12 октября 2023 г. глава Донской митрополии изрек своё, так сказать, сугубо личное мнение об искушении. Ну, что ж… Владыка Венерий — большой знаток искушений.
Рассуждая об “искушении”, митрополит Меркурий зачем-то цитирует Википедию. Видимо, для него этот источник слаще воды живой.
Вдруг ростовский деспот заявляет:
“Бог, конечно, не может Сам искушать, постольку поскольку Он есть абсолютное добро, но в силу жизни человеческой Он может позволить лукавому демону искушать человека, соблазнять его”.
в силу жизни человеческой?
Полагаю, митрополиту в голову не приходит, что Бог может быть причиной “внешнего повода, провокации, имеющей целью сподвигнуть человека на грех”.
Из всех библейских текстов ему приходит на память совет апостола Иакова:
“В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого” (Иак 1.13).
Проблема в том, что Библия — это очень большая книга, точнее, это целая библиотека книг совершенно разных авторов, имеющих порой противоположные воззрения на Бога и людей.
Перейдем к примерам.
«Не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа» (Втор 13. 3).
Это странная заповедь, ведь возникает впечатление что Яхве чего-то не знает и поэтому искушает сынов Израилевых.
И ещё слова из Второзакония:
«помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его или нет» (Втор 8. 2).
Или нет? Яхве 40 лет смирял израильтян, чтобы кое-что выяснить: а вдруг они не будут соблюдать его приказы?
“Бог, конечно, не может Сам искушать”?
Еще как может. Вот и псалмопевец сам этого просит:
«Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое» (Пс 25. 2-3).
Испытывая веру Авраама (Быт 22. 1-18), Бог повелевает ему принести в жертву сына:
«Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение» (Быт 22. 2).
В этом контексте прямо сказано, что “Бог искушал Авраама” (Быт 22.1). Вы скажете, что этот ветхозаветный текстов воспринимается христианами через призму новозаветного Откровения. Пусть так!
Автор послания к Евреям поясняет нам, что
“верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака” (Евр 11.17).
Так что, искушение может исходить непосредственно от Бога.
Бог испытывает верность Авраама, поэтому, когда тот выдерживает испытание, говорит ему:
«…теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт 22.12).
Стороннику светского гуманизма трудно понять, зачем Яхве понадобился этот юноша.
Что значит “не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня»?
Готовность принести сына в жертву божеству многие сейчас назовут изуверством и уголовным преступлением. Так что я полагаю, что в данном случае проверка Авраама (если она вообще имела место в истории) толкала его не к вершинам нравственного совершенствования, а к расчеловеченью.
И совершенно напрасно некоторые заметят, что Яхве своего сына так же направил на мучительную смерть.
“Ошибки надо не признавать, их надо смывать кровью!”
В фильме Леонида Гайдая эта фраза выглядит как черный юмор, но в христианском учении догмат об Искуплении грехов кровью Иисуса граничит с кровожадностью и садизмом маньяка. Ведь ранние христиане решили, что прощения грехов недостаточно. Обязательно должен умереть праведник.
А кому это нужно? Богу?
Вторая проблема, о которой мало думал и/или читал митрополит Меркурий:
Бог действительно может «вводить в соблазн».
Посмотрим на разночтение 1 Пар 21.1:
«Сатана напал на Израиль и стал подстрекать Давида устроить в Израиле перепись. Этот приказ царя — мерзость. Богу была ненавистна перепись, и Он навел беду на Израиль».
Здесь автор Хроник приписывает сатане то, что в тексте 2 Цар 24.1 делает Яхве:
«Снова разгневался Господь на израильтян и стал подстрекать Давида действовать против них. Он дал такое повеление Давиду: «Иди, пересчитай Израиль и Иуду!»
Еще один подобный пример:
“Я видел Господа: Он восседал на престоле, и все небесное воинство стояло рядом с Ним. Господь спросил: „Кто одурачит Ахава, чтобы он пошел в поход и пал в Рамоте Галаадcком?” Каждый предлагал свое. Выступил вперед некий дух, предстал пред Господом и сказал: „Я его одурачу!”Господь спросил: „Как?” Тот ответил: „Я пойду и стану лживым духом в устах всех его пророков”. И Господь промолвил: „Да, тебе удастся одурачить его. Иди, делай, как сказал” (3 Цар 22.19-22).
Подведем итоги
В Библии не только много книг, но и много идей. Здесь представлено новозаветное мнение, будто Бог никого не искушает. Однако представления библейских авторов исторически эволюционировали: в Ветхом Завете Сам Яхве искушает людей, а не могущественный Сатана (тогда он рассматривался как полностью подконтрольный, но противящийся Богу ангел).
P.S.
“И если человек выдерживает это, значит, он выдержал это испытание”.
Возможно, в этом нагромождении “избыточной избыточности” смыслов собеседник митрополита обрел высшую мудрость, но как по мне — это плеоназм и тавтология.
Думаю что Митрополит бы завалил тест на знание Библии ,который дают детям в воскресной школе))