Новостной портал «Батайское время» сообщает, что в
“Батайске сложилась теневая монополия на отпевание покойных”.
На самом деле в “прощальной комнате при морге” чин отпевания совершают клирики Ростовской-на-Дону епархии (говорят, что в их число входит иерей Филипп Удовенко, а также иные клирики благочиний Ростова-на-Дону), а вовсе не мифические “самозванцы” или “бандиты”, которые “выдают себя за священников”. Митрополит Меркурий подобный заработок на территории чужого благочиния называет «нарушением корпоративной этики».
Этот скандал позволяет сделать некоторые выводы.
- В условиях пандемии между священниками конкретной епархии разгораются нешуточные противостояния. Из-за денег.
- Попытка взять под контроль отпевание в “прощальной комнате при морге” равносильна запрету совершать отпевание на дому или на кладбище. Это касается и вообще совершения всех треб вне стен храма (крещение, соборование и т.д.).
В 2014 г. Синод Русской Православной Церкви попытался жестко
“определить территориальные границы приходов в сельской местности, приписав каждый населенный пункт к определенному приходу”.
Иными словами, в конкретном поселении требы может совершать не приглашенный издалека священник, а исключительно служитель храма данного поселения:
“требоисправление на созданных таким образом приходских территориях должно осуществляться духовенством прихода, за исключением тех случаев, когда необходимо безотлагательно исповедовать и причастить тяжелобольного или крестить младенца при опасении за его жизнь”.
Однако в масштабах города подобная регламентация фактически невозможна. Поэтому Синод ограничился следующим предписанием:
“в городах между приходами должна быть распределена ответственность за взаимодействие с образовательными, медицинскими и иными учреждениями”.
В данном случае мы видим совместный проект
“морг + духовенство епархии”.
За распределение этой ответственности должен отвечать митрополит и отец благочинный.
Позволяя выносить “сор из избы” на рассмотрение депутатов городской Думы Батайска, митрополит фактически расписался в неспособности управлять кадрами и слил информацию об участии своих клириков в полубандитском бизнесе. А молодой отец благочинный подставил своих же собратьев-коллег.
Сообщается, что члены думской комиссии по ЖКХ создали рабочую группу для проверки информации о коррупции в похоронном деле Батайска, в муниципальном предприятии «Ритуальные услуги» началась проверка Контрольно-счетной платы города. Таким образом, данный скандал касается не только законодательной власти, но, вероятно, и судебной.
Однако, церковные каноны запрещают выносить внутрицерковные споры на светский суд (12-е правило Антиохийского Собора). Лишь межконфессиональные конфликты, а также конфликты с раскольниками, не затрагивающие вопросов вероучения, могут выноситься в светский суд (59-е правило Карфагенского Собора).
P.S. В фильме “Двенадцать” (2007) директор кладбища рассказывает про грязные технологии выкачивания денег из родственников покойного:
“Хороните вы кого-нибудь из близких людей… Ну, отпевание, панихида…”.
Сотрудники кладбища кладут на дно свежевырытой могилы полиэтиленовую пленку и заполняют ее водой. За взятку размером 500$ покойника захоранивают в соседней сухой могиле. В конце рассказа директор кладбища спрашивает своих слушателей:
“Что вы так на меня смотрите? У вас как-то по другому? Все в обойме. Все. Только каждый в своей… Эта схема работает везде: на стройке, в больнице и на кладбище”.
Позволю себе уточнить этот перечень — “и в церкви”.
Как говорил Иисус,
«Где труп, туда соберутся стервятники» (Луки 17.37).
В греческом тексте стоит термин αετός — «орел, стервятник». В современном переводе Библии его перевели как «стервятник». Название этой птицы происходит от древнеславянского слова «стерво» — падаль. Действительно, основу питания стервятников составляют мертвые животные. В отличие от них орлы добывают пищу исключительно активной охотой и не побираются падалью.