Старые наставления для современных епископов

Рег­ла­мент (Ус­тав) Ду­хов­ной кол­ле­гии 1721 года — так назвали за­ко­но­да­тель­ный акт, ре­фор­ми­ро­вав­ший сис­те­му управ­ле­ния Российской пра­во­слав­ной церк­ви.

Про­ект Духовного регламента по по­ру­че­нию ца­ря Пет­ра I был со­став­лен епископом Псков­ским Фео­фа­ном Про­ко­по­ви­чем. По­сле мно­го­численных ис­прав­ле­ний и по­пра­вок ца­ря, а так­же са­мо­го ав­то­ра, се­на­то­ров и ду­хо­вен­ст­ва был ут­вер­ждён ука­зом Пет­ра I от 25 янв. (5 февр.); в окон­ча­тель­ной ре­дак­ции опуб­ли­ко­ван 16(27) сен­тяб­ря.

В 1917 Духовный регламент был от­ме­нён По­ме­ст­ным со­бо­ром РПЦ. С тех пор много воды утекло.

В XXI веке указания Духовного регламента воспринимаются как неслыханные реформы!

О строительстве ненужных, т.е. безлюдных храмов, и распространении слухов про ложные чудеса

Смотрети же должен Епископ, чего смотреть обещался с клятвою на своем поставлении, сиесть о монахах, дабы не волочились безпутно, дабы лишних безлюдных церквей не строено, дабы иконам Святым ложных чудес не вымышленно; також о кликушах, о телесах мертвых несвидетельствованных, и прочих всего того добре наблюдать.

Против умножения комплектов архиерейских облачений

тако ж священнаго себе одеяния и всего платья, над подобающую чести своей потребу, не умножали.

Вспомним, для примера, про «домик для облачений» митрополита Меркурия!

О посещении епископами приходов в летнее время и ночевке в палатке, а не в отеле или съемных апартаментах

Время летнее кажется быть угоднейшее к посещению, нежели зимнее. Се же того ради, что не так много летом, как зимою и сам Епископ и церкви посещаемыя на корм и иныя нужды его издержать. Не надобе сена, а дров мало треба. Хлеб, рыба, корм конской дешевее. И может Епископ не далече от города на поле в палатке время перестоять, чтоб не трудить священства, или граждан квартирою, наипаче где город убогий.

Против поборов епископа с приходских священников и монастырей ради трапез со званными гостями

Если Епископ похощет звать к себе гостей, то весь бы тот трактамент своею казною отправлял, а не налагал бы побору на священство, или на монастыри. И не может извинитися убожеством своим: ибо не по долгу, но по свободной своей воли звать гостей или не звать будет.

Против алчности и дерзости иподиаконов и помощников епископа — «лакомых скотин»

Ибо слуги Архиерейские обычне бывают лакомыя скотины; и где видят власть своего владыки, там с великою гордостию и безстудием на похищение устремляются.

P.S.

Патриарх Алексий I прямо писал об архиереях ХХ века: «нарождается новый класс капиталистов».

Источник:
Духовный регламент, тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца всероссийского, по соизволению и приговору всероссийского духовного чина и Правительствующего Сената, в царствующем Санктпетербурге, в лето от Рождества Христова 1721, сочиненный. / Сост. Феофан (Прокопович). — Изд. 1. — Москва: Синодальная типография, 1856. — 198 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. философ Фома

    Ясное дело что при верховенстве закона для всех конфессий в Рпц МП начнутся тяжелые времена ну почти как при духовном регламенте Петра1. Жаль что Петр не ваел лютеранство вместо православия

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: