное лицемерие верующих

Маргиналы среди священства. Вера в сказки важнее, чем Христос

«Кумовство» — вид фаворитизма, заключающийся в предоставлении привилегий родственникам или друзьям независимо от их профессиональных качеств. В Средние века римские папы ради укрепления своей власти предоставляли доходные должности, высшие церковные звания или земли близким родственникам.

Лицемере среди духовенства

Священники порой сами не готовы на подвиг и мученичество.

Трусость

Внутри братства нет поддержки и единства, за редким исключением

Отсутствие добрых корпоративных отношений в системе. Священники очень не добры друг к другу. Завистливы и злы

Неадекватные монахи 

Осложняет жизнь простого священника огромное количество разномыслия, причем подчас весьма неадекватного. Например всякие старцы, несущие бред, царебожники т.д.

Отсутствие адекватного общения внутри корпорации и неспособность представителей корпорации адекватно говорить с обществом на  неофициальном уровне (да и на официальном частенько тоже ).

Лицемерие

Требоисполнители

  •  Общение с мирянами

Народ не имеет никакого понятия о православии так как первый храм тут появился в 1989 году и они понятия не имеют о православии! Доходит до того что на отпевании мне предлагали покурить вместе с ними

Жизнь в страхе перед доносами со стороны неадекватных прихожан.

  • Пастырская практика

Не вполне понятно, какова сфера компетенции священника, где её границы, по каким вопросам нам лучше бы и вовсе не высказываться.

На пастырское служение в силу административной перегрузки не остается сил и времени у людей — священники стали прорабами и франчайзерами, а на духовничество времени минимум, кроме того, вся система семинарского образование на подготовку именно пастыря выделяет крохи времени в сравнении с академическими штудиями, никак не относящимися к пастырству. Отсюда низкий уровень образования духовенства при порой неограниченном доверии людей

Священники так или иначе не могут избежать чего-то вроде психологического консультирования пасомых, не имея соответствующей подготовки

Я хочу приносить обществу пользу, а не травмировать

Нужно пересмотреть с позиции достижений современной психологии наше Предание. Разобраться, что и как оттуда уместно и безопасно применять в душепопечении мирян, которые не собираются ещё умирать для этого мира.

Нет старых и опытных священников. Поэтому священники такую ахинею несут и губят тем самым людей

  • Внутренние психологические конфликты, связанные с верой

Нет свободы

РПЦ контролирует твою личную жизнь в отличие от других систем. Даже в армии нет такого контроля за этим.

Необходимость лицемерить.

Похоже, священство — это больше чем профессия. Но что это в таком случае? Профилактика профессиональное выгорания в других сферах деятельности достигается в том числе за счет сбалансированного дополнения профессиональной деятельности другими аспектами личной жизни — хобби, самообразование, семья. А священник — он всегда, везде и во всём священник?

Внутренняя система управления основана на феодальных принципах, это вступает в жесточайший конфликт со всей окружающей реальностью. В том числе и ощущениями духовенства, которые предпочли бы феодализму или ранне-христианский «коммунизм» или современную демократическую систему, основанную на понятном кодексе канонического права.

Кажется, превращать веру в профессию — рискованное для веры занятие. Личная духовная жизнь священника становится инструментом, он причащается не по потребности, а по необходимости.

Нет возможности говорить свободно, что думаешь.

Любое продвижение не зависит от твоих качеств и количества трудов.

Общий низкий уровень культуры духовенства: это и про культуру взаимоотношений — вторжение в личную жизнь, диктат внешнего вида (от прически до покроя рясы), бескультурье в храмовом пространстве — от аляповатого золота до кича во всевозможных предметах церковного пространства.

Абсолютная невостребованность того, что он учил в институте или семинарии, и как следствие разочарование, деградация…

Депрессия

Когнитивный диссонанс от несоответствия тех норм (посты, молитвы и прочее), которые декларирует РПЦ, с современной действительностью.

Однообразие, давящая атмосфера и занятие бессмысленными вещами, вроде выслушивания всякого бреда на исповеди и прочее приводит к ускоренному эмоциональному выгоранию.

Нет интеллектуального развития, у священства полная деградация

Внутренний конфликт.

Атмосфера «послушания» и формальный подход ко всему совершенно убивает все мистическое в христианстве, то ради чего священник, чаще всего и принимает сан. Говоря иными словами: встреча со «сверхъестественным» не происходит.

Церковная поэзия утомляет

Неуважение к свободе личности человека.

Подавление личности

Обесценивание

Стертые личности

  • Оценка соответствия предназначения Церкви и её современного положения

Подмена целей христианской церкви. Если они неправильные, то и способы ошибочным. Сейчас цель — это деньги, вместо богопознания

Там нет Христа!

Слабый интерес к науке, как церковной, так и светской. 

Трудно заниматься миссией, общиной, катехизацией

Трата времени на пустую бюрократию

Расхождение с Писанием

Бюрократия отвлекает внимание. Отчеты, сайты, фото. Необходимость трубить о добрых делах. Показуха. Тщеславие. “Мы раздали подарки”

Руководство РПЦ — полностью антицерковные и антихристианские люди

Семинарии не могут на потоке давать хороших священников. Только отдельные из нас, в силу личных качеств и дополнительного образования могут быть достаточно адекватными, яркими и безопасными

Несоответствие слов и дел

Обрядоверие, магическое сознание в вере

Полное уничтожение за Синодальный период и последние 100 лет всех основ духовной и особенно монашеской жизни

Отсутствие любви!

Отсутствие высоких богословских течений в РПЦ. Системе выгодно взращивать невежество и суеверия

Закрытость

Жуткий пафос

Церковь — мирская обнищавшая организация далёкая от евангельских идеалов

Вся внутренняя система Церкви — это про армию и табели о рангах, нежели про харизматическое служение

Отсутствие института внутренней критики и самокритики.

Лавинообразные сплетни и желание обсуждать “грязное бельё”

Осознание того, что молодежи это все не интересно совсем. Нормальный молодой человек не захочет заходить в храм, потому что РПЦ за последние десятилетия дискредитировала почти всё

Мы забываем за всё благодарить

Неспособность церковных воспринимать науку и научные факты

Многое высосано из пальца, натянуто. Навязывается как истина в высшей инстанции

Развращённость сознания и потеря страха Божия

Таланты никому не нужны

Ради хлеба

  • Церковная экономика и взаимоотношение с государством

Зависимость от государственной власти и денег со стороны

Ты не можешь сказать, что заработал свои деньги. Ибо чуть что — это деньги для Бога, и система ловко манипулирует этими понятиями

Непрозрачная экономика

Неоправданная роскошь

Превращение Церкви в ведомство Его Императорского Величества Православного вероисповедания

Осознание того, что вся система работает на то, чтобы громадные деньги перетекали каждый месяц в руки епископата и патриарха. При полной профанации социальной деятельности.

Продажа таинств. В целом деньги “во главе угла” 

Сервилизм Церкви по отношению к государству. НЕ может быть даже и доброжелательным критиком государственных чиновников тот, кто из их рук получает свой прокорм

Контроль высшего церковного руководства со стороны государственных органов в силу «выделения финансирования», атрибутов власти, а где-то и наличия прямого компромата и собственной внутренней моральной слабости гарантирует имеющим власть контроль за всей системой управления в Церкви. А это не всегда на пользу как обществу, так и самой Церкви

Русская Церковь прекращает быть нравственным камертоном российского общества, быть его голосом совести. Это сейчас скорее один из голосов госпропаганды

  • Социальное положение священника и его семьи

Священники официально не оформлены, поэтому у них нет ни трудовых книжек, ни стажа, ни пенсии

В любой момент священника могут перевести в любое село. С обязательным проживанием на месте нового служения. А это значит, что дети, должны будут либо бросить место учебы и друзей, либо глава семьи будет жить отдельно

Нехватка кадров. Молодой священник может совершать 18-20 литургий в месяц

Нестабильность. Могут перевести и уничтожить в любой момент

Отсутствие всех социальных гарантий

Вечное искание материальных средств (это я про сельских священников)

Финансовая составляющая… мы живем на зарплаты уровня кассиров в супермаркетах! Если бы не социальная помощь и помощь от владыки, уже бы лежали на кладбище

Если ты выходишь из системы по болезни или другим уважительным причинам — становишься никому не нужен

Зависимость от системы. Священникам запрещают работать на светской работе. Результат — они некомпетентны в других профессиях и ими удобно манипулировать

Банальная нехватка средств к существованию, особенно для женатых

Нет пособий, рабочего жилья

Пенсии

Не платят. Нет возможности нормально существовать. Но это на последнем месте

Не служение, а каторга

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 9
  1. Сергей

    :idea:

  2. Василий

    ОТЕЦ АЛЕКСАНДР Я ХОТЕЛ БЫ ПЕРЕЧИСЛИТЬ ВАМ ДЕНЬГИ ,НО ТАК КАК Я ЖИВУ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ,ТО МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ СБЕРБАНК.КОГДА Я БЫЛ СЕМИНАРИСТОМ Я ЗАДАВАЛСЯ ЭТИМИ ВОПРОСАМИ ЧЕМУ ПОСВЯЩЕН ВАШ БЛОК ,НО ОТ НЕДОСТАТКА ИНФОРМАЦИИ ,ОНИ РАЗРЕШАЮТСЯ СПУСТЯ 20 ЛЕТ БЛАГОДАРЯ ВАШЕМУ БЛОКУ .Я ЦЕЛИКОМ И ПОЛНОСТЬЮ ВАС ПОДДЕРЖИВАЮ И ЖДУ С НЕТЕРПЕНИЕМ НОВЫХ НАУЧНЫХ ИЗЫСКАНИЙ.С УВАЖЕНИЕМ ВАСИЛИЙ ГУЩИН. :idea: :idea: :idea: :idea: :idea:

  3. alex (автор)

    Уважаемый Василий!
    Поздравляю Вас с днем российской науки!
    Если Вы желаете меня поддержать, можете сделать это с помощью сберкарты моей мамы
    2202 2009 0221 9946 Людмила Георгиевна Усатова
    С уважением, Александр Усатов

  4. Василий

    Я ОБЯЗАТЕЛЬНО ПЕРЕЧИСЛЮ ДЕНЬГИ В ТЕЧЕНИИ НЕДЕЛИ НА КАРТУ ВАШЕЙ МАМЫ.ВЗАИМНО И ВАС ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЕМ РОССИЙСКОЙ НАУКИ!

  5. Наталья

    Ну если такими темпами мы будем терять священников, окультизм и магия будет процветать и культивировать в обществе с огромной силой и скоростью, жаль, что многие священники, у которых слово живое, истинное, покидают это поприще, но хотела бы сказать, но это же духовные плоды, ну причём здесь система, она же всегда уничтожала церковь

  6. Василий Николаевич

    Что же вы раньше молчали? Пользовались всем тем, в чём вы обвиняете Церковь и священников. Я не вижу в вас страха Божия. Для меня ясно: Евангелие для вас просто книга для научного исследования. Да и в Церкви вы не видите Иисуса Христа. Было бы лучше, если бы видя болезни в Церкви, оставаясь в ней, молились бы за её исцеление.

    1. alex (автор)

      А чего ради Вы указываете мне, что лучше для меня? Вас этому родители учили или РПЦ?

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: