Мы привыкли к тому, что дети — это самоценность.
Многим нравятся лубочные картинки, на которых Иисус обнимает детей.
Россияне просят покрестить ребенка, чтобы тот не болел, будто Божество должно быть более благосклонным к крещеным детям.
Но принципы современного гуманизма не имеют ничего общего с Библией.
Социальный статус ребенка исторически сильно менялся от полной зависимости от воли взрослых к отношениям паритетности и правам ребенка.
В настоящее время мы видим результаты смены парадигмы с «взрослоцентризма» на «детоцентризм».
В 1959 г. появилась Декларация прав ребенка, а в 1989 г. произошло принятие Международной конвенции о 7 правах ребенка.
В Св. Писании ничего этого нет.
Социальная ценность ребенка не “упала с Неба”, а стала результатом эволюции морали.
Рассмотрим это на конкретных примерах.
В Ветхом Завете ребёнок был ценен как будущий взрослый, а не ребенок как таковой
Он был продолжением родителей; на детях напрямую сказывался статус отца и матери. Более того,
“женщины и дети в то время рассматривались как имущество мужчин. Например, в Декалоге последняя заповедь запрещает желать (то есть так сильно хотеть, что думать о краже) чей-то дом, чью-то жену, чьего-то раба, вола или осла. Таким образом, мы видим, что жена человека ценится наравне с ослом” (Б. Эрман).
- Финансовые трудности
В Древнем Израиле “одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: мой муж умер… теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе. И сказал он: наливай во все эти сосуды; полные отставляй… Когда наполнены были сосуды, остановилось масло. И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими (4 Царств 4.1-7).
Кто-то в этом отрывке увидит проявление Божьей заботы к погрязшей в долгах женщине с детьми. Но в Библии это событие представлено как чудо, т.е. как нечто исключительное и редкое. Даже Иисус обращал внимание на то, что пророки Илия и Елисей оказывали помощь нескольким иноплеменникам, хотя в Израиле было множество людей и детей со сходными проблемами:
“поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина” (Лк 4.25-27).
Пророк Елисей воскресил умершего сына сонамитянки (4 Цар 4.32-37).
Одного! И это на фоне ужасающей детской смертности в древнем мире.
Библия сообщает нам, что Бог исключительно редко вмешивается в земные дела, чтобы поддержать семьи с детьми. А исключение всегда подтверждает правило.
Более того, возможность продажи детей в рабство в счет погашения долга родителей прямо подразумевается заповедью Ветхого Завета:
“Когда же продаст кто-то дочь свою в рабство…” (Исх 21.7).
Нам постоянно говорят, что библейское откровение подняло иудеев и христиан на высочайший нравственный уровень, но в таких важнейших вопросах морали, как дети и рабство, мы не видим в Библии значительного прогресса.
И это при том, что
“повсюду на древнем Ближнем Востоке наблюдалась озабоченность положением обездоленных классов”.
- Религиозный статус родителей
Если родители ребенка — язычники…
Первое, что приходит на ум — это гибель человечества в Великом Потопе.
Трансцендентным ответом на человеческое насилие тогда стало глобальное божественное контрнасилие:
«Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт 6:7).
Это решение затем повторяется несколько раз (Быт 6:17; 7:4, 21–23).
В книге Исход Яхве уничтожает всех первенцев египтян лишь для того, чтобы явить свою славу египтянам и древним иудеям заодно.
Второзаконие — это одна из самых жестоких книг Библии. Предписания Второзакония расположены в концептуальной рамке, которая была создана по образу и подобию существовавших в то время мирных договоров.
Её автор ориентировался на зверства Ассирийской империи, в то время как авторы Бытия и Исхода заимствовали более мягкие шаблоны хеттских договоров XIV–XIII веков до н.э., где благословений и проклятий поровну.
Иными словами, они писали про древнейшие периоды человеческой истории (Потоп, патриархи, Исход), опираясь на более свежие источники.
Например, автор книги Бытия усадил детей патриарха Иакова на верблюдов (Быт 31.17), хотя те не были одомашнены в качестве вьючных животных ранее конца II тысячелетия и не использовались широко в этом качестве на Ближнем Востоке вплоть до 1000 года до н. э. Резкое увеличение числа верблюжьих останков VII в.до н. э. отмечено в раскопках на территории Израиля.
Только тогда верблюды стали рядовым, обычным явлением ландшафта, которое было отражено в книге Бытия как случайная деталь литературного повествования.
Книга Второзакония создавалась в период израильской монархии (примерно через 600 лет после Моисея). К VIII веку до н.э. хеттская империя, могущественная империя бронзового века, давно почила в Бозе, зато в расцвете находилась неоассирийская империя, еще более могущественная империя железного века.
От договоров до тактики осады – Ассирия использовала имперский террор в качестве сознательной военной стратегии и просчитанной внешней политики. Ассирийские договоры VIII и VII веков до н. э. все более увеличивали раздел Санкций. При этом благословения обычно вообще отсутствовали, а проклятья возглашались с символическими действиями и устрашающими ритуалами.
Отмечу, что во Второзаконии проклятий в четыре раза больше, нежели благословений.
В марте 672 г., то есть за несколько лет до появления Второзакония, ассирийский владыка Асархаддон созвал торжественное собрание, в ходе которого заключил заветы с девятью малыми царствами на своей иранской границе. Например, в договоре с мидийским вождем Санкции как проклятия занимают 254 из 674 строк (38 %).
Ассирийская агрессия надолго отбросила тень на Землю Израилеву, повлияв на понимание не только завета, но и Бога.
Именно ассирийскую модель договора Второзаконническая традиция сделала ключом к пониманию завета Божьего с Израилем. Библеист Доминик Кроссан указывает на
“прямую связь между ассирийскими и второзаконническими проклятиями… Ассирийские вассальные договоры (с их сильным акцентом на Санкции) суть метафора, модель и матрица для Второзаконнической концепции завета”.
Посмотрим, как Яхве во Второзаконии предписывает поступать с детьми язычников-амореев, которые, наряду с хананеями, составляли основное население Ханаана до прихода израильтян и филистимлян:
“И сказал мне Господь: вот, Я начинаю предавать тебе Сигона; начинай овладевать землею его… и мы поразили его и сынов его и весь народ его, и взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых; только взяли мы себе в добычу скот их и захваченное во взятых нами городах” (Втор 2.31-35).
В Библии сказано, что все аморейские дети были убиты.
Добычей иудеев стал лишь скот и ценное имущество.
В этом смысл древнего “заклятия” — убить всех. Ассирийская империя использовала геноцид (заклятие) для устрашения и деморализации противников:
“вот, ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие; ты ли уцелеешь?” (Ис 37.9).
Скорее всего, описанные во Второзаконии массовые убийства язычников с детьми исторически не имели места. Но нам интересны мотивы автора Второзакония, сложившего такие жуткие легенды о якобы славных победах Израиля. На древнем Ближнем Востоке цари старались приписать своим предкам самые высокие заслуги, даже если таковых не имелось. Вот и автор Второзакония пытался внушить будущим поколениям иудеев простую концепцию Завета с Яхве: если будете слушаться, обретете благословение; если не будете слушаться, обретете проклятие. И наоборот, если на вас благословение, значит, вы слушались; если прокляты, значит, не слушались.
А чтобы придать в глазах читателей (скорее, слушателей) этой концепции большей значимости, автор использовал в качестве образца методы ассирийской экспансии второй половины VIII века до н.э.
Надеюсь, что эти пояснения помогут иначе смотреть на кровавые истории из книги Второзакония.
“И предал Господь, Бог наш, в руки наши и Ога, царя Васанского, и весь народ его; и мы поразили его, так что никого не осталось у него в живых; и взяли мы в то время все города его; не было города, которого мы не взяли бы у них: шестьдесят городов, всю область Аргов, царство Ога Васанского; и предали мы их заклятию, как поступили с Сигоном, царем Есевонским, предав заклятию всякий город с мужчинами, женщинами и детьми; но весь скот и захваченное в городах взяли себе в добычу” (Втор 3.3-7).
Больше всего меня здесь поражает не то, что древние иудеи создавали гипертрофированные легенды про истребление целых народов в Земле Обетованной, а то, что сам Яхве представлен здесь как инициатор жестоких убийств:
“в городах здешних народов, чью землю Господь, ваш Бог, отдает вам во владение, не оставляйте в живых никого! Предайте их всех заклятью и уничтожьте — хеттов, амореев, ханаанеев, периззеев, хиввеев и евусеев — как повелел вам Господь, ваш Бог. Иначе они научат вас творить все те мерзости, которые они творят для своих богов, и вы согрешите пред Господом, вашим Богом” (Втор 20.16-18).
Гипотетически захваченные жители Ханаана могли совратить иудеев в свою веру.
Но зачем же убивать их детей?
Они ведь точно не смогли бы транслировать религиозные традиции своих биологических родителей.
Знаменитую фразу из 136-го псалма «Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» свт. Иоанн Златоуст истолковал как
“страстное желание древних иудеев, которые простирали свой гнев даже на младенческий возраст”.
Почему?
“Поелику вавилоняне жестоко поступали с младенцами иудейскими; то пророк предрекает им равное наказание” (блаж. Феодорит Кирский).
Это простая жажда мести, оформленная в Библии как решение Яхве!
Об этом прямо сказано в Писании:
“Господь сказал Моисею: «Отомсти мидьянитянам за их преступления перед сынами Израилевыми… и отобрали двенадцать тысяч воинов… Они напали на мидьянитян и перебили всех мужчин этого племени. Сыны Израилевы захватили в Мидьяне женщин, малых детей, и весь скот, и все стада… Моисей был в гневе на возвращающихся из похода военачальников. Он сказал им: «Вы оставили всех женщин в живых? Убейте всех мальчиков и убейте всех женщин, которые познали мужчину! А девиц, еще не познавших мужчину, оставьте в живых, для себя” (Числ 31.1-18).
Поскольку мальчики не могли стать женами иудеев, их просто убили.
В текста дано прямое указание на необходимость убийства женщин, дескать, это мидьянские женщины
“склонили сынов Израилевых к преступлению против Господа” (Числ 31.15-16).
Допустим.
Но почему девственницы не смогут “склонить” иудеев к идолопоклонству?
И чем же хуже тогда мидьянские мальчики?
Посвящение детей
Говоря о религиозном статусе иудейских родителей, мы должны упомянуть странный обычай — посвящение ребенка Богу.
Ричард Докинз крайне возмущен таким подходом:
“в нашем обществе, включая его нерелигиозных членов, не встречает возражений возмутительная идея о разумности и целесообразности внушения малолетним детям религиозных взглядов родителей. Никто не возражает против навешивания на детей религиозных ярлыков – «ребенок-католик», «ребенок-протестант… Пожалуйста, прошу вас: пробудите свое сознание и каждый раз, когда вы с этим столкнетесь, не упускайте случая вмешаться и поправить говорящего. Ребенок – не христианин, но сын или дочь родителей-христиан” («Бог как иллюзия»).
Но в древности не было понятия о правах ребенка, поэтому иудеи приносили обеты относительно своих детей и решали их судьбу в контексте ветхозаветной религии.
Считалось, что в принципе все первенцы мужского пола людей и животных принадлежали Яхве. Это привело к освящению (отделению) первенцев на служение Богу. По закону первенцы могли освобождаться от этой роли посредством выкупа, а их место занимали левиты (Чис 3.11–13). В этом смысле, дав обет, Анна не воспользовалась возможностью выкупить своего сына Самуила.
- Нравственное состояние отца и матери. Грехи родителей
Рассмотрим теперь ситуацию, когда ценность детей зависит от поступков их родителей — древних иудеев.
Дети наказаны за грехи дедов и отцов
В Пятикнижии дан четкий и простой посыл:
Яхве “ наказывает вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода” (Исх 34.7, Втор 5.9).
Откроем книгу Левит:
“Если же после сего пойдете против Меня, то Я пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей” (Лев 26.21-22).
Как уже упоминалось ранее, Второзаконническая концепция завета с Богом была смоделирована по типу ассирийских договоров. Например, в договоре Асархаддона с мидийским вождем сказано:
«Как эти весенние ягнята и овечки взрезаны, и их кишки обмотаны вокруг их ног, так пусть кишки твоих сынов и дочерей будут обмотаны вокруг твоих ног» (строки 551–554).
Давайте сравним эти строки с угрозами Яхве в отношении своих подданных — древних иудеев:
«Проклят будет плод чрева твоего… Сыновья твои и дочери твои будут отданы другому народу… Сынов и дочерей родишь, но их не будет у тебя, потому что пойдут в плен… И ты будешь есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих… Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами и болезнями злыми и постоянными… будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас» (Втор 28:18, 32, 41,53,59,63).
Позже Иезекииль пытался опровергнуть этот тезис:
“лишь тот, кто согрешил, тот и умрет! Сын не будет отвечать за грехи отца, и отец не будет отвечать за грехи сына” (Иез 18.20).
Но из этого ничего не вышло. Его современник — пророк Иеремия — лишь подтвердил богословие Пятикнижия:
“Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них” (Иер 32.18).
Потомки развратников (бастарды)
Обозначенный тезис можно рассмотреть на примере конкретного греха — распутства.
У распутной женщины рождались дети, но Яхве их отвергал как нечистых:
“сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне” (Втор 23:2); “детей ее не помилую, потому что они дети блуда” (Осия 2:4).
Бесполезно спрашивать, в чем вина детей и правнуков конкретной проститутки. Богу они просто не нужны.
Далее рассмотрим классический пример наказания детей за грехи отца. Царь Давид как обычный восточный монарх увидел красивую женщину и сразу овладел ею (совершил прелюбодеяние).
Яхве хотел убить Давида, но царь так сильно раскаялся, что Бог смилостивился и решил покарать не его, а его детей:
«Я согрешил», — сказал Давид Нафану. «Господь загладил твой грех, ты не умрешь! — ответил Нафан. — Но сын, который родился у тебя, он умрет, потому что ты пренебрег Господом». На седьмой день ребенок умер (2 Цар 12.13-18).
Хочется понять, что означает фраза “Господь загладил твой грех”, если впоследствии погибло несколько детей Давида?
Верность иудеев своему Господу будет иметь последствия для их братьев и детей: Яхве смягчит сердца захватчиков и разрешит тем вернуться в Землю обетованную (2 Пар 30.9).
Непонятно, как при этом реализовалась свободная воля врагов Израиля?
Цена ошибки ребенка — смерть
Современные педагоги призывают родителей позволять ребенку совершать ошибки. Но в Библии сказано, что даже за единственную ошибку ребенка следует казнить.
Например, однажды пророк
“Елисей пошел в Бет–Эль. Когда он шел по дороге, из города выбежали мальчишки и стали дразнить его: «Пошел, плешивый! Пошел, плешивый!» Обернулся он, посмотрел на детей и проклял их именем Господа. Вышли из леса две медведицы и напали на детей: сорок два мальчика из их числа были растерзаны” (4 Цар 2.23-24).
Такой подход законодательно закреплен в Пятикнижии Моисея:
“Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти” (Исх 21.15);
“Если дочь священника осквернит себя блудодеянием, то она бесчестит отца своего; огнем должно сжечь ее” (Лев 21.9).
Розга для сына
За более невинные преступления в Библии предусматриваются телесные наказания для детей:
“Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его” (Прит 13:24);
“Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней” (Прит 23.13,14);
“Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери” (Прит 29.15).
Страдания и смерть детей ради прославления Яхве
Чтобы явить свою силу и прославиться, Яхве устраивает сражение с богами Египта. Для этого страдают обычные животные и люди:
“в эту ночь Я пройду по Египту и убью всех первенцев в этой стране, и первенцев людей и первенцев скота. Это будет Мой суд над всеми богами Египта. Я — Господь!” (Исх 12.12).
Представьте себе всех первенцев всех семей в вашем родном городе, умирающих за одну ночь, не говоря уже о всех солдатах армии фараона.
История Иова поставила под сомнение концепцию непрестанного вмешательства Яхве в земные дела для сохранения праведников и наказания грешников. Автор книги Иова противостоял простой, но не работающей концепции божественного воздаяния, отраженной в книге Второзакония и Псалтири.
По словам Барта Эрмана,
«для многих читателей окончание книги Иова несет большой смысл — за исключением одного важного аспекта. После того, как Иов выдержал испытание и остался верен Богу, Господь награждает его, даруя ему вдвое больше того, что тот имел ранее, — вдвое больше овец, ослов и быков. И он возмещает ему потерю семерых сыновей и трех дочерей, заменяя их новыми.
Но подождите секунду! Это не лишено смысла, когда дело касается домашнего скота, — можно также преумножить земли. Но можно ли заменить человеку детей? Если вы теряете ребенка, будет ли вам легче от появления нового? Означает ли это, что Бог может разрешить Сатане убить десять детей и расплатиться за это с Иовом, попросту заменив их на новых («Не волнуйся: это просто была проверка!»)?
Для многих читателей это наиболее волнующий из всего Писания вопрос».
Новый Завет о детях
В евангелии и посланиях апостолов социальный статус детей фактически не претерпел изменения. Дети воспринимаются лишь как продолжение родителей.
За грехи родителей Бог грозился
“детей поражать смертью” (Откр 2.20-23).
Воспитание детей — это способность хорошо ими управлять (1 Тим 3.12).
Дети должны во всем подчиняться родителям,
“ведь это приятно Господу” (Кол 3.20).
Отец принимает решение о замужестве своей дочери (1 Кор 7.35-36).
Телесные наказания детей не только не запрещаются, но и отождествляются с родительской заботой:
“есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны” (Евр 12.7-8).
В евангельской притче продажа детей за долг отца представлена как норма вещей (Мф 18.25).
Посвящение детей Богу (Деян 2.38-39) в христианской среде очень скоро привело к появлению обычая крещения детей христиан.
И наоборот, дети неверующих родителей в Церкви стали восприниматься как “нечистые” (1 Кор 7.14).
Религиозный статус родителей сказывается на отказе Церкви крестить их детей:
- “священник аще крестит турчину детищ… да извержется” (203-е правило Номоканона при Большом Требнике);
- не следует крестить детей притворных христиан: “поелику некоторые возомнили ругатися Христу, притворно делаяся христианами, то определяем сих ни в молитве, ни в церковь не приимати… и детей их не крестити” (8-е правило VII Вселенского собора).
В евангелиях исцеление детей происходит только по просьбе взрослых. Иногда мы слышим отказ Иисуса исцелять детей.
Лубочные христианские картинки отражают требование Иисуса пустить детей приходить к нему и не препятствовать им,
“ибо таковых есть Царствие Божие” (Мк 10.14).
Обратим внимание, что здесь дети рассматриваются как будущие граждане Царства Небесного, а не как страдающие детки из плоти и крови.
В этом мире Иисусу им фактически нечего предложить.
Исключения составляют несколько чудес исцеления детей.
Так рожденный слепым от рождения страдал всю жизнь исключительно ради прославления Яхве (Ин 9.3). Точно также Иисус воскресил дочь начальника синагоги Иаира, а все остальные дети в Иудее так и не воскресли.
Предвидя грядущие бедствия, Иисус лишь высказывает жалость к беременным иудейским женщинам, а также “питающим сосцами” своих младенцев. Лука поясняет, что “великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей” (Лк 21.23).
Иными словами, эти дети должны разделить коллективную ответственность за грехи своих предков. Отцы согрешили, а страдают дети.
Перед лицом грядущего Царства Иисус требовал, чтобы его ученики оставили своих жен и детей:
“если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, тот не может быть Моим учеником” (Лк 14:26).
Некоторые из них по его призыву
“оставить дома, братьев, сестер, отца, мать, детей” (Мф 19.29)
действительно оставили жен и детей, как Симон Петр и иные апостолы. Прекратив рыбную ловлю, они оставили свои семьи в двусмысленной ситуации — без развода и материального обеспечения.
Представим себе на секунду, что современный проповедник скорого Конца света предлагает своим адептам бросить обучение в университете, уволиться с работы и оставить семью с детьми ради великой духовной миссии.
Как это оценит обычный россиянин?
Вряд ли он будет восхищаться этим как воплощением традиционных ценностей. Напротив, он назовет это сектантством и изуверством.
Подведем итоги
В Ветхом Завете Яхве провозгласил, что израильтяне — Его, и только Его народ. Другие народности, населяющие обещанную потомкам Авраама землю, не только не имеют права жить там, но и не имеют права просто жить.
Израильтяне должны не просто выгнать их из домов, но и убить их всех, до последнего ребенка (за исключением некоторых девственниц, которых мужчины могут взять себе).
Именно такие посылы бесконечно повторяются на протяжении всех книг Ветхого Завета.
Никакого сострадания к «слезинке ребёнка» в Библии нет.
Яхве призывает убивать детей, физически наказывать, а также продавать в рабство. При этом речь о виновности этих детей вообще не идет: они страдают за грехи своих родителей, а порой Яхве отвращается от потомков грешника до 10-го поколения. Понятно, что индивидуальные особенности этих потомков Яхве не интересовали.
Иногда Яхве убивает детей исключительно для собственного прославления.
Так было во время Исхода иудеев из Египта. Поэтому погибли и дети Иова.
В Новом Завете мы видим в чем-то более жесткие требования.
Да, Иисус не убивает хананеянку, а исцеляет ее дочь.
Но это скорее притча в действии, чем реальное стремление исцелять больных детей.
Не имея собственных детей, Иисус своим ученикам повелел оставить жен и детей.
В Иудее I века это означало обречь семью на нищету и голод.
Иисус призывал детей к себе не для того, чтобы улучшить их условия жизни здесь и сейчас.
Нет. Его мышление апокалиптика воспринимало детей лишь как будущих жителей Царства Божия. А на земле всем христианам придется много пострадать:
“многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие” (Деян 14.22).
В церковной традиции дети также рассматриваются как продолжение родителей. Со II в. детей христиан стали крестить.
Рассмотрим опыт семейной и хозяйственной жизни крупного домашнего хозяйства в Московской Руси XV–XVI вв. Он отражен в «Сильвестровской» редакции книги «Домострой». Здесь отцу запрещается улыбаться своим детям:
«Любя же сына своего, учащай ему раны… наказывай сына своего с юности… Воспитай дитя в запретах… не улыбайся ему, играя… И не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребра, пока он растет».
Очевидно, что автор цитирует неканоническую книгу Сираха (Сир 7.25-27; 30.1-10).
Библейскому учению о детях можно противопоставить советы польского педагога Януша Корчака:
«Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижай!
Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы делали твоему.
Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой».
Протод. Андрей Кураев считает, что в советах Януша Корчака
“нет цитат из Писания, но они более пронизаны духом Евангелия, чем Домострой”.
Не могу согласиться с его тезисом.
В отношении детей евангелие, как и весь Новый Завет, не явило какого-то нового “духа”.
По-настоящему новые принципы педагогики пришли в нашу жизнь не из Библии, а в результате деятельности светских гуманистов.
P.S.
Жестокое обращение с несовершеннолетним наказывается в России штрафом, либо обязательными работами, либо лишением свободы на срок до трех лет («Уголовный кодекс Российской Федерации». Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего)
Источники
- Библиотека литературы Древней Руси. Том 10 (XVI век). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/biblioteka-literatury-drevnej-rusi-tom-10/4
- Докинз Ричард. Бог как иллюзия. Пер. с англ. Н. Смелковой. — М.: Издательство КоЛибри, 2008
- Кроссан Джон Доминик. Библия. Ужас и надежда главных тем священной книги. — М.: Эксмо, 2015
- Уолтон Джон X., Мэтьюз Виктор X., Чавалес Марк У. Библейский культурно-исторический комментарий. Ветхий Завет. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejskij-kulturno-istoricheskij-kommentarij-vethij-zavet/
- Эрман Барт Д. Библия. Историческое и литературное введение в Священное Писание. — М., 2015
- Эрман Барт Д. Почему мы страдаем? Как получилось, что в Библии не нашлось ответа на этот вопрос. – М, 2019