Сегодня день памяти первомученицы равноапостольной Феклы, а значит, есть повод поговорить о семейных и антисемейных ценностях Церкви.
Единственным источником сведений о жизни Фёклы является апокрифические «Деяния Павла и Фёклы», написанные во II веке.
«Общим для всех апокрифических Деяний апостолов является центральная роль апостола-чудотворца, который путешествует для распространения христианства, требующее от человека, помимо прочего, и аскетизма.
Во многих апокрифических Деяниях апостолов повторяется один и тот же сюжетный ход: в результате своей проповеди апостол обращает в христианство женатую женщину, что влечет за собой отказ от чувственных удовольствий.
Мы сталкиваемся с этим в Деяниях, наблюдая возрастающую напряженность в отношениях между супругами, когда один из них выбирает воздержание.
Часто муж христианки остается необращенным и мстит за этот сбой в супружеской жизни.
В «Деяниях Павла и Феклы» говорится о том, что в малоазийском городке Иконии проповедь Павла привлекает девушку Феклу, невесту юноши Фамарида:
«слушала день и ночь слово Божие, через Павла возвещаемое… и не отходила она от оконца».
Фамарид и мать Феклы Феоклия пытаются отвлечь ее от «мужа чужестранного, обманным и хитрым словесам поучающего», но безуспешно. Тогда они доносят на Павла проконсулу, и он заключает апостола в тюрьму. Фекла проникает и туда, чтобы слушать его слова. Отличительной чертой «Деяний Павла и Феклы» является то, что главным объектом преследований здесь оказывается не Павел, а Фекла: его только бичуют и изгоняют из города, Феклу же сначала собираются предать сожжению, от которого она чудесным образом спасается, а затем бросают на арену диким зверям, которые также не причиняют ей вреда. После этого Фекла проповедовала христианство сначала в Иконии, а а затем — в Селевкии.
В отличие от героев эллинистического романа, у апостола нет особой привязанности ни к кому из других героев; он всецело предан только Христу. В «Деяниях Павла и Феклы» именно Фекла, а не Павел является инициатором всех последующих встреч, а когда апостол видит Феклу, невредимую после испытания на арене, первое, о чем он думает —
«не новое ли какое искушение предстоит ей».
Можно сказать, что «Деяния» продолжают традицию канонических Евангелий, где точно также можно найти слова Христа о необходимости отказаться от сложившихся отношений:
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:34-38).
Избрание воздержания угрожает расторжением семьи и устраняет фундаментальное различие полов в античности — активную функцию мужчины и пассивную роли женщины. Отказ от различения полов в христианском контексте имеет следствием разрушение иерархической структуры половой принадлежности в недифференцированную общину братьев и сестер.
В «инверсии» романтических тем и большой свободе женщины можно увидеть попытки изменения социального устройства общества. Так, Юдифь Перкинс отмечает, что «в так называемых апокрифических «Деяниях апостолов» сохранились свидетельства и методы решения возникших социальных проблем». Сходной позиции придерживается и А. Джэкобс, считая, что авторы «Деяний» далеко не обязательно рассказывают реальную историю мученичества, а, скорее, создают образ сопротивляющегося индивидуума, подрывающего устои традиционного общества» (Пантелеев А.Д. Брак и семья в апокрифических Деяниях апостолов. — СПб., 2002. С.263-273).
Рассмотрим тезис о воздержании более подробно.
В раннем оригинальном послании Павла к Коринфянам есть указание на важность сексуального воздержания даже в рамках семейной жизни. Ведь Павел ожидал скорого конца света и советовал христианам к этому готовиться с помощью воздержания. Это касается и вступления в брак: лучше не жениться.
«Впрочем, тут я не приказываю, а только уступаю. Конечно, я желал бы, чтобы все люди были, как я, но у каждого свой дар от Бога: у одного один, у другого другой. А неженатым и вдовам я говорю: лучше бы им жить одинокими, как я. А не могут воздерживаться, пусть женятся. Лучше вступить в брак, чем гореть в огне… времени остается в обрез, и надо, чтобы те, у кого есть жены, жили так, словно неженаты» (1 Кор.7:6-9, 29).
Но апокрифические «Деяния» ушли совсем далеко в этом вопросе. Здесь Павел представлен как принципиальный противник семейной жизни. Его в этом обвиняют противники, а он соглашается с таким обвинением. Как будто все христианство заключается в борьбе со сладострастием.
Обратим внимание на необычную экспрессию. Герои сюжета то ликуют, то рыдают, а то и лишаются чувств.
Автор апокрифа пытается создать видимость историчности сюжета, включая в рассказ имена из поздних пастырских посланий (Онисифор, Димас и Ермоген).
Главный герой «Деяний» — девушка. Ей помогают женщины, за ней наблюдают дамы. Ради нее женщины устраивают протесты и даже просят правителя их убить.
Впрочем, обратимся к самому тексту апокрифа.
«И вошел Павел в дом Онисифоров; и была там радость великая, и колен преклонение, и хлебов преломление, и слово Божие о воздержании и воскресении.
И говорил Павел так:
— Блаженны в непорочности плоть свою соблюдшие, ибо они храмом Божиим сделаются.
— Блаженны воздержанные, ибо им глаголет Бог.
— Блаженны от мира сего отрекшиеся, ибо они Богу благоугодят.
— Блаженны жен имеющие, как бы не имея, ибо они Бога наследуют.
— Блаженны любви к Богу ради образ мирской оставившие, ибо они ангелов судить будут и одесную Отца благословение примут.
— Блаженны тела девственные, ибо они Богу благоугодят и не лишаться воздаяния непорочности своей».
Это фактически гимн воздержанию и безбрачию.
«И когда Павел говорил сие посреди церкви в доме Онисифоровом, некая дева Фекла, дочь Феоклии, обрученная мужу Фамириду, сидела у ближнего окна дома своего и слушала день и ночь слово Божие, через Павла возвещаемое, и о чистоте, и о вере».
Здесь важно отметить статус девушки. Она обручена жениху. В античном мире вопрос вступления девушки в брак традиционно относился к ведению ее отца.
И вдруг уже сосватанная невеста отказывается вступать в брак.
А у нее мог быть реальный выбор?
Ситуация настолько необычная, что начинают плакать все
«плачем великим: Фамирид — о невесте сетуя утраченной, Феоклия же — о дочери, рабыни же — о молодой своей госпоже; и было в доме смущение скорбное».
Про Павла в это время говорят, что он внушал юношам и девушкам,
«чтобы они браков не творили, но в девстве пребывали… что-де нет вам иного воскресения, если не пребудете чистыми, соблюдая плоть свою от осквернения».
Эта фраза сближает апокриф с Апокалипсисом Иоанна, где также прославлены девственники, не осквернившиеся с женами (Откр 14.4).
Даже на суде Павла обвиняют не в противлении власти кесаря, а в пропаганде против традиционных семейных ценностей:
— Проконсул! Не ведаем, откуда явился человечишка сей, что воспрещает девам в брак вступать.
И возвысил Павел голос свой, говоря:
— Если должно мне ныне дать ответ, чему учу, слушай, проконсул. Бог живой послал меня исторгнуть сих из тления, и нечистоты, и всякого сладострастия, и смерти, да не погрешают более… Итак, если учу тому, что открыто Богом моим, в чем вина моя, о проконсул?
Итак, согласно апокрифу Павел настроил очень многих женщин против интимных отношений с мужьями. Павел согласился с таким обвинением.
Интересно, что, как и в канонических евангелиях, в тексте апокрифа правитель представлен как симпатизирующий христианству и лично апостолу. Часто такие попытки «оправдания» римской власти в канонических и апокрифических текстах коррелировали с обвинениями иудейской религиозной элиты в отвержении Мессии и организации гонений на христиан.
Итак, «игемон не без приятности внимал Павлу», а когда нагую Феклу повели на сожжение, «заплакал игемон и подивился сущей в ней силе».
Интересно, что автор апокрифа часто акцентирует внимание читателя на стремление Феклы быть рядом, видеть и слышать апостола:
«и взирала на Павла», «Павла призывала и горестно вопияла», «затосковала о Павле и принялась искать его».
Она даже к Богу обращаясь, фокусируя свое внимание на Павле:
«Благословляю Тебя, ибо избавил Ты меня, дабы увидеть мне Павла».
О чем говорит такая сильная эмоциональная привязанность? Автор намеренно указывает на неё.
В канонических Деяниях апостолов приведены примеры, когда уверовавшие прозелиты и язычники сразу принимали водное крещение. Но в апокрифе Павел откладывает крещение Феклы и просит ее потерпеть. Для чего? В итоге Фекла крестит сама себя, что канонически недопустимо.
«И вверглась она в воду, рекши:
— Во имя Иисуса Христа, крещусь в последний мой день!»
Следующее место апокрифа также выглядит весьма странным:
«некий наместник Сирии, по имени Александр, при виде Феклы воспылал к ней страстию и тщился ульстить Павла деньгами и дарами».
Наместник Сирии? Вы представляете, чтобы Пилат пытался подкупить апостолов ради какой-то девушки? Вспомним про действия царя Давида, когда тот воспылал страстью к чужой жене (при этом Фекла — незамужняя девушка).
«Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею» (2 Цар.11:2-4).
А теперь попытаемся представить себе ситуацию в римской империи I века: наместник Сирии полюбил незамужнюю девушку, получил от нее отказ, пытался подкупить ее духовника, а затем сделал донос игемону-проконсулу.
Далее сюжет напоминает мыльную оперу или представление в театре. Игемон осуждает Феклу на казнь, а
«жены градские восскорбели о приговоре том и вопияли перед судилищем:
— Дурной суд! Неправедный суд!».
Женщины протестуют против решения проконсула! Это невозможная ситуация. Более того, по время исполнения приговора кричат не только женщины, но и их маленькие дети:
«жены со чадами их вопияли к небу, повторяя:
— О Боже, суд неправедный творится во граде нашем!»
Но этого мало. В ход событий вмешивается богатая женщина «рода царского, именем Трифена, у которой перед тем умерла дочь ее».
Когда звери не прикоснулись к Фекле,
«скорбела Трифена, что завтра снова предстоит ей бороться со зверями, и ласкалась к ней горячо, словно бы к дочери своей».
Экспрессия в апокрифе достигает апогея.
«Жены же голосили:
— Да погибнет город наш за беззаконие сие! Казни всех нас, проконсул! Горькое зрелище! Кривой суд!»
«И толпа жен возопияла громко… И возопияли жены громче прежнего…. Возопияли жены и принялись кидать кто листья, кто нард, так что благовоний было премного».
Но криков мало. Нужны обморочные состояния.
«Меж тем Трифена так и упала без чувств, и воскликнули служанки ее:
— Умерла царица Трифена!»
Пройдя все испытания, Фекла, все-таки осталась живой и невредимой.
«И воскликнули жены все гласом великим, и словно бы едиными устами воздали хвалу Богу, говоря:
— Един Бог, Который спас Феклу!
И сотрясся от гласа ликования их весь город».
Апостол Павел направил Феклу проповедовать о Христе. Фекла в доме Трифены
возвещала слово Божие, и уверовали служанки многие; и была в доме том великая радость.
Подведем итоги
В апокрифических «Деяниях Павла и Феклы» отражены антибрачные тенденции некоторых христианских течений конца I и начала II века. По всей видимости, автор 1-го послания к Тимофею (ап. Павел к тому времени давно умер) замечал такой перекос и пытался этому противостоять от лица апостола:
«Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; ибо некоторые уже совратились вслед сатаны» (1Тим.5:14-15).
В 4-й главе этого послания «запрещающих вступать в брак» автор называет лжецами и отступниками от веры.
Невозможно не согласиться с исследователями, что эти апокрифические «Деяния» обращены к женщинам и к юношеской аудитории.
Непонятно только, как Церковь такое чтиво восприняла в качестве надежного источника…
И правда, удивительно эмоционально динамичный сюжет. Небывалые вещи!) Так интересно читать, спасибо большое Вам!
Благодарю за добрые слова