Сразу после моего каминг-аута протодиакон Андрей Кураев разместил в своем ЖЖ сообщение “К портрету митрополита Меркурия”.
Там он пишет:
Год назад я сообщал, что … протоиерей Александр Усатов попал под запрет.
Он тогда заявлял: «24 марта 2020 года, указом митрополита, я запрещен в священном служении на основании причин, не соответствующих реальности, и решил покинуть все церковные посты, должности и оставить сан«.
Увы, причины запрета оказались вполне соответствующими вполне определенной реальности.
«Теперь я готов открыть всю картину целиком: я не мог больше оставаться в церковной системе не только потому, что стал атеистом. Я — гей и никогда не чувствовал себя в безопасности в РПЦ, а в последние годы стал объектом травли со стороны митрополита и его окружения, знавших о моей ориентации…”.
Удивительно, что этот священнослужитель сам находится в подвешенном состоянии, но допускает такие неприятные выпады.
Во-первых, он намекает на то, будто я солгал, и будто моя первая версия причин запрета касалась блудных грехов. Это не так. У митрополита уже вошло в привычку запрещать в служении за клятвопреступление. Логика здесь проста:
“ты обещал же перед хиротонией до гроба служить Богу и слушаться архиерея, но в итоге нарушил свою клятву”.
Этого обвинения в клятвопреступлении я не признаю.
Заметим, что в 25-м апостольском правиле скопом упоминаются три причины для прещения: “блудодеяние, клятвопреступление и кража”. Странно, что Андрей Кураев не заподозрил меня и в краже заодно.
Во-вторых, этот указ о запрещении в служении содержал упоминание моей “болезни”. Это измышление митрополита и клевета.
В-третьих, указ о запрете был реакцией на мое прошение о лишении сана, поскольку “я неверующий человек”.
Зачем Кураев извратил всё так, будто митрополит Меркурий наказал меня за гомосексуальные связи?
Это ложь.
Печально, что сражаясь с митрополитами, Андрей Кураев использует такие нечестные приемы.
Напомню, что до начала гей-скандала Кураев утверждал, что непрактикующий гомосексуалист может стать православным священником.
“А если человек принял священный сан и лишь затем осознал себя в психологическом смысле гомосексуалистом. Должен ли духовник требовать от такого человека отказа от священного сана? Мне кажется, что нет” (Кураев А.В. Женские вопросы к церкви).
Я описал подобную ситуацию, и что же пишет обо мне Кураев?
“Меркурий, уже зная все, возвел его в протоиереи, оставил преподавать в семинарии и поставил курировать систему епобразования. Значит, митрополит не видит греха в гомосексуализме”.
Но ведь и прежний Кураев не видел проблем в самой гомосексуальности. Что значит фраза Кураева про “еще не совершивших гомосексуальных поступков”? Церковные каноны в качестве препятствия упоминают только анальный секс, например с собственной супругой. А вот пасхальное целование настоятеля в уста прямо предписывается Типиконом.
Почему же Кураев всё это написал? Я вижу ситуацию так.
Полагаю, что Кураеву на самом деле наплевать на судьбы священников и семинаристов в РПЦ.
Кураев известен своим суперкритичным отношением к епископату РПЦ, но есть один епископ, которого он с удивительным постоянством изображает только в положительном свете — это Тихон Шевкунов. При том, что митрополит Тихон представляет фундаменталистские взгляды, то самое глубинное православие, которое критикует Кураев, с почитанием старцев, отторжением науки, эволюции и Запада. Достаточно почитать сайт Шевкунова Православие.ру.
То есть общностью взглядов невозможно объяснить тот пиар Шевкунова, который стал визитной карточкой кураевского блога.
Уже многие годы Кураев пытается дискредитировать конкурентов Тихона Шевкунова на пути к патриаршеству. И митрополит Меркурий — один из них.
Кураев прямо противопоставляет «яркого, идейного, бессеребренника» Тихона развращенным и опустившимся гей-епископам.
Полагаю, именно этим объясняется его пыл в борьбе с гей-лобби в РПЦ.
Шевкунов — это путь Кураева к реваншу в системе РПЦ, к статусу и постам, которых ему не дал Кирилл. В 2008 году он горячо поддерживал одного епископа, обернувшегося катастрофой для РПЦ, а теперь поддерживает другого, еще более худшего. И только ради собственной эгоистической выгоды.
В голове одно не укладывается. Зачем Вы стали священником?
Зачем Кураеву добиваться реванша? Он вполне счастлив внуков нянчить
Не знаю насколько реваншизм в трактовке автора реален, но то, что Кураев в крайне обиженной позиции — это явствует из всех его интервью и постов последнего времени и он совершенно своих настроений не скрывает. При чем, крайне негативное, истеричное отношение к патриарху Кириллу сейчас очень контрастирует с тем, как Кураев защищал патриарха в деле с часами: «Это тоже форма смирения: не стилизовать себя под странствующего нищего монаха, а смиренно пользоваться тем, что дают тебе люди и Церковь, но при этом сердцем не прикипая к этим вещам», — сказал отец Андрей. https://diak-kuraev.livejournal.com/31284.html
И я очень сильно сомневаюсь, что находясь такое колличество лет в церковной среде и кулуарах, наличие гей-лобби в управлении РПЦ, денежные махинации или мракобесие отдельных лиц, для Кураева стало громом среди ясного неба.
Теперь-то, конечно, Кураев свои ошибки осознал и «переобулся», как опытный партаппаратчик. Но на триумфальное возвращение я бы не расчитывала, хотя как знать.