Рассказы о Воскресении Христа

«Если историк (или кто-либо другой) верит в реальность воскресения, то лишь благодаря собственным религиозным убеждениям, а не историческим исследованиям. Я должен также подчеркнуть, что люди неверующие (вроде меня) не могут и опровергнуть факт воскресения на чисто исторических основаниях. Потому, что вера в воскресение Иисуса (или ее отсутствие) – предмет религиозного убеждения, а не исторического познания» (Эрман Барт. Как Иисус стал богом. — М.: Эксмо, 2016. С. 211).

Исходя из этого, я просто перечислю вопросы, которые возникают у меня при чтении пасхальных повествований.

  1. «Иисус возопив громким голосом, испустил дух… и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф 27:50,52-53). Зачем воскресшие святые оставались несколько дней в своих склепах? Что они там делали? Лазарю Христос повелел выйти из гробницы сразу после того, как ожил.
  2. В легенде о страже у гробницы (Мф 27,62–66; 28,11–15) весьма странным выглядит обещание первосвященников выгородить солдат перед Пилатом.

    Зачем воинам предложили деньги?

    По законам Римской империи им грозила только смерть:

    «Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их» (Деян.12:19).

  3. Евангелие от Марка не содержит рассказов о явлении Воскресшего, а мироносицы никому ничего не сказали. В оригинальной рукописи Евангелие оканчивается 8-м стихом 16-й главы:

    «И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись».

Именно так оно и заканчивается. Иисус действительно воскресает… Но так как ученики не понимали Иисуса еще при жизни, они не способны понять и после Его смерти. Согласно этому повествованию, они так и не узнают, что Он восстал из мертвых… Он совсем не тот Мессия, которого ожидали знакомые с Писанием иудеи. Он страдающий Мессия, и цель его жизни заключается в смерти, принесшей спасение как  для иудеев, так и для язычников.

Новая концовка Евангелия от Марка отсутствует в ранних рукописях Марка. Её стиль и лексикон не согласуются со всем остальным Евангелием (Барт Эрман. Библия. Историческое и литературное введение в Священное Писание. — М., 2015. С. 386-387).

  1. В трех евангелиях Воскресший посылает учеников в Галилею (Мф. 28:7), там им является (Мф. 28:17–20), но в евангелии от Луки Он строго им это запрещает: «вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лук.24:49). Вместо того, чтобы идти в Галилею, они «возвратились в Иерусалим и пребывали всегда в храме» (Лук.24:52,53).

    Галилея или Иерусалим?

  2. В древнейшем перечне явлений Воскресшего Христа у ап. Павла нет упоминаний о пустой гробнице и мироносицах (1Кор.15:5-8).

То обстоятельство, что Матфей не только умалчивает о явлении Петру, но, сверх того, еще и вычеркивает слова

καΐ τώ Πέτρώ [и Петру] (Мк 16.7),

говорит о какой‑то странной неуверенности.

С явлением «более 500 братьям в одно время» (1 Кор 15,6) связана следующая проблема: оно отсутствует во всех без исключения пасхальных рассказах, хотя в перечне явлений 1 Кор 15,5–8 стоит на третьем месте. Могло ли столь сенсационное событие, при сотнях еще живых его свидетелей, не оставить никакого следа в источниках?

  1. «Явился Кифе, потом двенадцати» (1Кор.15:5). Воскресший Христос явился Иуде?
  2. Епископ Кассиан (Безобразов) признаёт, что

    «согласование евангельских повествований о Воскресении (Мф. 28, Мк. 16, Лк. 24, Ин. 20-21) сопряжено с исключительными трудностями. Надо открыто признать, что сведение воедино четырех евангельских свидетельств о Воскресении представляет собою задачу неразрешимую… невозможность исторического согласования евангельских повествований о Воскресении должна быть понимаема, как свидетельство о том, что тайна воскресения превышает человеческое разумение и не может быть выражена человеческим словом» (Христос и первое христианское поколение).

Кто первым пришел к гробнице? Одна Мария Магдалина (Иоанн)? Или Мария Магдалина с другой Марией (Матфей)? Или Мария Магдалина с Марией Иаковлевой и Саломией (Марк)? Или обе Марии с Иоанной и несколькими другими женщинами (Лука)? Был ли камень уже отодвинут в сторону, когда они пришли к гробнице (Марк, Лука и Иоанн)? Или же, по всей вероятности, нет (Матфей)? Кого они там увидели? Ангела (Матфей), юношу (Марк) или двух мужей (Лука)? Отправились ли они немедленно к ученикам, чтобы сообщить им об увиденном (Иоанн) или нет (Матфей, Марк и Лука)? Что приказали сделать женщинам личности (или личность), встреченные ими у гробницы? Передать ученикам, что они увидят Иисуса в Галилее (Матфей и Марк) или же чтобы они вспомнили, что сказал им Иисус, когда он был еще в Галилее (Лука)? Передали ли женщины эти слова ученикам (Матфей и Лука) или нет (Марк)? Видели ли ученики Иисуса (Матфей, Лука и Иоанн) или нет (Марк)? (Эрман Барт. Как Иисус стал богом. — М.: Эксмо, 2016. С. 198).

Прикасалась Мария Магдалина к ногам Спасителя (Матфей) или нет (Иоанн)?

  1. Из евангелия от Луки можно вывести, что Господь вознесся на вторые сутки по Воскресении.
  2. В каждом евангелии сказано, что ученики не узнают Воскресшего Христа:

МАТФЕЙ: «увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились» (Матф.28:17). Почему же они усомнились, если Иисус находился прямо перед ними?

МАРК: «И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись» (Мар.16:8)

Иная концовка МАРКА: «После сего явился в ином образе двум из них на дороге» (Мар.16:12). В ином образе?

ЛУКА: «И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его» (Лук.24:15-16)

«Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них… Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лк 24:36-37)

ИОАНН: «Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус» (Иоан.20:14)

«А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус» (Иоан.21:4).

«Апостолам явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян.1:3).

Многими доказательствами? Сколько же всего доказательств было нужно? И неужели потребовалось целых сорок дней, чтобы их убедить?

  1. На глазах у учеников Христос ест печеную рыбу, которую они подают по Его просьбе (Лук.24:42). Иеремиас пишет, что

    «в одном из вариантов Лк 24,42 ученики подают Воскресшему вместе с рыбой кусок меда в пчелиных сотах, а Воскресший возвращает остаток — очевидно, для того, чтобы ученики имели в своих руках непосредственное доказательство в виде отпечатка его зубов на сотах».

Этот рассказ отражает реальные события или позднейшую борьбу Церкви с докетизмом?

Почему тогда ап. Павел утверждает, что воскресшие тела людей не будут иметь органов пищеварения?

«Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое» (1Кор.6:13).

Если по Павлу «сеется тело душевное, восстает тело духовное» (15:42–44), тогда что подтверждает поедание рыбы и меда? Если «плоть и кровь Царства Божия наследовать не могут» (1 Кор 15:50), для чего Христос доказывает ученикам, что «дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лук.24:39)? Павел верил, что у Воскресшего Христа «духовное Тело» или же это ожившая «плоть и кровь»?

  1. В ранних слоях пасхального предания утверждается, что Иисус воскрешен Богом (Рим.4:24, 1Кор.6:14, 1Фесс.1:10, Гал.1:1, Деян.13:30), что Его воскрешение оправдало Иисуса перед властями мира сего, которые Его неправедно осудили и убили. Именно в момент воскрешения Иисус был «соделан Господом» (Деян 2:36), Начальником (ἀρχηγὸν) и Спасителем (Деян 5:30–31). В последнем евангелии от Иоанна (95 г. н.э.) Христос утверждает, что воскресит Сам Себя (Иоан.10:17,18).
  1. Почему в ранних и оригинальных посланиях Павла воскрешение верующих мыслится в будущем (1Фес.4:14,16, 1Кор.6:14, 2Кор.4:14, Фил.3:10,11), а в поздних посланиях (спорных) оно будто бы уже произошло (Еф.2:6, Кол.2:12; 3:1)?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 2
  1. Антон

    Любопытно так же что факт явления Иисуса только единомышленникам был замечен еще Цельсом и он открыло уязвлял этим Оригена, тот в ответ «слил беседу» сказав, что «есть вещи в которых должно быть таинство» против цельса 2.67

  2. Столяров Николай

    Так, а кроме Эрмана, вы что-нибудь читали? :mrgreen: :cry:

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: