Протоиерей Андрей Ткачев оскорбил нерожавших женщин:
“Женщине дана утроба для того, чтобы рожать.
И грудь дана, чтобы кормить.
Она всю жизнь прожила и не кормила грудью – зачем эта грудь ей нужна? Лучше бы ты была мальчиком. Ну, правильно? Ну, зачем бесполезное всё?
Вспомни, Господи, всех этих людей, которые на сегодняшний день пока что не зачинали и не кормили.
Пусть зачнут, и родят, и кормят”.
1. Не понятно, чем мальчик “лучше” для священника, чем нерожавшая женщина? Вам это не кажется странным?
2. В евангелии описано, как одна женщина из толпы воскликнула:
«Счастлива та, чье чрево носило Тебя и чья грудь вскормила Тебя!». На что Иисус ответил: «Скорее счастливы те, которые слушают слово Бога и соблюдают его!» (Лк 11.27-28).
Странно, что православный священник снова возвращается к прославлению женской утробы и груди.
3. По всей видимости, г-н Ткачев вдохновился словами апостола из 1-го послания к Тимофею:
“И обманут был не Адам, это женщина была обманута и стала нарушительницей! Впрочем, и она будет спасена, рожая детей, если, конечно, будет жить с верой и любовью, свято и разумно” (1Тим 2.14-15).
Этот отрывок можно понимать по-разному:
- рождение детей не мешает спасению женщин, если они будут сохранять веру, любовь, святость и благоразумие. Далее в послании упоминаются еретики, которые “запрещают вступать в брак” (1Тим 4.3)
- апостол надеется на божественную помощь (σωθήσεται от σώζω — спасать, выручать) при родах. Ведь проклятие Евы соотносилось не только с болью, но и со смертью рожениц: “в муках будешь рожать детей” (Быт 3.16)
- апостол не считает деторождение достаточным условием спасения:
“разумеется, что чадородие само по себе не может содевать спасения, как и всякое другое дело естественное, — пища, питие, сон” (свт. Феофан Затворник).
«Не родить только, но и воспитать должно. И это есть настоящее деторождение; иначе же это не деторождение, а деторастление” (блаж Феофилакт Болгарский).
4. Жаль, что такой видный оратор РПЦ не обращается к толкованиям святых отцов.
Некоторые из них вообще отказывались видеть здесь обычное рождение детей и толковали о девстве (sic!) и о духовных плодах христианской жизни (свт. Григорий Нисский и свт. Василий Великий).
Другие противопоставляли совращение Адама его женой Евой воспитанию детей христианками. Упор сделан не на рождении детей, а на научении их пути праведности,
“т. е. если будут под её тщательным руководством, и если пребудут в благочестном воспитании и в научении всякой добродетели. Девы же и неплодные и бездетные старицы могут смыть с себя это поношение чрез другие добродетели” (Евфимий Зигабен).
Многих россиян неприятно поразила риторика г-на Ткачева, ведь женщины не рожают по ряду причин. Но миссия Церкви говорить не про зачатие, роды и груди!
Откроем толкование свт. Иоанна Златоуста:
“Жена спасется чрез рождение детей? Нет, не это говорит (апостол), а то, что спасется весь женский пол… Разве это (рождение детей) лишает (силы прочие добродетели)? При том, какое отношение имеет это к девам? Какое к неплодным? Какое к вдовам, которые прежде, нежели начали рождать, лишились мужей? Разве они погибли, разве им не остается ни малейшей надежды? Ей даровано не только то (что зависит от природы), но и то, что относится к воспитанию детей. «Если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием», то есть, если после рождения сохранят себя в любви и чистоте”.
Полагаю, что главный провал этого кривляния г-на Ткачева заключается в постановке телеги впереди лошади. Он постоянно чего-то требует от россиян: “Пусть мужик ломает бабу об колено! Пусть женщины зачинают и рожают!”
А ведь христианская педагогика действует иначе.
Сначала человеку помогают довериться Богу и Его Церкви (этап миссии), затем следует личное наставление в церковной традиции перед участием в Таинствах (катехизация=духовное просвещение). И только затем, если конкретный обращенный ко Христу человек доверился вот этому конкретному священнику, начинается этап пастырства с беседами, исповедями и серьезными наставлениями.
Современным спикерам РПЦ некогда вести такую “работу с людьми”. Поэтому они действуют в трэш-стиле: кидаются слонами, оскорбляют, шокируют и откровенно троллят публику.
P.S. Интересно, а при встрече с монахиней (лучше с игуменьей) г-н Ткачев тоже говорит:
«Матушка, лучше б Вы были мальчиком!» ????
О времена, о аввы!