Вопросы к рассказу о мученичестве Веры, Надежды и Любви

С эпохой имп. Адриана церковное предание связывает мученичество Веры, Надежды, Любови и их матери Софии в Риме (память 30 сентября нового стиля).

К содержанию Жития этих святых возникает множество вопросов. Обозначим некоторые их них.

  1. Почему у девочек христианские имена? Их отец тоже был христианином?  Если житие повествует о жестоких гонениях на христиан, почему София не побоялась нарекать девочек христианскими именами? Или, всё же, гонения были не такими сильными и повсеместными, как это представлено в рассказах про мучеников?
  2. Почему в Житии сказано, что именно мать нарекла имена всем девочкам, хотя в Древнем Риме абсолютной властью над детьми обладал их отец?
  3. Почему перед судом императора предстают дети, а не их мать? Римские женщины могли предстать перед судом. Но о чем мог говорить римский судья или даже сам император с 9-летним ребенком? В первую очередь отвечать за детей должна была их мать-вдова. На ней в Древнем Риме лежала обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми.
  4. Зачем император угрожает детям, если они недееспособны и вся проблема лишь в неправильном воспитании? В «Институциях» Гая указывается, что такой власти над детьми, как у римлян, нет почти ни у каких других народов. Он отмечает это как «особенность (исключительное достояние) римских граждан» (Гай, 1.55). Даже если с точки зрения императора дети верили неправильно, то наказывать нужно было их мать. А ещё император мог отдать девочек на воспитание иным людям. Этот сюжет чем-то напоминает рассказы о пионерах-героях, которые смолоду «правильно» мыслили и были способны на подвиги вопреки влиянию взрослых людей. Это форма пропаганды определенной идеологии, а не истории про живых людей.
  5. Почему Софию не пытали и не казнили, учитывая, что она была христианкой? Зачем её отпустили живой и невредимой, если императору было очевидно, что она неправильно воспитала своих детей? Она ведь могла не умереть на могиле своих девочек, а родить или усыновить иных детей и воспитать из них новых христиан.
  6. Как император Адриан относился к христианам? Был ли он идейным гонителем? В Житии мучениц он представлен садистом и ненавистником детей.

Храпов А.В. в своей статье «Гонения на христиан в римской империи» (Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 12. С. 50-69) прямо указывает, что при имп. Адриане (117-138) был издан рескрипт, в котором отношение к христианству было близко к терпимости.

Речь идет о наставлении проконсула провинции Асия Миниция Фундана о характере действий в отношении христиан. Незадолго до этого бывший правитель той же провинции Лициний Граниан обратился к императору с письмом, в котором отмечал, что

«несправедливо без всякого обвинения, только в угоду орущей толпе, без суда казнить» христиан (Euseb. Hist. eccl. IV 8. 6).

В ответ Адриан предписывал:

«Если жители провинции могут подтвердить свое обвинение против христиан и отвечать перед судом, то пусть этим путем и действуют, но не требованиями и воплями. Весьма приличествует в случае обвинения произвести расследование. Если кто может доказать свое обвинение, а именно — что они [христиане] поступают противозаконно, тогда в соответствии с преступлением установи наказание. Если кто сделал из доносов занятие, положи предел этому безобразию» (Euseb. Hist. eccl. IV 9. 2-3).

Таким образом, новый рескрипт Адриана подтверждал норму, установленную его предшественником: анонимные доносы запрещены, судебное разбирательство против христиан возбуждалось только при наличии обвинителя. В силу такого обстоятельства христиане приобрели некоторую защиту, т. к., если вина ответчика оказывалась недоказанной, обвинителя как клеветника ждала суровая участь.  

Многим христианам II в. казалось, что рескрипт Адриана предоставлял им защиту. Вероятно, так его понимал мч. Иустин Философ, приводя текст документа в 1-й апологии (Гл. 68). Как о благосклонном к христианам упоминает о рескрипте Мелитон Сардский (ap. Euseb. Hist. eccl. IV 26. 10). 

Подведем итоги

Описание суда и мучений Веры, Надежды, Любови и их матери Софии в Риме представляется в высшей степени невероятным в контексте римского законодательства, а также исторических данных о политике имп. Адриана в отношении христиан. 

Легенда о мучениях девочек и их матери, скорее всего, является проекцией рассказа 7-й главы 2-й книги Маккавейской, где описывается казнь семи мучеников Маккавеев и смерть их матери Соломонии (отметим, что «после сыновей скончалась и мать») с важным отличием: невиданным мужеством и стойкостью в христианской среде обладают не только юноши, но даже совсем молодые девочки.

 

Нужно отметить и признак антисемейных ценностей в этом Житии. Представьте себе, что «София похоронила дочерей на высоком холме, плача от радости».

Таково назначение рассмотренного жития. К реальной истории оно, похоже, не имеет никакого отношения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 2
  1. Фыва

    По 1)- да, имена мчц. подтверждают терпимое отношение Адриана и выходит житие имеет истор. основу. Хотя, сомнительно что язычники были в курсе существования Кор:13гл., чтоб по этим именам прямо определить религию. писатель жития мог о жестокости гонения преувеличить, это не исключает местных эксцессов.
    2) как версия, это мб были их имена в крещении, а оно состоялось после смерти отца

  2. Любовь

    Спасибо за статью.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: