Лицемерие РПЦ против католического снисхождения (Fiducia supplicans)

25 марта 2024 г. опубликован документ «О православном отношении к новой практике благословения «пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар» в Римско-Католической Церкви».

В нем отмечается, что “выраженные в декларации «Fiducia supplicans» идеи представляют собой существенное отклонение от христианского нравственного учения и требуют богословского анализа”.

Ранее я делал обзор документа «Fiducia supplicans» и пришел к выводу, что “Отношение Ватикана к гомосексуальным парам НЕ изменилось”.

«“Авторы декларации предлагают избегать ситуаций, когда «для простого благословения требовались бы те же нравственные условия, что и для принятия таинств»».

Что за глупость? В РПЦ всегда избегают ситуаций, когда «для простого благословения требовались бы те же нравственные условия, что и для принятия таинств»».

В словах спикеров РПЦ просматриваются “двойные стандарты”: де-юре они категорически против греха и обличают грешников, а де-факто вся франшиза РПЦ держится на сервилизме не только перед богатыми “грешниками”, но и перед обедневшими захожанами — лишь бы денежку пожертвовали. Как говорится в известном анекдоте, за 4000 евро мы и над собачкой отпевание проведем.

«Отсутствие моральных требований к тем, кто благословляется, обосновывается желанием не затмевать любовь Бога. Однако любовь Божия к человеку не может служить основанием для благословения пар, находящихся в греховном сожительстве».

Почему Церковь так зациклена на сексе?

“Почему мы стремимся узнать, что делают взрослые люди одного пола в уединении своих спален? Попытка взглянуть через замочную скважину никогда не является чем-то достойным уважения. Какой вред они делают другим?” (митрополит Каллист (Уэр)).

А ведь самые страшные грехи согласно ее же учению лежат совсем в иной плоскости:

диавол “не ест, не пьет и не спит” (Феодор Студит), “даже если он захочет блудствовать, то не сможет — у него нет тела” (Никон Святогорец). Приведу еще совет преп. Амвросия Оптинского для молодых монахов: «Не бойся никакого греха, даже блуда, а бойся поста и молитвы».

А что говорится в Библии?
Посмотрите на список апостола Павла:

“нечестивые не имеют доли в Божьем Царстве… Не обманывайте себя: ни развратники, ни идолопоклонники, ни распутники, ни гомосексуалисты (ложись они снизу или сверху), ни воры, ни хапуги, ни пьяницы, ни клеветники, ни грабители не имеют доли в Божьем Царстве” (1Кор 6.9-10).

Почему-то из этого перечня в качестве красной линии РПЦ выбрала только гомосексуальность, демонстративно отстраняясь от таких людей и отказывая им даже в простом благословении.
Вы слышали, чтобы священники отказывались освящать квартиры и автомобили неверным мужьям, ворам, авантюристам или алкоголикам? А ведь воры и хапуги приносят людям реальный вред, в отличие от сторонников мужелюбия.

Грешнику говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? Когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься (Пс 49:16-18).

«Речь идет о введении некоей формы косвенной легитимизации того, что, по сути, является нелегитимным».

Как говорит старая мудрость, громче всех кричит «Держи вора!» сам вор.


Последние 25 лет финансовые потоки РПЦ подпитывались очень грязными источниками. От священника до патриарха — каждый принимал “пожертвования” от бандитов, олигархов и предпринимателей, скромно помалкивая о необходимости обращения указанных грешников на путь истинный.
Александр Починок рассказывал, что в середине 90-х годов

«церкви предоставлялись разные виды льгот, в основном в виде квот на ввоз подакцизных товаров». «РПЦ или некоторые ее подразделения, отдельные персоны занимались импортом в нашу страну табака, алкоголя».

Такой “ввоз беспошлинных товаров” имел скандальные последствия: миллиарды сигарет слабо коррелируют с миссией Церкви. Разве этот табачно-алкогольный бизнес РПЦ не является “формой косвенной легитимизации того, что, по сути, является нелегитимным”? Последние 25 лет “грешники” воспринимали происходящее именно так, продолжая грабить, убивать и совершать финансовые махинации.

Но проблема не только в связях Русской Церкви с грязными деньгами криминалитета.
Приходящих по праздникам в храм россиян праведниками тоже не назовешь. Лишь 20% россиян считают, что заниматься сексом, не вступив в брак, нельзя. Россияне не разделяют понятия брака незарегистрированного и брака официального. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 г. 8.1% мужчин и 6.7% женщин (в совокупности около 9 млн человек) в России состояло в незарегистрированных отношениях. Декларация «Fiducia supplicans» имеет к таким парам (“находящимся в неурегулированной ситуации”), непосредственное отношение. Однако спикеры РПЦ видят проблему исключительно в нетрадиционных отношениях, как будто разводы и копуляции с любовницами — это традиционно семейные формы отношений.

«Текст декларации составлен таким образом, что из него можно заключить, будто греховный образ жизни не служит препятствием к богообщению».

Тут спикеры РПЦ снова наступают на свои богословские грабли.
Под “греховным образом жизни” патриарх Кирилл со товарищи в большинстве случаев подразумевает однополые отношения или операции по смене пола. Но ведь понятие греха в православной амартологии намного шире!

“Писание говорит, что все во власти греха” (Гал 3.22). “Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас” (1 Ин 1.8).

Поэтому ситуация выглядит комично: одни грешники осуждают и отвергают других грешников, совершенно не собираясь менять собственный образ жизни.

А ведь “Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и: «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона” (Иак 2.11).

Мне одному здесь мерещится образ фарисея-святоши? А еще здесь можно вспомнить про ханжество, то есть показную (демонстративную) форму благочестия и набожности при тайной или явной неверности исповедуемым идеям (элита РПЦ погрязла в гомо-отношениях).

Церковные люди даже Таинство исповеди превратили в “форму косвенной легитимизации того, что, по сути, является нелегитимным”. Произнося на Исповеди “согрешил делом, словом и помышлением”, рядовой грешник вряд ли уверен в том, что при появлении нового соблазна или при стечении обстоятельств он снова не сорвется в эти же самые страсти-мордасти. Поэтому обычная исповедь больше напоминает пустословие пред лицем Божиим, чем нравственное перерождение.
Это касается не только церковных старушек или студентов-невротиков — весь церковный строй изъеден этой ржавчиной. Кстати, Сергей Фудель слышал, как один московский протоиерей называл таких женщин “православными ведьмами”. В храме они лебезят священнику и проливают тёплые слезы на Исповеди, а дома или в поликлинике устраивают своим ближним кромешный ад.

Полагаю, что это однозначно “греховный образ жизни”, но никто из спикеров не заявляет, что их (старушек, студентов и священников) образ жизни “служит препятствием к богообщению”.

Вполне вероятно, что пара, испрашивающая благословения без выражения желания отказаться от греховного образа жизни, хотела бы получить легитимизацию своих отношений, не соотносимых с нормами христианской жизни, для успокоения совести.

“Вполне вероятно”? Подобные домыслы в богословском документе меня просто обескураживают. За 15 лет священнического служения я встречал самых разных людей. Были ЛГБТ-пары, которые просили освятить кольца, но были и люди, которые запутались в себе и в церковных запретах, но при этом и думать не могли о “получении легитимизации своих отношений”. Все люди разные, поэтому подобные домыслы и поспешные обобщения указывают на профнепригодность составителей данного документа РПЦ.
Кстати, описанные в евангелии отношения между мужчинами ни у кого (кроме, разве что, у Элтона Джона) не вызывали подозрений в каком-то скрытом эротизме (греческое слово эрос в евангелии не используется):

— «Иисус, взглянув на него, полюбил (ἠγάπησεν) его» (Мар.10:21);
— «Иисус же любил (ἠγάπα) Марфу и сестру ее и Лазаря» (Иоан.11:5);
— «Один же из учеников Его, которого любил (ἠγάπα) Иисус, возлежал у груди Иисуса» (Иоан.13:23).

«Документ, по сути, приравнивает сожительство лиц одного пола к внебрачному гетеросексуальному сожительству».

А почему бы не приравнивать?
Отношение Церкви к серьезности проступка отражено в тяжести епитимии (отлучении от причащения). Откроем корпус канонического права.

Согласно 58-му правилу свт. Василия Великого, «прелюбодействовавший пятьнадесять лет да не приобщается Святых Тайн”. А в 7-м правиле указано, что “мужеложники и скотоложники и убийцы и отравители и прелюбодеи и идолопоклонники тогоже осуждения достойны”.

Кто-то из адептов РПЦ скажет сейчас, что мужеложники и прелюбодеи достойны одинакового осуждения?
Кстати, византийский канонист Вальсамон, замечает, что эти

“определения ясны по выражению, но на деле крайне неудобоисполнимы. Ибо никто не врачуется согласно с их содержанием; и если бы не неизреченная милость человеколюбивого Бога, погибла бы всякая плоть”.

В итоге исторически отношение к сексуальному поведению менялось, порой очень серьезно.
В документе ХII века «Вопрошание Кириково» монах Кирик Новгородец обращается с различными житейскими вопросами к архиепископу Нифонту. Осуждая брачные связи, святитель разрешил причащать на Пасху холостых мужчин, если они согрешили с незамужними женщинами.
В каноническом памятнике Московской Руси – номоканоне — нивелировано различие в степени тяжести преступлений в сексуальной сфере и указано одно и то же церковное наказание (15 лет отлучения от причастия) для разных грехов в сексуальной сфере:
— прелюбодеяние и блуд (измена супругу и секс вне брака);
— мужеложество (анальный секс с участием двух мужчин).
Наказание за анальный секс с мужчиной на Руси колебалось от 8 лет покаяния в XIII веке до 3 лет в XV–XVI веках.

«Указанное применение «расширенного» понимания благословений к «однополым парам», вызывает принципиальное несогласие. Если благословение призвано исцелить человеческие отношения присутствием Святого Духа, то таковым исцелением в данном случае может быть только прекращение греховных отношений».

Это категоричное утверждение не отражает позицию Древней Церкви. Например, свт. Василий Великий называл конкубинат (длительное сожительство с любовницей) блудом, однако предписывал не прерывать данный вид отношений при наличии сильного стремления к нему во избежание более тяжких последствий (26-е правило свт. Василия Великого). Совсем недавно почивший митрополит Каллист (Уэр) обратил внимание общественности на

“аномалию в отношении к гомосексуалистам во время проведения таинства исповеди”: “гомосексуалист, приверженный устойчивым и любящим отношениям, рассматривается более жестко, чем гомосексуал со случайными и беспорядочными половыми связями, и который ищет не настоящую любовь, а удовольствие. Здесь что-то пошло не так”.

Представление, что половозрелый человек исключит из своей жизни секс, утопично и жестоко. В итоге Церковь и гомофобное общество подталкивают геев к однократным сексуальным контактам, за что впоследствии их и осуждает.

«Следует отметить и то, что лица, находящиеся в греховных союзах, называются «обездоленными», как будто нравственный изъян не предполагает их сознательного и свободного выбора. Акцент смещается с осмысления факта принятия нравственного решения грешником на бедственный характер его ситуации».

Это правильный акцент, святоотеческий.

«Грех делает нас более несчастными, чем виновными», — писал преп. Иоанн Кассиан Римлянин.

А вот попытка стигматизации людей, имеющих “нравственный изъян” свидетельствует о нецерковном, бюрократическом и бесчеловечном перекосе у спикеров РПЦ.

«Церковь, с материнской любовью и снисхождением принимая всякого отдельного грешника, просящего у нее благословения, не может в какой бы то ни было форме благословлять «однополые пары», поскольку это будет означать фактическое согласие Церкви на союз, имеющий греховный характер».

Если бы иерархи РПЦ были последовательны в этом тезисе, они бы приняли драконовские законы в отношении всех остальных “грешников”.
Священники прекратили бы освящение не только ломбардов и публичных домов, но и обычные жилища любодеев, а также освящение верб и куличей «сладких парочек» без колец или с кулоном в виде знака зодиака.
В качестве примера приведу оформленный Синодом “отказ в крещении детей, рожденных от суррогатного материнства”:

“Ребенок, рожденный при помощи «суррогатного материнства», может быть крещен только после того, как воспитывающие его лица осознают, что с христианской точки зрения подобная репродуктивная технология является нравственно предосудительной, и принесут церковное покаяние”.

В документе есть туманный намек на недопустимость крещения детей, которых не собираются воспитывать по канонам Церкви. Просто представьте себе, если этот критерий начнет работать в России со всей серьезностью.
А еще следовало бы отказывать в венчании большинству желающих.
По действовавшим в Русской Церкви до 1904 г. положениям, виновный в расторжении брака осуждался на пожизненное безбрачие. Указом Синода от 14.07.1904 г. было разрешено таковым лицам просить правящего архиерея о дозволении на вступление в новый брак, при этом новый брак был возможен только после канонически предусмотренной за прелюбодеяние 7-летней епитимии (Трул. 87; Анкир. 20; Васил. 77).
Почему же теперь венчают фактически всех второбрачных? Это снисхождение к грешникам или всё же жажды наживы?
А еще можно прекратить венчание тех пар, которые вступили в брак без разрешения родителей. Судя по церковным канонам, это блуд, то есть это преступная связь (38-е правило свт. Василия Великого). На основании этого правила Константинопольский Синод в 1038 г. признал недействительным брак дочери, заключившей его без согласия отца.
Еще пример про вступление в брак с инакомыслящими. В 72-м правиле Трулльского Собора сказано, что

“недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаться. Аще же усмотрено будет таковое, брак почитати не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Аще же кто постановленное нами преступит, да будет отлучен».

Мне одному кажется, что Русская Церковь давно пошла путем отступничества от канонов, изменять или отменять которые может лишь Вселенский Собор?
Церковные каноны не оперируют понятием сексуальной ориентации и рассматривают исключительно поступки.
Современное восприятие гомосексуальности включает в себя самые различные формы взаимодействия лиц одного пола:
— эмоциональная привязанность к не родственнику и братание (партнерство);
— публичные объятия;
— поцелуй в губы;
— прикосновение к половым органам лиц своего пола;
— созерцание обнаженной фигуры;
— совместный отдых и сон;
— взаимная мастурбация;
— оральный секс;
— петтинг (секс без проникновения в анус);
— анальный секс.
Существует стереотип, будто в Библии и в церковных правилах однополые отношения находятся под строгим запретом. Но по факту там жестко табуируется лишь анальный секс, а остальные сексуальные практики рассматриваются как баловство.
Следует понимать, что многие мужчины-геи и бисексуалы в целом не практикуют анальное проникновение. Поэтому если мужчины обнимаются, целуются и спят в одной кровати, библейские и церковные запреты не имеют к такому взаимодействию почти никакого отношения.
Называть геев содомитами так же неправомерно, как утверждать вслед за апостолом, что все критяне — лжецы (Титу 1.12).
Представьте себе, что два любящих друг друга мужчины клянутся на Евангелии, что никогда не занимались анальным сексом и никогда этого не сделают (а таких гомосексуалов очень много). Позволит ли руководство РПЦ благословлять такой союз сердец?

На Руси полагали, что «грех есть целоваться, язык в рот воткнув жене или другу. Епитимья – 12 дней, поклонов – по 60 на день» (Из «Правила святых (отец) о епитимьях»).

А если исключить проникновение языка, то целоваться можно? Конечно!

Апостолы Петр и Павел давали совет лобзать христиан при встрече:

«приветствуйте друг друга святым целованием» (1Кор.16:20), «приветствуйте друг друга лобзанием любви» (1Пет.5:14).

Церковный устав предписывает на Пасху, поздравляя настоятеля прихода, целовать его в губы:

«и приходят прежде честнейшии церковницы, и старцы, един по единому… И целуют кийждо их честный крест… Таже и самого настоятеля во уста целуют, глаголюще: Христос воскресе».

11 правило святого Иоанна Постника предписывает сравнительно простую епитимию при взаимной мастурбации: «Когда два, взаимно, сделают малакию, то наказываются, как за двойную малакию, восьмидесятидневной епитимией». Константинопольский патриарх в 582—595 годах подобное деяние воспринимал чуть более серьезным, чем рукоблудие, и никак не ассоциировал с содомским грехом, отлучение за который достигало 15-18 лет. Из «Вопрошанья-исповеданья» (XIV в.) видно, что если «с кумом или с ближним игра до семени — 40 дней сухо есть».
Пример особых мужских отношений можно найти в традициях христианской Европы. В средние века там был распространен особый обряд братотворения (двое мужчин, не состоящих в кровном родстве, становятся братьями), то есть церковного благословения двух христиан, стремящихся к тесному духовному общению и братской взаимопомощи в делах.
Кодекс Барберини гр. 336 (VIII в.) является самым древним из дошедших до нас и наиболее известным списком требника константинопольской традиции, бывшей в употреблении вплоть до конца XVI столетия. Он содержит молитву «На братотворение».


Позднее окончание чина стало отражать некоторые национальные особенности: после Причащения священник берет «старейшего» из побратимов за руку, а тот — своего нового брата, и они, держась за руки, с пением стиха Пс 79. 15 идут «на обед» (в русских былинах: один из побратимов всегда считается старшим, хотя оба принимают обет взаимного послушания (например, «Бой Добрыни с Ильей Муромцем»), а в летописях упоминаются братские пиры — братчины (ПСРЛ. Т. 2. Л. 83)).
В греческих Евхологиях c XIII в. отмечается усложнение ритуала: один из участников кладет руку на Евангелие, второй — свою руку поверх его, иерей знаменует их крестом, а после отпуста братья целуют Евангелие и друг друга. В рукописи 1153 г., побратимы держат друг друга за руки, а иерей с крестом в руках трижды читает Пс 132. По русскому Требнику, вступающие в союз не только кладут руки на Евангелие, но священник связывает их одним поясом и после Причащения обводит вокруг аналоя с пением избранных стихов (Пс 79. 15; 111. 1; 132. 3), то же встречается иногда и в греческих Евхологиях.
В настоящее время русские и греческие требники не содержат указанный чин. В середине 90-х гг. XX в. представители сексуальных меньшинств стали использовать чин Братотворения при заключении однополых браков. Выводы автора соответствующей статьи в «Православной энциклопедии» таковы:

«В связи с изменением культурной ситуации чин Братотворения в настоящее время, скорее всего, будет неадекватно воспринят обществом, поэтому возврат к его духовному пониманию и введение его в литургическую практику вряд ли возможны».

И последнее.

«Лесбиянство не имело в Древней Руси и Московии своего наименования и лишь когда оно переходило в рукоблудие, считалось предосудительным. Ласки же и поцелуи между девочками составляли, как правило, обязательную часть многих народных игр, так что некоторые церковные деятели, даже в случае лишения участниц этих игр девства, назначали за это очень легкие наказания».

12 или даже 40 дней епитимьи вряд ли можно назвать серьезным наказанием — примерно такое же покаяние духовные отцы назначали за распевание мирских песен и танцы.
Но РПЦ в XXI в. забыла свои же традиции и правила, обрушившись с осуждением на проявления жизни обычных и очень разных людей. Стигматизация этой темы является нецерковным нововведением.

P.S.

Позиция РПЦ, отраженная в новом документе основана на том, что широким массам еще не известны гомо-похождения львиной доли епископата.
Подробнее я писал об этом в статьях Трое в лодке, не стесняясь…  и Гей-лобби в РПЦ.

Литература

  1. «А се грехи злые, смертные…» Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России. Тексты, исследования. М.: «ЛАДОМИР», 1999
  2. Братотворение // Православная энциклопедия. Т. 6. — М., 2009. С. 190-194
  3. “О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери»”. Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 г.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Фома Философ

    Очень интересно !спасибо!!!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: