Новые правила бесогонства в Русской Церкви

Содержание
  1. Возможные причины одержимости демонами
  2. Экзорцизм и психическое расстройство
  3. Как отличить психическое расстройство от одержимости демонами?
  4. “Одержимость” как диагноз в официальной медицине
  5. Традиционные экзорцисты не пытались “отчитывать” любого бесноватого
  6. Чин отчитки
  7. Могут ли учебные пособия по пастырской психиатрии или курсы повышения квалификации помочь священникам ?
  8. Какие риски таит в себе участие людей в чине изгнания бесов?
  9. Ситуации, в которых обряд экзорцизма может оказаться эффективным
  10. Пьянство и одержимость страстями
  11. “Бог попускает беснование для осознания грехов и исправления человека”
  12. “Чин оглашения, предшествующий в настоящее время чину Крещения, включает запретительные молитвы, которые в древности читались над оглашенными неоднократно, на протяжении всего периода подготовки ко Крещению”
  13. “Прежде чем приступить к совершению чина экзорцизма, священнослужитель должен подготовить себя постом, молитвой и богомыслием”
  14. “Оставление действительно одержимого человека без соответствующей духовной помощи может привести к тяжёлым для него последствиям, например, к отчаянию или даже самоубийству”
  15. “Церковь ожидает от совершителя экзорцизма высокой духовной жизни. Вместе с тем, священник запрещает бесам не своей силой и не своей властью, но силой Божией и властью, которая передана Церкви Богом”.
  16. “Ни экзорцист, ни его священноначалие (игумен монастыря и др.) не должны ожидать мзды за совершение чина”
  17. Молитвы святым Киприану и Иустине
  18. Подведем итоги
  19. Источники

25 августа 2022 г. для получения отзывов, а также с целью дискуссии в епархии РПЦ был направлен проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма».
Актуальность этой темы обусловлена тем, что

“многие душевные расстройства в период обострения имеют религиозную окраску”.

Кроме того,

«сегодня в Церковь приходят не по доброй воле познания Бога, а в основном для решения вопроса выхода из кризисных жизненных ситуаций, в том числе связанных с развитием психического заболевания у себя или близких родственников».

Эта тема была одобрена президиумом Межсоборного присутствия РПЦ в далеком 2015 году. В ожидании анонсированного документа в 2021 г. я написал статью про опыт Католической Церкви в распознании беснования и вообще “охоты на ведьм”.
Теперь мы можем основательно рассмотреть историю и принципы бесогонства в РПЦ.

Кто должен совершать экзорцизмы?

В проекте документа право изгонять демонов оставлено исключительно за епископами и священниками:

“совершителем чина экзорцизма может быть только епископ или священник, получивший на это благословение правящего архиерея”.

Отметим, что это входит в противоречие со словами Иисуса из Назарета.

“Сказал Ему Иоанн: Учитель! Мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и препятствовали ему, потому что он не следовал за нами. Иисус же сказал: не препятствуйте ему: не может человек сотворить чудо именем Моим и вскоре сказать на Меня злое. Ибо, кто не против нас, тот за нас” (Мк 9.38-40).

Очевидно, что указанный человек не был епископом или пресвитером христианской церкви, которая тогда еще даже не возникла. Он вообще не являлся последователем Иисуса.
А еще в концовке евангелия от Марка утверждается, что демонов будут изгонять обычные христиане — то есть люди, которые уверовали в Иисуса и приняли крещение:

“тот, кто поверит и примет крещение, будет спасен… А знаком, по которому узнают тех, кто поверил, будет то, что их будут сопровождать чудеса: они будут изгонять бесов Моим именем…” (Мк 16.17-17).

В евангелии от Матфея дано предсказание, что бесов будут изгонять даже ложные христиане и злодеи:

“Многие будут говорить Мне в тот День : «Господь! Господь! Разве не во Имя Твое мы проповедовали? Разве не именем Твоим изгоняли бесов? Разве не именем Твоим совершали множество чудес?» Но Я им тогда отвечу: «Я никогда вас не знал. Уходите от Меня, творящие зло!» (Мф 7.22-23).

Очевидно, что ранняя Церковь не рассматривала сан епископов и пресвитеров как исключительное право для экзорцизма. Скорее, всё было наоборот.
Апостол Павел писал, что

“в Церкви Бог, во–первых, назначил апостолов, во–вторых — пророков, в–третьих — учителей; потом идут те, кому дана сила творить чудеса; потом — дар исцелений; потом — помощи, руководства, дар говорить на неведомых языках” (1 Кор 12.28).

В оригинале здесь используется термин κυβερνήσεις.

Словарь Дворецкого И.Х. показывает, что κῦβἑρνησις — это “управление, заведование, руководство”.

Кстати, отсюда происходит и название науки об управлении, связи и переработке информации — кибернетики.
Таким образом, в ранней Церкви служение епископа не совпадало с служением экзорциста или чудотворца.
Церковный историк В.В.Болотов сообщает, что в Древней Церкви II-III в.

«на одной ступени с лекторами стояли экзорцисты, обязанность которых состояла в чтении молитв над одержимыми и в надзоре за оглашенными».

Они не были пресвитерами или епископами.
Лаодикийский Собор (364 г.) постановил:

«не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах» (26-е правило).

А «Постановления апостольские» (IV в.) уже запрещают рукополагать экзорцистов, мотивируя это тем,

«что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога, и благодать, которая в нем, явна бывает всем».

В житии преп. Антония Великого (251-356 г.) описан случай, когда старца

“обеспокоил военачальник Мартиниан. У него была дочь, мучимая бесом. Долгое время продолжал он стучать в дверь и просить Антония, чтобы вышел и помолился Богу о дочери его. Антоний не соглашался отворить двери и, выглянув сверху, сказал: «Что вопиешь ко мне? И я такой же человек, как и ты. Если веруешь во Христа, Которому служу я, то пойди и, как веруешь, помолись Богу, и прошение твое будет исполнено». Мартиниан немедленно уверовал и, призвав имя Христово, удалился с дочерью, освобожденною уже от демона”.

В другой раз

“некто из людей знатных пришел к Антонию, имея в себе беса; бес этот был весьма лют; одержимый им не знал, что приведен к Антонию, и пожирал извержения тела своего. Приведшие просили Антония помолиться о бесноватом. Антоний из сострадания к юноше молился и всю ночь провел с ним во бдении. Юноша стал здоров и, наконец, образумившись, узнал, где он, и приветствовал старца, принося благодарение Богу”.

Автор жития подчеркивает, что

“многие страждущие от демонов, поскольку Антоний не отворял двери, посидев даже вне монастыря, по вере и по искренней молитве получили исцеление”.

Отметим, что Антоний Великий был не священником, а монахом. Никакого чина экзорцизма тогда не существовало. Для изгнания бесов не требовалось даже личной встречи со старцем.

Среди современных противников бесогонства следует упомянуть заслуженного профессора Московской духовной академии А.И.Осипова. Он убежден, что

“совсем немногим Господь ниспосылал этот дар. Поэтому все другие заклинатели, по учению Отцов Церкви, независимо от их сана, суть прельщенные и прельщающие”.

Для подтверждения своего тезиса Осипов цитирует святых отцов.

Так, преп. Варсануфий Великий говорил:

«Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им – дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову».

В Лавсаике читаем, что

“авва Питирион говорил, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей».

Всё это указывает, насколько проект документа об экзорцизме далек от евангельского текста и опыта Древней Церкви.

Возможные причины одержимости демонами

В средневековом “Молоте ведьм” приведены характерные указания

“относительно одержимости, возникшей из-за своей собственной вины: «Авва Моисей был наказан за свою резкую речь в споре против аввы Макария. В него вселился свирепый бес, под влиянием которого одержимый клал себе в рот человеческие испражнения. Надо думать, что это наказание Бог потому наложил на авву Моисея, чтобы в нем не осталось и следа греха. Непрестанной молитвой в смирении, которую творил Макарий, он скоро был освобожден от беса». Подобное сообщается также Григорием Великим в его первом «Диалоге», где он говорит об одной монахине, поевшей салату, предварительно не перекрестившись, и ставшей поэтому одержимой, но излеченной святым отцом Эквицием”.

Патриарх Кирилл (Гундяев) в XXI веке считает, что

“сегодня, как и тысячелетия назад, как и во времена Господа и Спасителя, человек становится таким же уязвимым перед действием мощной темной силы, если перестает жить религиозной жизнью. Сегодня множество людей лишены религиозного опыта, а значит, представляют собой потенциальных жертв воздействия темной силы. И потому задача Церкви заключается в том, чтобы… напоминать [людям], что эта сила реальна и что жертвой ее воздействия может быть каждый, кто лишен опыта молитвы и кто сам себя отделил от Бога”.

“Нечистые духи не иначе проникают в тела одержимых ими, как завладев наперед их умами и помышлениями” (преп. Иоанн Кассиан Римлянин).

Таким образом, по мнению церковников, бес может войти в человека после резкого слова, из-за обрядовой оплошности, а также если человек не религиозен — иначе говоря, в любой ситуации.
Спикеры Церкви попросту запугивают суеверных людей: дескать, опасность подстерегает на каждом шагу. Но виноват во всем ты сам:

«Действительно, есть люди, в которых живет бес, проникший в них, как правило, по их вине – потому что они тем или иным способом открыли для него доступ внутрь себя… Вход диаволу в душу человека открывают магия, чародейство, лечение у экстрасенсов и колдунов» (митр. Иларион (Алфеев)).

Экзорцизм и психическое расстройство

“Совершитель чина экзорцизма должен обладать достаточным духовным опытом и осведомленностью для того, чтобы выявлять лиц, действительно нуждающихся в нём.
Экзорцизм применяется только в случае бесовской одержимости.
Необходимо отличать беснование от психического заболевания, психического расстройства и нездоровой религиозности.
Экзорцизм не должен применяться в случаях психических расстройств и заболеваний”.

В указанном проекте документа не указаны критерии беснования и методы различения одержимости демонами от психических расстройств.

Приведенные предписания при этом теряют смысл.
Приведу размышления врача-психиатра, доктора медицинских наук Василия Каледы:

“существует целый ряд состояний, которые внешне имеют сходные проявления, но относятся к духовной или душевной жизни и имеют, соответственно, принципиально различную природу. Нам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда священники квалифицировали слуховые галлюцинации как воздействие демонических сил и не рекомендовали больным обращаться к врачам. Хотя эти больные регулярно причащались, никаких изменений в их психическом статусе не происходило, что должно было отмечаться при бесоодержимости”.

Как отличить психическое расстройство от одержимости демонами?

У преп. Иоанна Кассиана Римлянина перечислены следующие признаки беснования:

— одержимые духами нечистыми говорят и делают, чего не хотят;
— бесноватые вынуждены произносить слова, которых не понимают;
— нисколько не осознают, что делают.

При этом Иоанн Кассиан Римлянин признаёт, что

“подобное может происходить от вина, от лихорадки и других болезней, приходящих извне».

Как отличить в этом случае беснование от болезни он не указывает.

В канонических ответах Тимофея Александрийского описан лишь один признак одержимости бесом: буйство и хула на святыню. Например, при совершении литургии и причащении:

«аще не нарушает тайны, ниже хулит иным каким-либо образом: то да причащается» (Тимоф. 3).

В период Средневековья в странах Запада появились такие произведения, как одиозный «Молот ведьм» Шпренгера и Инсисториуса, труд Иоганна Вира «Псевдомонархия демонов», подробно описывающий инфернальную иерархию, трактат Петра Тирского «О демониаках». Именно здесь детально объясняется «механизм овладения телом человека: демоны входят в рот с едой и питьем (отсюда обычай крестить рот при зевании). Перечисляются основные физические признаки одержимости: ужасное лицо (horribilis vultus), дикий голос (barbara voces), оцепенение членов (memborum stupor), общее беспокойство (summa inquentudo), силы превосходящие человеческие (vires humanes superiores).
Полагаю, что ничего сверхъестественного в этом списке нет.


В “Молоте ведьм” признается, что галлюцинации бывают у “страдающих болезнью мозга и других помешанных”. В таком случае они могут “происходить и без участия дьявола”. Здесь не указано, как различать сумасшедших и людей со сбоем в работе мозга от жертв дьявольского воздействия.
В требнике свт. Петра Могилы (XVII в.) также указано, что беснование отличается от меланхолии и других болезней. В качестве критериев беснования там указывается следующие признаки:

  • способность говорить на иных языках “многими словесы” (думаю, здесь имеется в виду иноязычная речь, а не набор звуков или невнятное бормотание);
  • способность понимать речь иностранцев;
  • знание о событиях, происходящих на далеком расстоянии, а также обладание секретной информацией;
  • физическая сила, не соответствующая возрасту или вообще человеческим способностям;
    другие сверхспособности, подобные перечисленным.

Понятно, что указанные проявления “сверхспособностей” невозможно было верифицировать.
В отличие от средневековых пособий, в рассматриваемом проекте документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма» указано, что признаки беснования наблюдаются не всегда явным образом. Так, преподобный Паисий Святогорец пишет:

«Бес может притаиться в человеке и сидеть тише воды, ниже травы. А когда с ним борются с помощью Иисусовой молитвы, то ему становится тяжело, он возмущается».

Это, несомненно, затрудняет диагностику “беснования”.
Но нас более интересуют внешние признаки одержимости. На этот счет есть важное указание в документе:

“Признаком беснования может быть «боязнь святыни». В данном случае одержимый болезненно реагирует на соприкосновение со святыней (крестом, святой водой, мощами и др.). Однако «боязнь святыни» может быть связана и с психическими расстройствами”.

Странно, что в официальном документе употребляется оборот “может быть”. Полагаю, что эта фраза делает весь документ совершенно бесполезным для практического употребления.
Митр. Иларион (Алфеев) утверждает, что

“Церковь никогда не воспринимала беснование как психическую болезнь”.

Однако, самый известный экзорцист России мыслил иначе.

В «Проповеди перед чином изгнания злых духов из человека», изданной по благословению Патриарха Алексия II в 1998 г., архимандрит Герман (Чесноков) утверждал:

то, что в медицине называется душевными болезнями, «в многовековой практике врачевания Русской Православной Церкви именуется порчей и беснованием».

Он придерживался самой крайней точки зрения – психических болезней не существует вообще, а

«под беснованием подразумевается сильное душевное повреждение – бес вошел в сердце человека».

Архимандрит Герман писал:

«Мы помогаем больным исцелиться от этого страшного недуга, читая специальные молитвы, составленные еще в 4-ом веке, окропляя святой Богоявленской водой, осеняя крестом. При этом бесы порой проявляют себя нечеловеческими голосами, как бы каркают и рычат, вопиют, бьются, плачут, сотрясают одержимых. Иногда привозят из других городов больных, связанных цепями».

Его проповедь была в высшей степени авторитарна:

«Что мы здесь скажем – это вам заменит очень много книг, что здесь услышите – предлагается к строжайшему исполнению. Если же вы что-то проигнорируете, то уйдете и будете продолжать болеть, демоны будут вас мучить… Если дети до семилетнего возраста не разговаривают или заикаются или не стоят на ножках – это бывает в двух случаях точно: или родители живут невенчано, или нарушают посты… Продукты в нашу страну сейчас поставляют безбожники, еретики и язычники. Все, что вы покупаете на рынках и в магазинах – все необходимо крестить, а еще лучше святой водой окроплять».

Сайт sedmitza.ru сообщает, что

проводить «Чин изгнания злых духов из человек», т.н. отчитки бесноватых в 1982 г. отцу Герману благословил Духовный собор Троице-Сергиевой Лавры.

На самом деле наместник Лавры годами терпел безобразия с отчитками в самом известном монастыре России по простой причине: о. Герман (Чесноков) регулярно дарил наместнику букет цветов, в котором был конверт с деньгами. Это было выгодно как экзорцисту, так и его епископу.

Именно поэтому я убежден, что изложенное в проекте документа требование совершать отчитки с благословения епископа и исключительно безвозмездно так и останется красивыми словами. Как говорится,

“просто бизнес, ничего личного”.

Но вернемся к признакам беснования.
В статье “Православной энциклопедии” “Бесоодержимость” признано, что

патологические проявления, понимаемые страдающими как бесоодержимость, в реальности могут указывать на следующие состояния:
1) реактивные состояния, протекающие по типу «регрессии» личности, психики с актуализацией архаических форм реагирования, когда эмоциональные и поведенческие расстройства воспринимаются как «порча» извне. Речь идет о трудности принятия на себя окончательной ответственности, нежелании воспринимать последствия поступков как собственные. Здесь происходит феномен «переадресации вины». По-видимому, этот вариант является преобладающим в настоящее время;
2) истероформные расстройства психотического и психопатического уровня;
3) эндогенные заболевания;
4) особые состояния, описываемые в категории «атипичные психозы», как синдромы, обусловленные специфическими культурными особенностями;
5) состояния, к которым приложимо понятие «демоническая одержимость» в его традиционном церковном осознании; Св. Писание и многовековой опыт человечества говорят в пользу вероятности их возникновения”.

Митр. Иларион (Алфеев) признает, что

“многие признаки беснования, описанные в Евангелиях, похожи на симптомы различных психических болезней, таких как истерия, паранойя, маниакальный синдром, психоз, эпилепсия, лунатизм, шизофрения”.

Он также упоминает

“тяжелую форму сомнамбулизма (лунатизма), идиопатическую эпилепсию, маниакальный синдром и диссоциативное расстройство идентичности. Исследования данной болезни показали, что в двадцати девяти процентах случаев «вторая личность» в человеке ассоциирует себя с демонами (бесами)”.

Врач-психиатр Института клинической медицины имени Склифосовского Сеченовского университета Дмитрий Петелин поясняет, что классическая медицина выделяет несколько клинических состояний, при которых кажется, будто пациент одержим бесами:

“состояние, напоминающее одержимость, может наблюдаться, например, в случае психоза при шизофрении. У некоторых пациентов это может проявляться в виде ощущения, что они слышат посторонние голоса, которые транслируются им в голову. Некоторые пациенты с шизофреническим психозом могут чувствовать, как будто какие-то злые силы начинают передавать им мысли, управлять их действиями, заставлять их говорить те или иные слова”.

Автор статьи “Православной энциклопедии” считает, что

“рекомендация пациенту просить опытного священника рассмотреть целесообразность «чина изгнания злых духов», т.е. «отчитки», дается в исключительном случае, если в результате тщательного медицинского и психологического обследования компетентный специалист абсолютно убежден в том, что проявления патологического состояния не могут получить адекватной квалификации в категориях иного способа восприятия”.

Возникают глубокие сомнения, что российский психиатр признается в неспособности искать ответы научным методом и направит страждущего человека на отчитку к священнику. Тем более, что

“на нынешнем этапе истории попытки синтеза традиционного духовного подхода и понятийного аппарата современной психологии оказываются бесплодными”.

И уж совсем невероятной выглядит ситуация, когда священник перед совершением чина “отчитки” направляет человека на психиатрическое обследование, чтобы исключить упомянутые заболевания и расстройства.

Таким образом, даже в “Православной энциклопедии”, издаваемой под редакцией патриарха Кирилла, признается наличие серьезных трудностей с разграничением бесноватости и особых состояний сознания человека, а также психических заболеваний и повреждений мозга.

Сам патриарх Кирилл думает иначе:

“Наука не может описать и тем более понять, что происходит в сознании бесноватого, потому что симптомы выходят за границы того, что обычно сопровождает естественное нарушение человеческой психики. Именно с таким беснованием Господь и столкнулся на ином берегу Геннисаретского моря, когда увидел двух бесноватых и исцелил их, повелев духу злобы выйти из них… Иногда бывает так, что прямое воздействие темной силы на человеческую психику ее обрушивает. Человек становится безумным. Мне приходилось слышать от специалистов в области психиатрии, что они порой сталкиваются с такими психическими явлениями, которые нельзя объяснить болезнью. Как сказал один из них: «В таком случае я говорю близким, которые привели ко мне больного: обратитесь в другое место, это не наш пациент».

Хотелось бы узнать имена этих психиатров, которые просят направлять пациентов «в другое место».

Дореволюционные священники смотрели на беснование иначе. Так, комментируя эпизод Нового Завета в книге “Столп и утверждение истины” (1914 г.), один из крупнейших русских философов и православный священник, отец Павел Флоренский (1882-1937 гг.) предпочитал терминологию психиатрии:

“С психиатрической точки зрения всякая одержимость или есть истерия, или связана с нею, истерия же есть раздробление личности”.

Современный психиатр и преподаватель ПСТГУ Каледа В.Г. отмечает, что

“депрессивные состояния, состояния с бредом бесоодержимости, с навязчивостями, с маниакальными и депрессивно-бредовыми состояниями в целом успешно реагируют на психофармакотерапию, что свидетельствует о биологической основе этих состояний”.

При такой неразберихе в церковной среде возникает вопрос, как же священники при отсутствии научного подхода занимались бесогонством последние 2000 лет, если психические заболевания медицина не относила к области своей компетенции до XIX в.?

По логике митрополита Илариона (Алфеева) древние экзорцисты причиняли психически больным людям серьезный вред.

“Одержимость” как диагноз в официальной медицине

Понятие об одержимости содержится в 10-й редакции Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10).
Это основное руководство, на которое опираются специалисты разных стран для классификации и диагностики всех существующих заболеваний

F44.3 Транс и одержимость:
«Расстройства, при которых имеется временная потеря как чувства личностной идентичности, так и полного осознавания окружающего. В некоторых случаях отдельные поступки управляются другой личностью, духом, божеством или «силой»… Сюда должны включаться только те трансы, которые являются непроизвольными или нежелательными и затрудняют повседневную деятельность за счет того, что возникают или сохраняются и вне рамок религиозных или других культурально приемлемых ситуаций.
Сюда не должны включаться трансы, развивающиеся в течение шизофрении или острых психозов с бредом и галлюцинациями, или расстройства множественной личности. Эту категорию не следует использовать и в тех случаях, когда предполагается, что состояние транса тесно связано с любым физическим расстройством (таким как височная эпилепсия или черепно-мозговая травма) или интоксикацией психоактивными веществами.
Исключаются:
— состояния, связанные с острыми или преходящими психотическими расстройствами (F23.-);
— состояния, связанные с расстройством личности органической этиологии (F07.0х);
— состояния, связанные с постконтузионным синдромом (F07.2);
— состояния, связанные с интоксикацией, вызванной употреблением психоактивных веществ (F10 — F19) с общим четвертым знаком .0;
— состояния, связанные с шизофренией (F20.-)».

В данном случае одержимостью именуется состояние транса, когда человек теряет чувство личной идентичности или же считает, что им управляют духи. Симптомы часто соответствуют представлению больного о том, как должно было бы проявляться психическое заболевание.
В МКБ-10 особо указано, что внешне проявление такой «одержимости» очень похожи на приступы, возникающие при других психических расстройствах или болезнях мозга.
Автор статьи Православной энциклопедии «Бесоодержимость» С.А. Белорусов признает, что

«в случае соприкосновения с таинственным единственно разумным является следование «принципу Мареско»».

Напомню, что в XVII веке врач Мареско сформулировал классический принцип:

«Не следует объяснять кознями дьявола те явления, которые можно объяснить естественными причинами».

Традиционные экзорцисты не пытались “отчитывать” любого бесноватого

В древности святые молились об исцелении лишь тех, на которых указывал им сам Господь, а не всех подряд, как это делают современные лжечудотворцы.
Приведем разговор послушника с известным старцем, протоиереем Алексием Зарайским, о его бесноватой служанке.

«Я спрашивал о. Алексия, почему он не выгонит из нее беса, и он мне отвечал: почему он может знать, что на то есть воля Божия? Она причащается Св. Таин, и если это нужно, то Христос ею принимаемый, Сам силен изгнать его; а если ей это служит крестом очистительным, то для чего же изгонять его?».

Чин отчитки

В евангелии никакие чины не упоминаются. Иисус полагал, что для изгнания бесов необходимо лишь доверие Богу. Однажды к Иисусу

“приблизился человек и сказал: «Господин мой, сжалься над моим сыном! У него падучая, он ужасно мучается: то в огонь часто падает, то в воду. Я привел его к Твоим ученикам, но они не смогли его вылечить». Иисус приказал бесу выйти, и бес вышел, а мальчик в тот же миг выздоровел. Когда ученики остались с Иисусом одни, они подошли к Нему и спросили: «Почему мы не смогли его изгнать?» «Потому что у вас мало веры, — ответил Он. — Говорю вам, если бы у вас была вера хоть с горчичное зерно и если бы вы сказали этой горе: „Передвинься оттуда сюда ”, — она бы передвинулась. И не было бы для вас ничего невозможного» (Мф 17.14-20).

В другой момент

“семьдесят два ученика вернулись радостные. «Господь, — говорили они, — даже бесы нам подчиняются, когда мы им приказываем Твоим именем!»” (Лк 10.17).

В раннехристианском послании под именем свт. Климента Римского (I в.) «О девстве» подвижникам-экзорцистам предписывается

«посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания».

«Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения».

Однако, в проекте документа упоминается чин экзорцизма из требника Петра Могилы:

“В практическом употреблении более распространенным нужно признать чин из Большого Требника… Чтобы избежать самочиния в практике совершения экзорцизма, следует придерживаться уже имеющихся в Требниках древних чинов. Разъяснения по образу совершения чина даёт святитель Петр (Могила) в своём Требнике”.

Профессор Осипов А.И. утверждает, что

“специальный чин изгнания злых духов, содержащийся в Требнике митр. Петра Могилы (XVII в.), католического происхождения. В Русской Церкви он не получил никакого практического признания и священники никогда не отчитывали. Тем более, этого не делали святые, которые имели дар Святого Духа. Они исцеляли молитвою и постом и при этом редких единиц — только тех, на кого указывал им Господь. Лишь в конце XX в. по причине глубокого оскудения духовной жизни отдельные священнослужители начали т.н. «отчитывание», разработав специальный чин”.

Патриарх Кирилл, отвергая все аргументы Осипова, оправдывает практику бесогонства:

“Страшная картина беснования, о котором повествует евангелист, случается и в наше время. Такие люди, не получив исцеления или хотя бы облегчения через обращение к врачам, приходят в церковь. С глубокой древности существует чин изгнания бесов — читаются особые молитвы, автором которых является Василий Великий, и многие духовно сильные пастыри помогают людям избавиться от этого страшного наваждения”.

Могут ли учебные пособия по пастырской психиатрии или курсы повышения квалификации помочь священникам ?

Нет.

Ставить диагноз могут только специалисты-психиатры.

Документ предписывает перед совершением экзорцизма проводить обследование пациента у психиатра.
Ректор ПСТГУ прот. Владимир Воробьев пишет, что

“сейчас в жизни очень много душевнобольных людей. И, в особенности их много в Церкви… Своими больными чувствами, больными душами они нагружают священника уже не как духовника, священнику в наше время нужно быть и психиатром тоже”.

Уверен, что это глубочайшее заблуждение.

Также, как невозможно сидеть на двух стульях, бессмысленно пытаться священнику стать специалистом в психиатрии. Нахватавшись знаний по верхам, он сможет лишь навредить своим прихожанам. А порой и стать жертвой их агрессии.
Все помнят, как в 2013 г. в собственном доме был убит 75-летний священник Павел Адельгейм.

Отца Павла зарезал 27-летний кинооператор Сергей Пчелинцев, у которого экспертиза выявила психическое расстройство (параноидальная шизофрения). Обострение произошло после участия в съемках документального фильма о серийных убийцах.

Очевидцы утверждают, что сразу после нападения молодой человек с криками «бес, бес» выбежал на улицу.

Убивший его в припадке сумасшествия человек три дня прожил в доме священника; его послали к Адельгейму какие-то знакомые в надежде, что отец Павел поможет ему восстановить душевное равновесие.

Этот печальный пример иллюстрирует мой тезис: опытные священники не только не направляют клинических больных к психиатру, но даже не могут распознать обострение заболевания, содержат их в своем доме, подвергая опасности себя и своих ближних.

Какие риски таит в себе участие людей в чине изгнания бесов?

Митр. Иларион (Алфеев) признает, что

“священники не всегда способны разобраться, где беснование, а где психическая проблема. Если психически больной человек попадет к священнику, который начнет из него бесов изгонять, это может очень серьезно повредить человеку…
…Бывает также, что у человека появляются признаки психического заболевания, а близкие видят в этом влияние бесов. Конечно, психически больной человек более уязвим для действия бесов, чем человек духовно и умственно здоровый, но это еще не значит, что он нуждается в отчитке. Для лечения психически больных необходим психиатр, а не священник. Но очень важно, чтобы священник умел различать явления духовного и психического порядка, чтобы не принимал психическую болезнь за беснование. Если он пытается исцелять дефекты психики путем отчитывания, результат может быть обратный, прямо противоположный ожидаемому. Человек с неуравновешенной психикой, попадая в ситуацию, где люди кричат, визжат и т. п., может нанести непоправимый вред своему духовному, душевному и психическому здоровью».

Профессор А.И.Осипов считает, что

“наши православные отчитыватели пошли прямо по католическо-языческому пути. Но заклинание духов сейчас, когда «оскуде преподобный», может иметь самые губительные духовные, психические и физические последствия, как в личном плане, так и в социальном, как для больных, так, и особенно, для самого отчитывающего”.

Автор статьи «Бесоодержимость» Православной энциклопедии перечисляет

“отрицательные обстоятельства, так или иначе проявляющиеся при столкновении с описываемой проблемой:
а) пугающее призвание к «покаянию» как усугубление психологического механизма «регрессии», культивирование субмиссивности на фоне тревожного состояния;
б) ритуализм, техницизм, ложный символизм с опасностью идолизации сакральных предметов и действий;
в) явное или скрытое отрицание свободы воли человеческой;
г) акцентирование греховности, своеобразное «гружение виной» извне, а не пробуждение изнутри;
д) культивирование слепого подчинения человека, обращающегося со своим страданием, накладывание на непризванного к сугубому послушанию «бремен неудобоносимых» (Лк 11. 46)”.

Врач-психиатр Института клинической медицины имени Склифосовского Дмитрий Петелин поясняет, что

“обряд изгнания злых духов не поможет человеку справиться с шизофренией. При этом откладывание лечения, наоборот, способно усугубить ситуацию”.

Указанная проблема осознается даже в руководстве РПЦ:

“существующие в обществе предубеждения, мифы и предрассудки в отношении психиатрии и психических больных зачастую приводят к тому, что пациенты своевременно не обращаются за медицинской помощью. При этом сами пациенты и их родственники иногда пытаются подменить психиатра священником, а все психические заболевания рассматривать как форму бесоодержимости”.

Ситуации, в которых обряд экзорцизма может оказаться эффективным

Митрополит Иларион (Алфеев) часто приводит пример из своей пастырской практики:

“ко мне пришла учительница литературы из русской школы и рассказала, что она занималась спиритическими сеансами, вызывая дух Антона Павловича Чехова. «Антон Павлович Чехов» стал ей являться, они чуть ли не литературные вечера проводили, а потом этот самый «Чехов» начал рвать обои в квартире, сбрасывать книги с полок, бить посуду. Она приходит в квартиру — там все вверх дном. В общем, она была в таком состоянии, что уже чуть ли не близка к самоубийству. Я приехал к ней домой, освятил квартиру, окропил святой водой. Потом пригласил всю семью в храм, они исповедовались и причастились, и этого «Чехова» как ветром сдуло”.

Я бы назвал этот пример систематической «ошибкой выжившего», когда при принятии решения человек опирается только на примеры «выживших» (тех, кто добился успеха), но не учитывает статистику по «погибшим» (тех, у кого не получилось прийти к такому же результату), поскольку данных по ним мало или они отсутствуют. Будучи священником, мне приходилось сталкиваться со случаями, когда люди регулярно просят освятить квартиру, чтобы изгнать из нее бесов, но нечистая сила каждый раз возвращалась в жилище.

С другой стороны, вполне возможно, что описанная митрополитом ситуация — это один из тех случаев, в которых обряд экзорцизма может оказаться эффективным. Психиатр Дмитрий Петелин поясняет:

«если человек живет в культуре, где существует устойчивая вера в то, что одержимость бесами бывает, то он может себя убедить и поверить, что он одержим злыми духами… В качестве реакции на стресс у этих людей могут проявляться разные симптомы. В таких состояниях, которые еще называют культурально обусловленными, которые развиваются на фоне веры, экзорцизм может помочь. Получается, что человек верит, что он одержим бесами, и, соответственно, он верит, что священник ему поможет избавиться от них”.

Вероятно, именно поэтому после освящения квартиры “этого «Чехова» как ветром сдуло”.
Занятно, что митр. Иларион прекрасно понимает, что бывают случаи, когда

“у человека появляются признаки психического заболевания, а близкие видят в этом влияние бесов”.

Пьянство и одержимость страстями

“Не следует также смешивать одержимость злыми духами и одержимость страстями. Алкогольная, наркотическая зависимости или иные пагубные пристрастия, как и греховные страсти вообще, не являются непременно следствием одержимости”

Прав. Иоанн Кронштадтский в вопросе о бесноватости придерживался иного мнения:

«Бесноватые были прежде, есть они и теперь; только ныне бесы действуют скрытнее и хитрее, чем в старое время. И теперь, впрочем, бешеных людей очень и очень много. Кому из нас неизвестен нынешний род бешеных пьяниц, есть и другой род беснующихся, это люди злые, раздражительные, гневные, есть беснование скупых, есть бешенство плотской страсти, как равно много и других видов и родов беснования».

Из древних свидетельств можно привести мнение преп. Иоанна Кассиана Римлянина:

“о каждой страсти прилежат известные духи; ибо одни из них услаждаются нечистыми и срамными похотями, иные любят богохульство, иные гнев и ярость, иные утешаются печалью, иные – тщеславием и гордостью, – и каждый ту страсть в сердца человеческие всевает, какой сам особенно услаждается; но не все вместе возбуждают свои страсти, а попеременно, смотря по тому, как требует время, место и приемлемость искушаемого (– Соб. 7, 17)”.

“Бог попускает беснование для осознания грехов и исправления человека”

Каков тут механизм?

Как может бесноватый человек “осознать грехи и исправляться”, если

“дух нечистый страшным омрачением закрывает разуметельные чувства души” (преп. Иоанн Кассиан Римлянин)?

“Чин оглашения, предшествующий в настоящее время чину Крещения, включает запретительные молитвы, которые в древности читались над оглашенными неоднократно, на протяжении всего периода подготовки ко Крещению”

Для чего неоднократно читать над оглашенными запретительные молитвы? Однократное заклинание не действует?

В евангелии есть наставление по этому поводу:

“когда молитесь, не бубните, как язычники. Они думают, чем больше слов в молитве, тем вернее их услышит Бог. Не уподобляйтесь им!” (Мф 6.7-8).

“Прежде чем приступить к совершению чина экзорцизма, священнослужитель должен подготовить себя постом, молитвой и богомыслием”

А зачем в этом случае нужен пост?

На грани IV-V вв. монахи, переписывающие рукописи евангелий, ввели в текст несколько предписаний о посте, в особенности, связанном с молитвой:

«сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк 9.29).

Более того, иногда в евангельский текст переписчик добавлял целую строку из иного евангелия, и таким образом, ошибка удваивалась.

Например, в некоторые поздние рукописи Мф 17.21 добавили уже ранее кем-то испорченную строку из Мк 9.29: «сей же род изгоняется только молитвою и постом».
Таким образом, предписание поститься перед совершением экзорцизма не имеет никакого отношения к Иисусу из Назарета.

“Оставление действительно одержимого человека без соответствующей духовной помощи может привести к тяжёлым для него последствиям, например, к отчаянию или даже самоубийству”

Соответствующая духовная помощь”? Что это?

Я уверен, что здесь “телега поставлена перед лошадью”. Больному человеку для преодоления отчаяния и склонности к суициду в первую очередь нужна помощь психиатра, а не разговоры со священниками.

“Церковь ожидает от совершителя экзорцизма высокой духовной жизни. Вместе с тем, священник запрещает бесам не своей силой и не своей властью, но силой Божией и властью, которая передана Церкви Богом”.

Противоречие в определении.

“Ни экзорцист, ни его священноначалие (игумен монастыря и др.) не должны ожидать мзды за совершение чина”

А за Таинства священнослужители могут “ожидать мзды”?

Например, за совершение Крещения или Венчания… Кстати, в Сербском Патриархате над страждущими от нечистых духов обычно совершается Таинство Елеосвящения.

Молитвы святым Киприану и Иустине

В проекте документа указано, что

“над одержимыми могут читаться молитвы святым Киприану и Иустине”.

Этим святым молятся, чтобы прогнать злых духов от людей и животных, защитить от вредного влияния экстрасенсов и колдунов.
Однако, “Православная энциклопедия” сообщает, что

“Киприан — вымышленный персонаж, возникший в результате смешения с Киприаном Карфагенским. Такие выводы основаны на том, что епископ Антиохии с именем Киприан, равно как и епископы Оптат и Анфим, упоминаемые в «Обращении Киприана», не встречаются в известных списках архиереев. Почитание Киприана не зафиксировано ни в западных, ни в восточных ранних календарях.
Достоверно атрибутируемых Киприан произведений не сохранилось. Известны т.н. молитвы Киприану. Это пространные молитвы для избавления от злых духов и воздействия нечистой силы. Вероятно, они позднего происхождения, не встречаются в рукописях ранее XV в. Их авторство может приписываться Киприану, т. к. традиционно считалось, что он имел дар повелевать духами и снимать заговоры. Автор этих молитв, христианский поэт V в., называется также Киприаном. Известны аналоги (а не точные переводы) этих молитв в славянских Требниках.
В ходе литургической реформы, проведенной в соответствии с решениями Ватиканского II Собора, из общего календаря Римско-католической Церкви были исключены дни памяти тех святых, исторические данные о которых были признаны недостаточными или недостоверными. В числе прочих святых было прекращено общецерковное поминовение Киприана и Иустинии, их память отсутствует и в Римском Мартирологе”.

Подведем итоги

Предписание поститься перед совершением экзорцизма не имеет никакого отношения к Иисусу из Назарета. В евангелии сказано, что изгонять бесов будут обычные христиане и даже далекие от христианской общины люди и грешники. В древности для изгнания бесов не требовалось даже личной встречи со старцем-экзорцистом.
Содержащаяся в проекте документа рекомендация использовать особые чинопоследования изгнания бесов из человека не отражает практику Иисуса и Древней Церкви. По словам Осипова А.И.,

“лишь в конце XX в. по причине глубокого оскудения духовной жизни отдельные священнослужители начали т.н. «отчитывание», разработав специальный чин”.

В проекте документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма» вообще не указаны критерии беснования и методы различения одержимости демонами от психических расстройств.

На самом деле патологические проявления, воспринимаемые как бесоодержимость, в реальности могут указывать на психические расстройства и заболевания мозга.
Совершенно невероятной выглядит ситуация, когда священник перед совершением чина “отчитки” направляет человека на психиатрическое обследование, чтобы исключить упомянутые заболевания и расстройства.
Классическая медицина выделяет несколько клинических состояний, при которых кажется, будто пациент одержим бесами. В 10-й редакции Международной статистической классификации болезней “одержимость” — это не результат вселения в человека демонов, а

“расстройства, при которых имеется временная потеря как чувства личностной идентичности, так и полного осознавания окружающего. В некоторых случаях отдельные поступки управляются другой личностью, духом, божеством или «силой»”.

Таким образом, психиатр в принципе не может поставить диагноз “одержимость бесами”, поскольку такого диагноза в классификации болезней просто не существует.
Это делает весь документ совершенно бесполезным для практического употребления, поскольку

“экзорцизм не должен применяться в случаях психических расстройств и заболеваний”.

По мнению церковников, бес может войти в человека после резкого слова, из-за обрядовой оплошности, а также если человек не религиозен — иначе говоря, в любой ситуации. Например,

“монахиня, поела салату, предварительно не перекрестившись, и стала поэтому одержимой”.

Спикеры Церкви попросту запугивают суеверных людей: дескать, опасность подстерегает на каждом шагу. Но виноват во всем ты сам…
При составлении проекта документа была полностью проигнорирована позиция профессора Московской духовной академии А.И.Осипова, а также опасения о негативных последствиях “отчиток”, описанные в ранних работах митр. Илариона (Алфеева). Именно он возглавлял комиссию Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования, которая много лет занималась разработкой проекта этого документа. Он писал, что

“не всегда даже опытному пастырю удается отличить психическую болезнь, требующую медицинского вмешательства, от того, что в пастырской практике принято называть одержимостью или беснованием и что, следовательно, может предполагать обращение к помощи экзорциста. Между тем ошибка в данном вопросе может быть чревата непоправимыми последствиями: обращение к экзорцисту в том случае, если человек страдает психической болезнью, может усугубить болезнь, сделать ее неизлечимой”.

Профессор А.И.Осипов более категоричен в оценках бесогонства:

“наши православные отчитыватели пошли прямо по католическо-языческому пути. Но заклинание духов может иметь самые губительные духовные, психические и физические последствия, как в личном плане, так и в социальном, как для больных, так, и особенно, для самого отчитывающего”.

В 2017 г. патриарх Кирилл (Гундяев) публично признал полезность экзорцизмов, после чего сопротивление этой практике в РПЦ сошло на нет.

В древности «святые молились об избавлении от бесов лишь тех, на которых указывал им сам Господь, а не всех подряд, как это делают современные лжечудотворцы».

К сожалению, в настоящее время бесогонство в Русской Православной Церкви приняло характер конвейера.

Указанный документ может лишь количественно ограничить злоупотребления “отчитками”, что принципиально не решает проблему.

Проект документа в этом смысле невольно подтверждает догадку, что экзорцисты последние 2000 лет занимались бесогонством, принося психике людей вред.
Подводя итоги, хочется еще раз процитировать “Православную энциклопедию”:

“в случае соприкосновения с таинственным единственно разумным является следование «принципу Мареско»:

«Не следует объяснять кознями дьявола те явления, которые можно объяснить естественными причинами””.

Источники

  1. Артюхова Т.А., Королёв А.А. Киприан и Иустиния / Православная энциклопедия. Т. 33. — М., 2017
  2. Афанасий Великий, свт. Житие преп. Антония Великого. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/zhitie-prep-antonija-velikogo/
  3. Белорусов С.А. Бесоодержимость / Православная энциклопедия. Т. 4. — М, 2009
  4. Белорусов С.А. Психология и проблема бесоодержимости. / А. С. Белоусов // Журнал практического психолога. 2000. № 10/11
  5. Василий (Кривошеин), архиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни // «Альфа и Омега» N.4 (11), 1996
  6. Герман (Чесноков), игумен. Проповедь перед чином изгнания злых духов из человека. М., 1998
  7. Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. Том 1. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. — М., 1958. — 1043 с.
  8. Иисус Христос : жизнь и учение : в 6 кн. / Митрополит Иларион (Алфеев). — Москва : Изд-во Сретенского монастыря : Эксмо, 2016. / Кн. 3: Чудеса Иисуса. — 2017
  9. Иларион, митрополит Волоколамский. Важно, чтобы в процессе научного поиска не нарушались основополагающие нравственные принципы. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5810311.html
  10. Иларион (Алфеев), митр. Вы — свет мира. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/vy-svet-mira/
  11. Иоанн Кассиан Римлянин, преп. Писания к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне
  12. Каледа В.Г. Пастырская психиатрия: разграничение духовных и психических расстройств // ЖМП № 9 сентябрь 2012. URL:
    http://www.e-vestnik.ru/analytics/pastyrskaya_psihiatriya_razgranicheniya_5757/#p
  13. Кирилл (Гундяев), патриарх. Слово патриарха. Неделя 5-я по Пятидесятнице. URL: https://pravoslavie.ru/105020.html
  14. Климент Римский. Первое окружное послание о девстве, или к девственникам и девственницам. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimskij/o_devstve/
  15. Лекции по истории древней церкви / Проф. В.В. Болотов; Посмертное изд. под ред. [и с предисл.] проф. А. Бриллиантова. Т. 3. -СПб, 1913. – 340 с.
  16. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). URL: https://mkb-10.com/
  17. Отошел ко Господу насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Герман (Чесноков). URL: https://www.sedmitza.ru/text/9911587.html
  18. Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных (документ Комиссии Межсоборного Присутствия, 2020 год). URL: https://www.diaconia.ru/pastyrskoe-popechenie-o-psikhicheski-bolnykh
  19. Патриарх Кирилл: Сегодня многие люди – потенциальные жертвы темной силы. URL: https://www.pravmir.ru/patriarh-kirill-segodnya-mnogie-lyudi-potentsialnyie-zhertvyi-temnoy-silyi/
  20. Проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма». URL: http://www.patriarchia.ru/data/2022/08/25/1238161229/project-ekz.docx
  21. Филимонов С., прот., Ваганов А.А. О душепопечении психически больных на приходе // Церковь и медицина. 2009. № 3
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: