Нравственные уроки из житий святых

Введение

Жития святых обычно предполагают назидание и пример для подражания.

Резкое сокращение числа мучеников (после 313 г.) и прекращение гонений на христиан (после гибели в 363 г. имп. Юлиана Отступника) привели к формированию совершенно нового типа агиографического текста — пространного жития, предполагавшего подробное и последовательное повествование о жизненном пути подвижника, поскольку именно благочестивая жизнь святого, а не его мученическая смерть стала предметом изображения агиографа.

Вот что сообщает нам «Православная энциклопедия»:

«цель агиографа не воссоздание исторически достоверной биографии, а выявление сути и вневременного содержания подвига святого, земная жизнь которого была путем к Богу. Поэтому агиограф зачастую сознательно лишает своего героя индивидуальных, «земных» черт и оставляет в его образе лишь типическое и «небесное»» (Руди Т.Р. Житийная литература // Православная энциклопедия. Т.19. — М., 2013. С. 283-345

Таким образом, мы можем относиться к житию святого как к душеполезному чтению

Но перед чтением житий для начала упомянем категорические императивы из евангелий, на основе которых (порой и вопреки которым) в житиях святых появились крайне необычные сюжеты.

Собственность

Перед лицом грядущих бедствий логично и целесообразно всё отдать нищим, отправив их руками своё богатство на Небо:

“никто из вас не может стать Моим учеником, пока не отречется от всего, чем владеет” (Лк 14.33).

Отношение к жене и детям

Каждый ученик Иисуса должен оставить земли, дом, родителей, братьев, сестер, жену и детей для Царствия Божия (Мк 10.29, Мф 19.29, Лк 18.28-29). В интимной сфере его ученики будут ощущать себя евнухами — будто оскопившими себя для Царства Небесного (Мф 19.12). В этом же контексте Павел советовал вообще не вступать в брак:

“в наши тяжкие времена лучше человеку оставаться в том же положении… не ищи жены” (1 Кор 7.26-27).

О дружбе

Нельзя оглядываться назад (Лк 17.32), нет времени даже приветствовать друзей на дороге (Лк 10.4).

“Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых” (Лк 14.12-13).

Почитание родителей

У христиан нет времени для оказания почести своим родителям. Когда один из учеников сказал Иисусу:

«Господь, позволь, я сначала вернусь домой и похороню отца». «Следуй за Мной! — говорит ему Иисус. — Пускай мертвецы хоронят своих мертвецов» (Мф 8.21-22).

Это очень характерное речение Иисуса, который фактически приостановил действие заповеди Моисея “чти отца и мать” (Исх 20.12). Вот похожие слова:

“Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником” (Лк 14.26)

Воинская служба

Когда в Гефсимании один из учеников Иисуса выхватил меч, Иисус запретил ему и сообщил, что Бог-Отец мог послать ему на защиту 12 ангельских воинств-легионов (Лк 22.51-54), но Иисус не попросил этого. 

“Если бы Царство Мое было из этого мира, Мои подданные стали бы сражаться, чтобы Меня не выдали иудеям. Нет, Царство Мое не отсюда” (Ин 18.36).

Если вам скажут, что это Иисус повелел свести огонь на тех, кто его не понял и не принял, не верьте.

Иисус, обернувшись, запрещает таким людям (Лк 9.55).

Яхве требует убить всех хананеев, “не оставляя в живых никого” (Втор 20.16-17), а Иисус жалеет хананеянку и не только не убивает ее, но и исцеляет ее дочь (Мф 15.22-28).

***

Теперь мы рассмотрим сюжеты из житий популярных святых и попробуем понять, какие уроки жизни из них могут извлечь читатели XXI века.

Первомученица Фекла

В апокрифических «Деяниях Павла и Феклы» отражены антисемейные тенденции христианских течений конца I и начала II века.

Непонятно, как Церковь такое чтиво восприняла в качестве надежного источника…

Сюжет жития таков. Проповедь Павла привлекает девушку Феклу, невесту юноши Фамарида. Слова Павла убеждают ее отказаться от вступления в брак. В послании Павла к Коринфянам есть указание на важность сексуального воздержания даже в рамках семейной жизни. Но апокрифические «Деяния» ушли совсем далеко в этом вопросе. Здесь Павел представлен как принципиальный противник семейной жизни. Его в этом обвиняют противники, а он соглашается с таким обвинением. Как будто все христианство заключается  в борьбе со сладострастием:

«И говорил Павел так: «Блаженны тела девственные, ибо они Богу благоугодят и не лишатся воздаяния непорочности своей»».

Про Павла в это время говорят, что он внушал юношам и девушкам,

«чтобы они браков не творили, но в девстве пребывали… что-де нет вам иного воскресения, если не пребудете чистыми, соблюдая плоть свою от осквернения».

«Авторы «Деяний» далеко не обязательно рассказывают реальную историю мученичества, а, скорее, создают образ сопротивляющегося индивидуума, подрывающего устои традиционного общества» (Пантелеев А.Д. Брак и семья в апокрифических Деяниях апостолов. — СПб., 2002. С.263-273).

Мученичество Веры, Надежды, Любови и их матери Софии

В этом Житии я вижу отражение антисемейных ценностей или же изуверства.

Представьте себе, что «София похоронила дочерей на высоком холме, плача от радости».

Великомученик Меркурий 

Когда между римлянами и варварами происходило продолжительное сражение, Меркурию явился ангел Божий в образе величественного мужа в белых одеждах. Он вручил воину меч и предсказал победу, повелев после нее не забывать Господа. Меркурий смело устремился на врагов.

Он убил царя неприятелей, поразив вместе с ним столь многих варваров, что окровавленный меч прилип к его руке.

Вот такой кровавый святой!

Блаженный Августин Иппонский

Величайший святой Западной Церкви был убежден, что в браке супруга имеет значение исключительно для деторождения. Во всех иных отношениях мужчине нужен другой мужчина:

“А если не для вспомоществования при рождении детей сотворена жена, то для чего же она сотворена? Если для того, чтобы вместе обрабатывать землю, то помощником скорее бы дан был мужчина; то же можно сказать и об утешении, если допустить, что муж скучал от одиночества. Ибо в интересах сожительства и собеседования гораздо сообразнее было жить вместе двум друзьям, чем мужчине и женщине. Поэтому я не нахожу, для какой помощи жена сотворена мужу, если устранить причину деторождения» (Августин Иппонский, О Книге Бытия буквально 9.5). 

Алексий человек Божий

Родители Алексия долгое время были бездетны и неустанно молили Господа о даровании потомства. И Господь утешил супругов рождением сына. После обручения Алексий отдал невесте перстень и сказал: «Сохрани это, и пусть Господь будет с нами». А сам тайно ушел из дому и сел на корабль. Попав в город Эдессу, Алексий продал все, что у него было, роздал деньги нищим и стал жить при церкви. Безутешная мать Алексия затворилась в комнате, непрестанно молясь за сына. Жена его горевала вместе со свекровью.

Спустя семнадцать лет Алексий направился в Рим. Неузнанный, он поселиться в уголке двора своих родителей. Комната Алексия находилась напротив окон его невесты, и подвижник тяжко страдал, слыша ее плач. Спустя 17 лет, взяв хартию, Алексий описал свою жизнь, прося прощения у родителей и невесты (Муравьёв А.В., Турилов А.А. Алексий, человек Божий // Православная энциклопедия. Т. 2. — М., 2008. С. 8).

В житии св. Алексия трудно найти нечто человеческое. Это образчик асексуальности и жестокости к ближним. Не видя смысла вступать в брак, Алексию следовало бы покинуть родителей до обручения с невестой.

Судя по тексту жития, Алексий с самой юности был предрасположен к монашеской жизни. В таком случае из Рима ему следовало бы идти в пустыню, а не в центр Эдессы — крупнейшего города Северной Месопотамии.

В монашеской традиции существует запрет на общение с родственниками. Но Алексий после 17 лет подвигов поселяется во дворе своих родителей, созерцает их страдания, а также слышит плач своей невесты.

Длительное безвестное отсутствие рассматривается Церковью как семейная катастрофа и признается в качестве “повода к расторжению брачного союза” (Определение Поместного Собора 1917-1918 гг).

Может быть, действительно, св. Алексий совершил ошибку и “столько лет попусту провел в доме отца” своего? На этот вопрос дал ответ сам Алексий. В житии сказано, что

“святой, взяв хартию, описал свою жизнь, прося прощения у родителей и невесты”.

Прощения просит тот, кто осознал свою вину в причинении вреда и боли. Правда, в таком случае не ясно, чему именно должны подражать читатели жития св. Алексия. Утверждения в сказаниях, что Алексий своими вычурными подвигами угодил Господу, граничат с кощунством.

Симеон Столпник

В одной семье родился единственный ребенок. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он услышал в церкви чтение евангелия и решил немедленно бросить все и ушел в монастырь.

Родители Симеона искали его два года и не могли найти. Много плакали они о своем сыне и так сильно скорбели, что отец его от печали умер. Симеон же, обретши себе отца в Боге, Ему предал всего себя от юности.

Пребывая в лавре, блаженный Симеон пошел однажды к колодцу, чтобы почерпнуть воды. Взяв веревку от черпала, очень жесткую, он обвил ею себя по голому телу, начиная от бедер до шеи, так крепко, что веревка врезалась в тело. Прошло десять дней, и тело его загноилось от ран, а в ранах этих кипело множество червей.

Братия стали жаловаться игумену:

– Откуда привел ты к нам человека этого? Невозможно его терпеть: смрад от него исходит. Когда он ходит, черви падают с него: постель его также полна червями.

Удивился игумен и спросил Симеона:

– Скажи мне, чадо, почему от тебя исходит такой смрад?

Но Симеон, потупив свои взоры, стоял пред игуменом молча. Игумен разгневался и повелел силой стащить с Симеона верхнюю одежду. Тогда увидели, что бывшая на нем власяница вся в крови, а в тело врезалась глубоко до самых костей веревка. Игумен и все с ним бывшие пришли в ужас. С великим трудом едва могли снять с Симеона эту веревку, так как вместе с нею отрывалось и сгнившее тело. Симеон же, терпеливо перенося эти страдания, говорил:

– Отпустите меня, как пса смердящего: я заслужил эти страдания за грехи мои.

– Тебе только еще восемнадцать лет, – сказал ему игумен, – какие же твои грехи?…

Когда Симеон выздоровел, игумен и братия снова заметили, что он, подобно прежнему, изнуряет свое тело. Тогда, боясь, как бы другие более немощные не стали подражать ему и не сделались сами виновниками своей смерти, игумен велел Симеону уйти из монастыря.

Тогда Симеон изобрел небывалый способ избавиться от суеты людской: построить столп и стоять на нем. Поставив такой столп, он устроил на нем тесное жилье в два локтя. 

Однажды дьявол поразил его ногу язвой и «сгнило на ноге тело, появилось множество червей, и по столпу на землю сочился из раны гной с червями. Один юноша собирал червей, падающих на землю, и, по повелению святого страдальца, опять носил их к нему на столп. Святой же, перенося болезнь с великим терпением, как второй Иов, прикладывал червей к ране, говоря: „ешьте, что вам Бог послал“».

Прошло много лет, и мать преподобного, узнав о сыне, пришла повидаться с ним и, остановившись у входа в ограду, сильно плакала. Но Симеон не пожелал видеться с ней и послал к ней сказать:

– Не тревожь теперь меня, мать моя, – если заслужим, на том свете увидимся.

Она легла перед дверью ограды и здесь предала дух свой Господу.

(Димитрий Ростовский. Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Столпника)

Авва Моисей

“Авва Моисей, одно укорительное слово, которое жестоко высказал касательно аввы Макария (египетского), тотчас предан был такому злому демону, что одержимый им стал класть себе в рот человеческие извержения. Что этот бич для очищения послал ему Господь, чтобы не оставалось в нем пятна даже и кратковременной погрешности, это Господь доказал скоростью исцеления его через виновника лечения. Ибо когда авва Макарий тотчас, повергшись перед Богом, стал молиться о Моисее, то злой дух, гонимый им, быстрее слова удалился” (“Писания: Перевод с латинского / Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Свято-Троиц. Сергиева лавра : РФМ, 1993. — VI, 652 с.).

Святитель Андрей, архиепископ Критский

На первой неделе Великого поста в православных храмах читают покаянный Великий канон. Это произведение отличается гипертрофированным переживанием поврежденности человеческой природы:

“Согреши́х па́че всех челове́к, еди́н согреши́х Тебе́ [Согрешил я более всех людей, один я согрешил пред Тобою]…

Не бысть в житии́ греха́, ни дея́ния, ни зло́бы, ея́же аз, Спа́се, не согреши́х умо́м и сло́вом, и мы́слию, и дея́нием согреши́в, я́ко ин никто́же когда́ [Нет в жизни ни греха, ни деяния, ни зла, в которых я не был бы виновен, Спаситель, умом, и словом, и мыслью, и делом так, как никто другой никогда]…

Запале́ния, я́коже Лот, бе́гай, душе́ моя́, греха́: бе́гай Содо́мы и Гомо́рры, бе́гай пла́мене вся́каго безслове́снаго жела́ния [Беги, душа моя, от пламени греха; как Лот; беги от Содома и Гоморры; беги от огня всякого безрассудного пожелания]”.

Великий покаянный канон Андрея Критского “является своеобразной параллелью синдрома Котара. В этом тексте — преимущественно в первых Песнях — представлены картины телесно-психических страданий, достигающих вселенски-нигилистических масштабов. Психиатр не может не задуматься об истоками этого опыта» (Воскресенский Б.А. Основы психиатрии. — М., 2016).

Синдром Котара или меланхолическая парафрения — это особая разновидность парафренного синдрома, сочетающая в себе идеи величия и самоуничижения.

Насколько современному читателю данного произведения полезно воспроизводить уникальный опыт автора?

Ведь сказано, что если слепой ведет слепого, то они оба упадут в яму. Про слепых пастырей Иисус сказал:  “Оставьте их!” (Мф 15.14).

Преподобный Иоанн Лествичник

«Лествица» была весьма популярна. Многие поколения христианских авторов ссылались на нее как на непререкаемый авторитет в духовной жизни.

Здесь мы находим экстремальные и изуверские советы, а также словесные описания «настоящего» христианского покаяния…

“Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения. Кающийся есть изобретатель наказаний для себя самого”.

После вводных слов Иоанн Лествичник описывает “осужденников, заключенных в особенной обители, называемой Темницею”.

В этой “обители кающихся” некоторые от сильной печали находились как бы в исступлении [от греч. ἔκστασις — «неистовство, исступление»]; от многого сетования были безгласны, совершенно погружены во мрак, и как бы нечувствительны ко всему, касающемуся земной жизни.

Другие сидели в задумчивости, поникши к земле и непрестанно колебля главами, подобно львам, рыкали и стенали из глубины сердца и утробы. А другие, не имея слез, били сами себя.

Иные почитали себя недостойными прощения и взывали, что они не имеют перед Богом никакого оправдания.

«Знаем, говорили они, поникши к земле, знаем, что мы по правде достойны всякого мучения и томления, ибо не можем удовлетворить за множество долгов наших, хотя бы мы и всю вселенную воззвали плакать за нас.

Там можно было видеть смердящих сгнившими ранами тела своего, и небрегущих о врачевании оных.

У иных видны были языки воспаленные и выпущенные из уст, как у псов. Иные томили себя зноем; иные мучили себя холодом. У них видимы были кровавые мокроты, извергаемые от ударений в грудь.

Где там было приготовление постели? Где одежды чистые или крепкие? У всех они были разорванные, смердящие и покрытые насекомыми.

И каково еще было устройство того места и жилища их! Все темно, все зловонно, все нечисто и смрадно.

Произнося сии слова и проливая слезы, одни из них молились о том, чтобы впасть в беснование; другие просили Господа наказать их проказою; иные желали лишиться зрения и быть предметом всеобщей жалости; а иные просили себе расслабления (то есть паралича), только бы не подвергнуться будущим мучениям (преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 5).

В христианской традиции монахи рассматриваются как пример подражания для мирян:

«свет монахов суть Ангелы, а свет для всех человеков — монашеское житие; и потому да подвизаются иноки быть благим примером во всем» (Лествица 26.31).

Чему тут подражать?

Овощи, инокиня и св. Эквиций

“Случилось также, что одна раба Божия из женской обители, пошла однажды в монастырский сад. Увидев там овощи, она с жадностью начала их есть, забыв предварительно оградить себя крестным знамением; вдруг схватила ее нечистая сила и повергла на землю. Когда увидели ее в страшных мучениях, тотчас попросили отца Эквиция, чтоб он поспешил исцелить болящую своей молитвой. Едва только вступил в сад св. Эквиций, нечистый дух, вошедший в инокиню, начал ее устами кричать, как бы прося пощады: «Что я сделал, что я сделал? Я был в овощах, как она пришла и с ними приняла в себя и меня». Но человек Божий с великим гневом повелел нечистому духу выйти из инокини и никогда не возвращаться к рабе всемогущего Бога. Дух тотчас вышел и после не смел даже прикоснуться к ней” (Избранные творения / Святитель Григорий Великий Двоеслов; [Общ. ред.: проф. А. И. Сидоров]. — М. : Паломник, 1999).

«Кроссдрессинг» преподобных и юродивых

Преподобная Мария-Марин и отец ее преподобный Евгений жили в начале VI века в Вифинии (северо-западная область Малой Азии). Овдовев, преподобный Евгений решил уйти в монастырь, но дочь его не пожелала с ним расстаться и сопутствовала ему, переодевшись мужчиной. Они вместе вступили в обитель, недалеко от Александрии, где преподобная получила имя Марин. «Брат» Марин весьма преуспевал в добродетелях, отличаясь смирением и послушанием. Когда через несколько лет отец святой Марии скончался, она не перешла в женский монастырь, но еще больше усилила свои подвиги в мужской обители.

В «мужском образе» подвизались, например, преподобные Анастасия Патрикия (10 мар. ст. стиля), Анна Вифинская (13 ин., 29 окт.), Аполлинария (5 янв.), Евгения Римская (24 дек.), Евфросиния Александрийская (15 февр., 25 сент.), Матрона Константинопольская (9 нояб.). Подобные примеры есть и в относительно недавнее время (старец Досифей, подвизавшийся в Киеве и благословивший преп. Серафима Саровского на иноческий подвиг, был в действительности девицей, в миру Дарьей Тяпкиной). Блаженная Ксения Петербургская, начав свой подвиг, стала называться именем своего умершего мужа и носить мужскую одежду.

Какой нравственный урок из житий этих подвижниц должны извлечь россиянки?

Евпраксия Рязанская и сын Иван

В конце осени 1237 г. Батый потребовал от полулегендарного сына рязанского князя Юрия Ингваревича Фёдора привести ему на ложе жену Евпраксию. Получив отказ, Батый велел казнить Федора. Узнав о смерти мужа (по другим источникам — после захвата крепости Батыем), Евпраксия вместе с грудным ребёнком Иваном бросилась с крыши терема (Кривошеев Ю. В. Русь и монголы: исследование по истории Северо-Восточной Руси XII—XV вв.. — СПб: Академия исследования культуры, 2015. С. 140).

Получается, что княгиня Евпраксия совершила суицид, чтобы избежать надругательства над своим телом. Вместе с собой она погубила малолетнего сына, которому подобное, как кажется, не грозило.

Чему тут подражать?

Великий князь Димитрий Донской

История церковно-государственных отношений во время правления великого князя Димитрия Иоанновича не только не доказывает его «больших заслуг перед Церковью и народом Божьим», но и ставит под сомнение тезис о его «личной благочестивой жизни», которая, как известно, исключает регулярный гнев, непослушание, распри, ограбление и унижение митрополитов.

В июне 1378 г. митрополит Киприан направился в Москву, чтобы стать «одним митрополитом всея Руси» в соответствии с патриаршим решением.

По приказу великого князя он со свитой был задержан и ограблен, сутки пробыл под арестом «нагой и голодный в сырой тюрьме», а затем с позором выслан в Литву. Все это оскорбляло не только Киприана, но и Вселенского патриарха, императора и синод, потому что Киприан предъявил верительные грамоты, подписанные патриархом Филофеем, императором Иоанном V и синодом в декабре 1375 года.

Всех, кто были причастны к этому, митрополит Киприан предал «проклятию» и направился с жалобами на действия князя Димитрия в Константинополь. Как считает большинство исследователей, Дмитрий Иванович тогда был отлучён от церкви и проклят.

Вместо умершего Алексия Константинопольский патриарх рукоположил Москве Пимена (в митрополита Великой Руси и Киева). Князь Димитрий категорически отказался признать Пимена.

Когда осенью 1381 г. Пимен вернулся из Константинополя, по приказу великого князя он был «арестован под Коломной, его лишили свиты и знаков митрополичьего достоинства, как это было с Киприаном в 1378 году, после чего заточили, так что он долго кочевал из темницы в темницу по разным городам. Кое-кого из послов, устраивавших его посвящение в Константинополе, казнили» (Флоря Б.Н. Димитрий Иоаннович // Православная энциклопедия. Т. 15. — М., 2009 С. 116-132).

Какой же позитивный пример современным правителям западных и восточных славянских народов дала в 1988 году канонизация Дмитрия Донского?

Иосиф Волоцкий — идеолог уничтожения инакомыслящих

Князь Иван III колебался и спрашивал у Иосифа Волоцкого, не грех ли казнить еретиков.

Иосиф Волоколамский убеждал князя, что это не только не грех, но даже обязанность светских властей — преследовать еретиков:

всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням» (Просветитель. Слово тринадцатое).

Иосиф Волоцкий подробно описывает изощренный способ борьбы с ересью:

«Некоторых князь послал в Великий Новгород к архиепископу Геннадию. Тот же повелел посадить и спиной к голове коня, чтобы смотрели они на запад, в уготованный для них огонь, одежду же их повелел надеть задом наперед, а на головы повелел надеть им заостренные берестяные шлемы. И приказал архиепископ водить их по городу, и всем встречным приказал плевать в них и говорить: “Это враги Божии и хулители христиан”. После же повелел сжечь шлемы, бывшие у них на головах. Так поступил этот добрый пастырь, чтобы устрашить нечестивых и безбожных еретиков — и не только их устрашить, но и всем показать зрелище, исполненное ужаса и страха, чтобы видевшие его укрепились в правой вере. Других же еретиков князь сослал в заточение и в изгнание».

Страстотерпец Николай II и царица Александра

Святой царь Николая II имел нездоровое пристрастие к охоте. Последний император Российской империи убивал животных тысячами ради развлечения, что даже в его время не считалось нормальным.

В конце каждого охотничьего сезона составлялся итоговый список царских охотничьих трофеев. В этом списке у Николая II наряду с традиционными медведями, зубрами, оленями, волками постоянно присутствовали вороны, бродячие кошки и собаки. Причем в огромных количествах. Только за шесть лет (1896, 1899, 1900, 1902, 1908, 1911 гг.) царь застрелил 3786 «бродячих» собак, 6176 «бродячих» кошек и 20 547 ворон» (Зимин И.В. Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в. — М.: Центрполиграф, 2013).

Трудно понять, зачем были нужны эти несчастные собаки и кошки царю, где и как он их отстреливал.

Не было ли это своеобразным выходом для глубоко скрытой агрессивности внешне кроткого царя?

Результаты царской охоты зачастую напоминали бойню.

Приведу пару цитат из переписки царя с августейшей супругой:

Александра 9 сентября 1915 года, Царское Село

Моя икона с колокольчиком (1911 г.) действительно научила меня распознавать людей. Сначала я не обращала достаточного внимания, не доверяла своему собственному мнению, но теперь убедилась, что эта икона и наш Друг [Филипп] помогли мне лучше распознавать людей. Колокольчик зазвенел бы, если б они подошли ко мне с дурными намерениями; он помешал бы им подойти ко мне… За ними надо усиленно наблюдать. А ты, дружок, слушайся моих слов, — это не моя мудрость, а особый инстинкт, данный мне Богом помимо меня, чтобы помогать тебе.

Близкие к царской семье религиозные лица были практикующими магами и оккультистами. Некоторые из них принадлежали к сектам мистическо-харизматического толка.

Предметы, подаренные “Друзьями” (Филиппом Низье и Распутиным), царица воспринимала как амулеты.

В этом письме царица упоминает спирита, мага и предсказателя Филиппа. 

Авторитет Г. Распутина был для царицы Александры не просто «выше авторитета многих церковных иерархов”: она воспринимала их за «скотов».

Александра 12 сентября 1915 года, Царское Село

в Синоде большие скоты, я не могу их иначе назвать. Твой приезд сюда будет карательной экспедицией… Все министры никуда не годятся… все-таки, мой дорогой, вспомни, что ты немного медлителен, а тянуть время никогда не хорошо.

Иерархи Церкви платили царской семье той же монетой.

В «Обращении» Синода падение монархии было воспринято чуть ли не с восторгом:

«Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни… доверьтесь Временному Правительству».

Среди подписавших это «Обращение» отметим трех архиереев:

  1. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский (священномученик);
  2. Сергий (Страгородский), архиепископ Финляндский (будущий Патриарх Московский и всея Руси);
  3. Тихон (Белавин), архиепископ Литовский (будущий Патриарх Московский и всея России. Канонизирован в лике исповедников).

В личной переписке царя и царицы видна её нескрываемая ненависть к митр. Владимиру (Богоявленскому) и архиеп. Сергию (Страгородскому).

Царица настойчиво требовала их удаления из Св. Синода.

«Это был позор, позор России и царской семьи, и именно как позор переживался всеми любящими Царя и ему преданными. И вместе с тем это роковое влияние никак нельзя было ни защищать, ни оправдывать, ибо все чувствовали здесь руку дьявола», — писал тогда прот. Сергий Булгаков.

Святитель Николай Сербский

Канонизированный в 2003 г. Сербской Церковью епископ Николай (Велимирович) придерживался антисемитских взглядов, одобрял национальную политику Гитлера и до конца жизни сохранял предрасположенность к сербско-фашистской идеологии.

Подведем итоги

Являются ли жития святых нравственным ориентиром в современной жизни?

Ни в коей мере!

Считаю необходимым оградить от чтения подобной средневековой литературы детей, подростков и неокрепших неофитов, включая семинаристов.

Житийную литературу должны изучать специально обученные специалисты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Jekaterina

    Агиография — это отдельный вид литературы, вдохновлённый античным и средневековым героическим эпосом — там всё смешалось, кони, люди… Так же как античная ритуальная живопись легла в основу иконографии ( фаюмские портреты, например), так и церковная гимнография и агиография возникли не на пустом месте. На эту тему достаточно исследовательских работ. Но не нужно быть специалистом, чтобы так же очевидна была посредственность большинства этих произведений, а часто и просто зашкварный примитивизм. И тут в действие вступает магическое мышление. Люди, у кого магическое мышление сильно развито, невротики, люди страдающие обсессивно-компульсивным расстройством, и другими нестабильными состояниями, через религию удовлетворяют свои невротические потребности и компенсируют страх перед неконтролируемым миром, поэтому им по барабану высокий штиль и законы формальной логики. Для них все составляющие религиозного культа, включая агиографию, это бессознательный способ снять тревогу и дискомфорт. Поскольку осознанность отсутствует, любая критика будет чаще всего воспририматься арессивно. Степень критичности может меняться. Поэтому любые критические работы только приветствуются. Современная наука и медицина может людям помочь более эффективно существовать в этом мире, чем религиозные практики.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: