Возможно ли заражение через святыню

Пандемия нового коронавируса буквально раскрыла «ящик Пандоры». Вдруг священники и миряне начали ожесточенно обсуждать возможность передачи инфекции через Святые Дары. Для многих сама постановка такого вопроса стала поводом исповедать свою искреннюю веру и преданность Господу, а заодно заклеймить как кощунников и неверующих тех, кто мыслит иначе.

Известные и авторитетные священнослужители в один голос стали цитировать слова преп. Ефрема Сирина, что «Тайны Христовы – бессмертный огонь» (Против исследователей естества Сына Божия).  Соответственно, дескать, «через огонь нельзя передать заразу, через причащение из одной Чаши, в которой находятся Святые Огнеподобные Тайны, невозможно заразиться никакой болезнью. В огне не могут сохраняться возбудители болезней, а все подобные страхи нужно расценивать как маловерие и в них каяться» (Пантелеимон (Шатов), еп. О причастии заразных больных одной лжицей) .

Хотелось бы уточнить, как долго этому Церковь учит? Это учение содержится в Священном Писании? В каноническом корпусе? В творениях великих святых отцов? 

Попробуем в этом разобраться.

1. Может ли Таинство нести вред духовно неподготовленному человеку?

Начнем с ветхозаветных книг. Как прикосновение к Ковчегу Господню влияло на людей? 

«И собрали к себе всех владетелей Филистимских, и сказали: что нам делать с ковчегом Бога Израилева? И отправили ковчег Бога Израилева в Геф. После того, как отправили его, была рука Господа на городе — ужас весьма великий, и поразил Господь жителей города от малого до большого, и показались на них наросты… И те, которые не умерли, поражены были наростами, так что вопль города восходил до небес» (1 Царств 5:8-12).

Мы не знаем, что это были за «наросты» в биологическом плане, но отметим, что Господь поразил всех мужчин, от мала до велика, хотя решение о принесении Ковчега принимали филистимские правители. Иными словами, здесь трудно найти идею личного воздаяния за неверное отношение со святыней. 

В Новом Завете ап. Павел описывает внешне схожую ситуацию: после Причащения многие христиане «немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:29,30). Конечно, здесь идет речь не про вирусы и бактерии, но нам важен сам тезис, что от Таинства причащения нельзя ожидать «исцеления души и тела» в каждом первом случае, ведь причастие «опаляет недостойныя», а в Иуду Искариота в результате «вошел сатана» (Ин.13:27). 

В настоящее время люди применяют магический подход не только по отношению Евхаристии, но и ко всем Таинствам, когда кажется, что само по себе участие взрослого человека в Таинстве принесет ему Благо, независимо от степени его духовной восприимчивости к благодати Божьей, состояния воли и понимания происходящего. Однако мы знаем, что в любом Таинстве благодать Божия или просвещает душу человека, или же опаляет, если тот не готов её принять. 

В христианском богообщении нет механицизма. Здесь не найти той древней, как первородный грех, ложной языческой посылки: если я совершил Таинство, то оно должно «сработать», и Господь, в ответ на мои действия, просто обязан дать мне то-то и то-то. В Церкви Христовой нет места магизму – как принуждению Божества .

Потакание магическому подходу к Таинствам может привести к духовной катастрофе: 

— когда духовный отец будет на Исповеди произносить: «прощаю и разрешаю», а Господь скажет: «а Я осуждаю» (Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению); 

— когда человек перед Крещением «не приготовил себя к добродетелям», для него «не мал страх, как бы лекарство не стало язвою» (Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии) , а «вода останется водою» (Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово, гл. 40).  Если ты лицемеришь, то люди крестят тебя ныне, а Дух не крестит тебя» (Кирилл Иерусалимский. Поучение огласительное 17, 35-36).

Итак, участие в Таинстве неподготовленного человека может принести ему вред или даже стать причиной болезни и смерти.

2. Вещество Таинства не подвержено порче и влиянию болезнетворных агентов?

Очень сложно дать ответ на этот вопрос на основании Писания и святых отцов. Ведь в древности ничего не знали о существовании вирусов и микробов.

Но уже в ветхозаветных текстах сказано о «язве проказы на доме» (Лев.14:34). В отличие от вирусов, эту «нечистоту» можно было легко идентифицировать визуально: «осмотрев язву, увидит, что язва на стенах дома состоит из зеленоватых или красноватых ямин, которые окажутся углубленными в стене» (Лев.14:37). Эта «язва» распространялась по стенам дома (Лев.14:39) и «цвела на доме» (Лев.14:43).

Православные христиане знают, что при ненадлежащем хранении просфоры на ней появляется плесень, после чего такую поврежденную просфору приходится сжигать в чистом месте или опускать в реку.

Что касается Таинства причащения, любой священнослужитель подтвердит, что Агнец для Литургии Преждеосвященных Даров очень часто сыреет и покрывается плесенью — невидимыми нитями мицелия плесневых грибов (поэтому удалять участки с плесенью бесполезно). 

Ученые утверждают, что наряду с видимой плесенью там могут поселиться до сотни видов плесневых грибов, которые выделяют ядовитые вещества — микотоксины, которые могут вызвать острое отравление, а в долгосрочном плане могут оказывать канцерогенное действие.

Как же этот факт из церковной практики согласовать с тезисом о том, что Св. Дары это «огонь», который опаляет любые возбудители болезней?

Кроме плесени мы знаем о фактах попадания в Св. Чашу насекомых, например, мухи, паука или чего-то ядовитого (отчего и появился обычай отгонять от Потира насекомых с помощью рипид). 

Кстати, про яд. В Истории Церкви был чудовищный случай убийства через причащение: «До царя дошла весть, что могущественный государь того времени, грузинский царь Давид, состоявший в особенном договорном отношении к Византии, погиб насильственной смертью, и притом при исключительно редких обстоятельствах. Ему была поднесена отрава архиепископом Иларионом в св. причастии, причинившая Давиду мучительную смерть в Пасху тысячного года» (Успенский Ф.И. История Византийской империи. — М., 1997, Т. 2. С. 433).

В «Известии учительном» говорится о случае, когда во время причащения священник обнаружит «негодность» Агнца. Священнику предписано произвести заново освящение Агнца из иной просфоры. Там описан случай, когда Св. Дары «растлеются, т.е. хлеб заплесневеет и вино станет кислым, так что станут непригодными к потреблению».

В «Известии» упоминается и такой вариант, когда священнику бывает страшно и омерзительно поглощать вместе с Кровью из Чаши насекомое. В таком случае его надлежит извлечь из Потира и сжечь. При этом насекомое необходимо предварительно омыть вином, которое впоследствии не потребляет диакон, но выливается в реку (заметим, что это вино смешалось со Св. Кровью).

В древности существовало еретическое учение, согласно которому «тело Христа от самого момента соединения совершенно нетленно и божественно и что Он имеет одно свойство – божественное и бесстрастное». Преподобный Анастасий в диспуте с гайанитом пытался вывести его из заблуждения или, по крайней мере, отстоять православное учение. Участвующий в диалоге еретик утверждал так: «мы истинно вкушаем само Тело и Кровь Христа Сына Божия». На это преподобный предложил Святое Тело и Кровь Господню положить в сосуд для того, чтобы посмотреть, не испортиться ли оно. И, исходя из результатов, понять, кто прав, а кто нет. «Если оно не изменится и не испортится, — говорит преподобный, — то станет очевидно, что вы справедливо проповедуете, что Христос от самого момента соединения существуют совершенно в нетленности» (Анастасий Синаит, преп. Путеводитель. XXIII).

Таким образом, для преп. Анастасия было очевидно, что Св. Дары могут испортиться, и этот факт он использовал в полемике с монофизитами (афтартодокетами).

3. Пьянеет ли священнослужитель после потребления Св. Даров?

В 2012 году Святейший Патриарх Кирилл запретил священнослужителям после потребления Святых Даров садиться за руль автомобиля. По словам патриарха, обязанность доставить священника домой ложится на тот приход, в котором служит клирик.

Вслед за Патриархом Кириллом этот вопрос поднял и Управляющий делами Московской патриархии, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий. По его словам имеются случаи, когда священники садятся за руль в нетрезвом виде — «как они говорят, после потребления Святых Даров». «Естественные свойства вина в причастии не меняются, поэтому все негативное влияние, что оказывает алкоголь на организм человека, имеется и в этом случае. Для общества священник за рулем после потребления причастия является таким же пьяным, что и человек после употребления обычного спиртного. Некоторые священники пытаются этим обстоятельством как якобы смягчающим вину прикрываться, выставляя на поругания святое Таинство Церкви», — сказал иерарх . 

Таким образом, священноначалие РПЦ признает «негативное влияние» алкоголя в причастии на христианина.  

4. В настоящих условиях медики выявляют особую реакцию людей на глютен (около 1% населения) и на алкоголь

В первом случае можно говорить о целиакии (глютеновая энтеропатия) — генетически обусловленное хроническое  заболевание, связанное с непереносимостью белка некоторых злаковых культур (пшеницы, ячменя, ржи), называемого глютеном (клейковиной). У больных целиакией глютен вызывает иммунную реакцию в тонком кишечнике, что со временем приводит к воспалению. Человек с таким диагнозом не может причащаться из общей Чаши даже одной Кровью, поскольку даже микроскопическая частица глютена, попавшая в лжицу, представляет для него огромную опасность. В быту врачи требуют, чтобы безглютеновые продукты даже готовились в отдельной посуде, где никогда, например, не варились обычные макароны . Никакого лечения целиакии не существует кроме пожизненного соблюдения безглютеновой диеты.

Впервые причащаться из отдельной Чаши без частиц Тела Христова взрослых и детей с диагнозом «целиакия» смогли в Москве в Домовом храме святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова в 2015 году .

Что касается алкоголя, то чаще всего вызывает аллергии красное вино. Аллергическая реакция может быть спровоцирована одним из ингредиентов, входящих в состав спиртного напитка, или используемым сырьем. Аллергия на алкоголь может быть вызвана даже плесенью, которая образуется на пробке винной бутылки.

5. Может ли вещество Таинства уничтожить новый коронавирус?

Профессор МДА А.И.Осипов в очередной раз обнаруживает поразительное невежество в научной сфере. Он заявляет, что «причастие это же вино… И оно, если хотите, служит тем элементом, который дезинфицирует. Так что можете не беспокоиться». 

Здесь перепутаны две вещи: 1) если обрабатывать руки дезинфицирующим средством, содержащим 60-95% спирта, то это уничтожит вирус на поверхности рук  и 2) употребление алкоголя не поможет предотвратить заражение коронавирусом COVID-2019.

6. Священнослужители утверждают, что никогда не заражались после потребления Св. Даров

«Ни разу я не слышал, никогда, чтобы произошло какое-то заражение от причащения» (А.И.Осипов).

В данном случае мы сталкиваемся с так называемой «Систематической ошибкой выжившего», когда берутся данные от выжившего, а не от тех, кто не выжил. Священники регулярно умирают от различных инфекций, многие из них страдают от хронических заболеваний. Так что заявление известных священников, что они 10-15 лет потребляли Св. Дары и не заразились, можно рассматривать как частный случай (скорее всего, у этих священников иммунная система неплохо работает). К сожалению, такие безответственные заявления могут привести к гибели реальных людей.

В качестве примера вспомним, что туберкулезная палочка попадает в организм человека разными путями в течение жизни, и она там может сохраняться в латентном («спящем) состоянии, не причиняя никакого вреда. И никто в итоге не поймет, где именно человек заразился туберкулезом (мне известно, что от этого недуга страдают алтарники, прихожане и даже члены священнических семей). 

Это также касается стафилококка и вируса герпеса. Заразившись однажды, человек становиться носителем и источником герпеса на всю жизнь.

Иными словами, почти невозможно определить, кто из священников мог заразиться в алтаре и стал обычным носителем «заразы», а кто из них всё-таки заболел и впоследствии умер.

7. Где граница чудесной «обеззараживающей силы» Таинств?

Если Св. Дары якобы уничтожают возбудителей любых болезней, то где прекращается действие этой чудесной силы? Может ли человек заразиться собственно через лжицу или потир? А если речь идет о плате (платке), который используется при причащении? А вдруг человек чихает возле Св. Чаши? Может ли рядом стоящий человек заразиться?

На это митрополит Иларион (Алфеев) отвечает так: «Мы не сомневаемся в том, что в Святых Тайнах присутствует Сам Бог, но Святые Тайны преподаются верующим в сосудах, которые не защищены полностью от того, чтобы через них могло передаться какое-то заражение. Именно поэтому принимаются меры по дезинфекции священных сосудов, принимаются особые меры предосторожности при причащении Святых Христовых Таин». О подобной практике упоминал преподобный Никодим Святогорец. Для причащения больных чумой использовали отдельную Чашу. Этот сосуд вместе с лжицей после их использования омывали уксусом, а уксус выливали в алтарный колодец.

А что сказать про иные Таинства и обряды?

Во время Крещения священник несколько раз прикасается к крещаемому человеку. Возлагает руку, помазывает маслом и миром, погружает в воду, омывает миро и постригает волосы. Постоянный контакт с христианином (а также со всеми соучастниками) бывает и при совершении Таинства Соборования, когда одной кисточкой священник может помазать сотни человек, да еще и семь раз подряд. Подобное мы видим и на полиелее при помазании прихожан маслом.

 8. Агиасма и святая вода

Православные верят, что освящение воды на праздник Крещения Господня — это великое чудо и по значимости сопоставляют этот чин с иными таинствами Церкви.

При этом существует миф, будто крещенская вода не портится. В Типиконе сказано: «и знамение бывает явственное, не растлевающуся вод оных естеству долготою времене».

Однако существуют факты, противоречащие такому утверждению о способности крещенской воды противостоять разрушительным влияниям «заразы».

Например, в 2008 году в Иркутске люди отравились святой водой, загрязненной стоками и омывающей могильники. Тогда за медицинской помощью обратились 269 человек, из них 60% — дети. Госпитализированы 125 заболевших. Эпидемиологическое расследование установило, что причиной массового отравления стала вода из источников возле храма и из водно-болотного комплекса в округе Иркутска. Анализ проб воды в источниках и проруби подтвердил, что она не соответствует гигиеническим нормам. В одной из двенадцати отобранных проб выявлен антиген ротавируса. Лабораторные анализы выявили наличие ротавирусной кишечной инфекции у 18 заболевших Кроме того, в воде зафиксировано двойное превышение содержания хлоридов и азотной группы, что указывает на фекальное загрязнение воды .

О чем говорит этот случай? Большинство людей приносят в храм для освящения чистую воду, которая впоследствии может, как говорится, зацвести.  Но в воде может присутствовать множество вредных для человека примесей. Чаще всего это хлор, пестициды, нитраты, органические соединения, бактерии, а также тяжелые металлы. В описанном случае был ротавирус. Во время освящения воды её физические свойства не меняются, примеси, микробы и вирусы при этом не уничтожаются. 

9. Иконы и микробы

Стремление православных христиан поцеловать в храме каждую святыню (иконы, распятие, св. мощи и живых прихожан) не нуждается в описании. Ещё в VII веке Анастасий Синаит писал о таком обычае: «войдя в церковь, перецелует все иконы».

Но икона это окно в небесный мир, а не сгусток небесно-огненной энергии, который отгоняет мух и «заразу». Недаром принято протирать поверхность икон одеколоном и иными дезинфицирующими средствами. 

В Сети описан эксперимент, в рамках которого были взяты на анализ смывы с икон из московских церквей, полученные микроорганизмы вырастили и визуализировали. Большинство из них условно-патогенные организмы: стафилококки, стрептококки, синегнойные палочки, кишечные палочки.  Участница проекта так описала свои мотивы: «если я это стекло целую, я имею право знать, что на нем». «Вера тех, кто каждый день ходит в церковь, сильнее мысли о том, что икона грязная. Моя напарница сама целовала иконы в церквях. После проекта сказала, что в следующий раз дважды перед этим подумает» («Я провела бактериальный анализ московских икон»).

8. Ладан 

С одной стороны даже небольшие количества дыма ладана обладают антидепрессивным действием, подавляя страхи и тревоги. Ладан опьяняет прихожан за счет ацетата инценсола, входящего в его состав. Найден и рецептор клеток мозга, отвечающий за его усвоение.   Учёные выяснили, что этот компонент дыма связывается с рецептором, способным регулировать возбуждение нейронов мозга.

В то же время среди отрицательных эффектов ладана – возможное слабое канцерогенное действие, из-за чего европейские политики даже начинали обсуждать вопрос о запрете использования ладана в церковных службах .

 9. Ложное отношение у чудесам

 После рассмотрения различных ситуаций, связанных с Таинствами и т.н. «поветриями» и «заразой», стоит рассмотреть более общий вопрос относительно чудес в жизни христиан.

Удивительно, что современные проповедники поддерживают странное учение о том, что каждый православный может ожидать совершения чуда 1) регулярно и 2) в отношении его лично. 

По учению святителя Игнатия (Брянчанинова) требование чудес для себя это признак прелести и «плотского мудрования о чудесах». Что такое – плотское мудрование? Это – образ мыслей о Боге и о всем духовном, заимствованный человеком из его состояния падения, а не из Слова Божия. Свойство вражды Богу и противления Богу, которым заражено и преисполнено плотское мудрование, с особенною ясностью высказывается в «требовании от Богочеловека чудес по понятию лжеименного разума» (Игнатий (Брянчанинов), свт. О чудесах и знамениях).

Может ли святыня автоматически уничтожать инфекцию? Как может идти речь о гарантированном и внешне воспринимаемом чуде? Кто может указать на подобные чудеса в Библии и церковной истории?

Недопустимо искушать Господа, требуя сотворить чудо для спасения жизни. Ведь именно это предлагал диавол Спасителю: «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Матф.4:5-7).

Не все христиане стараются применять к себе это наставление Христа. В качестве примера приведем описание трагедии, происшедшей в США. В сети содержится рассказ, как проповедник Мак Волфорд пытался показать своей пастве, что для истинно верующего змеиный яд не страшен и умер от смертельного укуса змеи.

Что же им двигало? Попытка применить к себе обещание Спасителя: «уверовавших же будут сопровождать сии знамения: будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16:17-18). Например, ап. Павел взял в руку змею без всякого для себя вреда (Деян. 28:5). По поводу яда блаж. Феофилакт Болгарский добавляет: «Ибо многие, выпивая яд, силой крестного знамения сохранялись невредимыми».

Здесь впору задаться вопросом: стоит ли пытаться совершать великие чудеса, которые совершались в древности силою крестного знамения? На рубеже IV-V веков святитель Иоанн Златоуст признавал, что «знамения» уже упразднились, и христианам стоит стремиться приобрести не дары, а плоды Духа, которые больше знамений: «Итак, мы ничего не потеряли, если только захотим быть внимательными. Главные блага мы получаем в крещении: отпущение грехов, освящение, причастие Духа, усыновление, вечную жизнь. Чего же еще хотите? Знамений? Но они упразднились. Ты имеешь веру, надежду, любовь, которые пребывают; их ищи; они больше знамений» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния апостольские. С. 354).

Святитель Игнатий (Брянчанинов)  также указывал на отсутствие необходимости в знамениях для христиан последних веков: «Итак, я в знамениях не нуждаюсь. Почему это? Потому что научился веровать благодати Божией и без знамений. Неверующий нуждается в доказательстве; но я, верующий, нисколько не нуждаюсь ни в доказательстве, ни в знамении» (Игнатий (Брянчанинов), свт. О чудесах и знамениях).

И последнее. Правда ли, что Бог желает, чтобы каждый христианин был исцелен и избавлен от возможности заражения? Нет. Апостол Павел тяжко болел и просил трижды Бога об исцелении. На что Господь ответил: «довольно для тебя благодати Моей: ибо сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12:9).

Исходя из краткого обзора такой сложной темы, можно сделать такой вывод: «Если где-то какие-то люди, настоятели храмов или монахи, рассылают всякие сообщения о том, что, мол, у нас все как прежде и никаких мер предосторожности не принимается, потому что мы верующие и полагаемся на Бога, то все эти заявления являются, по меньшей мере, безответственными, а если говорить на церковном языке, то они являются преступными. Потому что они демонстрируют, во-первых, пренебрежение к воле Священноначалия, а, во-вторых, пренебрежение к людям» (Иларион (Алфеев), митр. Проповедь в храме в честь иконы Божией Матери всех скорбящих Радость 22.03.2020 г.).

Ожидание чудес «здесь и сейчас» невозможно назвать традиционным для Православия. Не станем искушать Господа Бога своего… 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: