Современные врачи про мастурбацию
«Мастурбация — нормальная и здоровая часть сексуального опыта человека и отличный способ узнать, что вам комфортно. Самое лучшее, что он для всех, а также предлагает богатство здоровья и сексуального здоровья!Нам всем важно работать над нормализацией сексуально-позитивных сообщений о мастурбации, чтобы уменьшить связанные с этим чувства стыда и страха, улучшить общее сексуальное здоровье и грамотность.В нашей статье мы обращаемся к стигмам…».
Австралийские медики точно подметили главные проблемы, связанные с мастурбацией: стыд, страх и стигматизация.
Причиной этого стали … церковные морализаторы.
Латинский термин мастурбация (manus — кисть руки + stuprum — совращение) в славянском языке звучит как рукоблудие (блуд с помощью руки).
С этим феноменом связаны два дремучих заблуждения.
Псевдобиблейские сюжеты о мастурбации
Первый соотносится с библейским отрывком, описывающим «грех Онана»:
“Иуда сказал Онану: «Живи со вдовой брата. Заменишь брата, дашь ему потомство». Но Онан знал, что дети, рожденные Тамар, не будут считаться его детьми, а потому всякий раз, когда ложился с ней, изливал семя на землю, чтобы не зачинать детей для брата. Неугодно было Господу, что он так поступал, за это Господь и его умертвил” (Быт. 38:8-10).
Правильному пониманию библейского текста способствует изучение культурно-исторического контекста — роли левиратного брака у народов Ближнего Востока: в Древнем Израиле и в Хеттском царстве, которое к 1600 г. до н.э. овладело территориями в Анатолии (Малой Азии) и частью Северной Сирии. Как и в Пятикнижии Моисея, сходное установление имеется в хеттском законе 193.
В то время статус вдовы не позволял ей вступить в новый брак “по любви” — женщине приходилось спать с братом своего умершего мужа.
Для меня лично именно эта особенность истории про Онана является нравственно неприемлемой и отвратительной: женщина тогда воспринималась как инкубатор.
Когда саддукеи искушали Иисуса, они описали ему гипотетическую ситуацию, когда бесплодная женщина была вынуждена спать с семью братьями последовательно: «семеро имели ее женою» (Лк 20.33).
Как в Древнем Израиле, так и в царстве хеттов, левиратный брак позволял предотвратить распыление наследства в случае смерти мужчины, не успевшего родить наследника. Брату умершего мужчины полагалось оплодотворить вдову, чтобы имя брата (его доля наследства) перешло к сыну, рожденному от этого принудительного акта. Жадный брат Онан отказывался оплодотворить Фамарь, так как это уменьшило бы его долю наследства.
Таким образом, в библейской истории про Онана описывается не мастурбация, а прерванный половой акт, а его “грехом” было нарушение обычая, по которому деверь должен был стать отцом ребёнка овдовевшей невестки.
Какие-то впечатлительные толкователи Библии решили, что Онан не только прекратил коитус с женщиной, но и совершал далее мастурбацию, хотя в тексте об этом не упоминается.
Таким образом, Онан осуждается в книге Бытия не за сексуальные девиации, а за жадность в вопросах наследства.
Вторая ошибка связана с толкованием слов апостола Павла.
В переводе епископа Кассиана (Безобразова) мы читаем:
“ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни рукоблудники, ни мужеложники, Царства Божия не наследуют” (1 Кор 6.9).
Епископ ошибался.
В данном случае μαλακοὶ это не рукоблудники, а пассивные гомосексуалисты, тогда как ἀρσενοκοῖται — активные гомосексуалы (“dominant male homosexuals” в переводе New American Standard Bible).
Вот как этот стих выглядит в переводе Андрея Десницкого:
“Не обманывайте себя: … гомосексуалисты (ложись они снизу или сверху)… не имеют доли в Царстве Божьем”.
В комментарии к этому стиху переводчик отметил, что
“в оригинале использованы два слова, означающих пассивных и активных гомосексуалистов. Первое из них традиционно не переводится, а заимствуется в греческой форме: малакии”.
Эта версия подтверждается тем, что в евангелии от Матфея термин μαλακοῖς связан с мягкими одеждами царей:
“ἀλλὰ τί ἐξήλθατε ἰδεῖν ἄνθρωπον ἐν μαλακοῖς ἠμφιεσμένον; ἰδοὺ οἱ τὰ μαλακὰ φοροῦντες ἐν τοῖς οἴκοις τῶν βασιλέων εἰσίν” = “Но зачем же вы ходили? Чтобы увидеть человека, облеченного в мягкие одежды? Но носящие мягкие одежды – в домах царей” (Мф 11.8).
Иными словами, μαλακοὶ — это те мужчины, которые пытаются угодить и во всем подчиниться своим любовникам, как мягкая одежда не противится телу царя. По словам святителя Феофилакта Болгарского, малакии — это «те, над которыми совершают постыдное».
К сожалению, современные священники РПЦ, такие как убиенный прот. Даниил Сысоев, продолжают транслировать старую ошибку и утверждают, будто
“«малакии» — это те, кто онанизмом занимается”.
Таким образом, ни в Ветхом, ни в Новом Завете мастурбация не упоминается.
Церковное осуждение мастурбации
Уже в конце I века н.э. в Древней Церкви возникло сильное антисексуальное течение. Любое сексуальное поведение, даже в контексте семьи, рассматривалось как греховное.
Среди христиан мастурбация стала оцениваться как распущенность и грех. Церковные комментаторы стали отождествлять ошибку Онана и мастурбацию.
Например, свт. Епифаний Кипрский (+403 г.) утверждал, что некоторые
“предпочитают совершать это самое срамное дело не посредством женщины, а иными способами, оскверняясь собственными руками. И в этом они подражают вышеупомянутому сыну Иуды, оскверняя землю своими преступными действиями и мерзкими каплями, и своими ногами растирая по земле свои истечения».
Отмечу здесь выраженное ощущение омерзения у святителя:
“осквернение”, “мерзкие капли”, “истечения”.
Св. Иероним Стридонский (+420 г.) подчеркивал, что Церковь в его время осуждала любое излияние спермы вне брачного союза:
«Авнана, умерщвленного за то, что не хотел семени брату, как будто мы одобряли какое бы то ни было пролияние семени без произведения детей».
Полагаю, что авторы таких комментариев больше радели о механической передаче ДНК потомкам в контексте «Эгоистичного гена» Докинза.
Ничего личного, никакой любви между мужчиной и женщиной.
Демонизация мастурбации продолжилась в средневековом христианстве.
В VI веке в Восточной Церкви считалось, что если
кто совершит малакию (рукоблудие), подвергается сорокадневной епитимии, которую должен проводить в сухоядении (т.е. вкушая не вареную пищу, а, например, овощи), делая ежедневно сто поклонов» (10-е правило святого Иоанна Постника, который в 582-595 гг. был Константинопольским патриархом).
Отмечу, что это очень мягкое наказание: примерно такое же покаяние духовные отцы назначали за распевание мирских песен и танцы.
На Руси анальная мастурбация мужчин и мастурбация у женщин наказывались менее строго:
«Грех есть в лоно свое тыкать, что мужу, что жене. Епитимья – 12 дней, поклонов – по 60 на день» («Правила святых (отец) о епитимьях»).
При этом рукоблудие мужчины воспринималось, скорее, как проступок, чем серьёзное преступление.
В русском номоканоне утверждается, что мастурбация не является препятствием для хиротонии во священника:
“Аще ли кто от причетник, прежде священия в страсть малакии падется, первее подлежит канону малакии, таже рукополагается”.
Курьезной представляется ситуация, когда мастурбация руками представлена в церковном праве более греховной, чем совокупление с юношей “между бедер”.
Так из «Правила о верующих в гады» видно, как в Московской Руси отличали взаимную мастурбацию от петтинга:
«малакия же два различия имеет: одни это делают руками, другие же бедрами своими. И злее малакия руками, а не бедрами».
Епитимия (церковное наказание) при взаимной мастурбации мужчин также была незначительной:
«Смешающиися друг с другом, яко сугубу делающе малакию, сухоясти имут днии осмьдесят, или да не причастятся две лете, творяще поклонов пятьдесят на всяк день» (59 правило номоканона).
Поясню, что 80 дней кушать овощи — это епитимья всего лишь в 2 раза тяжелее, чем обычная епитимия за мастурбацию (40 дней поста).
Из «Вопрошанья-исповеданья» XIV века видно, что если
«с кумом или с ближним игра до семени — 40 дней сухо есть».
Предполагаю, что здесь под словом “игра” подразумевается петтинг.
Стигматизация мастурбации в Новое время
На Западе демонизация мастурбации достигла своего пика в Новое время.
Американские пуритане в 17 веке карали гомосексуалистов и «онанистов» смертной казнью.
В XVIII в. библейский текст стал источником названия «онанизм», которое было введено в обиход в 1716 г. в анонимной брошюре Onania, распространяющейся в г. Лондоне и повествующей об ужасном грехе «самозагрязнения», влекущем импотенцию, гонорею, эпилепсию и растрату способностей, а также в опубликованном в 1760 г. труде врача из Лозанны Тиссо L’Onanisme.
Тиссо посвятил мастурбации научный трактат, в котором утверждал, что сперма — это эфирное масло, которое поддерживает в мужчинах жизненные силы, а их растрата грозит страшными последствиями.
Он связал с избыточным излиянием спермы такие расстройства, как импотенция, слепота, психическое и физическое истощение. Болезнью признавались и непроизвольные поллюции. Несущая семя сперма считалась источником жизненной энергии. Предполагалось, что ее количество конечно, подобно запасам нефти и газа в земных недрах, и горе тому мужчине, который расточает ее без пользы. Даже век спустя граждане не менее истерически боялись, что мастурбация вызывает не только импотенцию, но и слепоту, болезни сердца, безумие, глупость, потливость ладоней, «гнойные прыщи на лице», кислую отрыжку, «зловонные ветры из гузна», налет на языке, сутулость, дряблость мускулов, круги под глазами и нетвердую походку.
В XIX веке представления о вреде мастурбации оказались общепринятыми как в медицине, так и в обществе в целом. Медики считали, что мастурбация влечёт формирование сексуальных девиаций и моральных отклонений, а также психических расстройств. Родители стали усиленно наблюдать за детьми, стараясь не допустить вредных мастурбаторных проявлений. Мальчиков пугали, что их пенис не вырастет или искривится. Для предотвращения и «лечения» мастурбации использовались различные методы.
В итоге появились противомастурбационные приспособления (бандажи) для мальчиков и девочек. Например, «Югумский пенис» (или «кольцо загрязнений»), разработанный в XVIII веке, прикреплялся к пенису, чтобы предотвратить его нежелательную эрекцию.
Рекомендовалось кроить штаны для мальчиков таким образом, чтобы гениталии нельзя было потрогать, засунув руку в карман; школьные парты конструировались таким образом, чтобы ученики не могли скрещивать ноги во время занятий, а девочкам запрещалось ездить верхом и на велосипеде, так как эти виды активности признавались слишком похожими на мастурбацию. Мальчики и подростки, которые продолжали предаваться мастурбации, получали клеймо «слабоумных». Предлагались различные «лекарства» от мастурбации, начиная от специальных не содержащих мяса диет и заканчивая постоянным ношением особых приспособлений, призванных не допустить эрекции и исключить контакт рук и половых органов, «лечения» кастрацией, электрошоком, прижиганием клитора и уретры раскалённым железом и т. д.
При таком раскладе огромное число людей испытывало беспокойство и чувство вины, если они получали чувственное
удовольствие таким способом.
В XIX веке по всей Западной Европе резко выросло количество сумасшедших домов, и пошли слухи о том, что сумасшедшие много и открыто мастурбируют. Поэтому сложилось мнение, что мастурбация – признак сумасшествия или ведет к сумасшествию.
Наиболее суровая кампания против мастурбации шла в США, и борьба с ней продолжалась гораздо дольше, чем в Европе. Даже в середине XX века некоторые врачи и чиновники от медицины называли мастурбацию главной причиной многих заболеваний, хотя к тому времени уже было доказано, что это не так.
В США в конце XIX и начале XX веков было выдано множество патентов на изобретения, помогающие избежать мастурбации. Это были устройства, которые причиняли боль при возникновении эрекции – легкий удар током или выдвигающиеся шипы. В случае непроизвольной ночной эрекции изобретатели и медики советовали снять приспособление, опустить пенис в холодную воду, а затем снова надеть, чтобы избежать искушения мастурбировать.
Американский доктор Джон Келлог в одном из своих трактатов перечислил 39 заболеваний, вызываемых рукоблудием, в том числе окостенение суставов, общее одряхление и эпилепсию. Он пропагандировал для борьбы с мастурбацией по-настоящему средневековые методы. В своей книге «Основные факты для старых и молодых» (1888 г.), он предлагал калечить гениталии детей:
«Средство, которое почти всегда успешно применяется у маленьких мальчиков, — это обрезание. Операция должна быть выполнена хирургом без введения анестетика, так как кратковременная боль, сопровождающая операцию, окажет благотворное воздействие на ум, особенно если она связана с идеей наказания, как это вполне может быть в некоторых случаях. Болезненность, продолжающаяся в течение нескольких недель, прерывает практику, и если раньше она не была слишком сильно закреплена, то ее можно забыть и не возобновлять».
В той же книге Келлог рекомендует прижигание карболовой кислотой клиторов у маленьких девочек, чтобы научить их не трогать себя.
Рекомендации Келлога имели огромное влияние на общественность. Многие родители, следуя его предписаниям, подвергали собственных детей жестоким физическим и моральным пыткам, вытравляя из них любые проявления сексуальности. В 1870-е и 1880-е гг. обрезание новорождённых получило распространение в американских родильных домах не по религиозным или гигиеническим соображениям, а из-за представления, что в дальнейшей жизни это предотвратит раздражение, способное превратить ребёнка в онаниста.
Кампания против мастурбации в действительности была морализаторской, закамуфлированной под медицинскую: и светские, и религиозные власти стремились ограничить одно из самых доступных чувственных удовольствий, которое человек способен себе легко доставить.
Церковники следовали псевдо-медицинским табу.
Например, похожий список последствий мастурбации приводил епископ Феофан Затворник. Он полагал, что грех малакии это смертный грех и «лишает Царствия», что будто бы рукоблудие
«иссушает, и преждевременную смерть причиняет. У иных способности расслабляет, здравомыслие и энергию подавляет, бывает причиною и умопомешательства. Блюдите себя!».
Живший на грани XIX и ХХ веков сербский епископ Никодим (Милаш) требовал ужесточения наказания за мастурбацию. И это вопреки ясным указаниям Цареградского патриарха Святого Иоанна Постника!
Епископ Никодим воспринимал
«эту противоестественную и гнусную нечистоту» за грех, который «оскорбляет заповедь самого Бога».
Для меня очевидно, что
«впечатлительные люди свое ощущение омерзения не боятся приписывать Самому Богу», а затем требуют наказывать людей.
Относительно взаимной мастурбации мужчин епископ Никодим (Милаш) высказался сверх жестоко:
«мы рассматриваем настоящее правило Иоанна Постника в связи с его 29-м правилом о мужеложстве.
В настоящем своем правиле Иоанн Постник отождествляет двойную малакию»
с мужеложством, требуя соответствующего наказания
Это и есть яркое проявление нового подхода, возникшего в XIX веке и оформившегося в виде понятия о гомосексуальности, хотя в древности мастурбирующих мужчин обличали именно за этот проступок, не называя их содомлянами, ведь это разные формы сексуального поведения.
5. Мастурбация в новейшее время
Весь этот парад мракобесия продолжался вплоть до первой половины 20 века, когда медики начали говорить, что мастурбация — это не противоестественно.
В 1972 году Американская Медицинская Ассоциация заявила, что мастурбация — это нормальная форма поведения.
Служба Би-би-си 13 мая 2016 г. опубликовала статью «Пять полезных свойств мастурбации, о которых вы не знали», в которой было отмечено, что
в течение долгого времени мастурбация считалась в обществе занятием постыдным и даже вредным, однако взгляды эти не имеют ничего общего с реальностью.
В статье перечисляются пять полезных свойств мастурбации:
1. Мастурбация способна приглушать или даже полностью снимать боль, особенно связанную с менструальным циклом, а также другие гинекологические симптомы.
2. У мужчин выброс семени при эякуляции активирует работу семявыносящих протоков, что предотвращает возникновение инфекций. Исследования показывают, что у людей, которые чаще испытывают оргазм, выше уровень иммуноглобулина А (IgA), который является антителом и обеспечивает местный иммунитет
3. Есть много способов борьбы с бессонницей, но, пожалуй, самым безопасным, приятным и естественным из них является мастурбация — особенно для мужчин
4.Мастурбация способствует улучшению здоровья в целом — как на биологическом, так и на психологическом уровне. Высвобождение эндорфинов и катехоламинов снижает уровень стресса и улучшает настроение
5. Помощь в отношениях с партнером. Широко распространен миф о том, что мастурбация разрушает сексуальные отношения в паре. По словам экспертов, это абсолютная чушь. На самом деле, она имеет ровно противоположный эффект.
В XXI веке в Италии был издан первый в мире католический путеводитель по сексу «Грех не делать этого».
Путеводитель составлен теологом Элизабет Броли и католическим публицистом Роберто Береттой. Прежде чем приступить к написанию книги, они добились благословения от Иоанна Павла II.
С первых страниц книга поражает: так отважно о вопросах секса церковь прежде не высказывалась.
«Секс, — указывает кардинал Эрсилио Тонини, — это Божий замысел. Сексуальность — настоящая сокровищница жизни. Мастурбация допустима, если женщина во время любовного акта не может испытывать наслаждение».
P.S.
В настоящее время пособия РПЦ для составления исповеди содержат упоминание греха онанизма (рукоблудия). Это яркий пример закручивания гаек в РПЦ. Ведь в Библии этот “грех” не упоминается”, в средневековой Церкви это воспринималось как баловство, и лишь в ХХ веке стало восприниматься как страшный грех.
Семинаристы полагают, что мастурбация является препятствием для хиротонии во священство. Это ошибка.
Подведем итоги
Печально, что современные прихожане и семинаристы позволяют демонизировать себя на Исповеди после признания в совершении нормального действия — мастурбации.
Литература
- Бродерик Элвин. Секс, игра и шоколад. Удовольствия и пристрастия. -М.: Страта, 2016
- Шаповалов Анатолий. Секс не чужд Ватикану // Российская газета — Неделя № 0(3712). 04.03.2005
- Give yourself a hand: the health benefits of masturbation. URL: https://www.health.qld.gov.au/news-events/news/give-yourself-a-hand-the-health-benefits-of-masturbation