- Стефан не был диаконом
В книге Деяний Стефан и остальные члены Семи не названы диаконами в современном смысле этого слова.
Поводом для установления их служения была не необходимость помощи при совершении богослужения, а социальное служение (диакония): их задачей было “прислуживание у столов” (Деян 6.1-3) при ежедневных раздачах еды вдовам. Служение Семи в тексте противопоставляется “молитве и проповеди Слова” (Деян 6.4). Таким образом, они были не священнослужителями, а социальными работниками и катехизаторами.
Филиппа – «одного из семи» — Дееписатель называет «благовестником» (εὐαγγελιστοῦ Деян 21.8).
Со ссылкой на мнение свт. Иоанна Златоуста, в 16-м каноне Шестого Вселенского Собора служение «семи мужей» не признается диаконским. В этом правиле Семь отличаются от «мужей, служащих таинствам», ибо в то время «степени диаконов не было в Церквах. Имя диаконов не было известно и употребительно».
- Странные обстоятельства гибели Стефана
Лука сообщает, что Стефан был побит камнями (Деян 7.57–60).
Поскольку Синедрион не имел права жизни и смерти, не понятно, как враги Стефана рискнули на подобную дерзость. Еп. Кассиан (Безобразов) предполагал, что это стало
“возможно или благодаря отсутствию прокуратора, или по его попустительству”.
В случае расправы над Иисусом ситуация описана иначе: «
Берите Его сами и судите по своему закону», — сказал им Пилат. «Мы не имеем права предавать кого-либо смерти», — возразили они” (Ин 18.31).
- Антихрамовое провозвестие Стефана
На иконах Стефана обычно изображают с кадилом, то есть как служителя культа.
Но из его слов к обвинителям можно сделать вывод, что он был противником храмового культа.
К суду Синедриона он был привлечен по обвинению в хуле на храм и на закон (Деян 6.11–14). В своей речи (Деян 7.2–53) он прошел мысленным взглядом события ветхозаветного прошлого, чтобы пояснить свое отношение к храмовому культу. Бог всегда пребывал со Своим народом без стационарного Храма. Дом Богу построил только Соломон (ст. 47), и значение этого достижения Стефан тотчас же поставил под сомнение:
“Вездесущий Бог, сотворивший небо и землю, живет не в рукотворимых храмах” (Деян 7. 48–50).
Итак, Стефан поставил под вопрос сам храмовой культ (ст. 47–50): для служения Богу-Творцу храмы, созданные человеческими руками, не нужны.
Еп. Кассиан (Безобразов) озвучил мнение, что
мысль о культе без Храма была распространена в тех кругах эллинистического иудейства, к которым принадлежал Стефан.
Подведем итоги.
- Стефан не был диаконом. Скорее, он был социальным работником и катехизатором.
- Рассказ про осуждение Стефана на смерть в условиях римской оккупации кажется сомнительным. В евангелии от Иоанна такая возможность осуждения Синедрионом иудея на смерть отрицается.
- Стефан и его окружение не связывали действие Божией благодати с храмовым культом. Изображение Стефана на иконах с кадилом является анахронизмом.